Подведомственность и подсудность гражданских дел

§ 2. Подведомственность и подсудность гражданских дел

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Под подведомственностью понимается круг гражданских дел, рассмотрение и разрешение которых законом отне­сено к компетенции суда. Согласно ст. 4 Основ, п. 1 ст. 25 ГПК судам подведомственны дела по спорам, возникаю-

• См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924—1986. М„ 1987. С. 380.

щим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, колхоз, межколхозная или государ­ственно-колхозная организация.                       '

В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, принятых сессией Верховного Со­вета СССР 23 ноября 19.89 г.

, указано, что арендатору обеспечивается защита его права на имущество, получен­ное им по договору аренды*, наравне с защитой, установ­ленной гражданским законодательством в отношении пра­ва собственности. Он может потребовать возврата арен­дуемого имущества из любого незаконного владения, уст­ранения препятствий .

в пользовании им, возмещения ущер­ба, причиненного имуществу всеми лицами, включая арен­додателя. При этом обращение взыскания по долгам арен­додателя на имущество, сданное в аренду, не допускается.

Дела по искам о защите права арендатора на имуще­ство подведомственны суду, если их рассмотрение не вхо­дит в компетенцию арбитража (речь идет о спорах между арендатором-организацией и другой организацией). Суду подведомственны также споры, связанные с изъятием у арендатора имущества, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, межколхозная или государст­венно-колхозная организация.

Исключение из общего правила судебной подведомст­венности составляют случаи, когда разрешение таких спо­ров отнесено законом (а не иным нормативным актом) к ведению административных или других органов.

Данное обстоятельство подчеркнуто в Основах законо­дательства Союза ССР и союзных республик о судоуст­ройстве. В ст.

7 этих Основ сказано: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от неправомерных дей­ствий органов государственного управления и должност­ных лиц, а также от любых посягательств на честь и дос­тоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и иму­щество, иные права и свободы, предусмотренные Консти­туцией СССР, конституциями союзных- республик, консти­туциями автономных республик и советскими законами. Иной порядок защиты прав и законных интересов граж-

' Аренда — это основанное на договоре  срочное  возмездное владение и пользование землей,  иными природными ресурсами, предприятиями (объединениями) и другими имущественными комп­лексами, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной идя иной деятель­ности.

дан может быть установлен только законами Союза ССР и союзных республик».

Судам подведомственны дела по жалобам на непра­вильности в списках избирателей, на действия админист­ративных органов в связи с наложением штрафа и дру­гие дела, возникающие из административно-правовых от­ношений, отнесенные законом .

к их компетенции, на не­правомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан.

Они вправе рассматривать и дела об ус­тановлении фактов, имеющих юридическое значение, если законом не предусмотрен иной порядок их установления;

о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина недее­способным вследствие душевной болезни или слабоумия. Судам подведомственны и другие дела, отнесенные зако­ном к их компетенции.

Законом предусмотрены случаи, когда подведомствен­ность суду дела зависит от того, был ли заявителем соб­люден установленный правовыми нормами предваритель­ный внесудебный порядок разрешения спора. Имеются в виду некоторые трудовые споры (ст. 210 КЗоТ1), споры об авторстве (пп.

154 и 156 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях), спо­ры, возникающие из договоров перевозки, и другие. При несоблюдении в этих случаях внесудебного порядка раз­решения спора судья отказывает в принятии искового за­явления к производству суда (п. 2 ст.

129 ГПК).

В случае отказа в принятии заявления по мотиву его неподведомственности суду, либо в связи с несоблюдени­ем предварительного внесудебного порядка разрешения спора, судья в определении об этом обязан указать, в какой орган заявителю следует обратиться либо как уст­ранить обстоятельства, препятствующие возбуждению де­ла в суде (ч. 2 ст. 129 ГПК).

Подсудность в отличие от подведомственности — это не разграничение компетенции между судом и иными ор­ганами, а распределение подведомственных судам граж­данских дел между звеньями судебной системы, т. е. раз­граничение компетенции между судами по рассмотрению и разрешению подведомственных им гражданских дел.

Все гражданские дела, подведомственные судам, рас-

' Здесь и далее имеются в виду статьи Кодекса законов о труде РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик.

