Как наказать водителя совершившего наезд на пешехода

Наезд на пешехода

Как наказать водителя совершившего наезд на пешехода

На дороге возможны любые ситуации, никто не застрахован от темной, плохо освещенной улицы, где можно, совершая обгон, не увидев сплошной линии, запрещающей это действие, наехать на пешехода, неожиданно выбежавшего на проезжую часть. Хорошо если оба участника ДТП останутся живы и «отделаются» только испугом, но в любом случае, без вызова скорой, ДПС и оказания первой помощи не обойтись.

Давайте разберемся как следует себя вести водителю в этой ситуации.

Общие сведения

Наезды на пешеходов, как констатирует печальная статистика, являются самыми частыми причинами дорожно-транспортных происшествий, при этом большинство заканчиваются трагически. Слишком не равна весовая разница между металлическим автомобилем, в среднем весящим примерно тонну, и уязвимым человеческим телом.

Можно с уверенностью говорить, что пешеход «родился в рубашке», если результатом ДТП для него стали переломы рук и ног. Как правило, виновниками таких аварий становятся сами пешеходы, в силу своей невнимательности или спешки.

Распространенное несоблюдение правил дорожного движения в нашей стране — переход дороги на запрещающий сигнал светофора, либо в неположенном месте, последствиями которых могут быть травмы и покошенное здоровье.

При этом факт того, что автомобиль, движущийся пусть даже не на высокой скорости, не может остановиться мгновенно, совершенно не воспринимается пешеходами. Они считают, что машина способна остановиться мнгновенно.

Особенно опасны для водителей такие пешеходы, как дети, лица, находящиеся в состоянии алкогольногоопьянения и люди преклонного возраста. Эти категории граждан меньше всего задумываются о трагических последствиях своего неожиданного появления на проезжей части.

Поэтому, при приближении к пешеходному переходу, независимо от присутствия или отсутствия пешеходов на тротуаре, необходимо снижать скорость, всегда! Даже при зеленом сигнале светофора, разрешающего проезд водителей, убедитесь, что никто не торопится перебежать дорогу на красный свет, ведь дисциплинированность наших граждан на дорогах намного ниже, чем, например, в Европе.

Вина водителя

Но не стоит винить только пешеходов, зачастую и сами водители бывают не правы, пытаясь поскорее «проскочить» перекресток на красный свет, не пропуская пешеходов на переходах без светофорного регулирования или настырно газуя, тем самым показывая свою наглость и нетерпеливость.

Важно, что зачастую пешеходы, попавшие под колеса автомобиля, погибают не от столкновения, а от последствий этого столкновения. Самый наглядный пример — удар головой об асфальт или о бордюр.

Так человек от столкновения с автомобилем получает не смертельные травмы — перелом, вывих, сильный ушиб, но при ударе головой об асфальт или иной твердый предмет пострадавший получает травмы несовместимые с жизнью и погибает, кроме того смерть может наступить в результате удара головой о лобовое стекло или кузов автомобиля.

Многие автопроизводители во время краш-тестов проводят также и специальные проверки по воздействия автомобиля на человека. На схеме показаны места соприкосновения частей тела пешехода с машиной.

Бывают случаи, когда нарушение ПДД не планировалось ни водителем, ни пострадавшим пешеходом.

Наглядный пример — на дороге, где отсутствуют тротуары, пешеход, идущий по проезжей части, оступается и падает прямо под, проезжающий в это время рядом, автомобиль.

В этом случае даже двигаясь на маленькой скорости, водитель не может проявить мгновенную реакцию — это просто за пределами человеческих возможностей.

Чтобы знать, как предотвратить наезда на пешехода, полезно ознакомиться с видеоматериалом, который разработан специально для обучающихся вождению.

Ответственность водителя

  • «За причинение легкого вреда здоровью пешехода водитель будет привлечен к административной ответственности. Статья 12.24 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает в виде наказания штраф от 5 до 8 МРОТ (500 —800 рублей), или лишение водительских прав на срок от 6 до 12 месяцев, или арест сроком до 15 суток.
  • При тяжком вреде здоровью водитель будет привлечен к уголовной ответственности. Такую ответственность предусматривает ст. 265 Уголовного кодекса в виде ареста до 6 месяцев, либо лишения свободы сроком до 5 лет.
  • А вот если водитель сбежит с места дорожно-транспортного происшествия, максимум что ему грозит —административная ответственность, то есть штраф от 10 до 15 МРОТ (1000 —1500 рублей), или лишение водительских прав на срок до 12 месяцев, или арест сроком до 15 суток»

Теперь рассмотрим что должен предпринять водитель, чтобы избежать уголовной или административной ответственности.

