Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

Судебная практика: как бесплатно получить земельный участок в Украине

Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

разъяснение по ст. 118 Земельного кодекса, которая предусматривает бесплатное получение земельного участка гражданами Украины. На практике получить земельный участок бесплатно очень трудно, а иногда и невозможно, из-за позиции местных органов власти, которые часто оказывают необоснованные отказы.

Издание «Судебно-юридическая газета» приводит практику Верховного суда Украины. Из объяснений понятно, что бесплатное выделение земли гражданам проходит трудно, а законодательство содержит противоречивые нормы.

Как бесплатно получить земельный участок – нормы законодательства

Конституция Украины гарантирует право собственности на землю в статье 14. Основной закон предусматривает, что это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

Статья по теме: Какие налоги и затраты при покупке квартиры в новостройке в Украине

По Земельному кодексу Украины органы исполнительной власти или органы местного самоуправления передают землю гражданам Украины бесплатно в собственность или предоставляют в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и гаражного строительства.

Алгоритм бесплатного получения земельного участка

Статья 118 Земельного кодекса четко описывает порядок действий по бесплатному получению земельного участка:

  1. Граждане подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления.
  2. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
  3. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Статья по теме: Как проверить данные в Госреестре прав на недвижимое имущество и защититься от мошенников

Целевые назначения земельного участка, передаваемого бесплатно

  • для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства;
  • для ведения садоводства;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка);
  • для индивидуального дачного строительства;
  • для строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации.

Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ.

Почему отказывают в бесплатном выделении земельного участка

Органы местного самоуправления нередко отказывают в бесплатном выделении земли. Чаще всего причины для отказа – «отсутствие свободных земельных участков» или наличие очереди на получение земли. Иногда заявления граждан даже не рассматриваются на заседании местного совета.

Статья по теме: Усилена защита прав собственности на недвижимость: что изменилось

Также установлена сложна процедура обжалования отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. Как правило, суд удовлетворяет иски граждан и должен обязать орган местного самоуправления повторно рассмотреть заявление.

Законодательство содержит четкие причины обоснованного отказа в бесплатном выделении земли.

Главной из них является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований.

Важно, что в Украине нет резервирования земель, поэтому отказ из-за существования «очереди» на землю является безосновательным.

Что решил Верховный суд Украины по вопросу бесплатного получения земли

Примером является судебное дело №819/570/18, в котором Верховный суд Украины принял окончательное решение в сентябре 2019 года.

Судебный спор возник между гражданином и сельсоветом, который трижды отказывал в выделении 12 соток земли для строительства и обслуживания жилого дома.

Истец трижды через суды низшего звена оспаривал отказ, но местный орган власти все равно не принял соответствующего решения.

Статья по теме: Как бесплатно приватизировать квартиру или комнату в общежитии в Украине: перечень документов и образец заявления на приватизацию жилья

Верховный Суд установил, что у сельсовета не было оснований для отказа гражданину, который подавал ходатайство согласно ст. 118 Земельного кодекса.

По закону, если орган местной власти в течение 1 месяца не дал разрешение на разработку проекта землеустройства, то гражданин Украины может заказать проект самостоятельно и в течение 30 суток письменно сообщить об этом местным властям.

К сообщению он прилагает договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка.

Источник: //100realty.ua/articles/sudebnaa-praktika-kak-besplatno-polucit-zemelnyi-ucastok-v-ukraine

Бесплатная приватизация земельных участков: новые подходы к решению старых проблем – Юридическая компания АРЕС

Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

Согласно действующему законодательству Украины, каждый человек имеет право бесплатно получить в собственность земельный участок в определенно установленных размерах.

На бумаге этот процесс выглядит достаточно простым – подать ходатайство в соответствующий орган, получить разрешение, заказать разработку проекта землеустройства, согласовать его, представить на утверждение и получить земельный участок в собственность.

На практике же оказывается все иначе. Органы, компетентные передавать земельные участки в собственность зачастую препятствуют гражданам воспользоваться своим правом бесплатно получить землю: долгое время не дают ответы на ходатайства лица, противоправно отказывают в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства и прочее.

12 декабря 2018 Верховный суд принял постановление, в котором представлены новые подходы к реализации гражданами права на бесплатную приватизацию земельных участков. Судом было сформулировано несколько выводов относительно следующих правовых вопросов:

1) возможность обжалования отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства в суд;

2) правовые последствия истечения месячного срока рассмотрения ходатайства лица соответствующим органом;

3) правовая форма решения органа, который решает вопрос о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства.

