Директор школы пытается уволить учителя начальных классов

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Директор школы пытается уволить учителя начальных классов

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.

Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.

Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Скандал в 84 школе: крик учителя связывают с профессиональным выгоранием, а выход видят в специальных тренингах для учителей

Директор школы пытается уволить учителя начальных классов

Комментируя ситуацию, директор Департамента образования и науки Одесского городского совета сообщила, что педагог кричала не в целом на класс, а в адрес одного ученика – второклассника, и не за плохое поведение или нарушение распорядка школы, а  за неправильное написание слова.

В мэрии взяли ситуацию под контроль

По словам Елены Буйневич, учитель 84-й школы, которая сорвалась на второклассника, написала заявление на увольнение по соглашению сторон. Однако после этого родители учеников 2-го “Д” заявили, что претензий к ней не имеют. Педагога привлекут к ответственности за непрофессионализм.

Крик – также является насилием, если не физическим – то мы имеем дело с психологическим насилием. Поэтому поведение учителя никоим образом нельзя оправдать, и те проблемы, которые у нее сложились, как и у любого взрослого, не должны отражаться на детях.

У нас есть определенный профессиональный кодекс, и мы должны ему соответствовать. Мы, со своей стороны, поддерживаем идею общения с родителями. На мой взгляд, виновата также и заместитель директора школы, которая ответственна за начальную школу.

Но в данном случае, когда речь идет про психологическое давление, о мере пресечения будут решать правоохранительные органы, – объяснила Елена Буйневич.

Как сообщили в департаменте, официальные письменные или устные жалобы от автора видео или родителей в школу и специализированные ведомства  не поступали.

Сейчас в школе проводится служебное расследование и, если в ходе разбирательств выяснится, что учитель нанесла психологический вред ребенку – преподавателя начальных классов могут уволить по статье за профнепригодность.

После случившегося Департамент образования обратился к Управлению ювенальной превенции с просьбой – разобраться в ситуации и выяснить степень влияния случившегося на детей. В классе будут работать специальные психологи.

По словам Елены Буйневич, подобные ситуации в одесских школах не редкость, а последний случай в школе на Глушко подтолкнул Департамент образования создать специальный образовательный хаб, в котором учителя бы могли пройти курс реабилитации, если это необходимо.

Для всех учителей проведут тренинги психологической разгрузки. Основная их задача – не столько реабилитация, сколько обучение самовосстановлению после тяжелых рабочих будней.

Процент учителей, которые страдают из-за профессионального выгорания – а мы имеем именно такой пример – чрезмерно высокий.

Средний возраст педагогов превышает 45 лет, и средний стаж – категории, которыми мы все гордимся, к большому сожалению, не прибавляют здоровья людям, которые преподают в учреждениях образования.

Такая ситуация, когда детей много и учителя истощены, их не хватает, и они работают в две смены, а дети от этого страдают – она не будет одиночной, поэтому мы проведем во всех учреждениях образования тренинги психологической разгрузки, – говорит Елена Буйневич.

Скрин: Елена Буйневич /

Эра соцсетей

Ролики о том, как учителя общаются со школьниками, дети страдают от “издевательств” и унижения на уроках, или возможно неверного или непрофессионального замечания, заполонили соцсети и родительские группы. Родители уверены, что, если обратить внимание на ситуацию в социальной сети, есть больше шансов разрешить конфликт.

https://www.youtube.com/watch?v=p0LTD4Oyfss

По словам Елены Буйневич, такие замечания бывают, они могут помочь разобраться в необоснованной критике, и решить конфликт. Однако виртуальное влияние, по словам Елены Буйневич, несравнимо с возможностями родителя, который может разобраться на месте.

По словам чиновницы, некоторые родители, увидев конфликт, не идут его решать, а создают массовый резонанс, по сути, не разобравшись с проблемой на месте.

Поэтому Елена Буйневич попросила родителей сразу же реагировать на происходящее с детьми и всегда сообщать напрямую о конфликтах.

Я не понимаю, как можно снимать такое и просто пройти мимо. На мой взгляд, каждый взрослый человек должен был зайти и прекратить такое моральное издевательство над детьми.

Это обращение – просьба к родителям: если мы видим, что нарушаются права ребенка, мы как взрослые, каждый со своей стороны, мы как чиновники, мы как родители, одесситы, мы должны сделать все, чтобы это остановить, и немедленно, – отметила Елена Буйневич.

