Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?

Учитель следит за тобой

Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?

К обязанностям классного руководителя добавилась еще одна — слежка за учениками. Редакция «Таких Дел» получила вчера копию приказа об этом

В московской школе № 2120 учителей обязали следить за своими учениками в социальных сетях. Объяснение крайне размытое: «профилактика негативных явлений». Наш корреспондент поговорил с преподавателями из этой школы и выяснил, как они относятся к новой инициативе властей, зачем и кому необходимы такие меры, а также чем они вредны.

«ПРИКАЗЫВАЮ:

1.1 считать, что предупреждение вовлечения несовершеннолетних в неформальные объединения — приоритетная задача профилактики негативных проявлений. В рамках данной профилактической работы руководствоваться Алгоритмом проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность асоциальных сообществ».

В переводе с чиновничьего языка на человеческий это означает, что в столичной школе № 2120 классные руководители отныне обязаны следить за своими учениками в социальных сетях.

Приказ под красивым номером 100-О (его копия есть в распоряжении редакции «ТД»), который это регламентирует, вышел 17 октября этого года.

А его напечатанная версия, которую должны прочитать и подписать учителя, появилась лишь вчера — 23 октября.

Корреспондент «Таких Дел» поговорил с двумя классными руководителями из школы № 2120 – Анной и Ириной (имена изменены по их просьбе). Они рассказали, что впервые об этом приказе стало известно еще в начале месяца, 2 октября, когда состоялась встреча с юристом (не школьным, вероятно из Департамента образования. — Прим. «ТД»).

Пока неизвестно, распространяется ли эта практика на остальные школы и иные учебные заведения Москвы и другие субъекты страны. Но проект постановления «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» был опубликован еще в апреле 2014 года.

Уже три года назад Министерство образования и науки РФ предложило образовательным учреждениям следить за интернет-активностью преподавателей и учеников и анализировать их персональные сайты и страницы в сети. Тогда это преподносилось как защита от террористической угрозы, сейчас — как профилактика асоциальной деятельности.

Формулировки разные, метод один — слежка.

Загадочный «Алгоритм»

По словам Анны и Ирины, руководство школы сообщило преподавателям, что теперь их обязанностью, которую обещали прописать даже в рабочем договоре, будет ведение «профилактического мониторинга» активности их учеников во всех популярных социальных сетях: «ВКонтакте», , Instagram, «».

Классные руководители будут отслеживать: в какие группы вступают учащиеся, что они вывешивают на своих стенах, кого добавляют в друзья. Что должны делать учителя, если ученик, например, вступил в закрытую группу или секретный чат, неизвестно. Вдобавок с «Алгоритмом проведения мониторинга» их пока никто не ознакомил.

Вообще сейчас вопросов существенно больше, чем ответов.

«Их не волнует, как мы будем это делать. Приказ разрабатывали люди, которые не в курсе, как все происходит, — говорит Анна. — Ведь те же группы могут носить одно название, а суть иметь другую.

Допустим, вступил ребенок в группу, где фанатеют и практикуют удушения, а она называется «Ромашка». Учитель и не знает, что в ней происходит.

Если ребенок случайно задушит себя, то виноват в конечном счете будет классный руководитель, потому что должен был проконтролировать».

«Подразумевается, что ежедневно какое-то количество времени мы должны это делать, — размышляет Ирина. — Может быть, с помощью какой-то программы.

Если что-то показалось подозрительным, то, наверное, нужно в первую очередь сообщать родителям, потом соцпедагогам.

Может быть, под подпись, что родитель предупрежден, то есть переложить информацию и ответственность на плечи родителей. Но это мое личное мнение».

Из учителей сделать стрелочников

Анна рассказывает, что пока преподаватели к нововведениям относятся негативно, думают о последствиях, в том числе возмущаются, что будут тратить свое время.

«На мой взгляд, власть просто хочет найти стрелочника, — продолжает преподаватель.

