Как остановить незаконное строительство

Бардак на Красильникова: как остановить незаконное строительство в Якутске?

Как остановить незаконное строительство

Тимофей ЕФРЕМОВ

Источник: http://yakutia.info/article/186005Первые месяцы работы для нового руководства мэрии Якутска получились насыщенными на ознакомление с проблемами столицы.

Наиболее драматичные примеры связаны со строительством – это ситуация с обманутыми дольщиками и с жителями незаконных построек на улице Можайского.

Пока новая городская администрация вникает в суть дел, на улице Красильников созрела ещё одна жилищная проблема.

ДОМА, КОТОРЫЕ СТРОИЛИ КАК ХОТЕЛИ

В отличие от ситуации с обманутыми дольщиками, люди, купившие помещения в самовольных постройках, имеют крышу над головой. Но живут они в своих квартирах на птичьих правах – не имеют возможности прописаться, прикрепиться к поликлинике записать детей в детсад или школу.

Вдобавок рискуют остаться без тепла или электричества, как это произошло с объектами на улице Можайского. И все эти проблемы в итоге ложатся на плечи мэрии.Первыми на улице Красильникова появились строения 4, 4/1, 4/2, 4/3 (как указано в системе 2GIS) – их строительство началось в 2013 году. Позже появились постройки – 4/6, 4/7 (ранее относившиеся к переулку Зодчих).

Также были возведены несколько блоков хозяйственного назначения. К появлению части данных объектов причастно ООО «Новая Якутия», а также граждане Литвинцев. А.С. и Мартынова. Н.Л.Дом на Красильникова 4/1 (блоки «А», «Б», «В», «Г») изначально строился как трёхэтажный.

Согласно действующему закону, строительство домов до трёх этажей не подлежит контролю со стороны государственного жилищного надзора.На его возведение в 2013 году было выдано разрешение мэрии. Однако в ходе строительства у дома появилась надстройка в виде четвертого этажа с мансардой. То есть по сути дом стал пятиэтажным.

Разрешение на ввод четвертого этажа по информации УГСЖН было выдано в мае 2015 года.

На рекламных картинках изображен трехэтажный дом. По факту дом пятиэтажный. Источник сайт “Новая Якутия”На рекламных картинках изображен трехэтажный дом. По факту дом пятиэтажный.

Источник сайт “Новая Якутия”В 2016 году Управление Госстройжилнадзора выдало заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Однако, по утверждению людей, проживающих в надстройке, никаких документов на свою жилплощадь они так и не получили.

Оформленными являются только квартиры с первого по третий этаж. Жители мансардной надстройки проживают без должного оформления и документов на квартиры. Остальные четыре постройки, по информации Управления государственного строительного и жилищного надзора по Якутии, возведены без выданного в установленном порядке разрешения на строительство.

Это два четырехэтажных строения (ул.Красильникова 4/6, 4/7 (ранее относившиеся к переулку Зодчих)) и ещё один строящийся объект (на тот момент три этажа), а также гараж с надстройкой. При том, что земельный участок, на котором расположены данные гаражные боксы, по договору аренды был предоставлен Мартыновой Н.Л. под парковку без права капитального строительства (!).

«НЕ ДОМА, А ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ АВАРИЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ»

Открыто и без обиняков против таких подходов в строительстве выступает генеральный директор группы компании «Утум» Георгий Карамзин.- Я неоднократно писал в прокуратуру по поводу нарушений, которые творятся на улице Красильникова.

Прежняя городская администрация в лице экс-заместителя главы Якутска Сергея Игнатенко выписала распоряжение о сносе самовольных построек. Но там так ничего и не снесли, но, мало того, рядом отсыпали ещё один участок и начали новое строительство.

– Ваше возмущение понятно, но с другой стороны, люди могут подумать, что вы просто хотите устранить конкурента из отрасли?

– Люди имеют право на своё мнение, но в данном случае мы имеем дело с вопиющими нарушениями, которые необходимо пресекать. В конце концов, я давно работаю в сфере строительства, имею должный опыт. И, как эксперт в своей отрасли, не могу молчать, когда вижу такие откровенные нарушения всех норм и требований – это, в конце концов, небезопасно для людей, которые проживают в этих постройках.

– Какие нарушения, допущенные при строительстве объектов на Красильникова, вы наблюдаете?

