Можно ли вернуть деньги за страховку на купленное авто, если номера оказались поддельными?

Чем рискует покупатель подержанного автомобиля?

Можно ли вернуть деньги за страховку на купленное авто, если номера оказались поддельными?

“Машину хотел очень давно. На новую денег не было, а лезть в долги не хотелось, поэтому решил купить подержанное авто. Выбирал долго и присмотрел один вариант, который устраивал как по цене, так и по возрасту.

Визуально машина не вызвала подозрений, но оказалось, что у продавца только копия техпаспорта.

Я насторожился, обратился к нотариусу, и не зря: автомобиль оказался кредитным, о чем продавец, разумеется, не сообщил”, – рассказал предприниматель из Черкасс Сергей Авдеев.

Техпаспорт — главный документ на авто. В документе записаны данные владельца (ФИО, адрес), которые нужно сверить с его гражданским паспортом. Кроме того, в техпаспорте указаны год выпуска авто, номера двигателя и кузова, которые тоже нужно проверить при осмотре машины.

Если же в том месте, где нанесен номер, видны следы обработки наждачной бумагой, сварки, свежей краски, стоит насторожиться. Еще в техпаспорте указано, где было куплено авто. Например, номер справки-счета автосалона – ее также нужно просить у владельца. Если же автомобиль был пригнан из-за рубежа, у продавца должна быть копия таможенной декларации.

А еще стоит потребовать от продавца сервисную книжку с отметками о прохождении регулярного техобслуживания, особенно, если авто до сих пор на гарантии. 

Если продаваемое авто уже снято с учета, то у владельца обязательно должна быть учетная карточка (в нее делается запись после проведения сделки), квитанция об уплате транспортного сбора и справка из МРЭО о том, что машина не находится в угоне, а номера агрегатов (кузова, мотора и т. д.) — не поддельные. 

Чтобы подстраховаться, покупатель может сам через любого нотариуса сделать запрос в инфоцентр Министерства юстиции о том, не находится ли машина в залоге у банка (это стоит 34 грн.). 

Нередки ситуации, когда продаются машины, купленные ранее по генеральной доверенности (об этой схеме — ниже), однако юристы считают продажу машины, не зарегистрированной на продавца, одной из самых популярных афер, и “Деньги” с ними полностью согласны.

Риски доверия

Самый привлекательный, на первый взгляд, способ приобрести подержанное авто — через оформление генеральной доверенности. Только вот доверенность не дает покупателю права собственности на машину, а лишь позволяет пользоваться ею какое-то время (максимум 10 лет).

Но при этом документ помогает изрядно сэкономить на уплате налогов и постановке на учет в ГАИ. Ведь сделка по купле-продаже фактически не проводится: продавец не оплачивает подоходный налог, и автомобиль не нужно снимать с учета и регистрировать на покупателя.

При этом стоимость оформления “генералки” — всего 250-500 грн. 

Впрочем, экономия может обернуться неприятностями. “Чтобы у “покупателя” отобрали машину, “продавцу” достаточно написать заявление в милицию. Жаловаться в прокуратуру или еще куда-то бессмысленно, ведь юридически доказать свои права невозможно”, – говорит юрист LCF Law Group Марьяна Гармаш. 

Безопасно оформлять доверенность лишь тогда, когда машину продает близкий друг или родственник. В иных случаях лучше купить автомобиль “по закону”.

Купить и спать спокойно

Первый способ провести сделку по покупке авто — через комиссионную фирму, которая оформит справку-счет. Такие “конторы” можно найти через Интернет, на авторынках и даже в автосалонах. Кстати, при комиссионной фирме уже есть эксперты, которые оценят машину. Цена справки — 500-2000 грн.

За нее платит либо сам покупатель, либо совместно с продавцом. А уж оформив справку-счет и взяв учетную карточку (ее выдают в ГАИ при снятии авто с учета) со старым техпаспортом, можно смело отправляться в МРЭО регистрировать авто на себя.

Главный риск — отсутствие ответственности продавца, если на следующий день у авто отвалятся колеса или выпадет мотор, так как справка-счет не является договором по своей сути и ответственность сторон не предусмотрена. Кроме того, “комиссионка” не несет ответственности за факт передачи денег.

Поэтому продавец обязан написать расписку, где будет четко зафиксировано: покупатель деньги передал, продавец — принял.

Другой путь — оформить договор купли-продажи у нотариуса. На основании этого документа ГАИ должно поставить авто на учет. Кстати, нотариус обязательно проверяет, не является ли авто кредитным. Увы, способ хоть и наименее рискованный, но и самый дорогой (см.

таблицу “Способы покупки авто “с рук”). Обычно все затраты при таком оформлении стороны делят между собой в равных частях. Кстати, договор может защищать покупателя.

“В договоре купли-продажи стоит предусмотреть возврат денежных средств и уплату штрафных санкций продавцом в случае выявления при эксплуатации авто серьезных дефектов, возникших по вине предыдущего владельца, — рекомендует управляющий партнер ЮК “Правовая гильдия “ВикториАл” Виктор Мороз.

— То же можно предусмотреть на случай возникновения проблем юридического характера”. Действительно, с согласия продавца эти оговорки также можно внести в документ.

Только бдительность

Прояснив юридическую “чистоту” машины, нужно тщательно обследовать ее техническое состояние. Увы, встречаются “очень тяжелые” случаи: прежде всего, стоит остерегаться покупки авто, использовавшегося в качестве такси. Такие машины можно узнать по большому пробегу — от 30-40 тыс.

