Как вернуть статус резидента после длительного пребывания за границей?

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Как вернуть статус резидента после длительного пребывания за границей?

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял – кто такие налоговые нерезиденты и как это определить – ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия “налоговый резидент”, ни понятия “налоговй нерезидент”

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос – к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: “Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев” к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное – нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

  • налоговый резидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;
  • налоговый нерезидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий – время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. – гражданство) никакого значения не имеют.

При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ.

лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;
  • обучения;
  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество – квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) – 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса “налоговый резидент – нерезидент” или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание “не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев”?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);
  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться – в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);
  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalogoviy-rezident-nerezident.html

Сша sb1 visa для возвращающихся жителей | визовая помощь сша

Как вернуть статус резидента после длительного пребывания за границей?

Наряду с другими визами США, с грин-картой вы получаете постоянный вид на жительство (LPR) или статус условного резидента (CR) в США, в зависимости от типа визы, который вы имеете. Вы должны переехать на постоянное проживание в США, чтобы сохранить свой статус, и затем подать заявку на получение гражданства.

Существует мнение, что вы не можете путешествовать во время пребывания в США по визе LPR. Проживание в США не означает, что вы не можете путешествовать заграницу.

Вы можете путешествовать и посещать другие страны; тем не менее, вам нужно будет вернутся в течение года, чтобы ваша грин-карта продолжала быть действительной. Кроме того, вы также можете вернуться через два года, пока ваше разрешение на повторный въезд остается в силе.

Если вы не въедете на территорию США, к сожалению, вы потеряете свой статус LPR или CR вместе с грин-картой, и затем вам, скорей всего, нужно будет получить другую или новую иммиграционную визу.

Может произойти так, что человек не сможет вернуться в США в течение определенного периода времени, на который США выдали ему визу SB-1, также известную как виза для возвращающихся жителей. Те, кто хочет вернуть себе постоянный вид жительство, могут получить его через визу для возвращающегося жителя.

В этой статье будет рассмотрено, что собой представляет виза SB-1; требования к ней, как подать на нее заявку и другие важные детали.

SB-1 Виза: что она собой представляет?

Те люди, которые ранее имели американскую иммиграционную визу или грин-карту, и не вернулись в указанный срок по непредвиденным причинам, и, следовательно, потеряли свой иммиграционный статус во время поездки в другие страны, могут вернуть статус постоянного резидента через Визу для возвращающихся резидентов или SB-1.

Если вы являетесь владельцем грин-карты тогда обращаем ваше внимание, что срок действия грин-карты составляет всего лишь один год. Следовательно, если вы путешествуете в другие страны, вам нужно вернутся обратно в течение года.

И если вы планируете оставаться за пределами страны более чем один год, вам следует подать заявку на получение визы SB-XNUMX или разрешения на повторный въезд в Службу гражданства и иммиграции США или USCIS.

Срок действия разрешения на повторный въезд составляет два года, следовательно, вам необходимо вернуться в течение определенного периода времени. Если вы этого не сделаете, вам нужно будет подать заявку на визу SB-XNUMX.

Ниже представлены некоторые непредвиденные ситуации, которые могут помешать человеку вернуться в США.

  • Болезнь или внезапное заболевание, из-за которого врач не рекомендует совершать путешествие
  • Беременность, в следствие которой доктор не рекомендует совершать путешествие
  • Семейный спор, из-за которого ваши документы были у вас изъяты
  • Когда вам необходимо получить разрешение на выезд, но вы не можете его получить.

Виза SB-1 очень полезна, так как вы можете подать на нее заявку, вместо того, чтобы с самого начала подавать заявку на получение иммиграционной визы, вы можете просто подать на нее заявку в качестве обычной визы. В общем, процесс подачи ходатайства в Службу гражданства и иммиграции США, в Департамент Штата или Министерство национальной безопасности отменяется, а также сокращается время рассмотрения.

Это говорит о том, что все те, кто находится или ранее находился за пределами США более двух лет, должны будут подать заявку на визу SB-1, если они все еще хотят продолжить жить в США. За некоторыми исключениями, есть лица, которым не нужно подавать заявку на визу SB-1, среди которых стоит отметить следующих:

  • Супруга и дети члена Вооруженных сил США
  • Гражданские служащие правительства США, которые находятся за границей

Лица, которые входят в вышеупомянутые группы, могут повторно въехать на территорию США, даже если их статус истек, им также не нужно подавать заявку или продлевать визу SB-1.