сматриваются районными (городскими) народными суда­ми. Непосредственно вышестоящим судом заявление по гражданскому делу может быть принято к своему произ­водству, если это прямо предусмотрено законом. Напри­мер, согласно ст.

12 Закона СССР о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), принятого Верховным Советом СССР 9 октября 1989 г.

, дела о при­знании забастовки незаконной возбуждаются в Верховном суде союзной республики (не имеющей областного деле­ния), автономной республики, краевом, областном (город­ском) суде.

К подсудности Верховного Суда СССР отнесено рас­смотрение споров по экономическим вопросам между Сою­зом ССР, союзными и автономными республиками, авто­номными областями и округами (п. 5 ст. 8 Закона «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик»).

В соответствии с Законом «Об усилении ответственности за посягательства на националь­ное равноправие граждан, и насильственное нарушение единства территории Союза ССР» дела о признании по­добной деятельности объединений граждан противозакон­ной рассматриваются Верховными судами союзных рес­публик, областными и приравненными к ним судами либо, если противозаконная деятельность распространяется на территории нескольких республик или затрагивает меж­республиканские отношения,—Верховным Судом СССР. Согласно ст. 2431 ГПК Украинской ССР к подсудности Верховного Суда этой республики, областных и Киевского городского суда отнесено рассмотрение заявлений о даче заключения по вопросам наличия оснований для отмены решения о регистрации кандидата в народные депутаты;

В соответствии со ст. 124 ГПК Украинской ССР граж­данские дела, в которых одной из сторон является район­ный (городской) народный суд, рассматривает областной или Киевский городской суд, а подсудность гражданских дел, в которых одной из сторон является областной или Киевский городской суд, определяется Верховным Судом Украинской ССР.

В то же время вышестоящие суды могут изъять из со­ответствующего суда любое гражданское дело и принять его к своему производству в качестве суда первой инстан­ции.

Дела возбуждаются в суде по месту жительства ответ­чика или по месту расположения организации, к которой предъявлен иск. Из этого общего правила законом пре-

досмотрены исключения. Например, дела о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть воз­буждены судом как по месту жительства ответчика, тай и по месту жительства истца. Иски о праве на строение подсудны суду по месту его нахождения. Если же требо­вание о разделе строения между супругами заявлено од­ним из.

них к другому в деле о расторжении брака, то оно рассматривается судом, принявшим дело к своему про­изводству. Следует в этой связи иметь в виду, что согласно ст.

36 Кодекса о браке и семье РСФСР и соответствующих статей КоБС других союзных республик по просьбе суп­ругов или одного из них суд обязан при вынесении реше1 ния о расторжении брака произвести раздел имущества, являющегося общей совместной собственностью супру­гов, в том числе, следовательно, и раздел строения. Пра­вило ст.

119 ГПК об исключительной подсудности дел о праве на строения в данном случае не действует. Нельзя не учитывать также того, что в бракоразводном деле с тре­бованием о разделе строения может обратиться и ответ­чик. Встречный же иск предъявляется в суде по месту рассмотрения первоначального иска независимо от под­судности встречного требования (ст.. 121 ГПК).

Т?ажно иметь в виду и разъяснение Пленума Верхов­ного Суда СССР в пункте 4 постановления от 1 декабря 1983 г. «О применении процессуального законодательст­ва при рассмотрении гражданских дел в суде первой ин­станции» (в редакции постановления Пленума от 3 апре­ля 1987 г.

)1, что дело по иску к лицу, осужденному к лише­нию свободы, либо содержащемуся в воспитательно-тру­довом или лечебно-трудовом профилактории, рассматрива­ется с соблюдением общих правил о подсудности. Если иск к такому лицу предъявляется в порядке ст.

117 ГПК, то следует исходить из его последнего места жительства до осуждения или направления в воспитательно-трудовой либо лечебно-трудовой профилакторий.

Ответчику в этом случае направляется копия искового заявления с приложе­нием, в зависимости от сложности и характера дела, ко­пий представленных истцом документов и предлагается дать письменные объяснения по существу спора. Дела по искам, предъявленным к лицам, условно осужденным к лишению свободы с обязательным привлечением к труду

' См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924—1986. М., 1987. С. 382; Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. № 3. С. 18.

либо условно освобожденным из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, рассматриваются судами по месту их жительства во время выполнения ра­боты.