Рассмотрение материалов ДТП

Водителю необходимо внимательно отнестись к тому, что написано о состоянии дорожного полотна в оформленном протоколе, который составляется во время осмотра места ДТП.

Если в немнаписано о том, что сплошная полоса разметки на дороге находилась под слоем грязи, снега или льда, то есть не была видна водителю транспортного средства, совершившего наезд, то дело во многом существенно облегчится и будет в пользу водителя, конечно, если при этом не было других нарушений правил дорожного движения.

А вот если данный факт не отмечен, то возможны тяжелые последствия, и в этом случае, есть смысл отыскать свидетелей ДТП, которые могут подтвердить этот момент, их показания необходимо обязательно приложить к делу.

Документы по дорожно-транспортному происшествию с отсутствием тяжелых последствий должны быть направлены в ГИБДД, где их изучает группа разбора, и после дополнительных проверок приминает согласованное решение о наказании участников ДТП и привлечении их к административным взысканиям.

Материалы об административном правонарушении рассматриваются в 15-ти дневный срок с момента поступлениях их в ГИБДД, согласно статье 257 пункту 1 КоАП РФ.

Обжаловать полученное постановление об административном правонарушении ответчик может в срок до 10 дней со дня вынесения постановления. Жалобу можно подать в суд или вышестоящий орган.

При ДТП, повлекших тяжелые последствия, материалы по делу поступают в органы дознания ГИБДД, где оформляется постановление о не возбуждении уголовного дела, либо же материалы, в случае возбуждения уголовного дела, направляются следователю для дальнейшего решения судьбы дела.

  • «Согласно статье 109 УПК РФ в органе дознания обязаны приять решение по делу ДТП в течение 10 дней с момента поступления его в ГИБДД. Следователь, в случае возбуждения уголовного дела, действует согласно статьям 264 и 265 УК РФ»

Автотехническая экспертиза

Основным же моментом определения вины водителя является наличие технической возможности, например нажатие на педаль тормозов, которая позволила бы предотвратить столкновение, либоееотсутствие.

На месте ДТП рассчитывается время с того момента, когда водитель увидел пешехода.

Обычно расчет ведут по схеме, показывая на ней траекторию движения пострадавшего пешехода, движение автомобиля обвиняемого и пути следования других транспортных средств.

Так же учитывают и показания самого водителя, где, как правило, в первую очередь выясняют в каком темпе и сколько шагов смог сделать пешеход, когда его увидел водитель.

Если пешеход, как в нашем случае, не выбегал на проезжую часть, а стоял посреди дороги, то определяют возможную видимость, где учитывается цвет дорожного полотна и цвет одежды пешехода, то есть, по сути, необходимо узнать расстояние, с которого водитель транспортного средства мог, или должен был увидеть этого пешехода. Далее определяют остановочный путь транспортного средства, совершившего наезд. Расчетная скорость автомобиля учитывается по тормозному пути или из показаний водителя, или же указывается максимально разрешенная на этом участке трассы. Так, если после расчетов выясняется, что остановочный путь автомобиля составляет меньше, чем расстояние, с которого водитель увидел пешехода, то, как правило, выводом ставится отсутствие технической возможности предотвращения ДТП, в результате чего водителя признают невиновным.

Вышеописанная процедура называется автотехническая экспертиза, которую проводят специальные эксперты, а не дознаватель или следователь. Если вы не согласны с ее результатами или уверены, что кое-какие моменты не учтены, требуйте повторной экспертизы, однако, знайте, что ваши аргументы должны быть довольно весомыми.

Запомните, что всегда стоит сохранять все документы. Так, например, если вашему транспортному средству был причинен вред от столкновения с пешеходом, есть вариант, подачи встречного иска на покрытие ваших материальных затрат по КАСКО.

Будьте внимательны на дорогах и удачи вам.

В статье использованы изображения с сайта http://www.restin.crimea.ua

28 декабря, Плехов Константин ГИБДД, ПДД, Разбор ДТП

Источник: http://spokoino.ru/articles/dtp/naezd_na_pewexoda/

Наезд на пешехода: 3 вида ответственности за совершение наезда

Как наказать водителя совершившего наезд на пешехода

Под наездом на гражданина, идущего пешком, в соответствии с ПДД следует рассматривать ДТП, при котором машина наехала на человека, а также ДТП, в котором человек сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К данному виду ДТП также относятся инциденты на дороге, при которых пешеход пострадал от груза или предмета, перевозимого на автомобиле.

