Специальность воспитатель детского сада является средне специальным образованием?

Воспитатель детского сада – где учиться, зарплата, преимущества профессии

Специальность воспитатель детского сада является средне специальным образованием?

Все мы родом из страны “Детство”, где практически каждый из нас был одновременно гражданином двух “городов”: “Дом” и “Детсад”.

И если в городе “Дом” мэром была мама, для которой свой ребенок был “королем”, то в городе “Детсад” нам всем приходилось подчинятся мэру, которого в простонародье называли воспитатель детского сада.

В зависимости от того какой это был мэр мы или с удовольствием ходили в детсад, или каждое утро устраивали своим родителям скандал и категорически отказывались туда идти.

Все мы родом из страны “Детство”, где практически каждый из нас был одновременно гражданином сразу двух “городов”: “Дом” и “Детский сад”.

И если в городе “Дом” мэром был папа (или мама), для которого свой ребенок был “королем”, то в городе “Детский сад” нам всем приходилось подчинятся мэру, которого в простонародье называли воспитатель детского сада.

В зависимости от того какой это был мэр (добрый, злой или равнодушный) мы или с удовольствием ходили в детсад, или каждое утро устраивали своим родителям скандал, и категорически отказывались туда идти.

Сейчас, когда мы уже давно выросли, и можем трезво оценить свое желание или нежелание ходить в детский сад, мы понимаем, что воспитатель не был добрым, злым или равнодушным.

Просто кто-то из наших воспитателей в свое время выбрал эту профессию по велению сердца, и потому любил свою работу и воспитанников, кто-то вынужденно пошел работать в детский сад, и, соответственно, негативно относился к своим обязанностям, а кому-то было все равно где работать, отсюда и равнодушие к работе.

Существует еще и такая категория воспитателей, которые банально не знали об особенностях этой профессии, и наивно полагали что для того чтобы стать хорошим воспитателем достаточно просто любить детей.

В результате, они либо разочаровываются в этой профессии, либо плохо выполняются свои обязанности.

Специально для тех молодых людей, которые планируют получить профессию воспитателя детсада, мы рекомендует ознакомиться со всеми особенностями, преимуществами и недостатками этой работы. И только после этого принимать взвешенное решение о выборе профессии.

Кто такой воспитатель детского сада?

Воспитатель – работник дошкольного учреждения, отвечающий за безопасность, воспитание, обучение и всестороннее развитие воспитанников во время их нахождения в детском саду.

Другими словами, это специалист, осуществляющий присмотр за детьми в возрасте 3-7 лет и проводящий определенные воспитательно-образовательные мероприятия, план которых зависит от того, к какой возрастной группе относятся воспитанники.

В качестве самостоятельной сферы деятельности эта профессия появилась только в 19 веке, когда женщины начали заниматься не только воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, но и общественным трудом.

Хотя предпосылки к ее появлению возникли еще в древние времена. Например, в Древней Греции роль воспитателя выполнял специальный раб, которого сегодня назвали бы домашним воспитателем (гувернером).

Особенно востребованной эта профессия стала в период массового появления государственных и частных дошкольных учреждений.

И если в период становления этой профессии воспитателем мог стать любой энтузиаст, который просто любил детей, то современный воспитатель детского сада – это высококвалифицированный специалист, который должен не только любить детей, но и разбираться в их психологии, знать своевременные педагогические методики и программы, а также обладать талантом организатора.

Должностные обязанности воспитателя детского сада включают в себя: обеспечение соблюдения режима дня и безопасности детей, подготовку и проведение мероприятий, направленных на обучение и развитие ребенка, согласно разработанной программы для детей определенного возраста, организация досуга воспитанников, участие в методической работе, повышение квалификации.

Каким личностными качествами должен обладать воспитатель детского сада?

С момента появления данной профессии основное требование к личностным качествам воспитателя не изменилось – как и прежде и он должен любить детей, быть добрым и чутким.

Кроме того, поскольку работа воспитателя детского сада предусматривается осуществление контроля за деятельностью группы детей (а в некоторых случаях группа может состоять из 20-30 воспитанников) специалист должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и терпением. Также воспитатель должен быть:

  • наблюдательным;
  • внимательным;
  • ответственным;
  • коммуникабельным;
  • искренним;
  • эрудированным;
  • жизнерадостным;
  • справедливым;
  • активным.

Помимо всего прочего хороший воспитатель обязан уметь распределять и переключать свое внимание, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, развитой интуицией, высоким уровнем культуры и педагогическим оптимизмом.