км в год, а также по изрядно “потрепанному” салону. Вторая неприятность — покупка авто-“утопленника”. Такие машины отличаются подозрительным запахом в салоне, проблемами с электроникой, коррозией на стойках и стальных деталях.

Обычно несложно распознать автомобили, побывавшие в тяжелых ДТП — их кузов деформирован, а детали перекрашены или заменены, а также машины с “убитыми” двигателями и сильно проржавевшими кузовами.

Чтобы выявить скрытые дефекты, нужно обязательно продиагностировать машину на “своем” СТО, где уж точно выявят существующие и потенциальные “болячки”, а также скрытые продавцом факты: ДТП, “скрученный” пробег, требующие ремонта или замены узлы.

 Нередко продавцы завышают цену из-за того, что авто — на гарантии. С одной стороны гарантия — это хорошо, поскольку по сервисной книжке можно видеть историю авто. Но быть на 100% уверенным, что продавец обращался только в официальный сервис, невозможно.

Не исключено, что основной ремонт проводился у “дяди Васи” в гараже, и лишь техобслуживание — у официалов. И только после полноценной диагностики на СТО можно будет свериться с сервисной книжкой и определить, насколько честен продавец.

 Снизить риски при покупке б/у автомобиля можно, приобретая машину через trade-in в автосалоне. Это комфортный способ как для покупателя, так и для продавца — автосалон выступает в роли посредника, который занимается всеми вопросами оформления.

Конечно, заплатить придется на 3-10% больше, чем в случае покупки на базаре. Зато салон глубоко проверит юридическую “чистоту” автомобиля и его техническое состояние.

Способы покупки авто «с рук»

Покупка по генеральной доверенностиОформление справки-счета Заключение договора купли-продажи
Порядок действий1. Выбрать машину;2. Продавцу оформить доверенность на покупателя у нотариуса (250-500 грн.);3. Передать продавцу деньги за авто под расписку.1. Продавцу снять авто с учета;2. Покупателю вместе с продавцом обратиться в комиссионную фирму и предоставить:- паспорта обеих сторон;- старый техпаспорт (с учетной карточкой, выданной в ГАИ);- идентификационный код продавца;- акт оценки автомобиля (либо провести оценку на месте);3. Покупателю получить счет-справку (стоит 500-2000 грн.), техпаспорт авто вместе с учетной карточкой;4. Передать деньги продавцу;5. Поставить авто на учет (от 2500-3000 грн.).1. продавцу снять авто с учета и провести его оценку;2. покупателю вместе с продавцом обратиться к нотариусу и предоставить:- паспорта обеих сторон;- старый техпаспорт (с учетной карточкой, выданной в ГАИ);- идентификационный код продавца;- акт оценки автомобиля;3. Покупателю получить свой экземпляр договора, техпаспорт авто вместе с учетной карточкой;4. Оплатить до 5% пошлины и услуги нотариуса (до 5% суммы сделки);5. Передать деньги продавцу;6. Поставить авто на учет (от 2500-3000 грн.)
Затраты покупателя250-500 грн.3000-5000 грн.3-5% стоимости авто
Преимущества– просто, дешево и быстро;- не требует перерегистрации авто.– относительно недорого;- можно проверить «родословную» авто.– нотариус обязательно проверяет, не находится ли авто в залоге;- можно предусмотреть ответственность продавца за обман.
Недостатки– покупатель не становится реальным собственником авто;- высока вероятность лишиться авто.– не предусматривает ответственности продавца за обман и скрытые дефекты;- не контролируется передача денег и авто.– сделка значительно дороже;- расторгнуть договор и вернуть деньги все равно непросто.

 Резюме: при покупке авто с пробегом нужно тщательно проверить его родословную через ГАИ, обследовать машину на СТО, а также избегать оформления сделки через генеральную доверенность.

Источник: http://dengi.ua/clauses/83059_Chem_riskuet_pokupat_poderzhannogo_avtomobilya.html

Что делать, если ОСАГО оказался поддельным инструкция

Можно ли вернуть деньги за страховку на купленное авто, если номера оказались поддельными?

Способы проверить подлинность полиса ОСАГО и избежать покупки поддельного.

Многие водители сомневаются в подлинности имеющегося у них страхового полиса. Неудивительно. Этот документ способен защитить от множества проблем и дополнительных расходов при попадании в ДТП. Поэтому следует проверить ОСАГО сразу при его получении, визуально оценив полис, а затем дополнительно уточнить информацию в базе «Российского союза автостраховщиков».

Проверка подлинности при получении полиса

Чтобы проверить полис ОСАГО, достаточно внимательно осмотреть его при получении. Это документ строгой отчетности, соответствующий определенным требованиям, в том числе:

  • размеры. При проверке ОСАГО просто приложите бланк к листу A4. Полис должен быть длиннее примерно на 10 мм;
  • лицевая сторона. Спереди на полисе видна зеленовато-голубая микросетка, которая наносится по всей площади;
  • обратная сторона. Подлинность ОСАГО легко определяется по небольшой полоске, шириной всего в 2 мм, справа;
  • бумага. При производстве бумаги используются красные ворсинки, которые видны вкраплениями по всей площади бланка;
  • защитные знаки. Чтобы убедиться в подлинности полиса ОСАГО, посмотрите его на просвет. Вы должны увидеть водяные знаки с изображением эмблемы «Российского союза автостраховщиков»;
  • качество краски. Посмотрите на руки, после того как подержали полис. На них не должно остаться цветных разводов или других следов;
  • выпуклый номер. Потрогайте номер полиса, расположенный в верхнем правом углу, он должен быть выпуклым на ощупь.

