Возможно ли получение квартиры через суд, в статусе сироты?

Квартиры для детей-сирот: только через суд?

Возможно ли получение квартиры через суд,  в статусе сироты?

Недавно Счетная палата обнародовала данные последней проверки, касающейся обеспечения квартирами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цифры, что называется, кричат. В 2017-м году более 80% детей-сирот не получили жилье, полагающееся им по закону.

А длительность ожидания в очереди в некоторых регионах доходит до 10 лет.

Среди замеченных Счетной палатой проблем – нарушение сроков предоставления и низкое качество жилья, несоблюдение прав сирот на переданное им имущество, низкая социализациядетей-сирот, сложности с их трудоустройством.

Выделяется – 33 млрд, а нужно – в пять раз больше

Программа по обеспечению жильем детей-сирот имеет статус нацпроекта. Кажется, это почти уникальная ситуация, когда нацпроект не выполнен более, чем на две трети!

– Сегодня 275 тысяч детей-сирот ждут жилья, – рассказала аудитор счетной палаты Светлана Орлова. – А ведь субсидии на покупку квартир для детей-сирот, казалось бы, выделяются немаленькие – 33 млрд. рублей.

Но даже если жилье выделяется, в нем зачастую невозможно жить – это или старый, или вообще аварийный фонд: крыша течет, окна выбиты, штукатурка свисает клочьями.

Счетная палата провела экстренные совещания в 13-ти наиболее проблемных регионах страны – выяснилось, что где-то на рынке вообще нет нового жилья (оно не строится). Где-то – не сформированы фонды на его покупку.

Где-то отсутствует реестр – нуждающиеся дети никак не учтены.

В последнее время нередкой стала практика обращения детей-сирот в суды – ведь ребенок-сирота, по закону, имеет полное право на выделение ему собственных квадратных метров. Суды часто удовлетворяют такие судебные иски.

Но решение проблемы таким образом  тоже не есть хорошо, потому что ребенок с положительным судебным решением на руках сразу же «продвигается» в жилищной очереди на первые позиции, в ущерб другим детям-сиротам.

Получается, что очередь все время сдвигается, корректируется, а те, кто поскромнее, ждут свою квартиру десятилетиями.

В Счетной палате попытались разобраться, как же можно разрешить проблему с очередью. Субсидии на жилье для детей- сирот поступают в муниципалитеты, но у муниципалитетов зачастую просто нет готовой недвижимости, которую они могли бы предложить.

Может быть, сосредоточиться на выдаче  жилищных сертификатов, которые ребенок-сирота будет получать на руки? Как рассказала директор дома-интерната для слепоглухих и молодых инвалидов в Сергиевом Посаде Галина Епифанова, у многих подопечных за годы пребывания в интернате скапливается определенная сумма. Ее можно приплюсовать к выделяемым деньгам и приобрести вполне приличную квартиру.

Правда, тут есть одна закавыка: государство пока боится доверять крупную сумму напрямую – найдется немало желающих обмануть плохо социализированного ребенка-сироту. Здесь тоже надо найти какую-то приемлемую форму.

По словам Светланы Орловой, Счетная палата планирует совершить несколько экспертных поездок по стране – в Иркутск, Кемерово, на Камчатку – чтобы разобраться на месте, каково реальное положение дел в регионах. Кстати, было подсчитано: чтобы полностью обеспечивать встающих на очередь выпускников детских домов, нужно 168 млрд. Сегодняшний объем субсидий – в пять раз меньше. 

«Мы детей социализировали, и отправляем их в никуда…»

У детей-инвалидов проблема еще усугубляется. Особенно остро она стоит, если жилье за ребенком закреплено, но жить в нем невозможно (в квартире проживают родители, пьют, ведут асоциальный образ жизни).

– Порой приезжаешь посмотреть такое жилье, а там и дома-то этого нет – он «сложился», – рассказывает Галина Епифанова. – Тем не менее, считается, что жилье у ребенка есть, и он уже не может претендовать на государственную субсидию.

– Очень обидно порой, – продолжает наша собеседница, – мы социализировали наших деток, научили их всему, а они потом уезжают к себе на родину, в незнакомый город, зачастую не имеющий возможности предоставить нормальные условия проживания. Что их там ждет?

Галина Епифанова, директор детского дома с большим стажем, кстати, твердо выступает за жилищные сертификаты.

