Пособие и безработица

Пособие по безработице

Пособие и безработица

ImageFlow / Shutterstock.com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными.

Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст.

178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно.

Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление).

Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии.

Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят: 

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. 

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели).

Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст.

30 закона о занятости).  

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г.

№ 62 “Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости”).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

В 2017 году минимальный размер пособия составляет 850 руб., а максимальный – 4,9 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1326 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год”).

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости.

Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст.

35 закона о занятости). 

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии.

Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.

№ 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице. 

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице. 

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц. 

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти.

Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 “О занятости населения в городе Москве”, постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г.

№ 47-ПП “Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан”).

Источник: https://www.garant.ru/actual/posobiya/posob_bezrab/

Нищета безработных: что будет с пособиями

Пособие и безработица

Министерство труда и социальной защиты России оставило без изменений пособие по безработице на 2020 год. Соответствующий документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов. Постановление вступает в силу 1 января 2020 года.

Согласно документам, предлагается установить минимальный размер пособий в 1,5 тысячи рублей, максимальный — в восемь тысяч рублей, а для предпенсионеров, то есть для пожилых россиян за пять лет до выхода на пенсию, оставить его на уровне 11 280 рублей.

При этом размер пособий по безработице не менялся в течение 10 лет, и лишь в 2019 году минимальное пособие по безработице было увеличено с позорных 850 рублей до не менее постыдных полутора тысяч рублей. Размер максимального пособия поднялся с 4,9 тыс. до 8 тыс. рублей.

В связи с повышением пенсионного возраста впервые в 2019 году было введено пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста — минимальное составило 1,5 тыс. рублей, максимальное — 11 тыс. 280 рублей.

По данным за второй квартал прошлого года, прожиточный минимум на душу населения составил 11 185 рублей, говорилось в проекте приказа Минтруда, размещенном на днях на федеральном портале нормативных правовых актов.

То есть до прожиточного минимума дотягивает лишь максимальный размер пособия для предпенсионеров.

«Счастливчиков», получающих такие выплаты, в России 33 тыс, заявлял в интервью ТАСС заместитель главы Федеральной службы по труду и занятости РФ Денис Васильев.

Всего, по данным Минтруда, число официально зарегистрированных безработных граждан составляет порядка 772 тыс. человек.

Изначально объем бюджетных средств, заложенных на социальные выплаты безработным, на 2020-2022 годы составлял 54,32 миллиарда рублей в 2020 году, 54,31 миллиарда в 2021 году, 54,31 миллиарда в 2022 году.

Вместе с тем в 2020 году прогнозируется увеличение в 1,6 раза среднемесячной численности зарегистрированных безработных граждан предпенсионного возраста. Это связано с реализацией федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография»», говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Иными словами, чиновники ожидают, что в ближайшее время начнут массово регистрироваться на бирже труда предпенсионеры — ради получения повышенного пособия по безработице.

«Прогнозируемая среднемесячная численности граждан предпенсионного возраста, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, в 2020 году составит 150,2 тыс. человек, в 2021 году — 150,3 тыс. человек, в 2022 году — 150,3 тыс. человек», — отмечается в пояснительной записке.

В связи с этим для дополнительной поддержки этой категории граждан в 2020 году выделят 2,647 млрд руб., в 2021 году — 2,639 млрд руб., в 2022 году — 2,631 млрд руб.

Впрочем, аналитик «Финам» Алексей Коренев ожидает, что не все предпенсионеры смогут получить повышенное пособие по безработице. Эксперт предполагает, что службы занятости постараются «снизить количество людей, получающих максимальный размер пособий по безработице, и увеличить количество получающих минимальный».

«Предложат человеку в первый раз дворником работать — он откажется. Второй раз — грузчиком. Третий раз еще кем-нибудь, он откажется — и до свидания. Три раза человек отказывается, его снимают, да еще и с клеймом злостного тунеядца», — обрисовывает ситуацию Коренев.

В целом такие службы не мотивированы на то, чтобы искать людям хорошую работу, а мотивированы на то, чтобы были низкие показатели по числу зарегистрированных безработных, резюмирует аналитик.

Зато чиновники потом могут похвастаться низким уровнем безработицы в стране. В частности, министр труда Максим Топилин не раз говорил о рекордно низком уровне безработицы.