Публикации в сети – новый метод борьбы с непрофессионализмом учителей

Мама школьницы – о случившемся

По словам одесситки, которая опубликовала видео с криком учителя на второклассника, Виктории Коробко, после инцидента она так и не обращалась в администрацию школы и не говорила с директором школы.

Однако после конфликта в 84-й школе появились объявления, в которых администрация учебного заведения информирует родителей о новых правилах: запрете родителям заходить в школу и провожать детей до класса.

Скрин: Виктория Коробко /

Одесситка не забрала ребенка из школы, но сейчас занимается оформлением документов для обучения дочери на дому.

У дочки не было проблем с неврологией, когда я ее привела в первый класс. А сейчас атаксия и невроз. Я привела нормального ребенка, который мечтал учиться и был увлечен процессом обучения. Она была лидером в первом классе и отличницей, а после этого в конце первого класса она отказалась ходить в школу. У нее был конфликт с учителем.

Педагог ее отругала, когда она забыла тетрадку – ей поставили двойку и замечание, ее ругали при всем классе. Как она посчитала, ее учительница унизила. С началом года ситуация не меняется, и она также не хочет идти в школу, и продолжает бояться. Она без меня отказалась ходить в школу, поэтому я иногда сижу возле класса в коридоре.

Так я и услышала, что происходило во 2 “Д” классе, – рассказала Виктория Коробко.

Что говорят учителя

В школах Одессы значительно перегружены классы, во многих учатся по 40 детей, тогда как по закону дети должны учиться в классах до 32 человек. Нормы завышены почти наполовину, а зарплата – максимум 8 тысяч гривен – оставляет желать лучшего.

Этой осенью в первые классы одесских школ зачислили почти 12 тысяч детей

Говоря о профессиональном выгорании, учителя отмечают большую загруженность бумажной и административной работой, которая поглощает все свободное время и домашний отдых, которые так необходимы, чтобы восстановиться.

У нас бумажная профессия. Мы по максимуму должны делать красивые папочки, складывать их в еще более красивые папочки и делать цветной ксерокс, складывать документы в стопочки  – миллионы бумаг и отчетов заполняем.

И ты понимаешь, вместо того, чтобы сесть полистать интересный сайт с чужими уроками, разработками других учителей, ты сидишь дома и пишешь все эти бумаги.

И все по кругу, – рассказала учитель математики одной из одесских школ Вера Павловна.

Сейчас, по словам Веры Павловны, есть большая проблема с нехваткой кадров – в школу не хотят идти молодые педагоги, и тем более выпускники педагогических вузов.

Так, пор официальным данным, в Одессе работают 128 школ – в 2018 году из учебных заведений уволились 567 учителей, а в 2019 году – 623 педагогических работника, – учитывая, что до конца года осталось еще два месяца. Динамика говорит об остром “педагогическом кризисе”. По словам учителей, в современных одесских школах не хватает учителей истории, биологии, географии, химии и математики, информатики.

Кроме того, родители часто перекладывают ответственность за воспитание детей на учителей, и педагоги советуют: прежде, чем жаловаться на школу, позаботьтесь о стиле воспитания в семье.

Сложно говорить о ситуации, не разобравшись в ней. Но хочу сказать, что нам иногда приходится повышать голос, чтобы дети просто услышали. И когда перед нами сидит класс в 30 человек, я не могу говорить тихо, поэтому меня просто не услышат последние парты.

Зачастую, когда дисциплины нет, а ты просишь родителя помочь, а он говорит, – что я могу сделать. И ты понимаешь, что сам должен делать.

Родители не всегда понимают, что в каждом классе есть всегда 5-10 человек, которые постоянно систематически разговаривают, играют и поворачиваются. И именно родители должны готовить к школе своего ребенка – “усадить” его.

Учителя слышат нецензурную лексику в свою сторону и выдуманные “клички” в свой адрес от учеников. И дома родители тоже это слышат – и могут объяснить своему ребенку, что этого делать нельзя, – поделилась Вера Павловна.

При этом родители давят на педагогов за любую мелочь и оплошность, часто не разбираясь в ситуации.

Есть справка от психиатра – такое часто можно услышать от родителей, а никто не слышит о том, что было до этого. Никто из родителей не спрашивает: как проходит урок, а вы можете успокоить детей.