Правда, не так давно в законодательство внесены поправки, позволяющие как-то регулировать вопрос с «проблемной» недвижимостью. Сегодня, по судебному решению, можно принудительно выселить нерадивых родственников (пьют, дебоширят, нигде не работают) с излишков квадратных метров или произвести обмен жилплощади. 

100-процентно обеспечить сирот получилось только у Московской области

Самая тревожная ситуация с жильем для сирот в Приморье и Забайкалье, – озвучила данные проверки Светлана Орлова, – В Тверской обасти 1000 человек ждут жилья.

Более или менее неплохо обстоят дела в Московской области. Здесь добились того, что ежегодно 100% детей, вставших на очередь, обеспечиваются жильем. За последние 5 лет квартиры получили 3 603 человека. На приобретение недвижимости для льготников затрачено 9,5 млрд рублей.

– У нас под каждую квартиру составляется «дорожная карта», – рассказывает Министр образования Московской области Ольга Забралова. – В этой карте отмечается местоположение дома,  характеристики жилья,  его качество. Мы контролируем процесс практически до момента вручения ключей ребенку-сироте.

Уже в этом году очередь пополнилась на 734 человека, и на них в региональном бюджете уже заложены средства. С момента оформления и до момента въезда в новую квартиру, по свидетельству Ольги Забраловой, уходит всего чуть более 90 дней.

– Если бы не было сложного аукциона, который включает 11 операций, мы бы управлялись еще быстрее, – признается чиновница.

Работа по обеспечению жильем детей-сирот захватывает и такое неожиданное направление, как предотвращение незаконных сделок с недвижимостью – такая практика в регионах, увы, существует.

Как заметил  директор Департамента Государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Евгений Сильянов, в 2016-м году было предотвращено 500 незаконных сделок с жильем, а в 2017-м – 129. Создаются региональные центры по постинтернатному сопровождению, ими сейчас охвачено 37 тысяч детей-сирот.

Кроме того, создана и все время пополняется система  ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения), которая сделает прозрачным портрет ребенка-сироты. 

А чем может помочь Минстрой?

У заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Максима Егорова «комплексный» ответ:

– Конечно, надо строить жилье для сирот. Но при этом не следует забывать об инфраструктуре. Толку от нового дома, построенного в чистом поле, не будет.

Где там выпускнику интерната учиться, работать? Нужно предусмотреть все необходимые элементы благоустройства и социального наполнения. Иначе мы, вместо полноценных членов общества получим асоциальные элементы.

Выпускник детского дома должен получить жилье там, где есть места потенциального трудоустройства, имеются детский сад, школа (сироты ведь также создают семьи, и все это им понадобится).

Максим Егоров считает, что целесообразно совместить нацпроект обеспечения сирот жильем и программу «Комфортная городская среда».

– Не секрет, что в некоторых регионах социальное жилье просто не строится! Мы рассчитываем, что Министерство строительства по-иному посмотрит на проблему и возьмет на себя соответствующие социальные обязательства, – выразила надежду  первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

Возможно, так и произойдет. Мы будем следить за ситуацией.

Елена МАЦЕЙКО

Наша справка:

В  2019 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

– имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;

– возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;

– этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

– квартиры

– дома

– сертификата на их покупку.

 Источник: //lgoty-vsem.ru/subsidii/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam.html

Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

– достижения ими 18-летия;

– в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;

– признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

– Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.

– Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.

По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

 Источник: //lgoty-vsem.ru/subsidii/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam.html

Источник: //rcmm.ru/vlast-i-samoregulirovanie/46609-kvartiry-dlja-detej-sirot-tolko-cherez-sud.html

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

Возможно ли получение квартиры через суд,  в статусе сироты?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами исполнительной власти, государственными гражданскими служащими органа государственной власти в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или иным уполномоченным лицом в соответствии с законом и учредительными документами (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга — Администрации, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), Портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт‑Петербурге».

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в органе исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

Жалоба на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

Жалобы на решения, принятые руководителем органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подаются вице-губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются:
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

В случае обжалования отказа органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах:
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с нормативными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга (191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга; E-mail: ukog@gov.spb.ru; телефон: 576-70-42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: //gu.spb.ru/188495/mfcservice/

Не жильцы

Возможно ли получение квартиры через суд,  в статусе сироты?

