Как правильно уплачивать налоги между физическим лицом и иностранным юридическим лицом?

Налоги с дивидендов

Как правильно уплачивать налоги между физическим лицом и иностранным юридическим лицом?

Порядок отражения дивидендов в бухгалтерском учете, как правило, у бухгалтеров вопросов не вызывает. Однако с налогами нередко возникают определенные трудности.

В данной статье мы постараемся проанализировать основные проблемы, с которыми может столкнуться бухгалтер при налогообложении дивидендов в различных ситуациях, а также поговорим о том, как правильно исчислить налоги с дивидендов, выплаченных по итогам 2009 года.

Не секрет, что основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. А это значит, что если год для компании был успешным, то по его окончании перед собственниками неизменно встает вопрос о получении дивидендов.

Для целей налогового законодательства этим термином обозначается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения1.

Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров2 или участников3, которыми могут быть как российские организации или физические лица, так и иностранные. Порядок налогообложения для них различен.

В рамках данной статьи мы остановимся только на вопросах, касающихся налогообложения дивидендов, выплачиваемых российскими фирмами российским акционерам (участникам).
Итак, при выплате дивидендов у их получателей возникает доход, а следовательно, и обязанность по уплате с этого дохода налогов.

Каких? Все зависит от того, кем является акционер (участник): физическим или юридическим лицом. В первом случае речь идет об НДФЛ, во втором — о налоге на прибыль.

Обязанность по начислению и уплате в бюджет налогов с дохода в виде дивидендов возлагается не на получателей дивидендов, а на организацию — источник выплаты, которая по отношению к своим акционерам (участникам) является налоговым агентом4. Если компания пренебрежет своими обязательствами и не перечислит в бюджет суммы налога с выплаченных дивидендов, она может быть привлечена к налоговой ответственности. Размер штрафа при этом составит 20 процентов суммы, подлежащей перечислению5.

Дивиденды физическим лицам

Если в составе собственников компании присутствуют физические лица, то в отношении их налог с дивидендов исчисляется по ставке 9 процентов6. Причем начислять НДФЛ нужно не в момент принятия решения о распределении прибыли, а в тот день, когда дивиденды будут фактически выплачены7.

Перечислить удержанную сумму налога в бюджет необходимо в день снятия в банке наличных денег для выплаты дивидендов или в день, когда деньги будут перечислены на личный счет акционера (участника)8.
О выплаченных суммах и удержанном с них налоге не забудьте отчитаться перед налоговой инспекцией по форме N 2 НДФЛ9.

Причем если получатель дивидендов одновременно является также и работником организации, то в отношении его бухгалтеру необходимо оформить две справки по форме N 2 НДФЛ: одну по ставке 13 процентов — по доходам в виде заработной платы, другую по ставке 9 процентов — в отношении доходов в виде дивидендов.

Сведения о доходах физического лица в виде дивидендов нужно представить в инспекцию до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом10 (например, до 01.04.2011 по выплаченным в 2010 г. дивидендам за 2009 г.).

Данные о выплаченных физическим лицам дивидендах отражаются также в листе 03 декларации по налогу на прибыль11, но только в целях расчета налога на прибыль по доходам в виде дивидендов.

Поэтому, когда акционерами компании являются только физические лица и, следовательно, у нее не возникает обязанностей агента по уплате налога на прибыль в части выплаченных дивидендов, заполнять лист 03 декларации, по нашему мнению, не нужно.

Для плательщиков налога на прибыль в начале 2009 года Федеральная налоговая служба достаточно подробно разъяснила, как заполнить этот лист декларации12. Отметим, что Минфин России рекомендует налогоплательщикам при расчете налога с дивидендов применять именно это письмо13, которое в принципе актуально и в 2010 году. Однако при его использовании следует учитывать изменения, внесенные в порядок определения суммы налога с дивидендов с 1 января 2010 года. Об этих изменениях мы поговорим ниже.

Дивиденды юридическим лицам

При выплате дивидендов юридическим лицам обязанность по начислению налога на прибыль возникает также только после того, как дивиденды будут фактически перечислены получателю14. А в бюджет удержанный с дивидендов налог нужно перечислить в течение 10 дней со дня фактической выплаты15.

Обязанности по исчислению и удержанию налога на прибыль с дивидендов лежат на компании — источнике выплаты и в том случае, если получатель дивидендов применяет какой-либо из специальных режимов налогообложения — УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Дело в том, что освобождение “спецрежимников” от уплаты налога на прибыль не распространяется на доходы, полученные в виде дивидендов16.
Что касается ставок налога, то существуют два их вида: 0 и 9 процентов17. В общем случае применяется ставка 9 процентов.

Исключение составляют только ситуации, когда компания имеет право использовать ставку 0 процентов. На сегодняшний день для возможности применении льготной ставки необходимо выполнение следующих условий:

  • на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней должна непрерывно владеть на праве собственности не менее чем 50 процентной долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды;
  • стоимость приобретения и (или) получения в собственность доли в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации превышает 500 миллионов рублей. Причем при определении стоимости учитывается стоимость как первоначальных, так и дополнительных вкладов в уставный капитал организации18.

По мнению чиновников19, правомерное применения нулевой ставки возможно, если условие о стоимости доли (более 500 млн руб.) выполняется непрерывно в течение 365 дней, то есть в течение минимального установленного срока владения долей.

