Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД при перевозке ИП своего имущества?

Гаи отвечает на письма читателей

Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД при перевозке ИП своего имущества?

Являюсь вашим постоянным читателем. Для меня, водителя и владельца грузовика, наибольший интерес представляет раздел «Закон и человек». Как правило, это очень интересные и нужные статьи.

И действительно, где еще грамотно и понятно разъяснят нашему брату про «Гаишкины фишки»? Разве что журнал «За рулем», так там специфика не та.

Вот и надумал я задать вам пару вопросов, ответы на которые мог бы дать грамотный юрист.

Первый вопрос касается документов на перевозимый груз. Какие они, эти документы? В ПДД про это как-то уклончиво умалчивается, отсюда проблемы на постах. Один гаишник требует доверенность, другому достаточно накладной, а третьему покажи копию ГТДшки и справку о санации зубов моей бабушки.

Весь этот бардак мне порядком надоел. Может, хоть вы поможете разобраться в этом вопросе. Я занимаюсь перевозкой сборных грузов, в основном Москва – Питер. На посту в Шорново один из гаишников показал мне бумагу, в которой разъяснялось, что груз можно перевозить только по ТТН. Но ТТН выписывают не везде и не всегда.

В основном выдают ТН (товарную накладную). Объяснять в каком-нибудь офисе что мне нужна ТТН-ка, бесполезно! Везде используется стандартная бухгалтерия 1С, а там болванки ТТН почему то нет. Или, например, при перевозке личных вещей? Везу я квартирное барахло и всякую там мебель.

Переезжает человек, что тут не понятно? Он мне тоже ТТН должен написать?

А если это мой брат, сват или я сам из дома с вещами рванул? Переезжаю от жены к любовнице. И что? Тоже ТТН нужна? А кто из них должен ее выписать?

Следующий вопрос не менее актуален. Все мы, частники, кто грузоподъемностью свыше 3,5т, должны иметь лицензионную карточку. Как правило, схема ее получения для всех одинакова. Приходишь в некий офис, платишь энную сумму, и через пару дней у тебя карточка и увесистая пачка путевых листов, договоров аренды и найма.

Ну с договорами все просто. Заполнил и вози с собой весь год, а как быть с путевками? На какой срок можно выдать путевой лист? Какая форма п.

листа может использоваться на межгороде? Могу ли я возить про запас незаполненные путевые листы с печатями и если нет, то что мне будет, если гаишник находит их у меня? Или, например, заполненные путевые листы, но без даты? Говорят, такая ситуация обзывается «Открытая дата». Так ли это? И можно ли их в таком виде возить с собой?

Кстати, уж коли заговорил про «шмон» в кабине, то разъясните насколько такие действия правомерны? Гаишники частенько лезут в кабину как к себе домой. Для меня кабина моего грузовика – это мой второй дом. Я там живу большую часть своего времени.

Наверное, в квартиру врываться с обыском без ордера никто из них не рискнет, а тут, пожалуйста. Могу ли я их не пускать? А в фургон? Чуть ли не на каждом посту нужно открывать ворота, чтобы он туда нос сунул. Ну посмотрел, и ладно, а вот если полез рыться в грузе? Это законно или можно выкинуть его оттуда, дабы впредь не повадно было?

Ну и напоследок вот такая ситуация. Оживленный пост. Стоит гаишник и машет мне палкой. Останавливает. Места остановиться нет, проезжаю чуть дальше за вереницу таких же, как и я, остановленных. Смотрю в зеркало, гаишник занялся первым водилой в этой дурацкой очереди.

Видя, что ко мне у инспектора вопросов больше вроде бы нет, продолжаю движение.

Должен ли я был дождаться, когда их сиятельство соизволит объяснить причину остановки? Если да, то сколько по времени, если нет, то не являются ли мои действия «не подчинением требованию инспектора»? Я ведь остановился.

Вот пока все. С нетерпением буду ждать ваш ответ на страницах журнала или в письме.

С уважением, Поляков Юрий (Базилио)

В Правилах дорожного движения Российской Федерации (п. 2.1.1) указано, что при перевозке грузов водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки помимо основных документов (водительское удостоверение, техпаспорт (свидетельство о регистрации), полис ОСАГО и т.д.), путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

Если с путевым листом и лицензионной карточкой все ясно, то обобщенное понятие «документы на перевозимый груз» вызывает у многих водителей обоснованные вопросы.

