Исполнение отдельных поручений по упк рф

Досудебное производство по УПК Российской Федерации

Исполнение отдельных поручений по упк рф

Рецензенты:

В. А. Азаров, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Омского государственного университета, заслуженный юрист РФ

А. С. Прошляков, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса Уральской государственной юридической академии

© Ю. К. Якимович, Т. Д. Пан, 2004

© Изд-во Р. Асланова

«Юридический центр Пресс», 2004

Глава 1
Участники досудебного производства

Новый УПК РФ построен на основе концепции действия принципа состязательности во всех стадиях уголовного процесса, в том числе и досудебных. Исходя из этой концепции, в УПК все участники уголовного процесса подразделяются на четыре группы:

• суд;

• участники уголовного процесса со стороны обвинения;

• участники уголовного процесса со стороны защиты;

• иные участники уголовного процесса.[1]1  Иные участники уголовного судопроизводства будут рассмотрены в гл. 9 настоящей работы.  Не рассматриваются также в гл. 1 такие участники, как гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

[Закрыть]

1.1. Суд в досудебном производстве

Полномочия суда в досудебном производстве существенно расширены. Их можно разделить на две группы.

1. Полномочия суда по разрешению производства следственных и иных процессуальных действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК только суд, в том числе в ходе досудебного производства правомочен принимать решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;

7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

8) о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

10) о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ;

11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

2. Полномочия суда по разрешению жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания (ч. 3 ст. 29 УПК РФ).

В соответствии со ст. 125 УПК в судебном порядке прежде всего могут быть обжалованы постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.

Но далее в этой статье записано: «…а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования».

Любое действие (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и любое принимаемое ими по уголовному делу решение, если не нарушают, то во всяком случае способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. А значит, по смыслу УПК в суд могут быть обжалованы практически любое действие (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и любое принятое ими решение.

К сожалению, не разрешается эта проблема и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 18–П. Формулировки этого Постановления применительно к ст. 125 УПК весьма обтекаемы и неконкретны.

Безусловно, судебный контроль в досудебном производстве необходим. Но не столь тотальный, как он предусмотрен действующим УПК. По существу, судья вольно или невольно превращается во второго прокурора и еще одного «начальника» следователя.

Судья превращается в заложника принимаемых им в досудебном производстве решений, и есть реальные опасения, что он может из беспристрастного арбитра, разрешающего спор между сторонами обвинения и защиты, превратиться в придаток обвинительной следственной власти.

Мы уже не говорим о том, насколько усложняется работа следователя и увеличивается нагрузка на суд.

1.2. Участники со стороны обвинения[2]2  Дознаватель, орган дознания, начальник органа дознания – эти участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения рассматриваются в гл. 14 настоящей работы. [Закрыть]

1.2.1. Прокурор

В соответствии с ч. 1 ст.

37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также органов дознания и органов предварительного следствия. А в ч. 4 этой же статьи установлено, что в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Таким образом, назначение прокурора, его функции и полномочия различны в досудебном и судебном производстве.

В судебных стадиях по действующему УПК (впрочем, так же, как и по Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации») прокурор осуществляет только одну функцию – функцию государственного обвинения. Эта функция производна от функции уголовного преследования.

Можно сказать, что, поддерживая государственное обвинение в суде, прокурор тем самым продолжает осуществлять уголовное преследование.

[3]3  Противники того, чтобы прокурор в суде осуществлял не только обвинение, но и надзор, обычно в качестве аргумента приводят то обстоятельство, что суд является одной из ветвей власти, и поэтому прокурор не должен осуществлять надзор за деятельностью суда.

Однако подобная постановка вопроса несостоятельна по существу. Ведь осуществляет же прокуратура надзор за законностью принимаемых актов другими ветвями власти – исполнительной и законодательной.

Прокурор вправе опротестовать любой акт, принятый как местным органом власти, так и администрацией, а также министрами и другими должностными лицами. Прокурор не осуществляет надзор за законностью деятельности высших исполнительных и законодательных органов (правительства, президента, парламента) РФ.