— Она не может обеспечить нормальный уровень жизни, нормальную занятость молодежи, нормальную детскую среду, видит в интернете угрозу и не хочет нести ответственность за любые последствия — нужно просто свалить на кого-то вину. И почему мы должны вторгаться в частную жизнь школьников? У них должно быть где-то свободное место».

Анна ничего ранее не слышала о подобной практике в школах, но полагает, что этот приказ может быть во всех российских школах, и связывает это с громкими историями «групп смерти» и «синих китов».

Так как в приказе нет указаний, с какого возраста учащихся нужно начинать следить за ними, то можно предположить, что классных руководителей всех возрастов заставят стать коллективным «Большим Братом».

Слежка — не дело учителя

Источник: https://takiedela.ru/2017/10/shkolnaya-slezhka/

Дневник.ру

Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?
 

Внимание учащимся и родителям!

     Во втором полугодии 2014-2015 учебного года в МБОУ СОШ № 186 начнёт работать электронный дневник на сайте «Дневник.ру». (Прямая ссылка на сайт).

Для регистрации в системе родителям учащихся школы необходимо заполнить заявление, которое содержит в том числе согласие на обработку персональных данных, необходимых для регистрации. Образец заявления**.

* Адрес электронной почты записывается разборчиво. Обратите внимание, что при заполнении электронного адреса указывать адрес полностью. Например, неверный адрес: ivanivanov,  верный адрес:  ivanivanov @mail.ru (здесь после “@” вы указываете тот сервер на котором находится Ваш ящик)   

 ** Если оба родителя хотят иметь доступ к дневнику обучающегося, необходимо заполнить Заявление отдельно обоими родителями.

Для регистрации в проекте необходимо выполнить следующие шаги:

1. Получить в школе специальное приглашение, содержащее персональный код доступа. Порядок получения:

1. В случае если в заявлении на регистрацию Вы указали свой электронный адрес, то вы получите специальное приглашение по электронной почте и согласно инструкции зарегистрируетесь.

2. Вы можете получить персональный код доступа для регистрации лично в руки у Администратора Школы Краковецкой Марины Ивановны в каб. 210 согласно графику:

Понедельник с 12.30 до 18.00, вторник с 8.00 до 17.00, среда с 14.00 до 17.00, четверг-пятница с 12.30 до 17.00.

Вопросы по функционированию Дневника можно задать по адресу: krakmarina@yandex.ru

2. Регистрация на сайте

Внимание: в целях безопасности не оставляйте чужих или общих адресов e-mail, а также не придумывайте простых паролей, которые другие люди могут легко подобрать.

– Пригласительный пароль для доступа используется один раз. Последующие входы на сайт осуществляются с помощью комбинации: логин (полученный при регистрации у администратора) + пароль, указанный пользователем при персональной регистрации.

– Если Вы забудете логин, обратитесь к Краковецкой Марине Ивановне (каб. 210), которая является Администратором Дневника в нашем образовательном учреждении.

– Если Вы забудете пароль, воспользуйтесь функцией восстановления пароля на главной странице сайта – опция «Забыли пароль?».

Часто задаваемые вопросы:

1. Каким образом родители, ученики и учителя получают пригласительные коды в Дневник?
Коды доступа на сайт выдаются на указанный в заявлении e-mail адрес. Автоматическая генерация кодов происходит после ввода (импорта) личных данных участников в систему.

Коды выдаются также лично в руки Администратором сайта. Способ получения пригласительного кода указывается в заявлении на регистрацию.
2.

Как зайти на сайт после регистрации? Необходим ли повторный ввод личного пригласительного кода?После ввода пригласительного кода участник проходит этап регистрации и вводит Логин и пароль, которые будут использоваться для входа на сайт в дальнейшем.

Пригласительный пароль после регистрации становится недействительным.

3. К кому необходимо обращаться пользователям при обнаружении ошибок, допущенных во вводе ФИО, ДЗ и другой учебной информации?

