Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

Штраф за проданный автомобиль

Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Штраф за проданный автомобиль». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По прошествии 10 дней со дня продажи авто владелец самостоятельно может обратиться в ГИБДД и снять ТС с учета.

Полагаясь на действующее законодательство, машину разрешается продавать по договору, составленному в нескольких экземплярах.

И для этого вовсе не нужно заверять его нотариально, можно просто написать его от руки.

Если в течение первых 10 дней после того, как собственник продал машину, новый владелец не произведет ее перерегистрацию, то на него будут возложенный штрафные санкции в размере двух тысяч рублей.

Машину продал, а штрафы приходят (налог пришел): что делать?

На оплату нарушения выделяется 60 дней (и ещё 10 дней на обжалование). Игнорирование сроков приведёт к возбуждению исполнительного производства против нарушителя. Это грозит арестом банковских счетов, вычетом из заработной платы и прочими ограничениями.

Очень часто владельцам автомобилей приходят штрафы или налоги за нарушение правил дорожного движения, и это вполне нормально.

Продавец транспортного средства по договору купли-продажи вправе обращаться в государственную автомобильную инспекцию с просьбой о снятии его с регистрации. Осуществлять данные действия возможно после десятидневного периода после продажи авто, т. к. в течение этого срока покупатель сам обязан осуществить перерегистрацию.

Почему может случиться так, что продал машину, пришел штраф? Объяснений для этого может быть несколько, однако вероятнее всего причина кроется в том, что покупатель не исполнил свою обязанность по постановке приобретенного автомобиля на государственный учет в установленный для этого срок, составляющий 10 календарных дней.

Иногда возникает такой случай — автомобиль продан по доверенности, а вам приходится оплачивать транспортный налог. И это невзирая на то, что срок действия доверенности для регистрации машины уже закончился.

Один из вариантов решения проблемы, когда продал машину, а штрафы все равно приходят, – это связаться с новым обладателем транспортного средства. И, несмотря на то, что этот способ признан не самым эффективным, попробовать все же стоит.

Поэтому надо рассмотреть, как правильно продать автомобиль, а также как отменить регистрацию, если связи с новым владельцем нет, а переоформлять машину он не торопится.

Практически во всех типовых договорах купли-продажи транспортных средств указывается, что новый собственник транспортного средства обязан осуществить постановку на учет транспортного средства не позднее, чем через 10 дней с момента заключения сделки. При этом указывается, что в случае неисполнения условий договора, этот документ может быть расторгнут в одностороннем порядке.

2. Заявление об отмене регистрации

Главное, нельзя просто оставить штраф без внимания. В течение 2 месяцев, которые даются на его оплату, необходимо урегулировать проблему. Для этого есть несколько способов.

Регистрация же автомобиля или его перерегистрация и оформление технического паспорта на своё имя ложится на плечи и кошелёк покупателя. По закону он должен сделать это в течение 10 дней после покупки автомобиля в любом отделении ГИБДД независимо от места своего пребывания или проживания.

Это может происходить по причине упрощения схемы купли-продажи автомобилей, которая произошла вследствие изменений в законодательстве Российской Федерации.

Административные штрафы, накладываемые на граждан, должны погашаться в течение 60 дней с момента получения штрафного постановления. К этому сроку добавляется 10 дней на возможное обжалование постановления со стороны нарушителя. Если по прошествии 70 дней штраф не был уплачен, то не более чем через 10 дней дело будет отправлено судебным приставам для принудительного взыскания долгов.

Но если же все было оформлено правильно, и фактически сделка действительно состоялась, то, разумеется, платить Вы ни за кого не должны и необходимо начинать действовать. Кстати, в ГИБДД Вы также можете подать заявление об утилизации автомобиля. Для этого Вам потребуется только паспорт.

