Как сделать перерасчет за коммуналку, если нет счетчиков, а проживаю по временной регистрации?

Сэкономить на

Как сделать перерасчет за коммуналку, если нет счетчиков, а проживаю по временной регистрации?

Многие сталкивались с проблемой, когда управляющая компания неправильно рассчитывала плату за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Но очень часто вернуть лишние потраченные деньги бывает непросто, так как для перерасчета нужны основания.

Все они содержатся в постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах”.

Специально для “Российской газеты” адвокат Олег Сухов изучил документ и объяснил, кто имеет право компенсировать переплату за ЖКУ и как это сделать.

Первое основание для перерасчета

Потребитель, который оплачивает услуги по нормативу, вправе требовать перерасчет, если он отсутствует в помещение более 5 дней подряд. Однако здесь есть большое “НО”.

Этот перерасчет предоставляется, когда в квартире нет приборов учета, и они не могут быть установлены по техническим причинам. Причем, перерасчет не касается газа, электричества и отопления.

За них все равно придется платить “по полной”. Таким образом, остается только горячая и холодная вода.

Госдума запрещает передавать коллекторам долги по ЖКХ

Учитывая, что у нас не так уж и много домовладений, где вообще нельзя установить приборы учета, то данная норма вряд ли представляет интерес для большинства россиян.

Но упомянуть о ней стоит. Пересчет производится исходя из количества дней, которые жилец отсутствовал в помещении, исключая дни его выезда и возвращения.

Для уменьшения стоимости услуг, гражданин должен после приезда подать заявление в управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО). Оно пишется в свободной форме либо по образцу, который можно получить в управляющей компании, ТСЖ или РСО.

Человек пишет заявление и прикладывает к нему документы, подтверждающие факт отсутствия в помещении: копию командировочного удостоверения, справку о нахождении в больнице или санатории, билеты (если в них указаны его данные), счета за проживание в гостинице и так далее. Вообще список документов большой. Он ограничивается только фразой, что гражданин вправе приложить те бумаги, которые явно доказывают его отсутствие в помещении.

Второе основание для перерасчета

Такой способ снижения коммунальных услуг встречается в России гораздо чаще. Это предоставление услуг ненадлежащего качества или с большими перерывами.

Правовые тонкости ЖКХ эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Постановление дает исчерпывающий перечень предельных перерывов в предоставлении и отклонений в качестве услуг ЖКХ.

Так, максимальная суммарная продолжительность отсутствия холодной воды в месяц составляет не более 8 часов, а единовременная не более 4 часов.

Похожие временные параметры установлены и по другим услугам.

Новые законы помогут многодетным заемщикам

Например, максимальное отсутствие электричества не может превышать 2 часов при наличии 2 резервирующих источников питания или 24 часов при одном источнике.

Это же Постановление указывает нам и границы качества коммунальных услуг. Они касаются состава и свойств холодной и горячей воды, давления в трубах, температуры воды и теплоносителя, напряжения тока, свойств и давления газа, периодичности вывоза ТКО и так далее.

При нарушении поставщиком или посредником качества, или в случае долговременного непредставления услуг ЖКХ, граждане имеют право на снижение их цены либо вообще освобождаются от оплаты.

Размер снижения зависит от вида услуги, ее качества и периода неоказания.

Все желающие могут ознакомиться с параметрами услуг и коэффициентами снижения стоимости в Приложение № 1 к Постановлению № 354 (отдельный документ).

Порядок снижения оплаты за некачественные услуги

Если факт оказания некачественной услуги обнаружит поставщик (РСО, региональный оператор, УК), то он обязан в течение 24 часов проинформировать об этом жильцов. Факты нарушения качества и остановка оказания услуг ЖКХ регистрируются в журнале. В то же время и сами жильцы могут позвонить в “аварийку” и сообщить о проблеме. Каждый звонок фиксируется в журнале.

Названы регионы с самым доступным жильем

При крупных авариях или проблемах “коммунальщики” сами пересчитывают стоимость услуги и информируют об этом население. Например, когда зимой 2019 года более 80 тысяч жителей Самары остались на несколько дней без тепла в тридцатиградусный мороз, то поставщик теплоносителя снизил цены за расчетный период, исключив из оплаты время, когда услуга вообще не предоставлялась.