Особую важность имеет место, где случился инцидент: на пешеходном переходе или вне его. Необходимо учитывать, что вне зависимости от того, является ли переход для пешеходов регулируемым или не является, лицо, управляющее автомобилем, обязано при приближении к данному отрезку пути удостовериться в отсутствии на нём людей.

Автомобилисту дано право совершать какие-либо маневры только после того, как он полностью будет уверен в отсутствии на переходе пешеходов, желающих пересечь проезжую часть. Учитывая данную норму, в любом ДТП с участием пешехода, случившимся на переходе, водитель будет считаться виновником инцидента.

Единственным исключением из данного правила станет ситуация, когда гражданин преднамеренно бросился под проезжающую машину.

Что касается наезда на человека, произошедшего вне перехода, во многих случаях причиной таких аварий является пренебрежение пешеходами ПДД, которые пересекают проезжую часть в неположенном месте.

Законодательство разрешает переход автомобильной дороги только по пешеходному переходу. В ситуации, когда зебра отсутствует в обозримом пространстве, пересечь автодорогу можно лишь при условии, что участок трассы хорошо просматривается.

Тем не менее, несмотря на пренебрежение пострадавшим ПДД, водитель всё равно привлекается к ответственности в качестве лица, не предотвратившего столкновение.

Какая ответственность предусматривается за совершение наезда на пешехода?

Предусмотрены следующие виды ответственности для лиц, совершивших наезд на человека:

  • административная;
  • гражданская;
  • уголовная.

К какой ответственности должен привлекаться автомобилист, наехавший на пешехода, определяется обстоятельствами инцидента.

  Если гражданином, переходившим дорогу, были получены лёгкие повреждения, водителя ожидает лишь штраф, средние повреждения – автомобилисту грозит более крупный штраф или административный арест до 15 суток, а также лишение права управлять машиной сроком до двух лет.

Если наезд спровоцировал гибель пешехода или в результате наезда пострадавший стал инвалидом – водителю грозят принудительные работы или тюремное заключение.

Административная ответственность

Административная ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее наезд на пешехода, выражается в виде штрафа, уплачиваемого автомобилистом. Величина санкций зависит от тяжести повреждений, полученных пешеходом.

Привлечение к административке возможно в ситуации, когда пострадавшим в ДТП человеком получены лёгкие и средние повреждения. При нанесении незначительного вреда пострадавшему сумма штрафа составляет 2,5 — 5 тыс. руб., при среднем ущербе – 10 — 25 тыс. руб.

Вместе с этим, решением суда водитель может быть лишён прав на срок 12 — 18 месяцев при нанесении лёгкого ущерба пешеходу и на срок 18 — 24 месяца, если человек получил ущерб средней тяжести.

При наступлении административной ответственности нельзя исключать ситуации, когда автомобилист будет привлечён и к гражданской ответственности – пострадавший в судебном порядке может потребовать возмещения ущерба.

Рекомендуем вам узнать, как квалифицируется лёгкая степень вреда здоровью при ДТП. Из статьи вы узнаете о медицинских критериях, которые помогут отнести вред здоровью, причинённый аварией, к лёгким повреждениям.

Гражданская ответственность

При совершении наезда водитель обязан возместить гражданину, пострадавшему от его действий, нанесённый урон.

Поэтому пешеход или родственники пешехода наделены правом обращаться с исковым заявлением в судебные органы, требуя выполнить компенсацию морального и материального ущерба.

При наличии у водителя, совершившего наезд, полиса ОСАГО, вполне вероятно, что часть выплат будет осуществлена страховщиком.

Сумма компенсации ущерба, которую выплачивает виновник ДТП, определяется степенью урона, нанесённого здоровью человека, длительностью лечения и прочими факторами.

Следует отметить, что во многих ситуациях дело не доходит до обращения в суд, так как стороны самостоятельно договариваются о возмещении.

Уголовная ответственность

Если пострадавший человек погиб или получил серьёзные увечья, став инвалидом, водитель в 2019 году будет привлечён к уголовной ответственности. В этой ситуации действия лица, которое управляло машиной, подпадают под ст. 264 УК РФ.

Непреднамеренное причинение здоровью пешехода тяжёлого ущерба может обернуться для автомобилиста принудительными работами, а также двухлетним тюремным заключением. Если наезд совершался в состоянии опьянения, период заключения в тюрьме может увеличиться ещё на 2 года.

Если пешеход погиб в результате наезда, водителю грозит 5 лет тюрьмы. Пьяным водителям, совершившим летальное ДТП, суд может к указанному сроку заключения добавить ещё 2 года. Если при наезде пьяного автомобилиста погибли двое и более человек, период заключения может возрасти до 9 лет.

