В случае нарушения срока перевозки груза

Ответственность перевозчика по международным конвенциям

В случае нарушения срока перевозки груза

Игорь Ковалёв, заместитель генерального директора
ООО «СТА Логистик» по правовым вопросам

Далеко не каждый логист в своей практической деятельности уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. Например, несоблюдение сроков доставки груза или его повреждение могут привести как к материальным, так и к нематериальным потерям.

За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика и в каком случае возмещение «по закону» может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Ответы на эти и другие важные вопросы, касающиеся ответственности перевозчика, вы найдете в данной статье.

При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Повреждение (порча), утрата перевозимого груза

При повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – сумме в размере стоимости груза. Как правило, указанное понижение стоимости соответствует стоимости ремонта поврежденного груза.

При утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей части. В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки.

В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза: полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении).

Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит. Однако необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т. е. размер его ответственности лимитируется соответствующими конвенциями.

Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице.

Морские перевозки Авиаперевозки Железнодорожные перевозки Автоперевозки
Ответственность перевозчика за несохранность груза предусмотрена в размере стоимости груза, но не более 2 СДР* за 1 кг веса брутто (п. 5а ст. 4 Правил Гаага-Висби**).
Ответственность перевозчика ограничивается суммой в размере 250 французских золотых франков (примерно $20) на 1 кг (Варшавская конвенция, 1929 г.) либо 17 СДР за 1 кг веса брутто (Монреальская конвенция).
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) ограничений по размеру ответственности перевозчика не предусматривает. Предельный размер ответственности европейских железных дорог (узкая железнодорожная колея) за несохранность грузов составляет 17 СДР за 1 кг согласно Конвенции о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ).
Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с Конвенцией «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19.05.1956 (далее – КДПГ), ограничена: она не может превышать 8,33 СДР за 1 кг веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ).

Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке вашего груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на авто- и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной  – оборотную).

ООО «А» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава – Смоленск. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 10 ноутбуков общей стоимостью 7800 евро и весом брутто 23 кг.

По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 315 803,28 руб. (7800 евро х 40,4876 руб.).

ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 8955,05 руб. (23 кг х 8,33 х 46,7407 руб.).

Из указанного выше правила есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перево­зился с объявленной стоимостью, или если ущерб был вызван зло­умышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика, или про­изошел по вине, которая, согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.

ООО «А» осуществляло перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль – Москва. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17 600 евро и весом брутто 36 кг.

По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 712 581,76 руб. (17 600 евро х 40,4876 руб.).

ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 14 016,60 руб. (36 кг х 8,33 х 46,7407 руб.). ООО «Б» не согласилось с позицией ООО «А» и обратилось в арбитражный суд.

В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы следственных органов и т. п.

), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.

Несоблюдение срока доставки груза

На практике возможны два варианта несоблюдения срока доставки груза: перевозчик возмещает убытки грузовладельца в связи с просрочкой доставки груза, но в размере не более фрахта перевозчика (данное ограничение установлено транспортными конвенциями); перевозчик оплачивает неустойку в размере, прописанном в договоре. Ограничений нет, если только в договоре не указано иное, например, что неустойка за несоблюдение срока доставки не может превышать фрахт перевозчика.

Если несохранность груза либо просрочка его доставки вызваны ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик на соответствующем виде транспорта.

Наши рекомендации

Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогих и/ или легких грузов.

Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз совершайте простое арифметическое действие: вес брутто вашего груза умножайте приблизительно на $13.

Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате вашего груза. Если рассчитанная сумма максимального возмещения со стороны перевозчика значительно меньше реальной стоимости груза, то советуем дополнительно застраховать груз.

Источник: https://sitmag.ru/article/9531-otvetstvennost-perevozchika-po-mejdunarodnym-konventsiyam

Штраф за просрочку доставки груза

В случае нарушения срока перевозки груза

Путевой лист и ТТН — главные документы при определении штрафов за простой, просрочку, срыв отгрузки.

Общие правила транспортировки, равно как и штраф за просрочку доставки груза, были установлены постановлением Минтранса РСФСР в 1971 году. В 2011 на смену этим нормативам пришли новые, российские правила и нормативы транспортировки грузов.

Ознакомиться с полным документом можно на нашем сайте (ППГАТ). Второй документ, имеющий значение, при решении спорных ситуаций, определении виноватой стороны и штрафа за срыв загрузки (выгрузки) – УАТ (Устав автотранспорта).

Норматив также был разработан в СССР – актуальная версия носит статус закона № 259 Ф3.