Когда вы не можете продлить вашу визу и не смогли получить визу SB-XNUMX после того, как вы отсутствовали в стране более одного или двух лет, сотрудники таможенно-пограничной службы США не дадут вам разрешение на въезд в страну.

Так как вы находились за пределами США в течение столь длительного периода времени, это будет говорить об отказе от вашего статуса и о том, что вы не уделяли должного внимания своей визе. Это также говорит о том, что отказ вы добровольно отказались от вашего иммиграционного статуса и не желаете возвращаться в США в качестве иммигранта.

Тем не менее, вы все равно можете получить одну из неиммиграционных виз в США, однако вы уже не сможете пользоваться всеми преимуществами легального иммигранта в США.

Чтобы получить разрешение на въезд в США, вы должны получить визу SB-1 если это необходимо.

Администрация таможенно-пограничной службы может разрешить вам въезд на территорию США с просроченной иммиграционной визой, если вы не продлили ее в течение одного месяца, они дадут вам распоряжение покинуть территорию США, поскольку вы отказались от визы. Чтобы избежать этого, вам следует сразу же подать заявку на визу SB-1, как только вы будете знать точно, что вернетесь в США.

Требования к визе SB-1:

Просим вас обратить внимание на детали, связанные с оформлением визы в США и учитывать тот факт, что не все те, кто покидает территорию США на один или два года, имеют право на получение визы SB-XNUMX. Существуют определенные критерии для человека, который подает заявку на визу SB-XNUMX. Существуют условия, которые должны быть выполнены. Вы должны доказать, что:

  • Вы имели постоянный вид на жительство в США, прежде чем совершить поездку
  • Вы имели намерение вернуться в США после временного нахождения за пределами США, но вы все еще хотите остаться и жить в США.
  • Ваше пребывание за границей было временным, и вы не могли вернуться обратно по некоторым причинам, которые не зависели от вас.
  • Вы имеете право на получение иммиграционной визы, которую вы имели до того, как вы временно находились за границей.

После того, как вы выполнили вышеупомянутые условия и с уверенностью можете доказать, что соблюдаете все условия, и имеете право подать заявку на получение визы SB-1, и можете сразу же начать процесс подачи заявки.

SB-1 Виза: как подать заявку?

Стоит отметить, что процесс подачи заявки на визу SB-1 гораздо короче и менее сложный по сравнению с иммиграционной визой в начале. Поскольку вы уже являетесь владельцем иммиграционной визы и имеете визу, вам не нужно подать ходатайство за члена семьи или сотрудника. Тем не менее, вам нужно будет проходить процедуру в ближайшем посольстве США.

Для того, чтобы вы могли подать вашу визу, мы советуем вам сообщить посольство США о том, что вам нужна виза SB-1 за три месяца до предполагаемой поездки в США. Если вы по каким-либо причинам не можете это сделать, вам нужно подать заявку как можно скорее. Шаги для подачи заявки на визу SB-1 приведены ниже:

  • Во-первых, вам нужно подать форму DS-117, заявка на определение статуса возвращающегося резидента
  • Затем отправьте форму I-551, карту постоянного жителя или грин-карту, выданную вам до того, как вы выехали за пределы США.
  • Отправьте запрос на повторный въезд, если оно у вас есть
  • Отправьте сопроводительные документы, такие как:
    • Даты запланированной поездки за пределы США, такие как билет на самолет или паспортный штамп
    • Доказательство намерения вернуться обратно, к примеру, предложение о работе, налоговые декларации, платежные ведомости и т.д.
    • Доказательство того, что вы остались за пределами США по причинам, которые не зависят от вас, к примеру, медицинские документы и т.д.

После того, как посольство США проверит ваши документы, они примут решение, имеете ли вы право подавать заявку на визу SB-1 или нет. Если вы имеете на это право, вам необходимо будет выполнить следующие шаги:

  • Отправьте форму DS-260 или заявку на регистрацию иммиграционной визы и заявку на регистрацию иностранца, которую вы подавали ранее в процессе подачи заявки на иммиграционную визу.
  • Пройти медицинское обследование, проведенное квалифицированным врачом
  • Отправьте сопроводительные документы, такие как:
    • Ваша страница подтверждения формы DS-260
    • Подписанные медицинские документы
    • Ваш паспорт
    • Две фотографии, которые соответствуют требованиям к фотографии
    • Другие документы в соответствии с инструкциями посольства США, куда вы подаете заявку

SB-1 Визовые сборы

Конечно, этот процесс не будет завершен без сборов, которые должен оплатить кандидат, чтобы заявка на визу SB-1 была рассмотрена посольством США. Следовательно, должна быть проведена оплата. Вам необходимо оплатить следующие сборы:

  • Сбор за подачу заявки на визу DS-117
  • Регистрационный сбор за форму DS-260
  • Плата за прохождения медицинского осмотра
  • Другие сборы за получение и/или перевод сопроводительных документов

Сборы должны быть оплачены для того, чтобы ваша заявка была рассмотрена и одобрена. Если вы просто отправите заявку без оплаты необходимых сборов, она не будет принята посольством США.

