Как получить социальную помощь, если оказался в тяжелой ситуации после освобождения из МЛС?

Материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Как получить социальную помощь,  если оказался в тяжелой ситуации после освобождения из МЛС?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Администрации, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Администрации, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Администрации, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Портала. Почтовые адреса, справочные телефоны и адреса электронной почты ОСЗН Администраций размещены на официальном сайте Правительства Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru, на Портале.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При, поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы, о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Администрацией. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.

Жалобы на решения, принятые главой Администрации, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.

2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.

В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) ее должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администраций (191060, Смольный, Санкт‑Петербург; (812) 576‑6262; adm@gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/188125/traditional/

В архангельской области бывших арестантов берут под опеку

Как получить социальную помощь,  если оказался в тяжелой ситуации после освобождения из МЛС?

Куда пристроить бывшего арестанта? Советская власть отвечала на этот вопрос просто: за сто первый километр, где создавались своеобразные заказники для всех, кого государство не хотело видеть на улицах больших городов.

После распада СССР положение изменилось. Теперь вчерашнего заключенного выпускают на все четыре стороны. Есть куда идти – хорошо. Нет – пусть сам разбирается. Казалось бы, это частные проблемы человека. Однако, если его не принимает общество, ему протянет руку помощи криминал. Тогда это будет уже наша с вами проблема. Как быть?

Оригинальный проект начинается в Архангельской области, где власти берут под опеку бывших арестантов и всех, кто оказался в тяжелой ситуации, хоть на большую дорогу выходи. В регионе началось строительство сети реабилитационных центров для вчерашних арестантов.

– В первую очередь это социальный проект. Его главные инициаторы – местные власти, администрация области. Но мы планируем предложить эти наработки для внедрения и в других регионах страны, – сообщили корреспонденту “РГ” в Федеральной службе исполнения наказаний.

По замыслу в реабилитационных центрах людям не только предоставят кров, но помогут устроиться на работу или получить юридическую помощь. В ближайшие четыре года подобные центры появятся во всех районах области. Но это только часть большой программы, которую разработали тюремное ведомство и администрация области.

Теперь колонии будут заключать договоры с местными центрами занятости – так называемыми биржами труда. Они начнут вместе подыскивать арестанту работу еще до его освобождения.

Теоретически так должно быть и сегодня. Но часто письма социальных работников из колонии остаются без ответа. Причины объяснил корреспонденту “РГ” бывший арестант Николай Т.

, освободившийся после двухлетнего срока за кражу.

– Я вернулся в родной город в Московской области, а начальник паспортного стола прямо заявил, что судимый ему на территории не нужен, поэтому меня не пропишет. И посоветовал уехать по-доброму. В другой район.

А лучше – в другую область. Все равно милиция не даст здесь жить: проверками замучает. Работу тоже трудно найти: практически все работодатели пугаются, узнав, что я судимый.

Куда идти за помощью? К воровской братве?

По данным экспертов, только 10-15 процентов заключенных можно назвать закоренелыми преступниками. Они для себя уже все решили. У остальных есть шанс встроиться в нормальную жизнь. Но как раз этого шанса их и лишают. Часто бывает, что на воле человека никто не ждет.

И если он вдобавок не заработал миллионы или не сумел спрятать, то у него на свободе возникут большие бытовые проблемы. В результате многие предпочитают возвращаться в тюрьмы. Скажем, в Красноярском крае ранее судимый гражданин остановил прохожего и выхватил у него торт. Растоптав лакомство, грабитель попросил вызвать милицию.

Выяснилось, что преступник, отсидев 12 лет, не нашел себе места в вольной жизни и решил вернуться в привычный мир. Такие примеры не единичные.

Поэтому многие ведомства – минюст, ФСИН, МВД, Уполномоченный по правам человека выступают за принятие федеральной программы по реабилитации бывших арестантов.