Оба документа нормируют порядок перевозки, оперируют одинаковыми терминами, однако Правила сами по себе не являются законом.

Необходимость следования Правилам определяется тем, что на этот документ ссылаются конкретные статьи гражданского кодекса, например статья 799 ГК РФ.

Напомним, что организации транспортировки посвящена 41-я статья Гражданского кодекса нашей страны. Другие документы, на которые следует определяться при составлении договоров и претензий по этим договорам:

  • Международная конвенция (CMR), применяемая к любому соглашению о транспортировке;
  • Правила экспедиционной и транспортной деятельности  (постановление правительства № 554 2006 г.);
  • Унифицированные документы FIATA (Федерация грузоперевозчиков).

Штраф за просрочку доставки

Сроки доставки товара определяет пункт 63 вышеупомянутых Правил. Если срок не оговорён сторонами специально, то нормой считается 24 часа на 300 км пути.

Как видно, у перевозчика остаётся огромное пространство для манёвра, поскольку 300 км, поделенные на стандартные 8 рабочих часов, – это скорость в 40 км/ч.

Ответственность перевозчика в плане соблюдения сроков рассматривает статья 34 УАТ (ответственность отправителя 35-я статья того Устава).

В части 11 этой статьи указывается, что перевозчик обязан выплатить получателю сумму равную 9% от стоимости провоза, умноженных на количество дней опоздания (полные сутки). Это указание определяет штраф за просрочку, если это специально не оговорено в письменном договоре между компаниями. Общая сумма штрафа не может превысить сумму, выплачиваемую за весь провоз груза.

Штраф за простой и непредоставление груза не зависят друг от друга: выплата их может быть потребована одновременно.

Отсчёт просрочки начинается после 24-хчасовго опоздания, т.е. спустя полные сутки после оговорённой даты и часа доставки. Время прибытия транспортировщика к точке отгрузки считается по отметке в транспортной накладной, отсчёт начала погрузочных работ начинается в момент предъявления шофёром путевого листа.

При отказе получателя делать отметку о прибытии, рекомендуется сделать её в одностороннем порядке с привлечением к операции свидетелей, а ещё лучше сотрудников компании получателя.

Уменьшить размер штрафа невозможно, но у грузоперевозчика имеется возможность освобождения от штрафа за просрочку доставки груза по следующим пунктам 36-й статьи УАТ:

  • Доставке в срок помешали обстоятельства непреодолимой силы (революция, война, стихийные бедствия);
  • Доставка невозможна из-за причин независящих от транспортной компании;
  • Действует правительственное ограничение на передвижение по дорогам.

Отдельно стоит упомянуть, что фактический получатель груза не всегда оказывается таковым в юридическом смысле. Отношения перевозчиков между собой никак не нормируются УАТ.

Более того, посредник может ввести настоящего получателя в заблуждение, а перевозчика лишить защиты Устава.

Фактическому перевозчику (и отправителю) нужно предвидеть этот момент и на случай судебных разбирательств составлять точный договор с посредником.

Штраф за срыв загрузки

Правила оперируют не только термином «просрочка», но и «опоздание» – таковым считается задержка подачи машины в зону погрузочных работ более чем на два часа. Наказание за нарушение при погрузке нормирует 34-я статья УАТ, погрузку контейнеров – статья 11.

Штраф за срыв погрузки раскладывается на термины «простой», «непредъявление груза», «невывоз», «несвоевременная подача ТС» (статья 10 УАТ). Время прибытия считается равным времени предъявления водителем путевого листа и документов, пригодных для установления личности.

Как уже говорилось выше, в случае отказа делать отметку о прибытии, необходимо поставить её с привлечением свидетелей, а при получении иска за срыв погрузки, предъявить суду также данные из навигационной системы машины (показания прибора без государственного сертификата не могут служить доказательством, но способны склонить решение суда в пользу перевозчика).

Готовность груза к отправке определяется перевозчиком согласно договору и приложениям к ППГАТ.

Непредъявление груза влечёт за собой выплату штрафа отправителем, равную 20% (если в договоре не указано иной суммы) от общей стоимости транспортировки (ч.1 статья 35 Устава). Помимо этого перевозчик может потребовать дополнительной платы за причинение ему ущерба, связанного с простоем транспортного средства.

Время погрузочно-разгрузочных работ вычисляется по приложению № 6 к ППГАТ. Согласно этому приложению, первая тонна в кузов-фургон загружается 13 минут, все последующие – 3 минуты, т.е. на 20 тонн должно приходиться не более 70 минут (начиная с отметки в путевом листе), после чего начинается отсчёт простоя.