– В непосредственной близи от построенного жилого здания (Красильникова, 4/1) под землей находятся существующие напорные сети канализации. Там до сети канализации расстояние 4-5 м, при том, что допустимое расстояние – 10 м, для вечномерзлых грунтов, таково требование АО «Водоканал». Для меня вопрос – каким образом было получено разрешение на подключение канализации, когда жилое здание построено в непосредственной близости от канализационной сети. И это не всё, на одном из участков они вообще вбили сваю рядом с газовой трубой.

– Вы указывали на данные нарушения в обращениях в прокуратуру, и какая была реакция?

– Указывал неоднократно, прокуратура передала материалы мэрии. Мария издала распоряжение о сносе, но фактического сноса не последовало. Хотя нарушений масса. Они не имели права строить там гараж, но построили его, нарушив минимально допустимые расстояния с жилыми постройками. В случае возникновения пожара в гаражах, он может перекинуться на жилые постройки. Но пожарные машины из-за несоблюдения требуемых расстояний не везде смогут там подъехать.- Если рассматривать эти постройки с технической точки зрения, есть ли у вас вопросы к качеству этих сооружений?- По поводу дома 4/1, он построен из строительных отходов и бросовых материалов в прямом смысле этого слова. В его основе разборные части от каркаса бывшей птицефабрики. Это материалы уже бывшие в употреблении. О каком качестве тут может быть речь! Два рядом стоящие дома, которые были возведены недавно, сделаны из сэндвич-панелей. Это неприемлемо для жилых помещений – это нарушение санитарных норм. Но самое главное, эти сооружения возведены без должного оформления.Получается законопослушные застройщики соблюдают все требования несут расходы на оформление различных процедур. Находятся под мониторингом всех контролирующих структур. Дают гарантию качества. Решают инфраструктурные задачи. Способствуют улучшению городской среды. В то время как рядом работает недобросовестный застройщик, которого не заботит качество, внешний вид и дальнейшая судьба постройки. А в итоге город получает себе на шею потенциальные аварийные объекты, – подытожил Карамзин.

ДОМА, КОТОРЫЕ КАК БЫ СНОСЯТ

Выехав на место, мы убедились в том, что самовольные постройки на Красильникова, 4/6, и 4/7, сносить не собираются.В ходе обхода квартир выяснилось, что многие из проживающих в этих домах являются арендаторами. Многие не имеют представления о том, что дом построен без должного оформления.

На стенах висят грозные объявления о необходимости оплаты коммунальных услуг. В конце концов, в ходе обхода домов обнаружился собственник (девушка), которая подтвердила, что, хотя квартиру она купила, но документов на неё у неё всё ещё нет.

«Квартира была куплена летом 2017 года. Тогда застройщик обещал предоставить документы к концу года. Затем перенес срок на весну 2018, затем на лето, а после перестал выходить на связь. На вопрос, с чем связана эта задержка, был ответ, что он не прошел, какую-то аккредитацию», – сообщил собственник.