В настоящее время документом на перевозимый груз является товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом либо акт замера или акт взвешивания. Данные документы предусмотрены пунктом 47 устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12.

Также если водитель работает по найму у индивидуального предпринимателя на принадлежащем ему автомобиле, то необходимо с собой иметь копию трудового договора (контракта) (письмо Министерства транспорта Российской Федрации от 17 января 1996 г. № АЛ-2/37 «О контроле деятельности индивидуальных предпринимателей»).

Таким образом, исходя из анализа нормативных правовых документов, единственными документами на перевозимый груз являются товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом либо акт замера или акт взвешивания.

Поэтому при проверке документов сотрудниками Госавтоинспекции МВД России указанные документы обязательно должны быть в наличии. Какие-либо иные документы на груз сотрудники ГИБДД требовать не вправе.

Наличие товарной накладной при коммерческой перевозке грузов не освобождает от обязанности иметь при себе вышеперечисленные документы. Хотя в некоторых случаях наше законодательство позволяет перевозить грузы при наличии товарной накладной либо кассового чека (в случаях перевозки груза для собственных нужд).

Однако в таких случаях накладная должна быть выписана на водителя либо лицо, присутствующее в автомобиле. В таких случаях она подтверждает право собственности на перевозимый груз, но не более того.

В случаях перевозки личных вещей, мебели, предметов обихода и т.д. никаких документов для этого не требуется, поскольку открытое владение указанным имуществом подразумевает под собой наличие права собственности (раздел 2 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Путевые листы грузовых автомобилей выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль (данные положения утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28 ноября 1997 г.

N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

На более длительный срок при междугородных перевозках грузов путевые листы формы № 4-м выдаются только в случае, когда водитель выполняет перевозки в течение более суток.

Форма путевого листа грузового автомобиля при междугородних автомобильных перевозках утверждена Министерством финансов СССР и Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР в 1983 г.

Путевые листы без даты выдачи, штампа и печати организации недействительны. Если сотрудник ГИБДД обнаружит их у Вас в автомобиле, то он может сказать, что налицо наличие состава преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако данное заявление со стороны сотрудников ГИБДД неверно, поскольку в соответствии с указанной статьей уголовно наказуемым деянием является только подделка документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей.

А так как даже без даты путевой лист недействителен, но и наличие в действиях водителя состава преступления тоже нет.

В соответствии со статьями 27.1 и 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сотрудники Госавтоинспекции МВД России вправе, в целях пресечения административного правонарушения и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, применять такую меру обеспечения производства по делам соответствующей категории, как досмотр транспортного средства.

Под досмотром транспортного средства понимается его обследование, проводимое без нарушения его целостности и осуществляется в целях обнаружения орудий либо предметов преступления или административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях досмотр должен осуществляться в присутствии лица, во владении которого находится транспортное средство. Лишь в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может осуществляться в отсутствии указанного лица.

О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается отметка в протоколе об административном задержании.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Поэтому у сотрудников ГИБДД имеются все законные основания проводить досмотр автомобиля, а также прицепа.

Единственное условие, которое определил законодатель при досмотре транспортного средства, это обследование без нарушений его целостности, поэтому сотрудники милиции имеют полное право «рыться» в кабине грузовика, его кузове либо прицепе.

В соответствии с пунктом 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации при требовании сотрудников Госавтоинспекции об остановке транспортного средства водитель, управляющий им, должен остановиться в указанном ему месте.

В соответствии с 18.4.1 Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей. Таким образом, не дождавшись сотрудника Госавтоинспекции и уехав с места остановки указанного инспектором, действия водителя могут рассматриваться как неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и водитель может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Источник: http://www.autotruck-press.ru/articles/3249/

Имеет ли право сотрудник дпс останавливать транспортное средство | Адвокатское бюро №21

Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД при перевозке ИП своего имущества?

Остановка автотранспортного средства в соответствии с Распоряжением МВД №185 должна осуществляться в местах, не запрещенных ПДД. Право полицейского ДПС, производить осмотр документов у водителя автомобиля, описано в КоАП.

Но мы можем прямо это утверждать только потому, что очень многие водители, не изучившие до конца этот приказ, просто подменяют понятия, когда их интересует исключительно вопрос правомерности остановки на стационарных постах.

Основания к остановке транспортного средства перечислены в пункте 84 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (далее – Административный регламент).