Штраф за простой выплачивается за каждый полный час, согласно следующим нормам:

  • Перевозка по городу и пригороду – 5% выплачиваемой за провоз суммы;
  • Междугородние перевозки – 1% стоимости суточного провоза;
  • Дополнительные 100% штрафа выплачиваются за простой специализированного ТС (рефрижераторы, автопогрузчики).

За опоздание (п.25 Правил) грузоперевозчик выплачивает такой же штраф, какой выплатил бы ему отправитель в случае простоя. Однако помимо требования выплатить штраф за срыв загрузки, отправитель может отказаться работы с перевозчиком.

Данные нарушения определяются терминами «непредоставление» и «несвоевременное предоставление ТС». 20% выплачиваются перевозчиком за невывоз по его вине. Полный час опоздания штрафуется также, как час простоя (ч.1 34-й статьи Устава).

Штраф за опоздание на выгрузку

Просрочка доставки может стать причиной серьёзного вреда для получателя, особенно когда речь идёт о подверженных порче грузах. За этот ущерб получатель может потребовать отдельной платы.

Несмотря на довольно точные, почти Европейские определения, прописанные в Правилах и Уставе, процесс приёма груза и начала выгрузки имеет не до конца освещённые моменты.

Добиться отметки в ТТН водитель может быть в силах, но действия при отказе получателя принять груз нормирует п. 67 Правил, имеющий некоторые нюансы:

  • Перевозчик должен сообщить отправителю о прибытии груза в таком виде, чтобы это могло быть установлено судом (телеграмма, заказное письмо);
  • Отправку уведомления следует посылать по всем адресам (фактический, адрес офиса, юридический) – непринятие телеграммы будет означать, что офис компании находится в другом месте;
  • При приёме груза получатель может предложить перевозчику забрать груз себе для дальнейшей реализации (право имеется у получателя только при работе со скоропортящимся грузом) – 6-й пункт 15-й статьи УАТ.

Отметка в путевом листе и ТТН делается при участии отправителя, но при наличии свидетелей может быть сделана в одностороннем порядке

Акт об отказе принять груз с указанием суммы штрафа за срыв отгрузки, может быть составлен водителем за пределами территории с привлечением свидетелей.

Недобросовестный получатель может сознательно лишать водителя доступа к территории, рассчитывая получить штраф за просрочку доставки груза. Для доказательства вины получателя (посредника) потребуются зафиксированные данные о пробеге, распечатки из автонавигатора.

Полностью решить проблему могло бы применение тахографа, но применение таких устройств означает и полное соблюдение условий труда водителя.

Акты досудебного урегулирования

Штрафы за срыв загрузки УАТ и ППГАТ определяют довольно точно, но срок непредъявления груза (ст10 п.4 УАТ) фактически оставляется на усмотрение сторон.

Ввиду этого срок предъявления груза, равно как и определяющий невывоз (следует отличать от несвоевременной подачи ТС) срок подачи ТС, необходимо точно указывать договоре. К составлению актов отсылает 79-й пункт ППГАТ.

Согласно этому разделу Правил, иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, равно как и иск о срыве погрузки, должен предварять один из следующих актов, составляемых заинтересованной стороной в тот же день (или на следующий, при невозможности составить его сразу же):

  • Непредоставление ТС для погрузки;
  • Задержка с подачей ТС;
  • Невывоз по вине перевозчика;
  • Просрочка доставки;
  • Простой ТС во время погрузки;
  • Непредъявление груза для транспортировки.

Штраф за срыв отгрузки может быть взыскан как с отправителя, так и с перевозчика.

https://www.youtube.com/watch?v=3nCjt0ssJyk

Акт может быть составлен без участия второй стороны, но отметка о его составлении должна быть сделана в ТТН. Другой стороне должно быть направлено уведомление (экспресс-почта, телеграмма, e-mail, если таковой указан в договоре).

Заказ-наряд, ТТН, сопроводительная ведомость должны содержать краткое пояснение причин и обстоятельств составления акта, а также размер требуемой компенсации, будь то штраф за просрочку доставки груза, простой, невывоз или штраф за срыв загрузки.

Сам акт составляется людьми, имеющими на то законодательное право.