Данная статья посвящена анализу указанного постановления Верховного Суда, и ее влияния на процедуру реализации гражданами права на бесплатную приватизацию земельных участков.

Начнем с вопроса, можно ли обжаловать отказ в предоставлении разрешения в суд.

Предыдущая позиция Верховного Суда, изложенная в постановлении от 14 марта 2018 года, заключалась в том, что непредоставление соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированного отказа в его предоставлении в установленный срок не препятствует разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка, поскольку лицо имеет право заказать разработку такого проекта самостоятельно.

Суд констатировал, что разрешение не является тем решением, без которого человек не может реализовать право на получение участка в собственность. Поэтому, отказ в предоставлении разрешения не влечет нарушение прав и интересов лица, которое намеревается получить земельный участок.

При таком подходе, лицо, которому отказано в предоставлении разрешения имеет право заказать проект землеустройства самостоятельно, и в случае возникновения отказов на следующих этапах приватизации участка уже может обратиться за защитой в суд.

Благодаря такому подходу, судебный контроль правомерности решений органов, предоставляющих земельный участок, переходит с разрешительной стадии на стадию непосредственного предоставления земельного участка лицу.

Судом было отмечено, что решением, которое может нарушить права человека, и, которое может быть обжаловано в суд, может считаться решение об отказе органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения.

Таким образом, вышеупомянутый подход должен был упростить права граждан в земельной процедуре, поскольку он лишает человека траты своего времени на обжалование отказа в предоставлении разрешения или его непредоставления.

Однако, как оказалось, защита прав в такой способ не оказался столь эффективным.

В качестве примера, некоторые землеустроительные организации отказывают гражданам в заключении договоров на разработку проекта землеустройства без наличия у последнего разрешения от соответствующего органа.

В результате этого, Верховой Суд пришел кновомувыводу, которым установил, что отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства фактически создает препятствия для дальнейшего положительного решения вопроса в пользу лица,которое заказало и разработало проект землеустройства вопреки отказу в предоставлении такого разрешения, а потому может быть предметом судебного обжалования.

Поэтому, гражданин имеет право обжаловать в судебном порядке отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства.

Законодательством предусмотрено, что лицо имеет право заказать проект землеустройства по отводу земельного участка без согласия уполномоченного органа, если таковой орган в месячный срок не предоставил ни разрешения на его разработку, ни мотивированного отказа в предоставлении такого разрешения.

При этом, как установил Верховный Суд, воспользовавшись таким правом, лицо не утрачивает права на получение от уполномоченного органа по истечении месячного срока разрешения на разработку проекта землеустройства или мотивированного отказа в его предоставлении.

Иначе говоря, уполномоченный орган никоим образом не лишается обязанности рассмотреть ходатайство в соответствии с действующим законодательством и принять соответствующее решение.

Кроме того, лицо может воспользоваться правом обжаловать в судебном порядке бездействие уполномоченного органа о предоставлении разрешения или отказа в его предоставлении по истечении месячного срока.

Внимания также требует исследование вопроса о так называемых «уточняющих письмах». Так, некоторым лицам в ответ на ходатайство о предоставлении разрешения приходят письма, в которых предлагают устранить определенные недостатки. Вопрос в том, являются ли они отказом в предоставлении разрешения?

Следует отметить, что действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень документов, который должен быть подан лицом в соответствующий орган для предоставления разрешения. Любые другие документы, не входящие в этот перечень, требовать от лица запрещается.

Верховный Суд отметил, что в случае предоставления лицом пакета документов, необходимогодля получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с недостатками по комплектности, формы или содержания, соответствующий орган вправе обратиться к заявителю с предложением устранить выявленные недостатки. При этом, этоявляется правомерным способом поведения органа, которое имеет цель создания гражданам условий для реализации их прав на землю. Таким образом, соответствующее предложение по устранению недостатков не может считаться «отказом в предоставлении разрешения». Поэтому, поскольку вышеприведенные документ не является «окончательным» на данном этапе, это не освобождает соответствующий орган от обязанности принять решение о предоставлении разрешения (или отказ) в пределах установленного законом месячного срока.

Следовательно, отсутствие такого решения будет свидетельствовать о противоправной бездеятельности соответствующего органа и, кроме того, предоставляет лицу право заказать самостоятельно проект землеустройства.

Вместе с тем, в случае несоблюдения лицом соответствующих требований относительно содержания ходатайства, непредоставление должным образом оформленных графических материалов или согласования землепользователя, если желаемый земельный участок не является свободным, это может быть самостоятельным основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства, который оформляется соответствующим решением. При этом, на орган возлагается обязанность привести все основания отказа. В противном случае, такой документ не будет считаться отказом.