Статистика по России и правда фиксирует снижение этого уровня. Согласно данным Росстата, уровень безработицы на данный момент составляет всего 4,4%. Так, по состоянию на июнь 2019 года всего лишь 3,3 миллиона человек в возрасте 15 лет и старше классифицировались как безработные.

Впрочем, если посмотреть внимательно на ситуацию в региональном разрезе, то картина будет уже не такая радужная. В частности, в ряде регионов России безработица стабильно превышает 10%, а в Ингушетии пробила отметку в 20%.

Среди проблемных регионов также республика Тыва (безработица на уровне 11,7%), Алтай (10,6%), а также в полном составе регионы Северо-Кавказского федерального округа, исключая Ставрополье: помимо Ингушетии, это Дагестан (13,7%), Чечня (13,6%), Карачаево-Черкессия (12,2%), Кабардино-Балкарская республика (10,9%), Северная Осетия — Алания (10,5%).

К тому же, как комментировал ранее «Газете.Ru» Алексей Коренев, многие россияне и вовсе не доходят до служб занятости, поскольку слишком много усилий приходится тратить на то, чтобы получить низкие пособия по безработице.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/07/19/12509941.shtml

Потрудитесь заплатить: во Франции реформировали пособия по безработице

Пособие и безработица

Премьер-министр Эдуар Филипп и министр труда Мюриэль Пенико объявляют реформу системы помощи безработным 18 июня 2019. AFP Photos/Lucas Barioulet

В борьбе с массовой безработицей власти Франции нанесли новый и, возможно, последний удар. 18 июня правительство объявило реформу правил выплаты пособий по безработице. Власти рассчитывают вернуть к активной трудовой жизни до 250 000 французов и сэкономить почти 3,5 млрд евро.

Новые правила сделают систему выплаты пособий менее «щедрой», а краткосрочные контракты менее выгодными для бизнеса. Реформу раскритиковали и профсоюзы, и предприниматели, которые, впрочем, не смогли самостоятельно разобраться с огромным дефицитом и долгом фонда помощи безработным.

По-макроновски быстро

Новая реформа — последний этап масштабных преобразований на рынке труда, которые уже два года проводит президент Эмманюэль Макрон, пытаясь разобраться с французским «проклятием» — хронически высокой безработицей.

Медленно снижаясь последние годы, безработица остается во Франции на уровне почти 9% трудоспособного населения. На бирже труда зарегистрировано 5,6 млн человек. Из них 3,4 млн не имеют никакой занятости.

Остальные изредка подрабатывают, числясь безработными.

Свой президентский срок Макрон начал с либерализации трудового законодательства, сделав правила найма и увольнения работников более гибкими. В прошлом году правительство реформировало систему профессионального обучения. Система поддержки безработных ждала своего часа, накопив колоссальный долг 37 млрд евро.

Эмманюэль Макрон в Елисейском дворце 19 июня 2019 Ian Langsdon/Pool via REUTERS

О реформе 18 июня объявили премьер-министр Эдуар Филипп и глава французского министерства труда Мюриэль Пенико. Изменения пройдут по-макроновски быстро: новые правила вступят в силу в ближайшие месяцы. Цель реформы — исправить два основных недостатка французской системы помощи безработным.

Как считают власти, она не очень-то мотивирует безработных возвращаться к активной трудовой жизни. А также не мешает бизнесу нанимать все больше и больше работников на краткосрочные контракты. В итоге поступления в систему — которая построена по страховому принципу — падают, а расходы растут.

Дефицит приходится покрывать из госбюджета в виде дотаций-кредитов, которые рискуют стать невозвратными.

Реформа ужесточает правила как для безработных, так и работодателей, злоупотребляющих краткосрочным наймом. По оценке правительства, объявленные меры позволят в ближайшие три года сократить число безработных на 150-250 тысяч человек и сэкономить в бюджете 3,4 млрд евро.

Подольше поработать — попозже получить

Новые строгости коснутся прежде всего безработных, которым удается время от времени подрабатывать в тщетных поисках постоянной занятости.

Отныне для получения права на выплаты по безработице французам придется трудиться больше и дольше, а формула начисления пособия изменится — не в пользу получателей.

Уже с 1 ноября увеличится срок, который необходимо отработать, чтобы получить право на пособие: не менее шести месяцев в течение последних двух лет (против нынешних четырех месяцев в течение последних 28-ми).

С одного месяца до шести вырастет трудовой стаж, необходимый для возобновления выплат по безработице. Речь идет о тех, кто находит работу и сохраняет заработанные права на пособие на случай нового «простоя». Обе меры позволят сэкономить более 2,8 млрд евро, полагает правительство.