Виктория Тарасенко совместно с правозащитниками социальной сети «Так-так-так» и «Институтом развития прессы-Сибирь» проверила, как на практике исполняется закон о социальной поддержке детей-сирот

По закону сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет собственного дома, имеют право на получение жилья. В действительности же свое законное право реализовать может далеко не каждый.

34-летний Николай Стариков только полтора года назад узнал, что ему как социальному сироте положено жилье. По его словам, на очередь его теперь не ставят.

Николай Стариков: «О том, что я как сирота имею право на получение жилья, мне никто не сказал. А теперь на очередь не ставят, ссылаясь на возраст» Виктория Тарасенко

«Воспитывался я в детдоме в Павловске, — рассказывает он. — Мать лишили родительских прав, когда мне было пять лет. В детдоме было сложно, периодически меня надолго отправляли в психиатрическую больницу за плохое поведение.

Я обозлился на весь мир, наломал дров и в 15 лет попал в колонию для несовершеннолетних. Оттуда вышел в 18 лет. Встретил меня директор детдома, отдал мои документы и сказал, чтобы я возвращался в Бийск к матери. Приезжаю — мать пьет, прописывать в квартире не хочет.

Пробовал устроиться учиться, но меня из-за судимости не взяли. На работе тоже отнеслись с подозрением, пришлось уйти. В итоге походил голодным пару дней… и снова начал чудить, сел в тюрьму. О том, что я имею право на получение жилья, мне никто не сказал.

Теперь же на очередь не ставят, ссылаясь на возраст. Я обратился к юристу, но, думаю, ничего у меня не выйдет…»

В Алтайском крае с 2013 года ведение единой краевой очереди и распределение жилья между сиротами входит в обязанности Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Как выяснилось, на очередь отказываются ставить нуждающихся старше 23 лет. Ссылаясь на Федеральный закон № 159, чиновники говорят, что в этом возрасте человек утрачивает статус сироты. Юристы и правозащитники считают, что это незаконно.

Наталья Кудашева о своей проблеме написала на сайте «Вопрос Президенту»: «Здравствуйте, В.В. Путин! У меня вопрос такой: почему я до сих пор не могу получить квартиру? Я сирота… что мне делать, если не к кому обратиться? Мне уже 36 лет… Как быть, если местные власти никакого внимания на меня не обращают?»

Наталья Кудашева Виктория Тарасенко

Наталья оставила Путину  номер своего телефона. Вместо Путина позвонила я. Наталья согласилась со мной встретиться и показала ворох писем из разных инстанций — сплошные отказы в постановке на очередь.

«Началось все с того, что моя мать, которую почему-то не лишили родительских прав, вернулась из тюрьмы и забрала меня, 15-летнюю, из детдома. В то время я уже получала профессию, и все складывалось относительно хорошо. Но мама посчитала, что с ней мне будет лучше, — вспоминает Наташа.

— Вместе со мной она ходила по базарам Барнаула и воровала все, что плохо лежит. А я была прикрытием. Возможно, она готовила меня для своей «профессии». Прямо у меня на глазах маму арестовали, скрутили руки и увели. Про меня никто и не вспомнил эту цитатуИ вот однажды прямо у меня на глазах ее арестовали, скрутили руки и увели. Я же осталась стоять на улице.

Про меня никто и не вспомнил. Так началась моя самостоятельная жизнь».

После такого неудачного старта девушка никак не могла наладить жизнь: для учебы и работы требовалась прописка, которой не было, пришлось идти на низкооплачиваемую неофициальную работу, торговать на улице, работать на подмене. И все повторялось: нет прописки — нет полноценной работы.

О том, что Наталья имеет право на получение жилья, она узнала в 36 лет:

«Мне позвонила знакомая, которая тоже воспитывалась в детдоме: “Вышел закон, теперь сироте претендовать на жилье можно в любом возрасте. Хоть тебе 150 лет, закон на твоей стороне! Действуй, собирай справки!”»

Наталья Кудашева собрала документы и подала иск, чтобы решением суда ее поставили на очередь. Но 2 сентября в Барнауле в удовлетворении иска Наталье было отказано.

«Судья мотивировал это тем, что мне уже больше 23-х, и что моя мать не лишена родительских прав, хотя я с ней почти не жила.

И это несмотря на закон, в котором сказано, что граждане, чьи родители отбывали наказание, считаются детьми, оставшимися без попечения родителей. Теперь, чтобы получить жилье, мне надо оплатить судебные издержки и работу юристов.

И все равно шансов очень мало… Почему мне приходится через суд доказывать то, что положено по закону?» — говорит она.