Вышеуказанным постановлением Верховный Суд разъяснил множество важных вопросов, с которыми сталкиваются граждане при реализации ими права на получение земельного участка. Правовые выводы, изложенные в этом постановлении, будут оказывать существенное влияние на принятие судами законных и обоснованных решений по делам о защите прав граждан на землю.

Источник: //areslex.com/blog/984-besplatnaya-privatizatsiya-zemelnykh-uchastkov-novye-podkhody-k-resheniyu-starykh-problem

Верховный суд разъяснил, как бесплатно получить участок земли

Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

Верховный суд проанализировал, как на протяжении трех лет в регионах рассматривали судебные споры, связанные с дачными и садоводческими объединениями граждан.

Подобные анализы судебной практики особенно актуальны в разгар дачного сезона, когда граждане большую часть своего свободного времени проводят на ставших родными сотках.

Павел Королев: МЭР хочет частично ограничить дачную амнистию

Острых вопросов и конфликтных ситуаций в садоводческих товариществах рождается немало. Один из таких непростых вопросов – как оформить право собственности на садоводческий участок.

Дело в том, что законодательство в этом плане у нас в последнее десятилетие менялось, а выдавали по 6 соток сотрудникам некоторые предприятия еще в прошлом веке, не задумываясь о будущем. Поэтому у многих дачников есть, что называется, проблема с документами.

Где-то это просто пожелтевшая справка садоводческого товарищества дремучих годов, где-то и такой справки нет. Да и большинства тех предприятий уже не существует.

Как поступать дачникам в наше время, когда дача есть, а ни продать, ни подарить, ни завещать ее нельзя, если она не оформлена в частную собственность?

Верховный суд признает, что по поводу признания прав собственности на участок, расположенный на территории садоводческого или дачного товарищества, в стране так и не сложилась единообразная судебная практика. Проще говоря, то, что в одних регионах суды разрешают, в других запрещают.

Одни суды, когда рассматривают иски дачников о приватизации их же собственных участков, рассуждают следующим образом. Если садовод принес иск к местным чиновникам о признании за ним права собственности на землю, то ему следует отказать. Потому, что требование садовода незаконно.

Земельные участки садоводческих товариществ “не сформированы как объекты права”, не поставлены на кадастровый учет, им не присвоен кадастровый номер.

Поэтому право собственности на эти участки не может быть зарегистрировано, что в силу 131-й статьи Гражданского кодекса является обязательным.

Верховный суд назвал условия, при которых членам садовых объединений участок отдают даром. Сергей Михеев/ РГ

В противоположность такому мнению другие суды по поводу аналогичных исков заявляют следующее – формирование участка в установленном законом порядке с описанием и установлением его границ не является обязательным условием для его приватизации.

Такие суды считают, что важное значение имеют три обстоятельства. Первое – входит ли участок в состав садоводческого товарищества.

Второе – если это объединение было создано до вступления в силу Закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” N 66, то есть до 23 апреля 1998 года.

И, в-третьих, если гражданин хочет получить участок в собственность бесплатно, он должен быть членом этого товарищества и пользоваться участком на законных основаниях. Верховный суд разъясняет, что именно эта позиция судов – правильная.

Что должен знать хозяин неприватизированного участка в садово-дачном некоммерческом товариществе? Вот разъяснения Верховного суда.

По 25-й статье Земельного кодекса права граждан на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат госрегистрации в соответствии с Законом “О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Рассматривая иски граждан о приватизации своих участков суды должны руководствоваться не только Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса РФ” и законом о госрегистрации, но и прежними законами.

Росреестр зафиксировал рост популярности “дачной амнистии”

Так, в соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденном Роскомземом 20 мая 1992 года, основанием для приватизации участков, которые люди получили до 1 января 1991 года, являются выданные в то время документы.

Прежде всего это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков. Ну а если эти документы отсутствуют, то их могут заменить так называемые земельно-шнуровые и похозяйственные книги и другие документы, которые есть в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, в органах архитектуры или у самих землепользователей.

В Законе “О введении в действие Земельного кодекса РФ” сказано, что если человек получил участок под садоводство, строительство дома или гаража на праве постоянного пользования или пожизненного владения еще до введения в действие Земельного кодекса, то он вправе зарегистрировать его на себя бесплатно. Есть, правда, исключения в законе, когда участок не дадут в частную собственность, но это касается единичных случаев. Их немного и все они перечислены в законе.