На вопрос о том, оформлен ли участок под их домом, девушка ответила: «Мы позже узнали, что это был самозахват». На вопрос о том, оформлен ли участок под их домом, девушка ответила: «Мы позже узнали, что это был самозахват». В тоже время в статье «Что нам стоит дом построить» (газета «Якутск вечерний») было указано, что задержка с оформлением квартир в домах связана со сбоем в базе данных Росреестра. Но здесь собственно напрашивается замечание, когда был построен дом и когда произошел сбой. Ведь два дома (Красильникова 4/6 и 4/7) были готовы и заселены ещё в 2017 году. А сбой в Росреестре произошел в конце августа нынешнего года.Что касается попыток борьбы с незаконным строительством, то в октябре 2017 года Госстройжилнадзор направил в прокуратуру республики информацию о данных объектах для принятия мер прокурорского реагирования. Прокуратура отработала вопрос с мэрией Якутска. Городские власти включили данные строения в базу данных учета и мониторинга объектов, имеющих признаки самовольной постройки.Затем в декабре 2016 года было издано распоряжение Окружной администрации № 2179 «О сносе самовольной постройки «Четырехэтажный многоквартирный дом, расположенной по ул. Красильникова». В июле 2017 распоряжение было дополнено схемой расположения незаконно возведенного объекта. Однако по сей день никаких работ по сносу так и не производилось.
Вот как прокомментировала ситуацию на Красильникова министра строительства Якутии Вера Кузакова.- Проблему этих объектов я знаю, но лично я с Литвинцевым ничего делать не буду. Есть правоохранительные органы, пусть они принимают решение. Как я могу прийти в его деятельность вмешаться и сказать – «Ты подвинься, а я решу твои проблемы, пропишу твоих граждан и узаконю твоё строительство». Я работаю в рамках законодательства – Градостроительного кодекса, Жилищного кодекса и прочих законодательных актов, – был ответ министра. В этой ситуации возникает опасение, что на улице Красильникова вполне возможен повтор событий, как и в случае с постройками на улице Можайского. Без должного оформления они могут быть отключены от коммуникаций. И вновь будут встречи, собрания, жалобы, хотя всего этого можно было избежать. К тому же есть вопросы к качеству самих объектов.Случай на Можайского и на Красильникова требуют индивидуального подхода. Но корень у них один – отсутствие волевого подхода в сфере надзора за строительством, начиная от процессов оформления земли и заканчивая надзором за объектами строительства. Каждый из вышеописанных случаев можно было прекратить менее болезненно ещё до того, как люди стали покупать квартиры у так называемых застройщиков. В обеих ситуациях – что на Можайского, что на Красильникова строительство – можно было приостановить из-за отсутствия ряда документов. Но этого выполнено не было.Будут ли сделаны выводы из озвученных ситуаций? И что будет предпринято для того, чтобы в Якутске больше не повторялись истории с незаконным строительством? Вот вопросы, на которые предстоит ответить новой городской администрации. Источник: http://yakutia.info/article/186005

Источник: https://jkr.ykt.ru/2018/10/23/bardak-na-krasilnikova-kak-ostanovit-nezakonnoe-stroitelstvo-v-yakutske.html

Как бороться с незаконным строительством?

Как остановить незаконное строительство

12 июня 2018

Строительство в Украине являет собой определенное взаимодействие разных субъектов, таких как заказчик строительства, подрядные организаций, а также компетентные органы местной и государственной власти. Такие субъекты объединены взаимосвязанными целями, направленными на создание объекта строительства.

Так, целью заказчика является непосредственное получение блага в виде объекта недвижимости.

В свою очередь компетентные органы власти контролируют, что бы такой объект был построен согласно установленных правил осуществления строительства и был безопасен во время эксплуатации как для собственника, так и сторонних лиц.

Прежде чем перейти к алгоритму борьбы с незаконным/самовольным строительство,  стоит разобраться что им является и как в свою очередь должно осуществляться законное строительство.

Согласно Закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности» лицо имеет право приступить к выполнению работ по строительству либо реконструкции только после регистрации уведомления о начале строительных работ или получения разрешения на строительство в зависимости от сложности объекта недвижимости. В свою очередь указанные документы невозможно получить без надлежащего оформления прав на земельный участок, получения кадастрового номера и внесения сведений об участке в Государственный земельный кадастр. Если земельный участок, на котором осуществляются строительные работы, не внесен в Государственный земельный кадастр (не указан в публичной кадастровой карте по ссылке http://map.land.gov.ua/kadastrova-karta), это может свидетельствовать об отсутствии у заказчика строительства надлежащих образом оформленных прав на землю.

В соответствии со ст. 376 ГК Украины понятие самовольного строительства определяется по совокупности его основных признаков, которые выступают основаниями для отнесения объекта к самовольно строящемуся или уже построенному. Ими являются:

1) строительство на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели;

2) построенной без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта;

3) построенной с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Если объект строительства соответствует даже одному из указанных признаков, то он является самовольным и его сооружение нарушает требование законодательства.

В случае нарушения Ваших прав объектом самовольного строительства прежде всего рекомендую обратится с заявлением в органы архитектурно – строительного контроля с просьбой провести внеплановую проверку объекта строительства. Именно этот орган является профильным в строительстве.

К его компетенции относится проверка соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, проектной документации, строительных норм, стандартов при строительстве указанного объекта.

В случае выявления нарушений заказчику строительства будет выписан штраф вместе с предписанием о прекращении строительных работ и приведения объекта строительства в исходный вид, а в случае невыполнения требований – дело может дойти до суда, в котором органы архитектурного строительного контроля выдвинут требования о сносе самовольно построенного объекта.