То, что в России немало сирот, которые не получили поддержку государства и оказались на улице или в тюрьме, подтверждает руководитель Центра семейного образования и воспитания «Семья и дети» Надежда Артемова из Новосибирска.

«По статистике нашего центра адаптироваться к самостоятельной жизни получается лишь у 10% выпускников детских домов. И одна из основных причин: 40% сирот не имеют собственного жилья, — говорит Надежда Артемова.

— Социальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя эту цитатуСоциальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя. Получается замкнутый круг: нет жилья — нет регистрации, нет регистрации — нет работы.

Попадает в асоциальную компанию: наркотики, ранняя беременность. Рождается новый человек, его отдают в детдом, и все повторяется заново».

Кто же должен контролировать, чтобы сирота был вовремя поставлен на очередь? Проблема должна быть решена на уровне региона. В рамках постановления администрации Алтайского края включение в список по достижении 14-летнего возраста контролируют законные представители и органы опеки. Эту инициативу можно закрепить на федеральном уровне.

Неслучайно ФЗ № 159 в первой редакции от 1996 года начинался с описания: «Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

По-видимому, чиновники хорошо усвоили этот принцип. К ожидаемым переменам не привели даже изменения в законе, а именно добавление пункта 9 в статье 8 в 2012 году

«В пункте 9 статьи 8 ФЗ № 159 “О дополнительных гарантиях” четко говорится: “право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями”. В моей практике есть прецеденты, на учет теперь принимают и после 23 лет, — говорит Наталья Кудрявцева, эксперт правозащитной сети “Так-Так-Так”».

Тем не менее в ответ на официальный запрос по поводу отказа в жилье 36-летней выпускнице детдома Наталье Кудашевой заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Николай Бренев пишет: «Одним из оснований для отказа во включении в Список является возраст, который на момент подачи заявления превышает 23 года».

Краевые чиновники аргументируют это тем, что взрослый человек не является сиротой, и ссылаются на тот же ФЗ № 159. Пункт 9 статьи 8 чиновники трактуют по-своему: гражданин может после 23 года претендовать на получение жилья, но только в том случае, если он успел встать на очередь вовремя.

«Мы неоднократно готовили исковые заявление в суд и доказывали, что выпускник детдома вовремя не был поставлен на очередь органами, на которые государство возложило право опеки и попечительства, — говорит руководитель центра “Семья и дети” Надежда Артемова. — Нам удалось доказать, что не исполненное жилищное право является ответственностью тех лиц, которые должны защищать интересы сирот. Были случаи, когда по решению суда на очередь ставили лиц из числа сирот в 30 и даже после 40 лет».

Общественники считают, что чиновники сознательно «забывают» о взрослых сиротах.

«Представляете, какое число людей придется обеспечить жилплощадью, если включить в очередь всех бездомных выпускников детдомов за последние 20-30 лет? — добавляет Надежда Сергеевна.

— Было время, когда дети пачками выпускались “в никуда”. Даже после принятия ФЗ № 159 в 1990-е сироты не обеспечивались ни жильем, ни какой-либо поддержкой.

Если разбираться, может всплыть множество нарушений: кто-то вполне мог оставить “сиротское” жилье себе».

Еще одна проблема — долгое ожидание своей очереди на получение жилья. Как отмечает юрист Анна Гулевич, до 2013 года в статье 8 закона № 159 говорилось, что бывшим детдомовцам, у которых нет жилья, оно предоставляется вне очереди. В обновленном же ФЗ № 159 не обозначены сроки, в течение которых сироте обязаны дать квартиру.

При этом сироте рекомендуется самому быть активным и периодически «давать о себе знать». Иначе ожидание может растянуться на годы, а иногда и десятилетия.

«То, что с 2013 года убрали внеочередной порядок предоставления жилья, ущемляет права сирот. Фактически после окончания детдома мы выгоняем детей на улицу, — добавляет Анна Гулевич.

— Поэтому, если государство не может обеспечить всех нуждающихся сразу, будет справедливо выплачивать компенсацию за аренду, пока не дадут жилье согласно очереди. Такая программа действует в Новосибирской области.

В Алтайском крае программы я не нашла».