Если в документе на землю, выданном гражданину до принятия Земельного кодекса, не указано право или просто невозможно понять, на какое право гражданину дали участок, считается, что на праве собственности.

Особенности предоставления в собственность участков дачникам регулирует 28-я статья закона о садоводческих объединениях. Там прописано право граждан на приватизацию садовых участков, находящихся в бессрочной собственности.

Гражданская ответственность кадастровых инженеров будет застрахована

По 25-й статье того же садоводческого закона граждане имеют право регистрировать такие участки без чьего-то разрешения или согласия каких-либо местных чиновников.

В качестве примера Верховный суд привел ситуацию с некой дачницей, которая обратилась в суд с иском к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов городской администрации. Истица оспаривала отказ местных чиновников предоставить ей в собственность участок бесплатно, так как она член садоводческого товарищества.

Районный суд дачнице отказал, сославшись на то, что у нее нет правоустанавливающих документов на дом и участок. А ее земельный участок был поставлен на кадастровый учет лишь в 2010 году. Членом же садоводческого товарищества истица стала в 2002 году. То есть после введения в действие Земельного кодекса.

Вышестоящий суд с таким решением не согласился и по просьбе дачницы его отменил и принял новое решение, адресованное местным чиновникам – передать женщине в собственность бесплатно ее участок.

Апелляция заявила – садовое товарищество, о котором шел спор, появилось в 1995 году – до вступления в силу закона “О садовых товариществах” .

Участок дачница получила законно и он целиком находится на территории товарищества, а дама – член этого объединения.

То есть налицо все условия для бесплатной передачи земли истице.

Источник: //rg.ru/2015/07/14/dacha.html

Как приватизировать земельный участок – Приватизация земли, 2019

Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

Приватизация земельного участка под частным домом, в садовом обществе или просто в городе или селе под застройку и обслуживание зданий и сооружений – хотя и бесплатная в пределах норм, установленных законом, однако требует затрат времени на получение, согласование и оформление многочисленных документов, финансовых затрат (денег), связанных с разработкой технической документации и отводом земли.

Если Вы задались вопросом: как приватизировать землю в 2019 году, что для этого нужно, сколько это будет стоить, сколько необходимо времени и усилий, стоимость / цена прохождения всех процедур, – то эта статья для Вас.

При этом необходимо отметить, что нижеописанные процедуры являются достаточно сложными и обычно их сопровождением (их прохождением, подготовкой и оформлением всех документов) занимается юрист по земельным делам.

Что такое приватизация земельного участка и юридическое сопровождение этой процедуры

Приватизация – это переход (отчуждение) объекта (имущества) права государственной или коммунальной собственности в частную собственность.

Понятие же “приватизация земли” означает получение права собственности на определенный участок и его последующую регистрацию в Государственном реестре вещных прав. Это длительный процесс, в результате которого государство передает право собственности на индивидуально определенный земельный участок конкретному частному лицу.

Смотрите также определение понятия “приватизация земли” в Википедии (укр.).

Сопровождение приватизации и юридическое обслуживание по другим земельным вопросам

Отметим, что юристы АО “Альва Прайвеси” занимаются полным профессиональным юридическим сопровождением всех этапов процедуры приватизации земли, которое включает:

  1. получение разрешений и согласований на разработку специальной технической землеустроительной документации для формирования выбранного земельного участка;
  2. вынесение решения уполномоченным органом гос. власти о передаче соответствующего участка в частную собственность;
  3. помощь правильно и оперативно подготовить необходимый пакет документов для регистрации предоставленного права.

Такое сопровождение может быть заказано в нашем объединении как отдельная правовая услуга (отдельный разовый объем работ), а в случае если, например, предприятие или иной бизнес – субъект находится на абонентском юридическом обслуживании АО Альва Прайвеси, то наши юристы и адвокаты будут выполнять все необходимые действия и поручения в рамках отведенного абонентского времени.