Другой вопрос, когда речь о снижении качества услуги. В этом случае поставщик не всегда фиксирует нужный момент. Например, потребитель считает, что вода в кране не такая горячая, как она должна быть или давление газа ниже нормы. В такой ситуации гражданин может письменно или устно обратиться в УК или РСО. Последняя, должны в течение 2 часов назначить проверку поступившего сигнала.

Если в ходе проверки возникнет спор (то есть собственник (квартиросъемщик) продолжит настаивать, что услуга оказывается некачественно, а представители РСО будут утверждать обратное), то назначается экспертиза. Расходы на экспертизу несет исполнитель услуги. Если же экспертиза подтвердит качество услуги, то жилец обязан будет возместить РСО (УК) расходы на ее проведение.

Топ-5 стран для покупки недвижимости за рубежом в 2019 году

В случае, когда стороны не инициируют проведение экспертизы, проводится дополнительная проверка, но уже с участием представителей жилинспекции и общества защиты прав потребителей.

Если нарушения выявлены, за период поставки некачественной услуги человек вправе потребовать соразмерное снижение ее цены. Обычно, в подобных случаях поставщик сам делает перерасчет. Если же он по каким-то причинам “забывает” снизить стоимость, то

потребитель может написать заявление в свободной (или по образцу исполнителя) форме, в котором потребует перерасчет.

Источник: https://rg.ru/2019/07/12/sekonomit-na-kommunalke-kak-sdelat-pereraschet-za-zhku.html

Плата за коммунальные услуги: что изменилось с 1 января 2017 года

Как сделать перерасчет за коммуналку, если нет счетчиков, а проживаю по временной регистрации?

Можно сразу сказать, что все изменения в жилищном законодательстве, вступившие в силу в начале года,  направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома.

Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется.

Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии
  • справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания
  • справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал
  • иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя

С 2017 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам.

Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2017 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления – 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции.

Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем – сразу по нормативу.

Источник: http://www.k-sc.ru/press-center/news/3455-plata-za-kommunalnie-uslugi-chto-izmenilos-s-1-yanvarya-2017-goda

Оплата жилищно-коммунальных услуг

Как сделать перерасчет за коммуналку, если нет счетчиков, а проживаю по временной регистрации?

Постановление Совмина № 233 от 23 марта 2016 года вносит ясность в механизмы оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Можно, конечно, ознакомиться с официальной версией документа, мы же предлагаем более понятный и доступный вариант – прочитать нашу разъяснительную статью.

Итак, постановление гласит, что основными жилищно-коммунальными услугами являются:

  • техническое обслуживание;
  • санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;
  • техническое обслуживание лифта;
  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию),
  • газо-, электро- и теплоснабжение,
  • обращение с твердыми коммунальными отходами

Если по ним будет просрочка, то за каждый такой день нам начислят пеню в размере 0,3 %. А вот штрафные санкции в отношении дополнительных ЖКУ (например, домофон и т.д.) будут начисляться в соответствии с условиями заключенного договора. Ранее, напоминаем, в учет брали сумму всей жировки.

Пустующие просторы. И не совсем.

Оплата услуг по экономически обоснованным тарифам будет взиматься только в квартирах где зарегистрировано частное предприятие. Если в квартире никто не зарегистрирован или в ней отсутствуют приборы учета воды, например, будет действовать несколько иной подход.

В соответствии с  указом № 107 техобслуживание лифта, уборка подъезда, электроэнергия мест общего пользования начисляется исходя из зарегистрированных и проживающих по договору найма в квартире граждан.

Но бывают случаи: в квартире никто не зарегистрирован, но периодически брат-сват в ней появляется. Водой пользуется, на лифте катается и так далее.

Не начислять плату вообще (если она взимается по зарегистрированным) было бы неправильно, как и пользование (подогрев) водой «разбрасывать» на соседей.

Поэтому, как пояснила начальник отдела методологии и экономических процессов Людмила Шостак, была принята такая мера: общая площадь квартиры делится на 20 м2, округляется до целого меньшего числа и получается то количество, за которое необходимо заплатить.

Не будем уподобляться официальным толкованиям, объясним проще.

У вас есть квартира в 48 м2, вы в ней не зарегистрированы. Делим 48 м2 на 20, получаем 2,4. Округляем и получаем, что за техобслуживание лифта, уборку подъезда, электроэнергию место общего пользования вы заплатите исходя из двух зарегистрированных человек. Таким же образом будет начисляться плата за воду и канализацию.