По словам представителей ФСИН, проект в Архангельской области вполне может стать модельным для федеральной программы. Дело не только в реабилитационных центрах, которые, кстати, сегодня открываются во многих регионах страны. В Архангельской области власти ПТУ при колониях будут учить арестантов востребованным в конкретной местности специальностям.

Кроме того, местные власти будут ремонтировать дороги, ведущие к колониям, и вводить новые рейсовые маршруты. В том числе для того, чтобы родным арестантов было легче добраться на свидание. Это тоже социальная программа.

Местные связисты помогут проложить в колонии линии цифровой связи. Ведь сегодня у заключенного есть право отнюдь не на один телефонный звонок: переговорные пункты открыты во многих зонах.

Особых ограничений нет, но есть очередь, режим работы и финансовые моменты – межгород платный. Понятно, что криминальные секреты по такой линии не выдашь, все контролируется.

Зато справиться о здоровье родителей – пожалуйста.

Плохая новость для криминала: в рамках этого же социального проекта есть скромный вроде бы раздел – “профилактика преступности”. Она предусматривает в том числе и закупку на средства местного бюджета глушилок для зоны. Чтобы замолчали нелегальные мобильники у тюремных авторитетов.

Интересно, что социальная программа, разработанная ФСИН и областной администрацией, подразумевает помощь не только вчерашним арестантам, но и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Это тоже профилактика преступности. А главное, здесь есть справедливый момент: государство готово опекать не только вчерашних преступников, но и тех, кто просто оказался в тяжелой ситуации.

Ведь трудности могут толкнуть его в криминальную среду.

прямая речь

Юрий Калинин, директор ФСИН:

– Реабилитация человека должна начинаться с первых дней, как он попал в колонию. В этом мы рассчитываем и на помощь общественных советов, и правозащитников. Наша система сегодня открыта для общественного контроля. Конечно, у нас есть и негативные моменты, с которыми мы боремся. Полагаю, что сыграют свою роль в этом и общественные советы, которые сейчас создаются.

Реабилитационные центры для бывших осужденных сейчас работают в Красноярском крае, Тверской, Омской, Свердловской, Воронежской, Ростовской и Московской областях.

Где-то такие центры созданы местными властями, где-то – общественными организациями или православными общинами.

Кроме того, во многих наших учреждениях действуют реабилитационные центры внутри самих колоний, где заключенных готовят к выходу на свободу. С ними работают психологи и социальные работники, им помогают оформить документы.

Полагаю, важно также развивать и профилактические программы, чтобы удерживать людей от тюрьмы. Необходимо шире применять альтернативные наказания без лишения свободы.

При этом не стоит забывать, что есть категория лиц, освободившихся из мест лишения свободы, за которыми нужен строгий надзор и после освобождения. Так что, с одной стороны, требуется помощь тем, кто готов вернуться к нормальной жизни. С другой стороны, надзор за теми, кто опасен для общества.

Источник: https://rg.ru/2008/08/26/zek.html

Святая вода против рака. Как остаться без медицинской помощи

Как получить социальную помощь,  если оказался в тяжелой ситуации после освобождения из МЛС?

Гражданские активисты в Калининграде сообщили о случаях отказов тяжелобольным людям в медицинской помощи. Речь о бывших заключенных с онкологией и ВИЧ. Сложности в получении терапии испытывают и те, кто находится в местах лишения свободы.

Инициативная группа “Становление” помогает бывшим заключенным получить лекарства и медпомощь при серьезных заболеваниях

“Ничем помочь не можем”

С активистами группы “Становление” мы встречаемся в их небольшом офисе в центре Калининграда. Член группы Герман Урыков проводит экскурсию по офису. В нескольких комнатах идут консультации – инициативная группа “Становление” помогает людям с ВИЧ и опытом употребления наркотиков, а также тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

– Одно из важных направлений нашей работы – ресоциализация людей, вышедших из мест лишения свободы. Все они сталкиваются с целой чередой проблем, и многие не знают, как найти выход, – говорит Урыков.

