Возможность увольнения со службы по контракту, подписанному при срочной службе

Рапорт о продлении контракта. Рапорт на увольнение военнослужащего: образец

Возможность увольнения со службы по контракту, подписанному при срочной службе

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт.

Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу. Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

воинской части №____

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления.

Первый экземпляр остается в воинской части, а второй – возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота.

При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации.

По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ.

Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу. При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения. в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие. Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия. Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь. Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

До окончания контракта осталось полтора месяца, а мне говорят, что новый контракт мне не подпишут, потому что надо было писать паспорт за 3-4 месяца до конца контракта. Но мне об этом сказали только сейчас! Как мне быть? Могут ли меня уволить? И в течении какого срока в случай увольнения я могу восстановиться на службу в другую часть?

Владимир Сергеевич, Тема вопроса: Увольнение с действительной службы Населенный пункт: мулино

Уважаемый пользователь портала! По существу вашего вопроса могу пояснить следующее: наоборот, командование части заблаговременно должны было провести с вами беседу и уточнить вопрос о заключении следующего контракта или об увольнении по окончанию текущего. Вашей вины тут нет. Поэтому в срочном порядке подавайте письменный рапорт о том, что желаете продолжить службу и просите заключить контракт после окончания текущего.Согласно Положению о порядке прохождения военной службы: 14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы: а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего. Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы.1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. После увольнения, вы так же через военкомат сможете поступить на службу и заключить новый контракт.

К концу срока службы с военнослужащим прекращаются либо пролонгируются служебные отношения. В статье рассматриваются основания и порядок выбытия из армии РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Изучение действующего законодательства позволит изучить нормативные документы о том, как правильно написать военному заявление на увольнение.

Что об этом говорит закон?

Причины увольнения из ВС РФ подробно изложены в законе от 28.03.98 №53-ФЗ, а именно — в статье 51.

Процедура и порядок регулируются Указом Президента РФ №1237.

Источник: //domjilserv.ru/migraciya/raport-o-prodlenii-kontrakta-raport-na-uvolnenie-voennosluzhashchego-obrazec-uvolnenie-po-vozrastu.html

Направление военнослужащего на ВВК — право или обязанность командира?

Возможность увольнения со службы по контракту, подписанному при срочной службе

(Криштопа М. В.)

(«За права военнослужащих», 2006)

НАПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ВВК — ПРАВО

ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ КОМАНДИРА?

М. В. КРИШТОПА

Криштопа М. В., старший лейтенант юстиции, начальник юридической службы войсковой части 30778.

На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее.

Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность.

Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК).

Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п.

124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г. N 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.).

Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.

По рассмотрении рапорта, в соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата.

Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником).

В отличие от указанного случая в соответствии с п. 6 ст.

10 Положения решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его состояния здоровья, а потому, при необходимости, указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.

Соответственно требование военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и желающего заключить новый контракт, основанное только на волеизъявлении самого военнослужащего, командир вправе оставить без удовлетворения.

При переводе к новому месту военной службы. Согласно п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Непосредственно из формулировки рассматриваемого основания перевода следует, что он правомерен постольку, поскольку необходимость в нем имеет служебный характер, вызвана интересами службы.

Осуществление перевода к новому месту службы по служебной необходимости без согласия военнослужащего можно считать общим правилом данного вида перевода.

Однако командир обязан при переводе учесть те случаи, когда в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии прохождение военной службы в местности, куда осуществляется перевод, невозможно для военнослужащего и/или членов его семьи (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним). Перечень медицинских противопоказаний установлен приложением N 13 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы только для отдельных районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями.

Таким образом, при решении вопроса о переводе того или иного военнослужащего к иному месту службы командир (начальник) должен выяснить у него данные обстоятельства.

При этом обязанности командира направлять на медицинское освидетельствование родственников данного военнослужащего не возникает: сам военнослужащий должен доказать командованию невозможность такого перевода, для чего написать рапорт с просьбой о направлении его и/или членов его семьи на медицинское освидетельствование для проведения соответствующей военно-врачебной экспертизы. Только утвержденное заключение соответствующей экспертизы является основанием для признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в данной местности. В случае если такое заключение не будет получено или уведомленный о готовящемся переводе военнослужащий не обратится к командованию с такой просьбой, командир уполномочен представить соответствующему начальнику, имеющему право издания приказа о переводе к новому месту службы, необходимые документы на подчиненного.