Алгоритм действий водителя, совершившего наезд

Некоторые автомобилисты, наехавшие на пешехода, в ситуации, когда у пострадавшего отсутствуют жалобы на здоровье, уезжают с места инцидента, потому что не рассматривают его как ДТП. Подобное поведение считается ошибочным, так как водитель лишён права по своему усмотрению уезжать с места аварии.

Если пешеход, попавший под колеса машины, предпринимает самостоятельные попытки уйти с места ДТП, автомобилисту не следует его отпускать, не дождавшись осмотра потерпевшего медиками.

Находясь в состоянии шока, человек может не ощущать полученные травмы, а по прошествии некоторого времени потерять сознание и даже умереть от скрытых повреждений.

Действия автомобилиста регламентированы п. 2.

5 ПДД, который обязывает водителя, допустившего наезд на пешехода, незамедлительно остановить свою машину. Далее требуется включить аварийную сигнализацию, а затем установить на дороге знак аварийной остановки.

Если наезд произошёл на территории населённого пункта, знак размещается на расстоянии не менее 15 м от автомобиля, если за пределами населённого пункта – на расстоянии не менее 30 м. Передвигать с одного места на другое любые предметы, относящиеся к аварии, запрещается.

Далее автомобилисту следует оказать первую помощь пешеходу, взывать «Скорую помощь» и полицию. Если на месте, где произошёл наезд, отсутствует мобильная связь, водителю предписано остановить любую попутку и попросить передать сообщение об инциденте в полицию или сотрудникам ближайшего поста ДПС.

В экстренных случаях водитель должен организовать отправку сбитого машиной человека на попутном транспорте в ближайшее медучреждение.

Если выполнить это не представляется возможным, автомобилист должен самостоятельно доставить пострадавшего в больницу на собственном автомобиле, сообщить представителям больницы свои данные и регистрационный номер автомобиля, предъявив подтверждающие документы, а затем снова вернуться на место, где произошёл инцидент.

Если из-за ДТП был заблокирован проезд по автодороге, водитель должен освободить проезжую часть.

При необходимости доставки пострадавшего в медучреждение на собственном автотранспорте или вынужденном освобождении проезжей части, автомобилист, совершивший наезд, должен провести фото- и видеофиксацию положения на дороге автомобиля и различных предметов, имеющих отношение к происшествию, а также всех следов дорожного инцидента. В частности, рекомендуется фиксировать след торможения.

В интересах водителя также записать данные лиц, являющихся свидетелями ДТП, уточнив их имена и контактные данные. Это требование не относится к обязательным, однако при наличии свидетелей, согласных дать показания, автомобилисту рекомендуется зафиксировать данный факт.

После того, как организация объезда места инцидента будет завершена, водителю следует дожидаться приезда на место аварии сотрудников полиции.

Если автомобилист покинул место аварии, участником которой он являлся, к нему могут быть применены санкции — лишение прав на 12 — 18 месяцев, а также админарест до 15 суток. Помимо этого, если водитель уедет, не оказав пострадавшему гражданину помощь, данный факт станет отягчающим обстоятельством.

Несмотря на то, что любая аварийная ситуация является сильнейшим стрессом для водителя, автомобилисту необходимо попытаться сохранять спокойствие.

Если последствия наезда являются серьёзными, водитель должен незамедлительно вызвать на место аварии автоюриста, который будет представлять его интересы.

До приезда адвоката водителю не рекомендуется подписывать протокол или какие-либо другие документы, а также отвечать на вопросы инспекторов ГИБДД. Следует помнить, что одно неверное слово, сказанное в стрессовой ситуации, может заметно осложнить положение водителя.

Если помощь адвоката для водителя по тем или иным причинам является недоступной, автомобилист должен самостоятельно контролировать содержание всех документов, составляемых инспекторами ГИБДД, а также внимательно и осторожно отвечать на вопросы.

Если произошёл наезд на пешехода, который не повлек ущерба здоровью

Иногда при наезде гражданин не получает травм или каких-либо других повреждений. В этой ситуации автомобилисту угрожает исключительно гражданская ответственность. Наступление админответственности происходит только в случае, когда лицом, управляющим автомобилем, было допущено нарушение ПДД.

Об ответственности за игнорирование требований о необходимости пропустить пешехода вы можете узнать из статьи нашего юриста, который даст рекомендации о том, что делать, если не пропустил пешехода? Как доказать свою невиновность?

Что не может считаться наездом на человека?

