В ДТП ни кто не виноват

Форменное безобразие

В ДТП ни кто не виноват

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».

Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.

Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.

лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.

Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».

Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.

А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.

Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.

Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.

При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/spravka-dtp

Европротокол: как оформить ДТП без полиции. Правила заполнения европротокола

В ДТП ни кто не виноват

Вы попали в мелкую аварию? Все живы-здоровы, а автомобили лишь слегка повреждены? Не нужно ждать сотрудников полиции, чтобы оформить происшествие. Вы вместе со вторым водителем можете сами задокументировать ДТП, чтобы пострадавший получил страховую выплату. Такая упрощенная процедура называется системой европротокола.

Когда можно использовать европротокол?

Есть несколько обязательных условий:

  • В ДТП участвовали только два транспортных средства (ТС) и повреждены только они.
  • Ничья жизнь или здоровье не пострадали.
  • Участники происшествия имеют действующие страховые полисы ОСАГО. Полис должен содержать данные водителя, который был за рулем в момент аварии, или быть «без ограничений» (это значит, что транспортным средством может управлять любой обладатель водительских прав).
  • Размер ущерба транспортному средству визуально, по вашей оценке, не превышает 100 тыс. рублей — это максимальная страховая выплата по европротоколу в большинстве регионов. Размер возмещения для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей может достигать 400 тыс. рублей. Но чтобы получить выплату больше 100 тыс. рублей, нужно оформить происшествие через приложение «ДТП. Европротокол» ( iOS, Android). С 1 октября 2019 года лимит выплат в 400 тыс. рублей при тех же условиях будет действовать по всей стране.

Если хотя бы одно из условий нарушено, европротокол не сработает. Звоните в ГИБДД. Сотрудники автоинспекции или прибудут на место аварии (если случай сложный), или посоветуют вам подъехать к ближайшему посту ДПС.

Европротокол можно использовать, даже если участники ДТП не могут решить, кто из них виновник аварии, а кто — пострадавший. Предполагается, что страховщики могут определить степень вины каждого из водителей, но для этого хотя бы одна из машин должна быть оборудована системой мониторинга либо водители должны оформить происшествие с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол».

На самом деле страховые компании зачастую не могут однозначно установить обстоятельства происшествия, а потому просто выплачивают каждому из водителей половину возмещения.

Поэтому, если вы уверены в своей правоте и хотите получить полное возмещение, но второй водитель не признает вину, стоит отказаться от европротокола и дождаться сотрудников ГИБДД. Если же вы дорожите своим временем и готовы довольствоваться половиной возмещения, то можете воспользоваться европротоколом.

Как оформить ДТП по европротоколу?

Возможны два варианта.

Первый вариант: разногласий нет и ущерб, по вашим оценкам, не превысит 100 тыс. рублей.

В этом случае можно ограничиться всего одним шагом:

  1. Заполните извещение о ДТП (бланк европротокола). Бланк извещения вам выдает страховая компания в момент покупки полиса ОСАГО (пример бланка). Если вы потеряли или использовали свой бланк, нужно обратиться в любой офис своего страховщика и взять новый бланк европротокола. Он бесплатный.
    Водители заполняют один бланк извещения на двоих, и чей это бланк — неважно. Он состоит из двух листов. Верхний из них — самокопирующийся. Проследите, чтобы информация с лицевой стороны четко отпечаталась на втором листе. Оборотную сторону каждый заполняет самостоятельно.
  2. Но лучше этот шаг дополнить еще двумя действиями:

  3. Сфотографируйте или сделайте видеосъемку места аварии до того, как убрать с дороги ТС. Это не обязательно, но желательно: так вы подстрахуете себя на случай, если второй водитель решит «творчески переосмыслить» произошедшее. Зафиксируйте положение ТС по отношению друг к другу, дорожной разметке и дорожным знакам, снимите повреждения ТС, следы от шин, отлетевшие запчасти или их детали (осколки). На кадрах должны быть видны номерные знаки обоих ТС.
  4. Если есть свидетели ДТП, попросите их дать письменные показания об обстоятельствах аварии и оставить свои контактные данные. Это тоже поможет вам, если у страховой компании возникнут сомнения в реальности аварии или второй водитель решит трактовать ситуацию в свою пользу.
  5. Второй вариант: вы оцениваете ущерб больше 100 тыс. рублей или у вас есть разногласия — кто виноват в аварии.

    В дополнение ко всем предыдущим пунктам нужно воспользоваться мобильным приложением «ДТП. Европротокол».