Подопечный “Становления”, 57-летний Александр Игнатьев освободился из колонии больше года назад. У него рак легких, но после освобождения он не получает никакой медицинской помощи – из-за отсутствия российского гражданства. Последний паспорт, который у него был, еще советский.

Александр жил в Узбекистане. В 90-е, когда из Ташкента начали массово уезжать русские, его родня перебралась в Калининград. Сам он тогда сидел в ташкентской колонии, в 95-м освободился и тоже переехал. В Калининграде занялся криминалом. Документы и гражданство делать не стал.

Александр Игнатьев

– Организовал здесь преступное сообщество по сбыту наркотиков, сам употреблял. Меня осудили в 2011 году на 11 лет – от передозировки умер один из клиентов. А в 2016 году у меня обнаружили онкологию легких и в сентябре прошлого года освободили досрочно, по болезни, – рассказывает мужчина.

Из спецучреждения Игнатьев вышел без документов. Сейчас живет у сестры, перебивается случайными заработками. У мужчины четвертая стадия рака, но без гражданства он не может получить даже обезболивающее.

– Я позвонил в областную больницу, а мне говорят: если вы не гражданин России, обращайтесь в частную клинику. Я обзвонил клиники, но они обследования онкобольных не проводят, – говорит Игнатьев.

– Есть еще проблема – трофические язвы. Два месяца назад я еле ходил. В больнице скорой медицинской помощи мне сказали, что могут оказать только экстренную помощь. Говорят: идите в поликлинику по месту жительства.

Но я же нигде не прописан.

После вмешательства активистов “Становления” Александра платно обследовали онкологи в областной клинической больнице. Однако получать лечение и медикаменты он до сих пор не может, так как не стоит на учете ни в одном медучреждении.

Купить без рецепта за свой счет наркосодержащие обезболивающие тоже нельзя. Пока единственные лекарства мужчины – молитвы и святая вода. По словам Игнатьева, он твердо встал на путь исправления.

Не принимает наркотики, не ворует, уверовал в бога.

– Пока лечусь молитвами, хожу на исповедь. Недавно мазь привезли от язв, из Дивеевского монастыря. У меня к государству претензий нет, я для него ничего хорошего не сделал.

У меня единственное желание: найти себе работу и получить хоть какое-то лечение, – говорит мужчина. – Еще в 2016 году врачи мне сказали, что я не протяну больше года.

Но господь так решил, и я живу уже два с половиной года. Пока сильных болей я не испытываю.

Прецедент

По словам члена ОНК Калининградской области Германа Урыкова, сейчас общественники пытаются помочь снять с Игнатьева судимость, иначе российское гражданство получить невозможно. Суд может снять судимость по причине тяжелого заболевания. Но шансы, что судья пойдет навстречу, невелики.

– Если честно, то практически никаких. Но это будет стратегическое, мощное дело, проблема-то большая и не только калининградская, но и общероссийская, – отмечает активист.

Герман Урыков

Дело в случае успеха может стать прецедентом. Подобных случаев, когда бывшие заключенные оказываются без гражданства и из-за этого не могут получить помощь, прежде всего, медицинскую, в России достаточно много. Это системная проблема и пока она решается только силами общественников, говорит Урыков.

– Если вдруг каким-то волшебным образом суд первой инстанции решит снять судимость с Александра, все документы на подачу гражданства готовы. Но если нет, то будет апелляционная жалоба, Конституционный, Верховный суд, все опять на годы затянется. А что с человеком будет, неизвестно, он уже сейчас страдает.

– Это обычная практика, когда людям с судимостью отказывают в гражданстве?

– Да, это норма закона. Сейчас всех людей без гражданства, которые освобождаются из мест лишения свободы, увозят в Центр временного содержания иностранных граждан в Гвардейске.

Это как отстойник, где люди ждут, пока проводятся формальные процедуры, куда вызывают работников посольств. Там и нелегальные мигранты содержатся, ждут депортации. Всего таких там около 30 человек.

И могу сказать, что там специализированная медпомощь не оказывается.