Любой контакт пешехода с движущимся автомобилем, даже при отсутствии у человека повреждений, будет рассматриваться как ДТП. Вместе с тем, ситуация, когда гражданин сам бросается под колеса движущейся машины, не расценивается как наезд. Однако водителю все равно предстоит доказывать собственную невиновность, что сделать достаточно сложно.

Чтобы обезопасить себя от неприятных ситуаций, связанных с гражданами, которые преднамеренно провоцируют наезд, требуется оборудовать транспортное средство видеорегистратором, фиксирующим все инциденты, что поможет автомобилисту доказать свою правоту.

Как водителю избежать наказания?

Мнение о том, что при совершении наезда на идущего пешком гражданина у водителя нет никаких шансов избежать ответственности, является ошибочным. Ответственность водителя может наступить лишь тогда, когда его вина будет доказана и подтверждена определением судебного органа или постановлением ГИБДД об административном нарушении.

Для того чтобы в дальнейшем было легче доказать невиновность, водителю рекомендуется не затягивать время, а принять меры сразу после инцидента.

  Практика свидетельствует о том, что совершившему наезд на человека автомобилисту следует начать сбор доказательной базы сразу после ДТП, что в будущем облегчит отстаивание его правоты в судебном процессе.

Ожидая приезда на место инцидента инспекторов Госавтоинспекции, водителю нужно провести фиксацию на фото и видео обстановки, а также собрать данные лиц, являющихся свидетелями ДТП.

Если в районе аварии имеются камеры видеонаблюдения, водителю требуется направить запрос о предоставлении сделанных видеозаписей. Запрос необходимо отправить оперативно, так как видеоматериалы хранятся лишь на протяжении трёх дней.

Одним из вариантов избежать ответственности является доказательство того, что у автомобилиста отсутствовала возможность остановиться, когда гражданин неожиданно выскочил на проезжую часть.

В этой ситуации крайне важно, чтобы в момент наезда на пешехода автомобилистом соблюдался скоростной режим и другие правила ПДД.

В случае наезда на гражданина водитель автомобиля может быть полностью освобождён от ответственности, если в суде ему удастся доказать, что этот человек преднамеренно кинулся под машину, пытаясь свести счёты с жизнью. Помимо этого, водитель не будет нести ответственности, если докажет, что наезд произошёл из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Заключение

Учитывая тот факт, что от попадания в дорожные инциденты не застрахован ни один человек, водителям необходимо знать, как нужно вести себя в случае, если ими был совершён наезд на пешехода и придерживаться установленных правил. Чтобы обезопасить себя, водителю рекомендуется оснастить свой автомобиль видеорегистратором, а также иметь под рукой телефон опытного автоюриста, который в случае необходимости сможет незамедлительно приехать на место ДТП.Пожалуйста, оцените статью! (4 5,00 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://autoizakon.ru/dtp/naezd-na-peshehoda-nakazanie

Если сбил. Адвокат о том, что ждет водителя, совершившего тяжелый наезд на пешехода

Как наказать водителя совершившего наезд на пешехода
Сегодня адвокат подробно расскажет о том, какую ответственность несет виновник ДТП с тяжкими телесными повреждениями, какая статья УК и какое наказание грозит водителю, который сбил человека, на какой срок суд назначает лишение прав за наезд на пешехода на пешеходном переходе, какова судебная практика по делам о ДТП и в каких случаях можно прекратить уголовное дело за ДТП с тяжкими телесными повреждениями.   Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (67.13 МБ)Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать аудио (15.37 МБ)Программа также доступна в HD-качестве на нашем канале на .Если в результате ДТП потерпевший получил тяжкие телесные повреждения, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за ДТП по части 2 (если был трезв) статьи 317 Уголовного кодекса (далее по тексту – УК) Республики Беларусь.

1. Кто занимается расследованием ДТП с тяжкими повреждениями в Минске?

Расследование ДТП с тяжкими телесными повреждениями в Минске ведут следователи отдела по расследованию преступлений против безопасности дорожного движения СУ управления Следственного комитета по городу Минску, расположенного по адресу: г. Минск, ул. Дзержинского, д. 3.

2. Кем определяется степень тяжести телесных повреждений при ДТП?

Степень тяжести телесных повреждений определяется  в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается следователем. Экспертизы проводит Государственный комитет судебных экспертиз. Оспорить судебно-медицинскую экспертизу можно, заявив аргументированное ходатайство о назначении повторной экспертизы. 


3. Обязательно ли возбуждается уголовное дело по факту ДТП, когда причинен тяжкий ущерб здоровью потерпевшего?

