О лицензировании отдельных видов деятельности

Вопрос №102. Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики

О лицензировании отдельных видов деятельности

Отдельные виды деятельности осуществляютсяфизическими и юридическими лицами наосновании специального разрешения –лицензии.

Лицензия –разрешение (право) наосуществление лицензируемого видадеятельности при обязательном соблюдениилицензионных требований и условий,выданное лицензирующим органомюридическом улицу или индивидуальномупредпринимателю.

Лицензирование –система мероприятий,связанных с выдачей лицензий,переоформлением документов, подтверждающихналичие лицензий, приостановлением ианнулированием лицензий и надзоромлицензирующих органов за соблюдениемлицензиатом при осуществлениилицензируемых видов деятельностисоответствующих требований и условий.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ “Олицензировании отдельных видовдеятельности”

Для получениялицензии ее соискатель должен представитьв лицензирующий орган (федеральныеорганы исполнительной власти.

, органыисполнительной власти субъектов РФ)ряд документов: заявление о выдачелицензии с указанием данных о соискателе(для юридических лиц – егоорганизационно-правовая форма,наименование банка и номер расчетногосчета), лицензируемого вида деятельностии ее срока; копию учредительного документаи свидетельства о государственнойрегистрации (для юридических лиц) икопию свидетельства о государственнойрегистрации гражданина в качествеиндивидуального предпринимателя;справку о постановке лицензиата на учетв налоговом органе.

Лицензирующие органы наделены полномочиямипо надзору за соблюдением лицензиатамилицензионных требований и условий, поприостановлению действия лицензий.

Лицензия выдается отдельно на каждыйвид лицензируемой деятельности. Решениео выдаче лицензии должно быть принятов срок, не превышающий тридцати днейсо дня получения заявления. Срок действиялицензии –не менее чем пять лет.

Предусмотрены основания для отказав выдаче лицензии. Этонедостовернаяили искаженнаяинформация впредставленных документах;несоответствиесоискателя лицензионным требованиями условиям. Соискатель лицензии можетобжаловать отказ; при обжалованиив административном порядке он вправетребовать проведения независимойэкспертизы.

Лицензирующие органы могут приостановитьдействие лицензии в случае выявлениянарушений лицензионных требований иусловий, которые могут повлечь нанесениеущерба правам, законным интересам,нравственности и здоровью граждан, атакже обороне страны и безопасностигосударства; невыполнения лицензиатомрешений лицензирующих органов, обязывающихего устранить выявленные нарушения.

При преобразовании юридического лица,а также изменении имени или местажительства индивидуального предпринимателядля них наступает обязанность подачизаявления о переоформлении документа,подтверждающего наличие лицензии.

При осуществлении надзора задеятельностью лицензиатов полномочныеорганы вправе проводить проверки;

запрашивать и получать необходимыеобъяснения;

составлять акты по результатам проверок;

выносить решения, обязывающие лицензиатаустранить выявленные нарушения;

выносить ему предупреждения.

Допускается аннулирование лицензий,т.е. утрата ими юридической силы. Еслидо принятия закона право аннулированиялицензий принадлежало лицензирующиморганам, то теперь –только суду.

Основанием для этого служит заявлениелицензирующего органа.

Одновременно сподачей заявления об аннулированиилицензии этот орган вправе приостановитьее действие на период до вступления всилу решения суда.

Основания аннулирования следующие:

обнаружение недостоверных или искаженныхданных в документах, представленныхдля получения лицензии;

неоднократное или грубое нарушениелицензиатом лицензионных требованийи условий; незаконность решения о выдачелицензии.

Лицензирующий орган при приостановлениидействия лицензии устанавливает срокдля устранения обстоятельств, повлекшихза собой эту меру. Он не может превышатьшести месяцев.

Если лицензиат неустранил указанные обстоятельства,лицензирующий орган подает в судзаявление об аннулировании лицензии.

Если же обстоятельства лицензиатомустранены, лицензирующий орган обязанвозобновить действие лицензии.

Лицензирование является одной израспространенных форм разрешительнойсистемы. Но она имеет и иные формы своеговыражения.

Основными принципами осуществлениялицензирования являются:

обеспечение единства экономическогопространствана территории РоссийскойФедерации;

установление единого перечнялицензируемых видов деятельности;

 установление единого порядкалицензирования на территории РоссийскойФедерации;

 установление лицензионных требованийи условий положениями о лицензированииконкретных видов деятельности с учетомособенностей, предусмотренных настоящимФедеральным законом для конкретныхвидов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлениилицензирования.