Все говорят – это наша обязанность.

Мы просим учеников, делаем замечания, а потом некоторые родители могут сказать: “Этот предмет нам не важен, ничего страшного, что ребенок плохо себя вел, ничего”, – отметила Вера Павловна.

В Одессе также есть ряд случаев, когда Департамент образования обращается  в суд с иском на родителей, чтобы отстоять права учителей. На счету у ведомства два выигранных процесса.

Были и случаи, когда психологическое давление на педагогов настолько сильно, что нам приходится обращаться в суд. У нас есть уже два выигранных процесса по отношению к родителям наших учеников.

Для того, чтобы такие вещи не накапливались и не выплескивались в ситуацию, которая произошла на днях в 84-й школе – если ребенок не слышит, не понимает и балуется, – семья и родители, которые отвечают за ребенка, должны быть под контролем  ювенальной превенции. Учитель должен быть защищен, – считает Елена Буйневич.

Психологи о “профессиональном выгорании”

Психологи же видят решение проблемы в реорганизации системы труда учителей и введении для педагогов Байлентовских тренингов, специальных групп поддержки, которые помогают «выпустить пар», проработать неприятные рабочие моменты и недопонимания, которые возникают в работе с детьми и с родителями. Такие группы поддержки может проводить школьный психолог.

Изначально Байлентовские тренинги были созданы для врачей, это группы помощи, которые помогают специалистам стрессовых профессий не допустить эмоционального выгорания.

Они сейчас популярны в Европе – эти группы зарекомендовали себя в Польше, Германии и Великобритании, и действуют при полицейских участках и школах.

Там понимают, что профессиональное выгорание слишком дорого обходится государству.

Это группы с психотерапевтом, которые проводятся раз в неделю в последний рабочий день, когда собираются учителя одного ранга, без завучей и директоров, где сохраняется равенство присутствующих.

Терапевт не трогает личную жизнь каждого, а просит рассказать, как прошла неделя, и есть ли случаи за эту неделю, которые “зацепили”. Лидер байлентовской группы помогает проговорить чувства, которые вызвала та или иная ситуация. И пытается смоделировать эту ситуацию по-другому.

Эти группы очень эффективны и помогают предотвращать профессиональное выгорание, – отметила психолог Ева Поплавская.

Кроме того, в украинских школах часто не соблюдаются стандарты образовательного процесса – большие классы и отсутствие кадров. При этом многие учителя из-за больших нагрузок и преклонного возраста становятся профнепригодными, а на специальной комиссии на это закрывают глаза.

Справка в психоневрологическом диспансере о профпригодности стоит 200 гривен.  Профпригодность – наличие у человека определенных качеств и состояния его психики, позволяющее ему переживать определенные нагрузки, которые требует профессия.

Учителя должны любить свою профессию и детей, у него должна быть низкая возбудимость нервной системы – чтобы человеку хватало внутреннего терпения, толерантности и спокойствия объяснять по много раз, не повышая голос, не переходя на оскорбления.

У человека должна быть повышенная стрессоустойчивость, уровень интеллекта и образования.

Когда учитель приходит на экспертизу, у него дрожат руки, начинается тик, дергается глаз, или у него больная щитовидка (что является тоже противопоказанием для работы в школе или вузе – потому что гормоны скачут, и он эмоционально нестабилен), ему дают эту справку “без второго слова”, – объяснила Ева Поплавская.

На фото: Ева Поплавская

Кроме того, по словам психолога, современная школа перестала быть институтом социализации – она учит теперь терпеть и молчать.

Учитывая распространенные факторы мобинга – когда в коллективе давят на своих же – взрослые на взрослых, а учителя отыгрываются на детях, а потом дети вымещают свои обиды на сверстниках, психологи видят альтернативу в “Онлайн-школах”.

Закон приняли год назад, есть такие школы, где обучение происходит онлайн. Где могут учиться дети со всей Украины. Уроки начинаются в 9 утра – в “закрытый онлайн кабинет” загружаются ежедневно видеоуроки.

Если ребенок проспал, он может проснуться позже и включиться в процесс уроков. запись всегда сохранена на двух языках – русском и украинском.

Выполняя задания по теме, дети сдают тренировочные и контрольные тесты, за которые оценки сразу же вносятся в электронный дневник.

