Повестка о вызове в прокуратуру

Прокуратура Грузии снова вызывает Саакашвили

Повестка о вызове в прокуратуру

Нина Ахметели Русская служба Би-би-си, Тбилиси

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили вызван в главную прокуратуру страны.

Согласно повестке, которая была передана матери Саакашвили Гиули Аласания, Саакашвили должен явиться в главную прокуратуру в качестве свидетеля в 11 часов утра в понедельник.

Повестку передали матери Саакашвили поздно вечером в субботу.

Пока неясно, в связи с каким именно делом прокуратура решила вызвать Саакашвили, который уехал из страны после истечения своего второго президентского срока.

В марте этого года прокуратура уже вызывала Саакашвили на допрос в качестве свидетеля по целому ряду нашумевших дел.

Тогда Саакашвили отказался приезжать в Грузию для дачи показаний прокуратуре.

В партии Саакашвили “Единое национальное движение” заявили, что он, в случае необходимости, готов дать показания в качестве свидетеля через Skype, но только суду, если следствие по какому-либо из дел дойдет до этой стадии.

“Геополитическое преследование”

Сам Саакашвили пока не давал комментариев по поводу нового вызова в прокуратуру, однако в “Едином национальном движении” уверены, что повестка является политическим преследованием и не имеет ничего общего с правовым процессом.

При этом в партии заявляют, что действия прокуратуры по отношению к Саакашвили совпадают с желаниями российского президента Владимира Путина.

Это не правовой процесс, а обычное политическое преследование, более того – это геополитическое преследованиеЗаза Бибилашвили,
Представитель “Единого национального движения”

Представитель политсовета “Единого национального движения”, адвокат Заза Бибилашвили говорит, что неясно, по какому именно делу прокуратура вызывает Саакашвили.

“Это никому неизвестно, – сказал Бибилашвили Би-би-си.- Как вы помните, в прошлый раз было девять дел одновременно. В этот раз, предположительно, добавилось какое-то новое дело”.

Бибилашвили заявляет, что этот шаг со стороны прокуратуры на самом деле является ответом экс-премьера Грузии Бидзины Иванишвили на международную активность Саакашвили, в особенности в связи с Украиной.

Представители “Единого национального движения” не раз обвиняли Иванишвили в служении российским интересам.

Такие обвинения в правящей коалиции “Грузинская мечта” считают “абсурдными”.

“Естественно, – это не правовой процесс, а обычное политическое преследование, более того – это геополитическое преследование, – говорит Бибилашвили.- Саакашвили – это не только конкурент для властей на внутриполитической арене, а фигура, которая очень раздражает Путина на международной арене, и, соответственно – это человек, которого очень хочет нейтрализовать Россия”.

По его словам, позиция Саакашвили не меняется и он “не собирается принимать участие в этих играх”.

Однако экс-президент, как и прежде, готов ответить на все вопросы, если прокуратура какое-то из дел объективно расследует и доведет до суда, говорит Бибилашвили.

“Все равны перед законом”

Я скажу то, что говорил не раз: мы все равны перед законом. Мы строим справедливое государство, где верховенство закона должно быть самым главным и важнымПремьер-министр Грузии Иракли Гарибашвили

После смены власти в Грузии и победы на парламентских выборах 2012 года “Грузинской мечты” был задержан ряд бывших высокопоставленных чиновников, в том числе бывший премьер-министр Грузии Вано Мерабишвили.

В правительстве отрицают наличие политических мотивов в уголовном преследовании бывших чиновников.

Представители правящей коалиции заявляют, что в вызове экс-президента также нет политических мотивов, так как к Саакашвили есть множество вопросов.

“Необычным было бы как раз, если бы легитимные вопросы к Саакашвили вдруг исчезли, – сказал журналистам депутат правящей коалиции Закария Куцнашвили.- Общество и, по-видимому, правоохранительные органы интересуют ответы на эти вопросы. Надеюсь, на этот раз Саакашвили не выразит неуважение по отношению к грузинскому правосудию и вновь не поставит себя выше закона”.

Премьер–министр Грузии Ираклий Гарибашвили, комментируя вызов Саакашвили в прокуратуру, заявил, что прокуратура действует профессионально и в рамках своей компетенции.