Это означает, что если, например, организация, получающая дивиденды, примет решение увеличить уставный капитал до необходимой величины, то с момента увеличения уставного капитала для применения ставки 0 процентов ей придется ждать целый год.

Однако из буквального прочтения пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса четко следует, что условия о сроке владения вкладами (долями) и стоимости их приобретения необходимо рассматривать отдельно друг от друга.

Как видим, в настоящее время воспользоваться льготной ставкой может далеко не каждая организация — существующие ограничения по стоимости доли исключают возможность применения данной ставки предприятиями малого бизнеса.

Однако в конце 2009 года законодатель сделал налогоплательщикам своеобразный новогодний подарок: из перечня обязательных условий для применения нулевой ставки в отношении дивидендов, полученных российскими организациями, исключено условие об ограничении стоимости доли (вклада)20.

То есть использовать льготную ставку (не уплачивать налог с дивидендов) теперь смогут и те организации, стоимость доли которых в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды, менее 500 миллионов рублей.

Однако данная поправка вступит в силу только с 1 января 2011 года и будет распространяться на дивиденды, начисленные по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды21. Поэтому при налогообложении дивидендов, выплаченных по итогам 2009 года, необходимо использовать старый порядок применения нулевой ставки.

Получателям дивидендов, желающим воспользоваться льготной ставкой, нельзя забывать и об обязанности предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие обоснованность применения этой ставки22. В качестве таких документов могут выступать, например, договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения и другие23.
Налоговый кодекс не содержит требований о порядке и сроке представления данных документов. По разъяснениям Минфина России24, уведомление о праве на применение ставки в размере 0 процентов составляется в произвольной форме и направляется (с приложением необходимых документов) в налоговую инспекцию не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации. Кроме того, по мнению финансового ведомства25, получателю дивидендов необходимо передать такой же пакет документов, подтверждающих льготу, и организации — источнику выплаты (вместе с документальным подтверждением того, что инспекторы аналогичный пакет документов уже получили).

Как определить сумму налога

Сразу скажем, что порядок определения суммы налога на прибыль одинаков для дивидендов, выплачиваемых как физическим, так и юридическим лицам26. Сумму подлежащего удержанию налога организация — источник выплаты должна определять по следующей формуле27:

Н = К x Сн x (д – Д)

Данная формула представляет собой так называемый зачетный метод расчета налога: его применение позволяет вывести внутрироссийские дивиденды из-под двойного налогообложения.Давайте рассмотрим, что означает каждый показатель приведенной формулы.

Н — это сумма налога с дивидендов.

Причем если в результате расчета значение Н получится отрицательным (сумма полученных дивидендов превышает сумму распределяемых), то обязанности по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.

Более того, такая отрицательная величина не может быть впоследствии учтена при расчете налоговой базы по дивидендам, поскольку возможности такого переноса отрицательной разницы показателя Н на будущее Налоговым кодексом не предусмотрено28.

Сн — применяемая налоговая ставка.
К — это отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика — получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом.
Показатель д заслуживает особого внимания. Дело в том, что порядок его определения существенно изменился с 1 января 2010 года29, причем эти изменения носят негативный для налогоплательщиков характер.Согласно прежней редакции пункта 2 статьи 275 Налогового кодекса показатель д представлял собой общую сумму дивидендов, подлежащую распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков — получателей дивидендов. Теперь же под этим показателем следует понимать общую сумму дивидендов, подлежащую распределению налоговым агентом в пользу всех получателей. Как видим, из формулировки, характеризующей показатель, законодатель убрал только одно слово — “налогоплательщиков”.

Посмотрим, к чему привело данное исключение. Плательщиками налога на прибыль не являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и иные публично-правовые образования30, а также паевые инвестиционные фонды (ПИФы)31.

Соответственно, до 1 января 2010 года суммы дивидендов, выплачиваемых по акциям, находящимся в собственности этих лиц, не должны были учитываться при расчете показателя д. Этот вывод не раз подтверждался и контролирующими органами32. Теперь это условие исключено.

Получается, что с 2010 года налог, уплачиваемый с дивидендов, значительно увеличивается.

Д — общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем и предыдущем отчетном (налоговом) периоде к моменту распределения дивидендов в пользу их получателей (за исключением дивидендов, облагаемых по ставке 0%). Если данные суммы дивидендов были ранее учтены при определении налоговой базы при предыдущих выплатах дивидендов, они не включаются в расчет показателя Д. При расчете данного показателя учитывается сумма дивидендов, фактически полученная самим налоговым агентом, то есть сумма дивидендов за вычетом удержанного с них налога (чистые дивиденды). По крайней мере, такова на сегодняшний день официальная позиция контролирующих органов33. Рассмотрим ситуацию, когда компания, выплачивающая дивиденды, сама является их получателем.

ПримерАкционерами организации являются: физическое лицо, муниципальное образование, юридическое лицо.На годовом собрании акционеров, проведенном по итогам 2009 г., принято решение выплатить дивиденды всем акционерам в общей сумме 200 000 руб., из них: 30 000 руб. — физическому лицу, 45 000 руб.

— муниципальному образованию, 125 000 руб. — юридическому лицу. При этом сама организация в 2010 г. получила на расчетный счет дивиденды в размере 80 000 руб. (данные дивиденды не учитывались при распределении прибыли между акционерами как в текущем, так и в предыдущем налоговом периоде).Рассчитаем налоги с дивидендов в 2010 г.

НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых физическому лицу:

30 000 : 200 000 x 9% x (200 000 – 80 000) = 1620 руб.

Налог на прибыль с дивидендов, выплачиваемых юридическому лицу:

125 000 : 200 000 x 9% x (200 000 – 80 000) = 6750 руб.

А вот если бы организация рассчитывала дивиденды без учета изменений, внесенных в расчет показателя д, то налоги нужно было бы платить в меньшем размере.НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых физическому лицу, составил бы:

30 000 : 155 000 x 9% x (155 000 – 80 000) = 1306 руб.

Налог на прибыль с дивидендов, выплачиваемых юридическому лицу:

125 000: 155 000 x 9% x (155 000 – 80 000) = 5444 руб.

Авторы статьи:
Е.М. Тимукина,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ

1 п. 1 ст. 43 НК РФ

2 п. 3 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ

Источник: https://www.garant.ru/company/garant-press/ab/229289/04/

Налогообложение

Как правильно уплачивать налоги между физическим лицом и иностранным юридическим лицом?

2019. произошли определенные изменения в налоговой системе. С 2019 г. 1 января основными налогами, уплачиваемыми работником, являются:

  • Взносы государственного социального страхования (SSD): 19,5 проц.;
  • Подоходный налог с населения: 20 проц. (если заработная плата не превышает 120 СЗП (средняя заработная плата), то есть 136 344 евро в год), 27 проц. (если зарплата превышает 120 СЗП);
  • Дополнительные пенсионные накопления: 2 проц. (необязательно).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, лит. gyventojų pajamų mokestis). Он удерживается из заработной платы и прочих нетрудовых доходов (т. е. доходов, полученных не от трудовых отношений, например, при продаже имущества и т. п.).

Для тех, кто работает по трудовым договорам, налог на доходы физических лиц удерживается работодателем из заработной платы, между тем как индивидуальные предприниматели должны оплачивать его сами. Облагая налогом доходы, связанные с трудовыми отношениями, налоговая ставка 20%  (27% если доход превышает 120 средних заработных плат).

Доходы от индивидуальной деятельности облагаются налогом в размере от 5 до 15 % (в зависимости от прибыли, которую дает деятельность). В отношении других доходов, включая и доходы, связанные с трудовыми отношениями, применяется ставка налога в размере 15 %.

Налогом на доходы физических лиц облагаются резиденты (постоянные жители) и не резиденты (временные жители) Литвы, которые оплачивают НДФЛ с доходов, чей источник находится в Литве. Подробная информация.

С 2019-01-01 изменилась процедура налогообложения доходов физических лиц (за исключением доходов, полученных от частной предпринимательской деятельности и дивидендов). Информация о новой процедуре Налогообложения доходов физических лиц, которая вступит в силу с 2019-01-01 можно найти на сайте Государственной налоговой инспекции (ГНИ). Подробная информация. 

Налог на прибыль (лит. pelno mokestis). Его оплачивают юридические лица. Налогом на прибыль облагается чистая налогооблагаемая прибыль. Основная ставка по налогу на прибыль достигает 15 %. Льготные тарифы применяются к малым предприятиям. Подробная информация.

Налог на добавленную стоимость (НДС, лит. pridėtinės vertės mokestis). НДС – это косвенный налог, исчисление которого производится продавцом при реализации товаров и услуг. В результате применения НДС покупатель уплачивает продавцу налог от полной стоимости товара или услуги. Стандартная ставка по НДС достигает 21 %. Подробная информация.

Взносы в Государственный фонд социального страхования (лит. valstybinis socialinis draudimas).

Основной целью системы государственного социального страхования является обеспечение застрахованных лиц доходом в случае утраты ими трудоспособности по болезни, материнству, старости, инвалидности или в других случаях. Эти платежи вносятся как работодателем, так и работником.

В общей сложности сумма взносов социального страхования составляет 40 % от заработной платы до налогообложения («на бумаге»). Взносы социального страхования должны платить и индивидуальные предприниматели, и лица, работающие по патенту (лит.

verslo liudijimas), авторскому договору, спортсмены, исполнители, участники детских домов семейного типа (лит. šeimyna) и др. Подробная информация об уплате взносов социального страхования в фонд «Sodra».

Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС, лит. privalomasis sveikatos draudimas). ОМС дает людям право на бесплатное получение услуг (большей части услуг) медицинского страхования. Если человек не застрахован по этому виду страхования, медицинские услуги он должен оплачивать самостоятельно. Автоматически обязательное медицинское страхование получают:

  • Лица, работающие по трудовому договору.
  • Несовершеннолетние.
  • Пенсионеры.
  • Безработные, состоящие на учете на бирже труда.
  • Лица, находящиеся в отпуске по беременности и уходу за ребенком.
  • Студенты.
  • Социально поддерживаемые лица.
  • Прочие лица, отнесенные к другим специальным группам и получающие финансовую поддержку государства.
  • Опекуны, соответствующие установленным условиям.

Подробная информация.

Акциз (лит. akcizas). Налог на определенные группы товаров, обычно те, чье употребление наносит вред потребителю (напр., табак, алкоголь) или окружающей среде (напр., топливо). Подробная информация.

Декларирование доходов

Лица, проживающие в Литве, обязаны ежегодно до 01 мая декларировать полученные доходы и заплаченные налоги за прошлый год (напр., до 02 мая 2019 г. надо будет задекларировать доходы за 2018 г.).