Рассматривая отдельный вид перевода — перевод в порядке плановой замены, т. е. перевод в местности, где установлен срок военной службы, — следует отметить, что согласно п.

7 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию в этих местностях). Согласно абз. 2 ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных учебных заведениях, которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях.

Непредставление командиром военнослужащему, членам его семьи возможности прохождения ВВК на предмет годности к прохождению военной службы в местностях, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. N 434, равно как неуведомление военнослужащего о готовящемся переводе, является основанием для отмены как приказа соответствующего начальника о переводе, так и изданного на его основе приказа об исключении из списков личного состава воинской части. Именно на наличие данных обстоятельств, предшествующих переводу, обращают внимание военные суды при рассмотрении подобных дел.

Таким образом, осуществляя подбор военнослужащих для направления в местности, где установлен срок военной службы, командир обязан предоставить время и возможность военнослужащему для написания соответствующего рапорта, а не просто поставить последнего перед фактом, ознакомив с приказом уполномоченного начальника о переводе.

При увольнении военнослужащих. Согласно подп. «а» п.

21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.) командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию. Таким образом, в направлении на ВВК военнослужащему не может быть отказано при увольнении по указанным основаниям, если он подал соответствующий рапорт.

Командир вправе, не учитывая мнения военнослужащего, уволить его досрочно при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность), однако увольнение производится не в связи с состоянием здоровья военнослужащего, а в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения. Следовательно, командир (начальник), учитывая деловые качества и состояние здоровья конкретного военнослужащего, уполномочен принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование по своей инициативе, однако военнослужащий вправе отказаться от такого направления.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда военнослужащий подает командиру рапорт с просьбой направить его на ВВК, обосновывая это резким ухудшением здоровья, плохим самочувствием и т. д.

Дожидаясь наступления срока для принятия решения по своему рапорту, данный военнослужащий обращается за защитой своего права в военный суд с заявлением, в котором обжалует отказ командования в подписании направления на медицинское освидетельствование или непринятие решения по его рапорту.

Источник: //center-bereg.ru/f1904.html

Увольнение с работы

Возможность увольнения со службы по контракту, подписанному при срочной службе

Начало читай тут

Конституция Украины гарантирует каждому гражданину защиту от незаконного увольнения (ч. 6 ст. 43). Данная гарантия обеспечивается путем закрепления целого ряда требований к порядку прекращения трудового договора.

Одним из таких требований является возможность прекращения трудового договора только по предусмотренным действующим законодательством основаниям, общий перечень которых закреплен в КЗоТ. Итак, законодательством предусмотрены такие основания и случаи прекращения трудового договора:

1) соглашение сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ);

2) окончание срока, на который был заключен трудовой договор (п. 2, 3 ч. 1 ст. 23 КЗоТ), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не выдвинула требование об их прекращении (п. 2 ст. 36 КЗоТ);

3) призыв или поступление работника на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу (п. 3 ст. 36 КЗоТ);

4) расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 38 КЗоТ — при расторжении бессрочного трудового договора,ст. 39 КЗоТ— при расторжении срочного трудового договора) (п. 4 ст. 36 КЗоТ);

5) перевод работника по его согласию на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность (п. 5 ст. 36 КЗоТ);

6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 36 КЗоТ);

7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник приговорен (кроме случаев освобождения от отбывания наказания с испытанием) к лишению свободы или к другому наказанию, которое исключает возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 36 КЗоТ);

8) расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа (ст. 40 КЗоТ — по общим основаниям,ст. 41 КЗоТ — с отдельными категориями работников при определенных условиях) (п. 4 ст. 36 КЗоТ);

9) расторжение трудового договора по требованию профсоюзного или другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органа (ст. 45 КЗоТ);

10) расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным контрактом (п. 8 ст. 36 КЗоТ);

11) расторжение трудового договора, в том числе срочного, с несовершеннолетним по требованию его родителей, усыновителей и попечителей, а также государственных органов и служебных лиц, на которых возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, в случае когда продолжение его действия угрожает здоровью несовершеннолетнего или нарушает его законные интересы (ст. 199 КЗоТ);

12) установленное во время испытательного срока несоответствие работника работе, на которую он принят (ст. 28 КЗоТ).