Сегодня  в Украине работает до 20 онлайн-школ, и они пользуются популярностью у родителей. Обучение в такой школе стоит от 300 до 1200 гривен в месяц.

Ранее на USIonline.com, в Одессе учительница младших классов уволилась после скандала.

Читайте нас в Telegram.

Источник: https://usionline.com/2019/11/12/skandal-v-84-shkole-krik-uchitelya-svyazyvayut-s-professionalnym-vygoraniem-a-vyhod-vidyat-v-spetsialnyh-treningah-dlya-uchitelej/

За что могут уволить учителя в школе. И как защитить свои права

Директор школы пытается уволить учителя начальных классов

Нарушение правил проведения ЕГЭ, опоздание, жалобы родителей и детей — всё это может стать причиной увольнения учителя. Причём чаще всего это происходит «по собственному желанию» (на самом деле нет).

Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская вместе с юристом Юрием Варламовым и сопредседателем профсоюза «Учитель» Всеволодом Луховицким разобралась, за что увольняли учителей в прошлом учебном году и насколько это было законно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор.

То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

Кроме того, в трудовом кодексе есть условия увольнения именно педагогов: «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Если официально — это «расторжение трудового договора по инициативе работника или увольнение по собственному желанию» (ещё один вариант — по соглашению сторон). За этой, казалось бы, безобидной формулировкой кроются не самые приятные факты. Далеко не всегда такое увольнение происходит по доброй воле учителя.

Обычно всё выглядит так: директор вызывает к себе учителя и говорит ему, что «мы с вами не сработаемся» или «я создам такие условия, что вы работать здесь не будете». Учитель уходит «по собственному желанию».

Это самый тяжёлый случай для юристов: учитель потом всем говорит, что его заставили уволиться, жалуется в профсоюз. Но защитить и доказать через суд, что его насильно заставили написать заявление — почти нереально.

«Я хочу обратиться к учителям с призывом: не поддаваться на уговоры директора. Потому что, когда директор уговаривает написать заявление по собственному желанию, у него часто нет возможностей уволить человека. Это чисто психологическое давление, не надо на него поддаваться», — советует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Яркий пример увольнения «по соглашению сторон» произошёл в прошлом году с учителем школы № 1018 Александрой Шкуриной. Она работала на ЕГЭ экспертом, и у неё во время экзамена зазвонил телефон. После этого нарушения её заставили уволиться.

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

Некоторые директора честно признаются, что увольнение «по собственному желанию» бывает не всегда по инициативе сотрудника. Например, по словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, увольнение по соглашению сторон часто происходит из-за жалоб родителей или детей, которые невозможно обосновать. Но при этом они создают дискомфортную обстановку.

«У меня был опыт, когда после общения со мной человек писал заявление по собственному, — рассказывает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — У меня такой разговор был с учителем, который, по моему мнению, не мог хорошо выполнять свою работу. Этого достаточно для того, чтобы сотрудник принял правильное решение для себя и для школы тоже. Но угрозы — табу».

На вопрос о том, может ли руководитель школы создать нетерпимые условия для сотрудника (например, сократить до минимума учебную нагрузку и зарплату), чтобы заставить его уйти «по собственному», Дмитрий Модель отвечает: «Продвинутый коллектив, знающий трудовой кодекс, не даст уволить учителя по субъективным причинам».

Юрист Юрий Варламов придерживается другого мнения: «Сотрудники редко протестуют, потому что боятся потерять работу. Исключение — только какие-то уникальные школы со своими традициями и коллективом, как это было со школой Тубельского».

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Официально — «изменение организационно-технологических условий труда». По словам юриста, эту статью закона больше используют организации, в которых полностью меняют оборудование или режим работы. В школе ей тоже нашли «достойное применение»: она позволяет работодателю или изменить условия труда в одностороннем порядке, или, если учитель отказывается, уволить его.

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

Всеволод Луховицкий рассказывает, что из-за изменения организационно-технологических условий труда директор должен предложить сотруднику другую работу.

«У нас были случаи, когда учителю предлагали работу воспитателем в детском доме, сторожем, даже посудомойкой. Понятно, что это смешно, но тем не менее это обязанность работодателя.

Если работник скажет, что ни одна из этих должностей ему не подходит, тогда директор может спокойно его уволить».

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Официально — «несоответствие работника занимаемой должности», которое определяется по итогам аттестации. Аттестацию проходят педагоги, у которых нет первой или высшей категории. Проводится такая процедура по критериям Министерства просвещения в самой школе.