Преимущества профессии воспитателя детского сада

Для тех кто любит детей, главное преимущество профессии воспитателя детского сада заключается в возможности проявлять свою любовь и помогать детям гармонично развиваться. Несомненным преимуществом данной профессии также являются:

  • посменный график работы – как правило, первая смена начинается в 7-8 утра и заканчивается в 13 часов; вторая смена длится с 13 до 18 часов;
  • продолжительный отпуск – в зависимости от выслуги лет от 42 до 56 дней;
  • востребованность – воспитатели всегда были и будут нужны (особенно хорошие воспитатели);
  • активный образ жизни – это и отсутствие скуки на работе, и общение с большим количеством людей, и возможность проявить свои таланты, и подвижные игры с детьми.

Недостатки профессии воспитателя детского сада

О главном недостатке профессии воспитателя детского сада – низкой зарплате – не знает только тот, кто полностью оторван от реальности. Поэтому мы его упомянули только с целью создания “полной картины” особенностей этой профессии. А вот о тех недостатках, которые Вы увидите ниже, многие даже не догадываются. К таковым относятся:

  • шумная обстановка;
  • постоянное нервное напряжение;
  • большая ответственность (кстати, не только моральная, но и уголовная) за жизнь и здоровье воспитанников;
  • контроль своих эмоций (даже если у Вас личные неприятности, Вам нужно улыбаться и увлеченно играть с детьми);
  • постоянное присутствие на рабочем месте (обусловлено личной ответственностью воспитателя за безопасностью воспитанников).

Где можно получить профессию воспитателя детского сада?

Сегодняшние абитуриенты могут получить профессию воспитателя детского сада только в профильном или гуманитарном ВУЗе, на базе которого работают соответствующие кафедры (напомним, до 1 сентября 2013 года получить эту профессию можно было и в средне-специальных образовательных учреждениях). Поскольку практически во всех российских ВУЗах подготовка по данной специальности хорошо отработана, принципиального значения выбор высшего учебного заведения не имеет.

Однако, если Вы планирует в дальнейшем претендовать на место воспитателя в элитном или частном детском саду, практикующем современные методики воспитания, мы рекомендуем Вам обратить свое внимание на лучшие педагогические ВУЗы России.

Согласно последним рейтингам Минобрнауки в ТОП-5 педагогических отечественных ВУЗов вошли:

  1. Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  2. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. Герцена);
  3. Московский городской педагогический университет (МГПУ);
  4. Нижегородский государственный лингвистический университет (НГЛУ);
  5. Волжская государственная инженерно-педагогическая академия (ВГИПУ).

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/118_osobennosti-professiy-vospitatel-detskogo-sada.html

Воспитатель во все времена остается просто воспитателем

Специальность воспитатель детского сада является средне специальным образованием?


Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? (А. С. Макаренко)

17 мая 2016 года приказом № 577 Минобрнауки РФ установило новый профессиональный праздник, а назвали его «День воспитателя и всех дошкольных работников», определив дату — 27 сентября, когда в России был открыт первый детский сад. Наверное, не просто так учреждали этот праздник, чтобы все, кто коснулся этой профессии, помнили, кто зовется воспитателем.

Очень трудно рассказать.

Воспитатель для ребенка –

Будто бы вторая мать.

Кто поймет ребенка лучше?

Мамочке совет кто даст?

Успокоит и подскажет,

Как им дальше в мир шагать.

Воспитатель

это просто состояние души!

Без которой

невозможно в мир ребенка

нам войти (О. Романова)

Очень хочется напомнить читателям, когда появились первые детские сады, как называли людей, которые занимались и присматривали за детьми.

Не поступи в 1972 году в педучилище на дошкольное отделение, я не получила бы ответы на эти вопросы и не думала, что задержусь в системе образования более 40 лет. Моих коллег, работающих в этой системе сегодня, остались единицы, значит, не так легок этот труд и не каждому он под силу. Когда выбираешь себе профессию, порою не знаешь, какой это будет труд.

Люди порою думают, что воспитывать значит просто, присматривать за детьми. Я ведь тоже никогда не ходила в детский сад и о профессии воспитателя мало что знала.

Просто в детстве любила играть в педагога, воспитывала младших братьев и сестер, и не представляла, что маленький человек интересуется всем (где живет радуга, как растут деревья, где живут белые медведи, почему вода в реке холодная, отчего стареют люди, сколько лет живет обезьяна, почему приходит зима).