Для комплексного воздействия на нарушителя и в случае наличия объективной информации об отсутствии прав заказчика строительства на земельный участок, то есть в случае самовольного захвата земли, – можно обратится в правоохранительные органы с заявлением о совершении уголовного преступления по ст. 197-1 Уголовного кодекса Украины (самовольное использование земельного участка и самовольное строительство). Правоохранительный органы обязаны зарегистрировать такое заявление и начать по нему расследование.

Также, при отсутствии прав строителя на землю стоит обратиться в органы исполнительной власти, которые распоряжаются земельными участками.

Ими являются сельские, поселковые, городские советы (если речь идет о земельных участках в пределах населенных пунктов).

В заявлении просим проверить законность использования земельного участка и в случае выявления нарушений – принять все необходимые меры касательно прекращения самовольного использования земли.

Не стоит забывать и о СМИ. К незаконному строительству необходимо привлечь как можно больше внимания общественности и обеспечить дополнительный контроль. В таком случае должностные лица будут просто вынуждены принять меры и наказать недобросовестного застройщика.

Но нередки случаи, когда все предпринятые шаги не приносят желаемого результата и многочисленные обращения остаются нерассмотренными. Из такой ситуации выход – обращение в суд.

Так, по общему правилу право на подачу в суд иска о сносе или перестройке самовольно построенного объекта недвижимости имеют органы государственной власти и органы местного самоуправления. С подобным иском в суд имеют право обратится и граждане в случае, если они докажут нарушение их прав незаконным строительством.

Например, ими могут быть нарушены правила пожарной безопасности, повреждение в результате незаконного строительства стен здания, принадлежащего заявителю, нарушение требований по инсоляции и т.д. В таком случае есть значительные шансы наказать недобросовестного застройщика, обязав его прекратить самовольное строительство и вернуть объект недвижимости в исходное состояние.

Также возможно добиться и компенсации морального ущерба.

Самовольное строительство несет в себе определенные риски, поскольку осуществляется с нарушением установленных государством правил и норм проведения строительных работ, приводит к нерациональной застройки населенных пунктов, нарушения прав как отдельных граждан, так и территориальной громады в целом, а также может повлечь за собой различные катастрофы на самовольно построенном объекте.

    Игорь Козак 

   юрист АО “КФ “ДОМИНАНТА” 

строительство, самовольное строительство

страницы: 5/5 на основе 1 оценок.

Неполное рабочее время – актуальное для новогодних праздников

В преддверие январских праздников, все больше и больше наши клиенты задают вопросы как можно минимизировать расходы на оплату труда, ведь не секрет, что январь для многих субъектов хозяйствования является убыточным. Одним из вариантов уменьшения зарплатно-налоговой нагрузки является установление неполного рабочего времени для работников.

Итак, неполное рабочее время – рабочее время, меньше нормированного (меньше 40 часов в неделю), и устанавливается по личному соглашению между работником и работодателем.

Які нововведення чекають на бізнес із прийняттям закону про РРО? (ч.2)

Продовжуючи розгляд змін внесених до Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» (далі – Закон), хотілось акцентувати увагу на деяких питаннях ведення звітності фізичних осіб-підприємців, а також про штрафи, які передбачені за порушення даного Закону.

Отже, які зміни відбудуться у звітності для ФОПів у зв’язку з обов’язком використання РРО?

Источник: https://dominanta.od.ua/news/kak_borotsja_s_nezakonnym_stroitelstvom_

Как остановить незаконное строительство: отмена декларации ГАСИ

Как остановить незаконное строительство

Начало и завершение любого строительства происходит через получение определенных разрешений.

К сожалению, в реалиях возведения жилых домов, ТЦ или любых других объектов недвижимости, не всегда все работы проходят в соответствии с требованиями действующего законодательства. Строительство может не иметь разрешенийя, права пользования или иных документов.

А часто бывают и случаи, когда строительные работы еще и мешают жителям шумом, пылью или другими факторами.

Сегодня мы поговорим о том, как и в каких случаях можно остановить строительство.

Статья на тему: Мы помогли Клиенту определить лиц ответственных за содержание зеленых насаждений

Какие шаги можно предпринять для прекращения незаконного строительства?

Активная группа или объединение граждан, выступающих против строительства, имеют возможность обжаловать или отменить декларацию Государственной архитектурно-строительной инспекции (далее – ГАСИ).