Изложенное правило не распространяется на случаи, предусмотренные ст.ст. 118—121 ГПК, то есть когда речь идет об альтернативной, исключительной, договорной под­судности и подсудности нескольких связанных между со­бой дел.

Дело, принятое судом к своему производству с соблю­дением правил подсудности, может быть передано в со­ответствии со ст.

122 ГПК на рассмотрение другого суда непосредственно, минуя вышестоящий суд, по истечении срока на обжалование или опротестование определения, а в случае подачи жалобы или принесения протеста — пос­ле оставления в кассационном порядке жалобы или про­теста без удовлетворения.

Источник: http://adhdportal.com/book_1171_chapter_5__2._Podvedomstvennost_i_podsudnost_grazhdanskikh_del.html

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Подведомственность и подсудность гражданских дел

1. Каждый орган государства должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Он вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. ему подведомственны.

Подведомственность – это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.

В Республике Беларусь существуют несколько форм зашиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Согласно ст. 10 ГК, их зашита осуществляется общим судом, хозяйственным судом, третейским судом, а в случаях, предусмотренных законодательством, в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Споры о праве могут рассматривать и другие органы, наделенные юрисдикционными полномочиями. В частности, существует нотариальная форма защиты гражданских прав. Трудовые права работника (помимо суда) могут защищаться комиссией по трудовым спорам. Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ и т.д.

2. По смыслу ст. 109 Конституции Республики Беларусь никто не вправе принять на себя судебные функции и разрешать споры о праве и другие дела, отнесенные к ведению суда.

Под судебной подведомственностью понимаются дела, которые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Суд. принимая дело к своему производству, в каждом конкретном случае должен проверить, может ли данное дело рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению другого органа.

Таким образом, определить судебную подведомственность гражданских дел – значит выяснить, какие из этих дел в соответствии с действующим законодательством подлежат рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Подведомственность дел определяется судом, в производстве которого они находятся.

  • 3. В гражданском процессе принято различать подведомственность дел в зависимости от:
    • а) органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных споров. – подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным органам, третейским судам и т.д.:
    • б) характера дел, подлежащих рассмотрению в суде (ст. 37 ГПК): дела искового производства;

дела, возникающие из административно-правовых отношений: дела особого производства; дела приказного производства:

другие дела, отнесенные законодательством к компетенции судов. Возможна классификация подведомственности гражданских дел и по другим основаниям.

  • 4. В науке гражданского процессуального права и в законодательстве подведомственность дел подразделяется на следующие виды:
  • 1) исключительная подведомственность:
  • 2) альтернативная подведомственность;
  • 3) условная подведомственность:
  • 4) подведомственность связанных между собой требований.

Исключительная подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определенных категорий дел каким-либо одним (указанным в законе) органом. Эти дела не могут разрешаться другими органами.

К исключительной подведомственности, например, относятся разрешаемые общим судом споры о восстановлении на работе, о лишении родительских прав, о расторжении брака, о признании забастовки незаконной и др.

Исключительная подведомственность означает также, что для разрешения спора в суде не требуется соблюдения досудебного порядка рассмотрения данного спора в каком-либо ином органе.

Альтернативная подведомственность допускает рассмотрение тех или иных категорий дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе. При этом обращение в соответствующий орган зависит от усмотрения истца (заявителя).

Примером альтернативной подведомственности является подведомственность дел третейским судам. Граждане вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность означает, что для некоторых категорий споров соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.

Для данного вида подведомственности характерным является то. что до суда спор о праве должен стать предметом рассмотрения другого органа (досудебная стадия рассмотрения спора). Так.

большинство индивидуальных трудовых споров разрешается сначала комиссией по групповым спорам и только после судом.

Подведомственность связанных между собой требований.

Суть этого вида подведомственности дел закреплена в ст. 38 ГПК. согласно которой в случае предъявления нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено законодательством.

5. При разрешении вопроса о подведомственности Гражданских дел судам необходимо учитывать требования ст.

60 Конституции Республики Беларусь, в силу которой: “Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки”.

Отсюда следует, что отсутствие в действующем законодательстве норм о судебной подведомственности не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту.

1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.

https://www.youtube.com/watch?v=C8AMhKXQPu0

Общие правила подведомственности гражданских дел – это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

  • а) наличие спора о праве:
  • б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:
  • в) субъектный состав спорного правоотношения.