  6. Скачайте приложение в App Store или Google Play (если вы не сделали этого раньше). Это может сделать любой из участников аварии. В приложении нужно зарегистрироваться и указать данные своего транспортного средства и номер полиса ОСАГО.
  7. Зарегистрируйте аварию. Зайдите в раздел «Регистрация ДТП». Введите данные полисов ОСАГО обоих водителей. С помощью приложения сфотографируйте заполненный бланк европротокола, а также сделайте фотографии с места аварии. Вы увидите подсказки, какие снимки необходимо загрузить. Приложение также автоматически определит координаты места аварии и время заполнения формы.
  8. Дождитесь, пока приложение выдаст вам номер обращения. Этот номер вы должны будете сказать своему страховщику, когда привезете заполненный бланк европротокола.

Когда вы и второй водитель подпишете бланк европротокола и внесете данные в приложение, можете покинуть место аварии.

Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:

  1. Место ДТП. Укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания. Если авария произошла на перекрестке, напишите названия пересекающихся улиц. Если ДТП совершено не в населенном пункте, сообщите название трассы, километр и направление движения.
  2. Дата ДТП. Отметьте не только дату, но и примерное время ДТП.
  3. Количество поврежденных ТС.

    Для европротокола их должно быть только два.

  4. Количество раненых/погибших. В ДТП, по которому может быть оформлен европротокол, их быть не должно. В извещении в этой графе ставьте прочерки.
  5. Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного опьянения. При оформлении европротокола не проводится. Ставьте галочку в графе «Нет».

  6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме А и В), может быть только нулевым. Иначе оформить европротокол нельзя.
  7. Свидетели ДТП. Если они есть, укажите их ФИО и адрес фактического проживания.
  8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД.

    Отметьте галочкой «Нет», так как европротокол не предполагает участия сотрудников автоинспекции.

  9. Данные ТС: марка, модель, госномер и другие. Возьмите их из свидетельства о регистрации вашего ТС.
  10. Собственник ТС. Впишите данные владельца, указанного в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
  11. Водитель.

    Здесь вы должны внести данные того, кто управлял ТС в момент аварии. Это не обязательно собственник. Но этот человек должен быть вписан в полис ОСАГО (или полис должен быть без ограничений по количеству водителей). Иначе европротокол не действует.

  12. Страховщик. Полное название страховой компании написано в вашем полисе ОСАГО.

    Впишите также номер полиса и укажите, до какой даты он действует.

  13. Место первоначального удара. Даже если ТС повреждено в нескольких местах, нужно обозначить только точку первого удара.
  14. Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите и перечислите все видимые повреждения своего ТС.
  15. Замечания.

    Здесь каждый из водителей должен написать, кем он себя считает — потерпевшим или виновником аварии.

  16. Под этим пунктом нужно поставить свою подпись, подтверждающую верность всей предоставленной информации.

  17. Обстоятельства ДТП. Выберите их из предложенных, отметьте галочками и запишите общее количество заполненных клеток.
  18. Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:

  19. Схема ДТП. Обозначьте контуры проезжей части с названием улиц, а также направление движения. Укажите расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры — все, что имеет отношение к ДТП.
  20. Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:

  21. Подписи водителей. Сначала нужно отметить галочкой, есть ли у вас со вторым водителем разногласия относительно причин, обстоятельств и последствий аварии.

    Если разногласий нет, то поставьте галочку в клетке «Отсутствие», если вы не смогли прийти к единому мнению — в клетке «Наличие». После этого оба водителя должны поставить свою подпись.

    Это обязательное условие оформления ДТП по европротоколу.

Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны

На оборотной стороне своего экземпляра каждый из водителей указывает обстоятельства ДТП. Если у вас со вторым водителем есть разногласия, подробно опишите их в пункте 7.

Если места не хватает, продолжите описание на чистом листе бумаги и приложите его к бланку. При этом на бланке надо сделать отметку «С приложением». А на приложении укажите, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверьте его подписями обоих участников ДТП.

Что делать с заполненными бланками?

В течение 5 рабочих дней со дня происшествия вы должны передать в свою страховую компанию ваш экземпляр извещения о ДТП. Лучше прийти в офис страховой компании лично. Когда отдадите извещение, потребуйте себе копию с печатью компании и датой приема.

Если доехать до страховщика не получается, можно послать извещение по почте. Оставьте себе копию извещения, а оригинал отправьте страховой компании заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сделайте опись вложения в двух экземплярах. На одном из них на почте поставят штамп — этот экземпляр нужно оставить себе.

Когда письмо будет доставлено, вам придет уведомление о вручении — его нужно будет забрать на почте.

Если вы застраховали свое транспортное средство от ущерба, можете передать европротокол страховщику, с которым вы заключили договор каско, а не ОСАГО. В этом случае тоже возьмите копию извещения с печатью и датой.

Обязательно сохраните все документы. Они понадобятся, если возникнут проблемы с выплатами. Ведь если пострадавший не направит документ вовремя, ему могут отказать в возмещении. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она имеет право взыскать с него убытки в размере произведенной страховой выплаты.