– В Беларуси стоит задача оснастить весь жилой фонд приборами учета воды, – говорит Людмила Шостак, – но сейчас оборудовано около 90% жилья. В Минске около 9 тыс квартир, где нет счетчиков и никто не зарегистрирован. В этом случае плата будет осуществляться аналогичным образом «общая площадь деленная на 20м2».

Внимание: норма вступает в силу только с  1 октября. До этого времени гражданам дана возможность оснастить свои квартиры индивидуальными приборами учета воды во избежание лишних плат. 

Если собственником подобных квартир являются определенные категории граждан, начисления выше указанным способом производиться не будет.

  • несовершеннолетним детям, над которыми установлена опека (попечительство), в том числе выехавшими для проживания по месту жительства опекуна (попечителя), – до достижения ими 18-летнего возраста или до даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак;
  • опекунам или попечителям, покинувшими постоянное место жительства в связи с выполнением соответствующих обязанностей, – в течение всего времени их выполнения;
  • гражданам, проходящим военную службу или службу в резерве, военные или специальные сборы, курсантами военно-учебных заведений – во время прохождения службы, сборов, обучения;
  • гражданам, обучающимся очно в аспирантуре, докторантуре или проходящим подготовку в клинической ординатуре, адъюнктуре в других городах, а также обучающимся очно в учебных заведениях в других городах, – на время обучения или прохождения подготовки;
  • гражданам, выехавшим в сельские населенные пункты для работы в сельском хозяйстве и социальной сфере села по предварительной договоренности с сельскохозяйственными организациями и сельскими Советами депутатов, – в течение всего времени работы в сельском хозяйстве или социальной сфере села;
  • государственным служащим, проживающим в жилых помещениях коммерческого использования, в том числе с членами семьи, – на период исполнения ими служебных обязанностей на должностях, дающих право на получение данных жилых помещений;
  • гражданам, убывшим на работу по трудовому договору (контракту) в организации (учреждения), расположенные в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и временно проживающими (зарегистрированными по месту пребывания) на данной территории, – на период действия трудового договора (контракта).

 Где живем, там и платим

Постановлением предусмотрено, что потребитель может выбрать, где ему оплачивать услуги: по месту жительства или по месту фактического пребывания. Это коснется только услуг по водоснабжению, канализации и  обращению с твердыми коммунальными отходами.

Так, если вы решили переехать в другой город, есть возможность обратиться в расчетно-справочный центр по месту временной регистрации. С момента письменного заявления вам будут начисляться субсидированные платежи по новому адресу.

По прежнему адресу – по полной стоимости при условии, что в ней не остались родственники. Если же родственники есть, то за ними сохраняется право на субсидии.

Если с водой все и так по счетчику, но вот по обращению с ТКО финансовая нагрузка немного снизится на родственников, которые вынуждены были оплачивать за того, кто фактически с ними не проживает. Что называется мелочь, а приятно.

 Точечные субсидии

Постановлением предусмотрено, что дети до 7 лет освобождаются от платы за техническое обслуживание лифта, электроэнергию, потребляемую лифтом, и содержание мест общего пользования.

Еще одно немаловажное новшество. Пенсионеры и инвалиды (любой группы) имеют право оплачивать электроэнергию по субсидированным тарифам по месту пребывания.

Конкретный пример: вы проживаете в Минске, но на полгода уезжаете в деревню.

Теперь  есть возможность, зарегистрировавшись по месту пребывания в сельсовете, обратиться  в расчетную организацию с заявлением о взимании платы по субсидированному тарифу на электроэнергию по месту пребывания.

Уклонился? Заплати по полной

Снова рассмотрим пример. В квартире не работает счетчик (газ, электроэнергия, вода – любой), но вы решаете не сообщать об этом в соответствующую организацию и, соответственно, «по-тихому» платить меньше или не платить вообще. Схема хорошая, конечно, но уже неработающая.

Если выявят подобный факт, придется заплатить по полной стоимости с момента последнего визита проверяющего, но не более чем за три года.  Кстати, сверка показаний представителями водоканала по закону производится ежегодно. Можно, конечно, проверяющего не пустить.

Но подумайте, что будет дальше? Максимальный срок, за который можно выставить к оплате сумму по экономически обоснованным тарифам – три года…

Считаем. Например, тариф на воду + канализацию сегодня равен 4 653 руб, а экономически обоснованный 8300.

Счетчик работает исправно. В среднем в месяц вы потребляете 4 куба. За год при субсидированных тарифах получается сумма 223 344 руб.