Да. Мнение потерпевшего и виновника ДТП при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не учитывается.   

4. В каких следственных действиях придется принимать участие водителю после возбуждения уголовного дела?

Водитель участвует в допросах, очных ставках, следственном эксперименте с выездом на место ДТП. Ключевым процессуальным действием по многим уголовным делам является следственный эксперимент, во время которого устанавливаются исходные данные (скорость движения автомобиля, темп движения пешехода, видимость дороги, момент возникновения опасности), на основе которых в последующем проводится автотехническая экспертиза и определяется виновник ДТП.  

5. Может ли водитель отказаться от дачи показаний во время допроса?

Да. Как показывает практика, водителю целесообразно отказаться от дачи объяснений или показаний непосредственно в день ДТП, поскольку водитель, как правило, находится во взволнованном состоянии и не всегда в полной мере осознает тяжесть возможной ответственности и юридическое значение многих обстоятельств. Отказ от дачи объяснений является конституционным правом (ст. 27 Конституции Республики Беларусь), поэтому никто не должен понуждаться к даче объяснений. На более поздней стадии уголовного дела адвокаты по ДТП чаще рекомендуют водителям давать показания, поскольку по этой категории дел показания водителя могут быть единственным источником доказательств.     


6. Могут ли виновника ДТП арестовать до суда?

Да, следователь может принять решение о заключении водителя под стражу. В этом случае водитель содержится в СИЗО-1 УДИН МВД Республики Беларусь или в тюрьме № 8 в городе Жодино.

На практике за ДТП с тяжкими телесными повреждениями водителей заключают под стражу, если они совершили ДТП в состоянии алкогольного опьянения или совершили ДТП с множеством пострадавших, или если виновник скрылся с места ДТП и был задержан. Под стражу может быть заключен иностранный гражданин, который совершил ДТП и не имеет постоянного места жительства в Республике Беларусь, а также виновник ДТП, который уклоняется от явки к следователю или в суд. Более распространенной мерой пресечения является подписка о невыезде и надлежащем поведении, которая обязывает водителя не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс

7. Какие еще ограничения могут быть установлены для водителя?

Чтобы гарантировать потерпевшему возмещение вреда в ДТП, следователь может наложить арест на имущество водителя, в первую очередь – на автомобиль, на котором водитель попал в ДТП. Кроме того, арест может быть на иное движимое и недвижимое имущество подозреваемого, а также на банковские счета. Арестованное имущество, как правило, передается на ответственное хранение его владельцу, но в отдельных случаях может помещаться и на охраняемую стоянку. Продажа, дарение и иные сделки с арестованным имуществом запрещены, утрата имущества, переданного владельцу на ответственное хранение, влечет уголовную ответственность.    

8. Что такое тяжкие телесные повреждения и как определяется тяжесть вреда здоровью?

Тяжкими считаются повреждения, имеющие хотя бы один из следующих признаков:

ПризнакиОписаниеПримеры
опасность для жизниповреждения, которые сами по себе угрожают жизни человека или при обычном их течении без оказания медицинской помощи заканчиваются смертью.проникающие ранения черепа, позвоночника, глотки, живота, грудной клетки; открытие костей: плечевой, бедренной, большеберцовой костей.
потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функцийполная стойкая слепота на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии 2 метров и менееострота зрения 0,04 и ниже; потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3 – 5 см от ушной раковины.
душевная болезньдиагностика душевного заболевания и его причинная связь с полученной травмой устанавливается психиатрической экспертизойпсихическое расстройство
расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета на срок свыше 4 месяцевлечение потерпевшего продолжается свыше 4 месяцевперелом шейки бедра
расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну третьразмеры стойкой утраты общей трудоспособности при повреждениях устанавливаются после определившегося исхода повреждениястойкая утрата трудоспособности свыше 35%
прерывание беременностинезависимо от ее срока, является тяжким телесным повреждением, если оно не связано с индивидуальными особенностями организма, а состоит в прямой причинной связи с повреждениемвыкидыш
неизгладимое обезображение лица и шеиесли для устранения требуется оперативное вмешательство (косметическая операция), то повреждения лица и шеи считаются неизгладимыминарушение мимики; рубец.

9. Какую ответственность водителя и наказание за ДТП предусматривает статья 317 УК Республики Беларусь (ДТП с тяжкими последствиями)? 