Судам обшей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны.

Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов.

Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).

Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения – основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе.

Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

  • 2. В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:
    • а) исковое производство;
    • б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
    • в) особое производство;
    • г) приказное производство.
  • 3. В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:

по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. I ст. 37 ГПК);

по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. I ст. 37 ГП К);

другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. II ст. 37 ГПК).

Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех. которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.

4. В соответствии со ст. 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из административно-правовых отношений:

по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

по жалобам на отказ внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

но жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц. ущемляющих права граждан:

по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе:

иные дела, во шикающие и ( административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.

Не подлежат обжалованию в суд обшей юрисдикции решения государственных органов и должностных лиц. имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.

5. Согласно ст. 361 ГПК в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомственные суду:

об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным:

о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

о признании наследства выморочным;

о восстановлении прав по документам на предъявителя;

о принудительной госпитализации и лечении граждан;

об усыновлении (удочерении) ребенка:

о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.

В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. II ст. 361 ГПК).

Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК).

Так. суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.

  • 6. В ст. 394 ГПК дан перечень дел приказного производства, подведомственных суду. Приказное производство осуществляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:
  • 1) нотариально удостоверенной сделке:
  • 2) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом:
  • 3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;
  • 4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства:
  • 5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы:
  • 6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.
  • 7) заявлено требование страховщика (страховой организации) о взыскании задолженности по договору страхования:
  • 8) заявлено требование о взыскании задолженности за пользование электроэнергией по договору энергоснабжения;
  • 9) заявлено требование арендодателя о взыскании задолженности по договору проката:
  • 10) заявлено требование о взыскании задолженности за услуги связи:
  • 11) заявлено требование о взыскании в пользу территориальных медицинских объединений средств, затраченных на лечение потерпевших по рассмотренным уголовным делам:
  • 12) заявлено требование о взыскании задолженности в пользу Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь;
  • 13) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на содержание имен, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, не работающего либо работающего, но не в полном объеме в течение 6 месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы;
  • 14) заявлено требование о взыскании с нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков и членов их семей задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.

Указанный в законе (ст. 394 ГПК) перечень дел приказного производства, подведомственный суду, носит исчерпывающий характер.

Требование не подлежит рассмотрению в приказном производстве, если возник спор, который невозможно разрешить на основании представленных документов.

7. Суды обшей юрисдикции правомочны рассматривать и другие дела, отнесенные законодательством к их компетенции.

Ввиду количественного и качественного разнообразия гражданских дел на практике имеются трудности при разграничении подведомственности дел между судами и иными юрисдикционными органами.

Источник: https://studme.org/11250613/pravo/podvedomstvennost_podsudnost_grazhdanskih_del

Подведомственность и подсудность в гражданском судопроизводстве (Пернекулова Ж.А., судья Сарыаркинского районного суда города Астаны)

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Подведомственность и подсудность в гражданском судопроизводстве

Регламентированные главой 3 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК) подведомственность и подсудность, понятия которых различны, в правоприменительной практике упорядочивают процедуру разрешения споров, определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию и применению норм процессуального права.

Подведомственность разграничивает компетенцию судов в целом от компетенции несудебных органов, то есть определяет границы судебной юрисдикции в целом, а подсудность определяет юрисдикцию конкретного суда.

Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики, что прямо установлено пунктом 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан.

Наиболее распространенным видом гражданского судопроизводства является исковое производство, по данному виду рассматриваются дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений. В исковом производстве предусмотрены общие правила гражданского судопроизводства (главы 14-26 ГПК).

Судам также подведомственны дела:

– возникающие из публичных правоотношений в сфере государственного управления, которые рассматриваются в особом исковом производстве (главы 27-30 ГПК);

– в которых отсутствует спор о праве, рассматриваются они в особом производстве по правилам искового производства с особенностями, установленными главами 31-49 ГПК. Перечень этих дел приведен в статье 302 ГПК, однако законом может быть предусмотрено рассмотрение и других дел в этом порядке;

– с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, а также с участием международных организаций, если иное не предусмотрено законом, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или соглашением сторон. Данная категория дел рассматривается судами в порядке главы 57 ГПК;

– о признании и приведении в исполнение решений, судебных приказов иностранных судов и арбитражных решений.