По этим параметрам можно убедиться в качестве полиса ОСАГО без использования базы данных. Мошенники не будут подделывать столько степеней защиты, учитывая невысокую стоимость поддельных бланков.

Но у них может оказаться на руках поддельный полис, который визуально отличить невозможно. Здесь на помощь придет база ОСАГО.

Как проверить полисы по базе данных «РСА»

Вся информация о выданных полисах заносится в базу «Российского союза автостраховщиков». Каждый водитель может воспользоваться ей, чтобы проверить подлинность своей страховки. Для этого достаточно знать следующую информацию:

  • серию полиса. Сейчас существуют серии ССС, ЕЕЕ и ВВВ. Одна из них напечатана рядом с номером на вашем полисе;
  • номер бланка. Нужно ввести точно так, как он выглядит на вашем бланке.

Это вся информация, которая необходима для проверки подлинности полиса ОСАГО по номеру.

Что показывает проверка

В информационной базе «Российского союза автостраховщиков» содержатся все необходимые данные, в том числе:

  • статус. Текущее состояние полиса. Может быть «украденным», «утраченным», «у страховщика» или «у страхователя». Если все в порядке, то ваш документ должен относиться к последней категории;
  • страховщик, которому был отгружен полис. По этому пункту можно убедиться, взяли ли вы полис у официального представителя страховой компании или совершенно в другом месте;
  • дата продажи. Должна стоять дата, когда вы получили страховку;
  • дата старта действия страховки. Здесь показывается число, с которого начинает действовать купленный полис;
  • дата окончания. Показывает, когда заканчивается срок действия страхового полиса.

Важно помнить, что если вы проверяете подлинность страхового полиса ОСАГО, который только планируете купить, то поля «дата продажи», «дата старта действия» и «дата окончания» должны быть пустыми. Если они заполнены, значит полис уже используется кем-то или был украден. Поэтому стоит отказаться от покупки такой страховки, верояность, что полис пооддельный очень высока.

Что делать, если полис ОСАГО оказался поддельным?

Проверить подлинность ОСАГО онлайн можно буквально за несколько минут. И если такая возможность есть, то стоит потратить время на запрос в базу данных «РСА».
При отсутствии доступа к интернету под рукой, стоит придерживаться следующих рекомендаций, чтобы не купить поддельный полис:

  • не берите незаполненный бланк полиса;
  • обратите внимание на цену. Она не должна быть слишком низкой или отличаться от той, что указана в бланке и чеке;
  • откажитесь от покупки, если полис не имеет всех необходимых систем защиты.

Помните, ответственность за поддельный полис ложиться не только на продавца, но и на покупателя. В случае обнаружения у вас такой бумаги, все может закончиться судебным разбирательством, штрафом от 80 тыс. рублей или заключением до 4 лет.

Дополнить это следует тем, что при попадании в ДТП все расходы по возмещению нанесенного ущерба лягут на ваши плечи. И после этого дополнительно придется стать ответчиком по делу об использовании поддельного бланка полиса.

Если вы планируете заказать полис по интернету или телефону, то подлинность страховки ОСАГО можно проверить следующим образом:

  • спросите у агента номер бланка, на котором будет заключен договор, и название его страховой компании;
  • воспользуйтесь базой «РСА», введите номер и посмотрите, какому страховщику был отгружен полис;
  • если названия компаний совпадают, то посмотрите на поля «дата продажи» и «начало действия». Они должны быть пустыми.

При покупке полиса через посредника стоит проверить и его чистоту. Для этого воспользуйтесь поисковой системой, укажите название контрагента и посмотрите отзывы о нем. Стоит отказаться от покупки полиса, если на посредника обнаружено много отрицательной или компрометирующей информации и вы не уверены, что он не выдает поддельные полисы.

Источник: https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/kak-proverit-osago/

Фальшивых ОСАГО стало больше

Можно ли вернуть деньги за страховку на купленное авто, если номера оказались поддельными?

Рынок наводнили поддельные полисы ОСАГО. По худшим прогнозам, в обороте их может быть до 500 000. Это — огромная цифра, ведь всего в стране чуть больше 5 млн полисов. Выходит, что каждый 10-й может оказаться фальшивым. «Минфин» разобрался, откуда берутся подделки.

Полмиллиона клиентов — немалый рынок. И для того, чтобы разобраться с подделками, сначала нужно определиться, какие они бывают. Нужно различать понятия фальшивый, недействительный и фальсифицированный полис. Фальшивые незаконно изготавливают в типографиях. У них есть все признаки страхового полиса.

Фальсифицированный – это полис, в который незаконно внесены изменения (дописывание, подтирание, подчистка, исправление текста). Сколько на рынке фальшивых и фальсифицированных полисов, не знает никто. Прикинуть можно только возможное количество подделок и недействительных страховок.

По разным подсчетам оно достигает 300-500 000.