Как приватизировать землю: процедура и этапы получения права собственности

В процедуре первоначального получения права частной собственности на землю можно выделить следующие этапы технической, юридической и консультативной работы по отводу участка:

Название и краткое содержание этапаОриентировочное время ожидания результата
Правовая и консультативная помощь при поиске “свободного” земельного участка в соответствии с заданными характеристиками (получение исходных данных и характеристик земельного участка, проверка по данным реестров (форма собственности, имеющиеся вещные права, целевое назначение и др.)1 – 2 дня
Помощь в разработке и согласовании “специальной” технической документации:
  • Подготовка текста ходатайств / заявлений и необходимого пакета документов для подачи в соответствующий уполномоченный орган с целью получения разрешения на разработку предусмотренной законом технической документации;
  • Подача готового пакета документов.
3 – 10 дней
Получение разрешения от уполномоченного органа на разработку (заказ) технической землеустроительной документации (или использование права на изготовление тех. документов по принципу “молчаливого согласия”, предусмотренного земельным законодательством Украины)30 дней
Заказ технической документации в специализированной землеустроительной организации.На этом этапе возникает необходимость в большом количестве “сопутствующих” действий, таких как получение информации о согласовании такой документации в соответствующих местных органах земельных ресурсов, архитектуры, получение выписки из детального плана соответствующей территории, переписка и / или личный прием у главного архитектора района, других специалистов.от 90 до 180 дней
Согласование разработанной технической землеустроительной документации в Государственном земельном кадастре (включая в себя подготовку заявлений и пакета документов для предоставления; переписку с ГЗК, предоставление дополнительных объяснений, внесение изменений в техническую документацию при необходимости)от 60 до 90 дней
Сопровождение в процессе присвоения “уникального” кадастрового номера, который предоставляется определенному земельному участку и вносится в ГЗК, получение выписки из ГЗК, предусматривающее составление и подачу заявления в центр предоставления админ. услуг)до 30 дней
Подача ходатайства (установленной законодательством формы) в соответствующий орган с целью получения от него решения об отводе земельного участка в личную частную собственность.2 – 5 дней
Мониторинг прохождения личного дела по приватизации земельного участка в соответствующем органе (проверка внесено ли дело в повестку дня, получение информации о результатах ания)от 60 до 90 дней
Мониторинг по результатам ания в отношении принятия решения о передаче земельного участка в собственность.от 60 до 90 дней
Фактическое получение подписанного текста решения о приватизации участка.2 – 5 дней
Регистрация права собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество:
  • подготовка документов для подачи;
  • подача заявления и необходимого пакета документов в центр предоставления админ. услуг;
  • получение извлечения / выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество.
5 дней

Стоимость юридических услуг по полному сопровождению прохождения всех вышеописанных процедур можно определить только очень приблизительно и она может колебаться от 30000 до 80000 гривен. Конечная цена, конечно же, будет зависеть от конкретных обстоятельств, а также объема правовой помощи юристов.

Как приватизировать земельный участок в Киеве

В городе Киеве процедура получения права на землю из земель коммунальной собственности, бланки необходимых заявлений и ходатайств утверждены решением Киевского городского совета от 20 апреля 2017 года № 241/2463 “Об утверждении Порядка приобретения прав на землю из земель коммунальной собственности в городе Киеве” (укр.), с которым можно ознакомиться по ссылке.

Во всех случаях, после получения положительного решения компетентного органа о предоставлении земельного участка в личную частную собственность, такое право следует зарегистрировать в ЕГР, что производится государственным регистратором.

Кто имеет право на бесплатное получение земли в собственность (приватизацию)?

Что касается ответа на вопрос, кто именно и в каких случаях имеет право на бесплатное получение земли, следует отметить, что любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право на получение участка из земель коммунальной или государственной собственности в свою частную собственность при следующих условиях:

  1. Если участок, подлежащий приватизации, уже находится в использовании физ. лица на основании договора аренды или государственного акта на право постоянного пользования.
  2. Если на земельном участке уже находится дом жилого назначения (или садовый дом), который находится в частной собственности заявителя и это право зарегистрировано в ЕГР вещных прав.
  3. Когда гражданин пожелал воспользоваться своим конституционным правом – получить бесплатно земельный участок, то есть “перевести” свободный участок из коммунальной или государственной собственности в частную – впервые.

Особенности получения земли под жилой дом

Следует отметить, что законодательно предусмотрена так называемая “упрощенная” процедура получения права на земельный участок – путем оформления и подачи только технической документации на землю и ее регистрации в ГЗК. Указанный способ можно применить только в том случае, если на участке находится ваш жилой (не садовый и не дачный) дом.

Обращаем внимание на то, что приватизация земельного участка проводится в отношении всех совладельцев дома, то есть при наличии нескольких совладельцев – в долевом соотношении к частям права собственности каждого в этом жилье.

Получение участка в таком случае будет со следующим видом землепользования: “для эксплуатации и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий, сооружений”. Общая площадь участка, который приватизируется (отводится), в таком случае не должна превышать 0,10 га.