Декларированию подлежат доходы, полученные не только в Литве, но и за рубежом, однако лишь в тех случаях, когда в период, за который декларируется доход, лицо являлось резидентом (постоянным жителем) Литвы, т. е.

если

  • постоянное (задекларированное) место жительства физического лица в течение этого налогового периода находилось в Литве, или
  • средоточие личных, социальных или экономических интересов физического лица в течение этого налогового периода находилось скорее в Литве, чем за рубежом, или
  • физическое лицо пребывает в Литве непрерывно или с перерывами 183 или более дней в году, или
  • другие случаи, предусмотренные ст. 4 Закона Литовской Республики «О налоге на доходы физических лиц».

Государственная налоговая инспекция Литовской Республики (ГНИ) ежегодно обменивается информацией с налоговыми инспекциями других государств-членов Европейского Союза (ЕС) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) по поводу уточнения деклараций. 

Годовую налоговую декларацию о доходах можно подать через систему электронного декларирования ГНИ (вход в систему осуществляется через личный аккаунт интернет-банка). Однако декларирование доходов может оказаться достаточно запутанным процессом, поэтому задекларировать доходы можно и при личном визите в территориальное подразделение ГНИ, где можно попросить работников ГНИ о помощи.

Информация подготовлена на основании сведений Государственной налоговой инспекции Литовской Республики (ГНИ), Министерства финансов Литовской Республики, Литовского института свободного рынка (ЛИСР) и Государственного фонда социального страхования «Sodra».

Источник: https://www.renkuosilietuva.lt/ru/nalogooblozenie/

О налогообложении нерезидента | налогово-таможенный департамент

Как правильно уплачивать налоги между физическим лицом и иностранным юридическим лицом?

На странице информация представлена в упрощённом варианте, различия в налогообложении могут быть вызваны различными фактическими обстоятельствами.
 

О резидентстве

Житель зарубежного государства, который получает доход из Эстонии или, находясь в Эстонии, с точки зрения налогообложения считается нерезидентом.

Нерезидентом Эстонии считается также и житель Эстонии, у которого есть место жительства в зарубежном государстве, но на основании налогового договора об избежании двойного налогообложения установлены более тесные связи с иностранным государством (центр жизненных интересов, более длительное время пребывания).

Э-резидент не считается резидентом Эстонии, он является нерезидентом Эстонии, и его доходы облагаются в Эстонии только в части доходов, полученных из находящихся в Эстонии источников доходов.

Э-резидентство не является автоматическим основанием для освобождения от уплаты налогов в других странах.

Доход нерезидента облагается в государстве его резидентства и в других государствах, где возникал доход, при этом в государстве резидентства применяются правила избежания двойного налогообложения.
 

Налогооблагаемый доход

Нерезидент платит в Эстонии подоходный налог только с доходов, полученных из находящихся в Эстонии источников доходов.

С заработной платы, с платы за услугу, с вознаграждения члену правления, с платы за найм или аренду, с платы за лицензию, с пенсии, стипендии, с платы за выступление спортсмену или артисту подоходный налог обязано удерживать лицо, производящее выплату.

Лицо, производящее выплату, при начислении подоходного налога не вычитает из налогооблагаемого дохода физического лица – нерезидента необлагаемый доход, учитывается только удерживаемый платёж по страхованию от безработице при условии, что уплата этого платежа в Эстонии была обязательной.

Если подоходный налог в Эстонии был удержан в полном объёме, тогда нерезидент не должен представлять декларацию о доходах.

Если с государством резидентства получателя выплаты у Эстонии заключён налоговый договор, который предусматривает более льготное налогообложение подоходным налогом дохода нерезидента в Эстонии, и получатель выплаты подтверждает свое налоговое резидентство документом, утвержденным налоговым управляющим соответствующего государства (например, форма TM 3 (547.39 КБ, PDF)), или есть справка о резидентстве (на англ. языке certificate of residency), то уменьшение налоговой обязанности в соответствии с налоговым договором можно применить уже при совершении выплаты. Лицо, производящее выплату, представляет Налогово-таможенному департаменту вместе с формой TSD действующую справку о резидентстве, если справка ранее не представлена департаменту (справка действует 12 месяцев для физических лиц и 36 месяцев для юридических лиц). В этом случае на основании налогового договора к выплате будет применена окончательная льготная ставка подоходного налога, и получатель выплаты не должен будет представлять декларацию о доходах в Эстонии в части данного дохода.

В общем случае при налогообложении доходов нерезидента не применяются налоговые льготы (вычеты), предусмотренные для резидентов.

  • Если лицо, делающее выплату, не удержало подоходный налог, но у нерезидента возникает обязанность по подоходному налогу в Эстонии, тогда нерезидент обязан за период налогообложения (календарный год) представить о своих доходах декларацию о доходах (форма А1) не позднее, чем к 31 марта следующего календарного года.
  • Если нерезидент получил прибыль от отчуждения имущества, тогда он обязан на основании установленного в части 4 статьи 4 Закона о подоходном налоге , представить декларацию о доходах (форма V1), лицо, производящее выплату, не должно в данном случае удерживать подоходный налог.При отчуждении недвижимости нерезидент обязан представить декларацию о доходах – форму V1 в течение месяца со дня получения прибыли. В случае получения прибыли при отчуждении прочего имущества (в случае отчуждения ценных бумаг декларируется также и убыток) декларация представляется за период налогообложения (календарный год) не позднее, чем к 31 марта следующего календарного года.