Евгений Дорофеев, инвалид I группы, сумел получить квартиру через суд, но прожить в ней успел всего несколько месяцев Виктория Тарасенко

29-летней Марине Бурыкиной из Бийска пришлось ждать квартиры более 10 лет. 23-летняя бийчанка Любовь Барсуковастоит на очереди с 19 лет и недавно числилась в списке под № 818. Люба – мать-одиночка, у нее трое детей.

«За 2014 год продвинулась в очереди на 100 позиций, при этом мой номер очереди то уменьшается, то снова увеличивается, — рассказывает девушка. — Говорят, мне еще года три стоять. При этом я уже выиграла два суда, и мне по суду обязаны предоставить жилье, но его по-прежнему не дают, ссылаясь на то, что не хватает средств, чтобы обеспечить жильем всех и сразу».

25-летнему Евгению Дорофееву, инвалиду I группы, удалось отстоять свои права. Он сирота, воспитывался в детдоме, потом жил в общежитии для сирот, где ему из-за болезни было крайне некомфортно.

Состояние здоровья не стало достаточной причиной, чтобы сразу обеспечить инвалида жилплощадью. Перед ним в очереди находились более тысячи человек. Женя обратился в прокуратуру.

Пройдя несколько судов, инвалид I группы получил долгожданные ключи от квартиры в бийской новостройке по ул. Ломоносова.

Я была у Жени на новоселье. Он стоял посреди комнаты, своей комнаты, и делился эмоциями: «Я очень рад. Здесь замечательно! Косметический ремонт, пластиковые окна, санузел, электроплита… Просто бери свои вещи и въезжай. Здесь другая аура»…

Но летом 2015 года Женя скончался. В своей квартире он успел прожить всего несколько месяцев.

***

В Алтайском крае строительство и приобретение жилья для сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета и федеральных субсидий, сообщили в Главном управлении строительства Алтайского края.

В 2013 году в краевую собственность посредством электронного аукциона были приобретены 172 квартир, в 2014 году — 230, в 2015 году — 174.  При этом число нуждающихся растет.

На 1 января 2013 года в краевом списке числились 1710 человек, на 1 января 2015 года — 4983 человека (2927 человек в возрасте от 18 лет и старше). В настоящее время в списке 5514 человек (включая лиц от 14 до 18 лет).

Многие «сироты за 23» в эту официальную статистику не попали.

Очевидно, что обновленный закон ФЗ № 159 не исполняется в полной мере. Во-первых, не учитываются интересы тех, кто не был поставлен на очередь до 23-летнего возраста по вине чиновников.

Во-вторых, отменено внеочередное предоставление жилья сиротам и не оговорен срок, в течение которого его обязаны предоставить. В-третьих, система учета нуждающихся непрозрачна.

Участники расследования рекомендуют внедрить в регионах практику электронных очередей, пусть и закрытых во избежание нарушения закона о персональных данных, а также общественный контроль.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: //takiedela.ru/2016/01/orphan/

Обеспечение жильем детей-сирот

Возможно ли получение квартиры через суд,  в статусе сироты?

Все ли сироты имеют право на получение жилья?

Согласно Федеральному закону от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ-159) право на жилье имеют те, кто обладает статусом «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На усыновленных детей права сирот не распространяются.

Сироты имеют право на получение жилья в следующих случаях:

— если у них нет в собственности жилого помещения;

— если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;

— если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания.

Для получения жилья необходимо, чтобы до 23 лет ребенок был поставлен на учет сирот, нуждающихся в жилье.

Кто считается «ребенком-сиротой» и «ребенком, оставшимся без попечения родителей»?

Эти понятия определены в статье 1 ФЗ-159:

Дети-сироты – это те дети, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель.

К категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» относятся те, кто в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

– лишением их родительских прав;

– ограничением их в родительских правах;

– признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

– объявлением их умершими;

– установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;

– отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

– нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

– уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

– отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги,

– в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны,

– в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Какие документы подтверждают статус «ребенка-сироты» и «ребенка, оставшегося без попечения родителей»?

Свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родителей родительских прав, решение суда о признании гражданина умершим или пропавшим без вести, справка из ЗАГСа по форме № 25 (о том, что отец ребенка записан со слов матери), справка из мест лишения свободы (если один из родителей находится в тюрьме). Также статус может подтверждаться постановлением местного органа самоуправления о назначении опеки или о помещении ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Каким требованиям должно отвечать жилье, которое предоставляется сиротам?

1. Согласно законодательству (п 1. ст.8 ФЗ-159) предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Квартира/дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой.

