Когда вступает в действие закон о запрете продажи табака без маркировки?

Исследование: «Левада-Центр» и IT-компания АТОЛ изучили готовность розницы к работе с маркировкой

Когда вступает в действие закон о запрете продажи табака без маркировки?
15.04.

2019

Аналитическое агентство «Левада-Центр» при поддержке IT-компании АТОЛ, ведущего производителя аппаратно-программных решений для ритейла, провело исследование готовности бизнеса к переходу на работу с системой обязательной маркировки товаров «Честный ЗНАК». Аналитики выяснили, что бизнес готов к работе с системой маркировки: 76% респондентов уже имеют кассу, 38% — используют 2D-сканеры.

Более 20% респондентов по всей выборке и более 23% среди продавцов табачной продукции предпочитают искать информацию о маркировке у поставщиков решений и компаний-производителей контрольно-кассовой техники.  

Исследование проводилось с целью выяснения реального статуса и оценки степени готовности бизнеса к работе с системой маркировки товаров. Ключевой задачей исследования было определение потребностей бизнеса и выявление степени информированности предпринимателей о предстоящих переменах на рынке розничной торговли.

  • с 15 – 25 марта 2019 года проходило исследование
  • 500 респондентов из сферы ритейла приняли участие
  • 89% слышали о маркировке или уже хорошо знакомы с ней
  • 45% еще не начинали искать информацию о маркировке товаров
  • 29% знают, что оператором системы маркировки является ЦРПТ
  • 76% предпринимателей уже имеют онлайн-кассы
  • 39% респондентов сталкивались с контрафактными товарами

Большая часть опрошенных считает, что введение маркировки приведет к:

  • повышению налоговых выплат (37%)
  • усилению контроля рынка государством (36%)
  • защите покупателей от контрафактной продукции (33%)
  • уходу с рынка нелегальных торговцев
  • улучшению возможностей для развития честного бизнеса (10%)
  • лишь 9% отметили, что не понимают, какие вопросы решает маркировка.

Оксана Гребень, Левада-Центр, руководитель проектов

«Исследование проводилось для того, чтобы выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о введении маркировки товаров в России и узнать степень их осведомленности об изменениях, проекте, готовности к ним, и отношении к нововведению»

Реваз Юсупов, замгендиректора ЦРПТ

«Наш проект разрабатывался таким образом, чтобы быстро подключать новые товарные группы, иметь возможность отработки с бизнесом всех аспектов, минимально воздействовать на уже запущенные бизнес-процессы и обеспечить максимальное включение представителей МСП уже на пилотной фазе. Переход на маркировку даст малому и среднему бизнесу палитру возможностей для поступательного развития»

Алексей Макаров, председатель совета директоров IT-компании АТОЛ, ведущего поставщика аппаратных и программных решений для ритейла

«За последние два года компания АТОЛ поставила на рынок более 1 млн касс. Мы чувствуем ответственность за тех, кто пользуется нашими решениями, и помогаем им разбираться в законодательных изменениях. Большинство розничных продавцов волнует вопрос о стоимости перехода на работу с маркировкой.

По нашей оценке, суммарные расходы 95% ритейлеров составят всего 5-7 тысяч рублей: эти расходы пойдут на приобретение 2D-сканера и обновление программного обеспечения имеющихся онлайн-касс и товарно-учетных программ.

Важно понимать, что технологии, разработанные сейчас для маркировки табака и обуви, можно будет применить потом ко всем товарным категориям.

Исследование демонстрирует, что 76% предпринимателей по всей выборке имеет онлайн-кассы. Это означает, что им будет проще перейти на работу с системой маркировки, поскольку потребуется лишь обновить свою онлайн-кассу или то программное обеспечение, с которым работает их касса.

Среди представителей неспециализированной торговли, доля тех, кто уже сейчас использует 2D-сканеры превышает 70%. В сегменте представителей рынка торговли табаком и обувью этот показатель ниже — 32 и 22% соответственно.

Главное, продавец должен удостовериться, что его программно-аппаратный комплекс кассира работает с системой маркировки”

Отношение бизнеса к маркировке

Исследование показало, что по мнению большей части опрошенных, введение маркировки приведет к повышению налоговых выплат, усилению контроля рынка государством, и защите покупателей от контрафактной продукции. Предприниматели уверены, что маркировка повлияет на уход с рынка нелегальных торговцев и откроет новые возможности для ведения честного бизнеса.