Расходы можно вычесть только на основании подтверждающего документа. Прибыль рассчитывается на основании данных, указанных в декларации. Доход от продажи, стоимость приобретения и расходы, связанные с отчуждением, декларируются в отдельных графах.

  • Если нерезидент получил в Эстонии предпринимательский доход, тогда он обязан в соответствии с установленным в части 5 статьи 44 Закона о подоходном налоге представить декларацию о доходах – форму E1. Предприниматель – физическое лицо, зарегистрированный в коммерческом регистре или регистре страны – участницы договора, может в декларации из облагаемого дохода вычесть им самим произведённые и документально подтверждённые расходы, непосредственно связанные с предпринимательством. Прибыль от предпринимательской деятельности рассчитывается на основании данных, представленных в декларации, доходы и расходы следует отражать отдельно.Форму E1 надо представить в течение шести месяцев, следующих за периодом налогообложения — к 1 июля.

Вычеты, предусмотренные для нерезидента

Физическое лицо – резидент другой страны – участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве для получения льгот, предусмотренных для резидента Эстонии, может представить декларацию о доходах резидента Эстонии 1 раз в год — к 31 марта следующего года.

В декларации о доходах физического лица резидент другой страны – участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве должен в графе «Являетесь ли Вы резидентом другой страны – члена Европейской экономической зоны, который получил доход в Эстонии и желает использовать налоговые льготы в Эстонии на основании условий, установленных в частях 2 или 3 статьи 311 Закона о подоходном налоге ?» указать «ДА». В этом случае нерезидент должен декларировать все свои мировые доходы, потому что, хоть в Эстонии и облагается только в Эстонии полученный доход, налоговые льготы (вычеты) учитываются частично, в зависимости от отношения дохода, полученного в Эстонии, ко всему доходу, полученному нерезидентом в период налогообложения. Нерезидент отражает свои полученные за рубежом доходы только в таблице 8.9, другие таблицы нерезидент не заполняет.
 

Для декларирования необходимы общие данные

Если у лица отсутствует личный код, присвоенный ему в Эстонии, тогда в декларации о доходах указывается регистрационный код, выданный Налогово-таможенным департаментом.

Если к сроку представления декларации у Вас нет регистрационного кода, выданного Налогово-таможенным департаментом, тогда Вы можете заполнить соответствующее ходатайство (см руководство и формы).

Регистрационный код, выданный Налогово-таможенным департаментом можно проконтролировать по электронному запросу «Поиск личного/регистрационного кода нерезидента».

Для перечисления подоходного налога нужен персональный номер ссылки. Если персонального номера ссылки нет, то после представления декларации персональный номер ссылки выдаётся нерезиденту, и на основании его можно сделать перечисление на расчётный счёт Налогово-таможенного департамента.

Необходимые для уплаты подоходного налога реквизиты (данные о банковских счетах и информацию о персональном номере ссылки) найдёте на странице Налогово-таможенного департамента под рубрикой «Реквизиты для уплаты налогов».

Источник: https://www.emta.ee/ru/chastnyy-klient/deklarirovanie-dohodov/o-nalogooblozhenii-nerezidenta

Как снизить налоговую нагрузку при инвестициях в зарубежную недвижимость

Как правильно уплачивать налоги между физическим лицом и иностранным юридическим лицом?

Вкладывая средства в зарубежную недвижимость, многие инвесторы недооценивают вопросы налогообложения или вовсе забывают про них.

Между тем налоги – ключевая статья расходов в этом виде инвестиций, и если заранее не продумать пути оптимизации фискального бремени, то существенная часть доходности может быть потеряна.

По моим оценкам, инвесторы в зарубежную недвижимость, не продумавшие вопросы налогообложения, теряют до 25% прибыли.

Размер налогов зависит от формы собственности: зарегистрирована ли недвижимость на физическое лицо или на компанию, причём во втором случае возможны разные схемы владения. Оформив покупку на компанию, можно добиться большей оптимизации налогов, но придётся нести расходы на содержание юридического лица (или нескольких юридических лиц).

Лучше выбирать форму собственности, опираясь на два фактора: объём инвестиций и планируемая стратегия выхода из проекта.

Налоги на доходы от недвижимости платятся в той стране, где находится недвижимость, и рассчитываются на основании местных законов. Существуют четыре вида налогов в операциях с зарубежной недвижимостью.

Это налог на переход права собственности, который платит покупатель. В разных странах ставка налога обычно составляет от 3 до 5% стоимости объекта. В специальных случаях этого налога можно избежать.

Например, в Германии (по состоянию на 2018 г.

) если недвижимость оформлена на компанию и покупатель приобретает не более 95% акций этой компании (Share Deal), к этой сделке не применяется налог на переход права собственности.

На практике на оставшиеся акции (5% или более), как правило, оформляется опцион, по которому покупатель выкупает их ещё через несколько лет. В этом году могут произойти изменения – и для того, чтобы избежать уплаты налога, необходимо будет, чтобы более 10% осталось у предыдущего собственника.

Обычно такой налог рассчитывается по прогрессивной шкале для физических лиц и по плоской шкале для компаний. В первом случае, если годовой доход достигает 50 000 евро или выше, ставка налога стремится к 50% от прибыли.