Как получить страховое возмещение по европротоколу?

Обычно этот процесс занимает один-два месяца.

  1. В течение 5 дней вы должны предоставить в страховую компанию комплект документов:
    • заполненное извещение о ДТП;
    • полис ОСАГО;
    • паспорт и водительское удостоверение;
    • документы, подтверждающие право собственности на ТС;
    • если есть — электронный носитель с фото- или видеосъемкой с места аварии: например, флешку с записью, сделанной на смартфон;
    • если есть — письменные показания свидетелей ДТП;
    • заявление о прямом возмещении убытков;
    • доверенность от собственника ТС на получение возмещения, если в страховую компанию обращается не собственник;
    • банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит вам ущерб не в натуральном виде, отремонтировав ваше ТС, а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
  2. С документами, которые оформлены в рамках европротокола, также можно обращаться в страховую компанию за получением страховых выплат по полису добровольного страхования — каско.

  3. В течение 20 дней страховая компания рассмотрит ваши документы и определит размер возмещения. В большинстве случаев вам нужно будет представить свое ТС на осмотр. Страховщик или независимый эксперт проведут оценку ущерба. Виновник ДТП не может ремонтировать или утилизировать свое транспортное средство без согласия страховой компании в течение 15 дней со дня происшествия. Возможно, эксперты захотят осмотреть его. Если виновник в этот период проведет какие-то манипуляции с ТС, страховщик имеет право предъявить ему иск на сумму выплаченного возмещения. Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит ваше ТС на ремонт в одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) или выплатит вам деньги — наличными либо переводом на счет.

    Возмещение по европротоколу не может превышать 100 тыс. рублей (или в некоторых регионах — 400 тыс. рублей). Если ущерб будет оценен в большую сумму, вы можете доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис.

  4. В течение 30 дней с момента поступления вашего транспортного средства на СТО страховой компании оно должно быть отремонтировано.

Подробнее о возмещении ущерба можно прочитать в статье об ОСАГО.

Что делать, если я не согласен с размером выплаты?

Если страховая компания занижает страховую сумму, не выплачивает вам деньги вовремя, вообще отказывает вам в возмещении, хотя вы предоставили все необходимые документы, для начала подайте письменную претензию в страховую компанию. Страховщик должен рассмотреть ее и дать вам ответ в течение 10 календарных дней с момента получения.

Если компания не ответит вовремя или ответ вас не устроит, еще один вариант — обратиться к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если вам кажется, что страховщик нарушает ваши права, направьте письменное обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний.

Последняя инстанция — суд. Вы можете подать иск на страховую компанию с требованием выплатить возмещение. Главное — сохранить и затем представить на суде все документы, включая копию извещения со штампом компании (или с уведомлением о вручении от почты) и отказ страховой компании (если она ответила).

Дополнительную информацию о европротоколе можно получить на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Источник: https://fincult.info/article/evroprotokol/

МОСКВА, 12 дек — РИА Новости, Виктория Дубовская.

Полтора года назад в ДТП погиб 72-летний Сергей Сонин — на 81-м километре МКАД в его Hyundai Solaris врезался сзади Citroen, за рулем которого находился известный пианист Василий Щербаков.

Полиция приступила к расследованию, однако через год уголовное дело закрыли. Следователи пришли к выводу: в столкновении никто не виноват. Семья погибшего с этим не согласилась и обратилась в прокуратуру.

ПДД не нарушал

Москвич Сергей Сонин 20 июня 2018-го уехал днем по делам и перестал выходить на связь.

“В отчаянии мы обзванивали морги и больницы, но безрезультатно, — рассказывает родственница погибшего Полина Сонина. — Как потом выяснилось, при госпитализации в фамилии сделали ошибку, записали как Шонина, поэтому все так затянулось”.

Нашли его спустя почти двое суток в больнице на северо-востоке Москвы. Пострадавшего доставили туда вертолетом с МКАД. Диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и серьезное повреждение грудной клетки. Сын сразу поехал к отцу, но, когда добрался до больницы, врачи сообщили, что пациент скончался.

Родственники стали выяснять подробности аварии. По данным ГИБДД, ДТП произошло около полудня. На 81-м километре МКАД Citroen протаранил сзади Hyundai Solaris Сергея Сонина. За рулем Citroen был известный российский пианист Василий Щербаков, внучатый племянник композитора Дмитрия Кабалевского.

В полиции он сообщил, что правила дорожного движения не нарушал. Перед аварией ехал во второй полосе со скоростью не больше ста километров в час, перед ним примерно с такой же скоростью — Mitsubishi. Внезапно этот автомобиль резко ушел влево, а Щербаков увидел неподвижный Hyundai Solaris. Резко затормозил, но избежать столкновения не удалось.