“Я скажу то, что говорил не раз: мы все равны перед законом. Мы строим справедливое государство, где верховенство закона должно быть самым главным и важным”, – сказал журналистам Гарибашвили.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2014/07/140727_georgia_saakashvili

Порядок вызова лица к следователю, прокурору, в суд (Новый уголовно-процессуальный кодекс Украины)

Повестка о вызове в прокуратуру
В соответствии со ст.133 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователь, прокурор в ходе досудебного расследования имеет право вызвать подозреваемого, свидетеля, потерпевшего или иного участника уголовного производства в установленных настоящим Кодексом случаях для допроса или участия в ином процессуальном действии.

Следователь, прокурор, суд во время досудебного расследования или во время судебного производства имеют право вызвать лицо, если имеются достаточные основания считать, что оно может дать показания, имеющее значение для уголовного производства, или его участие в процессуальном действии является обязательным.

В соответствии со ст.

135 УПК Украины, предусмотрен следующий порядок осуществления вызова в уголовном производстве.

Лицо вызывается к следователю, прокурору, в суд путем вручения повестки о вызове, направления ее по почте, электронной почтой или факсимильной связью, осуществления вызова по телефону или телеграммой.

В случае временного отсутствия лица по месту проживания повестка для передачи ему вручается под расписку взрослому члену семьи лица или иному лицу, которое с ним проживает, жилищно-эксплуатационной организации по месту проживания лица или администрации по месту его работы.

Лицо, находящееся под стражей, вызывается через администрацию места заключения.

Повестка о вызове несовершеннолетнего лица, как правило, вручается его отцу, матери, усыновителю или законному представителю. Иной порядок вручения повестки допускается только в случае, если это обусловливается обстоятельствами уголовного производства.

Повестка о вызове ограниченно дееспособного лица вручается его опекуну.

Повестка о вызове вручается лицу работником органа связи, работником правоохранительного органа, следователем, прокурором, а также секретарем судебного заседания, если такое вручение осуществляется в помещении суда.

Повестка о вызове лица, проживающего за границей, вручается согласно международному договору о правовой помощи, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, а при отсутствии такового – с помощью дипломатического (консульского) представительства.

Лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем иным путем не позднее чем за три дня до дня, когда оно обязано явиться по вызову.

В случае установления настоящим Кодексом сроков осуществления процессуальных действий, которые не позволяют осуществить вызов в указанный срок, лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомлено о нем иным путем как можно быстрее, но в любом случае с предоставлением ему необходимого времени для подготовки и явки по вызову. В соответствии со ст.

136 УПК Украины, надлежащим подтверждением получения лицом повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием иным путем является подпись лица о получении повестки, в том числе на почтовом уведомлении, видеозапись вручения лицу повестки, любые иные данные, подтверждающие факт вручения лицу повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием.

Если лицо предварительно сообщило следователю, прокурору, следственному судье, суду адрес своей электронной почты, направленная на такой адрес повестка о вызове считается полученной в случае подтверждения ее получения лицом соответствующим письмом электронной почты. В соответствии со ст.

137 УПК Украины в повестке о вызове должны быть указаны:1) фамилия и должность следователя, прокурора, судьи, который осуществляет вызов;2) наименование и адрес суда или иного учреждения, в который осуществляется вызов, номер телефона или других средств связи;3) имя (наименование) вызываемого лица и его адрес;4) наименование (номер) уголовного производства, в рамках которого осуществляется вызов;5) процессуальный статус, в котором находится вызванное лицо;6) время, день, месяц, год и место явки вызванного лица;7) процессуальное действие (действия), для участия в котором вызывается лицо;8) последствия неявки лица по вызову с указанием текста соответствующих положений закона, в том числе возможность применения привода;9) предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом уважительные причины, по которым лицо может не явиться по вызову, и напоминание о обязанности заранее сообщить о невозможности явки;

10) подпись следователя, прокурора, следователя судьи, судьи, который осуществил вызов.

Уважительными причинами неявки лица на вызову являются:

1) задержание, содержание под стражей или отбывание наказания;

2) ограничение свободы передвижения вследствие действия закона или судебного решения;

3) обстоятельства непреодолимой силы (эпидемии, военные действия, стихийные бедствия или прочие подобные обстоятельства);

4) отсутствие лица по месту жительства в течение длительного времени в результате командировки, путешествия и т.п.;

5) тяжелая болезнь или пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением или беременностью при условии невозможности временно оставить это учреждение;

6) смерть близких родственников, членов семьи или иных близких лиц или серьезная угроза

их жизни;

7) несвоевременное получение повестки о вызове;

8) иные обстоятельства, которые объективно делают невозможным явку лица по вызову.