Предприниматели уделяют внимание тому, как покупатели выбирают товар и оценивают его подлинность. Более 41% опрошенных сказали, что покупатели часто просят сопроводительную документацию на товар или интересуются иными подтверждениями подлинности товара. Более половины респондентов считают, что в магазинах важно размещать информационные материалы о легальном происхождении товара.

Насколько предприниматели осведомлены о маркировке

Респонденты заявили, что им для работы не хватает информации по маркировке товаров. Чаще всего говорили о требующемся оборудовании и программном обеспечении, а также о том, как технически будет реализована маркировка товаров и какая ответственность предусмотрена за ее отсутствие.

Большая часть опрошенных предпринимателей имеет онлайн-кассы, и только 17% респондентов ответили, что в их магазине нет кассы, так как по закону они могут ее пока не использовать.

При этом, в магазинах 38% опрошенных уже есть 2d-сканеры штрих-кода, которые применяются для сканирования маркировки. Среди тех, кто пока еще не использует в магазинах сканеры штрих-кодов (41% по общей выборке), чуть больше половины респондентов (57%) оценивают затраты на приобретение одного сканера в сумму до 4000 рублей.

Понимание сроков начала работы системы маркировки

Около половины опрошенных, которые торгуют табаком и заняты в секторе неспециализированной торговли знают, что магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет с 1 июля 2019 года. Почти 30% респондентов осведомлены о том, что с 1 июля 2020 года вступает в действие запрет на оборот, производство и продажу сигарет без маркировки.

Подробнее о системе маркировки товаров

15 января 2018 года стартовал пилотный проект по маркировке табачных изделий, с которого началось внедрение  государственной системы обязательной маркировки товаров. Переход на работу с ней состоится в несколько этапов.

Сначала проводятся пилотные проекты в установленных Министерством промышленности и торговли РФ секторах рынка торговли, которые позволят отладить все необходимые процедуры, а затем — состоится обязательный переход бизнеса на работу с новой системой.

Общенациональный проект стартовал с табачной индустрии: производители и крупные продавцы табака, сигарет и табачной продукции проводят пилотный проект, который завершился  1 марта 2019 года.

С 1 июля 2019 года начнется сканирование сигарет в магазинах — с этого момента маркировка табака станет обязательной.

Также, с 1 июля 2019 года производители и продавцы одежды и обуви также должны будут перейти на работу с системой маркировки товаров.  

Возврат к списку

Источник: //www.atol.ru/company/news/issledovanie---levada-tsentr--i-it-kompaniya-atol-izuchili-gotovnost-roznitsy-k-rabote-s-markirovkoy/

Маркировка табака

Когда вступает в действие закон о запрете продажи табака без маркировки?

30 июля 2018 года президент подписал закон об обязательной маркировке табака с 1 марта 2019 года. С 15 января 2018 года маркировка табака осуществляется в качестве эксперимента. В нем могут участвовать все желающие. Это поможет подготовиться к моменту вступления закона в силу.

Этапы внедрения маркировки табачной продукции

  • Этап 1. Подключение производителей табачной продукции к информационной системе маркировки табака, установка и настройка оборудования для нанесения на продукцию контрольных идентификационных знаков. Этот этап продлится с 1 марта 2019 года по 1 июля 2019 года. В этот период производителями будет осуществляться выпуск как маркированной, так и не маркированной табачной продукции.
  • Этап 2. Прекращение выпуска немаркированной продукции. Реализация маркированной табачной продукции в розницу через on-line кассы с обязательной передачей кода маркировки в ОФД. На этом этапе, который начнется 1 июля 2019 года, розничный сегмент и оптовики перестанут получать немаркированную продукцию от производителей и будут распродавать ее остатки.
  • Этап 3. Подключение к информационной системе прослеживаемости табачной продукции предприятий оптовой торговли. Полный запрет на оборот немаркированной табачной продукции, включая нераспроданные остатки. Срок этого этапа пока не определен.