Ещё по теме:   Штраф за перевозку негабаритного груза

Источник: https://gruzavtoperevozki.ru/shtraf-za-prosrochku-dostavki-gruza

Нарушение срока доставки груза автомобильным транспортом

В случае нарушения срока перевозки груза

Когда получатель заказывает перевозку, то он, естественно, надеется, что груз будет доставлен к нему своевременно. Однако, как поступать в той ситуации, когда происходит нарушение сроков доставки грузов перевозчиком?

Ведь в дороге может произойти всякое и необязательно в просрочке будет виноват перевозчик. В этом случае возникает проблема относительно того, каким образом получателю возместить свои потери, ведь товар может оказаться скоропортящимся. Всем этим вопросам посвящён наш свежий материал, предлагаемый вниманию читателя.

Ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза

Самый сложный момент состоит в том, что санкции для перевозчика за просрочку в доставке груза ГК РФ не предусмотрены. Они определяются в договоре между транспортной компанией и отправителем груза.

Если же в соглашении о транспортировке не прописана ответственность за нарушение сроков доставки груза, то следует изучить устав относительно порядка перевозки грузов автомобильным транспортом. В нынешней его редакции санкции составляют 9 % от платы за транспортировку за каждый день просрочки. При этом максимальный размер санкций не должен превышать сумму платы за перевозку.

Существует ещё одна тонкость. По договору перевозки его стороны вправе сами определить тот момент, с которого начинает свой отсчёт просрочка в доставке груза. Если этот пункт не прописан, то подразумевается, что период просрочки начинает течь со дня, следующего за тем, когда должен был быть доставлен груз.

Поэтому, получателю отправления следует определить особое внимание на дату доставки, которая указана в транспортной документации.

Однако нужно помнить о том, что ответственность наступает, если сроки доставки были сорваны именно по вине перевозчика.

Как документально подтвердить факт просрочки

Прежде всего, следует оформить акт с участием представителей получателя груза, а также водителя. Хотя формально законодательство не требует его наличия, но суды часто отказывают в исках к перевозчику, когда было допущено нарушение сроков перевозки грузов.

В акте указываются дата его составления, время (по желанию), инициалы лиц, которые присутствовали при составлении документа. Далее непосредственно фиксируется факт просрочки груза исходя из правил, изложенных выше, а также указывается её период. Завершают сам акт подписи лиц, участвовавших в его составлении.

Если же водитель не хочет оставить свой автограф, то владелец груза может оформить документ самостоятельно. При этом он уведомляет (письменно) о таких своих действиях перевозчика, а также отправителя груза.

В дальнейшем акт о нарушении сроков доставки ляжет в основу предъявления претензии, а затем, если понадобится, то и арбитражного иска. Поэтому важно, чтобы все обстоятельства просрочки были детально зафиксированы в акте.

Отправление претензии за несвоевременную доставку груза

Следующим шагом после оформления акта должна быть претензия за нарушение сроков доставки грузов. Её отправляет получатель грузов в адрес перевозчика. В претензии указываются обстоятельства получения имущества, указание на факт просрочки и её период.

Дальше делается расчёт штрафных санкций за несвоевременную доставку. И здесь есть такой нюанс. Важно при определении ответственности за нарушение сроков доставки груза видеть договор между отправителем и транспортной компанией.

Поэтому, если у получателя нет его экземпляра, то предварительно следует запросить копию договора у грузоотправителя или перевозчика. При невозможности получить копию можно сделать расчёт исходя из санкций, установленных на уровне законодательства.

В дальнейшем, при судебном разбирательстве в арбитражном суде, копию договора перевозки можно истребовать с помощью суда и скорректировать размер исковых требований.

К претензии следует приложить акт о просрочке, копии документов на доставку груза, а также обоснованный расчёт штрафных санкций.

По общему правилу, претензия о нарушении сроков перевозки груза рассматривается транспортной фирмой в пределах месяца с момента её получения. При отказе выплатить неустойку, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Нюансы судебного разбирательства

Несмотря на то что ответственность за просрочку в доставке груза регулируется договором между отправителем и перевозчиком, истцом по делу о взыскании санкций будет именно получатель отправления. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ.

Иск о взыскании штрафа за нарушение сроков доставки груза подаётся в арбитражный суд по адресу нахождения офиса перевозчика. Таковы правила исключительной подсудности. В исковом заявлении следует указать данные о сторонах спора, описать обстоятельства доставки груза. Далее необходимо обосновать факт просрочки со ссылкой на документальное подтверждение.

После этого необходимо для суда предоставить расчёт санкций за несвоевременную доставку груза. И здесь нужно оперировать не только соответствующими пунктами договора перевозки, но и транспортными уставами.