 Правительство Российской Федерациив соответствии с определенными ПрезидентомРоссийской Федерации основныминаправлениями внутренней политикигосударства:

утверждает положенияо лицензированииконкретных видов деятельности;

 определяет федеральные органыисполнительной власти, осуществляющиелицензирование конкретных видовдеятельности;

 устанавливает виды деятельности,лицензирование которых осуществляетсяорганами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.

Срок действия лицензии не может бытьменее чем пять лет, если иное непредусмотрено настоящим Федеральнымзаконом. Срок действия лицензии по егоокончании может быть продлен по заявлениюлицензиата.

Продление срока действия лицензииосуществляется в порядке переоформлениядокумента, подтверждающего наличиелицензии.

 Положениями о лицензированииконкретных видов деятельности можетбыть предусмотрено бессрочное действиелицензии.

Источник: //studfile.net/preview/6266738/page:51/

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии | ГАРАНТ

О лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

13) утратил силу с 1 июля 2013 г.;

См. текст пункта 13 части 1 статьи 12

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента)

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра “Сколково”);

41) утратил силу;

См. текст пункта 41 части 1 статьи 12

42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”);

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности)

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 50

50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

Часть 1 дополнена пунктом 54 с 27 декабря 2018 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ

54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

Часть 1 дополнена пунктом 56 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

56) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);

Часть 1 дополнена пунктом 57 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Статья 12 дополнена частью 2.1 с 30 июля 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 249-ФЗ

2.1. В случае, если нормативным правовым актом Российской Федерации изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим нормативным правовым актом.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Источник: //base.garant.ru/12185475/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

О лицензировании отдельных видов деятельности

О лицензировании отдельных видов деятельности

Закон о лицензировании отдельных видов деятельности регулирует общие правила выдачи фирмам и предпринимателям лицензий на ведение деятельности, которая без лицензии запрещена. Также из статьи вы можете скачать последнюю редакцию Фз о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование – это выдача разрешения на совершение каких-либо действий.  Само разрешение удостоверяет специальный документ – лицензия. А лицензирование видов деятельности – это выдача государственными службами фирмам и предпринимателям разрешений выполнять определенную работу.

Перечень работ и основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает Федеральный закон от 04.05.2011 № 99 ФЗ. Лицензируемых направлений более 50, но сориентироваться  в них несложно.

Вести бухучет и отражать затраты на лицензирование теперь проще онлайн.

Бланк лицензии выглядит, например, так:

Скачать типовую форму лицензии.

Некоторые сферы деятельности Закон № 99 ФЗ не затрагивает, и лицензирование в этих областях устанавливают специальные, более узкие законодательные документы. Об этом читайте в таблице.

Сфера деятельностиКто выдает лицензию
Использование недрФедеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Атомная энергияФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Операции с этиловым спиртом и алкогольной продукцией– на изготовление и торговлю оптом – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) – на розницу –региональные власти
Защита гостайныФедеральная служба безопасности России (ФСБ России)
– Банковская сфера, – ведение торгов, – клиринг; – страхование; – работа с ценными бумагами – дилеры, брокеры, управляющие, биржы, депозитарии; – инвестиционная работа – фонды, спецдепозитарии, управляющие компании;- репозитарииБанк России (ЦБ РФ)
Деятельность в космосеГосударственная корпорация по космической деятельности (Роскосмос)
Ввоз песка, щебня, гравияМинистерство промышленности и торговли России (Минпромторг России)

Фз о лицензировании отдельных видов деятельности

Скачать Закон № 99 ФЗ.

Закон № 99 ФЗ устанавливает обязательные лицензии только на указанные в нем сферы деятельности. В 2018 году это 52 вида работ, в том числе:

  • медицина;
  • образование;
  • пожаротушение;
  • обращение с металлоломом;
  • управление жилыми домами;
  • транспортные перевозки;
  • средства массовой информации;
  • азартные игры;
  • безопасность промышленности и производства;
  • метеорология;
  • картография и геодезия;
  • охрана и расследование;
  • защита информации;
  • военная техника и авиация;
  • обращение с  оружием;
  • защита полиграфических товаров;
  • защита культурного наследия;
  • маркшейдерство и т.д.

Как лицензируют виды деятельности

Чтобы получить лицензию, фирме или предпринимателю нужно действовать по следующему алгоритму.

Шаг 1. Определиться с конкретным видом работ или услуг.

Шаг 2. Проверить, соответствует ли организация или ИП требованиям, которые обязательны для выдачи лицензии.

Шаг 3. Узнать, какая государственная структура выдает лицензию и какой установлен порядок действий.