Откуда подделки

По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), на 1 октября 2015 года утерянными считалось 104 700 бланков полисов ОСАГО. Это — 2% от заключенных в Украине договоров. Утерянных полисов стало больше – в 2014 году их было всего 0,75%. Еще 322 000 бланков ОСАГО были испорчены.

Полис ОСАГО – бланк строгой отчетности и в любой страховой компании серьезно следят за их сохранностью. Но случаи утери или воровства полисов — не редкость. Испорченные полисы не могут быть повторно использованы для заключения договоров страхования.

Есть процедура уничтожения испорченных бланков полисов в присутствии представителя страховщика, на учете у которого они находятся и представителя МТСБУ. После уничтожения бланков составляется соответствующий акт.

Но все же, как минимум, десятая часть таких полисов также попадает в продажу.

Увеличение количества утерянных полисов связано, в первую очередь, с аннексией Крыма и военными действиями в Донецкой и Луганской областях. По данным МТСБУ общее количество бланков утерянных на оккупированных территориях – 30 000.

Сказать точно, что произошло с бланками, утерянными на оккупированных территориях, никто не может. Вполне вероятно, что часть из них используют мошенники.

МТСБУ утверждает, что не может контролировать продажу полисов в зоне АТО, так как по номеру автомобиля невозможно определить его реальное местонахождение.

В утерянных не учтены бланки компаний, исключенных из МТСБУ – это СК «Гарант-Авто» и СК «Украина».  В МТСБУ говорят, что эти полисы нельзя считать утерянными, они находятся на учете у компаний и должны быть возвращены в МТСБУ. «По состоянию на 21.12.

2015 остатки бланков СК «Гарант Авто» составляют 13 996, а СК «Украина» – 70 410. Эта компания не вернула в МТСБУ ни одного бланка ОСАГО», – говорит Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ.

По факту, часть из этих полисов используется незаконно и продолжает поступать в продажу.

В распоряжении «Минфина» оказался любопытный адвокатский запрос в МТСБУ. В документе говорится о том, что 17 ноября 2015 года произошло ДТП при участии трех автомобилей – ДЭУ, Мазда и Шевроле.

Работники полиции во время оформления ДТП выяснили, что у водителя ДЭУ (на него составлен протокол как на виновного), нет полиса ОСАГО. В базе данных Моторного бюро, при проверке по номеру авто, информации об этом полисе не оказалось.

Уже на следующий день, 18 ноября, водитель автомобиля ДЭУ сообщил, что у него есть полис ОСАГО выданный 12 ноября 2015 года СК «Украина» (эта компания не имеет права продавать полисы ОСАГО с 1 июля 2015 года). В базе МТСБУ этот полис числился как «не использованный».

А уже 26 ноября в базе МТСБУ появилась информация о том, что предъявленный полис оформлен на автомобиль ДЭУ. Хотя это и не сделало его действительным: в полисе не указаны номер платежного документа и расчет страхового платежа.

Адвокат обратился в Бюро с вопросами: кто несет гражданско-правовую ответственность за действия водителя-виновника ДТП, действителен ли полис ОСАГО СК «Украина», выданный после 1 июля 2015 года, и какой порядок действий потерпевших в том случае, если виновный в ДТП предъявляет недействительный полис от СК «Украина»? Бюро ответило, что «адвокатский запрос не может использоваться для предоставления консультаций и  разъяснений норм законодательства».

В Бюро не отрицают, что проблема с бланками ОСАГО выданными СК «Украина» существует. «От имени СК «Украина» договора страхования продолжают заключать и после исключения из МТСБУ.

Еще в августе МТСБУ обратилось в правоохранительные органы и прокуратуру с заявлением о незаконности подобных действий со стороны СК «Украина»», – говорит Владимир Шевченко.

Страховщики судачат, что уже после исключения из членов МТСБУ компания заключила около 60 000 договоров ОСАГО.

Много полисов подделывают типографским способом. По оценкам МТСБУ на рынке больше 100 000 таких «страховок». Вероятной причиной такого явления в Моторном Бюро видят нелегальную печать полисов на полиграфических комбинатах, расположенных на оккупированных территориях. 

В Бюро говорят, что регулярно выявляют факты заключения фальшивых и фальсифицированных договоров. С февраля 2015 года МТСБУ проводит контрольные закупки в регионах. «После внутреннего расследования МТСБУ, документы направляются в органы МВД.

Уже заведено 16 уголовных дел по итогам поверок в Харькове, Днепропетровске, Одессе и Киеве», – рассказывает Владимир Шевченко.

Так, в конце прошлого года в Днепропетровской области Национальная полиция задержала группу мошенников, которая реализовала около 2 5000 фальшивых полисов.

Уберечься от фальшивок

Распознать фальшивку непросто. Часто ее владелец знает, что полис поддельный и предъявляет его только при проверке. В случае ДТП такой автовладелец может сказать, что у него нет полиса страхования ОСАГО. Ведь за использование фальшивых или фальсифицированных документов предусмотрена уголовная ответственность. 

Согласно законодательству, МТСБУ выплачивает компенсацию пострадавшим в ДТП, даже если у виновника ДТП нет ОСАГО или предоставляет просроченный/недействительный документ. Впоследствии МТСБУ может выдвинуть регрессное требование к виновнику ДТП.

Но недействительным или фальшивым полис «автогражданки» может быть признан только в судебной порядке. Пострадавшему водителю заплатят только если судебное решение будет положительным. А если выяснится, что фальшивый полис находился у пострадавшего участника ДТП, МТСБУ не выплатит вообще ничего. Обладателям фальшивок везет.

