Какие дети относятся к категории детей сирот?

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Какие дети относятся к категории детей сирот?


Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права.

Именно поэтому забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Ключевые слова: правовое положение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, права детей, гарантии.

Правовой статус ребенка определяется нормами семейного права и представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка, гарантий их реализации, установленную международно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что проблемы детей-сирот в будущем всегда будут стоять перед людьми. Дети, оставшиеся без попечения родителей, существуют в любом обществе: имеет оно достаток или же не имеет, так как никто не застрахован от рисков, которые ожидают за следующим поворотом.

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает круг лиц, принадлежащих к категории детей, оставшихся без попечения родителей:

1) дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения по одной из причин): лишение родительских прав, ограничение родителей в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, родители, признанные недееспособными (ограничено дееспособными), родители, объявленные умершими и т. д. [1].

Иначе говоря, помимо той категории несовершеннолетних, которые указаны в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996, к ним еще относятся и дети, имеющие родителей.

В свою очередь п.1 статьи 20 Конвенции ООН о правах ребенка содержит следующее положение о том, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [2].

В Российской Федерации по достижению определенного возраста ребенок приобретает особые права и обязанности, например, получение полной дееспособности, связано с наступлением совершеннолетия ребенка.

Однако, еще до наступления полной дееспособности, ребенок обладает частичной дееспособностью. Так, в статье 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.

1994 № 51-ФЗ, указано, что дети могут совершать сделки с согласия родителей, или иных лиц их заменяющих, и только некоторые сделки могут совершать самостоятельно [3].

Это значит, что дети имеют право наследовать имущество, но фактически осуществлять свои права они могут только при участии лиц, имеющих полную дееспособность. При этом недееспособным субъектам обладать самостоятельностью в социально-экономической жизни становится возможным при условии наличия у ребенка всех элементов правосубъектности.

Структурные элементы правового статуса детей-сирот — это их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [4].

Особенность правоспособности детей-сирот заключается в том, что они могут иметь некоторые права и обязанности, характерные только для них и не свойственные остальным субъектам права. Например, дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: жилищное, медицинское, трудовое обеспечение, льготы в сфере образования и т. д.

Дееспособность ребенка-сироты имеет отличительную особенность тогда, когда отсутствует законное представительство родителей, которое обычное в других отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения юридических фактов (оформление попечительства, к примеру).

Деликтоспособность детей-сирот отличается от общей деликтоспособности граждан тем, что субъектом нарушения может выступать именно человек, имеющий статус ребенка-сироты. К примеру, случай дисциплинарной ответственности за нарушение административного режима в организации, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор.

В Российской Федерации создана правовая основа защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В частности, определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, определены полномочия органов государственной власти различных уровней в этой области.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [5].

В Семейном кодексе предусмотрено, что родители обязаны содержать своих детей. Для обеспечения реализации права на алименты детей, находящихся в детских учреждениях, действует ряд нормативных документов.

Уполномоченным выявлялись факты ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, призванными обеспечить получение ребенком алиментов.

К примеру, при посещении КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи г. Большой Камень» выявлено, что из 16 детей, которым назначена выплата алиментов, реально получают лишь 3 несовершеннолетних.

В КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи с. Мысовой» из 29 детей, которым назначена выплата алиментов, получают лишь 5 человек [6].

Одной из главных проблем — необеспечение сохранности жилых помещений, которые закреплены за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С каждым годом количество детей, нуждающихся в жилье, увеличивалось потому, что не все смогли сохранить закрепленное за ними жилье до окончания образовательных учреждений по причине отчуждения жилья (неуплата коммунальных платежей).

Согласно Закону Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ дети-сироты и лица из их числа подлежат обеспечению жильем в форме предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [7].

На территории Приморского края, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением включены 7040 человек, из которых 5237 детей подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением ими возраста 18 лет, из них 2045 человек — в возрасте от 23 лет и старше [8].

В связи с этим представляется необходимым совершение следующих действий в масштабах регионального уровня: разработка и принятие специального нормативно-правого акта, определяющего механизм обеспечения сохранности жилых помещений, которые находятся в собственности (пользовании) указанного круга лиц; усиление контроля за работой соответствующих органов по обеспечению сохранения закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за проведением капитального ремонта перед вселением, погашению задолженности по оплате коммунальных услуг и др.

Согласно с Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15 [9], жилье теперь будет предоставляться на пятилетний срок по безвозмездному договору найма с возможностью его продления в случае обнаружения обстоятельств, которые свидетельствуют о трудной жизненной ситуации нанимателя; по истечении срока данного договора жилье будет передаваться на условиях социального найма. Данная норма не позволяет продать, обменивать или приватизировать жилье минимум 5 лет, что способствует обеспечению сохранности жилья и нивелировке мошеннических намерений недобропорядочных граждан, которые обманным путем совершили сделки по приватизации и последующему отчуждению жилья [10, с.129].

В настоящее время отменен ограничительный возраст получения необходимого жилья. Новый порядок предоставляет сохранение права получения жилого помещения до фактического обеспечения такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста.