Всё перечисленное должно находиться в рабочем состоянии. Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления/канализации/водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами (газовой колонкой, уличным туалетом и т.п). В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и сирота может от него отказаться.

2.

Лицам, включенным в список детей-сирот, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры. При этом размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать 48 квадратных метров общей площади.

3. Жилье должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию (прописка). Если у сироты нет регистрации, то жилье должно быть предоставлено по месту первичного выявления и устройства под опеку (населенный пункт, где было вынесено постановление об установлении опеки, либо о направлении в детский дом).

Кто включает в списки сирот, нуждающихся в предоставлении жилья?

В Хабаровском крае решение о включении в списки детей-сирот, нуждающихся в жилье принимает министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в лице его структурного подразделения – отдела по управлению государственным жилищным фондом управления жилищного хозяйства:

место нахождения министерства: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71;

почтовый адрес: Фрунзе ул., д. 71, г. Хабаровск, 680000;

адрес электронной почты: office@adm.khv.ru;

телефон: (4212) 30-56-51;

официальный сайт Министерства – //gkh27.ru.

График работы: понедельник – пятница с 09.00 до 18.00 часов (перерыв – с 13.00 до 14.00 часов). В предпраздничные дни время работы сокращается на один час.

Место расположения отдела – г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71, 1-й этаж, каб. 116, 118, 119.

Часы приема: среда, четверг с 14-00 до 18-00.

Источник: //27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/Obespechenie_zhilem_detej_sirot

«Один знакомый рассказал, что дал взятку — 500 тысяч рублей! Через месяц для него уже нашли квартиру»

Возможно ли получение квартиры через суд,  в статусе сироты?

Бывшая воспитанница Ялгинского детского дома-школы Екатерина Волкова двагода добивается получения жилья. Чтобы ускорить продвижение в очереди,20-летняя девушка написала заявление в прокуратуру. После чего дело былопередано в суд. Служители Фемиды обязали саранскую администрацию выполнитьзаконные требования.

Екатерина оказалась в казенных стенах ещев дошкольном возрасте, когда маму лишили родительских прав, а старшиебратья не стали оформлять опекунство. Своего отца она никогда не видела. СейчасЕкатерина проживает вместе с годовалым ребенком у своего избранника,который старше ее на 16 лет.

Подробности — в материале Ирины Васнецовой.

Жилье

В Мордовии сиротам приходится нелегко. Последостижения совершеннолетия мало кому удается обзавестись жильем. ЕкатеринаВолкова первое время ожидала квартиру в Рузаевке. Но потом по советузнакомых решила обосноваться в Саранске и переоформила документы.

В итоге оказалась в самом конце очереди… «Многие из тех, ктопокинул ялгинский детдом позже меня, уже получили квартирыв Луховке, — рассказывает Екатерина. — Как им это удалось, незнаю. Я не прошу хоромы или элитное жилье. В Ялге построили огромноеколичество новостроек.

Пусть дадут квартиру в одной из них.На временное жилье не согласна. Один знакомый рассказал, что далвзятку — 500 тысяч рублей — одному из чиновников. Через месяцдля него уже нашли квартиру. Сказал, что, если найду такую же сумму,поможет решить вопрос.

Мол, знает, с кем договориться. Я, конечно же,отказалась…»

По словам Екатерины, в саранской мэрииобъясняют медленное продвижение в очереди недостаточным финансированиеми отсутствием свободных квартир. Собеседница переживает, что последостижения 25-летнего возраста ее вообще лишат права на льготное жилье.

Эту информацию Волкова тоже узнала от знакомых. Сирота обратилась запомощью в правоохранительные органы. Дело дошло до суда. СлужителиФемиды встали на ее сторону. Сотрудники саранской администрации попыталисьоспорить решение первой инстанции в Верховном суде Мордовии. Нобезуспешно.

«Я смотрела у судебных приставов отчетность, — продолжаетВолкова. — В документации было написано, что на жилье сиротамв этом году выделили… 532 рубля. Да, именно такую сумму! О тысячахили миллионах речи не шло.

Приставы неоднократно пытались оштрафовать мэрию занеисполнение решения по моему делу, но суд постоянно отклоняет иски…»

О своей проблеме Екатерина рассказалав одном из мордовских пабликов социальной сети «ВКонтакте». Но ненашла поддержки. Более того, подписчики принялись ее оскорблять.