Решения, постановления и определения об утверждении мировых соглашений, судебные приказы иностранных судов, а также арбитражные решения иностранных арбитражей признаются и приводятся в исполнение судами Республики Казахстан, если признание и приведение в исполнение таких актов предусмотрены законодательством и (или) международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, либо на основе взаимности. Данная категория дел рассматривается судами в порядке, определенном статьями 501-504 ГПК;

– об отмене арбитражных решений и об обращении таких решений к принудительному исполнению. Порядок, сроки подачи и рассмотрения ходатайства об отмене арбитражного решения предусмотрены статьями 464, 465 ГПК. Порядок, сроки подачи и рассмотрения заявления о принудительном исполнении арбитражного решения урегулированы главой 20 ГПК, положениями Закона «Об арбитраже».

К подведомственности судов в соответствии с законом могут быть отнесены и другие категории гражданских дел, то есть судам подведомственен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства. При этом ГПК не допускает произвольное изъятие из подведомственности судов дел путем принятия подзаконных актов, а только путем принятия соответствующих законов.

При обращении в суд лиц с требованиями согласно части девятой статьи 23 ГПК в принятии исков должно быть отказано, а в случае ошибочного принятия их прекращено производство по делу как не подлежащему рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

По общему правилу при обращении в суд с требованием, которое не подведомственно суду, выносится определение об отказе в принятии, с указанием в какой орган следует обратиться заявителю (подпункт 1) части первой статьи 151 ГПК). Несоблюдение или нарушение норм о подведомственности дела влечет за собой следующие процессуальные последствия в зависимости от стадии их выявления:

– если судья допустил ошибку и вынес определение о возбуждении гражданского дела по неподведомственному судам спору о праве, то производство по нему подлежит прекращению на основании подпункта 1) статьи 277 ГПК. Прекращая производство по делу, суд в определении указывает о возврате государственной пошлины и об отмене принятых мер по обеспечению иска;

– если неподведомственность спора выявится после вынесения судебного решения, то вышестоящая инстанция при рассмотрении дела по жалобе (апелляционной, кассационной) отменяет вынесенное решение с прекращением производства по делу, не подлежащему рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства (статья 428, подпункт 6) части второй статьи 451 ГПК).

Таким образом, в случае если суд выйдет за пределы установленных законом его предметных полномочий, то это будет рассматриваться как нарушение правил о подведомственности.

Подведомственный суду спор (конфликт), возникший из гражданско-правовых отношений, по письменному соглашению сторон может быть разрешен в порядке медиации, партисипативной процедуры или передан на рассмотрение арбитража, когда это не запрещено законом. Условия, основания применения и исполнения альтернативных способов разрешения спора регламентированы в главе 17 ГПК.

Преимущества альтернативного разрешения спора в следующем: договорной характер примирения; добровольность; сотрудничество сторон; экономия времени, денег, сохранение отношений между сторонами; конфиденциальность; отсутствие вмешательства государства, а также в принципе арбитражного разбирательства законности, означающей, что арбитры и арбитражи в своих решениях руководствуются только нормами применимого по соглашению сторон права.

Касательно приоритета судебной подведомственности. На практике встречаются случаи предъявления в суд для рассмотрения нескольких требований, вытекающих из общих оснований.

Если эти требования разделить невозможно, то они полностью подлежат рассмотрению в суде в силу части первой статьи 25 ГПК.

В случае возможности рассмотрения этих требований отдельно друг от друга без ущерба их законному и правильному разрешению, судья принимает к производству суда подведомственное ему требование и отказывает в принятии иска в части требования, не подлежащего рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, с указанием в какой орган следует обратиться. В случаях сомнения в толковании или наличия коллизии законов относительно подведомственности конкретного спора, его рассмотрение законодатель отнес также к компетенции суда.

Подсудность – это отнесение подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции. ГПК выделяет следующие виды подсудности: родовая (статья 26), территориальная (статья 29), альтернативная (статья 30), исключительная (статья 31), договорная (статья 32), подсудность по связи дел (статья 33).

Основополагающим правилом определения родовой подсудности всех дел является то, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются в качестве суда первой инстанции районными (городскими) и приравненными к ним судами, за исключением дел, предусмотренных частью четвертой статьи 27 (подсудность суда города Астаны) и статьей 28 ГПК (подсудность Верховного Суда).