Работодатель организует аттестационную комиссию, в которую в том числе входит представитель профсоюза. Директор даёт свою характеристику учителю, после этого учителю нужно убедить всю комиссию в том, что он высококвалифицированный работник.

Сделать это при плохом отзыве работодателя — почти невозможно.

В целом уволить педагога, если есть претензии к его работе, — непростая задача, считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

По его мнению, законодательно педагоги хорошо защищены: «В советское время, когда трудоустройство граждан было обязанностью не самих граждан, а государства, такая защита была оправдана.

Но сегодня это приводит к инфантилизму. Причём закон защищает плохого педагога».

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Официально — «увольнение в результате грубого нарушения трудовой дисциплины или неоднократного нарушения трудовой дисциплины». То есть уже после двух выговоров учителя можно уволить.

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

Про образование много пишет не только «Мел», но ещё «Вести образования». Это сообщество экспертов в сфере образования, которые рассказывают про авторские школы (на примере школы Тубельского), разбираются в новых полномочиях Рособрнадзора и рассуждают о том, существует ли «старость» в образовании.

«Когда идёт речь об увольнении за нарушение дисциплины, здесь у педагога достаточно способов защитить себя, — считает Всеволод Луховицкий. — Оформлять такие нарушения долго.

Директор должен составить о нарушении акт, учитель — написать своё объяснение.

Это объяснение должна рассмотреть комиссия, которую создаёт директор, а в её составе быть представитель профсоюза для защиты интересов учителя».

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Марина подала заявление в суд на руководство школы.

«В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель.

— К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

«Сегодня учителя можно засудить за „аморальный поступок“ за что угодно, даже за какие-то события его частной жизни, — говорит Всеволод Луховицкий. — Понятие „аморальное поведение“ нигде не конкретизировано, любого неугодного учителя можно уволить с такой формулировкой. Последнее время это становится тенденцией».

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

За аморальный проступок, по сути, уволили и учительницу из Омска Викторию Попову. Родители учеников обнаружили в соцсетях ее фотографии в купальнике (всё прилично!) и возмутились. Другие учителя запустили в поддержку флешмоб #учителятожелюди. В итоге всё закончилось хорошо, и Виктория вернулась на работу.

Другой пример. Светлана Колядова — учитель географии с 37-летним педагогическим стажем, которую уволили из школы № 125 за «аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью». Коллеги обвинили Колядову в том, что она при учениках подняла блузку.

«Я прочитала трудовой кодекс и узнала, что учитель имеет право на приём пищи и отдых, — рассказывает Светлана. — Я попросила администрацию школы изменить график работы учителей. На мои претензии директор ответила, что учителю, который занят делом, некогда читать кодекс».

Светлана была уверена, что сможет доказать жёсткие порядки в школе. Но в районном суде дело проиграла, а когда вернулась на работу — ей сократили нагрузку до девяти часов в неделю (это полставки). «Меня обвинили в том, что я задирала блузку на уроке.

Но в моём возрасте вообще тяжело что-либо высоко задирать», — говорит Колядова.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

  • разговаривайте с директором только в присутствии коллег;
  • записывайте все разговоры на диктофон (вы имеете на это право);
  • не верьте угрозам и обещаниям — доверяйте только правильно оформленным документам и будьте максимально аккуратны с бумагами;
  • не соглашайтесь на увольнение по собственному желанию;
  • попробуйте найти коллег, которые были в похожей ситуации, проконсультируйтесь с ними;
  • ищите поддержки у родителей ваших учеников;
  • не торопитесь подписывать какие-либо бумаги — вы имеете право взять их домой, чтобы посоветоваться со своим адвокатом (обычно эта формулировка производит на директора сильное впечатление);
  • если в вашей школе нет профсоюзной организации или она бездействует, создайте её сами.

Источник: https://mel.fm/uchitelya/952831-dismissal_teacher

Как выжить учителя из школы. Инструкция для директора

Директор школы пытается уволить учителя начальных классов

«Я хочу рассказать, как устроена модель управления школой из личного опыта», – так начинается письмо педагога к нам в редакцию Педсовета.

Буквально крик души человека. Мы публикуем его анонимно, чтобы не навлечь на автора еще большие проблемы, поэтому все совпадения с директорами, школами и департаментами совершенно случайны!