– А если у человека, который вышел, тяжелое заболевание, онкология или ВИЧ?

– Центр находится в ведении МВД, и с УФСИН мало контактирует, не готовится к приему тяжелых больных, там никаких закупок медпрепаратов по ВИЧ-инфекции, по онкологии не делается. Связь с районной больницей поддерживают, но людей с тяжелыми заболеваниями не лечат.

Я, когда ходил в этот центр с контролем, видел – лежит у них там онкобольной, и они не знают, что с ним делать. У нас на сопровождении был один гражданин Армении, которого освободили из колонии, он был ВИЧ-инфицированным.

Необходимых поддерживающих препаратов у него оставалось на десять дней, а нахождение в центре может продлиться больше месяца. И мы, общественники, искали по своим каналам ему терапию.

“Без регистрации ты ничего не можешь”

По словам Урыкова, отсутствие не только гражданства, но и обычной регистрации в регионе может стать большой проблемой.

– Даже если ты гражданин РФ, но не имеешь местной регистрации, ты ничего не можешь. Если человек калининградец, но в колонии потерял прописку – то ли родственники выписали, то ли другие случаи, – он уже не может ни социальные услуги получить, ни пенсию, ни материальную помощь.

И у нас много таких случаев, – говорит Урыков. – Для больных, в частности с ВИЧ, предусмотрен механизм, когда они могут получить регистрацию в доме ночного пребывания. Но при условии, что они там проживают. Но, может, у него есть где жить после освобождения.

Многие не хотят идти туда.

Eсли речь о туберкулезе или ВИЧ, то человек и без регистрации сможет получить терапию. Но эти заболевания – исключения.

– Если человек страдает другими серьезными заболеваниями, требующими системной помощи, такими, как, например, онкология, никто не будет этого делать, – отмечает активист.

Александр Игнатьев и Герман Урыков

В 2017–2018 годах “Становление” участвовало в проекте общественной организации “ЮЛА”, которая на президентский грант разработала методику по созданию каскада услуг для людей с тяжелыми заболеваниями, выходящими из заключения. Это касается и больных ВИЧ, и людей с гепатитом, туберкулезом.

Методика предполагает, что специалисты ведут человека от колонии до врача, помогают в социальной адаптации. В работе участвует “мультипрофессиональная команда”, куда входят психологи, юристы, врачи.

– Нужно отметить, что далеко не все люди, освободившись, доходят до Центра СПИД. Осваиваясь на свободе, они забывают, что прерывать лечение нельзя. Не знают, что терапия заказана на всех освободившихся. И что в Центре есть соцотдел, который может помочь в преодолении бюрократических барьеров, – говорит Урыков.

К работе с бывшими заключенными привлекают и волонтеров, которые в прошлом тоже отбывали наказание. Это люди из числа “равных”, говорит Урыков. И они буквально “водят за руку” недавно освободившихся. Именно через таких людей заключенные и освободившиеся узнают, что на свободе они могут получить помощь.

Активисты рассказывают об еще одном онкобольном, которого после освобождения колония снабдила обезболивающими лишь на несколько дней.

У мужчины тоже не было регистрации, он обратился за помощью к своему бывшему сокамернику, тот сообщил волонтерам, и общественники экстренно, через Минздрав, нашли ему препараты.

Однако системно проблема не решается. И пока не удалось найти способа преодоления этого барьера, говорят в “Становлении”.

Есть все шансы умереть

Один из гражданских активистов – Андрей Воронин. В прошлом у него две судимости. Сегодня он занимается защитой прав заключенных.

– Это мое призвание. Материального мне это ничего не приносит. Я считаю, что в России права человека очень сильно нарушаются. Постоянно учусь на курсах повышения квалификации и сейчас веду пару дел, – рассказывает Воронин.

Андрей Воронин

Несколько лет назад он сам стал жертвой системы, когда после досрочного освобождения в связи с пороком сердца ему отказали в операции в местном кардиоцентре. Причиной, говорит Воронин, стало наличие у него ВИЧ-инфекции:

– У меня был порок сердца, требовалась операция, но в тюремных условиях операцию сделать было нельзя. По болезни меня досрочно освободили в 2012 году. Я обратился через поликлинику в наш кардиологический центр.