Завершают иск список требований, перечень приложений, а также личная подпись истца или его представителя. Иск о взыскании санкций подразумевает уплату госпошлины. Она рассчитывается в процентном соотношении от заявленной суммы.

Если груз доставлен с просрочкой: итоги

Итак, если был установлен факт просрочки в доставке груза, то следует как составить соответствующий акт, так и зафиксировать опоздание прибытия автомобиля в нужное место в товаросопроводительных документах.

После этого получатель имущества направляет перевозчику претензию с требованием уплатить положенные санкции. Этот шаг является обязательным, поскольку таковы требования законодательства. Претензия рассматривается транспортной фирмой на протяжении одного месяца.

Если досудебный порядок ни к чему не приведёт, то последует обращение в арбитраж с иском к перевозчику. По итогам выносится решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременную доставку груза.

В случае неисполнения его перевозчиком добровольно оформляется исполнительный лист. Дальше уже в работу вступят судебные приставы.

Источник: https://yur-usl.ru/perevozka/narushenie-sroka-dostavki-gruza-avtomobilnym-transportom.html

Как правильно написать претензию в транспортную компанию о невыполнении условий перевозки груза

В случае нарушения срока перевозки груза

Грузоперевозки сегодня стали важнейшей частью предпринимательской деятельности. Благодаря разнообразию способов доставки грузов и транспортных средств перевезти из одного пункта в другой можно любой объект.

Трансфер груза – ответственное мероприятие, требующее внимательного выполнения всех действий по организации и проведению.

Правильный подход к делу позволяет минимизировать риски, но даже при выполнении всех условий никто не застрахован от возникновения непредвиденных обстоятельств и связанных с этим последствий в виде повреждений товара, его упаковки или пропажи, ведь стопроцентной гарантии не существует даже при принятии всех существующих мер безопасности. Если не ставить под сомнение профессионализм сотрудников транспортной компании, всегда могут оказать влияние обстоятельства, возникшие на маршруте.

Как составить претензию при невыполнении условий грузоперевозок.

Поскольку грузы не всегда застрахованы, а перевозчик признаёт свою вину и безоговорочно возмещает ущерб, иногда приходится доказывать свою правоту иными способами. В первую очередь клиентом оформляется претензия по договору перевозки, но если она не возымеет действия, то защитить свои права можно в судебном порядке.

Грамотно составленная жалоба, подкреплённая фактическими доказательствами причинённого вреда, обычно справляется со своей задачей и перевозчик удовлетворяет требования клиента, если они справедливы. Любые несоответствия состояния груза с момента отправки до его получения (когда он всё же доставлен, а не был утерян в процессе перевозки) должны быть зафиксированы в акте приёмки.

Как написать претензионное письмо в транспортную организацию

Заключение договора между клиентом и перевозчиком предполагает ответственность сторон, и в случае невыполнения прописанных условий предъявление претензий является нормой. Соответствие указанных отправителем сведений в документации с действительными характеристиками груза проверяется транспортной компанией.

Если перевозчик принял объект к исполнению его доставки, до момента вручения получателю он несёт за него ответственность. Важно изначально попробовать прийти к согласию, не привлекая государственные органы, написав письмо с жалобой непосредственно перевозчику, что регламентировано Гражданским кодексом РФ, ст.

797 «Претензии и иски по договору перевозки груза».

Претензия составляется в свободной форме, но при этом имеет чёткую структуру, которую важно соблюсти. Излагать суть проблемы следует кратко, но включить все необходимые сведения с отсылками на условия договора и действующее законодательство. Бумага, направляемая в офис транспортной компании, должна иметь следующее содержание:

  1. Заголовок, где будут указаны данные сторон (название организации, адрес, ФИО руководителя, а также информация о заявителе).
  2. Тело претензионного письма, где раскрывается суть самой претензии с описанием всех условий перевозки (дата, места погрузки и разгрузки, стоимость товара и услуги, выявленные повреждения, недостача и пр.). В этой части также нужно сослаться на законодательные нормы и указать на обязательства, прописанные в договоре, которые не были исполнены перевозчиком.
  3. В заключение заявитель описывает прилагаемые документы (копии), подтверждающие указанные сведения. Здесь же можно обозначить сроки, в которые требуется возместить ущерб, и пояснить о намерении обратиться в суд в случае отказа. Заявление подписывается и ставится дата подачи.

Подготавливается два экземпляра документа, один из них направляется адресату, другой же остаётся у заявителя. Кроме того, можно позаботиться о фото или видео доказательствах причинённого ущерба в случае повреждения груза или недостачи. При этом важно проверять товар в присутствии перевозчика при приёмке, прежде чем расписываться в акте о получении.