Сроки рассмотрения заявки на визу SB-1

Как правило, сроки рассмотрения заявки на визу SB-1 зависят от загруженности посольства США, в которое вы подали заявку. Как правило, процесс рассмотрения визовой заявки занимает от 3 до 6 месяцев, после чего вам сообщат о принятом решении давать вам визу SB-1 или отказать в ее выдаче.

Что мне делать, если мне было отказано в выдаче визы SB-1?

Как правило, именно посольство США определяют ваше право на получение визы SB-1 на основании документов и доказательств, которые вы им предоставляете. Они могут принять решение, к примеру, отказать вам в выдаче визы в США, они также могут запросить у вас дополнительные документы или же сообщить вам о том, что вам было отказано в выдаче визы возвращающегося резидента.

Исходя из вышесказанного и решения посольства США, вам повторно не разрешат посетить США пока вы не получите другую действительную визу.

Затем вы сможете попробовать еще раз подать заявку на иммиграционную визу в США с самого начала начав процесс подачи ходатайства и предоставив необходимые документы или подать заявку на неиммиграционную визу в США для кратковременного посещения страны или же просто остаться в США

Если вы хотите подать заявку на получение неиммиграционной визы, вам нужно будет доказать, что вы намерены вернуться в свою страну по истечении или до истечения срока действия вашей визы или же получить визу с двойным намерением, которая позволит вам подать заявку на получение постоянного вида на жительство и вы сможет переехать жить в США навсегда.

Источник: https://visahelp.us.com/ru/sb1/

Ошибки резидента: новые валютные риски

Как вернуть статус резидента после длительного пребывания за границей?

На волне провозглашаемой либерализации валютного законодательства с 13 февраля 2013 года в России ужесточилась административная ответственность за его нарушение. Теперь любое отступление от порядка совершения валютной операции чревато штрафом до 100% от её суммы.

Напомним, ранее ответственность наступала за валютные операции, совершение которых напрямую запрещено законом. Проведение дозволенной операции с нарушением её процедуры каралось только в некоторых случаях. Иными словами, строгость валютного закона компенсировалась необязательностью его исполнения.

Например, ещё с 2004 года закон обязывает физических лиц-резидентов рассчитываться иностранной валютой только через уполномоченные (российские) банки, что выполнялось далеко не всегда. И дело тут не только в отсутствии ответственности: расчеты за границей в валюте транзитом через российские счета влекут дополнительные расходы на банковскую комиссию.

Введённая ответственность, в том числе за нарушение этого требования, безусловно направлена на увеличение прозрачности потоков капитала. В то же время она стала причиной повышения внимания к вопросу о круге граждан России, которые могут быть подвергнуты соответствующему наказанию, а в последующем и возникшей сумятицы в понимании этой проблемы.

Так, расширению сферы ответственности предшествовали изменения самого валютного законодательства. В июне 2012 года в целях «упрощения процедур валютного контроля» уточнен перечень граждан России, которые не признаются её резидентами. К ним теперь относятся две категории:

▪ постоянно проживающие в иностранном государстве, в том числе на основании вида на жительство или

▪ временно пребывающие в иностранном государстве на основании рабочей или ученической визы. Причем срок проживания или пребывания за пределами России должен составлять не менее года (в том числе и на основании совокупности виз).

Подобные формулировки, однако, оставили без ответа ряд сопутствующих вопросов.

Например, за какой период можно подтверждать временное пребывание совокупностью виз? Как подтвердить такое пребывание в государствах с безвизовым режимом? 

Самым же дискуссионным стал вопрос непрерывности постоянного проживания или временного пребывания в иностранном государстве: каким образом будет влиять на сохранение статуса нерезидента временное возвращение российского гражданина в своё Отечество?

Свою позицию по отдельным вопросам только недавно высказала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора России, которой и предстоит наказывать валютных нарушителей. 

Так, 16 апреля 2013 года на официальном сайте ведомства размещены разъяснения буквально следующего содержания: «…при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Российской Федерации, получивший … статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае он может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года». 

