Правомерен ли отказ в предоставлении услуги для студента, со ссылкой на распоряжение преподавателя?

Правовые аспекты соотношения понятий консультационных (консалтинговых) услуг с другими видами услуг: теоретический и практический аспекты

Правомерен ли отказ в предоставлении услуги для студента, со ссылкой на распоряжение преподавателя?

(Ситдикова Л. Б.) («Российский судья», 2007, N 6)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ (КОНСАЛТИНГОВЫХ) УСЛУГ С ДРУГИМИ ВИДАМИ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений г. Москва, кандидат юридических наук.

Для конкретизации направлений консультационной (консалтинговой) деятельности следует остановиться на проблемных аспектах, которые возникают перед теорией и практикой.

Речь идет о правовом регулировании сложного комплекса отношений, возникающих в предоставлении консультаций в различных сферах деятельности.

Важно отметить, что в рамках консалтинга специалисты вырабатывают рекомендации, но не реализуют их, что позволяет говорить о нетождественности понятий «консалтинг» и «деятельность консалтинговых фирм».

Следует согласиться с мнением авторов, которые полагают, что деятельность консалтинговых фирм — значительно более широкое понятие, чем консалтинг, и включает в себя собственно консалтинг, а также реализацию выданных рекомендаций и другие услуги . ——————————— Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / Под ред. д. э.н., проф. М. И. Кныша. СПб., 2003. С. 14.

Проанализируем вопросы соотношения консультаций с другими видами услуг на примере аудита, инжиниринга, правовых (юридических) услуг. В современной литературе имеются различные подходы авторов относительно понятий консалтинга и аудита.

Аудиторские услуги (аудитинг) как группообразующая единица консалтинговых услуг введена в классификационную схему, предложенную К. А. Васильевым и Е. М. Деевой . С. В.

Пятенко считает, что термины «аудиторские услуги» и «консультационные услуги» используются как синонимы, поскольку и консалтинг, и аудит представляют собой профессиональную интеллектуальную услугу . Л. В. Санникова предлагает рассматривать аудиторские услуги (за исключением обязательного аудита) как особую разновидность консультационных услуг .

Заметим, что выводы, сделанные авторами, являются необоснованными и спорными по следующим основаниям: во-первых, не оспаривая факт принадлежности аудита и консалтинга к профессиональным видам услуг, не видим оснований рассматривать их в качестве синонимов; во-вторых, остается непонятным, почему инициативный аудит рассматривается в качестве разновидности консультационных услуг. ——————————— Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 52. Пятенко С. В. Организация работы аудитора и консультанта: Учено-практическое пособие. М., 2001. С. 30. Санникова Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М., 2007. С. 52.

В то время как И. Исаева и А. Ф.

Звороно говорят обратное, что понятие консалтинг — близкое, но не тождественное аудиту: «Если в результате аудита выражается мнение о достоверности бухгалтерской отчетности (дается ей объективная оценка), то конечный продукт консалтинга — это совет или рекомендация узконаправленного характера, то есть преобладают субъективные элементы» . Данного мнения придерживается Европейская федерация ассоциации консультантов (FEACO) , а также российский законодатель, в п. 2 ст. 779 ГК РФ разделив аудит и консультационные услуги, несмотря на то что они находятся в одном правовом режиме гл. 39 ГК РФ. ——————————— Исаева И. Особенности договора на оказание аудиторских услуг // Финансовая газета. 2001. N 4 (январь). С. 10. Звороно А. Ф. Сущность и специфика современных аудиторских услуг // Налоговый вестник. 2002. N 7. С. 22. FEACO information document. Bruxelles. 1994. P. 2.

Исследуя соотношения данных понятий с позиции их взаимодействия, по нашему мнению, следует руководствоваться Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Закон, раскрывая понятие «аудиторская деятельность», разделяет его на понятие «аудит» и «сопутствующие аудиту услуги».

Оказание сопутствующих аудиту услуг — это предпринимательская деятельность по оказанию услуг, в том числе услуг консультационного характера в сфере финансов, экономики, управления, права и т. д. ——————————— Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422.