Поэтому оформлять на физическое лицо выгодно только небольшой объект – стоимостью до 1 млн евро (средняя доходность от аренды на развитых рынках – около 5%).

Более дорогую недвижимость лучше оформлять на юридическое лицо, несмотря на расходы на его содержание.

Ставка налога для компаний обычно около 30% от прибыли и не зависит от величины дохода. В некоторых юрисдикциях предусмотрены льготы для компаний, которые занимаются только пассивным бизнесом. Например, в Германии налог – около 16%, если компания только сдаёт недвижимость в аренду.

Кроме того, юридическим лицам доступно больше возможностей, чем физическим, для уменьшения налогооблагаемой базы, списывая различные расходы с балансовой прибыли. Наиболее классические сценарии списания это:

· проценты по банковскому финансированию, привлечённому для покупки недвижимости

· другие накладные и административные расходы

· заем учредителя в компанию при покупке недвижимости.

Последний инструмент важен тем, что позволяет свести прибыль юридического лица практически к нулю. Другими словами, можно сделать так, чтобы налога на доход от аренды не было на горизонте больше 10 лет.

Применяется, если недвижимость оформлена на юридическое лицо. Он составляет в среднем 15% от суммы дивидендов и платится, когда капитал переводится владельцу компании уже после уплаты налога на прибыль.

Юрисдикция уплаты налога на дивиденды, как и его величина, зависит от многих факторов: является ли получатель дивидендов физическим или юридическим лицом, чей он налоговый резидент, заключён ли договор об избежании двойного налогообложения между его страной и страной, где находится недвижимость.

Приведу пример. Пусть недвижимость в Греции принадлежит проектной (дочерней) компании, которая тоже зарегистрирована в Греции и получает прибыль только от сдачи недвижимости в аренду.

Эта компания – дочерняя по отношению к другой компании, которая зарегистрирована на Кипре, и не менее двух последних лет владеет более чем 10% доли греческой компании. В этом случае в Греции платится налог на прибыль (в 2018 г. он составляет 29% от прибыли).

После уплаты этого налога дивиденды, поступающие кипрской компании, не облагаются никаким дополнительным налогом.

В Греции налог на дивиденды не платится в соответствии с директивой Council Directive 2011/96/EU, а на Кипре описанная ситуация подпадает под местные законы, тоже освобождающие от налога на дивиденды.

Далее, в соответствии с кипрским законодательством, дивиденды могут быть выплачены физическому лицу – бенефициару структуры тоже без налога: на Кипре нет налога на дивиденды для иностранцев.

Наконец, платит ли бенефициар (физическое лицо) налог на дивиденды в той стране, чьим налоговым резидентом он является, зависит от законов этой страны.

Еще пример. Пусть теперь недвижимость в Германии принадлежит компании, занимающейся пассивным арендным бизнесом, которая тоже зарегистрирована в Германии. Владелец компании – физическое лицо, налоговый резидент России.

Тогда в Германии уплачивается налог на прибыль в 16%. Затем владелец компании, получая дивиденды, платит в Германии ещё 15% от их величины.

При этом в России дополнительный налог не взимается по соглашению об избежании двойного налогообложения между Германией и Россией.

Обычно равняется налогу на доход (то есть около 30% от дохода). Если продаётся не сам объект недвижимости, а компания, на которую он оформлен, то обычно доход от продажи облагается налогом в той стране, чьим налоговым резидентом является владелец компании, будь то физическое лицо или другая компания.

Есть легальные способы избежать налога на прирост капитала. Например, так называемая холдинговая структура.

В этом случае вы как физическое лицо владеете холдинговой компанией, зарегистрированной в юрисдикции, где нет налога на прирост капитала (например, на Кипре или в Люксембурге).

В свою очередь эта компания владеет дочерней компанией, в чьей собственности находится недвижимость. Тогда при продаже дочерней (проектной) компании вместе с недвижимостью вы не платите налог на перепродажу с прибылью.

Впрочем, международная практика движется к тому, чтобы доходы от такой косвенной продажи недвижимости всё-таки облагались налогом.

Например, в России действует закон, по которому налогом в России облагаются доходы от продажи акций или долей иностранных компаний, активы которых более чем на 50% состоят из российской недвижимости.

Похожие условия есть в соглашении между Кипром и Россией: если российский налоговый резидент продаёт кипрскую компанию, активы которой более чем на 50% состоят из недвижимости на Кипре, то эта продажа может облагаться налогом.

В последние годы государства активно объединяют усилия, чтобы противодействовать классическим сценариям оптимизации налогов.

Главным изменением стала отмена банковской тайны: теперь любой надёжный банк тщательно проверяет происхождение денег и добропорядочность вкладчика, а также информирует о вкладе налоговые органы страны, чьим налоговым резидентом является основной собственник капитала или компаний.

Холдинги в офшорных юрисдикциях, которые раньше использовались сплошь и рядом, сегодня практически не работают.

Даже если ваш холдинг оформлен в надёжной юрисдикции (например, на Кипре), всё равно налоговые органы страны, где находится дочерняя компания, заинтересуются, насколько реален ваш кипрский бизнес – это называется сабстенс.

Они могут запросить подтверждение того, что холдинговая компания не фиктивна: например, счета на оплату аренды офиса и коммунальных услуг.

Также налоговики могут проверить, не является ли директор компании номинальным лицом, занимающим эту должность одновременно во множестве подобных фирм. Если налоговые органы сочтут, что ваша фирма фиктивна и создана только для оптимизации налогообложения, то вместо экономии вы понесёте лишние расходы и, возможно, заплатите штрафы.