Существует два варианта развития событий:

  • направлять запросы, ходатайства в ГАСИ про требование проверки документов;
  • идти сразу в суд с иском об отмене деклараций или иных разрешительных документов на строительство, если они вообще есть. Если же их нет – речь должна идти об остановке строительства в целом.

Почему стоит попробовать отменить именно декларацию ГАСИ?

По сути, особенностью деклараций (уведомлений) ГАСИ является то, что они не нуждаются в никакой реакции от контролирующего органа, а потому получить их застройщику не сложно.

Конечно, просто наличие декларации ГАСИ не дает застройщику право на старт строительства. Необходимо обратить внимание и на другие документы разрешительного характера, которые должны быть у застройщика.

Также, декларация не дает право сразу возводить фундамент или ставить сваи.

Декларация (уведомление), по сути, дает право на возведение временных сооружений для сотрудников, создание путей подъезда, временных инженерных сетей, а не капитальных строений.

Но при этом – работать без декларации в дальнейшем, застройщик не имеет права.

Помешать строительству до получения декларации – невозможно, ведь оно юридически только началась и его эффекты Вы вряд ли будете чувствовать. Однако как только декларация получена и начались подготовительные работы, можно попробовать ее отменить, что повлияет на остановку всего строительства.

Как это работает на практике?

Представим себе, что Вы проживаете или работаете недалеко от места, где вдруг начали возводить забор, подвозить строительные материалы, разравнивать ландшафт территории, располагать автомобили, в которых временно проживают рабочие строительства и обустраивать место под старт возведения объекта.

Именно этот этап и называется началом строительства и именно здесь застройщику необходимо получить декларацию на старт строительства.

Однако, если Вам или Вашим коллегам такое строительство мешает, Вы можете:

  • инициировать процесс приостановления строительства и отмены декларации;
  • заставить застройщика убрать забор и искать новое место;
  • заставить согласовывать строительство со всеми неравнодушными вокруг.

Конечно, результат зависит от качества выполненных юридических работ по обжалованию декларации. Самым эффективным методом будет соответствующая жалоба в контролирующий орган или иск в суд.

Статья на тему: Получили лицензию на реставрацию и реабилитацию памятников культуры

Как определить юрисдикцию суда, рассматривающего дело об отмене декларации (уведомления) ГАСИ?

До 2018 года подобные споры рассматривались гражданскими или хозяйственными судами, поскольку когда у проактивной группы возникало желание снести незаконное строительство, то и обращалась такая группа к застройщику.

Однако сейчас судебная практика изменилась, и с апреля 2018 года, в случаях, когда осуществляется самовольное строительство или такое, которое противоречит градостроительным нормам – в суд обращаются с иском о защите не только интересов конкретного лица или группы лиц, а интересов широкого круга граждан и их прав.

Кроме того, отношения, которые в данном случае возникают – имеют характер властных полномочий, что характерно именно для административных правоотношений. Следовательно, и обращаться нужно в административный суд.

С другой стороны, споры по иску третьего лица, которое оспаривает регистрацию декларации о готовности объекта к эксплуатации, касающемуся заказчика – должны рассматривать органы гражданского судопроизводства.

Для того, чтобы разобраться, в какой суд следует подать иск об отмене декларации ДАБИ, и как его правильно сформировать, желательно обратиться к квалифицированным юристам, которые имеют опыт в подобных делах. Иначе Вы рискуете попасть в ситуацию, когда дело рассматривается в течение долгого времени, а потом суд принимает решение о его подсудности другому суди, а значит, средства и время потрачены впустую.

Не надо забывать и о том, что застройщики в подобных ситуациях имеют штатных юристов, которые будут защищать интересы своего клиента более профессионально, чем рядовые лица.

Если Вы хотите четко отстоять свое мнение и довести остановку строительства до конца – обращайтесь к нам!

Источник: https://pravdop.com/publications/kommentarii-zakonodatelstva/kak-ostanovit-nezakonnoe-stroitelstvo-otmena-deklaracii-gasi-12-2019/

Как остановить стройку во дворе :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Как остановить незаконное строительство

О том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы остановить точечную застройку, рассказывает адвокат Олег Сухов.