Математика на службе экономии и справедливости

Еще 700 млн экономии даст изменение формулы, по которой рассчитывают размер пособия по безработице. Смена правил устранит абсурдную ситуацию, при которой пособие может быть больше средней зарплаты, полученной за период работы. Как утверждает министерство труда, в таком «выгодном» положении находится каждый пятый французский безработный (600 000 человек).

Изменить формулу расчета необходимо, чтобы ликвидировать неравенство между разными категориями безработных. У тех, кто имеет неполную, но постоянную занятость, пособие получается меньше, чем у тех, кто чередует работу по коротким контрактам с периодами полного простоя.

С 1 апреля 2020 года размер пособия будет жестко привязан к средней зарплате за предыдущий период работы: безработный получит не менее 65% от того, что зарабатывал ранее. Но и не более 96%.

Власти намерены восстановить справедливость по принципу «за одинаковый объем работы — равное пособие». А суть реформы — в простой арифметике: определяя размер пособия, сумму заработанного за предыдущий период теперь поделят на число календарных, а не собственно рабочих дней (как это делается сейчас).

Французский центр занятости Pôle emploi, где регистрируют безработных REUTERS/Christian Hartmann

Вряд ли стоит удивляться, что перечисленные изменения вызвали настоящий «гнев» профсоюзов.

Они сочли реформу «глубоко несправедливой» и «предельной жестокой» по отношению к самым уязвимым категориям работников, которые вынуждены довольствоваться редкими временными контрактами и скудным пособием.

Профсоюзы и левая оппозиция раскритиковали власти за «мелкий бухгалтерский расчет» с единственной целью — в очередной раз урезать бюджетные расходы.

«Дорогих» безработных заставят раскошелиться

Реформа затронет интересы самых дорогостоящих безработных — тех, кто имел до потери занятости высокую зарплату и получает соответствующее ей пособие. Их теперь ожидает постепенное снижение выплат. После полугода у тех, кто зарабатывал больше 3500 евро, пособие сократится на 30%. Дальнейшее снижение возможно до суммы 2260 евро.

Прогрессивным снижением пособия высококвалифицированных специалистов хотят подтолкнуть к активному поиску новой работы. Как утверждает Минтруд, те, кто получает пособие по безработице более 5000 евро, дольше всех на нем «сидят» (в среднем 575 дней). Данная мера, впрочем, не коснется людей старше 57 лет, которым сложнее найти новое место работы, соответствующее достигнутому статусу.

Работодатель заплатит за гибкость

Финансовых жертв реформа потребует не только от получателей пособий, но и от работодателей, которые своими отчислениями наполняют фонд помощи безработным Unédic. Сейчас взнос составляет 4% фонда заработной платы предприятия.

С 1 января 2020 года ставка станет плавающей от 3 до 5%. И зависеть она будет от количества краткосрочных контрактов на предприятии. Те, кто «злоупотребляет» наймом работников на короткий срок, будут платить больше. Речь идет о предприятиях, где на двух сотрудников, имеющих бессрочные контракты, приходится трое временных работников, объясняет France-Presse.

Повышенной ставкой отчислений будут «штрафовать» семь отраслей экономики, где к временным контрактам прибегают больше всего. Среди них — ресторанный и гостиничный бизнес, агропром и транспорт. Для строительства, индустрии здоровья и масс-медиа, где также широко используют временных работников, пока решено новые правила не применять.

Манифестация профсоюзов в Марселе под лозунгами “Против безработицы и непостоянной занятости” REUTERS/Jean-Paul Pelissier

Французский бизнес крайне недоволен данной мерой, которая повысит стоимость труда и подорвет конкурентоспособность. Предприниматели утверждают, что краткосрочные контракты — насущная необходимость: они позволяют гибко и быстро приспосабливаться к стремительно меняющейся конъюнктуре.

Правительство и президент Макрон, со своей стороны, уверены: тот, кто нанимает множество временных работников, создает дополнительную нагрузку на фонд помощи безработным. А, стало быть, и платить в него должен больше.

Уволен по собственному желанию — и с пособием

Реформа системы поддержки безработных направлена, однако, не только на то, чтобы экономить и урезать расходы. Право на пособие теперь получат не только те, кто лишился работы по независящим от него обстоятельствам (конец контракта, сокращение штатов, банкротство фирмы).