В соответствии со ст.

139 УПК Украины, если подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский ответчик, который был в установленном порядке вызван (в частности, имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием иным путем), не явился без уважительных причин или не сообщил о причинах своей неявки, на него накладывается денежное взыскание в размере:

от 0,25 до 0,5 размера минимальной заработной платы – в случае неявки по вызову следователя, прокурора;

от 0,5 до 2 размеров минимальной заработной платы – в случае неявки по вызову следственного судьи, суда.

В случае, установленном ч.1 ст.139 УПК Украины, к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю может быть применен привод. За злостное уклонение от явки свидетель, потерпевший несет ответственность, установленную законом. В соответствии со ст.

140 УПК Украины, привод состоит в принудительном сопровождении лица, к которому он применяется, лицом, исполняющим определение об осуществлении привода, к месту его вызова, в указанное в определении время.

Решение об осуществлении привода принимается: во время досудебного расследования – следственным судьей по ходатайству следователя, прокурора или по собственной инициативе, а во время судебного производства – судом по ходатайству стороны уголовного производства, потерпевшего или по собственной инициативе.

Решение об осуществлении привода принимается в форме определения.

Привод может быть применен к подозреваемому, обвиняемому или свидетелю.

Привод свидетеля не может быть применен к несовершеннолетнему лицу, беременной женщины, инвалидов первой или второй групп, единолично воспитывающих детей в возрасте до шести лет или детей-инвалидов, а также лицам, которые в соответствии с УПК Украины, не могут быть допрошены как свидетели. Привод сотрудника кадрового состава разведывательного органа Украины во время исполнения им своих служебных обязанностей осуществляется только в присутствии официальных представителей этого органа.

Источник: https://polupanova.com.ua/148/

После задержания на акции выдали повестку в военную прокуратуру. Что делать?

Повестка о вызове в прокуратуру

14 июля 2019 года в Москве у Центризбиркома прошла  акция протеста в связи с массовыми нарушениями при регистрации кандидатов на выборы в Московскую городскую Думу и отказом в регистрации оппозиционным кандидатам. Затем акция перешла в формат ежедневных встреч кандидатов со своими избирателями на Трубной площади.

20 июля на проспекте Академика Сахарова состоялась согласованная акция, в которой приняли участие порядка 21500 человек, заявляющих о несогласии с решением об отказе в регистрации кандидатов от несистемной оппозиции. Встреча незарегистрированных кандидатов с главой ЦИК Э.

Панфиловой не привела к требуемым результатам: жалобы независимых кандидатов были отклонены.

Вскоре  Следственный Комитет России инициировал уголовные дела о «воспрепятствовании работе избирательной комиссии», а также провел серию арестов и обысков в жилищах и в избирательных штабах независимых кандидатов.

27 июля в центре Москвы состоялась акция поддержки независимых кандидатов, на которую вместе с гражданами вышли оставшиеся на свободе независимые кандидаты. Участников мирной акции с применением насилия разгоняли сотрудники Росгвардии и ОМОНа, было задержано более 1400 человек.

И накануне 27 июля, и перед анонсированной на 3 августа акцией, власти обещали искать среди вышедших на улицу граждан «уклонистов» от военной службы. Этим действием власти продемонстрировали свое отношение к армии, как механизму запугивания граждан.

На акции  3 августа были задержаны 1001 человек, а после этого гражданам стали приходить повестки из военной прокуратуры с требованием явиться для дачи объяснений по вопросу соблюдения гражданами и районными военными комиссариатами требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В связи с этим считаем важным отметить, что недопустимо подозревать граждан в совершении преступления (уклонении от призыва на военную службу) только на том основании, что они принимали участие в мирных собраниях с целью выражения своей политической позиции.

Также политические взгляды граждан не могут являться основанием для проверки документов воинского учета.

Политически мотивированные проверки соблюдения гражданами воинской обязанности являются нарушением основ конституционного строя, гарантирующих идеологическое многообразие (статья 13 Конституции РФ), а также нарушением принципа равенства граждан перед законом и судом.