Доказать что-либо позже будет гораздо сложнее. Конечно, не всегда претензия эффективна, в некоторых случаях она может быть даже проигнорирована транспортной компанией вместе с предоставленными доказательствами, тогда есть смысл обратиться в соответствующие инстанции, которые смогут разрешить ситуацию.

Причём игнорирование жалобы клиента плюсов ответчику не добавит.

В каких случаях можно подать претензию компании перевозчику

Если условия договора не выполнены, как правило, стороны стремятся разрешить ситуацию в досудебном порядке. Претензионное письмо, направленное перевозчику, это именно та мера, которая позволит обоюдно решить проблему без привлечения третьих лиц.

Требования возмещения причинённого вреда должны начинаться именно с рекламации, и только после отказа или бездействия перевозчика можно подать в суд. Претензия оформляется отправителем или получателем с целью урегулировать вопрос возмещения ущерба и доставленных неудобств.

Основанием для подачи заявления с жалобой в транспортную организацию могут послужить:

  1. Нарушение сроков поставки. О сбоях в процессе доставки груза перевозчик обязан уведомить клиента, но поскольку при задержке транспорта товар может также испортиться и в случае просрочки прийти в негодность, это влечёт за собой немалый материальный ущерб.
  2. Нарушение целостности упаковки, повреждение объекта трансфера. В таких случаях факт должен быть зафиксирован при приёме получателем, а все имеющиеся дефекты подробно отражены в содержании бланка акта приёмки, который впоследствии будет свидетельствовать о нарушенных обязательствах по условиям доставки.
  3. Причинение вреда здоровью пассажира.
  4. Недостача элементов груза.
  5. Потеря объекта транспортировки.

Чтобы правильно оформить жалобу, кроме Гражданского кодекса РФ пригодится и Транспортный Устав, согласно которому при задержке поставки груз может быть подан в розыск, а поскольку перевозчик ответственен за своевременное выполнение обязательств, то выплачивает компенсацию, если груз пришёл позднее заявленного срока.

Список документов, требуемых для оформления рекламации, отличается в зависимости от вида трансфера, подробная информация об особенностях составления для авиакомпаний, ж/д перевозчиков и пр. содержится в Приказе № 42 от 18.06.2003 «О правилах предъявления и рассмотрения претензий».

Для наглядности ниже представлен образец написания претензии.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Отсутствие претензионного письма транспортной компании делает невозможным подачу иска в суд, поэтому последовательность действий обязательна. При подаче жалобы перевозчику следует учитывать особенности предъявления претензий, вытекающих из перевозки грузов.

Претензионный порядок важно соблюдать во избежание истечения срока исковой давности, в случае с транспортировками он не должен превышать одного года. Время подачи рекламации зависит от нескольких факторов, таких как тип трансфера, транспорта, условий контракта.

Так, законом регламентированы сроки предъявления претензии:

  • при повреждении груза заявлять об этом можно сразу же после его получения, зафиксировав на месте факт порчи имущества;
  • при потере груза – спустя 30 дней от последней даты предполагаемой поставки, через 10 дней, если речь о доставке воздушным транспортом, а в смешанном сообщении – по истечении четырёх месяцев;
  • при нарушении сроков доставки – со дня просрочки.

Претензия по поводу нанесения вреда имуществу предъявляется не позднее шестимесячного срока, а для взыскания денежных компенсаций необходимо заявить в 45-дневный срок. Рассматривать претензию перевозчик может не более чем в течение 30 дней согласно принятым нормам законодательства.

Кроме того, чёткие сроки могут быть прописаны в договоре. Клиенту в этот период, но не позднее его окончания, даётся письменный ответ. Перевозчик может предложить также альтернативные пути решения вопроса.

Если всё же ответ не был получен, можно сразу же обратиться в суд, приложив к иску, в том числе копию претензии и документа, подтверждающего, что бумага была направлена перевозчику.

Международные авиаперевозки предполагают иные правила. Так, претензия ограничена недельным сроком для багажа, двухнедельным – для грузов. При просрочке доставки период составит 21 день, а при потере багажа – 18 месяцев. Направить рекламацию перевозчику можно несколькими способами, например:

  1. Лично принести жалобу в офис компании, где уполномоченный сотрудник при принятии бумаги обязан поставить отметку, а также заверить документ подписью, печатью и указать дату.
  2. По почте. В таком случае лучше сделать это заказным письмом с уведомлением о получении, которое следует сохранить в доказательство доставки претензии перевозчику. Исключить возможность заверений перевозчика в суде, что в конверте не было претензии, можно, отправив письмо с описью.
  3. В некоторых случаях возможна подача заявления через интернет.