При обнаружении подобных ошибок необходимо обратиться к администратору проекта Краковецкой М. И. или к любому другому ответственному сотруднику.

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г.

№1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению №1 этого распоряжения.

Интернет-проект «Дневник.ру» – официально зарегистрированный оператор персональных данных.

Доступ в систему осуществляется только по специальному коду, полученному в образовательном учреждении, ведение электронных дневников и журналов успеваемости предполагает строгое разграничение прав доступа для пользователей. Система разработана таким образом, чтобы информация об ученике могла быть доступна только его родителям.

«Дневник.ру» полностью бесплатный и для школ, и для пользователей. Отсутствует какая-либо плата как за подключение, так и за ежедневное использование Дневника.

Преимущества Дневника:

http://company.dnevnik.ru/benefits

1.  ОБРАЗОВАНИЕ

Являясь инновационным проектом, «Дневник.ру» совершенствует образовательную систему с помощью современных информационных технологий.

Расписание уроков

Расписание уроков поддерживает следующие типы отчетных периодов: четверти, триместры, семестры и модули. Расписание выводится на весь отчетный период. Цветом выделяются замены, переносы и отмены уроков. По каждому уроку можно посмотреть более детальную информацию.

Электронный дневник

Каждому ученику в Дневнике доступны все выставленные ему оценки по предметам и комментарии учителей. Можно просмотреть оценки по предметам за определенный период (неделя, четверть).

Библиотека (показ работы с библиотекой)

В библиотеке Дневника представлено несколько тысяч художественных произведений, в первую очередь те, которые изучаются в школьной программе.

Каталог художественных произведений

Удобный каталог позволяет быстро найти произведения по жанру или названию.

Медиатека(показ работы с медиатекой)

Медиатека содержит большое количество образовательных ресурсов в виде текстов, изображений, аудио- и видеоматериалов, а также презентаций.

Каталог медиатеки

Удобный каталог позволяет быстро найти необходимые ресурсы, которые специально отобраны для учеников, учителей, руководителей и родителей.

Словари и переводчик(показ работы со словарями)

Узнать значение слова, найти синонимы или расшифровку терминов можно в различных словарях, представленных в Дневнике.

2.Безопасность

«Дневник.ру» выполняет все необходимые меры по обеспечению безопасности размещаемой информации.

Федеральный закон «О персональных данных»

В соответствии с Федеральным законом №152 «О Персональных данных» компания «Дневник.ру» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России в реестре операторов персональных данных под регистрационным номером 09-0062296.

Компания «Дневник.ру» получила лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке средств защиты конфиденциальной информации, а также на деятельность по её технической защите. Проходит завершающий этап сертификации информационной системы «Дневник.ру» на соответствие классу обработки персональных данных – К2.

Регистрация только по пригласительным кодам

Учителя, учащиеся и их родители могут пройти регистрацию на сайте только после получения пригласительных кодов в своей школе. Все коды хранятся у администрации школы и не подлежат разглашению. Возможность добавления новых пользователей в «Дневник.ру» предоставлена только администраторам школ, поэтому отсутствие посторонних лиц на сайте гарантировано.

Личные настройки приватности

Каждый пользователь может ограничить доступ к личной странице. В целях обеспечения информационной безопасности администратор школы имеет право контролировать деятельность учащихся своего образовательного учреждения внутри сети.

3.  ОБЩЕНИЕ (показ страницы пользователя)

В «Дневник.ру» сохранены все основные функции социальной сети

Каждый пользователь Дневника имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, загрузить фотографии, аудио, видео, вести свой блог.

Все пользователи Дневника могут отправлять друг другу личные сообщения.

Группы и события

Для общения по интересам в Дневнике существуют группы и события, которые может создать любой пользователь нашей сети.

Каталог групп и событий

Найти интересующие группы и события можно в каталоге с удобным рубрикатором или с помощью поиска.

Файлы

В Дневник можно загружать практически все типы файлов: картинки, фотографии, видео, аудио, документы, архивы.