За весь 2015 год в МТСБУ заведено только 10 дел о страховом возмещении по фальшивым полисам ОСАГО.

Как защититься от подделки? В Бюро советуют при покупке полиса ОСАГО проверять его действие на сайте МТСБУ. зона риска – передвижные пункты продажи на базе обычных автомобилей. Бюро рекомендует покупать полис в стационарных пунктах продаж, офисах, центрах, представительствах страховщиков.

«Купленный дешевле «в кукурузе» страховой полис может обернуться серьезными неприятностями – потерянным временем, дополнительными расходами на покупку настоящего страхового документа и т.д.», – добавляет Валерий Ушневич, заместитель председателя правления СК «Глобус» VIG.

Кроме этого, для получения подтверждения платежа (чек, квитанция), нужно оплатить полис через банк или терминал.

По мнению председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, частично проблему фальшивок и незарегистрированных бланков поможет решить введение в Украине электронного полиса ОСАГО. Среди главных преимуществ такого нововведения – невозможность оборота фальшивых полисов, полное отсутствие утерянных и испорченных бланков.

МТСБУ уже разработало техническое решение для перехода рынка ОСАГО на заключение электронных полисов. До 15 января 2016 года несколько страховщиков тестируют работу системы «Электронный полис».

В дальнейшем планируется полномасштабный запуск в формате пилотного проекта.

«Мы надеемся, что в 2016 году будут приняты изменения в закон ОСАГО в части перехода всего рынка к заключению электронных полисов», – говорит Владимир Шевченко.

  • Полис с изменениями. Например, изменена дата начала или окончания срока действия.
  • Полис-двойник. Серия, номер, печати, страховая компания – все действительное, однако на один договор есть одновременно два владельца.
  • Подделанный типографским способом бланк. Номер может совпадать с реальным номером полиса.
  • Полис ушедшего с рынка страховщика, выданный после его выхода из системы ОСАГО. По закону, такие бланки должны изыматься из оборота и возвращаться в МТСБУ, но, как показывает практика, они надолго задерживаются на рынке.

Мария Шевчук

Источник: https://minfin.com.ua/2016/01/19/13916966/

Варианты аннулирования договора купли-продажи автомобиля между физ лицами

Можно ли вернуть деньги за страховку на купленное авто, если номера оказались поддельными?

Привет всем любителям и пользователям авто!

Сегодня я ознакомлю вас с таким щепетильным вопросом, как аннулирование договора купли продажи автомобиля покупателем или продавцом.

В повседневной практике продаж автомашин с пробегом, с какой бы осторожностью ни проводилась сделка, все равно часты случаи обнаружения всяческих крупных «сюрпризов» уже после её заключения.

Зачастую, столкнувшись с серьезными неприятностями после сделки, ее участник желает расторгнуть договор, но не знает возможно ли это, с какой стороны подступиться к делу и с чего начинать.

Иногда незнание своих юридических прав, приводит к импульсивным и глупым поступкам, наподобие физического рукоприкладства, что может запросто вылиться в уголовное производство и еще большие потери – финансовые и не только. Ведь такой исход вам точно не нужен.

Поэтому я написал для вас обзор на тему аннуляции и оспаривания договоров купли-продажи (ДКП), чтобы, если вдруг возникнет надобность, вам было что прочитать по этому поводу.

Аннулирование покупателем

Для начала давайте разберемся в главных ключевых моментах. Сперва я перечислю основные причины, по которым чаще всего происходит расторжение ДКП:

  • Покупка машины с серьезными или неустранимыми повреждениями, имеющей выявленные покупателем скрытые дефекты;
  • Покупка машины с характеристиками существенно отличными от заявленных;
  • Покупка машины являющейся залоговым имуществом.

Теперь о важном юридическом нюансе. При расторжении ДКП используется следующий основной правовой рычаг:

«Гражданский кодекс РФ» – применяется в случае, если обе стороны являются физическими лицами (продавец и покупатель).

Чаще всего инициатором расторжения такого ДКП бывает покупатель и чаще всего, так или иначе, обманутый продавцом.

К сожалению, и к удивлению многих новичков в тяжбах такого рода, прославленным в судах законом «О защите прав потребителей», при заключенном между физлицами ДКП, воспользоваться не удастся. Этот закон предусматривает «разбор полетов» только если одна из сторон является юридическим лицом.

Но не беда. В качестве основной законодательной базы тут вполне успешно выступает статья 450 и некоторые другие статьи «Гражданского кодекса».

Согласно пункту 2.1 этой статьи ДКП можно расторгнуть, имея на это существенное основание. Вот на сей момент обратите особенное внимание. В пояснении к этому пункту дается определение, что именно подразумевается под «существенным основанием».

Внимание! Существенным основанием для расторжения ДКП служат обстоятельства, при которых покупатель, по факту, оказывается лишен значительной части того, за что он заплатил деньги согласно договору.

То есть это означает, что вы не вправе требовать полного расторжения ДКП, если обнаруженные после сделки «косяки» не имеют особой значимости ни по отдельности, ни в совокупности.

Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений закона и выводов экспертов исключительно по техническим вопросам.