Anton Kavashkin / Russian Look 

Не каждый согласится, чтобы привычный вид из окна – сквер и детская площадка – сменился бетонной стеной новой высотки. Строительство по соседству – это гарантированные муки как минимум на пару лет: шум от работающей техники, грязь и толпы рабочих из Средней Азии.

Законодательного определения понятия “точечная застройка” не существует.

По действующему градостроительному законодательству, в том числе Москвы, среди сложившейся жилой застройки могут возводиться только объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также социальное жилье при условии сохранения существующей системы благоустройства и озеленения территории и только после проведения публичных слушаний и согласования проекта с жителями. Но, к сожалению, до сих пор нередки примеры, когда в обход всех норм закона под видом детско-юношеского центра строится бизнес-центр, а под видом социального жилья – коммерческие объекты без соблюдения норм о размерах придомовой территории, высотности здания, требований по озеленению и благоустройству. Вопреки громким заявлениям властей точечная застройка не прекращается.

Для защиты своих прав обращаемся к участковому

Еще до начала подготовительных работ на границах участка должен быть установлен информационный стенд с указанием сведений о разработчике проекта, о планируемом строительстве и его сроках.

На стенде должны быть: схема объекта и окружающей территории, копия разрешения на строительство, данные о застройщике (заказчике) и исполнителе (подрядчике); адреса и контактные телефоны органа, осуществляющего строительный надзор.

Отсутствие информационного стенда является серьезным нарушением, до его установки компания не вправе проводить какие-либо работы. При обнаружении строительной площадки без “опознавательных знаков” жильцам следует позвонить в полицию. Участковый обязан потребовать разрешительные документы и проверить правомерность строительства.

Отсутствие у ответственного за проведение работ (прораба, начальника строительного участка) этих документов является основанием для привлечения застройщика к административной ответственности и приостановления всей деятельности (ст. 9.5 КоАП РФ: за строительство без разрешения – штраф для юридических лиц в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.

либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; ст. 8.18 КоАП г. Москвы: за проведение работ без ордера и самовольное строительство – штраф в размере от 700 тыс. до 1 млн руб.; ст. 4.19 КоАП г. Москвы: незаконное уничтожение зеленых насаждений – штраф 300 тыс. руб.).

Создание инициативной группы жителей

Для избрания инициативной группы и ее руководителя проводится общее собрание жителей, по итогам которого составляется протокол, подписываемый всеми присутствующими на собрании.

В дальнейшем инициативная группа может обращаться в госорганы уже от имени всех жильцов.

Кроме того, жителям с самого начала следует заручиться помощью специалистов: юриста, гидрогеолога, архитектора, инженера-строителя.

Обращение в местные органы власти

На каждый земельный участок, подлежащий застройке, формируется дело, включающее в себя градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, некоторые разделы проектной документации (схему планировочной организации земельного участка, перечень мероприятий по охране окружающей среды, по охране пожарной безопасности и др.

), документ, подтверждающий соответствие проектной документации результатам инженерных изысканий, заключение государственной экспертизы проектной документации, разрешение на строительство и другие документы. Все эти материалы являются открытыми и общедоступными.

Для их получения необходимо обратиться в префектуру округа (органы местной администрации) с соответствующим запросом. Сведения о земельном участке – кому он выделен, на каком праве – находятся в кадастровой палате или департаменте городского имущества города Москвы (бывший департамент земельных ресурсов города Москвы).

Ответ на запрос должен быть предоставлен в течение 30 дней. При отказе в выдаче сведений подается жалоба в прокуратуру или суд.

Жалобы во все инстанции

“При правительстве Москвы работает городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки, в чьи функции входит, в том числе, рассмотрение споров и конфликтов в области градостроительной деятельности, – говорит адвокат Олег Сухов. – Помимо городской комиссии, в каждом округе столицы созданы окружные комиссии.

Жалобу на незаконную стройку следует направить прежде всего именно туда. Жалобы необходимо подавать в письменном виде и заказным письмом с уведомлением о вручении. На официальных сайтах многих органов власти в настоящее время работают интернет-приемные, через которые также можно отправить обращение.

Ответ отправителю обязаны дать в течение 30 дней”.

Привлечение общественности

Цель протестов – создать как можно больший общественный резонанс. И в этом способны помочь обращения в СМИ, общественные организации и к депутатам представительных органов. Преимущество последних состоит еще и в том, что депутатский запрос имеет особый статус.