Кроме того, ст. 7 КЗоТ допускает возможность установления дополнительных основанийдля прекращения трудового договора, которые устанавливаются различными законодательными и подзаконными актами и распространяются на определенные категории работников.

Например, согласно ст. 30 Закона о госслужбегосударственная служба может прекращаться в случаях:

— нарушения условий реализации права на госслужбу, определенных ст. 4 Закона о госслужбе;

— несоблюдения связанных с прохождением госслужбы требований, установленных ст. 16 Закона о госслужбе;

— достижения госслужащим предельного возраста прохождения государственной службы;

— отставки госслужащих 1 и 2 категории согласно ст. 31 Закона о госслужбе;

— выявления или возникновения обстоятельств, которые препятствуют пребыванию государственного служащего на госслужбе (ст. 12 Закона о госслужбе);

— отказа госслужащего от принятия присяги или ее нарушения;

— неподачи или подачи госслужащим неправдивых сведений о его доходах.

Рассмотрим требования к порядку прекращения трудового договора по наиболее распространенным на практике основаниям более подробно.

4.2. Каковы особенности прекращения трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ)

Отличительная черта этого основания прекращения трудового договора от других, предусмотренных КЗоТ, следует из самой его формулировки.

В данном случае трудовой договор может быть прекращен в любое время после достижения согласияпо этому поводу между работником и собственником предприятия (уполномоченным им органом).

При этом инициатором прекращения трудового договора может быть как работник предприятия, так и собственник (уполномоченный орган).

Обращаем внимание, что само по себе согласие собственника или уполномоченного им органа удовлетворить просьбу работника об увольнении в любое время (т. е.

до окончания предусмотренного законодательством двухнедельного срока предупреждения) не означает, что трудовой договор прекращен по п. 1 ст. 36 КЗоТ, если не было договоренности сторон именно об этом основании прекращения трудового договора.

В этом случае увольнение считается произведенным по инициативе работника (ст. 38 КЗоТ)*. На это обращает внимание и ВСУ в абзаце втором п. 8 постановления № 9.

* Подробнее об особенностях прекращения трудовых договоров по инициативе работников см. на с. 52.

Соглашение сторон может быть основанием для прекращения как срочных трудовых договоров, так и трудовых договоров, заключенных на определенный срок. В то же время на практике необходимость в прекращении трудового договора на основании п. 1 ст.

36 КЗоТ возникает, как правило, у сторон срочного трудового договора для досрочного его прекращения. Дело в том, что по инициативе работника срочный трудовой договор может быть прекращен досрочно только при наличии уважительных причин, предусмотренных ст. 39 и ч. 1 ст. 38 КЗоТ.

По инициативе собственника предприятия досрочное прекращение срочного трудового договора также требует наличия оснований, предусмотренных КЗоТ.

Если же ни одна из сторон договора не имеет достаточно веских оснований для досрочного прекращения срочного трудового договора, в этом случае они могут договориться о его прекращении на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ.

Дата увольнения в этом случае определяется сторонами трудового договора по взаимной договоренности.

При этом для увольнения по соглашению сторон характерно отсутствие взаимных претензий и обязанностей сторон в части, например, выплаты выходного пособия, обязательства относительно последующего трудоустройства, предварительного предупреждения об увольнении или согласования увольнения с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Еще одна особенность прекращения трудового договора на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ касается возможности отзыва заявления об увольнении по соглашению сторон, в случае если инициатива увольнения принадлежит работнику. Как известно, отзыв заявления об увольнении в одностороннем порядке — безусловное право работника, но только если трудовой договор с ним прекращается на основании ст. 38 КЗоТ, т. е.