Пять лет назад в школе, где я преподавала английский, появилась новая директор школы. Пришла не одна, а с Доброй феей, завучем по науке. Решили навести свои порядки, создать свой педагогический коллектив. Поэтому педагоги старого состава подверглись санкциям и вынуждены были уйти.

Началась «текучка кадров». На сегодня уволилось более 70 человек. Уход педагогов, особенно среди года, тяжело переживали дети. Можно ли при такой текучке обеспечить качественное обучение?

На все обращения в департамент я получала примерно такой ответ: «Ничего не поделаешь, они же сами уходят».

Но я не сдалась, такой вот характер, и решила противостоять санкциям, преодолевая одну за другой. Всего их получилось 16. Возможно, кому-то это руководство окажется полезным.

1. Сокращение часов

До меня ушли педагоги, которым сократили нагрузку до 18 часов. Мне пытались сократить часы до с 26,5 до 23. Оказалось, что это изменение трудового договора в одностороннем порядке. И без согласования с работником этого делать нельзя. Но делали…

Летом я получила телеграмму от директора школы о том, что моя нагрузка составляет 23 часа. Юристы сказали мне, что никакой юридической роли данная телеграмма не играет. Если это ознакомление работника с изменением трудового договора в одностороннем порядке, то это незаконно.

2. Выселение из кабинета

Представьте, что опытный математик ходит по школе по разным кабинетам с 11 классами? Или перед 1 сентября выселяют из кабинетов двух учителей начальных классов с выпускными четвертыми классами.

Кстати, педагоги в школе считают, что с учителями сводили счеты, за то, что они не согласились учиться во вторую смену, а директор школы выселила их с благородной целью – освободить кабинеты для новых первоклассников.

Никакие жалобы не помогли.

Я учитель английского языка была «прикреплена» к маленькому кабинету вместе с еще двумя учителями. Поэтому приходилось ходить с выпускными классами 9 и 11 из кабинета в кабинет. Надо учесть и то, что в школе нет учительской.

3. Вторая смена

Наказанием директора школы является «бросить на вторую смену». Я выпустила одиннадцатые классы, мне вдруг дают 8-е классы на второй смене. И пытаются сделать разрыв между сменами. 8-е классы дают необоснованно, просто так, не соблюдая преемственность.

4. Публичная критика

Директор позволяет кричать на учителей и делать публичные замечания на общем совещании педагогов. Например, директору не понравилось, что в группе школы в вайбере «устраивают базар», который она контролирует, хоть и не является членом группы.

За одно мое сообщение в мессенджере вызвали на беседу, после чего я и оказалась под шквалом санкций к увольнению. Директору не понравилось мое утверждение, что вайбер не имеет отношения к школе, и я вполне отдаю себе отчет, что там пишу. А также, что технические устройства школа мне не выдавала.

И говорить грубости на совещании педагогов директору не к лицу.

5. Личная неприязнь

Директор мне лично сказала такую фразу, которую, друзья, я даже написать не могу. Но одна молодая учительница, которая уходила из школы, обратилась с жалобой о грубом обращении директора. И директора приглашали наверх…

6. Игнорирование профессиональных достижений

Девиз директора школы: «Вы – хуже всех!». Мне лично говорили это неоднократно. Однажды директор школы не заметила, как я провела городской семинар для учителей в школе по подготовке к ОГЭ. Не заметила более 30 учителей в школе… И сказала, что думала, что я провожу семинар по интернету.

7. Не подписывать документы на аттестацию

 По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.

Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае – это некие антидостижения учителя.

Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.

Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов.

Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад.

Администрация задолго собирала антидостижения.

8. Выговоры за заполнение электронного журнала

Дело в том, что в электронном журнале много неурегулированных технических моментов, которые используются против учителя.

При этом электронный журнал проверяют с экрана, без присутствия и подписи о проверке учителя.

Сама завуч, которая проверяет электронный журнал и выносит педагогам щедро замечания, может спокойно исправлять любые оценки. Поэтому таких выговоров может быть сколько угодно и кому угодно.

9. Выговор за рабочие программы

Когда я листала документы, мое внимание привлек приказ о выговоре учителю за рабочие программы. Тому учителю, который был под санкциями до меня. Я подумала, что меня ждет та же участь. Выговор за рабочие программы в сентябре объявляли неугодному педагогу, который в мае не понял, что нужно уйти.