С 1 ноября пособие будут получать и те, кто увольняется по собственному желанию. Для этого необходимо выполнить два условия: проработать на одном и том же предприятии хотя бы пять лет, а также представить проект профессиональной переподготовки или создания своего бизнеса.

В течение полугода пособие 800 евро в месяц смогут теперь получать и т.н. «независимые работники», чей индивидуальный бизнес приносил им не менее 10 000 евро в год до его ликвидации по решению суда.

Не договорились — получите

В этот раз правительство Франции было вынуждено реформировать систему помощи безработным своим волевым решением впервые с 1982 года.

Эта система и специальный фонд Unédic в принципе независимы от исполнительной власти и управляются совместно профсоюзами и организациями предпринимателей.

Именно они устанавливают правила страховых отчислений для предприятий и выплаты пособий.

Государство лишь задает общие бюджетные рамки и может вмешать в исключительной ситуации — если защитники прав трудящихся и представители бизнеса сами договориться не могут.

Минувшей зимой эти переговоры провалились из-за непримиримых разногласий между профсоюзами и бизнесом в вопросе о том, как обуздать растущую популярность временных рабочих контрактов и нестабильную занятость. Правительству пришлось вмешаться и провести реформу своими указами.

Источник: http://www.rfi.fr/ru/frantsiya/20190619-vo-frantsii-reformirovali-posobiya-po-bezrabotitse

Пособия по безработице сокращают! Почему пострадают и работающие?

Пособие и безработица

В результате жители Латвии, оказавшиеся без работы, будут получать пособия не девять месяцев, а восемь. Первые два месяца размер пособия составит 100% от начисленной суммы, следующие два – 75%, еще следующие два – 50% и последние два месяца – 45%.

Напомню, что на данный момент распределение пособия происходит следующим образом: первые три месяца – 100%, следующие три месяца – 75% и последние три месяца – 50%.

***

Таким образом правительству удастся сэкономить целых 12 миллионов евро. Средний размер пособия составляет около 300 евро и обходятся пособия по безработице бюджету в 120 миллионов евро в год. На данный момент пособие по безработице получают 32 тысячи человек. На первый взгляд, примерно таким и будет число главных пострадавших от снижения пособия.

Но на самом деле пострадают все жители Латвии. Наши министры умалчивают о том, что пособия по безработице выплачиваются не напрямую из государственного бюджета, а за счет страхования от безработицы. Каждый работающий житель Латвии из обязательных платежей социального страхования (социальный налог) перечисляет в специальный фонд 1,84% от своей зарплаты.

Вот из этих средств и выплачивают пособия по безработице.

И что у нас получается? Ставка соцналога у нас остается неизменной – как платили, так и дальше будем платить. Но вот количество и качество получаемых взамен услуг (пособия по безработице) будет меньше. И спрашивается, зачем тогда платить налоги?

***

Кроме того, представители свободных профсоюзов Латвии предупредили, что снижение пособия по безработице приведет к тому, что некоторые жители будут получать более низкую пенсию в старости. В результате у жителей может пропасть стимул платить налоги и уровень теневой экономики вырастет.

Далее, сильно пострадают жители регионов. Многие эксперты отмечали, что у нас безработные отделены от рабочих мест. И найти работу в регионах намного сложнее, чем в Риге. Поэтому снижение пособий по безработице приведет только к росту бедности в регионах. Особенно это касается Латгалии, где по-прежнему наблюдается высокий уровень безработицы.

Также пострадают работники обанкротившихся предприятий. Ведь если закрывается крупное предприятие, то многие остаются без работы. Найти им новую работу по специальности будет на так-то просто – хотя бы потому, что в конкретной отрасли нет столько свободных вакансий.

А крупные фирмы у нас, несмотря на стабильную экономическую ситуацию, продолжают закрываться. Так, из-за ликвидации PNB banka работу потеряло около 500 человек. Но они еще попали под действие старого закона. Но вот на днях признан неплатежеспособным производитель косметики Dzintars, где занято 400 человек.

И не все могут успеть оформить пособие по безработице до конца года.

***

Да и в целом снижение размера и срока пособий по безработице приводит к росту бедности. Ведь люди, которым перестанут платить пособие, вынуждены будут поступать на работу, которая не соответствует умениям и желаниям человека. В результате упадет удовлетворенность от работы, снизится производительность труда и в конце-концов это снова приводит к потере работы. Получается замкнутый круг.