Таким образом, инвестору сейчас стоит заботиться не о том, как «не платить налоги», а о том, как легально заплатить меньше, применяя такие схемы налоговой оптимизации, которые отвечают требованиям законодательства.

Актуальная практика налоговиков не гарантирует сохранения инструментов оптимизации на горизонте 3-5 лет вперед. Скорее всего в ближайшем будущем у фискальных органов появится больше возможностей для закручивания гаек.

Наиболее эффективные механизмы доступны скорее крупным инвесторам или фондам.

Например, содержание реального офиса на Кипре или в Люксембурге обходится не меньше чем в 50 000–100 000 евро в год, что имеет смысл только в том случае, если эти издержки невелики по сравнению с вашими доходами от инвестиций. Обычно такие сложные структуры с холдинговыми компаниями актуальны для инвесторов с бюджетом от 10 млн евро.

Исходя из всего вышесказанного, я рекомендую:

· Если вы покупаете объекты дешевле 1 млн евро и не планируете расширять инвестиционный портфель, то оформляйте владение как физическое лицо и платите соответствующий подоходный налог (определённые вычеты тут тоже возможны).

· Если вы разовый инвестор с бюджетом более 1 млн евро и ещё не знаете, когда будете продавать недвижимость, то оформляйте покупку на компанию, которой вы владеете напрямую (если только у вас уже нет действующего холдинга).

· Если вы активный системный инвестор с объёмом инвестиций более 10 млн евро, полноценный холдинг на Кипре или в Люксембурге будет для вас кошельком, агрегирующим доходы от ваших проектных компаний. Холдинговая структура особенно подходит активным инвесторам в проекты добавленной стоимости, где продажа объекта запланирована на перспективу 3–5 лет.

Наш опыт показывает, что если инвестиция кажется выгодной только при условии оптимизации налогов, то это скорее не проблема высоких налогов, а плохая инвестиция. Разрабатывая финансовую модель, необходимо закладывать оплату всех налогов «в лоб», без оптимизации. Если при таком подходе проектная доходность нас устраивает, то можно продолжать рассматривать эту инвестицию.

Механизмы легального и эффективного уменьшения налоговой нагрузки необходимо продумывать не для того, чтобы превратить низкорентабельный проект в прибыльный, а чтобы из прибыльного проекта извлечь ещё больше прибыли.

Источник: https://www.vedomosti.ru/realty/blogs/2019/01/23/792172-optimizirovat-nalogi-zarubezhnuyu-nedvizhimost

BEPS в Украине уже с 2019 года?

Как правильно уплачивать налоги между физическим лицом и иностранным юридическим лицом?

План BEPS – шаги для Украины

Недавно Минфин и НБУ законопроект, призванный внести изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) с целью имплементации в него нескольких шагов (Actions) плана BEPS – шаг 3, 4, 6, 7, 8-10, 13.

Планируется, что большинство изменений, предусмотренных этим законопроектом, вступят в силу уже с 2019 года (хотя заметим, что в самом законопроекте содержится ошибочное ссылки на 2020 год).

Кроме того, он еще не зарегистрирован в Верховной Раде Украины и оценивать шансы на его принятие преждевременно. К чему же готовиться бизнесу, если изменения все же будут внесены?

Основные правила

Эти изменения в случае их принятия существенно изменят подход к налогообложению и отчетности в Украине. Поэтому для первого знакомства среди таких изменений приводим основные правила в части контролируемых иностранных компаний (далее — КИК). Соответственно, англ. controlled foreign companies (CFC). Это шаг 3 BEPS.

Указанные правила уже действуют в США и в ряде европейских стран (в частности, в некоторых из них только планируют внедрять в рамках европейской директивы Anti Tax Avoidance Directive – ATAD).

Обращаем внимание, что КИК в Украине отличается от КИК Европы. Так, ATAD предусматривает, что КИК в целом не влияет на физических лиц, распространяясь только на компании. Украинские КИК распространяются на физических лиц.

А теперь обо всем по порядку.

Что вообще подразумевают под контролируемой иностранной компанией?

В опубликованном законопроекте содержится ее широкое определение. Это юридические лица (в то же время к ним для целей КИК будут приравниваться и формирования без статуса юридического лица, в частности, трасты, фонды и т.п.), находящиеся под контролем физического лица – резидента Украины. Признаки такого контроля также будут названы в НКУ. К ним относятся:

  • владение физическим лицом долей в иностранном юридическом лице в размере 50% и более, или
  • владение физическим лицом долей в иностранном юридическом лице в размере 25% и более при условии, что несколько физических лиц — резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50% и более, или
  • отдельно или вместе с другими резидентами Украины (почему-то в этом месте законопроект не уточняет, что такими резидентами должны быть только физические лица) осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом. Что считать фактическим контролем, раскрыто в законопроекте. Признаки такого контроля достаточно широки. Это, в частности, возможность давать указания органам управления юридического лица, ведение лицом переговоров и согласование существенных условий таких соглашений (которые будут только формально утверждаться органами управления юридического лица), наличие у лица доверенности на осуществление существенных соглашений, выданной на срок более 1 года, без предварительного согласования условий такого соглашения органами управления юридического лица и тому подобное. Несмотря на объемность такого перечня, по нашей оценке, все равно остается зазор, чтобы оформить владение компанией так, чтобы ГФСУ не смогла доказать факт наличия контроля.