При условии, что счетчик не работал и это было выявлено работником водоканала, в этом случае  плата начисляется по нормативу потребления (в Минске это 260 литров в сутки или 8,06 кубов на человека) по экономически обоснованным затратам – 802 776 руб. за год. Почувствуйте разницу.

А вот если человек добросовестно подаст сведения, что прибор не работает, то перерасчет за расчетный период (месяц) будет произведен по субсидируемым тарифам. Так что в наших с вами интересах за приборами следить и поверяющих встречать на пороге с улыбкой.

А что там с лифтом?

Плата за техническое обслуживание лифта взимается со второй остановочной площадки.

  • Если лифт начинает движение с первого этажа, то оплата за лифт осуществляется со второго этажа.
  • Если лифт начинает движение с нулевого этажа (цокольного), тогда оплата взимается с первого.
  • Если на втором этаже заблокирована кнопка лифта, оплата – с третьего.

А вот такая ситуация: на второй остановочной площадке расположен офис. В соответствии с новым документом, оплачивать техобслуживание за лифт нужно исходя из количества занимаемой площади (по метру квадратному). А вот за электроэнергию – исходя из количества работников.

И напоследок

Не хотите субсидий от государства? Как хотите. Новое постановление дает четко понять: плательщики жилищно-коммунальных услуг на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, вправе вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, рассчитанную по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Информация будет дополнена.

Оплата ЖКУ

Оплата коммунальных услуг должна производиться строго в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Беларусь и договорами на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг, которые заключены потребителями коммунальных услуг с организациями-подрядчиками и поставщиками услуг ЖКХ.

 Оплата за эксплуатацию жилых помещений исчисляется и взимается исходя из учета общей площади занимаемого помещения и с учетом ставки оплаты за эксплуатацию жилых помещений, которая устанавливается соответственно законодательству.

Потребитель ЖКУ имеет несколько вариантов оплаты коммунальных услуг:

  • Оплата коммунальных услуг наличными в расчетно-кассовых центрах;
  • Оплата коммунальных услуг по банковской карте;
  • Оплата коммунальных услуг через интернет;
  • Оплата ЖКУ через инфо-киоски.

 Сумма платы за эксплуатацию жилых помещений,техническое обслуживание многоквартирного дома для всех потребителей коммунальных услуг должна производить организация, которая обслуживает жилой дом.

 Снятие  и подача показаний индивидуальных приборов учета расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников, производятся потребителями услуг ЖКХ самостоятельно.

  Раз в год поставщики услуг могут проверить показания приборов учета расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии и сверить с данными о фактической оплате по каждому потребителю ЖКУ.

  В случае занижения показаний данных приборов учета расхода с потребителей ЖКУ взыскивают плату за непогашенный объем потребленных коммунальных услуг в соответствии с законодательством РБ.

 Организация, которая предоставляет коммунальные услуги, имеет право приостановить (заморозить) оказание услуг ЖКХ гражданину (или гражданам), без уважительных причин накопившего задолженность по оплате данных услуг за два или больше расчетных периода и не погасившего этот долг в период пяти дней после получения письменного уведомления-предупреждения.

 Затраты, которые связаны с восстановлением получения жилищно-коммунальных услуг, возмещаются гражданином, допустившим подобное.

Обеспечение коммунальными услугами восстанавливается в период не превышающий 2 суток после предъясвления в организацию, оказывающую коммунальные услуги, документов подтверждающих погашение накопившейся задолженности и полной оплате затрат в связи с возобновлением оказания услуг ЖКХ.

Оплата услуг ЖКХ должна производится ежемесячно до 25 числа месяца следующего за отчетным в полном размере.

Внимание: Плательщики жилищно-коммунальных услуг, несвоевременно и (или) не в полном размере оплатившие услуги ЖКХ, обязаны уплатить пеню в размере 0,3% от неуплаченной в установленный срок суммы платежей за каждый день просрочки.

  В случаях, когда у гражданина во владении и (или) эксплуатации одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) официально зарегистрированных по месту жительства собственника, члена организации застройщиков и (или) членов их семей оплата за тех.

обслуживание и центральное отопление этих строений (помещений) должна осуществляться соответственно установленным законодательством Республики Беларусь тарифам и нормам на услуги по обслуживанию жилых домов и тарифам на тепло (тепловую энергию) для нужд отопления и горячего водоснабжения, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.

Источник: http://gkx.by/baza-znanij/zhilishchno-kommunalnye-uslugi/oplata-za-zhku/320-oplata-zhilishchno-kommunalnykh-uslug

Плата за жилищно-коммунальные услуги. Что изменилось?