Кроме того, считаем недопустимым, что военная прокуратура не находит более значимой работы, чем вызывать участников митингов для дачи объяснений в ситуации, когда с 2014 года растет количество обращений в связи с неуставными отношениями, насилием со стороны командиров, вымогательствами и неоказанием медицинской помощи в армии.

Мы – организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и Правозащитная  инициатива «Гражданин и Армия» —  считаем важным помочь любому участнику публичных акций, получившему повестку из военной прокуратуры, обжаловать эти действия органов власти и разобраться в своих правах в сфере военно-гражданских отношений.

Сразу следует отметить, что проведение проверки военной прокуратурой должно проходить в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре в Российской Федерации» свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, к числу которых относятся и военные комиссариаты.

Согласно п. 2 ст. 21 вышеназванного закона, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Информация о факте участия гражданина в политическом публичном мероприятии и его административное задержание в связи с этим не являются достаточными для принятия мер прокурорского реагирования в сфере исполнения воинской обязанности, а также не является информацией о факте нарушения правил воинского учета гражданином или военным комиссариатом.

В соответствии со ст. 22 вышеназванного закона, прокурор имеет право вызывать граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов. Однако, в соответствии с п. 2 ст.

21 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», прокуратура в своей деятельности за исполнением законов не подменяет иные государственные органы, а свою проверку прокуратура проводит только при поступлении информации о фактах нарушения закона.

В соответствии с пп. 2 п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссар субъекта Российской Федерации отвечает за выполнение задач, возложенных на военные комиссариаты (подчиненные военные комиссариаты).

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» за состоянием воинского учета отвечают районные военные комиссары.

В связи с вышеизложенным, вызов для дачи объяснений в прокуратуру для проверки деятельности районных военных комиссариатов является подменой деятельности со стороны военной прокуратуры, так как данный надзор должен осуществлять военный комиссар субъекта Российской Федерации – г. Москвы.

В соответствии с действующим законодательством на граждан может быть возложена ответственность в случае неявки по повестке (в том числе прокурорской), полученной под личную роспись, в случае если о вызове вы не знали, то и к ответственности привлечены быть не можете.

В случае получения подобной повестки, мы рекомендуем направить жалобу в Главную военную прокуратуру на необоснованный вызов по факту проведения проверки при отсутствии достаточной информации о факте нарушении закона по дискриминационным основаниям и подмены в ее деятельности полномочий других органов государственной власти. См. пример жалобы в  Главную военную прокуратуру

Отметим, что направление жалобы не освобождает вас от явки по надлежаще врученной повестке.

В соответствии с пп. «г» п. 50 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане обязаны сообщать в военный комиссариат сведения об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Исходя из того, что проверка производится не только в отношении военного комиссариата, но и вас, то  на основании ст.

51 Конституции Российской Федерации Вы можете отказаться от дачи показаний, и не сообщать сотрудникам прокуратуры запрашиваемые ими сведения, в том числе, указав, что обязанность по воинскому учету возложена на военный комиссариат, куда Вы предоставили все необходимые сведения.

Стоит отметить, что велика вероятность того, что при явке в военную прокуратуру вам попробуют вручить повестку о явке в военкомат, отказываться от нее не стоит (отказ от получения повестки может привести к уголовной ответственности). Получив повестку, готовитесь к явке по ней по нашим методическим материалам и обращайтесь за бесплатной правовой помощью к нашим консультантам:

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

191002, Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, д.9

+7 (812) 712-50-58, +7 (812) 712-42-99

soldiersmothers.ru

Правозащитная инициатива «Гражданин и армия»

+7-917-517-2772

www.army-hr.ru

Движение сознательных отказчиков от военной службы

.com/stoparmy

Источник: https://realarmy.org/posle-zaderzhaniya-na-akcii-vydali-povestku-v-voennuyu-prokuraturu-chto-delat/

Правовой ликбез. Если вас вызывают в милицию, прокуратуру или КГБ

Повестка о вызове в прокуратуру

Беларуская праўда совместно с правозащитным центром «Правовая помощь населению» по просьбе читателей публикуют материалы брошюры «Семейный юрист».  Справочник публикуется не целиком, а по разделам – для удобства читателей. 