Полиция приступила к расследованию. По статье 264 УК “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека” полагается тюремный срок — до пяти лет.

По словам семьи погибшего, Щербакова не задержали, никаких обвинений не предъявили. А спустя несколько месяцев дело вообще закрыли — следователи сочли, что в случившемся никто не виноват. Ссылаясь на решение полиции, страховая компания отказалась выплачивать компенсацию.

Неоднозначная экспертиза

Как сообщают родственники Сонина, уголовное дело закрыли после заключения эксперта, анализировавшего запись с видеорегистратора из машины Щербакова. Его выводы вызвали у них большие сомнения.

“Он утверждает, что, во-первых, не может однозначно сказать, оригинальное это видео или монтаж, — объясняет РИА Новости адвокат семьи погибшего Тимур Матвеев. — Во-вторых, он не сумел установить скорость Citroen, а это главный вопрос. Следовало назначить другую экспертизу, техническую, но этого почему-то не сделали”.

В документе (копия есть в распоряжении редакции) эксперт отвечает на три вопроса: с какой скоростью двигался Citroen, была ли у водителя техническая возможность избежать столкновения и соответствуют ли его действия ПДД. На первый вопрос специалист ответить не смог, поэтому за основу расчетов взял предполагающиеся 100 километров час. И сделал вывод: избежать столкновения не было возможности.

При этом, отмечает Матвеев, непонятно, соблюдал ли водитель Citroen дистанцию до идущего впереди автомобиля. “Мы до сих пор не знаем полной картины произошедшего. В одних документах указывали, что Hyundai Solaris двигался, в других — стоял, — говорит Полина. ­— А удар был такой силы, что задняя часть машины оказалась в салоне. Не представляю, с какой скоростью нужно было для этого ехать”.

Сейчас в документах и выводах экспертов разбирается прокуратура — недавно Сонины обратились туда с жалобой на прекращение дела. Они добиваются суда.

“Когда все только случилось, мы для себя приняли решение: настаивать на суровом наказании не будем, понимаем, что одна ошибка не должна перечеркнуть всю жизнь, — добавляет Полина. — Однако за все это время виновник ДТП даже не попытался выйти на связь с семьей, извиниться”.

РИА Новости дозвонилось до Щербакова. Комментировать ситуацию он отказался.

“Кто-то всегда виноват”

Как пояснил агентству адвокат Александр Король, специализирующийся на подобных делах, аварий, в которых никто не виноват, не бывает.

“Так сформулирован закон, — подчеркивает он. — Обычно правила нарушают, причем все участники ДТП, но кто-то — в большей степени. Самое главное — восстановить причинно-следственную связь и оценить действия каждого. Необязательно виноват водитель машины, ехавшей сзади.

Нужно детально разбираться: почему первый автомобиль остановился, была ли у водителя возможность убрать машину на обочину, выставить аварийный знак, с какой скоростью двигался второй автомобиль, соблюдал ли дистанцию и так далее.

Однако это требует много сил и времени, проще дело закрыть”.

Надо заметить, это не единственный случай, когда уголовное дело о смертельном ДТП либо прекращают, либо расследование затягивается на долгие годы.

Так, семья 32-летнего Вячеслава Михалева, погибшего в ДТП в Подмосковье, уже несколько лет пытается привлечь к ответственности виновника аварии, водителя Volkswagen Touareg, врезавшегося на перекрестке в ВАЗ-21053 Михалева и скрывшегося с места происшествия. Полиция быстро установила его личность, свидетели утверждали, что он мог быть пьян, но ему до сих пор не предъявили обвинение.

По мнению адвоката, сложности возникли из-за противоречивой экспертизы. Дело в том, что Volkswagen смяло практически в гармошку. Поэтому эксперты не смогли ответить на два основных вопроса: была ли машина технически неисправна и мог ли водитель предотвратить аварию.

Источник: https://ria.ru/20191212/1562284530.html

Что делать при ДТП в 2019 году: порядок действий, 8 советов

В ДТП ни кто не виноват

В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий.

А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным.

Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.

Каждый день в России происходит около 450 ДТП

Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.

Первые действия в случае попадания в ДТП

Если вы попали в аварию, в первую очередь оцените обстановку и выполните следующие обязательные действия:

  1. Заглушите мотор.
  2. Включите стояночный тормоз.
  3. Включите аварийные сигналы.
  4. Установите знак аварийной остановки сзади автомобиля на расстоянии 15 метров, если находитесь в населенном пункте, и 30 метров, если авария произошла за пределами населенного пункта.