А еще, воспитатель должен уметь играть в шашки, рисовать, читать стихи и петь.

Одно мне стало понятно, чтобы ответить на все вопросы, человек должен быть эрудированным во всех направлениях В педучилище мои знания обогатились, там я впервые узнала об истории появления первых детских садов, о людях, которые назывались «садовницами», что означало «воспитательница», а профессия воспитателя оказалась одной из древнейших в истории человечества. Оказывается, очень давно воспитанием ребёнка в богатых семьях занимался раб и называли его педагогом, что в переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель, его дело продолжил домашний воспитатель, вот так появилась профессия воспитатель.

А все ли знают, что первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р.Оуэном — так называемая «школа для маленьких детей» и название «Детский сад» придумано в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем.

Он создал систему дошкольного воспитания и организовал учреждение для маленьких, где с ними играли и занимались. Фребель сравнивал детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. «Садовницы» таким красивым словом звались воспитательницы первых детских садов.

Ведь правильно, что воспитатель растит и лелеет детей,как садовник растит и ухаживает за цветами на грядке.

Одним из главных принципов фребелевского детского сада было «Не мешать ребёнку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа» — вот это хороший девиз и для сегодняшнего педагога.

Уже тогда от воспитателя требовалось умение увидеть в каждом ребенке индивидуальность, развитие задатков ребенка, чуткое внимание и терпение к детям.

В России детский сад как тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века, появились по инициативе частных лиц. Было их мало и все платные. В Петербурге 27 сентября 1863 г редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович был открыт первый детский сад. Дети играли и занимались по своим интересам, присматривали за ними тоже «садовницы».

Наука о воспитании уже тогда не стояло на месте. Педагоги искали новые пути развития, создавали программы, куда входили уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения. Очень похоже на наши занятия в саду сегодня. Возраст детей был от 3 до 8 лет.

От садовницы требовались доброта, терпение и знания, работали с детьми женщины от 18 до 25 лет.

Государство тогда не принимало участия в организации детских садов. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них 4 часа, такими услугами могли воспользоваться только богатые сословия.

И сегодня ни все могут себе позволить частные и платные сады. И снова появились группы для самых маленьких — адаптационные на 3,4 часа. Открывались на Руси и бесплатные детские сады для бедных, но средств на существование не было и они закрывались.

До 1917 года не так-то легко можно было найти хорошего воспитателя для детей из богатых семьей. Воспитывали гувернеры из других стран.

В бедных семьях детей воспитывали старшие братья и сестры или бабуши и дедушки, так как родители работали с раннего утра до поздней ночи, и на полноценное воспитание не хватало ни времени и ни образования.

Ведущие педагоги К.Д Ушинский, А. С. Симонович предлагали создать институты детских воспитателей. Они писали, что воспитатели обязаны быть образованными, обладать передовыми взглядами, внедрять новаторские методы обучения и воспитания. Особо отмечали дошкольное воспитание, как фундамент будущего развитие человека.

К.Д Ушинский отводил важную роль «воспитательнице».

«Она должна обладать педагогическим талантом, доброй, кроткой и в то же время с твердым она, которая смогла посвятить себя детям этого возраста, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их».

Он дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов,

«Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их «сидячими занятиями» и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности».

Эти умные мысли нужны всем, кто хочет посвятить себя этой прекрасной профессии — воспитатель.

Дошкольное воспитание в России стало развиваться благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить великих педагогов А. С. Симонович, Е. Н. Водовозу, Л. К. Шлягер, Е. И. Тихееву.

В 1989 г. была создана концепция для дошкольного воспитания, которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Определи основные функции ДОУ (забота о физическом и психическом здоровье, обеспечение интеллектуального, личностного развития и эмоционального благополучия каждого ребенка.) Это легло в основу написания дальнейших стандартных программ.

Изменения экономических и политических факторов в стране сказывались и на концепцию в образовании, а воспитатель оставался всегда воспитателем. Ведь кто, как не он выполняет поставленные задачи. В начале 60-х годов XX века была сформирована единая система работы детских садов, которая действует по сегодняшний день.

Воспитатель — это, прежде всего профессия и ее надо подтверждать образованием.

Вчерашний воспитатель обязан был получить специальное образование и иметь диплом. Помимо специальности в дипломе воспитатель, он имел квалификацию преподавания физкультуры, рисования с детьми дошкольного возраста.