Александр Микулин

Никто не застрахован от того, что правоохранительные органы проявят к нему внимание и  человек может быть вызванным на допрос или опрос к должностному лицу. Никто не застрахован от внезапного: «Откройте, милиция!». Что делать если в вашу дверь стучат с целью проведения обыска? Как должен вести себя сотрудник правоохранительных органов при личном досмотре?

К сожалению, многие не знают своих прав, либо имеют о них весьма отдаленное либо искаженное представление.

Об этом рассказывает юрист правозащитного центра «Правовая помощь населению» Александр Микулин.

Р.S. Авторы-составили информационно-правового справочника «Семейный юрист» обращают внимание, что законодательство может меняться, поэтому ссылки на закон проверяйте. Самый доступный способ – обратиться на Национальный правовой интернет-портал.

Ваши права при вызове в правоохранительные органы (милиция, КГБ, прокуратура)

Все действия сотрудников правоохранительных органов должны быть в рамках закона. Если гражданин приглашается в ведомство, для этого должно быть официальное приглашение в виде повестки, в которой будет указано кто, когда, куда, по какому вопросу и в качестве кого приглашается.

Беседа ­— это не процессуальная форма общения граждан с должностными лицами, она не определена нормативными актами как обязанность гражданина явиться в КГБ. Гражданин может заявить, что он не желает беседовать с сотрудниками правоохранительных органов.

Если должностное лицо получит такой отказ, он не сможет принудительно доставить данного гражданина, поскольку в Уголовно-процессуальном кодексе нет понятия «беседа», и за неявку на подобную беседу гражданин не будет нести никакой юридической ответственности.

Если же вам пришла повестка от сотрудника КГБ, МВД, прокурора, то необходимо явиться туда в указанное время. Желательно прийти с адвокатом или другим своим представителем. Если гражданину в этом отказывают, то он имеет право не давать никаких показаний (ст.

27 Конституции РБ: «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников»). Согласно ст. 62 Конституции Беларуси, каждый гражданин в любой момент может пользоваться услугами адвоката или своего представителя (отец, мать, сестра, брат, а также другие лица, которые могут оказать юридическую помощь).

Ваш представитель будет гарантией от провокационных действий (запугивания, угроз, шантажа) со стороны следователя.

Во время допроса в качестве свидетеля, подозреваемого или потерпевшего составляется протокол. Чтобы убедиться, а есть ли вообще какой-либо материал проверки, гражданин может смело попросить у следователя или оперативного работника представить тот документ, на основании которого его вызвали для дачи объяснения.

Неприкосновенность жилища гражданина

Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Под жилищем понимается не только личная квартира, но и его дом со всеми постройками на земельном участке, а также временное жилище (общежитие, гостиница, съемная квартира).

1. В соответствии со ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем УПК РБ), обыск может быть произведен с санкции прокурора. Основанием для его проведения является наличие достаточных данных, что в данном помещении находятся орудия преступления, документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

2. Если сотрудники милиции звонят и просят войти в ваш дом, вы можете не впускать их, если они не предоставляют на это санкцию прокурора.

3. В некоторых чрезвычайных ситуациях (например, когда человек кричит о помощи в доме или когда милиция преследует кого-либо) сотрудники милиции могут войти и обыскать ваш дом без санкции прокурора. Требуйте составления протокола обыска, внимательно следите за всеми действиями сотрудников милиции.

Что такое личный обыск гражданина

Личный обыск гражданина проводится, если он подозревается или обвиняется в причастии к уголовному преступлению (ст. 211 УПК РБ). В любых других случаях гражданин имеет право отказать в досмотре его личных вещей.

Протокол личного досмотра составляется при личном присутствии задержанного и понятых. Сотрудник милиции обязан предъявить его задержанному для ознакомления и подписания. Задержанный должен его прочесть. Если у него нет возражений, он его подписывает, затем подписывают понятые и составитель протокола.

Если в этом документе имеются пробелы или пустые места, необходимо поставить прочерки ручкой. Если есть другие нарушения (при досмотре не было понятых, не указана фамилия сотрудника милиции и т.п.), то он вправе сделать запись об этом в протокол.

С этого момента такой протокол в дальнейшем не будет иметь доказательной силы при рассмотрении дела.

При изъятии у задержанного вещей или отдельных предметов может составляться отдельный протокол. Сотрудник милиции обязан четко описать вещи и документы, которые подлежат изъятию, в присутствии понятых. Задержанному выдается копия протокола.