Установка аварийного знака – обязательное действие при ДТП

  1. Если есть пассажиры – опросите и осмотрите их на наличие травм.
  2. Подойдите к машине/машинам других участников ДТП, установите наличие в салоне пострадавших.
  3. Вместе со вторым водителем сфотографируйте место происшествия в разных ракурсах. Необходимо, чтобы по снимкам было легко понять, где находятся автомобили, какие повреждения ими получены. Фотографируйте так, чтобы в кадре были номера машин. Дополнительно можно провести видеосъемку.
  4. Если пострадавших нет, после фото/видеосъемки уберите автомобили с дороги, чтобы они не создавали препятствий другим участникам дорожного движения. Это требование является обязательным согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ.

Дальнейшие действия зависят от того, какой вред причинен имуществу и участникам ДТП и как владельцы автомобилей договорились оформлять аварию.

Как быть, если виновник аварии скрылся с места ДТП?

Скрыться с места ДТП водитель может по разным причинам. Если авария серьезная, это обычно попытка избежать ответственности. Если же владельца машины рядом нет и повреждения незначительные, например, немного помят бампер или треснуло зеркало, виновник может не заметить их по невнимательности.

Если виновник ДТП скрылся, выполните все предусмотренные ПДД действия при аварии и как можно быстрее сообщите об инциденте в полицию или ГИБДД.

Попытайтесь найти свидетелей и попросите у них контактные данные, чтобы они могли дать показания в вашу пользу.

По возможности, запишите как можно больше подробностей о виновнике ДТП: марку, модель, цвет, госномер автомобиля, направление, в котором он скрылся и т. д.

Скрывшегося с места ДТП водителя ждет лишение прав на 1-1,5 года или арест на 15 суток

Что делать, если виноват?

Вы виноваты в ДТП? Не пытайтесь скрыться с места аварии, иначе рискуете лишиться прав или сесть за решетку на 15 суток, даже если нет пострадавших. Помните, что попытки избежать наказания обычно заканчиваются дополнительными штрафами, увеличением срока лишения свободы и другими неприятным последствиями.

Выполните все предусмотренные ПДД действия, в том числе по фиксации места ДТП. Если ущерб незначительный, попытайтесь договориться со вторым участником аварии об урегулировании конфликта без привлечения ГИБДД. Если есть пострадавшие или причинен серьезный ущерб чужому автомобилю, дождитесь представителей ГИБДД и страховой компании.

Чтобы понести наказание только за то, в чем вы действительно виноваты, следите, чтобы все обстоятельства аварии отражались в протоколе и других документах объективно, принимайте активное участие в экспертных действиях. При необходимости можете привлечь независимых экспертов. Обязательно запрашивайте копии всех документов, которые предъявляются пострадавшей стороной в страховую компанию или судебные органы.

Что делать, если у виновника нет ОСАГО?

В ч. 1 ст. 1064 ГК РФ и в ст.4 ФЗ № 337 от 28.11.2011 года говориться, что виновник ДТП обязан возместить ущерб, причиненный пострадавшему. Это правило действует и в случае отсутствия у него полиса ОСАГО.

Вы можете договориться с виновником аварии об оплате ремонта автомобиля в добровольном порядке или же обратиться для возмещения ущерба в судебные органы.

Если виновник готов возместить ущерб добровольно, но нужной суммы у него при себе нет, как и возможности сразу перевести деньги вам на карту, не забудьте составить расписку.

Если у виновника аварии нет страховки, он все равно обязан возместить ущерб

Кстати, за езду без страховки или с просроченным полисом виновному в аварии водителю придется заплатить штраф в размере 800 рублей (ст. 12.37 КоАП РФ).

Оформление ДТП без пострадавших

ДТП, в которых нанесен ущерб только имуществу участников, оформляются двумя способами – без участия инспекторов ГИБДД и с их участием. Рассмотрим каждый вариант.

По европротоколу

С июля 2015 года большинство ДТП могут оформляться без участия инспектора ГИБДД. Участники аварии сам фиксируют ее факт и сообщают о ней в страховую компанию. На ближайший пост ГИБДД или в отделение полиции передается только извещение. Это так называемый «европротокол». ДТП по нему можно оформить, если:

  • участвует не более 2 автомобилей;
  • повреждено только имущество участников аварии;
  • не нанесен ущерб государственному имуществу;
  • у обоих участников оформлены полисы ОСАГО;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виноватой стороны, обстоятельств ДТП, размера ущерба.

Максимальная сумма возмещения ущерба по европротоколу – 100 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге она увеличена до 400 000 рублей, если обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального приложения или системы ГЛОНАСС.

В течение 5 дней после оформления европротокола пострадавшей стороне необходимо обратиться в страховую компанию. Там потребуется предъявить извещение, заполнить заявление, пройти оценку повреждения авто и подписать акт.