Шаг 4. Подготовить необходимые документы.
Например, по видам работ, которые лицензирует ФНС России, установлены типовые формы заявлений и описи поданных документов.

Скачать бланк заявления на лицензию.
Скачать бланк описи поданных документов.

Шаг 5. Заплатить госпошлину за лицензию. Размеры некоторых госпошлин смотрите в таблице.

Вид деятельностиГоспошлина за первичную лицензию
Обращение с металлоломом7500 рублей
Азартные игры30 000 рублей
Транспортные перевозки7500 рублей
Управление жилыми домами30 000 рублей
Изготовление этилового спирта и алкоголя9 500 000 рублей

Шаг 6. Направить документы в лицензирующую госструктуру.

Шаг 7. Дождаться окончания проверки на соответствие требованиям.

Шаг 8. Забрать готовую лицензию.

Закон о лицензировании отдельных видов деятельности 2018

В 2018 году ожидаются важные изменения в Законе № 99 ФЗ. Лицензирование хотят упростить. Планируемые новшества представлены в таблице.

Новшество с 2018 годаПояснение
Упраздняются лицензии как документыРазрешение будет удостоверять запись в электронном реестре лицензий
Упрощается перевыдача лицензийПодать заявление на переоформление можно будет через многофункциональный центр. Для электронного заявления достаточно будет простой цифровой подписи
Изменится форма выписок из реестра лицензийФорма выписки будет унифицирована. Получить ее можно будет через Интернет (бесплатно) или на бумаге (за плату)
Сократится срок получения выписок из реестра лицензийПолучить выписку можно будет не позднее трех дней с даты подачи заявления

Постановление о лицензировании отдельных видов деятельности

Постановление о лицензировании издает Правительство РФ. Законом № 99 ФЗ Правительство РФ уполномочено:

  • определять, какие госструктуры выдают лицензии;
  • издавать специальные документы – положения о лицензировании;
  • устанавливать правила подачи фирмами и предпринимателями электронных документов;
  • разработать типовую форму лицензии

Источник: //www.buhsoft.ru/article/1165-o-litsenzirovanii-otdelnyh-vidov-deyatelnosti

Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь

О лицензировании отдельных видов деятельности

Курсовая работа на тему:

«Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь»

Введение

1. Лицензирование как форма государственного регулирования

2. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности

3. Некоторые виды лицензирования

3.1 Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

3.2 Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей

3.3 Лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы очевидна, так как лицензирование, как специфический вид деятельности, как форма государственного регулирования, направлено на защиту национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем создания специальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил.

Целью данной работы является изучение административно-правовых и организационных основ лицензирования отдельных видов деятельности.

Задачами работы являются изучение: положения о лицензировании отдельных видов деятельности; порядка государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей; лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в сфере реализации исполнительной власти посредством лицензирования.

Предметом исследования курсовой работы является совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере лицензирования как институт административного права, а также тенденции и перспективы его развития в современных политико-правовых условиях.

1. Лицензирование как форма государственного регулирования

В практике правового регулирования некоторых видов деятельности встречаются различного рода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственным или международным стандартам, квоты на продажу и многие другие). Зачастую, на практике встречаются специфическую форму правовых ограничений – лицензирование.

Необходимо отметить, что данное определение появилось не сразу. Оно имеет широкую историю.

Мы помним, что уже с периода буржуазных революций государство становится центром реальной политической власти, способным использовать ее (путем законодательного закрепления и гарантированного исполнения того или иного правового запрета) как во вред, так и во благо общества. По мнению российского ученого И. Ю.

Козлихина основная задача ограниченного правовыми запретами государства заключается, в защите права каждого индивида от чрезмерного вмешательства государства и его законов, ибо исторически право гражданского общества, (частное право) развивается вместе с обществом независимо от воли политических властей; и именно в частном праве реализуются имманентно присущие ему принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся и на сферу публичного права [8].

С выдвижением и разработкой идей правового государства, страны, воспринявшие эту идею, следят за тем, чтобы сдерживать и контролировать чрезмерную силу одной категории лиц путем ограничения монополий путем продуманной системы не слишком «жестких» налогов, не давать им возможность поработить аппарат управления, подчинить себе законодательную власть. Его цель — избежать социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил. Вместе с тем опыт бюрократических государств дал возможность сделать вывод о том, что чрезмерное вмешательство госчиновников в дела общества значительно тормозит прогресс всего общества. Еще знаменитый английский экономист Адам Смит писал о том, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.

Тем не менее, многие специалисты (политики, юристы, экономисты и др.