Итак, вернемся к вопросу, что же делать если пришел штраф на проданную машину. Вариантов как благоприятно выйти из сложившейся ситуации несколько. Поэтому давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Итак, вернемся к вопросу, что же делать если пришел штраф на проданную машину. Вариантов как благоприятно выйти из сложившейся ситуации несколько. Поэтому давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Покупатель, то есть, уже новый владелец, не успел, забыл или специально не переоформил на себя машину в отделении ГИБДД. Такое бывает. Автомобиль продолжает числиться за старым хозяином.

Причины штрафов после продажи ТС

Чтобы обжаловать присланный незаконно штраф на проданное транспортное средство по договору купли-продажи, нужно обратиться в судебную инстанцию.

Если связаться по телефону с покупателем не получается, можно отправить ему заказное письмо по адресу, указанному в договоре купли-продажи.

Пока регистрационные действия не были совершены покупателем, владельцем считается продавец, соответственно все штрафы и налоговые уведомления будут поступать по адресу прежнего хозяина авто. В случае, если автомобиль продан сравнительно недавно, пришедшее уведомление об оплате штрафа за нарушения, совершенные продавцом, то ему следует оплатить штраф в полном размере.

Допустим такую ситуацию — Вы решили продать машину. И вот Вы нашли покупателя на свою ласточку, заключили договор купли продажи, новый владелец авто доволен, Вы раздумываете, куда потратить полученные деньги… И тут через какое-то время Вам на почту приходит штраф на то, что вы превысили скорость, или, допустим, пересекли двойную сплошную, причём в совершенно другом городе.

Самый очевидный, однако, как показывает практика, не самый простой вариант. Необходимо связаться с новым хозяином автомобиля, объяснить ему по какой причине Вам после продажи автомобиля приходят штрафы, убедить оплатить штраф (обязательно сохраните квитанцию при этом).

Ситуации, когда продал машину, а штрафы по ней все равно приходят, происходят довольно часто. Договор купле-продажи в трех экземплярах, никакой перерегистрации, изменения в ПТС и вуаля, сделка считается завершенной.

Не всегда продавец имеет такую возможность проконтролировать проведение перерегистрации автомобиля на нового владельца.

Из них арест не применяется к нарушителям, в отношении которых штраф был выписан средствами автоматической видеофиксации нарушений ПДД.

Даже если нарушитель не получил извещение на почте, так как отсутствует по месту регистрации или сознательно избегает этого, срок оплаты штрафа начинает отсчитываться с момента возврата письма в Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП ОДД ГИБДД), как невостребованного адресатом и неизбежность расплаты за нарушение сохраняется.

Новый собственник обязан перерегистрировать на себя транспортное средство на протяжении 10 дней с момента совершения сделки купли-продажи. В противном случае органы ГИБДД не узнают о смене владельца автомобиля и будут присылать штрафы старому собственнику машины.

Второй и более эффективный вариант разрешения подобной ситуации – это опротестование полученного «письма счастья» со штрафом. Данный способ считается наиболее распространенным и результативным.

Кроме этого, можно говорить и о других негативных последствиях для продавца, связанных с передачей авто по доверенности. Например, если покупатель скроется с места ДТП, то вам придется очень долго искать виновного в этой ситуации, потому что все претензии будут адресованы вам.

Почему приходят штрафы на уже проданный автомобиль? Что делать?

В этом разделе мы рассмотрим способы урегулирования подобной проблемы, когда машину продали, а штрафы приходят по адресу имя бывшего собственника ТС.

Обратите внимание, что обжалование должно быть в течение 10 дней после получения постановления о выписанном штрафе, в противном случае нужно жаловаться в суд.

Если уведомление действительно не было получено налоговой службой по каким-либо причинам, то необходимо донести до налоговиков эту информацию самостоятельно.

Для этого Вам придется обратиться в ГИБДД и запросить у них справку о смене собственника транспортного средства.

В этой справке должна быть указана дата регистрации автомобиля и дата заключения договора купли-продажи транспортного средства.

После совершения продажи машины, через 10 дней обратитесь в отделение ГИБДД и узнайте, переоформил ли покупатель ее на себя. Если — нет, то нужно подать заявление на снятие автомобиля с регистрации. Для этого с собой обязательно нужно будет иметь оригинал договора. Он и станет основанием для реагирования на ваше заявление.