Хранилище файлов

У каждого пользователя есть личное хранилище, в которое он может загружать свои файлы и обмениваться ими с другими пользователями Дневника. Также свои хранилища файлов есть у школ, сетей, групп и событий.

4. Управление

С помощью удобных сервисов «Дневник.ру» оптимизирует работу педагога.

Ввод и импорт данных

Существующие списки учеников, сотрудников и родителей можно быстро и удобно импортировать в Дневник.

Различные типы оценок и отчетных периодов

Расписание уроков отражает все типы отчетных периодов: четверти, триместры, семестры и модули.

Поддерживаются системы оценивания знаний: пятибалльная, семибальная, “зачет/незачет”, двенадцатиибалльная, а также американская. (В нашей школе действует «пятибалльная» система.)

Расписание уроков со встроенным механизмом замен и переносов

Универсальный механизм замен и переносов делает составление расписания быстрым и удобным.

Редактор схемы расписания дает возможность редактировать уроки, полностью очистить схему, изменить её название, удалить, экспортировать в Excel или распечатать.

Настраиваемые ведомости и прочие отчеты

Дневник позволяет наглядно отображать информацию о текущих и итоговых оценках ученика. Также предусмотрена возможность фиксации пропусков уроков и размещения комментариев учителей.

Объявления

Дневник позволяет создавать школьные объявления, адресованные всей школе или только выбранным группам пользователей.

Настройки объявления (создание объявления)

Каждое объявление, помимо заголовка и текста, имеет настройки аудитории и видимости. Эти настройки позволяют определить тех пользователей, которые увидят объявление на своих личных страницах.

страница школы

На главной странице школы в Дневнике доступны краткая информация о школе, список руководства школы и администраторов Дневника, последние новости, форумы, загруженные файлы, интерактивные страницы.

5.Доступность

«Дневник.ру» доступен всем и каждому.

«Подключись и работай»

Дневником можно пользоваться сразу после подключения. Со стороны школы не требуется никаких дополнительных расходов на оборудование, техническую поддержку и обучение.

Доступ с любого компьютера

Для работы с Дневником необходим только компьютер с доступом в Интернет и интернет – браузер. Установка специального программного обеспечения не требуется.

В любое время

Дневник работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Инструкция для учителя

Инструкция для учащихся

Инструкция для родителей

Основные нормативно-правовые документы

Источник: http://s_186.edu54.ru/p185aa1.html

Защищаем права ребенка в школе

Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Тайна переписки и свобода собраний: какие права есть у школьников

Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?

m24.ru/Роман Балаев

В Москве прошли выпускные вечера, со школой попрощались более 50 тысяч юных москвичей. Но через два месяца ряды столичных школьников пополнят свыше 80 тысяч первоклассников. Помимо обязанности хорошо учиться, у них есть определенные права, о некоторых из которых сами школьники порой не знают. Подробности – в материале m24.ru

На защите школьников стоят Конвенция ООН о правах ребенка, другие международные соглашения, а также действующее российским законодательство, в том числе закон “Об образовании”.

В частности, статья 19-я Конвенции утверждает “право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации…”

Звонок – не только для учителя

Школьник имеет право и на охрану своего здоровья. По российскому законодательству, “образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса”.

У школьников есть право на законный отдых в перерывах между уроками. Педагог, который заявляет, что “звонок звонит для учителя” и не отпускает детей на перемену, нарушает это право.

Также у преподавателей нет полномочий покушаться на ваше каникулярное время. А учащиеся младших классов (с первого по четвертый) не должны получать задания и на выходные, кроме чтения художественной литературы.

Число уроков не должно превышать пяти в день в начальной школе и шести – в основной.

Школьник не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом. Уборка территории, субботники и т.д. – дело сугубо добровольное, как и посещение любых мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

“Домашка”, оценки, записки

Время на выполнение домашнего задания не должно превышать половины времени, затраченного на изучение этого предмета в классе.