Необходимые условия для остановки автомобиля

Садиться в машину инспектора Вы не обязаны. Вы можете дождаться инспектора в своем авто. Выходить вы не обязаны. По идее вас должен остановить инспектор. Если не было факта нарушения, записи видео вашего нарушения, и в протоколе место нарушения далеко от того, где вас остановили, то это можно оспорить в суде. Так что, можете смело в суд.

Где доказательство того, что вы нарушили? Ведь записи нет, а инспектор вас остановил в другом месте.
Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению.

Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

Там говорится о том, инспектор, не то что требовать, он даже попросить Вас об этом имеет право только в указанных Законом случаях. А «Просьба» это не «Законное требование», и потому, выполнять её Вы не обязаны.

На вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили, ответ однозначен. Он наделен подобным правом, но может его реализовать лишь в предусмотренных случаях, которые мы рассмотрели выше. Итак, Вас остановил сотрудник ГИБДД.

Каковы его права в дальнейшем?

Основания для остановки, проверки документов, порядок действий инспектора также закреплены в Административном регламенте МВД от 23.08.17 г. №664, который вступил в силу в октября 2017 года.
Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

Согласно новому Приказу, инспекторы ГИБДД (как и любые сотрудники полиции) сейчас могут останавливать автомобили вне стационарных постов, или, проще говоря, где угодно.

Совершение данных ошибок, может стоить вам ДЕНЕГ, ВРЕМЕНИ и ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ! 1. Выходите из своего автомобиля в том случае, когда Вас об этом не просят и даже в том, когда Вас об этом просят.

В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля».

Многие автолюбители всегда полагали, что для проверки документов, согласно Приказу №185, сотрудник ГИБДД мог останавливать машину только на стационарных постах. Использовать диктофон и видеорегистратор Вы имеете полное законное право. Инспектор ДПС – это сотрудник полиции. Понятие «Личной жизни» к нему, при исполнении, не относится.

Вчера инспектор остановил для проверки документов, забрал их и без предупреждения меня и моего согласия передал их сотрудникам Службы судебных приставов проводящих совместный с ГИБДД рейд.

Задолженностей они кстати и не нашли, что естественно. Обязали меня покинуть автомобиль и идти забирать документы у приставов.

В законе о Полиции передача моих документов другим лицам и службам не прописана — лишь их изъятие.

Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

Все нормативно-правовые акты, регулирующие правила дорожного движения находятся в свободном доступе, с которыми водитель должен ознакомиться. Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения.

Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса). С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости.

Однако имеются такие нарушения правил дорожного движения, которые фиксируются и с помощью средств фото-видео фиксации и визуально, например, выезд на встречную полосу.

N 3-ФЗ > Глава 3.

Обязанности и права полиции Цитата 41) оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам. Но если у вас все чисто, то сотрудники ГИБДД не имеют права вас просто остановить и направить к судебным приставам для того чтобы вы в очередной раз убедились, что у вас ничего нет.

Основания к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД

Кто имеет право останавливать транспортное средство. В каких случаях ГИБДД имеет право останавливать транспортные средства. Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД.

В соответствии с законом РФ «О полиции» сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автотранспортное средство с целью исполнения возложенных на него служебных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Такие действия являются правомерными при наличии определенных причин, например нарушение ПДД, ориентировка по задержанию водителя машины, которая находится в розыске и прочее.

Имеет ли право ГАИ останавливать без причины транспортное средство? Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт при наличии любой из вышеназванных причин, с соблюдением всех предусмотренных правил, то его действия правомерны. Если же сотрудник ГИБДД остановил средство транспорта без законной причины, то подобные действия будут противоречить требованиям правовой системы.

Приказ №185 МВД, на самом деле, не содержит вообще ни одного пункта, регламентирующего остановку автомобиля инспектором. Он вводит в действие и делает обязательным для исполнения Административный регламент МВД, и потому правильно ссылаться именно на Административный регламент в вопросе права остановки где угодно, в том числе вне стационарных постов.

Права инспектора ГАИ после остановки транспорта

Итак, вас остановил сотрудник ГИБДД. Вы хотите убедиться в правомерности его действий. Что делать в подобной ситуации? Можно позвонить на горячую линию и узнать, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили в том или ином случае.Открытость и публичность.

Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

День добрый, подскажите пожалуйста, ехал по дороге, не пропустил пешехода (не увидел из-за автобуса стоявшего на остановке, а переход нерегулируемый сразу за остановкой) км.