Следовательно, по мнению контролирующего органа, для утраты статуса нерезидента имеет значение только факт пересечения границы России. То есть «постоянство проживания» подменяется «непрерывностью пребывания». 

При такой трактовке человек с российским паспортом, длительное время живущий за пределами России, оказывается в довольно неоднозначной ситуации. Пересекая границу России, приехав, скажем в командировку или погостить к родственникам на выходные, он автоматически становятся резидентом. И всё – непрерывность пребывания утрачена.

Теперь весь следующий год после возвращения в иностранное государство он должен будет беззаветно отдавать долг своему Отечеству, а вернее российским банкам в виде процентов за обслуживание счета, через который должен будет рассчитываться в иностранной валюте.

В противном случае Родина всё также беззаветно наложит на своего нерадивого гражданина штраф в размере до 100% от суммы каждого расчета, проведенного минуя российский счет. 

А ведь необходимость использования российского счета далеко не единственная обязанность, отличающая резидента от нерезидента.

В такой парадоксальной ситуации обладание российским паспортом для лиц, преимущественно проживающих или работающих за рубежом, может показаться непрактичным и убыточным. 

Однако на самом деле всё гораздо проще. «Непрерывное пребывание» и «постоянное проживание» – далеко не идентичные понятия. Первая категория характеризует лишь промежуток времени, в течение которого лицо находится в том или ином месте.

Вторая – определяет правовой статус, совокупность прав и обязанностей, связывающих человека с конкретным государством, в котором он находится. Поэтому является ли российский гражданин «постоянно проживающим в иностранном государстве» или нет, может определять только такое иностранное государство.

И, соответственно, именно оно может решать, когда и при каких условиях такой статус прекращается.

Сама же Россия дозволяет постоянно проживающим в ней иностранным гражданам покидать её пределы на срок до шести месяцев с сохранением за ними статуса «постоянно проживающих». То есть «российские» иностранцы могут беспрепятственно на срок до полугода возвращаться на свою историческую родину, оставаясь для неё «постоянно проживающими в России».

Из этих же соображений российские законы не раскрывают признаки и критерии определения статуса «гражданина России, постоянно проживающего в иностранном государстве».

В связи с этим, как представляется, утрата российским гражданином статуса нерезидента может быть обусловлена только прекращением его статуса как лица, постоянно проживающего в иностранном государстве.

И въезд в Россию (или в любую другую страну) не повлечет такую утрату, если иностранное государство дозволяет покидать свои пределы с сохранением за гражданином России статуса «постоянно проживающего».

В связи с этим обострился также и давно существовавший вопрос о территориальных границах применения российского валютного законодательства: действует ли оно на операции, совершенные за пределами России? В настоящее время валютный закон ответ на этот вопрос не дает. Но административная ответственность за его нарушение в любом случае ограничена только территорией России. То есть за нарушения при совершении валютной операции за российской границей российские штрафы применяться не могут.

Описанные вопросы, в том числе с учетом неоднозначной позиции контролирующих органов, обуславливают необходимость уточнения валютного законодательства, что, по всей видимости, понимают и правоприменители.

Так, Ассоциация Российских Банков 11 марта 2013 года провела совещание по проблемам определения резидентного статуса граждан России, проживающих (пребывающих) за её пределами.

Как сообщается, в совещании приняли участие, в том числе представители Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и других государственных органов.

Большинство участников совещания высказались о необходимости корректировки валютного регулирования.

Каким образом в дальнейшем будет формироваться правоприменительная практика по рассмотренным вопросам, как бы это банально не звучало, покажет время. Пока же они подлежат углубленному юридическому анализу, поскольку неквалифицированное их разрешение может привести к значительным финансовым потерям.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/64168/

Только для нерезидентов РФ: уплата налога с продажи недвижимости в России

Как вернуть статус резидента после длительного пребывания за границей?

Даже будучи гражданином России, оказывается, можно неожиданно превратиться в налогового нерезидента. Для этого всего лишь нужно большую часть года прожить за пределами страны.

И если вы решитесь в этот период продать недвижимость, находящуюся на территории России, в налоговой инспекции вас ожидает несколько неприятных сюрпризов. А бывает и так, что гражданин другой страны приобретает недвижимость в России и решает ее продать, не получив статус резидента.

Узнайте об условиях налогообложения в этих случаях заранее, тогда у вас будет возможность оптимально подготовиться к такому повороту событий!
 

Определяем налоговый статус
 

Если вы довольно часто покидаете Россию, то для начала необходимо подсчитать дни присутствия и отсутствия на территории Российской Федерации. От этого зависит, являетесь ли вы резидентом или нет. Как правило, для этого берутся в расчет дни въезда и выезда в страну в соответствии с проездными документами, а также визами.
 