Один советовалустроиться на работу и взять ипотечный кредит. Другие рекомендовализабронировать… место на улице. Были даже такие, кто писал, что статуссироты — это не повод претендовать на квартиру.

Мол, у детей,выросших в семьях, проблем не меньше…

Личное

Екатерина Волкова оказалась в казенномучреждении в дошкольном возрасте. Мать злоупотребляла спиртным,и органы опеки лишили ее родительских прав. Своего отца девочка никогда незнала. Взрослые братья не стали оформлять опеку над младшей сестрой. Такона оказалась среди чужих людей. Сначала — в Рузаевском доме малютки,потом — в Ялгинском детском доме-школе.

В одно время Екатерину дажебрали в приемную семью, но отношения с новой мамой не сложились.По словам Волковой, женщина требовала пятерок по всем предметам, велаза ней тотальный контроль и иногда распускала руки. «Запрещала заходитьна кухню и открывать без разрешения холодильник», —с содроганием вспоминает собеседница. Девочка не выдержала такогоотношения и вернулась в интернат.

Там было, конечно, несладко, но,по крайней мере, никто не бил за любую провинность. После 9-го классаВолкова решила освоить специальность пекаря-кондитера в саранскомтехникуме № 22. «В учебном учреждении процветало воровство, — рассказываетона. — Нет, не среди учащихся. Директор присваивал деньги сирот.

Намежемесячно должны были платить по 10 тысяч рублей, а на руки выдавалитолько по 3 тысячи. И очень редко — по 6 тысяч… Пыталасьв этом разобраться, но меня убеждали, что так и должно быть».По словам Волковой, из-за сложного характера у нее не складывалисьотношения c сотрудниками ПДН.

«Когда директор техникума определял, кудапоселить сирот, то одна из них ехидно заметила, что мое местона улице, — вспоминает Екатерина. — А потом добавила, чтоменя бросили родители и поэтому я не имею права высказывать своемнение. В ответ молчать не стала: «Даже если и бросили, то вас это некасается. Воруете? Продолжайте в том же духе.

Купили норковую шубу?Смотрите в ней в лужу не упадите! Как были мразью — так еюи останетесь. А я вырасту человеком!» После этого меня закрылив приюте «Надежда» на два месяца. Никуда не выпускали. Преподавателис недовольным видом приезжали, чтобы провести индивидуальные занятия…»

Будучи студенткой техникума, Катя закрутила романс мужчиной, который старше ее на 16 лет, и через некоторое времязабеременела. «С нынешним избранником я познакомилась на однойиз вечеринок, — улыбается Волкова. — Он внимательный,заботливый.

В ребенке души не чает. Прописал его в своей квартире.Некоторые знакомые крутят у виска — мол, нашла себе «старика»! Ноя не обращаю внимания. Главное, что мы любим друг друга! Хотя нерасписаны. Боюсь регистрировать брак.

Вдруг тогда вообще уберутиз жилищной очереди?»

Чиновники

«В настоящее время, согласно паспорту региональногопроекта «Жилье», общий объем финансирования для выделения квартир сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, на 6-летний периодсоставляет 307,5 миллиона рублей, — сообщили в Министерствестроительства и архитектуры РМ. — Этого достаточнодля обеспечения жильем 221 человека. Отметим, что эти цифры носятпрогнозный характер. Они подлежат ежегодному уточнению с учетом финансированияиз бюджетов разных уровней. Ответственным исполнителем мероприятийявляется Министерство образования Мордовии».

«Наше ведомство обеспечиваетжильем детей-сирот в соответствии с ежегодными субвенциямииз федеральной и республиканской казны, — комментируетзаместитель директора департамента по социальной политике саранскойадминистрации Александр Салищев. — На сегодняшний день в очередичислятся 327 человек.

В прошлом году квартиры получили 6 сирот,в этом году — 7. Согласно региональному закону, норма предоставляемогожилого помещения — не менее 33 квадратных метров. Действующеезаконодательство не предусматривает внеочередного получения квартиры илиувеличения ее площади при рождении у сироты ребенка.

Информациюо своей очереди Екатерина Волкова может получить лично после письменногок нам обращения. Также в случае отсутствия свободных квартирГосударственный комитет республики по имущественным и земельнымотношениям обеспечивает сирот временным жильем.

Решение по этому вопросупринимает Министерство образования Мордовии».

Источник: //stolica-s.su/news/society/226998

Юридическое дело
Добавить комментарий