Прошел обследование инфекциониста, у меня был хороший иммунный статус, порядка 600 единиц, операция была не противопоказана. Но в кардиоцентре делать ее отказались. Врач неофициально мне сказал, что у меня ВИЧ, они не хотят загрязнить аппараты искусственного кровообращения.

А официально сообщили, что боятся осложнений во время операции.

Воронин обратился в несколько медцентров Москвы, однако нигде на операцию его не брали. А вот с платной операцией в Литве или Германии проблем бы не возникло – там врачи готовы были принять пациента с ВИЧ. Но стоимость, около 1 млн рублей, была неподъемной.

– Только через три года, в 2015 году я случайно попал на прием замминистра здравоохранения региона, объяснил ситуацию. И только после личного ее обращения мне эту операцию сделали в нашем кардиоцентре, – рассказывает мужчина.

После операции Воронин вновь оказался в колонии. И здесь, по его словам, его лишили возможности принимать лекарства для разжижения крови.

– В кардиоцентре мне поставили искусственный клапан, и чтобы он не забился, надо было принимать варфарин. И это лекарство ежедневного приема мне в колонии не давали.

Сначала мне жена его привозила, потом врачи колонии как-то выдали на месяц, а на следующий месяц они не взяли лекарства у жены – сослались на новые правила, что помимо самого лекарства надо привозить еще и товарный чек.

И я остался без варфарина на два месяца. Конечно, мне хуже сразу стало, и боли в сердце усилились, – рассказывает Воронин.

Он был снова освобожден из колонии по болезни. Подал в суд на УФСИН и даже выиграл компенсацию в 10 тысяч рублей. Сейчас Воронин готовит иск в Европейский суд по правам человека, так как считает, что компенсацию ему присудили мизерную. И для региона такой иск в ЕСПЧ, связанный с неполучением медпомощи в колонии, тоже станет прецедентом, говорит активист.

По его словам, право заключенных на получение медицинской помощи нарушается постоянно:

– Со мной в камере сидели люди, практически все с ВИЧ-инфекцией. И у многих была стойкая резистентность к терапии – они просто умирали у меня на глазах. С кем я сидел – сейчас только один на свободе, остальные умерли. За 2013 год умерло двенадцать человек, или в колонии, или сразу после освобождения.

Сейчас в качестве общественного защитника Воронин ведет дела двух заключенных с ВИЧ, пытаясь добиться их досрочного освобождения по болезни, чтобы они могли получить эффективное лечение – или умереть в достойных условиях.

– Их уже девять месяцев не осматривали. Инфекциониста в УФСИН нет нигде – ни в одной колонии. Врач-терапевт не может поменять схему лечения, им тупо дают одну и ту же схему, которая уже не работает. И куда мы только ни пишем, как ни добиваемся, никакой реакции нет.

Кто из них живой выйдет оттуда, неизвестно, – говорит Воронин. – Одно дело в суде недавно мы проиграли, человека не освободили, хотя у него есть показания, 4Б-стадия ВИЧ, следующая – уже терминальная. Сейчас мы будем обжаловать это решение. А ему сидеть еще полтора года, он очень плохо себя чувствует.

У него большие шансы умереть.

Сегодня общественники пытаются отстоять права заключенных и тех, кто лишь вышел на свободу, на получение эффективного лечения. Ежедневно приходится бороться с государственной машиной. И не у всех есть шансы дожить до восстановления своих прав.

Юлия Парамонова,

Радио Свобода

Новостное приложение Кавказ.Реалии.
Скачать

Источник: https://www.kavkazr.com/a/29690909.html

Страшно выходить

Как получить социальную помощь,  если оказался в тяжелой ситуации после освобождения из МЛС?