Климент Русакомский, управляющий партнер юридической группы «Парадигма»:
 

– Обратимся к ст. 207 НК РФ, п. 2 которой налоговыми резидентами для уплаты НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в России не меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такой критерий, как гражданство роли не играет.Таким образом, методом исключения, нерезидентами считаются люди, находящиеся на территории РФ меньше 183 дней в году.

Светлана Бурцева, председатель Люберецкой коллегии адвокатов:
 

– Как рассчитать период нахождения в России? В расчет берутся дни нахождения в России в течение 12 последовательных календарных месяцев. При этом неважно, приходятся ли они на календарный год целиком или частично. Другими словами, если вы находитесь на территории РФ 183 дня с января 2011 года по январь 2012 года, то вы признаетесь резидентом РФ.

По разъяснениям Минфина России, расчет статуса резидента можно вести с любого месяца года. Дни для определения статуса резидентства могут быть и не последовательными, они могут прерываться на время командировок и отпусков. Важно только, чтобы нужное количество дней набралось в течение последовательных 12 календарных месяцев.

Важно отметить, что расчет не берутся периоды лечения и обучения за рубежом, которые длятся меньше 6 месяцев.

Налоговую амнистию обещают 42 миллионам россиян

Если ваши расчеты показали, что вы являетесь резидентом РФ, то ознакомиться с условиями уплаты НДФЛ с продажи недвижимого имущества можно в другой статье. Если же подтвердился статус нерезидента, то переходим к следующему абзацу.
 

Налоговая ставка = 30%?
 

Для кого-то это, возможно, станет полной неожиданностью, но, к сожалению, да: практически треть дохода, который нерезидент получает от продажи жилья, по налоговым правилам, следует уплатить в бюджет. Об этом гласят статьи 207, 209, а также п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ.

И даже если на момент продажи квартиры налогоплательщик еще являлся резидентом России, а к концу года его статус изменился, то рассчитывать налоги придется, исходя из 30%-ной ставки. По сравнению с 13%-ной ставкой для налоговых резидентов, эта цифра кажется просто грабительской.

 

Юлия Курмамбаева, партнер и руководитель налоговой практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»:
 

Однако, если двусторонним международным договором об избежании двойного налогообложения между Россией и страной, налоговым резидентом которой является продавец недвижимости, установлены иные правила и нормы, то будут применяться именно эти правила (ст. 7 Налогового кодекса РФ). В настоящий момент такие договоры у России заключены с 87 странами.

Законодательство: чего ждать от властей в 2018 году?

Правда, если проанализировать большинство соглашений об избежании двойного налогообложения, доходы нерезидентов от продажи жилья облагаются налогом именно в стране расположения недвижимости.

При этом если нерезидент России заплатил налоги в местную налоговую инспекцию, то они будут учтены при уплате налогов в родной стране.

А если, по соглашению, ставка на доходы физических лиц в родной стране ниже, то ее гражданин имеет право заплатить налоги с продажи недвижимости на российской земле по месту постоянного жительства (опять же, если это предусмотрено условиями соглашения).
 

Ольга Курамшина, старший юрист налоговой и юридическикой практики компании «Корпус права» (Россия):
 

– Стоит отметить, что пока налогоплательщик не получил доход фактически, то есть пока в его распоряжение физически не поступила сумма денежных средств за проданную недвижимость (полностью или в части), доход не считается полученным для целей налогообложения.
 

А как же сроки владения и вычеты?
 

Нерезиденты России в этом плане тоже находятся в невыгодном положении, по сравнению с резидентами. Если для последних Налоговым кодексом предусмотрены всевозможные вычеты и льготные условия при расчете и уплате налогов, то для первых такие бонусы отсутствуют.
 

Климент Русакомский:
 

– При расчете налога срок владения нерезидентом объектом недвижимости не имеет значения. Кроме того, следует также учитывать, что действие положений п.п. 17.1 ст.

217 НК РФ, позволяющих хозяину имущества, находящегося в собственности больше трех лет, не платить НДФЛ, на налоговых нерезидентов также не распространяется.

Поэтому при продаже квартиры на территории России налоговый нерезидент обязан заплатить 30% НДФЛ со всей денежной суммы, полученной от покупателя недвижимости.
 

То же касается и всевозможных вычетов (социальных, имущественных и профессиональных), право на которые есть у резидентов, согласно статьям 218-221 Налогового кодекса. Для людей, имеющих противоположный статус, действует только правило 30%-ной ставки.
 