Работникам же предпенсионного возраста тяжело найти новую работу, так как работодатели предпочитают принимать молодежь. И для некоторых людей потеря работы без должной поддержки может вообще спровоцировать уход с рынка труда.

***

Но для наших министров это все не аргументы – у них своя правда. Экономика у нас, по официальной версии, бурно развивается, безработица постепенно снижается, количество вакансий растет. Работодатели при этом постоянно жалуются на нехватку рабочей силы, дело дошло то того, что даже стали завозить работников из-за границы, в основном из Украины.

А тут нас в Латвии на 31 октября насчитывалось 52 651 безработный, которые тупо лодырничают и не хотят работать. Налоги не платят, да еще большая часть из них сидят на пособиях. Да еще количество безработных в октябре увеличилось на целых 56 человек. Непорядок. Надо безработным создавать такие условия жизни, чтобы они хватались за любую работу.

Поэтому надо сокращать размер и срок пособий.

***

Как заявил премьер-министр Кришьянис Кариньш, государство хочет, чтобы безработные вернулись на рынок труда, где их ждет работа. Но тут не все так просто. Неужели безработные такие глупые, что не знают о существующих вакансиях? Может быть, дело не в лени безработных, а в размере предлагаемых зарплат, которые не способны обеспечить достойный уровень жизни?

Если у нас действительно спрос на рынке труда превышает предложение, то по законам рыночной экономики надо повышать минимальную зарплату.

Тогда, с одной стороны, у безработных сразу появится стимул искать работу, а другой стороны, с рынка труда исчезнут самые неконкурентоспособные предложения. И рынок труда придет в равновесие.

При этом вырастут зарплаты, снизится уровень бедности, снизится уровень безработицы. Пособия в таком случае платить не придется, зато вырастут налоговые сборы в бюджет.

Но правительство такой вариант почему-то не устраивает. Повышать минимальную зарплату политики не спешат, хотя и обещали перед выборами. Будем лучше снижать размер и сроки пособий.

При этом политики нас успокаивают, что сэкономленные деньги пойдут на благие цели. Но нельзя добиться социальной справедливости, перераспределяя деньги бедных.

Для этого нужно было бы перераспределять деньги богатых.

Например, бывший руководитель «Латвийских железных дорог» Эдвин Берзиньш после потери должности в качестве компенсации получил 250 000 евро, а вице-президент Айвар Стракшас – 200 000 евро. Но такие щедрые компенсации по безработице наших политиков не беспокоят. Зато они заявляют, что обычные пособия по безработице у нас слишком большие, да и сроки их выплат длинные.

***

Если сравнить с данными по Евросоюзу, то да, в Латвии период получения пособия по безработице больше, чем средний показатель. Так, дольше всего пособие платят в Бельгии – почти 30 месяцев. На втором месте идет Дания – 28 месяцев.

В Люксембурге, Греции и Франции пособие по безработице платят 15 месяцев, в Финляндии и Швеции – 12 месяцев. У наших соседей – Литвы и Эстонии период пособия составляет девять месяцев. В большинстве же стран Европы срок выплаты пособия действительно ниже, чем в Латвии и составляет пять-шесть месяцев.

Самый короткий срок пособий наблюдается в Венгрии, Хорватии и Мальте – около трех месяцев.

Но тут надо учитывать социальную политику государства в целом. Ведь оставшиеся без работы люди кроме пособия по безработице могут получать и другую социальную помощь. Поэтому при развитой системе социальной защиты пособия по безработице могут иметь небольшую роль.

И если взять расходы государства на социальную защиту населения, то Латвия занимает предпоследнее место в Евросоюзе. На социальную защиту мы тратим только 15% от ВВП и меньше только в Румынии – 14%.

Средний же показатель по Евросоюзу составляет 28% – это почти в два раза больше, чем в Латвии.

Вполне возможно, что уже в следующем году Латвия сможет обогнать Румынию и опуститься на последнее место по расходам на социальную защиту. Во всяком случае, наше правительство работает именно в этом направлении.

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/novosti/49588-posobiya-po-bezrabotitse-sokrashchayut-pochemu-postradayut-i-rabotayushchie

Как получить пособие по безработице

Пособие и безработица

Пособие по безработице выплачивается в период поиска работы гражданам, которые были официально признаны безработными.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, в том случае, если вы будете проходить перерегистрацию в установленные Центром занятости населения города Москвы сроки и соблюдать условия перерегистрации.