Каждые 5 лет повышал свою квалификацию, посещал семинары, методические объединения, делился опытом работы с коллегами, но не имел возможности свой опыт отдать в печать. Это было очень трудно.

Смело могу сказать про себя, когда закончила аспирантуру и пыталась сдать статью в журнал «Дошкольное воспитание», не приняли, много желающих.

Нашла выход печататься в других журналах и с радостью делилась своим опытом и продолжаю сейчас благодаря журналам «Молодой ученый», «Сфера» и другие. Это большой плюс для педагогов 21 века.

Сегодня педагог может получить образование или пройти квалификацию дистанционно.

С помощью сетевых средств есть возможность проведение виртуальных семинаров в реальном режиме времени, где педагоги обмениваются опытом и задают интересующие их вопросы.

Он широко использует в своей работе электронную почту, благодаря которой появилась неограниченная возможность обмениваться пересылать свои конспекты и сценарии.

Сегодня все воспитатели имеют среднее специального образования, а многие высшее, а в 22 веке будут иметь только высшее образование. И это правильно. Ведь мир не стоит на месте. Меняются и требования к работе воспитателя.

Глобализация экономических, социальных и политических процессов, происходящих в России сегодня, вносит изменения в государственный образовательный заказ образование и воспитание поколения с новым типом мышления взрослых и детей. Родители стали мыслит по-новому.

Они задают много вопросов о воспитании и развитии детей, а педагог должен найти профессиональный ответ. Ребёнок тоже стал другим. Он пользуется планшетами, телефонами, играет в игры и может работать с интернетом.

Вот и воспитатель на сегодняшний день должен владеть современными информационными технологиями и внедрять их в образовательно-воспитательный процесс с детьми, искать новые методы и формы использования ИКТ в работе, повышать компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов. Правда есть в этом электроном мире один минус. Все стали мало читать. Взрослые не читают детям сказки, рассказы и не общаются близко с детьми. Ребенок сам находит ответы в интернете. Раньше были дети «почемучки», а сейчас «я знаю сам».

Проработав много лет в системе дошкольного образования, могу уверенно сказать, каким должен быть всегда воспитатель?

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть,

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!(Лидия Лялина)

Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям. (А. С. Макаренко).

Меняется время, система образования, а воспитатель во все времена остается просто воспитателем.

Воспитатель — это не только профессия, а призвание. Да, правильно считать, как не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом, так и настоящим воспитателем.

Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. (Сухомлинский В.А)

Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Как бы, ни менялся мир вокруг нас, всегда есть надежда на лучшее будущее, а наше будущее в наших детях. Ребенок приходит в мир незащитным перед обществом, со всех сторон подвержен различным влияниям. Наша задача научить его выживать в этом мире и на воспитателя ложится большая доля ответственности за его будущее.

А от общества требуется создания таких условий, чтобы среди воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, тогда с уверенностью можно сказать — мы подготовили достойную себе смену.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, В. А. Сохин, Т. А. Ильина и др.; под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978. — 414, [2]
  2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. — М.: Педагогика, 1995. — 363 с.
  3. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. — 2002. — № 7.
  4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II, 2014. — 628 с.
  5. Ушинский К.Д о воспитании детей.
  6. Фребель. Методика детского развития
  7. Будем жить для своих детей (сборник). Издательский дом «Карапуз», 2000
  8. Фребель Ф. Детский сад. Пер. с нем. Я. Соколова. Пед. соч. М., 1913, т. 2.
  9. Программа воспитания и обучения в детском сад. под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005.

Основные термины(генерируются автоматически): детский сад, воспитатель, ребенок, дошкольное воспитание, педагог, Россия, система образования, профессия воспитателя, мир, специальное образование.

Источник: https://moluch.ru/archive/217/52239/

Более 40% воспитателей не имеют профильного образования, а

Специальность воспитатель детского сада является средне специальным образованием?

“Требуется воспитатель детского сада” — объявлениями пестрят все сайты по трудоустройству. Немного находится желающих за 2 млн рублей (со всеми стимулирующими выплатами!) нести ответственность за 20 малышей.

“Недостойная” — этот эпитет уже накрепко прирос к их зарплате. О том, что труд воспитателей оценивается незаслуженно низко, говорил и Президент на последней пресс–конференции. Конечно, в детский сад никогда не шли за большими деньгами.

Но и одним моральным удовлетворением сыт не будешь.