Проверить, совершил ли новый собственник перерегистрацию можно на сайте ГИБДД. В специальном поле необходимо ввести номер VIN, шасси или кузова. Система выдаст информацию о том, когда проводилась смена собственника авто.

С 2018 году действуют новые правила регистрации автомобиля. Ответственность за неё теперь ложится на покупателя. Поставить машину на учёт нужно в течение 10 дней после покупки (п. 6 ст. 1 Приказа МВД России № 399 от 26.06.2018). При несоблюдении требования на владельца будет наложен штраф в размере от 1500 до 2000 рублей (1 ст. 19.22 КоАП РФ).

Вышеупомянутое постановление Верховного Суда РФ предусматривает и такую ситуацию: «Владелец авто в случае несогласия с постановлением за правонарушение может быть признан освобожденным от ответственности, если во время рассмотрения жалобы будет доказано то, что на момент фиксирования правонарушения транспортное средство было во владении другого лица».

В соответствии с российским законодательством, водители, нарушающие правила дорожного движения, обязаны платить штраф.

В Административном Кодексе содержатся размеры штрафных санкций, а также обстоятельства за которые они могут быть выписаны.

Все нарушители обязаны выплачивать денежные средства в строго установленные законодательством сроки. Но, что делать если приходит штраф на проданный автомобиль?

Кроме того, пока новый хозяин не зарегистрирует машину на себя, помимо штрафов будет начисляться и транспортный налог за уже не используемый автомобиль.

Водителю нужно переслать уведомление заказным письмом на указанный юрадрес отделения Госавтоинспекции, где был выписан протокол о правонарушении.

Источник: https://foxinthebox.ru/dogovornoe-pravo/1389-shtraf-za-prodannyy-avtomobil.html

Владелец автомобиля не ставит его на учет — что делать?

Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

При продаже автомобиля очень важно подписать договор и акт приема передачи для того, чтобы в последующем иметь возможность снять ее с учета в ГИБДД (если новый владелец не зарегистрирует авто на себя), обжаловать штрафы и налог.

Ситуация, когда новый собственник не регистрирует машину на себя, очень распространена и причины могут быть разные — либо у вас купил машину перекупщик, который еще не нашел покупателей, либо у человека проблемы с документами и он пока не может осуществить регистрационные действия, либо новый владелец умышленно не ставит на учет, преследуя какую то свою выгоду.

Также нужно понимать, что если вы машину сдали в салон по системе traid-in — вы остаетесь собственником автомобиля до оформления купли продажи с новым собственником.

Салон выступает всего лишь агентом между вами и покупателем, получая комиссионное вознаграждение.

В таком случае авто может не ставится на учет очень долгое время — пока машина не будет продана в салоне и все это время именно вы будете нести бремя уплаты транспортного налога.

Еще одна из распространенных ошибок и заблуждений — продажа авто по «генеральной доверенности», откуда вообще пошел данный миф — не понятно.

  Выдавая доверенность вы не перестаете быть собственником автомобиля, доверенное лицо получает неограниченные права в отношении вашего автомобиля, в том числе право продажи.

  Захочет — продаст, не захочет — не продаст, а все штрафы будет получать именно собственник транспортного средства.

Главный вывод — обязательно оформляйте надлежащим образом договор купли продажи и акт приема передачи автомобиля, укажите паспортные данные покупателя в договоре.

Что делать, если автомобиль продан, но владелец не поставил его на учет в течение 10 дней?

Согласно п. 8.2 Приказа МВД России от 26.06.2018 N 399 прежний владелец транспортного средства имеет право прекратить его регистрацию в отношении себя, подав заявление в ГИБДД и приложив договор купли-продажи. Регистрация будет прекращена, а номера объявлены в розыск — на первом же посту или при проверке документов номера и документы будут изъяты.

Прекратить регистрацию можно в любом подразделении ГИБДД, госпошлиной данное действие не облагается.