Для получения страхового возмещения по европротоколу важно правильно заполнить извещение об автоаварии и составить схему ДТП

С участием ГИБДД

Если у участников аварии есть разногласия или ущерб автомобилям явно превышает установленные для европротокола суммы, то нужно вызывать на место ДТП инспектора ГИБДД. Представитель Госавтоинспекции проводит следующие действия:

  • осматривает место происшествия, при необходимости огораживает его;
  • если виновник аварии скрылся, выявляет направление его движения;
  • обеспечивает присутствие на месте происшествия водителей и свидетелей, если должна прибыть оперативная группа;
  • опрашивает свидетелей;
  • проводит замеры, составляет схему ДТП;
  • заполняет протокол;
  • предоставляет участникам ДТП возможность ознакомиться с протоколом.

Протокол подписывается участниками аварии только в том случае, если они согласны с его содержанием.

По итогам оформления ДТП нужно получить следующие документы:

  • Постановление об административном нарушении, если водитель нарушил ПДД.
  • Протокол ДТП со схемой аварии, перечнем механических повреждений ТС, показаниями участников и свидетелей.

Эти документы, а также извещение о страховом случае по форме страховой компании, передаются страховщику для получения компенсации по полисам ОСАГО или КАСКО. Они же необходимы для предоставления в судебные органы, если возмещение ущерба приходится требовать через суд.

Инспектора ГИБДД осматривают место ДТП и составляют его схему

https://www.youtube.com/watch?v=kxvYNV-Kfo8

При оформлении ДТП можно вызвать аварийного комиссара – независимого или от страховой компании. Но учтите, что специалист только помогает правильно оформить аварию, свидетелем он не является.

Оформление ДТП с пострадавшими

Если после ДТП вы обнаружили, что ваши пассажиры, водитель или пассажиры другого автомобиля получили травмы, необходимо выполнить следующие действия:

  • определить состояние пострадавших путем внешнего осмотра и опроса;
  • оказать первую помощь. Порядок действий можно найти в Памятке МЧС;
  • вызвать бригаду скорой помощи;
  • если пострадавший в критическом состоянии – организовать его срочную доставку в медицинское учреждение на своем транспорте или на проезжающем мимо автомобиле. В этом случае вы не будете считаться скрывшимся с места ДТП;
  • вызвать полицию, сообщив, что в ДТП есть пострадавший/пострадавшие;
  • дождаться приезда представителя Госавтоинспекции;
  • дать подробные пояснения по ДТП;
  • подписать протокол, предварительно ознакомившись с его содержанием. Если вы не согласны с протоколом и инспектор не вносит в него ваши замечания, не ставьте подпись.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязанностей в связи с ДТП?

Статьей 12.27 КоАП РФ устанавливаются меры наказания для граждан, которые не выполняют свои обязанности в связи с дорожно-транспортными происшествиями. Приводим их в таблице.

Нарушение Мера наказания
Невыполнение предусмотренных ПДД обязанностей, связанных с ДТП Штраф в размере 1 000 рублей
Оставление места ДТП виновником аварии, если нет признаков уголовного преступления Лишение права на управления автомобилем на 1-1,5 года или лишение свободы на 15 суток
Невыполнение требований о неупотреблении алкогольных, наркотических и психотропных веществ после ДТП до проведения освидетельствования/освобождения от освидетельствования Лишение права на управления автомобилем на 1,5-2 года и штраф в размере 30 000 рублей

Ответственность за ДТП, в которых есть тяжело пострадавшие или погибшие люди, устанавливается Уголовным Кодексом РФ. Виновник такой аварии может получить наказание в виде принудительных работ или лишиться свободы на срок до 9 лет по статье 264 УК РФ.

Типичные ошибки при попадании в ДТП

Мы рассказали, что нужно делать при ДТП, а теперь перечислим, чего делать нельзя, если вы не хотите получить отказ в компенсации ущерба от страховой компании, нарваться на штрафы и другие наказания.

В состоянии стресса из-за аварии многие водители допускают следующие ошибки:

  1. Вносят некорректные данные в протокол, извещение о страховом случае и другие документы. Не торопитесь и несколько раз проверьте все сведения, включая дату рождения, госномер автомобиля и т. д.
  2. Забывают зафиксировать место ДТП на фото/видео или делают это неправильно.
  3. Неправильно или неполно заполняют форму европротокола. Обязательно пользуйтесь инструкцией по заполнению извещения, которая всегда к нему прилагается, вносите полные сведения в каждую графу документа. Уделяйте особенное внимание составлению схемы ДТП.
  4. Договариваются о добровольном возмещении ущерба без привлечения страховой компании и не составляют расписку.
  5.  

  6. Подписывают протокол, не ознакомившись с его содержанием.
  7. На эмоциях совершают неосмотрительные действия – скрываются с места аварии, затевают драку с другими участниками ДТП и т. д. В этой ситуации обычное ДТП, которое можно было оформить без привлечения ГИБДД, нередко перерастает в уголовное дело.