в случае увольнения по собственному желанию. В случае прекращения трудовых отношений между работником и работодателем на основании соглашения сторон заявление работника об увольнении в одностороннем порядке не может быть отозвано. Аннулирование договоренности о прекращении трудового договора может иметь место только при взаимном согласии собственника или уполномоченного им органа и работника.

Такой вывод подтверждает и судебная практика. Судебная палата по гражданским делам ВСУ в определении от 25.02.2004 г. отметила, что при прекращении трудового договора по соглашению сторон (на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ) возможность отзыва работником своего заявления не предусмотрена, в отличие от увольнения по собственному желанию.

4.3. Как уволить работника в связи с окончанием срока действия трудового договора (п. 2 ст. 36 КЗоТ)

Возможностьпрекращения срочного трудового договора по окончании его срока действия дает п. 2 ст. 36 КЗоТ. При этом обращаем внимание, что на этом основании может быть прекращен только срочный трудовой договор, заключенный в строгом соответствии с требованиями ст. 23 КЗоТ.

Если же по каким-либо причинам трудовой договор с работником не отвечает установленным правилам, то условие о сроке считается незаконным, а сам договор считается заключенным на неопределенный срок. Следовательно, такой договор не может быть прекращен на основании п. 2 ст.

36 КЗоТ.

Прекращение срочного трудового договора по истечении его срока не требует от работника оформления заявления об увольнении. Собственник предприятия (уполномоченное им лицо) также не обязан предупреждать или каким-либо образом заранее информировать работника об увольнении.

В то же время истечение срока трудового договора не влечет за собой автоматическое увольнение работника. Дело в том, что согласно требованиям того же п. 2 ст.

36 КЗоТ истечение срока является основанием для прекращения срочного трудового договора, кроме тех случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не выдвинула требования об их прекращении.

Поэтому работодатель в последний день срока договора должен издать приказ об увольнении работника*. При этом необходимо ознакомить работника с оригиналом такого приказа под роспись.

* О порядке оформления приказа об увольнении см. с. 77.

Следует отметить, что к срокам истечения срочных трудовых договоров нужно относиться очень внимательно, ведь прекращение трудового договора при истечении его срока возможно только в течение одного дня.

Источник: //buhgalter.com.ua/articles/details/3569/

Увольнение «контрактников» и кадровых офицеров. Законодательные нормы и особенности | Экспресс-Новости

Возможность увольнения со службы по контракту, подписанному при срочной службе

Как и при работе на гражданском предприятии, так и при исполнении воинских обязанностей, увольнение сопровождается приказом руководителя (командира). Однако, расторжение контракта о прохождение военной службы, как и увольнение в запас кадрового офицера, проводится с учетом «армейской» специфики, что обусловлено требованиями Федеральных законов о воинской службе.

Эксперты информационного агентства «Экспресс-Новости» предлагают ознакомиться с «тонкостями процедуры» увольнения «в запас» и ухода в отставку в 2018 и 2019 годах.

Законные основания для увольнения военнослужащего

В структуре российской армии существует два вида военнослужащих-контрактников, подписывающих контракт на выполнение воинских обязанностей, в котором оговариваются и условиях их увольнения – это рядовой и сержантский состав, а также кадровые офицеры.

В соответствии с действующим федеральным законодательством, «военный человек» может быть уволен со службы по одному из трех вариантов:

  • «в запас» – если не превышен максимальный возраст, позволяющий выполнять воинские обязанности, а также отсутствуют медицинские противопоказания для этого;
  • «в отставку» – при превышении максимального возраста либо наличии медицинских показаний, позволяющих признать гражданина не пригодным для воинской службы;
  • при назначении судом данной меры пресечения.

В отличие от солдат и сержантов срочной службы, уволенных в запас осенью 2018 (готовящихся к увольнению весной 2019 года) по приказу министра обороны, исполняющие воинские обязанности по контракту увольняются в каждом конкретном случае индивидуально.