Схема отслеживания оборота табачной продукции

На каждую пачку сигарет на заводе будет наноситься уникальный двумерный штрихкод типа DataMatrix, в котором будет зашифрован:

  1. GTIN – международный код из системы GS1, который содержит сведения о продукте и компании-производителе.
  2. Идентификационный номер, который определяет уникальный номер экземпляра продукции.
  3. Криптографический код проверки.

Список наносимых кодов производитель будет запрашивать у оператора ИС МОТП, компании ЦРПТ, и отправлять им обратно отчет по использованным кодам.

В случае ввоза импортных сигарет маркировка будет осуществляться или на заводе изготовителе, или на складах компании импортера.

Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи.

Сканирование штрихкода маркировки обязательно только на конечном этапе, при сканировании пачки на кассе. На других этапах информацию передают в электронном виде – вместе с накладной через оператора системы электронного документооборота.

Сверять поступившие данные с реальными кодами на пачке или верить поставщикам – дело каждого.

Как работает маркировка табака

  1. Производитель наносит на пачку штрихкод DataMatrix
  2. Дистрибьютер подключается к оператору ЭДО (системе электронного документооборота) и получает цифровую подпись.
  3. Магазин приобретает оборудование (2D-сканер) и ПО, работающее с маркировкой.
  4. Потребитель покупает пачку сигарет и по штрих-коду может проверить легальность товара.

    После продажи уникальный цифровой код выводится из оборота.

Что маркировать

Табачные изделия, реализуемые конечному потребителю в потребительской и/или групповой упаковке:

  1. Папиросы.
  2. Сигареты с фильтром.
  3. Сигареты без фильтра.

Требования к цифровому штрих-коду DataMatrix для табака:

1. На пачку наносят обязательные поля из 35 символов:

  • GTIN товара (глобальный номер) из 14 цифр, содержащих информацию о товаре и историю его перемещений. Наносится на нижнюю или боковую сторону пачки;
  • индивидуальный код упаковки из 13 символов;
  • проверочный код из 8 цифр.

2. На блок наносят 29 обязательных символов:

  • SSCI (серийный код транспортной упаковки) – 18 цифр;
  • код идентификации – 7 символов;
  • проверочный код из 8 цифр.

3. На крупную транспортную упаковку обязательно наносят:

  • GSI – 128;
  • SSCC (серийный код транспортной упаковки) – 18 цифр;
  • GTIN товара (глобальный номер) из 14 цифр;
  • индивидуальный код упаковки – 13 цифр;
  • проверочный код из 8 цифр.

Штрафы за нарушение закона об обязательной маркировке сигарет

Согласно кодексу РФ «Об административных правонарушениях» часть 3 ст. 15.12 КоАП все организации и участники табачного рынка обязаны подключиться к информационной системе до 1 марта 2019 года. В противном случае вам грозит штраф.

Произведенная не промаркированная табачная продукция:

От 10 до 15 тыс. руб. – индивидуальные предприниматели

От 100 до 150 тыс. руб. – юридические лица

Продажа немаркированных табачных изделий:

От 4 до 5 тыс. руб. – физические лица

От 10 до 15 тыс. руб. – индивидуальные предприниматели

От 200 до 300 тыс. руб. организации

Все неучтенные товары изымают со складов компании в случае проверки. 

Что ждут от обязательной маркировки табака

Весь объем табачной продукции в РФ – 1,5 трлн. рублей. Нелегальный рынок по данным на 2018 года равен 6-8%. Контролирующие организации не в силах проверять его качество.

После введения обязательной маркировки нелегальный товар перестанет попадать на полки магазинов. И потребитель сможет покупать более качественный товар.

На рынке установится честная конкуренция, так как пропадет «серая продукция» по цене, сниженной за счет неуплаты налогов.

Государство же увеличит налоговые и таможенные сборы.

Как стать участником эксперимента по маркировке табака

  1. Зарегистрироваться в системе мониторинга на сайте ЦРПТ (центр развития перспективных технологий – оператор единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в России и ЕАЭС). При регистрации нужно указать название и ИНН организации, Ф.И.О.

    , контактный телефон и адрес электронной почты. Розничный магазины также должны указать регистрационный номер онлайн-касс и номер договора с ОФД (оператором фискальных данных).