Поэтому из числа субъектов, деятельность которых поднадзорна прокуратуре, обоснованно исключены высшие судебные органы (Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд). Но за законностью принимаемых судебных актов другими судами прокуратура должна осуществлять надзор и принимать все меры к отмене незаконных судебных актов, равно как и к отмене незаконных актов, принимаемых местными органами власти и администрацией.

[Закрыть]

В досудебном производстве прокурор осуществляет две функции:

1. Уголовное преследование. Впрочем, анализ полномочий прокурора позволяет нам сделать вывод, что на самом деле по содержанию эта функция шире, чем просто уголовное преследование. Прокурор не просто осуществляет уголовное преследование, а, осуществляя уголовное преследование, руководит деятельностью других участников со стороны обвинения: дознавателя, начальника следственного отдела.

Не случайно ранее эта функция прокурора в досудебном производстве обозначалась как процессуальное руководство предварительным следствием. Судя по полномочиям прокурора в досудебном производстве изменилось лишь название этой функции, но не ее содержание. «Хозяином», руководителем, главным лицом по любому уголовному делу является прокурор.

Только с его согласия возбуждается и прекращается (по нереабилитирующим основаниям) любое уголовное дело. Прокурор может поручить расследование по любому уголовному делу (в рамках подследственности) любому дознавателю или следователю, а может и сам любое уголовное дело или производить по любому делу любые следственные действия.

Письменные указания прокурора обязательны для дознавателя, следователя органа дознания, начальника следственного отдела и т. д.

2. Осуществляя уголовное преследование, прокурор одновременно выполняет и функцию надзора за соблюдением закона при производстве предварительного расследования.

На протяжении десятилетий в уголовно-процессуальной литературе отмечается ненормальное положение, когда прокуратура осуществляет одновременно две функции: руководство расследованием и надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования.

Получается, что прокуратура надзирает «сама за собой», и в лучшем случае такой надзор является по существу не чем иным, как ведомственным контролем.

Представляются неудачными и теоретически несостоятельными попытки некоторых ученых обосновать тезис о том, что якобы руководством расследования прокурор и выполняет функцию надзора.

Невозможно совместить несовместимое.

Прокуратура должна осуществлять надзор, но не руководство предварительным расследованием.

Именно из надзорных функций прокуратуры проистекают такие права прокурора, как санкционирование наиболее важных решений органов предварительного расследования, дача им согласия на прекращение уголовного дела или направление его в суд.

Таким образом, по нашему убеждению, прокурор, во-первых, должен быть освобожден от не свойственной ему, противоречащей предназначению и сущности прокурорского надзора функции руководства деятельностью органов, ему не подчиненных, деятельностью, за законностью которой прокурор должен осуществлять надзор. Ибо реализация этой функции превращает прокурора в заурядного администратора по отношению к органам расследования.

Во-вторых, органы прокуратуры не должны и сами расследовать или участвовать в расследовании уголовных дел. Это также противоречит функции надзора.

Итак, применительно к предварительному производству прокурор, как и в других направлениях надзора, должен осуществлять только надзор за соблюдением и исполнением законов, должен быть освобожден от руководства предварительным расследованием и от производства предварительного расследования.

Подобное решение проблемы, с одной стороны, несомненно, повысит эффективность надзора, а значит, и эффективность предварительного расследования. С другой стороны, следователь освободится от двойного подчинения, мелочной опеки со стороны органов прокуратуры.

И, наконец, станет очевиднее необходимость скорейшего создания единого следственного аппарата.