Вид наказанияРазмер наказанияСущность
Основноенаказание
Исправительные работыот 6  месяцев до 2 летудержание из заработка в размере от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно
Ограничение свободыот 6 месяцев до 5 летв народе наказание более известно под названием – “химия” и бывает двух видов: “домашняя химия” и “химия с направлением”
Лишение свободыот 6 месяцев до 5 летв народе наказание более известно под названием “Горки” по названию местонахождения одной из колоний-поселений открытого типа
Дополнительноенаказание
Лишение прав (лишение права заниматься определенной деятельностью)от одного года до пяти летЛишение прав назначается дополнительно к одному из основных наказаний.

10. Какое наказание за ДТП с тяжкими повреждениями чаще всего назначают суды Республики Беларусь? В практике нашего адвокатского бюро самым частым наказанием за ДТП с тяжкими телесными повреждениями (статья 317 УК) является ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (в народе “домашняя химия”). Сущность этого наказания состоит в том, что осужденный обязуется в свободное от работы, учебы время постоянно находится в своем жилище (с 19 до 06 часов), периодически являться в орган внутренних для регистрации, иметь постоянное место работы и т.д. (ст. 48 -1 УИК Республики Беларусь).

11. Обязательно ли назначается дополнительное наказание в виде лишения прав за ДТП с тяжкими телесными повреждения (статья 317 УК Республики Беларусь)?

В судебной практике по статье 317 УК Республике Беларусь  дополнительное наказание в виде лишения прав назначается в большинстве случаев, хотя санкция статьи предусматривает возможность и не применять к водителю лишение прав. В последнее время в Минске и Минской области судебная практика меняется в сторону увеличения срока лишения прав, который может достигать 5 лет, даже для водителей, не находящихся в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП, признавших вину, раскаявшихся в содеянном, возместивших моральный вред в результате ДТП в полном объеме. В этом дополнительном наказании есть один момент – лишение прав начинает исчисляться с момента отбытия основного наказания в ограничения или лишения свободы.

Пример. Водителю, совершившему ДТП во дворе жилого дома, назначено основное наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и дополнительно назначено лишение права управления всеми видами транспортных средств сроком на 3 года. Общий срок фактического лишения прав составит 5 лет.       

12. Может ли водитель избежать уголовной ответственности за ДТП с тяжкими телесными повреждениями в связи с примирением с потерпевшим?

Да, может. Для этого водителю необходимо соблюсти одновременно три условия (статья 89 УК Республики Беларусь): – совершение преступления впервые; – примирение с потерпевшим; – возмещение вреда потерпевшему. Однако на практике соблюдение всех трех условий не гарантирует прекращения уголовного дела и освобождения от ответственности – это право, а не обязанность следственных органов, прокуратуры или суда. В последнее время все реже прекращаются за примирением уголовные дела по ДТП, где водитель сбил ребенка, и ДТП на пешеходном переходе, поскольку считается, что в такого рода происшествиях существенным образом страдают общественные интересы. Редко примиряют и бесправников. В рамках данного выпуска не рассмотрены вопросы, которые волнуют потерпевших, а именно: возмещение вреда при ДТП, моральный вред и моральная компенсация при ДТП, возмещение ущерба здоровью при ДТП, получение страховки после ДТП. Мы поговорим об этом позже.

В следующем выпуске программы “Хотите по закону?” адвокат Колтунович Павел Игоревич расскажет о юридических последствиях ДТП со смертельным исходом (часть 2 статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь).  Вопросы принимаются на адрес air@tutby.com с пометкой “Хотите по закону?”.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/445769.html

Ущерб должен возмещать…пострадавший???

Как наказать водителя совершившего наезд на пешехода

За последние 20 лет резко увеличилось автомобилестроение в стране, в том числе за счет создания совместных предприятий с иностранными инвестициями.

И, несмотря на ужесточение требований к обучению водителей, ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД), приходится констатировать, что с ростом количества автомобилей на наших улицах растет и количество аварий.

Конечно, с приходом ОСАГО в Россию с 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» конфликтных ситуаций на дорогах стало меньше, хотя споры, передаваемые на разрешение суда, в практике остались. Но все мы привыкли, что основные споры возникают, как правило:

— между автовладельцами – участниками аварий,

— между автовладельцем пострадавшего в ДТП автомобиля и страховой компанией по поводу выплаты страхового возмещения.

Спор между пешеходом и автовладельцем – редкость, а тем более, если с иском о возмещении материального ущерба выступает автовладелец, а ответчиком – пешеход.

Тем не менее пешеход является полноправным участником дорожного движения, он также обязан соблюдать ПДД и отвечать за их нарушение.