Иными словами, если у вас, например, два урока физики в неделю, то “домашку” по ней вы должны успевать сделать в течение одного урока (45 минут).

Дополнительные 10–15 минут не в счет, но, если заданий столько, что приходится сидеть над ними, не отвлекаясь, по два часа, – это повод задуматься о нарушении своих прав.

Учитель должен заблаговременно уведомить о сроках и объеме письменных контрольных работ. Если проверку знаний устроили, не предупредив, – это нарушение. Кроме того, в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

Еще у школьника есть право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Отметки за письменные работы сообщаются конфиденциально. Если педагог зачитывает результаты контрольной по списку или начинает при всем классе стыдить получивших плохие отметки – он нарушает их права.

Статья 16 Конвенции гласит, что “ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”. Среди прочего это означает, что учитель не вправе читать перехваченную в классе записку.

Есть свое мнение – высказывай

Оскорбления и тем более рукоприкладство со стороны учителей недопустимы – это прямое нарушение российского законодательства.

Если вы не согласны с оценкой за письменную работу, можно подать апелляцию. Для этого нужно обратиться к директору по учебно-воспитательной работе в течение двух дней после объявления оценки. Кроме того, школьник вправе требовать консультации по пройденному материалу, если пропустил урок по уважительной причине.

Школьники пользуются правом “на свободу ассоциаций и собраний”.

В 12-й статье Конвенции ООН о правах ребенка сказано: “Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка”. Таким образом, у школьника есть неотъемлемое право отстаивать свои взгляды и убеждения.

Учащиеся имеют право открыто высказывать свое мнение, предложения об изменениях в образовательной деятельности и о качестве учебного процесса на совете школы.

Школьники через своих выборных представителей могут ходатайствовать перед руководством школы о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников школы, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Учителя, классный руководитель, психолог, директор школы обязаны выслушать сообщения о ваших проблемах и оказать помощь.

Если учащиеся не согласны с решением администрации школы, то они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Школьники имеют право использовать для выступлений школьную газету, стенгазеты, открытые микрофоны, ящик доверия, книги отзывов и предложений. Кроме того, они могут проводить во внеучебное время собрания, митинги по вопросам защиты своих прав.

Также можно добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат уставу школы.

Не лишним будет ознакомиться с уставом школы – можно узнать много нового о своих правах.

Как рассказал в интервью m24.ru уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, в столичных школах с помощью квестов проверят, насколько хорошо ученики знают свои права. Игры для учащихся сейчас разрабатывают студенты Московского городского педагогического университета.

Источник: https://www.m24.ru/articles/obrazovanie/28062016/108684

Учитель и соцсети: правила выживания

Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?

На днях журналистка и мать троих детей напомнила родителям, что учитель — тоже человек и имеет право на личное пространство без сообщений из школьных чатов. Еще сложнее — с социальными сетями. Казалось бы, и тут на учителя распространяются те же правила и законы, что на остальных.

Однако почему-то именно учителям постоянно приходится оправдываться перед начальством и родителями школьников за контент, выложенный на личных страницах. Попробуем разобраться: чего учителю действительно лучше не публиковать в интернете, а какие требования окружающих можно игнорировать.

И можно ли, вообще, жить в интернет-пространстве без лишних неприятностей.

Интернет как поле битвы

Согласно прошлогоднему исследованию Академии Касперского, 90 % педагогов используют социальные сети в личных целях, 73 % из них добавляют своих учеников в «друзья». Школьники, как правило, не против онлайн-общения с педагогом.

Им приятно видеть в вас не только человека с мелом у доски, но и личность с интересными, а порой и необычными увлечениями. Проблемы возникают в основном с администрациями школ и родителями. Недовольство контентом, который выкладывает учитель, порой становится причиной публичных конфликтов.