Как живут женщины после освобождения из мест лишения свободы и почему многие из них возвращаются обратно

Социолог Татьяна Дворникова в течение двух лет исследовала особенности посттюремной адаптации женщин в России: провела наблюдения в одном из центров социальной адаптации, изучила роль общественных инициатив, работающих с бывшими осужденными, проинтервьюировала 46 респонденток с судимостью. И пришла к неожиданному парадоксу: бывшие заключенные не боятся вернуться в колонии, гораздо страшнее для них выйти на свободу.  

Интервью проводились с конца 2016 по начало 2019 года, наблюдения — зимой 2018 года. Имена героев текста изменены.

«Шла в колонию как домой»

— Поздравьте меня!

— С чем?

— В этом году десять лет, как я на свободе.

Так мы знакомимся с Мариной. Ей чуть больше 50 лет, и у нее три тюремных срока за плечами: за превышение пределов самообороны, повлекшее смерть, убийство и разбой. С перерывами она отсидела 22 года в разных исправительных колониях с начала 80-х до середины нулевых. Сейчас работает секретарем общественной организации в Москве, в офисе которой мы с ней и встречаемся.

По специальности Марина — швея пятого разряда. Профессию получила в неволе, но на свободе она ей так и не пригодилась. Ни в одно ателье ее не взяли. Училась в женской колонии в Нижнем Тагиле, где ее, тогда 18-летнюю, часто избивали.

«Нас били другие зэчки. В советское время это называлось “секции дисциплины и порядка” или “повязочники”. Заводят тебя 12 человек, один-два удара ты отмажешь, остальное нет. Били за то, что не умеешь шить.

И меня отмутузили, морда была как воздушный шар! Что я делаю? Я встаю ночью, беру табуреточку и вот этой табуреточкой бригадира убиваю.

Потому что ну нельзя меня так бить, не за что! Мне дают еще шесть лет…»

Женская исправительная колония № 3. Женщины-заключенные в производственной зоне Сергей Шахиджанян/PhotoXpress

Страшно в колонии Марине было только в первый раз. Потом она шла туда как домой: «Бумаги уже дойдут, все знают, кто едет, все уже где-то друг с другом пересекались».

Вспоминает, что каждый раз после освобождения «пыталась жить нормальной жизнью», но ее не принимали — ни родственники, ни друзья, ни работодатели. Денег не хватало, и после третьего срока она стала воровать, не опасаясь еще раз оказаться за решеткой.

Только спустя восемь лет после освобождения Марина нашла работу, которую называет спасением, — на этом череда ее судимостей закончилась.

Непристроенные

Освобождение из тюрьмы — особенно после длительного срока — напоминает переезд в незнакомую страну: необходимость обустраивать дом и искать работу, завязывать профессиональные и дружеские связи, обновлять документы и вникать в бюрократические процедуры, привыкать к ценам и учиться распоряжаться деньгами, а также заново выстраивать свою идентичность. В обоих случаях приходится сталкиваться с непониманием и недоверием со стороны окружающих.

В случае тюремного опыта добавляется еще несколько факторов: жесткий социальный контроль при практически полном отсутствии механизмов поддержки, а также устойчивая изоляция и стигматизация освободившихся. Многие не справляются, совершают новые преступления и возвращаются в места лишения свободы.

Согласно данным ФСИН, в России таких почти 250 тысяч человек, в среднем около 60 процентов. Фактически это означает, что у каждого второго освободившегося возникают серьезные трудности с адаптацией. Но о том, как она проходит, неизвестно до тех пор, пока человек снова не попадает в поле зрения полиции.

Несмотря на то что по количеству заключенных Россия лидирует среди европейских государств, в стране нет службы, которая бы занималась их проблемами на этапе освобождения.

Создание института пробации (предполагает меры наказания, не связанные с лишением свободы, а также сопровождение осужденного в случае досрочного освобождения и системную помощь в решении его проблем. — Прим.

ТД), который в некоторых странах выполняет не только функции постпенитенциарного контроля, но и ресоциализации, обсуждается много лет без каких-либо результатов. При этом в отношении осужденных часто применяется административный надзор, который лишь ограничивает их в правах.