При условии расположения на участке жилого дома вам не придется проходить длительную процедуру оформления земельного участка путем разработки проекта землеотвода по общим нормам Земельного кодекса Украины (укр.), который предполагает многочисленные согласования с должностными лицами в сфере землеустройства и другие “бюрократические” процедуры.

Приватизация земли в садовом обществе или кооперативе

Приватизация земли “для ведения садоводства” или “под застройку садовым домом” возможна только на территориях садовых обществ (кооперативов). На оформление имеют право только члены садового кооператива, на территории которого и расположен земельный участок.

Этапы и процедура приватизации садового участка такие же, как и предусмотренные для приватизации земли для строительства и / или обслуживания жилого дома.

Отличие заключается лишь в перечне необходимых для подачи документов.

  • Во-первых, чтобы получить разрешение на разработку проекта землеустройства необходимо предоставить “справку” председателя (уполномоченного лица) садового общества, которая подтверждает членство заявителя в соответствующем кооперативе.
  • Во-вторых, предусмотрена обязательная подача выкопировки из генплана садового общества с указанием месторасположения участка, который заявитель планирует приватизировать.

Обращаем внимание: земельные участки для ведения садоводства передаются площадью не более 0,12 га (в случае с участками для постройки дома – площадь не может превышать 0,1 га).

Отвод земельного участка под строительство

В случае необходимости получения права собственности на земельный участок под строительство нового или реконструкцию существующего здания без профессиональной помощи опытных юристов в сфере земельного права не обойтись.

Следует учитывать, что ст. 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (//zakon.rada.gov.ua/laws/show/3038-17) запрещает передачу в частную собственность под застройку участка без ранее разработанного и утвержденного детального плана данной территории (ДПТ) села / поселка / города / района или “зонинга”.

А уже разработанный проект землеустройства для дальнейшего отвода земли необходимо согласовать с территориальным управлением Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, который его и утверждает, и в местном отделе архитектуры.

Послесловие

Теперь Вы хоть немножко знаете как приватизировать земельный участок, примерно понимаете процедуру и какие этапы Вам придется пройти, сколько времени это может занять, сколько это стоит.

Поскольку каждая ошибка в подготовке и оформлении необходимых для приватизации земли документов только усложняет вышеописанную процедуру и будет забирать все больше времени, усилий и денег, то для занятого и / или недостаточно опытного в этих вопросах человека лучшим вариантом будет в 2019 году поручить такую работу юристам по земельным вопросам.

С уважением, ALVA PRIVACY Law Firm

27 сентября 2019. Категория: Публикации АО Альва Прайвеси.

Источник: //alvaprivacy.ua/publikatsii/privatizatsija-zemli

Как приватизировать землю

Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

Вопрос приватизации земли на сегодняшний день остается достаточно актуальным. Значительное количество земельных участков остаются неприватизированными. Особенно это касается дачных обществ.

О приватизации земли в Украине – содержание:

«Причина кроется в ненадлежащем качестве оформления дачными обществами документов на земли, которые выделялись им в пользование и которые в последующем были распределены между членами таких обществ», — отметил в беседе с UBR.ua адвокат юридической компании Riyako&Partners Николай Максимов.

Рынок земли. Рада хочет изменить лимит на владение участками

Приватизация земли – это перевод определенного участка в собственность частных лиц. Приватизация земли происходит в случае безвозмездного получения гражданином участка из земель государственной и коммунальной собственности.

Сколько можно приватизировать

По закону каждый украинец имеет право на бесплатное получение земельных участков в собственность в пределах норм, определенных Земельным кодексом, но только один раз по каждому из указанных видов использования:

а) для ведения фермерского хозяйства  – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство.

Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли  определяется как средний по этим предприятиям.

В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий размер определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства – не более 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара;

г) для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара.

Этапы приватизации

Процедура приватизации земли состоит из нескольких стадий, а именно:

  1. Обращение гражданина в орган местного самоуправления (если земельный участок находится в границах населенного пункта), или территориальный орган госгеокадастра (если земельный участок находится вне границ населенного пункта) с заявлением о предоставлении разрешения на разработку технической документации на земельный участок и графическими материалами, которые подтверждают место расположения земли.
  2. Принятие органом местного самоуправления/территориальным органом госгеокадастра решения о предоставлении согласия на разработку технической документации на земельный участок.
  3. Разработка технической документации на земельный участок, присвоение кадастрового номера и согласование технической документации на земельный участок в соответствующих органах (в случае приватизации особо ценных земель).
  4. Принятие органом местного самоуправления/территориальным органом госгеокадастра решения об утверждении технической документации и передаче земельного участка в собственность гражданина.