Да и само обсуждение рабочих вопросов в онлайн-режиме превращается в обмен колкостями. Иногда доходит до абсурда. Минувшей зимой, например, директор одной из школ Хабаровска запретил учителям-предметникам и классным руководителям «участвовать в контакте социальных сетей с родителями и учениками».

Директор объяснил своё решение необходимостью уйти от многочисленных конфликтов, которые то и дело вспыхивают в соцсетях. Приказ, правда, вскоре пришлось отменить.

Ничто не мешает учителю использовать соцсети только в личных целях и закрыть доступ к своей странице всем, кроме мужа и лучшей подруги. Однако таких людей, вероятно, меньшинство.

Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в соцсетях тоже может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе. По такому пути пошла, например, учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн.

Она решила стимулировать интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram.

Поэтому, отключив лишние эмоции, попробуем разобраться, как выжить в онлайн-пространстве с наименьшими репутационными рисками.

В рамках закона

Правила поведения в социальных сетях построены по тому же принципу, что и в оффлайне: нельзя делать то, что запрещено законом.

Основные требования к наполнению любого сайта, в том числе страницы в соцсети, содержатся в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О противодействии экстремистской деятельности». Противоправный контент — это пропаганда преступлений, экстремизма, наркотиков, детская порнография, любые формы интернет-мошенничества, а также программно-технические угрозы и публикация персональных данных, полученных незаконным путем. Иными словами — все то, чего мы, скорее всего, и не найдем на личных страницах учителей. Но есть законы, на которых стоит остановиться подробнее.

Согласно российскому законодательству, контент, не имеющий аналогов, защищен авторским правом. Правообладатель может обратиться в суд, если считает, что понес ущерб от использования кем-то его произведения. И пусть маловероятно, что именно публикация на вашей личной странице вызовет недовольство, лучше всегда давать ссылки на источник публикуемого контента хотя бы из вежливости.

Конституция и Гражданский кодекс РФ запрещают распространение информации о частной жизни человека, в том числе фотографий, без его согласия.

Если речь идет о фотографиях детей, то перед публикацией нужно получить письменное согласие родителей.

Такое согласие не требуется, если фотография используется в государственных или общественных интересах, если съемка проходила на публичных мероприятиях (например, во время школьного концерта) и ребенок не является главным объектом на фото.

Правила выживания

Как показывает практика, одно только соблюдение законов не гарантирует спокойной жизни в соцсетях. Чтобы обезопасить себя от конфликтов и нападок в сети, а также сделать свою страницу интереснее, можно следовать простым советам.

  • Установите правила. Напишите «верхний пост» о том, что можно, а чего нельзя делать на вашей странице. Например, недопустимы личные оскорбления, троллинг, использование бранных слов и выражений. Так вы во-первых обозначите рамки культурного общения, а во-вторых продемонстрируете окружающим, что строго следите за контентом.
  • Ограничьте персональную информацию и доступ к постам с личным содержанием.  Персональные данные можно закрыть для всеобщего доступа и разрешить их просмотр только тем, кого вы выберете сами. Нет ничего страшного в том, что вы скроете ото всех свое хобби, фотографии с прошлого отпуска и семейное положение. Это исключительно ваша личная жизнь.
  • Не отмечайтесь на всех фото, выложенных друзьями. Лучше не спеша просмотреть снимки и выбрать те, где отсутствует потенциальный компромат. Остальные попросите удалить.
  • Не пытайтесь решать реальные проблемы с помощью соцсетей. Если возник конфликт или недопонимание, лучше позвонить человеку или встретиться с ним, чем устраивать троллинг в соцсетях. Именно попытки разобраться во всем, сидя у компьютера, приводят к многочисленным конфликтам в интернете.
  • Не выходите в онлайн в плохом настроении. Человек так устроен, что ему проще выплеснуть в соцсеть негативные эмоции, чем позитивные. Поэтому лучше подождать, когда эмоции улягутся.
  • Публикуйте информацию об ошибках своих учеников только с их согласия. Если ученик сделал в задаче или диктанте забавную ошибку, о которой хочется рассказать в соцсетях, спросите школьника, можно ли это сделать, чтобы случайно не поставить его в неловкое положение. Здесь действуют уже не юридические нормы, а обычная вежливость и уважение.
  • Размещайте полезную информацию. Это могут быть ссылки на всевозможные школьные паблики, статьи по детской психологии, примеры заданий для ЕГЭ. Словом, все то, что может помочь вашим ученикам и их родителям.
  • Старайтесь писать позитивные посты в соцсетях. Это, во-первых, поднимет настроение вашим подписчикам, а во-вторых, привлечет новых читателей.