Не поддавайтесь эмоциям, если попали в ДТП

Обезопасить себя от ДТП на 100% невозможно. Даже если вы откажетесь от личного транспорта, вы все равно можете стать участником аварии как пешеход или как пассажир автобуса или такси.

Но все же, если соблюдать ПДД и не отвлекаться от дороги, шансов попасть в ДТП куда меньше.

А чтобы точно знать, как вести себя в случае аварии, распечатайте и положите в бардачок короткую памятку или сохраните нашу статью в закладках браузера своего смартфона.

Источник: https://www.tts.ru/blog/pdd-shtrafy/chto-delat-pri-dtp/

Машины в хлам — никто не виноват

В ДТП ни кто не виноват

21 декабря севастополец Евгений Томишин попал в ДТП. Его «Пежо-308» ехал со стороны Камышей по ул. Рыбаков от автомойки «Белый медведь» в сторону весовой порта. Неожиданно справа в него влетел «Лексус», выезжавший на ул. Рыбаков от школы «Таврида». Казалось бы, банальное происшествие, но вот уже три недели его участники не могут разобраться, кто виноват.  

Евгений считает, что девушка за рулем «Лексуса» должна была его пропустить, так как она выезжала с прилегающей территории. «Да, там нет знаков, — говорит мужчина. — Но это не перекресток, так как дорога, по которой двигался «Лексус» — это выезд с прилегающей территории: там стоянка, предприятия, склады и школа. Сквозного проезда нет. То есть дорога там есть, но она перегорожена шлагбаумом».

«Позже я выяснил у владельцев территории, что шлагбаум стоит там давно: с девяностых годов или даже с восьмидесятых. За ним — пешеходная аллея, по которой раньше ходили на работу работники «Атлантики», — добавил Евгений.

Обо всем этом Евгений узнал позже. Тогда же, в день ДТП, водитель «Лексуса» на месте признала свою вину, извинилась. Вместе участники ДТП позвонили в ГИБДД, но инспектор на место не выехал, так как жертв в происшествии нет. Евгений вызвал на место аварийного комиссара, который помог участникам составить схему и подтвердил, что мужчина пострадавший, а не виновник ДТП.

«В этот же день мы поехали в ГИБДД, чтобы получить справку, — рассказывает Евгений. — Сдали документы и стали ждать. Через некоторое время меня вызывают в кабинет и показывают постановление, по которому я не уступил дорогу «Лексусу», двигавшемуся по главной дороге».

Евгения такая формулировка возмутила, и он обратился с жалобой к начальнику ГИБДД, потребовав исправить написанное в постановлении. Водитель «Лексуса» о своей вине в присутствии инспектора смолчала, хотя и обещала тогда, в первый день, в случае волокиты добровольно помочь Евгению с ремонтом машины.

На следующий день Евгений снова пришел к инспектору.

Тот не выписал новое постановление, а прикрепил к уже существующему лист с «исправлениями», где указано, что водитель «Пежо» не уступил дорогу «Лексусу», двигавшемуся справа, на перекрестке равнозначных дорог, то есть, опять же, виноват.

«Они не имели права так делать: прикреплять лист можно, только если в постановлении допущены орфографические или математические ошибки. Это же ошибка в фактаже», — возмущается водитель.

До Нового года Евгений обивал пороги начальства, пытаясь доказать свою правоту. Он показывал инспекторам фото и видео материалы, снятые на месте ДТП и на прилегающей территории.

«Последней каплей стал ответ начальника управления на мой вопрос “Является ли это равнозначным перекрестком или выездом с прилегающей территории?” Ответ был “Я не знаю”.

На следующий мой вопрос “А кто знает?”, ответ был тот же. Я написал жалобу на имя начальника ГИБДД, приложил фото и видео. Они пообещали разобраться, отправив запрос в автодор», — рассказывает мужчина.

На приеме у начальника ГУПС «Севастопольский автодор» Евгений тоже был. Там ему ответили, что схем дорог города у них нет, и что делать в данной ситуации, они не знают.    

И вот итогом рассмотрения жалобы стало постановление, датированное 12 января 2017 года, о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Согласно этому постановлению, оба водителя, участвовавшие в ДТП, невиновны.

По словам Евгения, ему посоветовали обратиться с этими бумагами в суд, чтобы судья решил, кто кому должен компенсировать полученный ущерб.

Что делать дальше, Евгений не знает. Он боится, что ему придется самостоятельно доказывать в суде, является ли эта дорога выездом с прилегающей территории. Ущерб, причиненный «Пежо», довольно значителен. «Почти вся правая часть моей машины разбита. Дверь передняя пассажирская, крыло, подкрылок под замену, после покраска всего этого, плюс покраска задней правой двери», — сетует Евгений.