  2. Установить учетную программу и получить цифровую подпись.

  3. Приобрести оборудование и программное обеспечение для работы со штрих-кодом DataMatrix.

Результаты эксперимента на данный момент

1. Отработаны процессы маркировки сигарет при производстве. Определен оптимальный формат идентификатора:

  • цифровой код в формате DataMatrix;
  • размер DataMatrix символа – 20*20;
  • в дальнейшем меняться не будет.

2. В эксперименте участвуют:

  • производители и дистрибьютеры, обеспечивающие более 90% выпуска и оптового оборота табачной продукции;
  • сети и точки розничной торговли (более 30 тыс.);
  • разработчики и производители ПО для маркировки.

3. Маркированная продукция массово производится и находится в обороте.

Как проверить готовность к продаже маркированной табачной продукции

Чек-лист состоит из нескольких пунктов:

Назад в раздел

Источник: //trade-drive.ru/services/marking/tobacco/

Закон (антитабачный) о запрете курения, продажи табачной продукции | ГАРАНТ

Когда вступает в действие закон о запрете продажи табака без маркировки?

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями
  • Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака
  • Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
  • Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия
  • Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий
  • Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма
  • Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака
  • Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака
  • Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями
  • Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями
  • Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака
  • Статья 21. Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака
  • Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации
  • Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
“Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль23 февраля 2013 г.

N 15-ФЗ

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г.

такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них.

Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г.

запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал.

При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции.

Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов “дьюти фри”), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в “Российской газете” от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в “Парламентской газете” от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов “в”, “г” и “е” пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Полный текст документа

Источник: //base.garant.ru/70321478/

Особая метка: в России промаркируют сигареты

Когда вступает в действие закон о запрете продажи табака без маркировки?

Обязательная цифровая маркировка позволит отслеживать оборот табачных изделий от производителя до конечного потребителя и контролировать легальность их происхождения.

«С 1 марта мы приступаем к введению обязательной маркировки табачной продукции. Производители, участвующие в эксперименте, говорили неоднократно, что цифровая маркировка кодом DataMatrix является оптимальным форматом.

Так что мы не видим рисков роста цен на сигареты у добросовестных участников рынка в связи с введением системы маркировки», — сказал глава Минпромторга России Денис Мантуров «РИА Новости». При этом роста цен на легальные табачные изделия не ожидают и сами производители.

«… мы полагаем, что если формат кода, который был выбран в рамках «пилота» и который должен быть утвержден, не будет меняться, если набор требований государства к производителям не будет меняться, то мы не ожидаем, что внедрение обязательной маркировки станет каким-то триггером для повышения стоимости продукции для наших потребителей», — сказал Business FM директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок «Филип Моррис Интернэшнл» в России Александр Мироненко.

С 1 марта 2019 года все участники оборота регистрируются в системе, а с 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой.

Сигареты, произведенные до ввода обязательной маркировки, смогут свободно обращаться на рынке еще год, до 1 июля 2020 года. После этого продажа розничная продажа немаркированных сигарет будет запрещена.

Продажа сигарет с цифровой маркировкой стартовала как эксперимент в апреле 2018 года. На пачку сигарет наносится сгенерированный специальными средствами цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix), с помощью которого можно отследить путь пачки от производителя до потребителя.

Код отражает наименование, производителя, дату, время и место выпуска. Контролирующие госорганы могут получить информацию о производителях, их продукции, данные о сгенерированных кодах и их передвижениях.

Сам покупатель сможет проверить сигареты на подлинность, просто отсканировав код через мобильное приложение.

В ходе добровольного эксперимента, который предшествовал введению маркировки, цифровыми кодами было отмечено более 180 миллионов пачек сигарет, отметил Мантуров.

Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Там уточнили, что массово продукция с такой маркировкой начнет появляться на прилавках лишь через четыре месяца.

Сейчас в системе зарегистрированы более 2 тыс. 127 участников, в том числе 15 производителей, выпускающих 99% продукции. Кроме того, к системе подключены 29 оптовиков и более 2 тыс. организаций розничной торговли.

По словам министра, маркировка должна стать шагом к прозрачности рынка. По оценкам самих производителей, в 2018 году из-за нелегальных продаж сигарет бюджет недополучил более 60 млрд руб. в виде акцизов и НДС.