В целях повышения качества отправления правосудия в статье 27 ГПК определена подсудность дел специализированным судам и специализированному составу суда города Астаны, основным критерием которого является субъектный состав сторон.

Гражданские дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума, а также инвестиционные споры с участием крупного инвестора рассматриваются и разрешаются Верховным Судом по правилам суда первой инстанции (статья 28 ГПК). Понятия инвестиции, инвестиционного спора, инвестиционной деятельности, инвестора и крупного инвестора даны в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (статьи 274, 296 ГПК).

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 10 декабря 1948 года к числу основных прав и свобод, представляющих абсолютную ценность относит право человека на «эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».

В соответствии с подпунктом 3) пункта 3 статьи 77 Конституции никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.

В толковании данной Конституционной нормы отмечается, что определение подсудности для разной категории дел процессуальным законом учитывает специфическую особенность, сложность, общественную значимость дел, необходимость обеспечения быстрого и эффективного их разрешения.

Изменение подсудности дел, предусмотренных для них ГПК, на основании подпункта 3) пункта 3 статьи 77 Конституции без согласия сторон по делу не допускается.

Это вытекает из конституционной нормы пункта 2 статьи 4, устанавливающей прямое действие конституционных норм на всей территории Республики и их приоритета над нормами законов и иных нормативных правовых актов. Случаи определения лицу и его делу подсудности, не совпадающей с той, которая для него предусмотрена законом, при отсутствии на это его согласия, следует рассматривать как нарушение конституционной нормы подпункта 3) пункта 3 статьи 77 Основного Закона.

Дело, принятое судом к производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду. Изменение обстоятельств, влияющих на определение подсудности дела, после принятия его к производству суда, например, замена ненадлежащего ответчика, изменение места жительства ответчика, юридического значения не имеют.

В силу части второй статьи 34 ГПК суд передает дело на рассмотрение другого суда, если:

1) ответчик, место жительства которого не было ранее известно, заявит ходатайство о передаче дела в суд по его месту жительства;

2) после отвода одного или нескольких судей рассмотрение дела в данном суде становится невозможным;

3) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

4) возникают основания, предусмотренные частью третьей статьи 27 ГПК;

5) возникают основания, предусмотренные статьей 32 ГПК.

Указанные случаи расширительному толкованию не подлежат. Заявления сторон о неподсудности дела данному суду разрешаются этим судом. При принятии решения по поступившему заявлению о неподсудности дела данному суду, суд выясняет мнение участников процесса и выносит определение, которое должно соответствовать требованиям статьи 269 ГПК.

Пунктом 7 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 20 марта 2003 года № 2 «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства» разъяснено, что Обновленный в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5) части второй статьи 34 ГПК, передача дела из производства одного суда в производство другого суда производится на основании вступившего в законную силу определения суда. Частные жалобы сторон на такие определения рассматриваются судом апелляционной инстанции.

При наличии предусмотренного подпунктом 2) части второй статьи 34 ГПК основания судья вышестоящего суда единолично, не извещая участвующих в деле лиц о месте и времени рассмотрения дела, выносит определение о подсудности дела конкретному суду.

В случае возникновения спора между судами о подсудности конкретного дела судья вышестоящего суда, не извещая участвующих в деле лиц о месте и времени его рассмотрения, и, не отменяя определение суда о направлении дела в производство другого суда, выносит определение о подсудности дела конкретному суду. Определение суда апелляционной инстанции и определение судьи вышестоящего суда по вопросам подсудности обжалованию, опротестованию не подлежат.

С учетом изложенного, считаем, что от правильного решения компетентного суда, в котором подлежит рассмотрению и разрешению конкретное гражданское дело, зависит реальная защита прав, свобод и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота.

Судья Сарыаркинского районного суда города Астаны

Пернекулова Жанира Айдарбековна

Источник: https://www.zakon.kz/4886199-podvedomstvennost-i-podsudnost-v.html

Подведомственность и подсудность – понятия и содержание

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.

Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст.

134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом).

    Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

  2. договорная – определяется соглашением сторон.

    Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде.

    Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е.

    до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований.

    При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности – разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции.

Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы.

После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е.

определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-i-podsudnost-ponyatiya-i-soderzhanie

Юридическое дело
Добавить комментарий