Основные положения, регулирующие увольнение «в запас» или «в отставку», изложены в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», а также «О статусе военнослужащих». Причинами для расторжения военного контракта с рядовыми и офицерами являются:

  1. Достижение военнослужащим, в основном офицером, определенного возраста, поскольку для каждого звания и занимаемой должности установлен свой возрастной ценз.
  2. Завершение срока действия ранее подписанного контракта, что предполагает, либо его продление, либо «уход на гражданку».
  3. Состояние здоровья, что должно быть подтверждено заключением военно-врачебной комиссии, признающей контрактника (кадрового офицера) непригодным к продолжению службы.
  4. Лишение воинского звания.
  5. Нарушение условий контракта.
  6. Личное желание военнослужащего «не продлевать» контракт.

Обращаем внимание, что для мужчин максимальный возраст исполнения воинских обязанностей колеблется от 50 до 65 лет (все зависит от воинского звания), для женщин – 45 лет.

В ряде случаев, с военнослужащими, даже достигнувшими предельного возраста, может быть подписан новый контракт. Для высшего офицерского состава и генералитета предельный возраст исполнения воинских обязанностей может быть увеличен до 70 лет, для старших офицеров – до 65 лет.

Досрочное увольнение «в запас» контрактника, а тем более кадрового офицера, невозможно без его согласия, если нет необходимой выслуги лет (не заработана «офицерская пенсия»). Правда, данное правило действует лишь в случае, если военнослужащий не нарушает условия контракта, нет решения суда, предполагающего его увольнение.

Увольнение военнослужащего в связи с утратой доверия

В связи со стремительной коммерциализацией практически всех видов государственной деятельности, «добравшейся» и «до армии» (скандал с Сердюковым и Васильевой), положение об увольнении военнослужащего с формулировкой «утрата доверия» было расширено законодателями в последнее время. Итак, исполняющего воинские обязанности по контракту рядового (сержанта), а также офицера, могут уволить в связи с утратой доверия к нему вышестоящего должностного лица, если:

  • «контрактник» является стороной конфликта интересов и не принял мер по его предотвращению (урегулированию);
  • не были представлены сведения о доходах/расходах, об имеющемся имуществе, либо имущественных обязательствах, как самого военнослужащего, так и его близких родственников;
  • представлены недостоверные (неполные) данные о доходах/расходах, имуществе (имущественных обязательствах), как самого контрактника, так и его близких родственников (изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ);
  • установлено участие служащего по военному контракту (кадрового офицера) в управлении коммерческой структурой с получением соответствующего вознаграждения;
  • военнослужащий «занялся» предпринимательской деятельностью;
  • стало известно о его «вхождении» в состав органов управления, попечительских (наблюдательных) советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, «работающих» на территории Российской Федерации;
  • военнослужащий (супруга, несовершеннолетние дети) нарушают требования Федерального закона, запрещающего хранить денежные средства в расположенных за границей банках;
  • исполняющий воинские обязанности начальствующего состава не принял мер по урегулированию (предотвращению) конфликта интересов, вызванному личной заинтересованностью его подчиненного.

Иные причины, позволяющие командованию уволить военнослужащего

Увольнение военнослужащего, исполняющего свои обязанности по контракту, может быть проведено в связи с прекращением гражданства РФ, либо приобретения (получения) им гражданства другого государства.

Законодательством предусмотрено досрочное «расторжение контракта» с военнослужащим в связи с организационно-штатными мероприятиями или при его переходе на службу:

  • в Министерство внутренних дел;
  • в войска Росгвардии;
  • в Государственную противопожарную службу;
  • в структурные подразделения уголовно-исполнительной системы;
  • в Федеральную таможенную службу.

Достаточными основаниями для увольнения из рядов российской армии является неисполнение условий контракта, а также отказ в допуске к гостайне (лишение допуска) и нарушении запретов (ограничений), связанных с исполнением воинских обязанностей.

Обращаем внимание, что контракт с военнослужащим может быть «расторгнут» и в случае непрохождения обязательных химико-токсикологических исследований с целью выявления в организме наркотиков (психотропных лекарственных препаратов) и их метаболитов.

Подобная мера предусмотрена также и при совершении им админправонарушения, связанного с употреблением наркотиков (психотропных лекарственных препаратов, иных психоактивных веществ, представляющих потенциальную опасность) без назначения врача.