Можно ли уменьшить сумму налога?
 

В этой ситуации юристы советуют заблаговременно озаботиться вопросом обретения статуса «резидент» в том календарном году, в котором планируется совершение сделки.
 

Константин Кантырев, управляющий партнер международного юридического бюро Ruscounsel.com:
 

– Чтобы воспользоваться правом на льготу в связи со сроком владения (при приобретении собственности после 1 января 2016 года – 5 лет), надо стать резидентом, то есть прожить в России более 183 дней. Немногие из нерезидентов, проживающих заграницей, будут готовы пойти на такие жертвы ради уменьшения налогов.
 

Есть и другой распространенный способ среди россиян, который юристы называют недобросовестным по отношению к государству, – указание в тексте договора заниженной цены, которая отличается от фактически получаемой на руки. Правда, как утверждают специалисты, с 1 января 2016 года он потерял свою привлекательности и требует боле тщательных расчетов.
 

Ольга Курамшина:
 

– С 1 января, если налогоплательщик реализует недвижимое имущество по цене, которая ниже 0,7 его кадастровой стоимости, соответствующий доход будет вменен налогоплательщику, даже если доказательства его получения будут отсутствовать.
 

Более легальный способ уменьшения суммы налога предлагает Светлана Бурцева, правда, он связан с рисками, основанными на банальном человеческом доверии:
 

– Для беспроблемной продажи квартиры, можно подарить ее близким родственникам, у которых есть статус налоговых резидентов России. При этом если дарение произойдет меньше чем за три года до продажи, то придется все-таки заплатить налог 13%, который все равно меньше 30%. Другое дело, что есть опасность потерять недвижимость, если родственники захотят пойти на обман.
 

Другие правила налогообложения
 

Если сделка все же состоялась, продавец обязан сообщить о полученном доходе налоговым органам, т.е. подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах физического лица. При этом стоит обратить внимание, что налогоплательщик самостоятельно проводит исчисление сумм налогов, которые он обязан уплатить.
 

Климент Русакомский:
 

– После совершения сделки продавец-нерезидент должен до 30 апреля следующего за продажей года предоставить в Налоговую инспекцию декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ.

Если у нерезидента есть регистрация в России, то документы необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации. Если регистрация отсутствует, то декларация подается по месту нахождения проданного имущества.

А до 15 июля этого же года, уже после подачи декларации, необходимо заплатить сам налог.

Можно ли заработать на новостройке?

Светлана Бурцева:
 

– Необходимо предупредить тех, кто думает, что можно не заплатить налоги и уехать из России, надеясь, что это сойдет с рук. На самом деле, между Росреестром, нотариусами и налоговой инспекцией сегодняшний день хорошо налажена информационная связь. Сведения в Налоговую службу подаются после каждой сделки.

Поэтому уведомление о необходимости уплатить налоги да еще и вместе с пенями может настигнуть совсем неожиданно. И это будет существенно дороже.

Более того, законы других стран требуют декларировать любую сумму, появляющуюся у человека на личном счете, а провезти через таможню большую сумму наличными может оказаться проблематичным.

Источник: https://www.cian.ru/stati-tolko-dlja-nerezidentov-rf-uplata-naloga-s-prodazhi-nedvizhimosti-v-rossii-218088/

Ошибки резидента

Как вернуть статус резидента после длительного пребывания за границей?

Либерализация наоборотНа волне провозглашаемой либерализации валютного законодательства с 13 февраля 2013 года в России ужесточилась административная ответственность за его нарушение. Теперь любое отступление от установленного порядка совершения валютных операций чревато штрафом в размере от 75% до 100% суммы соответствующей транзакции.

  Напомним, ранее ответственность наступала за валютные операции, совершение которых напрямую запрещено законодательством. Проведение дозволенной валютной операции с нарушением её процедуры каралось только в некоторых случаях, прямо предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Иными словами, строгость валютного закона прежде компенсировалась необязательностью его исполнения. Например, ещё с 2004 года законодательство обязывает физических лиц-резидентов рассчитываться иностранной валютой только через банки, имеющие лицензию Банка России. Однако это требование выполнялось не во всех случаях.

И дело тут не только в отсутствии соответствующей ответственности: расчеты за границей иностранной валютной транзитом через российские счета влекут дополнительные расходы на банковскую комиссию. Введённая ответственность, в том числе за расчеты, минуя счета российских банков, безусловно направлена на повышение прозрачности потоков капитала.