Кто и куда

Текучка кадров наиболее актуальна для садиков Минска, где объявлениям с приглашением на работу кассиров, продавцов, контролеров торгового зала с зарплатой в 2 — 3 раза выше, чем получает воспитатель, — несть числа.

Вакансий воспитателей — около 130, еще столько же требуется нянь. “Амбразуры” закрывают пенсионерами, студентами. Иногда, принимая в сад ребенка, приглашают и его маму — в помощники.

Более 40 процентов воспитателей не имеют профильного образования.

А ведь еще лет 7 назад говорили о переизбытке педагогов дошкольных учреждений. Детские сады могли себе позволить специалистов только с высшим образованием. В итоге прекратили набор в педагогический колледж им. Танка.

А буквально через пару лет почувствовали кадровый голод и в БГПУ им. Танка увеличили прием на дошкольное образование в два раза, а потом еще в два раза! За три последних года зачислили на дневное отделение за счет бюджета почти 500 человек.

Но заявки работодателей пока удовлетворяются лишь наполовину. В Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ открыли специальность “Дошкольное образование”.

За пять лет комитет по образованию направил на переподготовку 170 специалистов — филологов, психологов, учителей начальных классов и даже экономистов. Только ли в зарплате дело?

В свое время у воспитателей забрали “учительский” отпуск, сократив его с 42 до 30 дней, хотя педагогическая нагрузка у них даже больше, чем у учителей, — 36 часов в неделю.

Через три года отпуск вернули, но отток кадров это все–таки спровоцировало немалый. И все — на фоне увеличения рождаемости, когда необходимость в воспитателях возрастала.

Только в минские садики в минувшем году пришло на 7 тысяч деток больше.

— Текучесть кадров всегда была, — замечает заведующая санаторным детским садом № 360 Минска Светлана Наркевич. — Но когда педагогов было много, мы не замечали оттока.

У нас два молодых физрука отрабатывают распределение. Парень уже получает второе образование по промышленно–гражданскому строительству, девушка уезжает в Америку…

Очень многие уходят в декретные отпуска: пособие по уходу за ребенком немногим отличается от зарплаты некоторых.

Заведующая детским садом № 372 Лариса Герасимова за последние пять лет не смогла удержать ни одного молодого специалиста на должности воспитателя. Одна ушла, решив попробовать себя в организации праздников.

Другая, с трудом отработав два года, увидела себя дизайнером. “Каждый год подаю заявку на молодых специалистов. Но не факт, что дадут. В прошлом году вакансия осталась незаполненной. В этом году два воспитателя уходят на пенсию.

Найти им замену будет сложно”, — сетует Лариса Евгеньевна.

Не “корочка”, а призвание

— Нам сейчас остро не хватает педагогического колледжа! Когда кадрами были укомплектованы все учреждения, думали, что, может, уже и не надо готовить со средним специальным… Но сегодня очевидно, что этой ступеньки к высшему образованию недостает.

Только выпускниками педуниверситета мы не решим проблемы, учитывая, что вуз готовит кадры для всей страны и поступают не только минчане.

А в Минске сегодня работают воспитателями 900 пенсионеров! — говорит главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Каплина.

Заведующие тоже признают, что им не хватает именно выпускников со средним специальным образованием. “Те, кто приходил после колледжа, были более мотивированы на работу, дольше задерживались, иногда оставались навсегда.

Они как минимум раз в неделю бывали у нас практике и лучше подготовлены к работе с детьми.

Из вуза все же выходит более затеоретизированный педагог, который не очень–то хочет с высшим образованием в яслях носы вытирать”, — судит по многолетнему опыту работы Лариса Герасимова.

Давно не секрет: многие идут в педагогический вуз за дипломом, а не с мечтой работать с детьми. Абитуриентов меньше, набор на бюджет большой — 170 человек! В итоге берут всех желающих. Легко поступить, легко учиться. А на выходе молодые специалисты устраиваются консультантами в магазины, менеджерами, секретарями.

“У многих мам, чьи детки ходят к нам в сад, педагогическое образование, у некоторых даже дошкольное. Но когда их приглашаю на работу, говорят: “Что вы! Я работаю в регистратуре частной клиники, и меня все устраивает!” Другая — маркетологом на производстве вин. Они не пойдут к нам.

Эта работа требует куда больше сил и энергии”, — рассказывает Лариса Герасимова.