Нужно ли подавать заявление в полицию об угоне или утилизации? Об угоне не  советую, т.к. угона не было и данный факт может быть легко выявлен — новый владелец предъявит договор полиции, а вас привлекут к ответственности.

Что касается утилизации — как вариант — такое заявление подать можно, но собственнику авто для постановки авто на учет нужно будет обращаться в суд, а если прежний владелец не напишет специальное заявление — есть риск что суд в восстановлении регистрации откажет (решение). Кстати, совсем недавно восстановить регистрацию автомобиля после утилизации было вообще невозможно, пока ВС не отменил данную норму в 2014г.

А если договор купли-продажи утерян?

Если договора нет, данных покупателя нет — то и в суд невозможно подать, как тогда поступить? В пункте 8.2 вышеуказанного приказа МВД, а также в п. 60.1 Административного регламента МВД от 07.08.

2013 N 605 прописано такое основание для прекращения регистрации — утрата транспортного средства. То есть не угон, не утилизация, а утрата. По данному основанию как раз и нужно снимать автомобиль, если нет никаких документов о продаже.

  Ниже я прикрепила форму заявления в ГИБДД, в нем нужно отметить нужную причину прекращения регистрации (утрата) и подать в ГИБДД.

Регистрацию прекратят, номера объявят в розыск, а после того, как новый владелец объявится — регистрацию можно будет восстановить (в отличие от утилизации, при которой обратно все вернуть затруднительно).

Что делать, если вы автомобиль сняли с учета, но штрафы и налог все еще приходят?

Штрафы обжаловать в суд, приложив договор (копию) и документы, подтверждающие снятие транспортного средства с учета в ГИБДД, либо можно написать в ГИБДД заявление о том, что автомобиль вам не принадлежит и приложить ДКП. ГИБДД штрафы аннулирует.

Переход права собственности на имущество (машину) подтверждает исключительно договор, а не регистрация в ГИБДД. Если вы автомобиль сняли с учета, а новый собственник так и не поставил — штрафы будут приходить вам (ст. 2.6.1 КоАП). Тоже самое указано в разъяснениях  МВД.

Практика ВС по отмене штрафов здесь.

Что касается налога — здесь ситуация сложнее, т.к. транспортный налог уплачивает лицо, на которое зарегистрировано авто (ст. 357 НК РФ) — то есть закон не связывает налоговое бремя по уплате налога с правом собственности. В п.

5  Правил регистрации автомототранспортных средств №1001 указано, что прежний собственник ОБЯЗАН снять авто с учета при смене собственника. Если собственник не снял автомобиль с учета — то и все связанные с этим риски несет он (так мотивируют суды свое решение).

  Судебная практика по оспариванию транспортного налога — отрицательная, налог проще в порядке регресса взыскать с нового собственника.

заявление в ГИБДД— форма заявления для регистрационных действий

Источник: https://urist-rostov.com/vladelec-avtomobilya-ne-stavit/

Что делать, если покупатель не переоформил автомобиль на себя?

Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

Avtoexpert.pro > Новости > Что делать, если покупатель не переоформил автомобиль на себя?

Существующие на сегодняшний день правила приобретения автомобиля не требуют немедленного переоформления его на нового собственника или снятия с учета предыдущим хозяином, как это было ранее. Наряду с целым списком положительных сторон данных изменений здесь существуют и свои подводные камни.

Так, отсутствие необходимости иметь доверенность от старого хозяина позволяет покупателям довольно длительное время передвигаться на приобретенных автомобилях, не переоформляя их в собственность. При этом все штрафы с камер видеофиксации нарушений, количество которых увеличивается в геометрической прогрессии, приходят старому владельцу.

Что делать, чтобы не пришлось отвечать рублем за чужие проступки?

В каких случаях можно прекратить регистрацию автомобиля

Пожалуй, первым, что нужно сделать в случае получения уведомления о штрафе за нарушения ПДД на уже проданном автомобиле, это связаться с покупателем. Адекватные и добропорядочные люди, как правило, без лишних вопросов оплачивают подобные штрафы.