Несколько основных правил, которые необходимо знать:

1) К представителям правоохранительных органов вы должны являться только по повесткам.

2) Вы имеете право ознакомиться со ВСЕМИ материалами проверки.

3) Вы имеете право не давать показания против самого себя, ссылаясь на ст. 27 Конституции РБ.

4) Вы имеете право прийти на допрос с адвокатом или другим своим представителем.

5) Если вас приглашают на какую-то профилактическую беседу, которая, естественно, не оформляется протоколом, то никакой ответственности за неявку вы не несете.

6) Давать показания вы можете, если в правоохранительных органах есть материал проверки или в отношении вас возбуждено уголовное дело.

7) Если ваши права нарушены незаконными действиями должностного лица, вы имеете право подать жалобу, которая будет рассмотрена в течение десяти дней, прокурору или в суд.

Беларускую праўду і нашых аўтараў можна падтрымаць!

Рэквізіты для ахвяраванняў:

МТС +375 29 2484655

Visa 4235 0419 1009 1423 12/20 (банк “Масква-Мінск”)

Белкарт 9112 0001 6940 2969 11/21 (Беларусбанк)

Будзем удзячныя за любую падтрымку!

Источник: https://belprauda.org/pravovoj-likbez-esli-vas-vyzyvayut-v-militsiyu-prokuraturu-ili-kgb/

Последствия неявки по повестке на вызов следователя или прокурора в качестве свидетеля

Повестка о вызове в прокуратуру

У человека, который получила повестку о вызове к следователю, сразу возникает масса вопросов: имеют ли право его вызвать? обязательно ли являться по вызову в милицию или прокуратуру? в каких случаях можно не приходить? необходимо ли идти к следователю, если нет свободного времени? что будет, если проигнорировать повестку?

Обязательно ли являться по повестке на вызов следователя?

В случае необходимости следователь или прокурор имеют право вызвать кого-либо во время досудебного расследования. Лицо, получившее повестку, обязано явиться по вызову.

Соответствующие положения закреплены в Уголовном процессуальном кодексе Украины (далее – УПК Украины). Так, согласно ст.

133 УПК Украины следователь или прокурор в ходе досудебного расследования вправе вызвать лицо, если есть достаточные основания полагать, что оно может дать показания, имеющие значение для уголовного производства или его участие в процессуальном действии является обязательным. Согласно п.1 ч.2 ст.66 УПК Украины свидетель обязан прибыть по вызову к следователю, прокурору.

Несмотря на то, что вызов в правоохранительные органы практически всегда вызывает опасения у человека, получившего повестку, в большинстве случаев необходимости пытаться избежать визита к следователю нет.

Соответствующая обязанность граждан установлена законом и безосновательно пытаться создать сложности следователю или прокурору при осуществлении ими уголовного производства, как правило, не имеет смысла.

Вместе с тем, не стоит и допускать нарушений своих прав и произвол со стороны правоохранителей.

Пользуйтесь консультацией: Правила поведения: Допрос. Вызов на допрос. Допрос в качестве подозреваемого.

Во-первых, следует помнить, что вызов должен быть осуществлен с соблюдением порядка, который определен УПК Украины.

Во-вторых, необходимо знать, что существуют обстоятельства, которые позволяют не явиться по повестке на вызов следователя или прокурора. Так, УПК Украины предусмотрены уважительные причины неявки лица на вызов. Согласно ст.138 УПК Украины к таким обстоятельствам относятся:

1) задержание, содержание под стражей или отбывание наказания (то есть когда лицо, которое вызывают, не может физически прибыть на вызов из-за того, что находится под стражей);

2) ограничение свободы передвижения в результате действия закона или судебного решения (например, к лицу применена мера пресечения в виде домашнего ареста в рамках другого уголовного производства);

3) обстоятельства непреодолимой силы (эпидемии, военные действия, стихийные бедствия или другие подобные обстоятельства);

4) отсутствие лица по месту жительства в течение длительного времени в следствии командировки, путешествия и т.п.;

5) тяжелая болезнь или пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением или беременностью при невозможности временно покинуть это заведение (это обстоятельство должно быть подтверждено соответствующей справкой, при этом оно касается именно такого состояния здоровья, которое делает невозможным без чрезмерных трудностей прибытие на вызов);

6) смерть близких родственников, членов семьи или других близких лиц или серьезная угроза их жизни;

Читайте статью: Юридические лица в уголовном процессе — обыски, выемки, допросы, аресты имущества

7) несвоевременное получение повестки о вызове (в соответствии с ч.8 ст.