«Мы фиксируем тревожную тенденцию увеличения объема «серого рынка» в табачной отрасли. По оценкам экспертов, в 2018 году доля нелегальных сигарет на российском рынке увеличилась почти в два раза.

На фоне растущего объема контрафактной продукции одним из высокоэффективных инструментов борьбы с ней является система маркировки товаров», — указал Мантуров.

По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015 по 2018 год рынок нелегальных сигарет в России вырос в восемь раз. К концу прошлого года его доля составила 8,4% в общем объеме.

С 1 марта также стартует эксперимент по маркировке духов, туалетной воды, фотокамер, некоторых видов одежды, шин и покрышек. Пилотный проект продлится до 30 ноября 2019, участие будет добровольным. Эти товары предстоит маркировать в обязательном порядке с декабря 2019 года, то есть сразу после окончания экспериментального периода.

В планах также маркировка молочной продукции. Система должна позволить отсечь то, что в народе называют «ненатуральным».

Планируется, что национальная система маркировки и прослеживаемости будет сопряжена с системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий».

«Меркурий» будет отслеживать молоко «от коровы до завода», тогда как ЦРПТ — от завода до прилавка. Эксперимент должен состояться до конца 2019 года.

Обязательная маркировка обуви стартует 1 июля 2019 года. С 1 января 2020 года начинается маркировка лекарств. Внедрение маркировки для разных групп товаров началось в России в 2016 году, когда изделия из меха стали снабжать RFID-метками.

«Мы, обсуждая вопросы борьбы с контрафактом и фальсификатом, пришли к выводу, что маркировка — это наиболее современный формат борьбы с этими явлениями. Второе — это улучшение качества сбора налогов, акцизов, таможенных пошлин», — отмечал ранее Мантуров.

Согласно данным Минпромторга, незаконный оборот рынка легпрома в России составляет 1,4 трлн рублей — 35% рынка. Из них 50–60% — это серые поставки из стран дальнего зарубежья, 25-30% импортируется из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и около 15% занимает неучтенное отечественное производство.

Источник: //www.gazeta.ru/business/2019/03/01/12215941.shtml

Как правильно продавать табак с 1 июля? Отвечаем на вопросы о маркировке

Когда вступает в действие закон о запрете продажи табака без маркировки?

18 апреля

Выберите тему вопроса и перейдите в нужный раздел по ссылке:

Регистрация в государственной информационной системе (ГИС) мониторинга

Подскажите ссылку для регистрации в ГИС мониторинга.

— Зайдите на сайт системы «Честный ЗНАК».

Результат регистрации в системе мониторинга — это код ID?

— Да, вам будет присвоен код ID, но он пока не фигурирует в описании требований к работе с маркировкой. Можно сказать, что результатом регистрации будет предоставление вам личного кабинета (п. 28 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).

Сдаем декларацию ЕГАИС через Контур. Можно ли будет воспользоваться ЭЦП при регистрации и реализации табака? Или нам покупать новую ЭЦП?

— Да, будет такая возможность. Необязательно покупать новую электронную цифровую подпись. Сейчас на стороне разработчика системы мониторинга идут доработки, чтобы подпись для ЕГАИС подходила также и для работы с маркировкой.

Прием продукции

Расскажите про процесс движения маркированной продукции от регистрации и заказа кодов для маркировки остатков. Как и где нужно фиксировать факт передачи товара физлицу в рознице (столовое белье).

— Ответим по порядку. 1. Между участниками рынка и разработчиком системы мониторинга есть предварительные договоренности о том, как наносить маркировку:

  • На отечественные товары Data Matrix наносится при производстве;
  • На импортные товары Data Matrix наносится в стране производителя или перед таможней. В любом случае на территорию РФ продукция должна поступать уже промаркированной.

Производитель сообщает в ИС мониторинга все сведения об упаковках с маркировкой. ГИС будет получать данные в виде УПД или иного электронного документа, формат которого еще обсуждается.

Так система зафиксирует право собственности на товар. Далее о переходе права собственности ГИС узнает из УПД участников цепочки перемещения товара.