На практике многие перевозчики не желают возмещать причинённый ущерб, специально затягивая сроки, перекладывая ответственность на отправителя, некоторые и вовсе мошенничают.

Бороться с неправомерными действиями можно также с помощью юриста, который уполномочен представлять вас и подавать жалобу сам, а также сразу же фиксировать нарушения, например, если перевозчик отказывается принимать претензию.

Образец и содержание претензии

Приведём в пример образец написания претензии об утере груза:

Генеральному директору ООО «Трансфер» Демченко Ю.В.

адрес: 119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16

от ООО «Строй-центр» адрес: 123022,

г. Москва, ул. Новодмитровская, 5А

Претензия

Источник: https://econom-trans.ru/docs/pretenziya-o-nevypolnenii-usloviy-perevozki-gruza.html

Виды ответственности сторон по договору перевозки грузов

В случае нарушения срока перевозки груза

Организация доставки груза начинается с подготовления сопроводительных документов, так как на это требуется уделить много времени.

Важным документом при поставке товара с пункта отправки в пункт назначения выступает договор, в котором указывается предмет договора, обязанности и ответственность сторон, участников процесса доставки. Договор выступает не обязательным документом.

Он заключается по взаимному согласию сторон и не требует утверждения в государственных органах, службах.

Договор грузоперевозки заключается по взаимному согласию сторон

Концепция ответственности

Для того чтобы понимать меру ответственности за доставку груза, отправителю и перевозчику нужно знать, что лежит в основе ответственности, за что отвечает понятие и какие виды обязательности есть.

После подписания договора, перевозчик берет на себя ручательство доставить груз в пункт назначения, в пункт, который согласован с заказчиком и указан в договоре.

Такое действие возлагает на перевозчика имущественную ответственность, что регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Процесс взаимного согласия и выполнения условий перевозки регулирует не только договор и ГК РФ, также транспортный устав. Ответственность за некорректное предоставление услуг перевозки груза предусмотрена в 793 статье Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Закон придает большего значения ответственности за перевозку груза, чем другому виду ручательства, так как в процессе доставки товара выделяют понятие ограниченной ответственности.

Взыскание может быть не только за нарушение условий договора, а и при нарушении действий во время организации грузоперевозки. Это может быть задержка при доставке перевозчиком транспортного средства для погрузки товара.

Обязательство лежит и на отправителе, он должен использовать предоставленный автомобиль. Это регулируется 794 статьей ГК РФ.

Обязательство отправителя

Согласного условиям договора, ответственность за процесс доставки товара несут две стороны, как отправитель, так и перевозчик. При нарушении своих обязательств, к отправителю применяются меры:

  1. В соглашении сторон принять участие в процессе доставки товара указывается количество доставляемых позиций. Если отправитель нарушает обязательство и предоставить количество единиц товара меньше, чем указано в документе, то к нему применяются штрафные санкции. Штраф оплачивается компании, которая занимается организациею поставки содержимого багажа. Размер штрафных санкций зависит от количества непредоставленного товара. Согласно ГК РФ: «В размере процентов от стоимости перевозки не предъявленного груза«.
  2. Если отправитель нарушает пункт а, б, е восьмой статьи договора перевозки методично, планомерно и производит оплату на непостоянной основе, то компания, что производит поставку багажа имеет право прекратить доставку, придержать багаж у себя. Перед началом действий, организация должна поставить отправителя в известность за пять дней.

Себестоимость товара зависит от средней рыночной цены и промежутка, расстояния между пунктом отправки и поставки.

Если заказчик нарушает сроки оплаты услуг грузоперевозчика, последний вправе задержать багаж до внесения денежных средств

Обязательство перевозчика

В период поставки багажа, перевозчик может доставить товар в неполном составе, с повреждением упаковки, внешнего вида. Утрата товара подразумевает под собой невозможность предоставить получателю багаж на протяжении тридцати календарных дней после окончания основного срока поставки.

Поставка груза в неполном составе подразумевает под собой частичную доставку, с неточным весом, количеством позиций. При возникновении такой ситуации нужно составить протокол, и указать несоответствия.

Если протокол составляет перевозчик сам, без участия отправителя, получателя, то согласно четвертому пункту 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации, он не имеет силы. Это учитывается при разбирательстве в суде. Ответственность за доставку товара лежит на перевозчике.