через 15 совсем на другой улице меня по встречке догнала с мигалками патрульная машина и штатская потребовали остановиться, вышел инспектор из патрульной и из штатской мужик, мужик представился полковником чего-то там, сказал, что он видел как я не пропустил пешехода, на основании его слов мне выписали штраф, правомочно ли это? И ещё сразу вопрос, обязан ли я выходить из своей машины и садиться в патрульную для составления протокола или я могу дожидаться инспектора в своем автомобиле?

Во-вторых, почему законодатель привел такое широкое основание как нарушение требований безопасности дорожного движения, а не просто нарушение ПДД?
Сигнал для остановки. Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов. Едите, едите ха-ха.

Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

В каких случаях ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство? Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД? Помимо инспекторов, кто имеет право останавливать транспортное средство? Имеет ли право ГАИ останавливать без причины? Многих интересуют подобные вопросы.

Согласно действующим положениям законодательства инспектор ГИБДД обладает правом в определенных случаях останавливать транспорт. Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, то водитель должен выполнить его законные требования.

Дело в том, что Приказ №185 вводит в действие административный регламент, а тот может изменяться, а может и обновляться. И вот 20 Октября 2017 года вступает в силу обновлённый регламент МВД.

Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

Нередко автомобилистов останавливают сотрудники ГИБДД, требуют предъявить документы на автомобиль и при этом не называют причину остановки. Остановить автомобиль без причины сотрудник ГИБДД не имеет права. Остановка транспортного средства ограничена 14-ю основаниями.

Многие не знают, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины движущуюся технику. На основании приказа Министерства РФ от 20.10.2017г. №644 инспектор может предпринять меры к задержанию машины на основаниях, перечисленных в документе.

Источник: http://dou21kirovsk.ru/hozyajstvennoe-pravo/219-imeet-li-pravo-sotrudnik-dps-ostanavlivat-transportnoe-sredstvo.html

Проверка документов на перевозимый груз

Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД при перевозке ИП своего имущества?

(Щепотин А. В.)

(«Законность», 2013, N 11)

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ НА ПЕРЕВОЗИМЫЙ ГРУЗ

А. В. ЩЕПОТИН

Щепотин Антон Владимирович, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Курской области, младший советник юстиции.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования полномочий сотрудников полиции по проверке у водителей транспортных средств документов на перевозимый груз.

Ключевые слова: груз, обязанности водителей, документы на груз, полномочия полиции.

Checking cargo documentation

A. V. Shchepotin

The article considers the problems of legal regulation of the powers of police officers to check cargo documentation of truck drivers.

Key words: cargo, duties of truck drivers, cargo documentation, powers of police officers.

Согласно п.

2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

N 1090 (далее — ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 4 ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.

N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта) этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ.

Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные указанным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей.

Согласно ст. ст. 6, 8 Устава автомобильного транспорта основными документами, подтверждающим законность перевозки груза, являются путевые листы и транспортные накладные, форма и порядок заполнения которых устанавливаются правилами перевозок грузов.

Более того, в соответствии с ч. 2 ст.

6 Устава автомобильного транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Из приведенных норм Устава автомобильного транспорта следует, что перевозка багажа и грузов для личных целей, в том числе перечень документов на перевозимый груз, регулируется указанным Федеральным законом.

Вместе с тем анализ положений Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г.

N 272, свидетельствует, что по своей сути эти нормативные правовые акты регламентируют правоотношения, возникающие из коммерческой перевозки груза, и не могут применяться к перевозке грузов, а также багажа в личных целях.

В связи с этим с учетом неопределенности формулировки в ПДД обязанности водителей в установленных случаях передавать сотрудникам полиции для проверки документы на перевозимый груз в соответствии с п. 2.1.1 ПДД возникают сложности в определении таких установленных случаев и документов на перевозимый груз.

Так, согласно ст. 2 Устава автомобильного транспорта груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке; багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке.

Из указанных правовых норм следует, что определения «груз» и «багаж» распространяются исключительно на коммерческую перевозку.

Тогда как на практике сотрудники ГИБДД нередко требуют у водителей документы на перевозимые в личных целях вещи, которые исходя из названных правовых норм не подпадают под категории «груз» и «багаж».

Например, гражданин на личном легковом автомобиле перевозит из дома на дачу мебель, бытовую технику, строительные материалы и другие вещи, зачастую бывшие в употреблении.