Руководитель государственного или муниципального органа, которому направлен депутатский запрос, обязан предоставить запрашиваемую информацию и дать ответ по существу, а не просто отправить формальную отписку, как часто случается с запросами рядовых граждан.

Обращение в суд

Оснований для обращения в суд у граждан может найтись немало: обжалование выделения земельного участка, если он захватывает придомовую территорию уже стоящих домов; признание результатов публичных слушаний недействительными, обжалование заключения экспертизы строительного проекта, выдачи разрешения на строительство, обжалование действий и бездействия должностных лиц. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/577d27959a7947a78ce92c02

Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили

Как остановить незаконное строительство

С 4 августа 2018 г. начал действовать закон с поправками в сфере самовольного строительства.

Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.

Президент РФ подписал закон о самовольных постройках (Федеральный закон от 03.08.2018 № 339‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»», далее — Закон № 339-ФЗ). Он вступил в законную силу 4 августа 2018 г.

Некоторые поправки не вошли в окончательную редакцию. Например, изначально предлагалось выплачивать компенсацию из казны в случае сноса построек, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН.

Подобные ситуации происходили в Москве, когда в административном порядке было принято решение о сносе палаток около станций метрополитена. Тогда самовольными оказались и те постройки, на которые было зарегистрировано право собственности.

Порядок выплаты компенсации предлагалось урегулировать в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Но в Законе № 339-ФЗ этих положений не оказалось.

Понятие самовольной постройки

В Законе № 339-ФЗ уточнено понятие самовольной постройки. Соответствующее изменение внесли в ст. 222 ГК РФ.

Цитируем документ

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

П. 1 ст. 222 ГК РФ

Из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Кроме того, не будет являться самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки.

Ограничение права органов местного самоуправления на снос

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.

Во-первых, органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Во-вторых, они могут принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения:

1) если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;

2) в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;

3) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.);

4) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Сроки сноса

Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки.

При этом срок для сноса не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев (в прежней редакции не было минимального срока в три месяца).

А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (сейчас этот срок — от трех месяцев до одного года).

Изъятие участков

Если лицо, на которое возложена обязанность по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями, не выполнит эту обязанность, то наказание может грозить собственнику земельного участка, на котором возведена постройка. В частности, у него могут изъять земельный участок.

Причем решение об изъятии не будет зависеть от того, кто возвел самовольную постройку: сам собственник участка или третье лицо, например, арендатор. По мнению председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям.

Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде.

Одновременно с проектом Закона № 339-ФЗ в Госдуму был внесен еще один законопроект: об административной ответственности за самовольное строительство (проект закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)»). Госдума приняла его в первом чтении 28 мая 2018 г., но после этого рассмотрение было приостановлено.

Сейчас административная ответственность установлена только за строительство и реконструкцию без разрешения на строительство. В законопроекте № 301854-7 предлагается предусмотреть административную ответственность в виде штрафа еще и за неисполнение решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями:

  • для юридических лиц — в размере от 100 до 300 тыс. руб.;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для граждан — от 20 до 50 тыс. руб. или обязательные работы до 50 часов.

Также предлагается установить наказание за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Для юридических лиц может грозить штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей возможно еще и приостановление деятельности до 90 суток).

Для граждан — от 2 до 5 тыс. руб.

Еще в проекте предлагается распространить административную ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. Штрафы предусмотрены такие же, как и за эксплуатацию постройки на участке, предоставленном в аренду или приобретенном на публичных торгах.

Кто принимает решение о сносе

Снос возможен только по решению суда Орган местного самоуправления может принять решение о сносе
Самовольная постройка возведена на участке, не находящемся в государственной или муниципальной собственности (исключение — если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан)Самовольная постройка возведена на участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства объекта
Если:
  • право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН или признано судом,
  • ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки,
  • решение касается многоквартирного дома, жилого дома или садового дома
Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.)Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режимуказанной зоны не допускает строительства такого объекта
В связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.Если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы особой зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта

Источник: https://www.eg-online.ru/article/377872/

Незаконное строительство соседей: куда жаловаться

Как остановить незаконное строительство

› ЖАЛОБА

08.02.2019

Источник: https://zakonportal.ru/zhaloba/nezakonnoe-stroitelstvo-sosedej

Юридическое дело
Добавить комментарий