Следует помнить, что увольнение «контрактника» за «неисполнение им контракта» осуществляется лишь на основании заключения аттестационной комиссии, кроме случаев, когда увольнение предусмотрено в качестве дисциплинарного взыскания.

При увольнении военнослужащего, заключившего контракт на исполнение воинских обязанностей на дату, когда он не находился «в запасе» и не выслужил срок срочной службы, он направляется для продолжения службы по призыву (срок исполнения воинских обязанностей по контракту засчитывается из расчета 2 дня за 1 день срочной службы).

Прекращение «контрактной» воинской службы по инициативе военнослужащего

Как и при трудовых взаимоотношениях «на гражданке», закон защищает права военнослужащих, предоставляя им возможность по собственному желанию инициировать «расторжение контракта». Досрочное увольнение возможно:

  1. При постоянном и существенном нарушении в его отношении условий контракта.
  2. По состоянию здоровья – это должно быть подтверждено заключением военно-врачебной комиссии.
  3. При невозможности члена семьи проживать в местности, где проходит службу, а также при отсутствии возможности нести службу в местности, благоприятной по медицинским показаниям для проживания указанного члена семьи.
  4. При изменении места расположения части, где исполняет свои обязанности муж-военнослужащий (жена-военнослужащая), что требует переезда семьи в другую местность.
  5. При невозможности полноценно исполнять воинские обязанности, что обусловлено необходимостью постоянного ухода за одним из членов семьи – для подтверждения требуется заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства семьи военнослужащего.
  6. Если требуется уход за ребенком, не достигшим 18-летнего возраста, воспитываемым военнослужащим без матери (отца).
  7. При необходимости исполнения обязанностей опекуна (попечителя) несовершеннолетнего родного брата (несовершеннолетней родной сестры), если нет других лиц, обязанных содержать указанных граждан.
  8. При наделении военнослужащего обязанностями высшего должностного лица субъекта РФ либо назначении его временно исполняющим данные обязанности, либо избрании (назначении) его членом Совета Федерации РФ.
  9. При избрании депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом «муниципального» представительного органа (главой муниципального образования), необходимости выполнения им своих обязанностей на постоянной основе.

Порядок увольнения военнослужащих в запас

Увольнение военнослужащего-контрактника (кадрового офицера) «по собственной инициативе» начинается с подачи им рапорта на имя командира части, в котором непременно указывается причина, побудившая к прекращению воинской службы.

Командир части своим приказом создает комиссию (не менее 3-х человек вышестоящих офицеров). Если же причиной увольнения по инициативе контрактника является состояние здоровья, собирается военно-врачебная комиссия. При положительном для военнослужащего решении, составляется приказ об увольнении с обязательным указанием «в запас» или «в отставку».

Поскольку для «контрактника» воинская служба является «работой», дальнейшие процедуры соответствуют трудовому законодательству России. В первую очередь, естественно, интересуют денежные вознаграждения и компенсации, а именно:

  1. Единовременное пособие – если срок воинской службы был менее 20 лет, полагается двухмесячный оклад, если более 20 лет – полагается пособие в размере 7 окладов.
  2. Премии – исчисляются в размере 25% от оклада, однако, выплачиваются лишь по усмотрению командования.
  3. Дополнительный оклад полагается, если во время воинской службы увольняемый был удостоен наград.
  4. Заработная плата.
  5. Компенсация за неиспользованные дни отпуска.

И, напоследок, увольнение с воинской службы генералов и высшего офицерского состава производится исключительно Верховным главнокомандующим (Президентом РФ). Увольнение в запас (отставку) военнослужащих, в воинских званиях до полковника (для ВМФ это капитан 1 ранга), производится на основании «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного приказом МО России.

#Обязанности #Приказ #Увольнение в запас #Военнослужащий #Контракт #Служба в армии по контракту #Офицер

Подпишитесь на наши аккаунты в Яндекс Дзен, ВКонтакте, , , , Instagram, , Pinterest. Будьте в курсе последних новостей!

Источник: //express-novosti.ru/society/2147491980-prikaz-ob-uvolnenii-v-zapas-voennosluzhashchih-kontraktnikov-i-kadrovyih-ofitserov.html

Юридическое дело
Добавить комментарий