В связи с этим возникает вопрос, какие документы (путевой лист, транспортная накладная и т. д.

), подтверждающие право законного владения вещами, должен иметь при себе водитель (либо их владелец, не являющийся водителем) и представить их сотруднику ГИБДД, а равно обязан ли он вообще представлять их в подобных случаях?

Согласно п.

82 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (далее — Административный регламент), основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий. В соответствии с п. 83 Административного регламента проверка документов на перевозимый груз включает установление соответствия транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу (в сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства).

На практике сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, при остановке транспортных средств и обнаружении грузов (включая вещи, перевозимые на собственном автомобиле в личных целях) требуют у водителя документы на перевозимый груз.

При отсутствии документов (что в подобных ситуациях происходит в большинстве случаев) сотрудники ГИБДД инициируют проверки на предмет законности нахождения у водителя тех или иных предметов.

Такая практика распространена в Курской области, о чем свидетельствуют многочисленные факты регистрации в органах внутренних дел сообщений о перевозке гражданами грузов и отсутствии документов на груз.

При этом подобная ситуация может дойти до абсурда, поскольку в автомобиле, а также у водителя и пассажиров есть масса предметов, на которые нет каких-либо документов (коврики в салоне, запасное колесо, автомагнитола, видеорегистратор, мобильные телефоны, одежда и т. п.).

Безусловно, проверка документов на перевозимый груз необходима в целях выявления и пресечения преступлений, прежде всего связанных с хищениями чужого имущества.

Однако такие действия не должны нарушать прав законных владельцев имущества, что нередко происходит в связи с отсутствием надлежащим образом законодательно урегулированных обязанностей водителя иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции документы на перевозимый груз, включая перечень таких документов. Исходя из положений регламентирующих деятельность ГИБДД нормативных правовых актов, в частности Административного регламента, для проверки документов на перевозимый груз сотрудник ГИБДД должен обладать информацией, содержащейся в ориентировках, иными сведениями (например, полученными в устной форме от иных лиц) о факте хищения тех или иных предметов или других случаях незаконного владения ими.

В связи с недостаточной правовой регламентацией вопросов оформления документов на перевозимый груз и действий сотрудников органов внутренних дел при проверках документов у водителей и последующих действий в отношении перевозчика и груза допускаются нарушения прав владельцев вещей и при коммерческой перевозке грузов.

Проверка документов на перевозимый груз, в том числе в коммерческих целях, и дальнейшие действия сотрудников правоохранительных органов, связанные с такой проверкой, в некоторых случаях влекут проведение доследственных проверок и изъятие груза, который в дальнейшем его законному владельцу вернуть затруднительно.

Так, в 2012 г. сотрудниками ГИБДД на территории области был остановлен автомобиль, перевозивший партию товара (одежды).

При проверке документов на перевозимый груз сотрудник ГИБДД усомнился в достоверности содержащихся в них сведений, а соответственно, — в законности нахождения груза у водителя.

Водитель пояснил, что незнакомые ему люди предложили за денежное вознаграждение перевезти партию товара из Московской в Белгородскую область, где его должны были встретить, после чего передали ему товар и документы на него (эти объяснения в ходе проверки опровергнуты не были).

В дальнейшем товар был изъят следователем, по факту его перевозки проведена доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, в возбуждении уголовного дела было отказано. При этом законному владельцу, чтобы получить товар, понадобилось несколько месяцев.

Действия сотрудников ГИБДД по проверке документов на перевозимый груз в личных целях, а также факты неполучения законным владельцем в течение длительного времени вещей, особенно являющихся предметом предпринимательской деятельности и имеющих значительную стоимость, порождают коррупционные риски, поскольку для дальнейшего беспрепятственного движения как водители (владельцы груза), так и инспекторы ДПС и иные сотрудники органов внутренних дел могут предложить/потребовать взятку в целях разрешения ситуации.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула Закона).

Согласно п.

13 ст. 7 Федерального закона N 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

В связи с изложенным в целях предупреждения коррупционных рисков и повышения эффективности противодействия коррупции представляется целесообразным законодательно урегулировать случаи, когда водитель обязан в соответствии с п. 2.1.

1 ПДД представлять сотруднику полиции документы на перевозимый груз, перечень таких документов, а также ввести запрет на требование документов на груз, перевозимый в личных целях, при отсутствии сведений о незаконном владении такими предметами, закрепив тем самым презумпцию законного владения вещами.