Практика показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с консультированием по вопросам налогового планирования, бухгалтерского сопровождения в виде дачи консультаций по вопросам ведения, постановки и восстановления бухучета, анализа финансового состояния предприятия и индивидуального предпринимателя, консультации по правовым вопросам и другими видами правового консультирования в части применения отдельных положений законодательства . В практической деятельности существует точка зрения, что оказание консультационных услуг по бухучету является нарушением принципа независимости аудиторов . Решение проблемы видится в том, что исходя из ст. 1 Закона об аудите консультирование не является нарушением до тех пор, пока аудиторская организация или индивидуальный аудитор не возьмет не себя обязанности, кроме консультирования, ведения и восстановления бухучета на уровне бухгалтерских регистров. ——————————— В некоторых странах аудит и бухгалтерское обслуживание выступают совершенно обособленно. Приняты специальные законодательные акты, запрещающие аудиторам предоставлять своим клиентам любые другие услуги по бухгалтерскому учету, включая и консалтинговые. См.: Посадский А. П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. М., 1999. Зевайкина А. Н. К вопросу о совершенствовании правового регулирования аудиторской деятельности в России // Аудитор. 2005. N 4. С. 23.

Сопутствующие аудиту услуги не предполагают защиту публичного интереса в качестве основной цели, так как осуществление услуг данного вида не сопровождается составлением официального аудиторского заключения. По мнению А. С.

Пышкина, аудиторы и аудиторские организации вправе осуществлять указанные виды деятельности, в большинстве своем не обладая какими-либо дополнительными привилегиями, что делает данный рынок открытым .

Представляется, что сопутствующие аудиту услуги становятся таковыми лишь применительно к тому аспекту, что ими могут заниматься аудиторы (аудиторские организации). В случае осуществления данного вида деятельности ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ (выделено мной. — Л. С.

) можно говорить не более чем об обычных разновидностях предпринимательства. ——————————— Пышкин А. С. О возмездной природе аудиторской деятельности // Законодательство и экономика. 2006. N 8. С. 94 — 95.

Спорным в юридической литературе является вопрос о соотношении понятий «консалтинг» и «инжиниринг». Следует отметить, что существует несколько подходов к определению понятия «инжиниринг», предлагаемых в литературных источниках. Ряд авторов под инжинирингом понимают разновидность консалтинга в производственной сфере . В свою очередь Л.

В. Осипова и И. М.

Синяева рассматривают инжиниринг как оказание предприятиям-заказчикам услуг при строительстве промышленных и социально-бытовых объектов, включая рекомендации по выбору оптимального варианта строительства, разработки строительного проекта, постановке оборудования, машин, механизмов, строительству «под ключ», пуску объекта, его эксплуатации, а также нахождение и внедрение эффективности технологических решений . А. П. Посадский считает, что консультирование по инженерным вопросам (инжиниринг — анг. engineering) является одним из видов специализированных консалтинговых услуг, и дает следующее определение: «инжиниринг — это услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов» . ——————————— Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 2002. С. 170. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. М., 1997. С. 119. Посадский А. П. Указ. соч. С. 64.

Несомненный интерес представляет подход авторов к рассмотрению инжиниринга как совокупности интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и фактов осуществляемых проектов. ——————————— Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М., 1996. С. 468 — 469.

Юридическая энциклопедия дает следующее определение: «Инжиниринг — инженерно-консультационные услуги, сфера деятельности по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и сельскохозяйственных объектов» . ——————————— Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2001. С. 367.

Определенный интерес для исследования представляет точка зрения авторов , которые разделяют инженерный консалтинг и инжиниринг, считая, что инжиниринг нацелен на получение результатов от решения конкретной задачи и не влияет на процесс в целом, тогда как инженерные консультанты занимаются выстраиванием процесса и нацелены на передачу ноу-хау и технологий производства. При этом авторы делают акцент на то, что «…не следует воспринимать инженерный консалтинг как научно-исследовательскую работу (НИР), поскольку НИР — это часть инжиниринга. Цель подобных работ — решение конкретных проблем, сначала научных, потом технических. Инжиниринговые фирмы передают заказчику только результаты, охраняя свою интеллектуальную собственность, технологию и методику их получения» . ——————————— Бирбраер Р. А., Альтшулер И. Г. Основы инженерного консалтинга. М., 2005. С. 42. Там же. С. 23 — 24.

Учитывая особенности, характеризующие инжиниринг, следует согласиться с последней точкой зрения авторов и сделать вывод, что понятие «инжиниринг» более широкое, чем инженерный консалтинг, и включает в себя собственно ИНЖИНИРИНГ И ИНЖЕНЕРНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ (ИНЖЕНЕРНЫЙ КОНСАЛТИНГ) (выделено мной. — Л. С.).