Максимальный и минимальный размеры пособия ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации. Величина пособия в конкретных случаях зависит от того, к какой группе безработных вы относитесь.

Вы относитесь к первой группе, если:

  • за прошедший год вы работали (служили) не менее 26 недель;
  • уволились по собственному желанию или в связи с ликвидацией организации или сокращением штата сотрудников;
  • вы были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и до увольнения в связи с призывом на военную службу проработали (прослужили) не менее 26 недель.

В этом случае пособие по безработице выплачивается ежемесячно. При этом оно не может выплачиваться более 6 месяцев в течение одного года.

Размер пособия по безработице будет составлять часть от вашего среднемесячного заработка на последней работе (службе).

Вы относитесь ко второй группе, если:

  • вы впервые ищете работу;
  • за последний год вы работали менее 26 календарных недель (по 8 часов);
  • вы не работали более года;
  • вы были уволены за нарушение трудовой дисциплины;
  • вы прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • на вашей последней работе вы оказывали услуги по договору гражданско-правового характера или авторскому договору;
  • в предшествовавшем году вы были членом производственного кооператива (артели);
  • вы вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • вы не предоставили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В течение 3 месяцев вам будет выплачиваться минимальное пособие по безработице. Общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 3 месяцев в суммарном исчислении в течение одного года.

Вы относитесь к третьей группе, если:

  • вы гражданин предпенсионного возраста (в течение 5 лет до возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно) и были уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;
  • вы гражданин предпенсионного возраста и работали (служили) за последний год менее 26 недель. В этих случаях вы будете получать минимальное пособие по безработице ежемесячно, но не более 12 месяцев в течение полутора лет;
  • вы гражданин предпенсионного возраста и работали (служили) за последний год не менее 26 недель. В этом случае вы будете получать пособие по безработице ежемесячно, но не более 12 месяцев в течение полутора лет. Размер пособия по безработице будет составлять часть от вашего среднемесячного заработка на последней работе.

В каждом случае для категорий этой группы период выплат может быть увеличен на две недели за каждый год работы в случае страхового стажа (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) и необходимого стажа на соответствующие виды работы. Период выплаты пособия по безработице в случае страхового стажа не может превышать 2 лет в суммарном исчислении в течение 3 лет. 

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Эти периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его. 

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 1 месяца, если вы:

  • в период безработицы откажетесь от двух предложенных вам центром занятости работ;
  • через 1 месяц после регистрации в качестве безработного откажетесь от участия в оплачиваемых общественных работах;
  • через 1 месяц после регистрации в качестве безработного откажетесь от обучения;
  • будете отчислены с места обучения за виновные действия;
  • нарушите условия и сроки перерегистрации в центре занятости без уважительной причины;
  • придете на перерегистрацию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Размер пособия по безработице будет сокращен на 25% на срок до одного месяца, в случае если:

  • вы отказались без уважительных причин прийти в центр занятости для получения направления на работу;
  • центр занятости дал вам направление на работу, а вы в течение трех дней не пришли к работодателю на переговоры о трудоустройстве.

Выплата пособия по безработице прекратится, и вы будете сняты с учета в качестве безработного, в случае если:

  • вы найдете оплачиваемую работу;
  • вы по направлению центра занятости пройдете профессиональную подготовку, переподготовку или повысите квалификацию;
  • переедете в другую местность;
  • не будете появляться в центре занятости более месяца;
  • попытаетесь получить либо получите пособие по безработице обманным путем;
  • будете приговорены судом к наказанию в виде лишения свободы;
  • вам будет назначена пенсия.
  • доплату к пособию по безработице (в размере 850 руб.);
  • компенсацию расходов за пользование услугами городского общественного транспорта (в размере половины стоимости единого месячного проездного билета — 1 385 руб.);
  • материальную помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;
  • единовременную материальную помощь в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного;
  • материальную поддержку во время профессионального обучения, общественных работ или временного трудоустройства.

Доплата к пособию по безработице, а также компенсация расходов на городской транспорт не производится во время:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Расскажите друзьям

Эта страница вам полезна?

Почему?

Выберите причину

Слишком сложно

Не отвечает на вопрос

Мало информации

Спасибо! Нам важно ваше мнение.

Спасибо! Нам важно ваше мнение.

Источник: https://www.mos.ru/otvet-rabota/kak-poluchit-posobie-po-bezrabotice/

Юридическое дело
Добавить комментарий