Как сделать перерасчет за коммуналку, если нет счетчиков, а проживаю по временной регистрации?

Основным документом, регулирующим порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г.

№ 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

29 июня текущего года правительство приняло постановление № 510, которым вносятся существенные изменения и дополнения в этот основной документ. 

Необходимость корректировки данного нормативного правового акта была продиктована многими факторами, в том числе и связанными с новыми подходами к выполнению важнейших государственных задач, к проблемам энергосбережения и экономии природных ресурсов, к воспитанию у населения чувства собственника. Надо сказать, что за последние годы значительно усовершенствовалась система обратной связи организаций – поставщиков услуг, организаций, производящих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги с потребителем, созданы и развиваются служба «115», портал «Мой город», АИС «Расчет-ЖКУ». Все это дает возможность услышать мнение со стороны, проанализировать его и выделить вопросы, требующие урегулирования. Многие изменения в постановление № 571 вносились именно на основании обращений граждан по наиболее актуальным темам.

Нет горячего водоснабжения? Электроэнергия дешевле

К примеру, несколько ущемленными выглядели интересы потребителей, чьи жилые помещения не оборудованы системами центрального горячего водоснабжения, но оборудованы системами централизованного снабжения природным газом.

Пользуясь электрическим бойлером, практически невозможно уложиться в существующий норматив потребления электроэнергии 150 кВт·ч для оплаты по субсидируемым государством тарифам. Поэтому вполне справедливо для данной категории норматив повышен до 250 кВт·ч.

Более того, при потреблении от 250 до 400 кВт·ч оплата также будет производиться по субсидируемым тарифам, но с применением повышающего коэффициента 1,3. И лишь при превышении 400 кВт·ч платить придется по экономически обоснованным тарифам.

Таким образом, повышается степень государственной поддержки таких потребителей и в то же время сохраняются стимулы для экономного расходования электроэнергии.

Учет тепла — дело решенное

На повышение мотивации потребителей при сохранении принципов социальной политики направлен и новый подход к расчетам за потребленное тепло.

Как известно, с 1 января текущего года во всех вводимых в эксплуатацию домах жильцы обязаны производить расчеты за тепловую энергию по показаниям приборов индивидуального учета. После вступления постановления в силу стимул для оснащения жилых помещений приборами учета появился и у жильцов домов старшего поколения.

Плательщикам, установившим ИПУ за счет собственных средств, при оплате счетов за потребленную тепловую энергию в течение трех лет будет предоставляться 10-процентная скидка.

Отдельный разговор о домах, которые уже оборудованы приборами учета, но часть их жильцов так и не решились пока пользоваться данными техническими средствами при расчетах.

Понятно, что за время вынужденного бездействия системы могли прийти в негодность, некоторые из них требуют проведения процедуры поверки, стоимость которой составляет около 70 руб.

Так что вложенные когда-то в обустройство собственной квартиры средства превратились в ненужный атрибут.

Такой категории собственников дается еще одна возможность не отстать от прогресса: те из них, кто приведет в порядок установленное оборудование, в течение трех лет в качестве компенсации за понесенные расходы будут оплачивать потребленную тепловую энергию с 5-процентной скидкой. 

Вывоз ТКО. Услугу можно приостановить

Много обращений граждан связано с вопросами взимания платы за те или иные коммунальные услуги в зависимости от места проживания или регистрации. Некоторые моменты действительно требовали уточнения, и в измененном постановлении они прописаны более конкретно.

Обращение с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам, и даже отказ от заключения договора не освобождает от ее оплаты.

Данная норма обсуждению не подлежит, но у городских жителей, имеющих загородные дачи или доставшиеся по наследству дома, возникал справедливый вопрос: проживаю на даче максимум три месяца, а платить нужно круглый год.

Постановление предусматривает возможность приостановления оказания данной услуги на срок до 6 месяцев в календарном году. Для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую вывоз ТКО или производящую расчет и начисление платы.

Особо следует подчеркнуть, что данная норма касается одноквартирных, блокированных жилых домов, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане.

Электроснабжение и газоснабжение. Двухадресная субсидия

Некоторые категории граждан получили право производить оплату за услуги электро- и газоснабжения по субсидируемым тарифам в двух жилых помещениях: по адресу обязательной регистрации по месту жительства и регистрации по месту пребывания. Причем второй адрес можно выбрать по желанию: неважно, что это — квартира в другом городе, дача или дом в садовом товариществе.