В то же время она же стала причиной вполне обоснованного повышения внимания, а в последующем и возникшей сумятицы в понимании круга граждан России, которые могут быть подвергнуты соответствующему наказанию.

Свой среди чужихРасширению сферы применения ответственности за валютные правонарушения предшествовали изменения самого валютного законодательства.

В июне 2012 года в целях «упрощения процедур валютного контроля» уточнен перечень граждан России, которые не признаются её резидентами.

К нерезидентам теперь относятся две категории граждан России:

▪ постоянно проживающие или

▪ временно пребывающие в иностранном государстве. Причем срок проживания или пребывания за пределами России должен составлять не менее года. Отметим, что в первом случае валютный закон в качестве документа, подтверждающего наличие статуса нерезидента, приводит вид на жительство (то есть постоянное проживание может подтверждаться и иными документами).

Во втором – перечень оснований пребывания в иностранном государстве ограничен только рабочей и ученической визой (годичный срок пребывания за границей может подтверждаться и их совокупностью).

Подобные формулировки не только не упростили валютное регулирование, а, напротив, могут внести в него некоторый сумбур на практике, поскольку законодатель оставил без четкого ответа ряд сопутствующих вопросов.

Как, например, подтверждать свой статус россиянам, временно пребывающим в иностранных государствах в безвизовом режиме? Недавно данный вопрос отчасти был разрешен для российских граждан, пребывающих в республиках Таджикистан и Армения.

Так, 24 апреля 2013 года опубликовано заключенное Россией с указанным странами «Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ». Данное соглашение отменило большинство ограничений по валютным операциям между резидентами подписавших его государств.

Соответственно, теперь актуальность определения резидентного статуса граждан России, пребывающих в Таджикистане или Армении, практически отпала. Однако валютные ограничения при совершении расчетов с резидентами многих других государств, где граждане России находятся в безвизовом режиме, по настоящий день сохраняют свою силу.

Не определенным остался также и вопрос о периоде времени, за который можно подтверждать временное пребывание совокупностью рабочих или ученических виз.

Например, если рассчитывать годичный срок пребывания гражданина России в иностранном государстве на основании виз, полученных за всю его жизнь, то нерезидентами может оказать значительная часть российских туристов, регулярно покидающих пределы своей страны родины. Хотя такой подход вряд ли можно признать обоснованным. Самым дискуссионным моментом изменений валютного законодательства остался вопрос непрерывности постоянного проживания или временного пребывания в иностранном государстве: каким образом будет влиять на сохранение статуса нерезидента временное возвращение российского гражданина в своё Отечество?

Неоднозначные ответыСвою позицию по названным вопросам только недавно (уже после расширения сферы применения административной ответственности) высказала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора России, которой и предстоит наказывать валютных нарушителей.

Так, 16 апреля 2013 года на официальном сайте контрольного ведомство размещены разъяснения буквально следующего содержания: «…при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Российской Федерации, получивший … статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае [он – авт.] может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года».

Следовательно, по мнению контролирующего органа, получается, что для утраты статуса нерезидента имеет значение только факт пересечения границы России (независимо от срока нахождения на её территории). При этом «постоянство проживания» в иностранном государстве подменяется «непрерывностью пребывания». При такой трактовке человек с российским паспортом, длительное время живущий за пределами России, оказывается в довольно неоднозначной ситуации. Пересекая границу России, приехав, скажем в командировку или погостить к родственникам на выходные, он автоматически становятся резидентом. И всё – непрерывность пребывания утрачена. Теперь весь следующий год после возвращения по месту жительства в иностранном государстве он должен будет беззаветно отдавать долг своему Отечеству, а вернее российским банкам в виде процентов за обслуживание счета, через который теперь и должны будут осуществлять все расчеты в иностранной валюте. В противном случае Родина всё также беззаветно наложит на своего нерадивого гражданина штраф в размере до 100% от суммы каждого расчета, проведенного не через российский счет. Причем уплаченные с такой суммы налоги и иные сборы на размер штрафа влияние не окажут. А ведь необходимость использования российского счета при расчетах в иностранной валюте далеко не единственная обязанность, отличающая резидента от нерезидента. В такой парадоксальной ситуации обладание российским паспортом для лиц, преимущественно проживающих или работающих за рубежом, может показаться непрактичным и убыточным. Однако на самом деле всё гораздо проще. «Постоянное проживание» и «непрерывное пребывание» – далеко неидентичные понятия. Они различны не только по своей сущности, но и по правовым последствиям. «Непрерывность пребывания» – это категория, которая характеризует только промежуток времени, в течение которого лицо находится в том или ином месте. Тогда как «постоянное проживание» – это правовой статус лица, совокупность прав и обязанностей, связывающих его с конкретным государством, в котором он находится. Поэтому является ли российский гражданин «постоянно проживающим в иностранном государстве» или нет, может определять только таким, иностранным государством (в соответствии с его законодательством). Именно оно и только оно может наделить гражданина статусом «постоянно проживающего» на своей территории, и соответственно, решать, когда и при каких условиях такой статус прекращается. Сама же Россия дозволяет постоянно проживающим в ней иностранным гражданам, покидать её пределы на срок до шести месяцев с сохранением за ними статуса «постоянно проживающих». То есть «российские» иностранцы могут беспрепятственно на срок до полугода возвращаться на свою историческую родину, оставаясь для неё, «постоянно проживающими в России». Из этих же соображений российское законодательство не раскрывает понятие, признаки и критерии определения статуса «гражданина России, постоянно проживающего в иностранном государстве», на что неоднократно указывало МИД России. В связи с этим, как представляется, в рассматриваемом случае утрата российским гражданином статуса нерезидента по валютному законодательству России может быть обусловлена только прекращением его статуса в качестве лица, постоянно проживающего в иностранном государстве. И въезд в Россию (или в любую другую страну) не повлечет такую утрату, если иностранное государство, в котором проживает российский гражданин, дозволяет ему покидать свои пределы с сохранением статусу «постоянно проживающего».