135 УПК Украины лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем другим путем не позднее чем за 3 дня до дня, когда оно должно прибыть по вызову, в отдельных определенных случаях этот срок может быть короче, однако в любом случае лицу должно быть предоставлено необходимое время для подготовки и прибытия по вызову);

8) другие обстоятельства, которые делают объективно невозможной явку человека на вызов (поскольку невозможно заранее определить все случаи, которые могут возникнуть в жизни человека и помешать явке на вызов, законом предусмотрена возможность отнесения к уважительным причинам неявки к следователю других обстоятельств, наличие которых делает невозможным своевременное прибытие по повестке; такие обстоятельства оцениваются в каждом отдельном случае).

Таким образом, занятость на работе, пребывание на обучении, наличие других планов на день или подобные обстоятельства не являются уважительными причинами, позволяющими не идти на вызов следователя.

Вместе с тем, в случае трудностей с прибытием на вызов в определенное время почти всегда существует возможность связаться со следователем по телефону (который должен быть указан в повестке) и объяснить ему обстоятельства, препятствующие прибытию, а также согласовать другое время. В подавляющем большинстве случаев следователь может пойти на встречу и если это возможно перенести время вызова.

Следует иметь в виду, что следователь или прокурор как правило заинтересованы в присутствии лица, а не в том, чтобы создавать для него какие-то неудобства в виде наложения денежного взыскания или привода.

Кроме того, такие мероприятия требуют от следователя осуществления дополнительной работы (составление ходатайства, подача его в суд и т.д.), а значит ему проще перенести время вызова, чем осуществлять необходимые процедуры.

Следующие ниже меры реагирования на неявку лица по повестке как правило применяются когда следователь не может обеспечить явку лица обычными мерами.

Пользуйтесь консультацией: Адвокат во время обыска, допроса. Краткая инструкция к действию.

Что будет если не явиться по вызову следователя или прокурора? Какие последствия неявки для свидетеля в милицию или прокуратуру?

Статьей 139 УПК Украины предусмотрены последствия неявки лица на вызов следователя (прокурора).

Указанной статьей предусмотрено, что если свидетель, который был в установленном порядке вызван (в частности, имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем), не явился без уважительных причин либо не сообщил о причинах своей неявки, могут наступить следующие последствия:

1) может быть наложено денежное взыскание.

Соответствующее решение принимается следственным судьей по ходатайству следователя или прокурора (то есть взыскание налагается не лицом, приславшим повестку, а судьей).

Размер денежного взыскания, которое может быть наложено за неявку по повестке, определяется в пределах от 0,25 до 0,5 размера прожиточного минимума (по состоянию на 2017 год: с 01 января – от 400 до 800 грн.

, с 01 мая – от 421 до 842 грн., с 01 декабря – от 440,5 до 881 грн.).

2) может быть применен привод.

Соответствующее решение также принимается только следственным судьей по ходатайству следователя или прокурора.

Привод заключается в принудительном сопровождении лица к месту его вызова в указанное в определении судьи время (такое лицо обязано прибыть по вызову в сопровождении лица, исполняющего определение о приводе, а в случае невыполнения соответствующих требований – к нему могут быть применены меры физического воздействия).

3) может быть привлечено к административной ответственности.

Данное последствие может наступить только за злостное уклонение от явки, которое обычно заключается в неоднократной, систематической неявке на вызовы. Ответственность за такие действия предусмотрена ст.

185-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях и предусматривает возможность наложения штрафа в сумме от 51 грн. до 136 грн.

Соответствующее решение может быть принято судьей по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, который составляется следователем, прокурором, уполномоченным лицом органа внутренних дел.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанные последствия могут наступить только при наличии следующих обстоятельств:

1) лицо было вызвано в установленном законом порядке (в частности, самое главное – имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем);

2) лицо не явилось без уважительных причин или не сообщило о причинах своей неявки.

Источник: Pozov

Источник: https://protocol.ua/ru/posledstviya_neyavki_po_povestke_na_vizov_sledovatelya_ili_prokurora_v_kachestve_svidetelya/

Юридическое дело
Добавить комментарий