К таким категориям относятся неработающие пенсионеры, а также лица, имеющие право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», инвалиды 3-й группы.

Данную норму можно назвать проявлением социальной политики, хотя есть в данном решении и экономическая справедливость.

Допустим, пенсионер или другой льготник трудовыми отношениями не связан, и может теплое время года проводить в деревне или городском поселке, а на зиму перебираться в благоустроенную квартиру.

Раньше только по одному из двух адресов он мог платить по субсидируемым тарифам. Но ведь от переезда сумма потребления электроэнергии или газа в двух помещениях не изменится.

Вход отдельный — плата меньше

Более справедливый подход к оплате за санитарное содержание мест общего пользования применен в отношении собственников нежилых помещений. Если такие помещения имеют отдельный вход непосредственно с придомовой территории, то от внесения платы за уборку подъезда и других МОП собственник освобождается. Исключение составляют только такие работы, как дератизация, дезинфекция и дезинсекция.

У собственников нежилых помещений появилась также возможность рассчитываться за теплоснабжение по показаниям индивидуальных приборов учета при условии заключения соответствующего договора с энергоснабжающей организацией. Если помещение не оборудовано ИПУ, расчет производится по проектным тепловым нагрузкам.

Общежития. Есть договор найма — есть обязанность по оплате услуг

Граждане, проживающие в общежитии и заключившие договор найма жилого помещения, обязаны вносить плату за водоснабжение, водоотведение, электрическую энергию, в том числе за потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, а также за санитарное содержание вспомогательных помещений, то есть за все услуги, начисляемые в зависимости от количества проживающих. Ранее подобная обязанность фактически возлагалась только при регистрации в общежитии по месту жительства или по месту пребывания, что приводило к неоднозначным ситуациям.

Допустим, если человек, заселившийся в общежитие на период трудовых отношений, был зарегистрирован по месту жительства в другом городе, он на вполне законном основании мог не платить за перечисленные услуги. 

Поливай — но считай

Объем воды для оплаты по субсидируемым тарифам составляют 140 л в сутки на человека, и экономные граждане вполне укладываются в данный лимит. Но хозяевам индивидуальных домов, которые содержат скот, а летом вынуждены поливать огороды, краны приходится открывать гораздо чаще.

Страшного в этом ничего нет, поскольку перерасход природного ресурса окупается собственной сельскохозяйственной продукцией. Спорный момент заключался в другом. В городской квартире поступившая из сети вода сливается в канализацию, а значит, и плата за водоотведение берется соразмерно.

А вот при поливе огорода и поении животных дополнительной нагрузки на канализационные сети нет.

Постановлением этот вопрос урегулирован: нужно лишь установить отдельный прибор учета, контролирующий расход воды на полив и содержание скота, и этот объем воды будет исключаться из платы за услугу водоотведения.

Капремонт. Деньги под контроль

Средства, поступающие от платы за капремонт многоквартирных жилых домов,позволяют приводить в должный порядок эксплуатируемый жилой фонд и планировать данные работы на долгосрочную перспективу. Однако в товариществах собственников данная схема иногда давала сбой из-за неточности формулировки.

Перечисления на капремонт не аккумулировались на специальных счетах, а значит, лишались статуса целевых средств и могли направляться на совершенно другие нужды. Сейчас в постановлении прямо прописано, что отчисления граждан на капитальный ремонт предназначены исключительно для капитального ремонта.

Воспользоваться ими для решения других вопросов не удастся.

Переплатили за ЖКУ? Возврат «живыми деньгами»

В случае ошибочного внесения лишних сумм за потребленные жилищно-коммунальные услуги по желанию гражданина ему возвратят разницу, если он обратится с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию.

Вместе с заявлением необходимо будет также предоставить документ, удостоверяющий личность, и платежные документы, подтверждающие факт оплаты.

Напомним, что ранее лишние суммы не возвращались, а зачислялись в счет будущих платежей.

Срок давности для ошибки

В постановлении прописан порядок устранения допущенных исполнителем ошибок, в результате которых приходится дополнительно начислять плательщику определенные суммы. Сейчас это возможно сделать только за три месяца. Раньше срок был значительно больше — три года.

За такое время недоплаченные суммы иногда вырастали до астрономических размеров, и в случае выявления оплошности гражданин вынужден был напрягать семейный бюджет, что вызывало справедливые нарекания.