За гранью возможногоРасширение административной ответственности за валютные правонарушения обострило также давно существовавший вопрос о территориальных границах применения российского валютного законодательства.

С 13 февраля 2013 года законодательство специально акцентирует внимание на наличие ответственности за валютные операции, расчеты по которым совершены с нарушением нормативных требований не через счета в российских или иностранных банках. Значит ли это, что штраф придется заплатить и в том случае, если валютная операция будет совершена за пределами России? Валютное законодательство ответ на этот вопрос не дает. В настоящее время оно не устанавливают какие-либо ограничения территории своего действия (как это, к слову, было до 2004 года, когда незаконными могли быть признаны операции, совершенные только на территории России). Таким образом, российская компания или гражданин, расплачиваясь, скажем за недвижимое имущество, приобретенное за рубежом со своего счета в иностранном банке, или, наоборот, получая на него валюту за проданное иностранное имущество, при определенных условиях могут быть признаны нарушившими российское валютное законодательство. Как следствие – штраф, вплоть до полного размера совершенной транзакции. Если формально подходить к рассматриваемому вопросу – это так. Но сам КоАП РФ ограничивает сферу своего действия только нарушениями, совершенными в пределах территории России. То есть за нарушения, допущенные при совершении валютной операции за российской границей, российские же штрафы применяться не могут. В этой связи актуальным также остается вопрос о месте совершения расчета по валютной операции. Валютное законодательство, закрепляя обязанность физических лиц-резидентов совершать такие расчеты только через свои российские счета, не конкретизирует, что понимается под самим понятием «расчеты». Не раскрыто данное понятие и в иных отраслях российского законодательства. В связи с этим на практике под ними могут пониматься только активные действия по перечислению платежа, а не пассивное получение денежных средств на свой счет. В связи с этим вопрос о правомерности получения гражданами России при расчете иностранной валюты на свои иностранные счета, минуя российские, также остается открытым.

Дальнейшие перспективыОписанные выше вопросы, в том числе с учетом неоднозначной позиции контролирующих органов на практике могут порождать значительные риски для граждан России, чья деятельность связана с длительным пребыванием за пределами Отечества.

Сложившаяся правовая неопределенность уже сейчас обуславливает необходимость соответствующей корректировки валютного законодательства. Это, по всей видимости, понимают и непосредственные правоприменители.

Так, Ассоциация Российских Банков 11 марта 2013 года провела совещание по проблемам определения резидентного статуса граждан России, проживающих (пребывающих) за её пределами.

Как сообщается, в совещании приняли участие, в том числе представители Минфина России, МИД России, Банка России, Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, ФТС России и ФНС России.

Большинство участников совещания высказали мнение о необходимости внесения изменений в законодательство о валютном регулировании.

Каким образом в дальнейшем будет формироваться правоприменительная практика по обозначенным и иным многочисленным вопросам измененного валютного законодательства, как бы это банально не звучало, покажет время. Пока же эти вопросы подлежат углубленному юридическому анализу, поскольку неквалифицированное их разрешение может привести к значительным финансовым потерям.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/64388/

Юридическое дело
Добавить комментарий