Кроме вышеуказанных стадий у органа, который передает земельный участок в собственность граждан, имеются полномочия по контролю отсутствия на земельном участке самовольно построенных объектов.

В случае, если на земельном участке самовольно построены капитальные строения, то в приватизации земли может быть отказано до момента узаконения таких построек и присвоения им почтового адреса.

«Если постройка не является капитальной (отсутствует фундамент), то гражданин должен предоставить справку или техническое заключение о временном характере постройки», — говорит Николай Максимов.

Минэкономики выяснило, в каких областях больше всего незарегистрированной земли

Когда нужно доплатить

По общему правилу приватизация земли является бесплатной. Однако в случае, если человек хочет приватизировать несколько участков одного целевого назначения или выйти за рамки бесплатной приватизации (земельный участок более установленных норм), то за такую приватизацию придется заплатить.

Стоимость приватизации земельного участка в Украине на сегодняшний день составляет от 5 000 грн.

Нормы бесплатной приватизации земельных участков следующие:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектар;
  • для ведения садоводства – не более 0,12 гектар;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектар, в поселках – не более 0,15 гектар, в городах – не более 0,10 гектар;
  • для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектар;
  • для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектар.

«В случае, если гражданин хочет приватизировать земельный участок большей площадью, то за такую приватизацию нужно будет доплатить денежные средства исходя из экспертной оценки земельного участка по состоянию на время приватизации», — резюмировал Николай Максимов.

Примерная стоимость проведения оценки земельного участка составляет 1 тыс. грн., срок выполнения — 1-2 дня.

Цену работ по оценке нетипичных земельных участков, а также земельных участков коммерческого назначения зачастую определяется индивидуально.

Документы, которые потребуются для приватизации земельного участка:

  • Решение сельского\поселкового\городского совета о предоставлении разрешения на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  • Схема размещения земельного участка (предоставляет сельский землеустроитель или управления Госземагентства);
  • Справка с места жительства о том, что лицо приобрело право собственности в пределах норм приватизации;
  • Копия паспорта (1,2,11 ст.) и идентификационного номера.

Источник: //ubr.ua/business-practice/laws-and-business/kak-privatizirovat-zemlu-223863

Приватизация земельных участков

Как через суд получить разрешение на приватизацию земельного участка?

Собираетесь приватизировать земельный участок и не знаете с чего начать, какие документы необходимо собрать  и куда обратиться?

Вас интересует как получить земельный участок в собственность?

Процесс приватизации на первый взгляд может показаться довольно простым и понятным, ведь законодательство четко устанавливает порядок, процедуру, сроки проведения.

Однако на практике все происходит иначе: чтобы реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка, необходимо пройти множество этапов – от получения разрешения на разработку документации по землеустройству, ее согласования и утверждения, разработки технической документации до получения Свидетельства о праве собственности.

Специалисты компании «Юстикон» проконсультируют Вас по всем вопросам, связанным с приватизацией земельных участков и окажут полный комплекс услуг по сопровождению процесса приватизации.

Вам необходимо только определиться с местонахождением участка и его целевым назначением, а также предоставить базовый пакет документов.

Что входит в наши услуги

  • консультации по вопросам приватизации земельного участка
  • подготовка пакета документов
  • сопровождение отвода земельного участка
  • сопровождение присвоения кадастрового номера земельного участка
  • получение Извлечения из реестра прав собственности на недвижимое имущество.

5 причин заказать у нас

  • Наша компания предоставляет услуги в данной сфере с 2008 года
  • Обратившись к нам, Вы получите полный комплекс услуг по сопровождению процесса приватизации
  • Наши специалисты имеют длительный опыт взаимодействия с работниками Фонда государственного имущества Украины, органами местного самоуправления и органами государственной власти
  • Мы проконсультируем Вас бесплатно
  • И, наконец, лучшая характеристика нашей работы – это наши клиенты

Обращайтесь и мы гарантированно достигнем желаемого вами результата! 

Подробно об услуге

Приватизация подразумевает переход коммунального или государственного имущества в собственность физических и юридических лиц.

Закон Украины «О приватизации государственного имущества» устанавливает возможность приватизации земельных участков.

Отвод земельного участка в собственность – один из этапов процесса приватизации.

Приватизировать земельный участок можно в следующих случаях:

  • земельный участок находится в пользовании граждан
  • на земельном участке расположен дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке
  • при реализации права на безвозмездное получение земельного участка в пределах норм, установленных ст.121 Земельного кодекса Украины.