Для того чтобы избежать меру наказания, ему нужно доказать, что утрата, недостача, повреждение товара произошли под влиянием сил и действий, которые он не мог предотвратить.

Дополнительные обстоятельства

В транспортном законодательстве есть ряд случаев, когда нарушения правил поставки груза, мера ответственности и отправителя и получателя имеет смягченный характер. К обстоятельствам относятся:

  1. Свойства товара самостоятельно терять вес. Это могут быть продукты питания, которые поставляются на длительное расстояние между пунктами отправки и назначения.
  2. Недостаточное количество тары, упаковки, в которой поставляется багаж и невозможность их замены.
  3. Если товар имеет особенные свойства, характеристики, то эту информацию отправитель должен предоставить в сопроводительных документах. Если такого примечания нет, то ответственность за недостачу или порчу груза с перевозчика снимается.
  4. Багаж должен быть соответствующего вида, без лишней влаги, порчи.

Груз должен быть доставлен в целости и сохранности

Снятие мер наказания законным путем

Закон предусматривает случаи, когда грузоперевозчик может снять с себя ответственность на законных основаниях. К таким случаям относятся:

  1. Не будет нарушением, если перевозчик доставит содержимое багажа в том виде, который предоставила сторона отправителя, в контейнере, упаковке с пломбами, маркировкой.
  2. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит своего представителя, сопровождающего груз.
  3. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит в документации, несоответствующую содержимого багажа, информацию. Если часть информации будет скрыта.
  4. Не будет нарушением, если сторона отправителя одобрит поставку багажа в транспортном средстве открытого типа, в открытом кузове прицепе. На такой груз может иметь воздействие погодные условия.
  5. Не будет нарушением потеря веса груза естественным способом в приделах нормы.

Компенсация грузоперевозчиком

Возместить ущерб за порчу, недостачу и нарушение сроков поставки, грузоперевозчик может в той мере, в которой был нанесен реальный ущерб. Это может быть:

  1. Утрата и недостача товара компенсируется соответственно рыночным ценам, стоимости и размеру недостающего и утраченного товара.
  2. Порча товара. Если восстановить внешний вид товара нельзя, то грузоперевозчик должен компенсировать разницу первоначальной цены товара и после порчи. Компенсация может быть и в полном размере стоимости товара. Это решение принимает сторона отправителя и соответствующие органы.
  3. Если сторона отправителя производит отправку дорогостоящего товара, то рекомендовано это делать с объявленной ценностью. При полной потере багажа, грузоотправитель компенсирует стоимость багажа в размере согласно объявленной стоимости. Это действие регулируется и предусматривается вторым пунктом 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Стоимость багажа указывается в договоре, в сопроводительных документах.

Компенсация ущерба в случае порчи багажа оговаривается в одном из пунктов договора

Несвоевременная доставка содержимого багажа

При оплате штрафных санкций, важно учесть фактор, который повлиял на возникновения факта возмещения. Много вопросов и разбирательств возникает при нарушении сроков доставки груза. Если возникает такая ситуация, грузоперевозчик обязан оплатить пеню, возмещение.

Такое правило принято в работу всеми транспортными организациями. Вычисляется размер пени, возмещения в соответствии периода задержки груза и стоимости, размера оплаты за предоставляемую услугу. Ответственность можно изменить. Решение принимают обе стороны действия.

Законодательно регулируются изменения Гражданским Кодексом Российской Федерации, 793 статей.

Не своевременная поставка содержимого багажа может стать причиной того, что он доставлен в несоответствующем виде, с порчей. При возникновении такой ситуации, грузоперевозчик оплачивает и пеню за несвоевременную доставку и штраф за принесенный отправителю ущерб.

Влияние внешней среды

Второй пункт 794 статьи ГК РФ определяет перечень ситуаций, когда участники процесса не несут ответственность за порчу, потерю и не своевременную доставку груза:

  1. Влияние погодных условий, военные действия, пожар, бедствия стихийного характера.
  2. Нарушить и замедлить процесс передвижения транспортного средства могут уполномоченные органы, транспортный устав, кодекс. Законодательная база позволяет остановить движение автомобиля.
  3. Другие случаи. Это может быть приостановление действий на срок не меньше трех суток. Задержка может быть связана с дорожными происшествиями, авариями, погрузкой багажа на платформу.

Источник: https://logoskop.ru/dokumenty/otvetstvennost-storon-po-dogovoru-perevozki-gruzov.html

Юридическое дело
Добавить комментарий