Все это хорошо, но что делать, когда вы увлеклись аргентинским танго, а администрация школы настоятельно рекомендует «не выходить за рамки» и писать исключительно о подготовке к ЕГЭ? Если к тому же ваши хореографические пристрастия вдруг не разделяют бдительные родители, ситуация действительно может выйти из-под контроля. Чтобы этого не допустить, можно разделить личный и рабочий контент и завести второй аккаунт в соцсети. На одной странице вы сможете делиться с близкими друзьями и родственниками своими хобби, постить фотографии в шортах и писать о личном. Второй аккаунт можно полностью посвятить ЕГЭ, ФГОСам и общению с учениками.

Единого верного для всех ответа на вопрос «Как выжить в соцсети?» еще, к сожалению, не придумали. Но сократить количество негатива в онлайне в наших силах. И помогут нам в этом общие для всех правовые и этические нормы.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ucitel-i-socseti-pravila-vyzivania

Тайна личных переписок…

Имеет ли право руководство школы просматривать личные сообщения школьников в социальной сети?

Рисунок Владимира Берёзкина

Читайте!

– Почему жизнь такое г…?

– Наоборот. У меня жизнь – счастье.

– Давай поменяемся.

Это часть переписки в одном из школьных чатов. Жительница Костаная Ксения Барабанова (мама одного из детей, который является участником чата) выложила скриншоты на своей странице в социальных сетях. Не забавы ради.

«Самая гадость в том, что найдутся такие, кто постарается убедить или доказать, что жизнь – …(см. выше), – комментирует она скриншоты. – Глаз да глаз нужен. Родители, читайте переписки ваших детей. Ну хотя бы тех, которым до 18.

Читаю, многих не узнаю. Они там другие бывают. Вот только не пойму: в «нереале» реальные или в настоящем не настоящие?! Только не надо о «личной территории», доверии. Читала, читаю и буду читать.

Не из любопытства, так – в целях безопасности».

Читать или не читать? Этот почти гамлетовский вопрос тревожит родителей школьников со времен появления социальных сетей, чатов, которые так легко создать. Для этого даже не надо регистрироваться ВКонтакте или на Фейсбуке. Достаточно иметь смартфон и WhatsApp. Поэтому педагоги на собраниях, отбросив этические сомнения, уговаривают родителей читать переписку их детей. Более того, читают сами.

Другая жительница Костаная Елена Приходько рассказывает, как пару лет назад ее вызвали в школу, разбирать конфликт, участником которого стал ее десятилетний сын. В одном из школьных чатов между учениками возник конфликт. Обзывали друг друга нецензурно, унижали.

Елена говорит, что была шокирована двумя моментами: ее сын, который рос в интеллигентной и теплой семейной атмосфере, употреблял такие выражения, которые мама никогда в жизни не использовала.

И, второе: личная переписка детей была обнародована – пусть в узком кругу, среди учителей, детей и родителей, но все же.

Женщина рассказывает, что до сих пор не решила для себя: правильно это было сделано или нет. С одной стороны, семья узнала больше о сыне, поговорили с ним серьезно, объяснили, что оскорбления в Интернете могут стать поводом для судебных разбирательств. И прочие этические моменты разобрали. Но, с другой…

Этика рулит

Так что же выбрать? Знание или морально-этические ценности? Ведь чтение личной переписки в цивилизованном обществе всегда считалось делом недостойным.