Отдельно следует остановиться на юридических и правовых услугах как видах профессиональных услуг выделяемых отдельными авторами . ——————————— Посадский А. П. Указ. соч.; Васильев Г. А., Деева Е. М. Указ. соч.; Маринко Г. И. Управленческий консалтинг: Учеб. пособие. М., 2005; Курбатова О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг: Учеб.

пособие для студентов вузов. М., 2005; и др.

В юридической науке понятие «юридические услуги» в некоторой степени неопределенное. Поэтому важно четко определить, какие юридические услуги законодатель рассматривает в качестве института, требующего особой правовой регламентации. Не случайно в ГК РФ выделено несколько типов договоров: поручения — гл. 49, комиссии — гл. 51 и агентирования — гл. 52.

Анализ данных положений показывает, что все эти договоры объединяет один общий признак: исполнитель совершает для заказчика юридически значимые действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Именно направленность на совершение юридических действий, имеющих значение юридического факта, является квалифицирующим признаком рассматриваемых обязательств .

Эта характеристика позволяет в рамках группы договоров, направленных на выполнение работ и оказания услуг, выделить группу договоров, направленных на оказание юридических услуг. Тем самым законодатель подчеркнул самостоятельное правовое значение института юридических услуг. ——————————— Романец Ю. В.

Общая характеристика договоров оказания юридических услуг (поручение, комиссия, агентирование) // Законодательство. 2001. N 4. С. 38.

Согласно общероссийскому классификатору услуг населению , к правовым услугам относятся: устные советы по правовым вопросам, поручения по ведению дел на предварительном следствии, ведение уголовных дел в судах первой, кассационной и надзорной инстанции, ведение административных дел, посещение лица, содержащегося в местах лишения свободы, вызов адвоката на дом, поручения по гражданским делам в судах первой, кассационной и надзорной инстанции, досудебная подготовка гражданских дел, представительство интересов граждан в государственных органах, учреждениях и организациях, а также предоставление правовой информации с программным обеспечением в виде проблемно-ориентированных баз данных, обеспечение ежемесячными перечнями нормативных актов, предоставление копий полных текстов нормативных актов. К правовым услугам следует относить также: юридический консалтинг по всем отраслям права, правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы, правовую экспертизу учредительных и иных документов юридических лиц, подбор и систематизацию нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам, научно-исследовательскую работу в области права и т. д. Представленный перечень означает, что официальный документ не делает разграничения понятий юридических и правовых услуг, а считает их равнозначными. ——————————— Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. (позиция 0900003). М., 1994.

Так как в действующем законодательстве понятие правовых услуг не закреплено, в отечественной юридической науке каждый исследователь, занимающийся изучением данной проблемы, считает необходимым дать свое определение. Так, Е. М. Берлин утверждает, что правовыми являются те услуги, для надлежащего оказания которых необходимы специальные систематизированные знания в области права .

Автор считает, что критериями наличия таких знаний, в зависимости от поставленной задачи, могут являться высшее или среднее специальное юридическое образование и опыт работы по специальности, а для юридических лиц — наличие сотрудников, обладающих указанной квалификацией . ——————————— Берлин Е. М. Законодательное регулирование качества правовых услуг // Право и экономика. 2002. N 5. С. 24.

Там же. С. 25.

Источник: //center-bereg.ru/h1703.html

Правовой статус педагогического работника

Правомерен ли отказ в предоставлении услуги для студента, со ссылкой на распоряжение преподавателя?

 Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Что такое правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кто относится к педагогическим работникам

Согласно закону об образовании «педагогический работник —  это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Основные требования

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

Академические права и свободы

Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод  других участников образовательных отношений.

Трудовые права и социальные гарантии

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч.

такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам  вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

За субъектами Российской Федерации  законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки  выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,  привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

Рабочее время

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

Участие в ЕГЭ

Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ  им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Повышене квалификации

Теперь педработники  имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации)  за счет средств  работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

Обязанности

Педработник, обладая определенными правами,  несет и определенные обязанности, в т.ч.

он должен   осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,  обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы,  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;  учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности,  медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда,  соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педработнику запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает,  если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

К сведению. Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Правовой статус педагогического работника

Источник: //eduinspector.ru/2013/01/24/pravovoj-status-pedagogicheskogo-rabotnika/

Юридическое дело
Добавить комментарий