Сам по себе такой контроль не всегда будет создавать налоговые последствия в Украине. Роль будет играть место регистрации/расположения иностранной компании. Так, налоговых последствий не будет, если:

1) между Украиной и юрисдикцией, в которой зарегистрирована/расположена иностранная компания, есть действующий договор об избежании двойного налогообложения (double taxation treaty) и

2) эта юрисдикция не входит в перечень низконалоговых, и выполняется любое из следующих требований:

  • такая иностранная компания фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке (определяется делением расходов на уплату налога на прибыль/корпоративного налога на сумму прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности), которая меньше, чем базовая ставка налога на прибыль в Украине, не более чем на 5 процентных пунктов;
  • доля пассивных доходов такой компании составляет не более 50% от общей суммы доходов такой компании из всех источников.

Также налоговых последствий не будет, если доход всех контролируемых иностранных компаний одного лица на конец отчетного года не превысит 1 млн евро (то есть, по сути, если они бездействуют или доход совсем несущественный ) или такая иностранная компания является публичной и ее акции котируются на фондовой бирже.

Что касается контролирующего лица, то это только физическое лицо – резидент Украины, которое считается конечным бенефициаром в понимании законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Иными словами, это не бенефициары для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, а так называемые ultimate beneficiary owner (UBO).

Как правило, именно их указывают в реестрах бенефициаров (а в Украине – в ЕГР).

Как происходит налогообложение в пределах КИК?

Плательщиком налога в пределах правил КИК является упомянутое выше физическое лицо – резидент, выступает контролером соответствующей иностранной компании.

В ряде случаев плательщиками могут быть сразу несколько физических лиц – контролеров КИК.

Итак, фактически, речь идет об уплате НДФЛ и военного сбора (в законопроекте пока упоминается только НДФЛ, но, как вы помните, то, что является объектом для НДФЛ, по общему правилу, является и объектом для военного сбора).

Объектом налогообложения будет часть скорректированной прибыли иностранной компании, но не вся, а пропорциональна доле, которой владеет (или которую контролирует) такое физическое лицо. В случае распределения такой компанией дивидендов в пользу физического лица действуют специальные правила, предотвращающие двойное налогообложения НДФЛ в пределах КИК и полученных дивидендов.

Вместе с тем такая скорректированная прибыль определяется на основании финансовой отчетности за календарный год согласно правилам бухгалтерского учета, используемого иностранной компанией.

То есть это могут быть МСФО или другие правила, например, GAAP.

А если законодательством юрисдикции иностранной компании составление финансовой отчетности не предусмотрено, физическое лицо – контролер обязано обеспечить составление такой отчетности в соответствии с МСФО.

Кроме того, обращаем внимание, что определенный таким образом финансовый результат до налогообложения подлежит корректировке по правилам, похожим на те, которые сейчас действуют в части налога на прибыль (в частности, по ограничению учета в расходах сумм процентов, безнадежной задолженности, уценки и т.д.).

Более того, законопроект требует определять доходы/расходы иностранной компании по операциям со связанными лицами, с нерезидентами из низконалоговых юрисдикций, а также с нерезидентами, зарегистрированными в низконалоговых организационно-правовых формах, по правилам «вытянутой руки», то есть по сути с учетом обычных цен, определенных по правилам ТЦУ (причем ГФСУ, среди прочего, может обязать физическое лицо – контролера предоставить по соответствующей компании документацию по ТЦУ).

Для целей применения этих правил физическому лицу нужно подавать отчет о КИК, к тому же одновременно с декларацией по НДФЛ (то есть до 1 мая года, следующего за отчетным).

Состав сведений, которые должен содержать такой отчет, раскрыт в законопроекте, и он довольно подробный. Кроме того, в определенной степени можно говорить, что эти правила чем-то похожи на ТЦУ, только для физических лиц.

Штрафы по своим размерам точно соответствуют ТЦУ. Далее приводим лишь некоторые из них:

  • за непредставление отчета по КИК штраф составит 1000 минимальных зарплат на 1 января отчетного года за каждый такой факт. Итак, если исходить из минимальной зарплаты на 1 января 2018 года, то это 3 723 000 грн;
  • за неотражение сведений об иностранных компаниях, которые подпадают под требования КИК, штраф в размере 3% суммы операций контролируемых иностранных компаний, или 25% скорректированной прибыли таких компаний за год, которые не отражены в отчете, в зависимости от того, какая из сумм больше, но не более чем 3 000 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года. Если исходить из минимальной зарплаты на 1 января 2018 года, то такой «потолок» составляет 11 169 000 грн.

Учитывая изложенное, если указанные поправки в НКУ пройдут, у физических лиц – владельцев иностранных компаний база НДФЛ существенно расширится, что может привести к переструктурированию модели ведения бизнеса (например, нужно будет отказаться от налогового резидентства Украины, перевести контролируемые компании в другие юрисдикции и т. п.). Если же они согласятся на такие условия, то им в любом случае потребуется нести дополнительные расходы не только на уплату НДФЛ в пределах правил КИК, но и на администрирование этого платежа (определение суммы налога, подготовка отчета и т.д.).

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-novosti-zakonodatelstva-1-beps-v-ukraine-uzhe-s-2019-goda

Юридическое дело
Добавить комментарий