К существенным недостаткам относятся:

  • Снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия.
  • Неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией.
  • Дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.
  • Если выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы).
  • Выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

В этом случае вы вправе просить лишь соответствующей компенсации, что, правда, будет весьма затруднительно осуществить в принудительном порядке. Мое мнение таково, что если вы просмотрели какие-либо мелочи и продавец не согласен вернуть за них соответствующую сумму, то дешевле будет потратиться самому, нежели устраивать из-за этого малоперспективное судебное разбирательство.

Итак, основополагающие моменты мы уяснили, теперь перейдем непосредственно к способам расторжения ДКП между физлицами.

Аннулирование по соглашению сторон

Это самый оптимальный и малозатратный вариант как по деньгам, так и по времени и нервотрепке. Тут следует учесть, что существует две категории расторжения по соглашению сторон:

  • Техническая;
  • Классическая.

Техническое расторжение договора

Применяется в различных случаях каких-либо нестыковок в процессе заключения сделки, делающих ее нежелательной для обеих или одной стороны. Ну, например, вы вдруг решили купить другую машину у этого же продавца, или на авто кто-то оставил залог и явился чуть позже установленного срока и т. п. частности.

В этом случае, расторгнуть ДКП согласны обе стороны, никаких конфликтов не возникает и дело приобретает чисто технический оборот. А делается это так:

  • Если ДКП просто составлены и подписаны в частном порядке, без привлечения каких-либо регистраций и заверений, то они так же просто уничтожаются физически, на чем сделка считается расторгнутой;
  • Если же была сделана запись в ПТС (паспорт транспортного средства), то эта запись зачеркивается и зачеркнутое поле визируется надписью типа: «Договор расторгнут», рядом с которой ставятся подписи сдельщиков (подписи заверять не нужно);
  • Если ДКП заключался с привлечением нотариуса, ТС (транспортное средство) успели перерегистрировать и т. п., то аннуляция происходит с обратной перерегистрацией и нотариальным заверением аннулирования сделки.

Классическое расторжение договора

В этом случае покупатель убеждает продавца расторгнуть ДКП по согласию сторон, по прошествии какого-либо времени после сделки.

Такое расторжение лучше проводить письменно (в свободной форме) даже если согласие полное и бесконфликтное. На деле это, конечно же, бывает редко. Чаще всего со стороны продавца возникает минимум недовольство, а максимум открытое противодействие. Действительно, ведь деньги продавец мог уже потратить, да и просто отдавать лежащее уже в кармане для многих очень тяжело психологически

В случае явного нежелания партнера по сделке ее расторгнуть, вам следует поступить так, как описано ниже.

После не возымевших действие устных предложений и требований (при свидетелях, могущих подтвердить это в суде) аннулирования ДКП, вы должны составить письменную Претензию (в свободной форме), в которой ясно и четко будет указано следующее:

  • Подробный перечень дефектов и несоответствий, выявленных вами в ходе эксплуатации;
  • Настоятельное предложение о добровольной аннуляции ДКП с возвратом денежных средств;
  • Предупреждение о судебном иске продавцу в случае его отказа от добровольного сотрудничества.

Данный документ вы скрепляете своей подписью (с датой) и отправляете на почтовый адрес продавца. С этой Претензии снимается копия и остается у вас. Не теряйте квитанцию об отправке!

Внимание! Отправку такой Претензии осуществляйте только заказным письмом с уведомлением отправителя о вручении.

После отправки на ожидание ответа отводится время в один месяц. По его прошествии вы уже в полном праве подавать иск в суд.

Аннулирование в судебном порядке

Мой вам совет: подобные судебные иски лучше всего подавать при помощи профильного юриста, что повышает шансы на успех.

Сам иск обычно подается по адресу регистрации ответчика, но это не особо принципиально. К судебному разбирательству нужно подготовить все касающиеся сделки документы, даже второстепенного значения.

Место рассмотрения дела о расторжении договора зависит от того, на какую сумму была заключена сделка. Так, гражданские дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс. руб. рассматриваются мировым судьей, более 50 тыс. руб. — в районном (ст. 23, 24 ГПК).

Порядок действий истца я представлю вам в нижеследующей последовательности.

Составить иск

Сперва вы (желательно с юристом) составляете сам иск. В нём вы указываете:

  • Ясно и четко все обстоятельства дела;
  • Период эксплуатации вами ТС купленного у ответчика;
  • Подробный перечень всех выявленных существенных дефектов и несоответствий – именно существенных, т. к. «плач Ярославны» по поводу плохо действующего стеклоподъемника рассмотрен не будет;
  • Прописать нанесенный вам ответчиком, по вашему мнению, ущерб в обоснованном денежном эквиваленте;
  • Просить об аннуляции договора купли-продажи, взыскании с ответчика уплаченных ему денег, а также сумм компенсации ущерба (если таковой был нанесен) и судебных издержек. При этом вы должны ссылаться на «Гражданский кодекс» (ст. 450, 469, 470).

Бланк искового заявления можно скачать.

Если иск подан в рамках ФЗ «О защите прав потребителей», то согласно ст. 15 ФЗ вы вправе требовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.

Судебная практика по данному вопросу разная. Был случай, когда истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а суд взыскал — 5 000 руб, истец просил взыскать 10 000 руб, суд столько и взыскал.