10. Материальное наказание

На основе выговора лишали выплат. Также понижали выплаты за эффективность в трудовом договоре.

11. Акты о прогулах

Для тех, кто не понял, что он должен уйти сам и как можно быстрее, были акты о прогулах. Делали так: немного сдвигали расписание звонков в этот день, возможно, на второй смене, и учитель не приходил на урок в положенное время. Он об этом и не знал. А потом «Либо пиши по собственному желанию-либо увольнение по статье за прогул».

12. Давление на психику

Я долго не могла найти подходящее название тому, что делала директор школы. И передача о том, как готовят разведчиков, мне в этом помогла. Этот метод назывался «давление на психику». Дело в том, что если на тебя составляют акт, это неприятно. Три человека ставят подписи, и создается угнетающая обстановка.

Первый акт на меня составили, когда я зашла в школу во время отпуска взять документы для аттестации. Мне предложили подписать приказ о том, что я должна ходить на консультации к Доброй фее во время отпуска. Я такой приказ подписывать отказалась, и на меня составили акт.

Это было летом, а в сентябре за мной каждый день ходили три человека и просили подписывать измененный трудовой договор в одностороннем порядке со стороны директора школы. Я отказывалась, потом ушла на больничный, потом снова за мной ходили, что говорится по пятам.

И когда второго учителя вынесли из школы на носилках и увезли в больницу, а мы дружили с этой учительницей, я решила уже подписать трудовой договор в конце сентября, пока меня также не вынесли на носилках.

13. Жалоба

Излюбленная санкция. Внезапно появляется жалоба от родителя или коллеги. В этом случае ничего не докажешь. Писали-то другие люди..

Допустим, чья-то мама написала жалобу. Но директор просит завуча провести работу и зачитать жалобу на заседании методического объединения учителей. Завуч добросовестно это делает и жалобу вносят в протокол заседания. А зачем? В «пакет» на аттестацию против учителя! И плюс давление на психику.

Были и другие случаи, когда директор школы собирала членов объединения и просила каждого высказаться, как плохо работает учитель.

14. Увольнение по статье

Два года назад директор уволила учителя из числа новых приезжих педагогов. Учитель оказался с проблемами. Это подтверждали ученики. Он совсем мало проработал в школе. Его уволили за прогул.

Второй учитель – это я. Во-первых, отказалась увольняться, потому что учила детей со 2 по 10 класс и хотела выпустить их в 11, а во-вторых, дело принципа.

Поскольку противостояние носило уже открытый характер и я написала ряд обращений в департамент, в которых сообщила о многочисленных санкциях в адрес педагогов, в том числе и шантаж к увольнению за прогул.

Так меня уволили за другое – якобы за неисполнение должностных обязанностей (выговор за рабочие программы, пункт 9 и выговор за электронный журнал, пункт 8).

15. Преследование учителя после увольнения

Учителя боялись говорить, куда они уходят, потому что директор школы звонит другим директорам и дает, мягко сказать, негативную характеристику. Друзья, вы думаете, что она говорит, что он плохо учит? Нет, вы даже не представляете, про учителя могут сказать, что она обворовала школу и вынесла какие-то пособия! Я даже боюсь представить, какую характеристику дали мне.

16. Мировое соглашение

Учитель физики подал в суд и заключил мировое соглашение, что он уволен по соглашению сторон.

Когда я оказалась в суде по восстановлению на работе, то меня склоняли и склонили заключить мировое соглашение. Даже адвокат. Мне показалось странным, что директор школы поблагодарила моего адвоката.

Потом я поняла, что директор школы уже заранее знала, что будет мировое соглашение. Также я поняла, что директор школы так и будет поступать с неугодными педагогами – увольнять их через мировое соглашение.

Потом я поплакала и отменила мировое соглашение. И буду идти до Верховного Суда.

Результат управления школой – более 70 уволившихся педагогов, двое уволены в одностороннем порядке. Двух педагогов из школы вынесли на носилках и госпитализировали в больницу на «Скорой помощи».

А дети? Из разговоров с чиновниками всех уровней я поняла, что дети – это некий планктон, который был, есть и будет.

А учителя? Сами уволились…

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-vyzit-ucitela-iz-skoly-instrukcia-dla-direktora

Юридическое дело
Добавить комментарий