По количеству женщин-заключенных Россия также лидирует. Но точных данных о том, сколько из них оказалось в тюрьме повторно, в каком возрасте и на какой срок, за последние годы нет.

Женщины составляют 8 процентов от всего тюремного населения страны, и внимания им уделяется гораздо меньше. О них реже пишут, об их проблемах почти не говорят на институциональном уровне.

Организации, оказывающие им специализированную помощь, можно пересчитать по пальцам.

В отсутствии системной работы с освободившимися часть нагрузки ложится на центры социальной адаптации (ЦСА). Именно туда чаще всего и обращаются люди после тюрьмы — в поисках ночлега, еды, работы. При этом женщин среди клиентов центров обычно не более 10—15 процентов. Но это не значит, что у остальных все хорошо и они пристроены. Мы их просто не видим.

«Антураж напоминает былые места»

Нина попала в центр социальной адаптации три месяца назад, освободившись из колонии для женщин, уже отбывавших наказание в местах лишения свободы. Там она отсидела полтора года за хранение наркотиков.

— Это был ваш второй раз?

— Какой второй… Прошлое мое — мама не горюй!

Про детство Нина вспоминает, что мать часто выпивала, отца не было, ее несколько раз отправляли в приют. В свои 14 хотела она быть как все — нормально есть и одеваться. Было не на что, поэтому воровала, за что попала в колонию для малолетних.

В 19 стала подрабатывать официанткой, встретила мужа. С ним пришел героин, и они оба несколько раз оказывались за решеткой. Однажды Нина не выдержала — захотела завязать, в горячке вызвала полицию и написала заявление на супруга. Посадили обоих.

Их дочери сейчас 12 лет, живет у свекрови и с Ниной не общается, считает мать предательницей — отец еще в колонии. Она показывает фото девочки: темные волосы, карие глаза, выразительные скулы. «Копия папы. Моя, наверно, у нее только писька», — смеется она. С тех пор Нина не употребляет наркотики и хочет вернуть ребенка. Но возвращать пока некуда — дома у нее нет.

Ее кровать в тесной комнате на 10 человек заправлена идеально — ни бугорка. На тумбочке много косметики и несколько мягких игрушек. Над подушкой — православный календарь и описание программы «12 шагов».

Это методика избавления от зависимости, которую придумали двое американцев в 1935 году, создавшие группы анонимных алкоголиков. С того времени она применяется в большинстве частных реабилитационных центров, в том числе и в России.

Один из этих шагов — признание своих ошибок и обращение к Богу. Нина курсы реабилитации не проходила, в Бога уверовала еще в колонии.

Новосибирская женская колония Юрий Тутов/PhotoXpress

Сейчас она работает продавцом в табачном киоске — единственная из клиенток центра, кто трудоустроен официально. Ее соседки по комнате перебиваются, как могут: собирают стеклотару и металлолом, подрабатывают уборщицами или просто делают вид, что ищут работу. Мотивации устроиться по трудовой нет почти ни у кого — тогда за пребывание в центре придется отдавать 75 процентов дохода в месяц.

«К нам приходят люди, которые имеют доход, но такие случаи редки. Как бы грубо это ни звучало, это те, кто может страдать слабоумием, ну потому что не понимают, что это невыгодно. Проще снять хостел и заплатить за него 3—4 тысячи. Здесь будут другие суммы — потому что все услуги, которые предоставляются, должны оплачиваться по закону», — объясняет мне заместитель руководителя центра Ольга.

Услуги — это консультации юриста и психолога, помощь в поиске работы и оформлении документов, а также обед раз в день. Впрочем, встречи с психологом проводятся нечасто. С работой та же ситуация: даже если подопечные мотивированы, социальным работникам просто некуда и некогда их устраивать.

Источник: https://takiedela.ru/2019/04/strashno-vykhodit/

Юридическое дело
Добавить комментарий