Затем, перед подачей иска, вы должны выслать его копию продавцу (заказное письмо, уведомление, квитанцию сохраняете);

Подать в суд

Перечень документов для подачи следующий:

  • Исковое заявление с чеком оплаты судебных сборов;
  • ДКП с нотариальной заверенностью;
  • Акт приема-передачи ТС, если он составлялся;
  • Ксерокопию отосланной ранее продавцу Претензии с квитанцией об отправке;
  • Квитанцию об отправке продавцу копии судебного иска.

Не забудьте оплатить гос пошлину в сумме 300 руб. при подаче иска о расторжении договора купли-продажи ТС в суд. Если вы предъявляете требования о возврате суммы авто по сделке и компенсации вреда, то сумма гос пошлины будет выше, так как в этом случае она зависит от цены иска.

Внимание! После начала судебных заседаний крайне желательно подать ходатайство на спецэкспертизу ТС, для проверки и визирования всех указанных в иске дефектов и несоответствий.

Если в деле присутствует заключение этой экспертизы, то суд, обычно, выносит решение основываясь именно на нем. Оплата за спецэкспертизу ТС взимается только по вынесении судебного решения вместе с судебными издержками с проигравшей стороны.

Аннулирование продавцом

Конечно, продавцы намного реже выказывают стремление вернуть проданное авто, но такие ситуации иногда бывают. Например, в случаях, когда продажа осуществлялась с частной рассрочкой платежа, а покупатель отказался выплачивать всю сумму по той или иной причине (не обязательно злонамеренной).

Продавцу, как и покупателю, сперва нужно обязательно обратиться к партнеру по сделке с предложением решить вопрос по обоюдному согласованию. Если уговоры действия не возымели, то также отправляется Претензия, по описанной уже схеме, с требованием возврата авто.

По прошествии месячного срока ожидания, при условии молчания адресата, можно подавать исковое заявление и требовать возврата машины через суд. Весь процесс аналогичен уже описанному, за исключением проведения спецэкспертизы транспортного средства, которая не требуется.

Однако, она может понадобиться, если авто, по решению суда, будет возвращено владельцу в ненадлежащем виде и это спровоцирует второй иск о возмещении ущерба (нанесенного автомобилю).

Советы

  • Всегда сохраняйте все документы, касающиеся дорогостоящего имущества, даже если они второстепенного значения.
  • Тщательное обследование автомобиля перед его покупкой резко снижает риск последующих неприятностей, хлопот и судебных тяжб.
  • Продавцу лучше всего соглашаться на частную рассрочку платежа только в исключительных случаях, с людьми которым можно доверять.

Заключение

Из данной статьи ясно видно, что к серьезным вещам и сделкам нужно относиться серьезно. Безалаберность в вопросах оформления и сохранения документации на авто может стать причиной последующей головной боли и проигрышей в суде, с материальными и моральными издержками.

А в каких случая вам приходилось расторгать договор? И не сложно было это сделать? Может у вас целая детективная история? — если так, то отлично! Ну в том плане, что всем интересно будет)) Расскажите об этом в комментах к статье. А также, я, по традиции, из того, что вы напишите, выберу интересное и/или полезное и добавлю в статью с указанием вашего авторства!

В завершение посмотрите этот феерический видеоролик, после которого так и хочется встать на лыжи, покататься на скейте, велосипеде… Да хотя бы побегать по стадиону. Это же классно! 

На этом я прощаюсь с вами, уважаемые посетители моего блога. Не забывайте дарить ценную информацию вашим друзьям через социальные кнопки. Подписывайтесь для удобства на обновления блога.

Будьте бдительны на дорогах и активны по жизни. Всего вам наилучшего.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Источник: https://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/annulirovaniya-dogovora-avtomobilya.html

ВС: За подлинность полиса ОСАГО должна отвечать страховая компания

Можно ли вернуть деньги за страховку на купленное авто, если номера оказались поддельными?

Верховный суд РФ принял важное решение, которое касается очень болезненной для многих автовладельцев ситуации.

Верховный суд разъяснил, в каких случаях, если полис автогражданки оказывается липовым, страховщик все же должен платить за ущерб.

На рынок автостраховок идет регулярный вброс фальшивых полисов. Когда после аварии фальшивку обнаруживают, страховщик отказывается оплачивать ремонт машины.

Ведь зачастую автомобилист, который приобрел такой полис, оказывается невиновным. Дело в том, что бланки, как правило, заполняют отнюдь не представители страховщиков, а их агенты, брокеры, представители и как их там далее не назови.

В медиацентре “РГ” обсудили поправки в ОСАГО

В итоге выясняется, что автовладелец приобрел страховку, которую страховая компания никак не собирается ему обеспечивать. Бланк – поддельный. Или скопированный. Или вовремя спрятанный от ревизии.

Причем страдает в этой ситуации не виновник аварии, а тот, кто получил ущерб. Ведь именно он сталкивается с тем, что у его визави нет полиса. А следовательно, приходится разыскивать виновника, его адрес, чтобы предъявить претензии.

И количество подобных происшествий растет. Случилось ДТП. В итоге виновником был признан водитель, у которого нет страховки. Или она есть, но незаконная. Что делать водителю, получившему повреждения? Правильно. Обращаться в суд за компенсацией.

И тут возникают довольно большие проблемы. Где найти виновника аварии? Где найти его адрес, куда направить требования о выплате? Ведь на руках у пострадавшего в аварии остается только бланк липового полиса.

Страховка ОСАГО есть, 
но она незаконная.
Что делать водителю,
 получившему повреждения?