Для оплаты новому владельцу следует предоставить номер протокола и реквизиты платежа.

Если с момента купли/продажи автомобиля прошло более десяти дней, отведенных законом на его переоформление, рекомендуется напомнить покупателю о возможности прекращения учета автомобиля старым владельцем, а также о немалой сумме штрафа за движение на автомобиле, не зарегистрированном в надлежащем порядке.

В случае, если контакта с новым владельцем нет, срок, отведенный законом на переоформление автомобиля истек, а штрафы продолжают приходить, старый владелец имеет полное право обратиться в отдел ГИБДД для прекращения регистрации проданного транспортного средства. Впрочем, прекратить регистрацию можно и не дожидаясь прихода штрафов и налогов на авто. Для этого просто необходимо выждать десять дней и лично посетить отдел ГИБДД.

Стоит заметить, что прекратить регистрацию автомобиля можно при любой форме оформления сделки, даже при продаже по генеральной доверенности или и вовсе без какого-либо оформления.

Наличие на руках документов на автомобиль также не играет особой роли. Однако при отсутствии договора купли-продажи форма прекращения регистрации будет немного другой (утилизация).

Ни в том, ни в другом случае предоставлять транспортное средство на смотровую площадку дорожной полиции для осмотра нет необходимости.

Процесс прекращения регистрации

Процесс прекращения регистрации автомобиля не представляет собой особой сложности. В ГИБДД лучше идти в будни, в рабочее время. С собой необходимо иметь следующие документы:

  1. Собственный паспорт или аналогичный документ, с помощью которого можно установить личность заявителя
  2. В случаях, когда прекращением регистрации занимается не собственник транспортного средства, потребуется документ, подтверждающий полномочия заявителя
  3. Документы на автомобиль. Данный пункт не является обязательным. Прекратить регистрацию можно и тогда, когда документы на автомобиль находятся у покупателя или являются утерянными
  4. ГРЗ (если есть)

В отделе дорожной полиции необходимо написать заявление с просьбой о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей и отсутствием переоформления в законные сроки новым владельцем.

Помимо этого, необходимо будет предоставить договор купли-продажи на проблемный автомобиль или другой документ, подтверждающий продажу.

При отсутствии подобного документа собственнику предоставляется возможность снять автомобиль с учета в связи с полной его негодностью и утилизацией.

Документы подаются в регистрационное подразделение ГИБДД, проверяются инспектором и принимаются. После этого автомобиль перестает числиться на старом собственнике, а номера и свидетельство о регистрации объявляются в розыск.

Штрафы и налоги на данную машину перестают приходить старому владельцу, однако те, которые уже имели место на момент проведения процедуры прекращения регистрации, необходимо оплатить. Оспорить их можно, однако это действие отнимет много времени и сил, а результат никто не сможет гарантировать.

Исходя из этого, оспаривать имеет смысл только действительно очень крупные штрафы.

Что происходит после прекращения регистрации

Как было сказано выше, после того, как документы приняты у старого собственника, ГРЗ и СТС объявляются в розыск. Здесь важно понимать, что разыскивается не сам автомобиль. Он в любом случае остается в собственности покупателя. Поэтому использование данной схемы с целью мошеннического возврата уже проданного автомобиля невозможно.

При остановке спорного автомобиля сотрудниками ГИБДД и проверке его по базе данных полицейские устанавливают факт прекращения регистрации, после чего с автомобиля снимаются государственные номера, а у владельца изымается аннулированное к этому моменту свидетельство о регистрации.

Дальнейшее движение на данном автомобиле покупатель может осуществлять не более чем в течение одних суток. Это время дается для того, чтобы обеспечить незадачливому покупателю возможность перегнать транспортное средство к месту стоянки.

Все, по истечению суток эксплуатация подобного автомобиля становится невозможной. Впрочем, данная мера не ограничивает возможности покупателя в области продажи проблемного транспортного средства целиком на запчасти или после его разборки.