Описанная схема будет актуальной к запуску ЭДО с 1 июля 2020 года

2. Заказ кодов для маркировки остатков нужен, если к 1 июля 2020 года у вас остался немаркированный табак или вам пришел возврат с утраченным или поврежденным кодом Data Matrix.

Сейчас заказ кодов детально не описан, но есть понимание общего процесса. В личном кабинете на портале «Честный ЗНАК» можно будет отправить заявку для выпуска контрольно-идентификационных знаков  (КИЗ). Коды сгенерируются в виде строки, вам нужно будет его превратить в квадратный код. Нанесите его на упаковку и про продаже отсканируйте.  

3. Столовое белье относится к товарам, мониторинг которых запланирован на декабрь 2019 года. Вероятно, этот срок передвинется на более позднее время, как это произошло с табаком.

При приемке маркированного табака нужно ли будет применять ТСД, чтобы считать марки как при приеме алкоголя?

— Вы не обязаны применять ТСД или сканер при приеме алкоголя, но вы это делаете по соображениям вашей же безопасности, чтобы избежать пересортицы.

Нет обязанности сканировать на приемке и маркированный товар, но как вы еще убедитесь, что поставщик внес в УПД именно те КИЗ, которые фактически присутствуют в партии товара? Когда обнаружится пересортица, вам нужно будет решать этот вопрос. Как именно в таких случаях поступать, пока нет прописанного алгоритма.

Принимать для безопасности нужно каждую пачку или блоком? И при продаже надо будет считывать каждую пачку или весь блок?

— Если торгуете только блоками, то принимать можно блоками. Если принимаете блок, но продаете по пачке, то рекомендуем принимать тоже пачки.

Из-за несовершенства оборудования на производстве могут возникнуть ошибки при нанесении кода Data Matrix на упаковку. Есть риск, что вы получите пачку с одним кодом, а в УПД будет указан другой.

Несоответствие между документом и фактом невозможно выявить, если не сканировать пачки во время приема товара от поставщика.  

Перемещение и возврат

Возможно ли будет внутреннее перемещение товара с одной торговой точки на другую? Это делать по внутренним документам?

— Движение табака через ЭДО система мониторинга будет фиксировать по ИНН, а не по связке ИНН-КПП. То есть система будет знать, какие маркированные товары есть у вашей организации, но не будет знать, в каких именно торговых точках они находятся.

Поэтому для перемещения товара между точками в рамках одной организации специальные документы создавать не придется. Оформляйте перемещение так же, как делаете сейчас. Возможно, в мониторинге других товарных групп (обувь, одежда и т.д.

) будет фигурировать КПП, это пока неизвестно.

Как узнать, какие марки были проданы? Если я хочу вернуть товар поставщику, нужно ли будет сканировать товар?

— С 1 июля 2020 года вам так или иначе нужно, чтобы в УПД указывались КИЗ с упаковок табака. Как они там появятся — не важно.

Если будете возвращать всю партию, создайте возвратный документ. Его можно сформировать на основе исходного УПД.

Если возвращаете какую-то часть партии, есть варианты:

  • Автоматический. Ваша учетная система, через которую вы работаете с ИС мониторинга, умеет вернуть по этой накладной все, что не продано;
  • Ручной. Нужно отсканировать всю продукцию, чтобы у поставщика не было претензий.  

Розничная продажа

ИП на ЕНВД маркированные сигареты по свободной продаже без наименования в чеке можно продавать?

— Табак относится к подакцизному товару, поэтому печатать в чеке названия продукции нужно. Отсрочка касается ИП на спецрежимах без подакцизных товаров, они могут не печатать в чеке названия и количество товаров или услуг до 1 февраля 2021 года (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ). Вести каталог товаров и работать с маркировкой вы можете в сервисе Контур.Маркет.

ИП на ЕНВД маркированные сигареты по свободной продаже без наименования в чеке можно продавать?

— Минфин предлагает запретить применять ЕНВД и ПСН продавцам маркированных товаров. За судьбой проекта постановления можно следить на ф портале нормативных актов.

Нужно ли будет сдавать отчеты по движению табака?