На практике в подавляющем большинстве случаев пешеход, в неположенном месте переходивший дорогу, в результате чего автовладелец вынужден был совершать маневры по предотвращению наезда на пешехода, из-за чего нередко автомобиль получает повреждения (например, водитель, уворачиваясь от наезда, направляет автомобиль в кювет, в столб, на бордюр и т.д.) просто…покидает место ДТП без какого-либо наказания. Другое дело, когда автовладельцу не удалось избежать наезда на нарушившего ПДД пешехода, и материальный вред причинен обоим – и автомобилю, и пешеходу.

В большинстве случаев участники спора рассуждают вполне здраво: кто виноват в ДТП, тот и должен возмещать ущерб другой стороне, даже если повреждения получили оба участника аварии (и автомобиль, и пешеход). Позиция же суда может их сильно удивить…

Пример: автомобиль сбил подростка на нерегулируемом переходе, врачи у мальчика диагностировали сложный перелом голени. От предложения водителя автомобиля, сбившего мальчика, компенсации в 30 000 рублей родители мальчика отказались. Затем уже суд рассматривал возникший между ними спор.

Суд установил, что ДТП произошло по вине ребенка, автомобилист правил не нарушал и мог не пропускать пешехода. Позиция суда была на стороне автомобилиста, которому родители мальчика и должны возместить вред, причиненный автомобилю.

Семья мальчика опротестовала вердикт, в результате чего областной суд признал его правоту. Во встречном иске семья мальчика требовала взыскать с водителя полмиллиона рублей за моральные страдания и 50 тысяч материального ущерба.

Пока суд да дело, родителям мальчика пришло письмо из страховой компании с требованием выплаты компенсации за ремонт фары автомобиля, который его сбил…

Итак, пешеход стал виновником ДТП. Мало того, что он не только сам пострадал (иногда бывает и без этого), но и повредил автомобиль, который на него совершил наезд. Кто кому и что должен возместить в указанной ситуации и почему?

Ситуация спорная, запутанная и пока еще (!) редкая. Попробуем разобраться, чьи требования обоснованны, а чьи – нет. А также посмотрим на практику, сложившуюся по аналогичным спорам, проанализируем позиции судов.

Часть 1: Взыскание вреда/ущерба с пешехода

1.1. Требования компенсации материального вреда с пешехода автовладельцу

В статье 24 Федерального закона от 10.12.

1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», регулирующей права и обязанности участников дорожного движения, в пункте 3 продекларировано право участников дорожного движения на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством РФ, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

Итак, право на возмещение материального ущерба имеют оба участника ДТП: и автовладелец, и пешеход.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления гражданской ответственности по возмещению убытков применительно к статьям 15, 1064 ГК РФ необходимо установить, в том числе, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между совершенными действиями и возникшими убытками, а также вину причинителя вреда.

Суды взыскивают ущерб с пешеходов, переходивших проезжую часть дороги в неустановленном месте, в том числе в нетрезвом состоянии, равно как и в установленном месте, но на запрещающий сигнал светофора, а также совершающих иные нарушения ПДД, в результате которых автомобилям автовладельцев причиняются механические повреждения. Практика таких дел достаточно обширна (см., например, апелляционное определение Пермского краевого суда от 16.12.2015 по делу № 33-13646/20151).

Вывод:на пешехода, явившегося виновником ДТП и повреждения автомобиля другого участника движения, законом возложена обязанность возместить материальный ущерб, причиненный автомобилю.

1.2. Взыскание материального ущерба с пешехода в порядке суброгации

Не секрет, что современные автолюбители уже оценили преимущества страхования, и потому довольно часто автомобили страхуют по КАСКО.

В этом случае автовладелец устраняется от решения проблем со взысканием материального ущерба в рамках полиса ОСАГО с виновника ДТП – другого автомобиля (особенно, если суммы возмещения недостаточно для оплаты восстановительного ремонта авто).

Да и в случае, если виновником ДТП является пешеход, ремонт автомобиля оплачивает страховая компания.

Согласно ч. 1 ст.

965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. В настоящее время в судах рассматривается достаточно большое количество дел по искам страховых компаний о взыскании в порядке суброгации с пешеходов-виновников сумм ущерба, причиненных автомобилям, застрахованным по КАСКО в указанных страховых компаниях.

В силу статьи 387 ГК РФ при суброгации права кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая, переходят к страховщику в силу закона.

При этом при суброгации не возникает нового обязательства, а происходит замена кредитора (потерпевшего) в уже существующем обязательстве.

Право требования, перешедшее к новому кредитору в порядке суброгации, осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

Примеры из практики.

Источник: https://www.top-personal.ru/komsporissue.html?36

Юридическое дело
Добавить комментарий