Однако транспортировать автомобиль придется на эвакуаторе.

Восстановить аннулированную регистрацию и все же переоформить автомобиль на нового владельца возможно через суд. Однако, даже при наличии грамотного автоюриста и должной доли упорства, положительным результатом дело заканчивается далеко не всегда. В большинстве случаев просрочившие регистрацию покупатели предпочитают продать ТС на запчасти и приобрести новое.

10 – : 5,00 Загрузка…

Источник: http://www.avtoexpert.pro/chto-delat-esli-pokupatel-ne-pereoformil-avtomobil-na-sebya

Что делать, если покупатель не зарегистрировал автомобиль и начали приходить штрафы?

Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

Эта история стара как автомобильный мир: продажа подержанного автомобиля новому владельцу и те проблемы, которые могут сопутствовать этой продаже. В Верховном суде в декабре 2017 года рассматривалось дело о двух автолюбителях, в котором один гражданин приобрел автомобиль у другого автомобилиста.

 Когда владельца не имеют права штрафовать на основании данных с камер видеофиксации?

Проблемная продажа автомобиля отечественной марки, ВАЗ-2107, состоялась почти шесть лет назад, в 2012 году. Тогда подержанная Lada через договор купли-продажи, заверенный у нотариуса, была приобретена за 50 тыс. рублей.

И вроде бы продажа была произведена логично, но одно важное упущение сторонами все же было допущено: акт приема-передачи автомобиля стороны не подписывали. Почему это важно? В будущем этот документ мог бы помочь гораздо быстрее решить возникший спор.

Но, увы, этого не произошло.

Далее покупатель, он же новый владелец четырехколесного средства передвижения, совершил еще одну очень серьезную ошибку: не поставил автомобиль на регистрационный учет на свое имя, в результате чего продавец, будучи собственником автомобиля, начал получать штрафы за нарушение Правил дорожного движения.

Убытки, понесенные бывшим владельцем, и стали триггером начала судебных разбирательств. Более того, поскольку штрафы не оплачивались в добровольном порядке, приставы наложили арест на денежные средства продавца и списали их со счета, что еще больше усугубило ситуацию.

В конце мая 2016 года заявитель обратился в органы ГИБДД с целью снять давно проданный автомобиль с регистрационного учета, однако ему в этом отказали, поскольку автомобиль находился под многочисленными ограничениями.

Поданный в районный суд г. Воронежа иск остался без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих факт того, что ответчик является новым собственником спорного автомобиля, поскольку данное транспортное средство не было поставлено им на регистрационный учет в органах ГИБДД.

При этом суд принял во внимание произведенную истцом уплату транспортного налога, а также тот факт, что представленные им постановления о штрафах не оспорены и не отменены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. При этом с ответчика в пользу истца взыскано 34 тыс. руб. в счет возмещения убытков.

В данном случае суд посчитал, что транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости и признаются движимым имуществом. Значит, при отчуждении автомобиля действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя — момент передачи машины.

Решение Верховного суда

Верховный суд, разобравшись с материалами дела, вынес третье решение.

По мнению коллегии Верховного Суда РФ, состоявшееся по делу судебное постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям:

«Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2)».

Из приведенной Верховным судом правовой нормы следует, что возможность требовать возмещения убытков предоставляется лицу, право которого нарушено действиями причинителя убытков.

Основанием для возмещения убытков согласно вышеприведенной статье является совокупность фактов наличия вины причинителя вреда, причинной связи между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками, а также размера причиненных убытков.

Отсутствие одного из вышеперечисленных фактов служит основанием для отказа суда в удовлетворении иска о возмещении убытков.

Далее апелляционная инстанция, по мнению ВС, частично удовлетворив исковые требования, исходила из того, что истцу причинены убытки вследствие неосуществления ответчиком как покупателем автомобиля действий, необходимых для изменения данных регистрационного учета о собственнике проданного транспортного средства.