— Нет, отдельные отчеты пока не предусмотрены. Отчитываться в систему мониторинга нужно пока только в двух случаях:

  • С 1 июля 2019 года вывод из оборота табака — сканирование КИЗ на кассе;
  • С 1 июля 2020 года отправка и получение УПД для фиксации в системе смены собственника товара.

Сервис Контур.Маркет помогает выполнить требования к обороту табака. Подключите модификатор «Маркировка» и продавайте табак по новым правилам.

Подробнее

Пачки, упаковки, паки, как мы будем их различать? Если я продал блок, как узнаю, какие марки в блоке (паке, коробке)?

— Скоро заработает API системы мониторинга, это позволит вам запросить у системы, какие пачки находятся в блоке (блоки в коробке и т.д.). Запрос КИЗ нужен не всегда. Если получаете блоки и продаете тоже блоки, вам совершенно незачем знать, какие именно пачки были внутри. Если получаете блоки, но продаете пачки по отдельности, то вы сможете сделать запрос через API.

У нас очень часто выключают свет на 2-3 часа. Что делать в этом случае, ведь код на каждой пачке индивидуален, а значит нужно прекращать продажи?

— Да, нужно останавливать продажу. Если вы не выдаете чек покупателю, то это является нарушением независимо от того, маркированный табак продаете или любой другой товар.

В ЕГАИС есть алкокод. Будет ли что-то подобное при маркировке табачной продукции?

— Нет, аналога алкокода не будет.

У маркированных пачек остается обычный штрихкод (EAN)? В рамках теста его убирали одно время.

— Да, линейный штрихкод останется, но он будет отличаться на маркированных и немаркированных упаковках.  

Остатки

Нужно ли сверять остатки в магазине с остатками ГИС мониторинга?

— Ведение остатков предполагает, что вы отчитываетесь об изменении баланса. Однако пока понятие «баланс» не фигурирует в контроле за оборотом табака. Регулятор будет наблюдать только за перемещением товара (ЭДО) и выводом из оборота (сканирование на кассе).

Нужно ли будет ставить остатки табачных изделий на баланс ГИС, которые были до 01.07.2019?

— Нет, ставить на баланс не обязательно. Это станет актуально к 1 июля 2020 года. С этой даты нельзя будет продавать немаркированные сигареты и папиросы, а еще нужно будет работать с УПД.

Объясним, почему это будет важно именно тогда. Вам уже сейчас может приходить маркированный табак, с 1 июля 2019 года вам нужно будет его сканировать при продаже на кассе. Вплоть до 1 июля 2020 года движение табака не обязательно фиксировать в системе мониторинга.

Очевидно, что к 1 июля 2020 года у вас будет некий остаток маркированного табака, о котором ИС мониторинга знать не будет. А с 1 июля 2020 года продажа таких остатков будет нарушением. Чтобы этого не произошло, сделайте инвентаризацию, когда будете внедрять у себя систему ЭДО для работы с УПД, то есть до 1 июля 2020 года.

В результате инвентаризации вы сможете зафиксировать остатки в системе маркировки, а значит сможете их законно продавать после 1 июля 2020 года.  

Универсальные передаточные документы (УПД) и электронный документооборот (ЭДО)

Будут ли маркированные сигареты в накладной отмечены отдельно от немаркированных? Как бухгалтеру понять, какие сигареты были проданы: с маркировкой или без?

— В бумажной накладной и те, и другие сигареты указываются одинаково, маркированную не отличить. Когда наступит требование по передаче УПД, начнет действовать требование указывать контрольно-идентификационных знаки (КИЗ) с упаковок.

В УПД предусмотрено отдельное поле для КИЗ. Если оно заполнено, значит продукция маркированная, если поля пустые, то продукция должна быть немаркированная.

Если вам пришел маркированный табак, но в УПД нет КИЗ, то регулятор это расценит как продажу продукции, которая не принята по УПД.

Перейдем ко второй части вопроса. Не очень понятно, зачем бухгалтеру понимать, маркированные сигареты реализованы или нет.

Процесс работы на кассе конечно отличается — при продаже маркированных сигарет нужно сканировать КИЗ на упаковке. Но за это отвечает кассовое программное обеспечение, а не бухгалтер.

Работа с УПД также сложно отнести к обязанностям бухгалтера, но если даже принимать УПД будете вы, то этот процесс не связан с продажей.