Еще одной немаловажной проблемой данной сферы является слабая разъяснительная работа по вопросам, касающихся реализации жилищных прав указанной категории лиц, относящаяся к обязанностям учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Довольно остро стоит проблема, касающаяся длительного неисполнения, в том числе и по решению суда обязательства по предоставлению объектов недвижимости для проживания детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Во многом, актуальность данной проблематики связана именно с отсутствием желания у «высших чинов» решать данные жилищные вопросы в силу отсутствия бюджетных средств государственной системы РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60746/

Глава 4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства | ГАРАНТ

Какие дети относятся к категории детей сирот?

Глава 4. Равные возможности для детей, нуждающихся
в особой заботе государства

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.

цель стратегии в отношении детей, нуждающихся в особой заботе государства, – повышение качества их жизни и успешная социализация в обществе.

4.1. Краткий анализ ситуации

На начало 2012 года общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области составило 4837 человек. 85% из них воспитываются в семьях жителей Калужской области, в том числе 1398 (22%) – в семьях усыновителей и более 1200 детей воспитываются в 660 приемных семьях.

Органами опеки и попечительства активно реализуется региональная политика профилактики социального сиротства и семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы стабильно уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Калужской области. В 2012 г. оно составляет 2,7% от общего количества детского населения.

Однако этот показатель превышает среднероссийский (2,3%), в связи с чем на первый план региональной стратегии выдвигается работа по профилактике социального сиротства, сохранению и реабилитации кровной семьи ребенка.

В Калужской области создана развитая законодательная база социальных гарантий для детей-сирот и семей, их воспитывающих, на основе которой установлено и осуществляется более 20 видов различных социальных выплат.

В результате активной деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах области воспитывается всего 226 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На базе всех четырех детских домов разработаны и реализуются разносторонние программы семейного воспитания и постинтернатного сопровождения выпускников в самостоятельной жизни.

С 1 января 2012 года в Калужской области действует новая ведомственная целевая программа “Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Старт в будущее”.

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 16.09.

2011 N 495 создано государственное автономное учреждение Калужской области “Центр постинтернатного сопровождения “Расправь крылья!” (с социальной гостиницей на 24 места) для оказания комплексной помощи и услуг всем выпускникам интернатных учреждений и лицам из числа детей-сирот.

В предстоящие годы профилактическая работа с семьями и детьми группы риска должна стать главной для всех социальных служб и органов опеки и попечительства.

Их деятельность должна быть направлена в первую очередь на раннее выявление проблем семьи (как биологической, так и замещающей), организацию реабилитационной работы с детьми и родителями, оказание комплексных социальных услуг нуждающимся в них семьям, постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот.

По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Калужской области, на территории Калужской области зарегистрирован 2831 ребенок, имеющий статус “ребенок-инвалид”, в возрасте от 0 до 17 лет.

В возрастной структуре при первичном освидетельствовании, первое место принадлежит категории детей в возрасте от 0 до 3 лет, среди которых преобладают заболевания с врожденной аномалией (50,8%), а также заболевания центральной нервной системы (16,5%).

В возрастной структуре 8-14 лет, которая занимает второе место, преобладают психические расстройства (28-30%).

Для комплексной работы с детьми-инвалидами в системе органов социальной защиты населения создано два специализированных реабилитационных центра, которые оснащены современным оборудованием.

На основании заключенных с родителями договоров осуществляется социальное сопровождение семьи, начиная с момента рождения ребенка либо с момента получения им статуса ребенка-инвалида.

За последние годы значительно увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги (2006 год – 25%; 2011 год – 42%).

Вместе с тем остается актуальной проблема доступности получения реабилитационных услуг семьями, воспитывающими детей-инвалидов, проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование и реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи.

На конец 2011 года состоит на учете по ВИЧ-инфекции 21 ребенок (6,4% от рожденных ВИЧ-инфицированными матерями). 13 ВИЧ-инфицированных детей (61,9%) получают антиретровирусную терапию. Диагноз ВИЧ-инфекции рожденным в 2011 году детям не выставлялся.

На конец 2011 года 63 ребенка (18,9%) находились на диспансерном наблюдении по поводу перинатального контакта по ВИЧ-инфекции, за 2011 год снято с учета 42 ребенка.

В 2011 году нуждались и получали специфическую (антиретровирусную) терапию за счет средств национального проекта 13 детей (все нуждающиеся).

4.2. Основные задачи

Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение престижа усыновления.

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разработка и обеспечение нового механизма реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на благоустроенное жилье.

Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку и доступную среду.

Формирование на основе межведомственного взаимодействия системы всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание служб раннего вмешательства, развитие института инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.3. Меры, направленные на защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Улучшение кадрового и методического обеспечения деятельности по опеке и попечительству, повышение статуса органов опеки и попечительства и специалистов по охране прав детства.

Внедрение в практику деятельности органов опеки и попечительства приоритетов профилактической работы с семьями и детьми группы риска.