Что же происходит сейчас? Время и технологии вносят коррективы в мораль? Эти вопросы мы задали нашим интернет-читателям, подписчикам паблика «КН» в социальной сети ВКонтакте. Оказалось, что этика рулит.

Пока что! Только 41,2% опрошеных считают, что личную переписку ребенка нужно и можно читать.

Приведем самые интересные комментарии.

Александр Плужнов: «Согласен с правом личности, как пишут многие, но…

Родители никогда не пожелают своему ребёнку плохого!!! Ведь дети глупы и могут натворить много плохих вещей! Полностью солидарен с мнением, что дети до 18 лет вообще не должны думать о социальных сетях, а должны быть увлечены полезными вещами: тренировки, кружки и т.д. Какая личная жизнь может быть у ребёнка до 18 лет? Что там может быть секретного?»

Дмитрий Михолажин: «Народ, вы чего? Что значит нет личной жизни до 18 лет? Да это самый тот период для личной жизни, первой любви, первой ревности, переживаний. А лучший вопрос, который должен задать себе родитель: «Хочу ли я, чтобы мои родители сейчас читали мою переписку». И все станет понятно. Ограничивать Интернет и читать переписку – это совершенно разные вещи». 

Юлия Вельмицкая: «Ребёнок – он и в 40 ребёнок. Я считаю, пока чадо живёт за счёт родителей (в том числе и оплата Интернета), они должны быть в курсе всего, что с ним происходит. Родитель ОБЯЗАН контролировать весь процесс нахождения ребенка в Интернете. Несмотря на полезную информацию в Сети, детвора выбирает то, куда и не каждому взрослому лезть рекомендуется».

Данияр Ержанов: «В Казахстане каждый имеет право на личную жизнь, тайну переписки. Так что чтение чужих переписок – незаконно».

Имеете право

А вот это не совсем верно. Адвокат, юрист Светлана Абдрашитова этический вопрос рассматривает в рамках Закона РК «О правах ребенка». Согласно ему, каждый ребенок действительно имеет право на получение и распространение информации, соответствующей его возрасту.

Но согласно статье 36 этого же закона, государственные органы, физические и юридические лица обязаны защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. И неисполнение этих обязанностей может повлечь за собой ответственность уже для родителей.

Так что до совершеннолетия ребенка родители могут контролировать его полностью. Это не противоречит законодательству. Но насколько это окажется эффективным?

Подружиться пробовали?

– Излишний контроль может привести к обратному результату, – говорит старший преподаватель кафедры психологии и педагогики КГУ, психолог Центра адаптации несовершеннолетних Олеся Ельчищева. – При гиперопеке возможен уход ребенка в себя. Особенно к этому чувствительны дети в подростковом возрасте. Возможно, нужно пойти по другому пути и попробовать подружиться с ребенком.

Олеся Васильевна говорит, что дружеские отношения нужно начинать строить с детства. Чтобы с проблемами, заботами ребенок шел не в соцсети, а к родителям. И лучше не разрешать заводить страницы лет до 14-15. А читать переписку… Конечно, так можно выявить какие-то опасности.

Но если между ребенком и родителем есть контакт, изменения в поведении легко заметить. А контроль «на всякий случай» может привести к тому, что дружеские отношения, даже если они и были, разрушатся. Ведь подростки остро реагируют на любое ограничение свободы.

И потом, любому человеку просто обидно, когда его переписку читают.

– Есть другой путь, – говорит Олеся Ельчищева. – Можно заходить на страницу ребенка не с его аккаунта, можно создать свой профиль в социальных сетях и подружиться с ребенком. Заходить как друг, оценивать то, что ему нравится, а заодно присматриваться, с кем дружит, что постит себе на страницу. И тогда родителям не нужно будет решать: безопасность или мораль.  

Источник: https://kstnews.kz/newspaper/403/item-33740

Юридическое дело
Добавить комментарий