Полномочия прокурора в досудебном производстве установлены в ч. 2, 3, 5 ст. 37 УПК РФ.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) давать письменные указания органу дознания, дознавателю, следователю, которые для них являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК;

18) прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования. Отказ прокурора от осуществления уголовного преследования влечет прекращение уголовного дела: в стадии предварительного расследования – самим прокурором, в стадии судебного разбирательства – судом;

19) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Иные полномочия должны быть прямо предусмотрены в статьях УПК. К иным полномочиям, в частности, относятся полномочия:

1) на создание следственной группы (ст. 163 УПК);

2) на составление нового обвинительного заключения при принятии решения по поступившему от следователя уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК);

3) на изменение объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 221 УПК);

4) на дополнение или сокращение списка лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения (п. 3 ч. 2 ст. 221 УПК);

5) на отмену или изменение ранее избранной меры пресечения, а также на избрание меры пресечения, если таковая не была избрана (п. 2 ч. 2 ст. 221 УПК);

6) на возращение уголовного дела для пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК);

7) на соединение уголовных дел в одно производство (ч. 3 ст. 153 УПК);

8) на выделение уголовных дел (ч. 3 ст. 154 УПК) и др.[4]4

Источник: https://iknigi.net/avtor-timofey-pan/97792-dosudebnoe-proizvodstvo-po-upk-rossiyskoy-federacii-timofey-pan/read/page-1.html

Исполнение отдельных поручений по упк рф | Зона права

Исполнение отдельных поручений по упк рф

При возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части первой настоящей статьи, суд обязан указать обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации действий обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния.

При этом суд не вправе указывать статью Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой деяние подлежит новой квалификации, а также делать выводы об оценке доказательств, о виновности обвиняемого, о совершении общественно опасного деяния лицом, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. 2. Утратила силу.

3.

Чуркин А.В. Еще раз к вопросу об объяснениях как новых доказательствах // Российский следователь. — 2015. — № 3. — С. 45–47.

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Участок завершения преступления

Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

Кроме того, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе не только произвести их лично, но и поручить производство этих действий в силу ч. 1 ст.

152 УПК соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

Закон определяет, что следователь по расследуемому делу вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Они даются в письменном виде и являются обязательными.

Выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий, а именно: вручение документов участнику арбит-ражного процесса, опрос свидетелей, производство экспертизы, обеспечение иска, признание и исполнение судебного решения, взыскание судебных расходов и т.д.

— производится в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Российской Федерации, ст. 215 АПК РФ и Инструкцией Министерства юстиции СССР от 28.02.

1972 «О порядке оказания судами и органами нотариата правовой по-мощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям».

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. 162 время обжалования следователем постановления прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела также не включается в срок следствия.

Место производства предварительного расследования 1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Направление отдельного поручения следователя и его исполнение должно осуществляться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом [8, с. 45].

Отдельное поручение следователя имеет своей целью разделение труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего.

Разные места совершения деяния

Целесообразность поручений определяется возможностью в кратчайшие сроки и с наименьшими процессуальными и организационными усилиями провести необходимые действия, направленные на: 1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; 2) привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших; 3) розыск лиц, совершивших деяния, и на обеспечение их надлежащего проведения.

Причем УПК РФ не ограничивает право следователя давать поручения органу дознания пределами района деятельности следователя. Так, ч.1 ст.

152 УПК РФ определено: «В случае необходимости производства следственных … действий в другом месте, следователь справе произвести их лично либо поручить производство этих действий … органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее десяти суток».

Необходимость в поручении органу дознания производства определенных следственных действий может быть обусловлена не только большой загруженностью следователя.

Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
Глава: 5.3. Поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий). Предмет: Уголовное право.

Статья 256 АПК РФ. Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий

В решении о направлении дела для дополнительного расследования указываются его основания, обстоятельства, которые дополнительно должны быть выяснены, а также определяется мера пресечения в отношении обвиняемого (ч. ч.

вторая и третья статьи 232 УПК РСФСР).

Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них .

Более того, рассмотрение дела судом вообще может не состояться, поскольку действующее уголовно-процессуальное регулирование допускает прекращение уголовных дел в ходе дополнительного расследования.

В названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР указывается, что «отдельные суды вместо вынесения обвинительных приговоров… или оправдания… необоснованно возвращают дела на дополнительное расследование, что порождает волокиту и нарушает права граждан».

Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Источник: http://auction63.ru/khozyaystvennoe-pravo/3296-ispolnenie-otdelnykh-porucheniy-po-upk-rf.html

Юридическое дело
Добавить комментарий