Формирование института профессиональной приемной семьи, оптимизация системы служб сопровождения замещающих семей, расширение спектра и улучшение качества предоставляемых им услуг.

Разработка и внедрение нового порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к моменту завершения образования, выпуска из учреждения или окончания воспитания в приемной семье.

Осуществление комплекса мер по постинтернатной адаптации и успешной социализации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.4. Меры, направленные на государственную поддержку детей
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребности в различных услугах.

Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Оптимизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пересмотр критериев установления инвалидности для детей с учетом возрастных этапов развития ребенка.

Пересмотр критериев установления инвалидности детям с патологией зрения при проведении длительных курсов лечения дорогостоящими препаратами.

Развитие служб и укрепление материально-технической базы учреждений социальной помощи семье и детям, предоставляющих социальные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка и внедрение региональных стандартов социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие системы творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Расширение возможностей участия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивных мероприятиях, получении услуг в сфере физкультуры и спорта.

Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости.

Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4.5. Ожидаемые результаты

Рост семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приоритетом усыновления; увеличение до 90% доли детей, находящихся на воспитании в семьях.

Оптимизация деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение 100% постинтернатного сопровождения выпускников учреждений – лиц из числа детей-сирот.

Обеспечение благоустроенным жильем лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к моменту завершения образования, выпуска из учреждения или окончания воспитания в приемной семье.

Создание эффективных программ, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте.

Повышение доступности объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.

Улучшение качества социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных инклюзивным образованием.

Источник: http://base.garant.ru/15933943/9e534a707b90f3959c591b7a385541ab/

Льготы детям-сиротам

Какие дети относятся к категории детей сирот?

Предоставление льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с этим законом к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Также законодатель отдельно выделяет такую категорию как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Законодательство предусматривает наличие льгот и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующих сферах:

1. В сфере образования:а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.

б) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.

в) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного роди-теля, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.г) Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.д) Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.е) Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.ж) Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.з) При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.и) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2.

В сфере медицинского обслуживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:а) Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

б) Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

3.

В жилищной сфере:а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Региональное законодательство может предусматривать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение.б) Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

4.

В сфере труда:а) Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.б) Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем регионе Российской Федерации.Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

в) Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Источник: https://xn--b1acenfecsovf4a.xn--p1ai/benefits-orphans.html

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей

Какие дети относятся к категории детей сирот?
12.11.2014  / Пролетарский район г. Тулы

Конвенция ООН “О правах ребенка” (принята в июне 1990 г., с 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР) наложила на Российскую Федерацию как правопреемника СССР определенные обязательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее законодательство к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин: в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением родителей в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.

2013 N 185-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, закрепляющий понятие “дети, оставшиеся без попечения родителей”, которыми являются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке”.

Дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения. В Постановлении от 27 ноября 2000 г.

N 896, которое издано в соответствии с Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” закреплено, что для детей, оставшихся без попечения родителей, созданы следующие типы учреждений: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Данные учреждения являются органом, который обеспечивает реализацию правового статуса детей указанного типа.

Анализ норм Закона N 159-ФЗ позволяет выявить круг детей, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей:

1) дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей; в отличие от первой группы детей, к данной группе относятся дети (т.е. лица в возрасте до 18 лет), которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

а) в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в т.ч. при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

– злоупотребляют своими родительскими правами (под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);

– жестоко обращаются с детьми, в т.ч. осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность (жестокое обращение с детьми может проявляться как в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, так и в применении недопустимых способов воспитания);

– являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

– совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга;

б) в связи с ограничением родителей в родительских правах;

в) в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

г) в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Таким образом, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит (помимо детей без родителей – сирот) также детей, имеющих родителей.

Следовательно, общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации.

Таким образом, правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется следующим:

– правовой статус личности несовершеннолетнего ребенка – система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально-правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями;

– правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты соответствующих правоотношений, прямо или косвенно воздействующие на права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей.

Помощник прокурора Пролетарского района г.Тулы младший советник юстиции Иванова Н.В.

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/tula-proletarian/13561/

Методические рекомендации по правовому обеспечению студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Какие дети относятся к категории детей сирот?

В разделе V Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Президентом РФ «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» представлены меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации, касающегося развития форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, включая прекращение практики длительного содержания «отказных» детей в детских больницах без медицинских показаний;

  • разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста;

  • организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;

  • совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям;

  • применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;

  • улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа;

  • создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;

  • перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями региона;

  • переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления;

  • обеспечение выполнения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки;

  • продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций;

  • разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;

  • внедрение технологии “социальных лифтов” для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве;

  • внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах;

  • продолжение создания и развития региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

 В настоящее время в Российской Федерации действует следующая нормативно-правовая база, регламентирующая дополнительные гарантии и льготы, предоставляемые лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Источник: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-po-pravovomu-obespecheniyu-studentov-otnosyashchikhsya-k-kategorii-detej-sirot-i-detej.html

Юридическое дело
Добавить комментарий