В соответствии со ст. 121 Земельного кодекса Украины каждый гражданин Украины имеет право безвозмездно получить земельный участок из земель государственной / коммунальной собственности в следующих размерах:

  1. для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), установленной  для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории местного совета, где находится данное фермерское хозяйство.
  2. для ведения личного крестьянского хозяйства – до 2,0 га;
  3. для ведения садоводства – до 0,12га;
  4. для строительства и обслуживания жилого дома, хоз. построек и сооружений в селах – до 0,25 га, в поселках – до 0,15 га, в городах – до 0,10 га;
  5. для индивидуального дачного строительства – до 0,10 га;
  6. для строительства индивидуальных гаражей – до 0,01 га.

 В пределах указанных норм можно получить земельный участок один раз по каждому из видов целевого назначения. В том случае, если Вы уже воспользовались правом бесплатной приватизации, земельный участок необходимо выкупать.

Получение права собственности на земельный участок в пределах вышеуказанных размеров – длительный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. Подача в орган местного самоуправления (если участок находится в пределах населенного пункта) или в районную администрацию заявления о безвозмездной передаче участка в собственность. В заявлении необходимо указать целевое назначение участка и его площадь.
  2. Принятие в месячный срок решения о разрешении на разработку документации по землеустройству
  3. Изготовление технической документации.  Для ее разработки необходимо заключить договор с землеустроительной организацией, имеющей в своем штате сертифицированных инженеров-землеустроителей. Срок определяется в договоре.
  4. Подача документации по землеустройству в местный совет или районную государственную администрацию
  5. Согласование данной документации и принятие решения о передаче участка в собственность.
  6. Регистрация права собственности на земельный участок, получение Извлечения из реестра прав собственности.
  • С 2013 года документом, подтверждающим переход права собственности является Извлечение из реестра прав собственности на недвижимое имущество. Государственные акты на землю с 01.01.2013 года не выдаются.

    Свидетельство о праве собственности также не выдается.

  • Право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации права! Для этого необходимо обратиться с заявлением и необходимыми документами к государственному регистратору или нотариусу.
Подготовка
  • консультации
  • формирование пакета документов
от 1 р.д.
Получение разрешения на разработку документации по землеустройству
  • подача документов в органы местного самоуправления или районную администрацию по месту нахождения участка
  • мониторинг рассмотрения заявления
  • получение разрешения на разработку документации по землеустройству
от 14 р.д.
Согласование документации по землеустройству и принятие решения о передаче участка в собственность.
  • подача документации по землеустройству в местный совет или районную государственную администрацию
  • сопровождение согласования документации по землеустройству
  • получение решения о передаче участка в собственность
от 14 р.д.
Регистрация права собственности на земельный участок
  • подача заявления и пакета документов государственному регистратору
  • мониторинг рассмотрения заявления
  • получение Извлечения из реестра собственности
до 14 р.д.
ДокументФорма документаПримечаниеЮ*К*
1. Перечень документов, необходимых для приватизации/отвода земельного участка
2. 

Гражданский паспорт заказчика

Копия
3. Идентификационный код заказчикаКопия
4. Разрешение сельского, поселкового, городского совета, районной госадминистрации, к полномочиям которых относится  передача в собственность земельных участковОригинал
5. Документы на строения (документ подтверждающий право собственности на строение, технический паспорт)Оригинал

если участок застроенный

6. Справка из городского/сельского /поселкового совета по месту расположения земельного участка об адресе земельного участкаОригинал

для земель несельскохозяйственного назначения – для строительства и обслуживания жилого дома.

7. Доверенность, оформленная на сотрудников нашей компанииОригинал
8. Перечень документов, необходимых для проведения регистрации и получения извлечения из реестра прав собственности на приватизироанный земельный участок (дополнительно, к документам необходимым для приватизации)
9. Геодезическая съемка для приватизации земельного участка и геодезический отчет для приватизации земельного участкаОригинал
10. Проект землеустройства по отводу земельного участкаОригинал
11. Обменный файл формата xml для приватизации земельного участкаОригинал

* Ю – Готовит компания ЮСТИКОН, К – Предоставляет клиент

Специалисты компании «ЮСТИКОН», обладая специальными знаниями и многолетним опытом, предоставят Вам полный комплекс юридических услуг по вопросам приватизации земельных участков с получением Извлечения из реестра прав собственности

Законодательство

  • Закон Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.1992 № 2163-XII

Источник: //justicon.ua/service/privatizacia-zemelnyh-ucastkov.html

Юридическое дело
Добавить комментарий