Передача УПД еще не определена, так как еще не выработан формат документа, верно?

— Формат УПД для табака выработан и обязателен к применению с 1 июля 2020 года. Для остальных товаров, подлежащих маркировке (обувь, одежда и т.д.), возможно, появится специальный формат.

Как в 1С: Розница получить накладную от поставщика? Если у нас нестандартная конфигурация 1С, есть ли описание протоколов передачи данных?

— В СКБ Контур есть модуль электронного документооборота с 1С в Диадоке. При установке и настройке этого модуля 1С можно работать с любыми электронными документами, в том числе с УПД для маркированного табака. Пожалуйста, уточните у менеджера, совместима ли с модулем ваша конфигурация 1С, для этого отправьте заявку.

Отправка сведений оператору фискальных данных (ОФД)

Как работать с системой мониторинга, если касса работает в автономном режиме без передачи данных ОФД?

— Не отправлять данные ОФД онлайн имеют право те, кто применяет кассу в автономном режиме. Таким категориям налогоплательщиков нужно самостоятельно отправлять данные о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Как именно подавать сведения, пока не ясно. Ожидаем, что на этот счет регулятор выпустит разъяснения.

Если мы продаем товар без передачи данных в ОФД и соответственно приемки товара по ЭДО не ведется, каким образом мы должны самостоятельно передавать данные о продаже табака? Технически его у нас на остатках нет.

— Тех, кто не обязан передавать данные ОФД (применяют кассу в автономном режиме), все равно должны будут отчитаться о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Каким образом это делать —, ожидаем разъяснений.

В нормативных актах не говорится, что применение кассы в автономном режиме дает право не использовать ЭДО. Должна появится некая форма отчетности и для таких случаев. Возможно, ЭДО станет для вас необязательным, но как-то документировать приемку продукции будет все-таки необходимо. 

Если мы работаем с ОФД по алкоголю, дополнительно нужно ли подключать еще какие-либо услуги от ОФД?

— Да, нужно. ОФД не распознает алкогольную продукцию, для оператора это обычный товар. А маркированную продукцию ОФД должен распознавать, чтобы сведения о ее продаже отправлять в систему мониторинга. Это совсем другой процесс, поэтому в сервисе Контур.ОФД выделен тариф «Маркировка», который приобретается дополнительно к основному тарифу.

А ОФД, который отправляет сведения с касс в налоговую, можно использовать для табака или это другая история и другой оператор?

— Можно использовать одного оператора фискальных и для передачи сведений в налоговую, и для работы с ИС мониторинга. Главное, чтобы у вашего ОФД была такая техническая возможность. К примеру, сервис Контур.ОФД поддерживает обе возможности: и работу с ФНС, и работу с маркировкой.

Оптовые организации

Требуются ли какие-то действия для оптовых организаций до июля 2020?

— Если занимаетесь только оптовой торговлей, зарегистрируйтесь в системе мониторинга до 30 июня 2019 года включительно, больше ничего делать не нужно. Обязанность работать с УПД наступит для вас только 1 июля 2020 года.

Возможно, что сама ситуация на рынке потребует перейти на ЭДО раньше этого срока, Например, если крупнейшие игроки табачного рынка скажут, что будут отправлять документы на маркированный табак только в электронном виде.

Поставщик передает мне товар по ЭДО, он у меня на балансе. А покупатель до 2020 года не использует ЭДО, получается остатки зависают у нас? Будет ли какое-либо списание кроме розничной реализации? Не можем же мы заставить клиентов использовать ЭДО.

— Да, какие-то требования к списанию появятся. Выровнять остатки можно будет с помощью служебных документов, формат которых еще не утвержден. Если появится требование о ведении актуальных остатков, то вы будете обязаны проводить инвентаризацию, сейчас она добровольная.  

Действительно, не все розничные компании пока осознают преимущества ЭДО и не все готовы перейти на него прямо сейчас чисто технически.

Подключите модуль «Маркировка» в Контур.Маркете. Вы получите кассовую программу для продаж табака и возможность получать и отправлять УПД в систему мониторинга.

Отправить заявку

Источник: //kontur.ru/market/news/6633

Юридическое дело
Добавить комментарий