Высшая инстанция не согласилась с выводом о том, что списанные со счета продавца денежные средства в счет уплаты штрафов являются убытками, возникшими по вине покупателя, который как реальный собственник автомобиля с 25 июня 2012 года и должен был уплатить эти штрафы.

ВС указал, что истец не оспаривал ни сами штрафы, ни списание приставом денежных средств с его счета.

«При таких обстоятельствах имеется факт привлечения заявителя к ответственности, вина за которые установлена административными материалами. Если истец полагал, что он не является субъектом ответственности, к которой привлечен, он вправе был обжаловать вынесенные в отношении него постановления, что им сделано не было», –говорит Верховный суд.

Если истец полагал, что он не является субъектом ответственности, к которой привлечен, он вправе был обжаловать вынесенные в отношении него постановления по делу об административном правонарушении в установленном законом порядке, что им сделано не было.

Таким образом, при разрешении спора суд апелляционной инстанции не учел, что истец привлечен к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения на основании их фиксации в автоматическом режиме специальными техническими средствами, а не за бездействие ответчика, выразившееся в неосуществлении перерегистрации транспортного средства.

 Вот кто должен оплачивать ущерб, если виновник ДТП неизвестен

Учитывая данные обстоятельства, наложенные штрафы являются мерой административной ответственности как субъекта правонарушения в области дорожного движения, выявленного и зафиксированного работающими в автоматическом режиме средствами, обязанность по исполнению которой лежит на собственнике (владельце) транспортного средства и не может быть переложена на другое лицо.

Также Верховный суд отклонил довод апелляционного суда об отсутствии в ФЗ нормы о не возникновении права собственности на машину, если прежний собственник не снял ее с регистрационного учета.

Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Определение ВС: апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Источник: http://www.1gai.ru/publ/520140-chto-delat-esli-pokupatel-ne-zaregistriroval-avtomobil-i-nachali-prihodit-shtrafy.html

Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

— В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

— Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

— Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

— И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

— Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

— Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

…Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

Знайте свои права! Не хотите отвечать за чужую аварию — оформляйте документы при передаче автомобиля

Кто будет отвечать за совершенное ДТП, если покупатель не переоформил автомобиль?

Грустные истории последствий передачи автомобилей третьим лицам много раз размещались на Onliner.by.

Героиня сегодняшней публикации, владелица BMW 5-Series, впрочем, позаботилась об оформлении документов и сумела доказать в суде непричастность к чужому ДТП, тем самым избавив себя от необходимости уплачивать 70 миллионов (неденоминированных) рублей. Автор статьи — юрисконсульт, которая регулярно сталкивается с подобными ситуациями.

Она дает совет: «Даже если передаете свой автомобиль на некоторое время — оформите доверенность: эта услуга стоит недорого, но вы обезопасите себя. Если кто-то совершит ДТП, то пусть с него и требуют компенсацию. Иначе будьте готовы возмещать ущерб за чужую аварию».

…У Светланы был дизельный BMW 5-Series, но в силу жизненных обстоятельств она им не пользовалась. Автомобиль простаивал. Об этом узнал ее знакомый Евгений, который попросил машину — мол, дай попользоваться. Важное «но»: женщина предусмотрительно решила оформить доверенность и отправилась к нотариусу.

Большинство белорусов считают это лишней формальностью и передают автомобиль, что называется, под честное слово. Рассуждают так: дай бог ничего не случится, зачем думать о плохом, ну а если произойдет, то как-нибудь разберемся. Однако когда речь заходит об исках на крупные суммы, то даже самые близкие друзья становятся врагами, судебные претензии меняют диспозицию.

Для справки: за составление нотариусом доверенности на право пользования, владения и распоряжения транспортным средством установлена плата — 0,3 базовой величины. За ее удостоверение придется заплатить 2 б. в., а если доверенность оформляется на близкого родственника — 1 б. в. Напомним, сейчас базовая величина составляет 23 рубля.