Между тем водитель «Лексуса» уже успела отремонтировать свой автомобиль и даже обратилась в страховую компанию за возмещением ущерба. «Я написал туда, оповестил их о моей невиновности, чтобы они не платили ей, пока не выяснится, кто из нас виноват», — говорит Евгений.

«Примечания» попросили прокомментировать ситуацию председателя РОО «Дорожный контроль-Севастополь» Максима Мишина.

«Во-первых, не ГИБДД должно запрашивать у автодора, прилегающая это территория или нет,— считает Мишин, — а в самом ГИБДД нужно запросить план-схему этого перекрестка, которая должна в себе нести информацию: наличие дорожных знаков, наличие разметки, принадлежность самой дороги — прилегающая или нет.

Водителю нужно написать отдельное заявление в ГИБДД с просьбой предоставить информацию о данном участке дороги, план-схему этого участка. [Сотрудники] должны выехать на место, составить схему.

И при наличии каких-то непонятных моментов, они должны обратиться в правительство Севастополя — в градостроительство и архитектуру и так как далее, — чтобы уточнить, какая это дорога.

После получения ответа из ГИБДД определяется степень ответственности водителя».

Объяснение, что дороги нет на схеме и определить ее статус не представляется возможным, Мишин считает несостоятельным: «Я убежден, что если дорога отсутствует на схеме, то она должна быть закрыта.

Если она все-таки существует, она должна существовать в документах. В любом случае в документах 70-90-х годов эти дороги есть. И нужно исходить из этого. Сегодня проводится паспортизация дорог.

Она проводится слишком медленно».

«С одной стороны, мы не можем требовать от структур [правительства] что-то по дорогам, которые не находятся на паспорте, — продолжает он.

— С другой стороны, любые дороги, которые существуют, даже дороги без покрытия — за них ответственно правительство города Севастополя. Ситуация, когда в ДТП никто не виноват — это нонсенс.

Произошло происшествие, причинен ущерб, значит, нужно разобраться, как водители должны были проезжать данный участок», — поясняет он.

Адвокат Александр Рудь, специализирующийся на ДТП считает, что Евгению уже сейчас следует обращаться в суд.

«Если стороны не могут прийти к соглашению о том, кто виноват, и сотрудники ГИБДД затрудняются [определить виновного], необходимо подавать в гражданское судопроизводство иск о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП.

Несмотря на то, что нет документа, устанавливающего вину одной из сторон, суд не лишен возможности устанавливать вину сторон — только в этом случае, когда нет постановления о привлечении к ответственности. В суде необходимо заявить ходатайство в отделение дорожного надзора ГИБДД Севастополя предоставить суду справку о преимущественном праве движения на данном участке дороги».

В случае, если на руках у водителя есть постановление с более поздней датой, в котором написано, что он не является виновником ДТП, он может обращаться в ГИБДД с заявлением о привлечении к ответственности второго участника ДТП. Срок привлечения — 2 месяца.

Если этот срок прошел, инспектор ГИБДД вынесет постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в котором укажет, что второй водитель нарушил ПДД, но привлекаться не будет, так как истек срок привлечения к ответственности.

«Такого, чтобы оба были невиновны, не бывает. Это юридический казус», — считает юрист.

С постановлением, указывающим на невиновность водителя, нужно обращаться в страховую компанию виновника с требованиями выплатить ущерб. «Необходимо соблюсти претензионный порядок.

Прежде чем обращаться в суд, необходимо подать в страховую компанию претензию о возмещении ущерба. Страховая откажет, поскольку есть постановление о ее невиновности. С этим отказом водитель и пойдет в гражданский суд.

Обращаться нужно по местонахождению ответчика или его официального филиала. И этим тоже пользуются страховые компании. Если филиала страховой компании нет в Крыму, придется ехать на материк и там судиться.

Но люди не знают, что ехать не обязательно, достаточно грамотно составить иск, отправить его и написать: «Прошу рассмотреть иск без моего участия». Деньги потом, по решению суда, просто переведут на счет», — объясняет адвокат.

Случай Евгения только на первый взгляд кажется исключительным. На самом деле в Севастополе множество мест, где выезд из дворов, даже имеющих сквозной проезд, никак знаками не обозначен.

Как выяснилось, в правительстве полной схемы дорог города тоже пока нет. И теперь вместо того, чтобы банально обратиться в страховую компанию виновника за возмещением ущерба, водителям придется месяцами разбираться в суде, выясняя, кто прав, а кто виноват.  

Источник: https://primechaniya.ru/sevastopol/stati/mashiny_v_hlam_nikto_ne_vinovat

Юридическое дело
Добавить комментарий