Кроме того, в целях обеспечения прав хозяйствующих субъектов и недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность целесообразно запретить задержание и изъятие груза, перевозимого в коммерческих целях, при отсутствии сведений о противоправном характере владения им (за исключением случаев нарушения правил перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов, которые связаны с повышенной общественной опасностью для окружающих).

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/b827.html

Проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2019 году: имеют ли право

Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД при перевозке ИП своего имущества?

До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?

Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п.

63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах.

Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.

Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна.

Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы.

Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.

Проверка документов — широко распространённая процедура

Ранее действовавший Регламент вызывал нарекания со стороны сотрудников полиции по многим позициям. Приказом МВД от 23.08.

2017 N 664 был утверждён новый Регламент, устранивший некоторые недостатки и несколько расширивший полномочия сотрудников. В том числе было убрано условие о проверке документов только на постах.

В настоящее время остановка транспортного средства возможна в местах, определённых Регламентом и руководством местного подразделения ГИБДД.

Основания для остановки

Основания для предъявления сотрудником такого требования перечислены в п. 84 Регламента и включают в себя:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • необходимость использования транспортного средства;
  • необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
  • необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
  • оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
  • необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
  • угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
  • проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Сотрудники ГИБДД вправе останавливать машину вне поста

Список исчерпывающий, по любым другим основаниям остановка не допускается. Предъявление требований остановить автомобиль сотрудником ГИБДД по иным основаниям не законны и не подлежат исполнению, хотя сложно придумать причины, по которым ещё могло бы потребоваться остановка транспорта.

Где можно останавливать машину

Тем не менее регламентом установлены некоторые ограничения. Не допускается останавливать машины (п. 88 регламента) в местах, где остановка запрещена ПДД. Из общего правила сделаны исключения и остановка разрешена в запрещённых местах:

  • если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
  • при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
  • если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
  • если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.

В отделах ГИБДД разрабатываются схемы расстановки патрульных машин. В течение служебной смены места, в которых сотрудники останавливаются для наблюдения за движением, меняются. Экипажи постоянно перемещаются. Имеются участки, на которых ГИБДД любит устраивать засады. В основном это делается на небольших отрезках дорог, где наиболее часто происходят аварии или допускаются нарушения.

Проверка документов

Проверка документов — дежурная процедура, активно используемая сотрудниками ГИБДД в целях выявления и предотвращения уголовных и административных правонарушений. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.

При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных.

Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку.

Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление.

В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.

Ещё одной целью проверки на дороге является выявление лиц, находящихся в розыске. Более того, опытные сотрудники умудряются даже выявлять преступления при проведении проверки.

Нетипичное поведение водителя и пассажиров, необычные предметы в автомобиле могут вызвать подозрения и повлечь применение в отношении автовладельца других мер, в частности, осмотр автомобиля.

Парадоксально, но у сотрудников ГИБДД даже существует определённый план по раскрытию преступлений, не связанных с ДТП. Обычно это преступления, связанные с перевозкой наркотиков, незаконного оружия и тому подобное.

У опытных сотрудников ГИБДД вырабатывается своего рода чутьё на нарушителей. Малейшая нетипичность ситуации повлечёт остановку транспортного средства и проверку документов.

Ранним утром возвращались с женой из аэропорта, машину вела жена. На первом же посту нас остановил гаишник. Представили документы, он долго разглядывал и нас, и их. Затем нагнулся, заглянул в машину через окно, пытаясь унюхать алкоголь. В результате усмехнулся и спросил, кто же из нас накануне выпивал. Естественно, никто.

Я долго не мог понять, чем мы вызвали его подозрение. Уже дома догадался, ему показалось подозрительным, что в выходной день рано утром по трассе машину ведёт женщина, а мужчина сидит рядом. По всей видимости, сотрудник подумал, что возвращаемся с отдыха, муж выпивал, жена, значит, тоже пригубить могла, надо проверить.

: остановка транспортного средства ГИБДД

Таким образом водители, пытающиеся оспорить право работников ГИБДД остановить машину на дороге, руководствуются отменённым законодательством и рискуют быть привлечёнными за неисполнение законных требований.

Источник: https://carnovato.ru/proverka-dokumentov-sotrudnikami-dps-vne-stacionarnogo-posta/

Юридическое дело
Добавить комментарий