) считают, что в настоящее время важнейшей тенденцией развития государственности является движение к новой разновидности социально–правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что это государство, выполняющее, «общие дела», ограниченное и ответственное, где степень государственного вмешательства в регулирование важнейших общественных отношений должно быть опосредовано правом, и соответствовать уровню саморегулирования общества.

Дело в том, что этот вопрос о лицензировании, как виде правовых ограничений только на первый взгляд чисто теоретический.

На самом деле он является жизненно важным для многих стран, как недавно вступивших в Евросоюз (Польша, Венгрия, Чехия, прибалтийские государства и т.д.), так и для стран, которые готовятся к вступлению в ВТО.

Это, прежде всего, Россия, Беларусь и еще ряд других стран–членов СНГ. В ближайшие несколько лет предстоят серьезные изменения в законодательстве, а также в практике его применения и т.д. [16].

По существу, лицензирование является одной из необходимых мер вмешательства государства в экономику. Конституция Республики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, но только в интересах человека и общества; государство также обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.[9].

В принципе, лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав всех категорий потребителей. Необходимость осуществления государственного валютного контроля можно обосновать защитой институтов валютного регулирования.

Иными словами, лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина, общества и государства. Это делается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды.

Иными словами, государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираются осуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию), вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствие определенным государством критериям.

Такой порядок может являться некой гарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами и потребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продукта низкого качества.

Ряд авторов считают, что определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами государственной сертификации и валютного контроля. [5].

Вопрос о специфике лицензирования как особой формы государственного контроля с помощью правовых запретов и ограничений имеет практическое значение. В отношении лицензирования как особого вида деятельности государственных органов существует большое количество правовых ограничений.

Эта классификация может осуществляться по различным критериям – например: по видам госорганов, осуществляющих лицензирование, сроками действия лицензии, размеру платежей за выдачу лицензии и т.д.

Данные ограничения никак не могут быть обойдены или заменены какой-то другой формой контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. [18,с.37].

Белорусское законодательство содержит многочисленные примеры подобных правоотношений в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.

К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д.

Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Большинство как теоретиков, так и практиков, отмечают, что лицензирование является единым комплексным административно-правовым режимом, в основе которого лежат общие принципы, к которым относятся законность, обязательность, публичность, заявительный характер, платность, достоверность, открытость; особенности отдельных лицензионных режимов определяются его целевым назначением в зависимости от вида реализуемого публичного интереса.

Считаю необходимым согласиться с мнением Куликовой Т.В. о том, что обоснован методологический подход к классификации видов лицензирования на основе единого критерия – реализуемого посредством исполнительной власти публичного интереса, дифференцированного по характеру, уровню и содержанию, на основе которого выделяются следующие виды лицензирования:

– по характеру публичного интереса (публично-функциональной направленности):

а) лицензирование, направленное на охрану общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности;

б) лицензирование, направленное на обеспечение прав и свобод граждан.

– по уровню публичного интереса:

а) лицензирование, направленное на реализацию общегосударственного интереса;

б) лицензирование, направленное на реализацию публичного интереса субъектов;

– по содержанию публичного интереса:

а) лицензирование в экономической сфере;

б) лицензирование в административно-политической сфере;

в) лицензирование в социально-культурной сфере. [10].

Лицензионное производство представляет собой разновидность управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельность органов исполнительной власти по применению норм лицензионного права как административно-правового института. Правовое значение опосредования лицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечении легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконность последнего.

Вновь обращаясь к Куликовой Т.В., отметим обоснованность необходимости разграничения и правового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионного производства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, могут дифференцированы на обязательные и факультативные.

К общим обязательным процедурам относятся возбуждение лицензионного производства, лицензионная экспертиза, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, оплата лицензионного сбора; к общим факультативным относятся: переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление текущего контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, применение мер принуждения за их несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. К специальным лицензионным процедурам относятся процедуры, отражающие специфику отдельных видов лицензирования, обусловленную характером лицензируемого объекта. [10]

Важным элементом, на мой взгляд, является тот факт, что институт лицензирования включает и такие функции, как государственный контроль за законностью лицензируемого вида деятельности.

Механизм лицензирования предусматривает как предварительный контроль (проверка соответствия соискателя лицензии квалификационным требованиям), так и последующий (контроль за законностью лицензируемой деятельности, выражающийся в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных условий и требований).

Источник: //referat.me/law/48513-licenzirovanie-otdelnyh-vidov-deyatelnosti-v-respublike-belarus

Юридическое дело
Добавить комментарий