Итак, Светлана оформила доверенность на три года и после этого все документы на BMW и сам автомобиль передала Евгению. Не прошло даже года, как женщину вызвали в суд. Как оказалось, на машине, принадлежащей ей, была совершена авария, поврежден также другой автомобиль — Ford Transit. Ущерб составил около 70 миллионов (неденоминированных) рублей.

Истцом выступало Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое выплатило потерпевшему ущерб. Как выяснилось в суде, Евгений поменял BMW на другую машину, которая принадлежала его знакомому Александру. Отметим, что эта сделка документально оформлена не была.

На BMW, который принадлежал Светлане, Александр и совершил ДТП. Сам он был пьян, не имел действующих водительских прав и обязательной страховки. Классический нестраховой случай. В такой ситуации компенсацию выплачивает Бюро по транспортному страхованию, а регрессный иск затем выставляется виновнику аварии.

Для справки: Белорусское бюро по транспортному страхованию осуществляет расчеты с потерпевшими в случаях причинения вреда транспортным средством, владелец которого не заключил договор страхования. При этом компенсация выплачивается при условии наличия у потерпевшего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (абз. 4 ч. 1 п. 39 Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию, утв. Указом от 01.12.1999 №701).

В любом случае вызов на судебное заседание стал большой неожиданностью для нашей героини. Она считала, что любые вопросы, связанные с автомобилем, должен решать Евгений.

Что было в суде

Изначально иск был предъявлен к Евгению и Александру. Однако в качестве соответчика суд решил привлечь и Светлану, так как она была собственником автомобиля.

Для справки: по общему правилу обязанность возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (то есть автомобилем) возлагается на лицо, которое им владеет на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе по доверенности (ч. 2 п. 1 ст. 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Разумеется, Светлана ссылалась на то, что передала автомобиль по доверенности Евгению, а про дальнейший обмен слыхом не слыхивала. Но ее доводы услышаны не были. Позиция же Евгения сводилась к тому, что отвечать за ДТП должен его знакомый, ведь именно он причинил ущерб.

По результатам первого рассмотрения спор был разрешен следующим образом: взыскать с Александра и Светланы в солидарном порядке всю сумму, выплаченную потерпевшему.

Для справки: страховщик (Белорусское бюро по транспортному страхованию) имеет право взыскать с лица, ответственного за причинение вреда, и (или) лица, причинившего вред, сумму, выплаченную потерпевшему. Но только в определенных случаях, в частности: управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; отсутствия у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством; использования транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования (п. 206 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 №530).

Кассационная жалоба и выводы суда

Светлана не согласилась с решением суда первой инстанции и была права. Женщина обратилась за помощью к адвокату, и уже через пару дней в судебную коллегию по гражданским делам областного суда была направлена жалоба. Там разобрались, кто все-таки считается в такой ситуации законным владельцем автомобиля в момент ДТП и, соответственно, должен нести ответственность.

Напомним, BMW был передан Евгению по доверенности.

На основании этого документа он мог заключать все разрешаемые законом сделки, уплачивать страховые взносы, получать возмещение, снимать машину с учета в ГАИ и т. п.

Поэтому на момент совершения ДТП владельцем транспортного средства на законных основаниях являлся ответчик Евгений. Более того, это он обязан был заключить договор страхования гражданской ответственности.

Как следствие, предыдущее решение в отношении Светланы было отменено, ее освободили от ответственности. А вот Евгению пришлось отвечать, хотя ДТП он и не совершал. Суд в этот раз возложил ответственность на него и Александра в равных долях. Оформи Евгений документы по обмену автомобилями или хотя бы доверенность на Александра, финансовых потерь можно было бы избежать.

Вы можете дать свою машину лучшему другу на время или передать потенциальному покупателю, договорившись оформить документы по ее продаже позже.

Однако если отдадите автомобиль и не оформите хотя бы доверенность, а на нем будет совершено ДТП, отвечать за причиненный вред будете именно вы.

При этом в случае продажи машины надо оформлять соответствующие документы — доверенность не заменяет договор купли-продажи.

регистраторы в каталоге Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2017/01/27/pravo

Юридическое дело
Добавить комментарий