Верховный суд разобрался в подобных ситуациях. И дал четкие рекомендации. Разъяснил, когда страховщик обязан компенсировать ущерб, даже если на руках у виновника аварии поддельный полис.

Причем в решении Верховного суда четко обозначено, что считать подделкой, а что недобросовестной работой страховщика.

Рецепт довольно прост. Когда автовладелец покупает полис ОСАГО в офисе компании, он более-менее защищен от мошенничества.

В Госдуме предложили отменить ОСАГО

Но есть агенты, брокеры, а есть и вовсе никому не известные пункты продаж автогражданки около регистрационных подразделений ГИБДД.

Что продадут вам в качестве договора ОСАГО и соответствующего полиса в этих местах, никому неизвестно. Поэтому надо внимательно относиться к документам. Есть масса способов проверить полис на подлинность. Например, зайти на сайт Российского союза страховщиков и узнать, какой именно компании отгружался этот бланк.

После уплаты денег, заключения договора через некоторое время можно узнать, продан ли этот полис и кому, на какую машину.

Но мало кому приходит в голову устраивать такую проверку. Счастье от приобретения машины зашкаливает. В результате автовладельцы сталкиваются с тем, что легкая авария не по их вине превращается в длительную головную боль.

За побитый автомобиль страховщик не всегда вернет деньги. Но его обяжут, если полис не был объявлен в розыск. Photoxpress

Два водителя не поделили дорогу в Северо-Западном регионе России. 21 ноября 2014 года водитель Версалов врезался в машину, которой управлял шофер Божедаров. Оба автомобиля получили повреждения. Виновником в ДТП был признан Версалов. Стоимость восстановительного ремонта машины Божедарова составила чуть менее 60 тысяч рублей.

Согласно действующим правилам Божедаров обратился в свою страховую компанию за возмещением ущерба.

Ведь пострадали только два автомобиля, оба участника застрахованы по ОСАГО, пострадавших нет.

Но его компания отказала ему в выплате. Страховщик Версалова заявил, что такого полиса этому человеку не продавал.

Страховщиков обяжут ремонтировать авто по ОСАГО уже с мая

Более того, полис с таким номером был реализован в Дальневосточном регионе и принадлежит другому человеку с другим автомобилем.

Божедаров подал иск на возмещение ущерба в отношении самого Версалова. Однако и тут ему не повезло. Суд первой инстанции не признал обоснованность его требований.

Однако апелляционная инстанция по жалобе Версалова отменила решение нижестоящего суда. Апелляция посчитала, что водитель был застрахован и возмещать ущерб должна страховая компания.

При этом суд внимательно изучил бланки полисов и установил, что документ, купленный Версаловым, может быть поддельным. На оттиске печати нанесен ИНН, который к компании-страховщику не имеет никакого отношения.

Суд даже предложил назначить криминалистическую экспертизу полиса, но от этого отказались сами участники процесса.

Тем не менее суд посчитал, что Версалов не обязан знать всех тонкостей бланков ОСАГО. Он купил полис, значит, ответственность взяла на себя страховая компания. Казалось бы тупик.

Несанкционированное использование бланков 
не освобождает компанию 
от исполнения договора

Однако Божедаров дошел до Верховного суда, у которого оказалось собственное мнение на этот счет. ВС решил, что апелляционный суд был неправ. Полис ОСАГО оформляется на бланке строгой отчетности.

Эти бланки продаются страховой компании, которая распространяет их между своими агентами и несет за них ответственность.

Если бланк не был реализован, компания должна его утилизировать, и это должно быть отражено в документах.

Несанкционированное использование бланков не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора.

Кроме одного случая: когда компания обратилась в полицию с заявлением о хищении данного полиса до наступления страхового случая.

Так как нет доказательства того, что полис был поддельный, и никто не стал это исследовать, то страховая компания должна заплатить по данному страховому случаю.

ЦБ: Электронные полисы “сняли пену недовольства” ОСАГО

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Но это решение дает четкое пояснение, в какой ситуации ущерб возмещает страховая компания, а в какой виновник ДТП в гражданском порядке.

Если у виновника аварии полис ОСАГО поддельный, связываться со страховщиком бесполезно. Лучше связаться с полицией, а потом предъявить виновнику иск через суд.

Если бланк полиса подлинный, но компания его не продавала, компания должна возместить ущерб пострадавшему. А именно имеется в виду следующая ситуация.

Если бланк подлинный – то есть он был изготовлен Гознаком для конкретной страховой компании и продан каким-либо из страховых агентов или брокеров, при этом деньги в страховую компанию не поступали, отчетности по данному полису нет, и он числится как утраченный, но компания до наступления страхового случая подала заявление в полицию о том, что бланк с этим номером похищен, пострадавшему придется обращаться с иском к виновнику.

Проверить подлинность полиса можно прямо на месте ДТП. Либо через сайт РСА, если у водителя смартфон, либо позвонив в РСА или хотя бы в свою страховую компанию.

Напомним, что проверить подлинность полиса можно на месте ДТП с помощью смартфона.

У сотрудников ГИБДД вообще нет никаких ограничений на такую проверку .

Источник: https://rg.ru/2017/03/13/vs-za-podlinnost-polisa-osago-dolzhna-otvechat-strahovaia-kompaniia.html

Юридическое дело
Добавить комментарий