Еще лет 6 назад, по словам заведующих садиками, они могли выбирать педагогов, заключая договор на год–два. А сегодня, наоборот, стараются найти и удержать как можно дольше, предложить контракт на больший срок.

Есть среди воспитателей бывшие торговые работники, швеи, которые пришли вместе с детьми нянями и нашли в этом свое призвание, поступили в педуниверситет. “Но не все хотят получать высшее образование. У нас есть няни, которые организовывают работу с детьми лучше, чем кое–кто из воспитателей, но в вуз отказываются поступать: мол, не потянем.

А ездить на сессии в Солигорский педагогический колледж им, людям семейным, слишком неудобно”, — подчеркивает Лариса Герасимова.

В комитете по образованию говорят: если бы в Минске возобновили набор в педколледж на дошкольное образование, мы бы обеспечили конкурс среди минских школьников. Не все же грезят международными отношениями и менеджментом.

“Мы изучали опыт Германии, там воспитателями работают только со средним специальным образованием. Почему же мы стали нацеливаться исключительно на высшее?” — замечает Ольга Каплина. Да, диплом нужен тем, кто хочет продвигаться по карьерной лестнице. Но не каждый к этому стремится.

У кого–то нет склонностей руководить, зато в работе с детьми он — настоящий профессионал! И таких сегодня очень не хватает.

Кстати

Министерство образования выступило с предложением поэтапно увеличить размер платы родителей за питание детей с 40 до 60 процентов с 1 марта, а с сентября этого года — до 80 процентов (речь о 286,5 тысячи рублей). Сегодня расходы на питание на одного ребенка в день составляют 16 280 рублей.

А мама с папой погашают лишь 6,5 тысячи. В прошлом году бюджетные расходы на одного ребенка составили в среднем более 13 млн рублей в год, тогда как родители компенсировали около 800 тысяч.

Если изменения будут утверждены Советом Министров, это позволит увеличить заработную плату отдельным категориям педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Компетентно

Елена Макаревич, главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома:

— В Минске полностью удовлетворяется потребность в местах в дошкольных учреждениях. Частично за счет переукомплектованности садиков. В среднем по городу садики переполнены на 19 процентов. Но эта проблема — только на бумаге. Фактическая наполняемость порой даже не доходит до нормы.

В этом году вышло постановление о повышении доплаты воспитателям и их помощникам, которые работают в переполненных группах. За сложность работы им положен денежный бонус в размере 15 и 10 процентов от тарифной ставки первого разряда за каждого воспитанника сверх нормы. А по факту — некому платить.

Потому что, если по списку 25 детей, то в среднем за месяц посещают сад не более 20.

Сколько у нас родилось малышей?

Год – Количество, тыс.

2004 – 88,943

2006 – 96,721

2008 – 107,876

2010 – 108,050

2012 – 114,999

Источник: https://news.tut.by/society/334767.html

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Специальность воспитатель детского сада является средне специальным образованием?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Профессия – воспитатель, педагог дополнительного образования

Специальность воспитатель детского сада является средне специальным образованием?

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 22.08.

2017

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду.

Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Чем занимается воспитатель на работе: ✎ Ухаживает и присматривает за детьми ✎ Организовывает игры и праздники ✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности ✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла) ✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей ✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования ✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования

Работа воспитателя – это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия – для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

Плюсы

Минусы

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
  ✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
  ✔ Бывают трудные и конфликтные дети
  ✔ Чаще бывают “трудные” родители 🙂
  ✔ Приходится решать конфликты между детьми и между      родителями

  ✔ Небольшая зарплата

  ✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе      уголовная)

  ✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

✔ Коммуникабельность

✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата

Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться

Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04). Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса. Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:

•    Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ •    Педагогический колледж “Арбат” МГПУ (бывший ПК № 9) •    Педагогический колледж “Дорогомилово” МГПУ (бывший ПК № 6) •    Педагогический колледж “Измайлово” МГПУ (бывший ПК № 8) •    Педагогический колледж “Медведково” МГПУ (бывший ПК № 14) •    Педагогический колледж № 18 “Митино” •    Педагогический колледж “Черемушки” МГПУ (бывший ПК № 4) •    Педагогический колледж № 10 •    Педагогический колледж № 15 •    Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13) •    Социальный колледж РГСУ

Где работать

Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:

✔ Детские сады (МДОУ)

✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО “Мир чудес”, Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад “Гусёнок”, Частный детский сад “Волшебный замок” и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Ольга Биккулова, специалист ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-vospitatel-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

Юридическое дело
Добавить комментарий