Ведь виноват-то в подобной ситуации не плательщик, а специалист, когда-то неверно истолковавший законодательство или не обративший внимание на какой-то нюанс.

С другой стороны, срок давности остается таким же (три года) в случаях, если недостаточное начисление производилось по вине гражданина. Например, если поменялся собственник, а об этом не было своевременно сообщено.

Уточнение деталей

Постановлением предусмотрен также ряд уточняющих моментов, без которых раньше было возможно неоднозначное толкование законодательства. К примеру, если квартира в собственности двух и более граждан, начисление производится отдельно по каждому лицевому счету соразмерно доле в праве собственности.

Отдельно прописан вариант при начислении платы на условных граждан за услуги «электроснабжение на работу лифта», «электроснабжение» и «газоснабжение» при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Если в жилом помещении никто не зарегистрирован, то число условных граждан определялось путем деления общей площади на 20 с округлением в сторону уменьшения до целого числа. Но из этой формулы расчетов выпадали помещения, площадь которых составляет менее 20 м2, поскольку при округлении получался ноль.

В постановлении предусмотрено, что в таких случаях количество условных граждан принимается за единицу.

ИНФОГРАФИКА

Постановление № 510, вносящее изменения и дополнения в главный документ, регулирующий порядок начисления оплаты за услуги ЖКХ (пост. Совмина № 571 от 12 июня 2014 г.) вступает в силу с 1 июля 2018 г.

, за исключением абзацев двадцать восьмого, тридцать первого, тридцать второго, тридцать четвертого, тридцать пятого, тридцать восьмого – сорок второго, сто тридцать девятого, сто сорокового, сто сорок второго, сто сорок третьего, сто сорок пятого, сто сорок седьмого и сто сорок девятого подпункта 1.3.3 пункта 1 настоящего постановления, вступающих в силу с 1 октября 2018 г.

Портал коммунальной грамотности

04 Июль 2018

37353

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ!

Источник: http://gkx.by/poleznye-sovety/2137-plata-za-zhilishchno-kommunalnye-uslugi-chto-izmenitsya-v-blizhajshee-vremya

Что изменится с 1 марта в оплате жилищно-коммунальных услуг?

Как сделать перерасчет за коммуналку, если нет счетчиков, а проживаю по временной регистрации?

В марте вступят в силу новые правила, упрощающие начисление и оплату жилищно-коммунальных услуг, меняющие порядок перерасчета платы за ЖКУ в случае применения организацией ЖКХ не того тарифа, а также процедуру снятия показаний приборов индивидуального учета, подключенных к системе дистанционного съема. Изменения в постановления от 17 октября 2011 г. № 1394 и от 12 июня 2014 г. № 571 приняты Правительством 9 февраля (постановление № 81). Разбираться в новых правилах Порталу коммунальной грамотности помогала начальник отдела управления экономики Министерства ЖКХ Жанна ПОПУЧЕЕВА.

ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Важный момент изменений – субсидируемый тариф при расчете платы за ЖКУ будет применяться в отношении жилых помещений, в которых есть зарегистрированные по месту жительства граждане, и не будет зависеть от того, состоят ли они в близком родстве с собственником или нанимателем жилья.

Например, на данный момент начисление платы за ЖКУ по субсидируемым тарифам применяется в отношении плательщиков ЖКУ или членов их семьи, зарегистрированных в квартире по месту жительства.

По закону к плательщикам ЖКУ относятся собственники жилья, граждане, владеющие и пользующиеся им (наниматель, поднаниматель, арендатор, лизингополучатель, заключивший договор лизинга жилья, дольщик, заключивший договор о передаче ему во владение и пользование объекта долевого строительства), члены организации застройщиков, а также члены их семей, то есть близкие родственники. Если в квартире не был зарегистрирован плательщик или члены его семьи, а, например, проживал гражданин, по закону близким родственником не являющийся (бабушка – в отношении внука-собственника, брат в отношении сестры-собственницы и т. д.), применялись экономически обоснованные тарифы.

С марта в отношении всех квартир, где есть зарегистрированные по месту жительства граждане будут применяться субсидируемые тарифы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Новое постановление также отменяет дифференцированную плату за техническое обслуживание жилых домов, услуги водоснабжения и водоотведения, электрическую энергию.

Например, если сегодня семья из двух человек, проживающая в квартире площадью 70 м2, за 50 м2 платит по субсидируемым тарифам, а за «лишние» 20 – по экономически обоснованным, то с марта площадь квартиры, в которых есть зарегистрированные граждане, уже не будет иметь значения. Есть зарегистрированный в квартире гражданин – применяется субсидируемый тариф – 0,1187 руб. за 1 м2 общей площади квартиры.

ОТОПЛЕНИЕ И ГАЗ

Это правило также касается теплоснабжения и газоснабжения.

Например, платить за тепло по экономически обоснованным тарифам будут только те собственники квартир, в которых нет зарегистрированных граждан (а также если собственники жилых помещений – юридические лица; жилое помещение используется для местонахождения ЧУП; сдается для краткосрочного проживания), тогда как в настоящее время подобный тариф применяется и к такому жилью, где зарегистрированы по месту жительства только граждане, юридически не состоящие в близком родстве с хозяином квартиры. Например, брат-сестра, бабушка-внуки, тетя-племянники и т.д. при раздельном проживании. Субсидируемый тариф на теплоснабжение – 16,9259 руб. за 1 Гкал.

ВОДА

Не будут зависеть от норм потребления и тарифы на воду – с марта любой объем воды, потребленный гражданами, будет оплачиваться по субсидируемым тарифам, важное условие в данном случае – регистрация по месту жительства или пребывания (по выбору самих граждан) и наличие приборов индивидуального учета расхода воды. Субсидируемый тариф на водоснабжение – 0,8338 руб. за 1 м3, водоотведение – 0,6383 руб. за 1 м3.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

В случае регистрации по месту жительства гражданина тариф на электроэнергию с марта текущего года будет следующим: 0,1484 за 1 кВт⋅ч – в домах с электроплитами; 0,1746 за 1 кВт⋅ч – с газом. Дифференцированный тариф по времени суток (дневной/ночной) сохраняется.

Документ выделил также новую группу потребителей электроэнергии, жилые помещения которых оборудованы отдельными счетчиками электроэнергии, отапливаются и подогревают воду электрокотлами при отсутствии в доме централизованного тепло- и газоснабжения. Тариф для данной группы потребителей – 0,0335 рубля за 1 кВт·ч. (при наличии необходимой документации и договора).

По-иному будут возмещаться расходы на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования и лифта. Так, на сегодняшний день гражданам выставляют оплату по показаниям приборов учета, которые снимаются ежемесячно (то есть по фактическим затратам).

Но плата эта не должна превышать предельно допустимых тарифов. На данный момент это 60 копеек на одного проживающего в месяц – на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, 66 копеек – на работу лифта.

Между тем неравномерное потребление электричества (летом – меньше, зимой – больше), приводило к тому, что фактические затраты на электроэнергию превышали возмещаемые расходы, по которым производились начисления.

В результате, например, в домах, обслуживаемых товариществами собственников, приходилось собирать с жильцов дополнительные взносы, чтобы расплатиться с организациями, поставляющими электроэнергию. С марта в извещении будет выставляться сумма по предельно допустимому тарифу.

Если по истечении года (11 месяцев) окажется, что граждане конкретного дома потребили электроэнергии меньше (например, установили энергосберегающие лампы и т. п.), в январе им сделают перерасчет и вернут переплаченные деньги.

ЕСЛИ ПРИМЕНИЛИ НЕ ТОТ ТАРИФ

В документе также предусмотрен порядок перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае неправильного применения организацией тарифа.

Если речь идет об ошибке организации, которая повлекла доначисление платы за услугу, полученную в предыдущие периоды, то перерасчет с марта можно произвести только за три месяца.

Если ошибка произошла из-за недостоверных сведений, предоставленных потребителем, пересчитают за весь период применения ошибочного тарифа, но не более, чем за три года.

КОМУ НЕ НУЖНО СООБЩАТЬ ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКОВ

Порядок снятия показаний приборов индивидуального учета расхода коммунальных услуг дополнен случаем подключения к системе дистанционного съема показаний. Жильцам домов, где возможен дистанционный съем, не нужно самостоятельно снимать и сообщать показания счетчиков, за них это сделает система.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЖИВЕТ В ОБЩЕЖИТИИ

Что касается проживающих по договорам найма жилого помещения в общежитии, то при оплате за техническое обслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений, возмещение расходов на электроэнергию, потребленную на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, будет учитываться не количество зарегистрированных по месту проживания граждан (как сейчас), а количество граждан, указанных в таких договорах.

Яна Щука, Портал коммунальной грамотности

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/february/32521/

Юридическое дело
Добавить комментарий