Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

Как налоговая узнаёт о доходах предпринимателя

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

Налоги – это одна из главных проблем малого бизнеса в нашей стране. Несмотря на все обещания государства развивать малый бизнес, на все выходящие законопроекты, налоги меньше не становятся.

Поэтому новичкам в бизнесе бывает так трудно продержаться, и поэтому так много молодых предприятий разваливаются уже через 1-2 года после своего появления (а то и раньше).

Неудивительно, что у многих возникает соблазн найти какой-нибудь способ либо совсем не платить налоги, либо платить их меньше.

Пока мы не сталкиваемся с государством и разными государственными службами, они представляются нам очень далёкими, никакого отношения к нам не имеющими.

Предприниматели постоянно заполняют различные налоговые декларации, в которых сами должны указывать размер дохода и сумму уплачиваемых государству средств.

А что, если указать сумму, меньшую, чем она есть на самом деле? Как государство сможет об этом узнать? И ведь существует же множество историй об успешных бизнесменах, которым легко удаётся обманывать систему.

На самом деле, не платить налоги – это не очень хорошая идея. Конечно, вероятнее всего, в системе налогообложения существуют какие-то лазейки. Но в любых незаконных действиях всегда есть очень большой риск.

Ваша попытка экономии может обернуться огромными штрафами, необходимостью уплаты пени или даже уголовной ответственностью. С государством шутить не стоит, ведь оно знает всё.

А вот откуда налоговики берут информацию о доходах, мы сейчас и разберёмся.

Запросы в банки

Не важно, каким типом деятельности вы занимаетесь, вы ИП или ООО, или зарабатываете деньги с помощью фриланса, в любом случае у вас должен быть счёт в банке, куда поступают денежные средства.

Даже если вы не являетесь юридическим лицом и вообще не зарегистрировали официально никакой бизнес, у вас наверняка есть банковская карта, на которую заходят средства. Если эти средства заходят регулярно, и они достаточно крупных размеров, у налоговой службы могут возникнуть к вам вопросы.

Данные о подобных начислениях банк обязан передавать ФНС, если она запрашивает информацию.

Более того, банк должен оповещать государство о различных подозрительных операциях. Сумма этих подозрительных операций должна превышать 600 тысяч рублей. Только тогда это может вызвать подозрение банка.

Например, если был переведён платёж на эту сумму или выше, банк обязан сообщить об этом в соответствующие органы. Подозрительным считается, если на счёт поступило несколько переводов подряд.

Если налоговая обнаружит, что данный доход был скрыт фирмой или в декларации значится меньшая сумма, это может привести к серьёзным проблемам.

Также на основании статьи 86 НК РФ (в которую были внесены изменения в 2014 году), банк обязан оповещать ФНС об открытии банковского счёта физическим лицом. Добросовестным гражданам это ничем не грозит, налоговая, скорее всего, даже не заинтересуется, сколько у вас на этом счету денег. Но вот если ваша компания попала под подозрение, все счета будут проверяться, особенно новые.

Однако банк не оповещает налоговиков обо всех банковских операциях компании. Лучше даже сказать, практически ни о каких не оповещает.

А у налоговой есть другие дела, кроме как проверять поступления на банковские счета всех маленьких фирм. Поэтому тотального контроля здесь нет.

ФНС может заинтересоваться вами, если, например, была заподозрена в неуплате налогов компания, с которой вы сотрудничаете.

Бывают ещё такие случаи. Фирма платит сотрудникам «серую» зарплату, а сотрудники кладут эти деньги на банковскую карту. Регулярность внесений и их величина может показаться банку подозрительным, и об этом будет сообщено в ФНС. Тогда налоговики будут проверять сотрудников, а вместе с ними и всю компанию.

Как налоговая узнаёт об интернет-доходах?

Казалось бы, интернет – абсолютно неконтролируемая государством система. Но здесь, на самом деле, всё зависит от того, о каких суммах идёт речь. Если на ваших электронных кошельках несколько тысяч, естественно, никто не будет проверять вас из-за такой мелочи.

Но вот если между счетами переводятся достаточно крупные суммы, данные транзакции попадают под закон о национальной платёжной системе. Платёжные системы, между которыми прошёл перевод, должны передавать сведения государству.
Понять, будут ли данные о переводе переданы в государственные органы, можно очень просто.

При попытке перевести крупную сумму система попросит вас ввести свои персональные данные и подтвердить свою личность. Помимо ввода данных вас могут попросить прислать сканы необходимых документов.

Если с электронных кошельков средства выводятся на банковскую карту, там контроль над финансами берёт на себя банк. И здесь работает та же система, что и с обычными банковскими счетами.

Избежать электронных платежей можно, используя систему наложенного платежа. Однако Почта России — это тоже государственная организация. ФНС может запросить у неё данные на ваше имя и получить сведения обо всех совершённых платежах.

Выездная проверка

Это тот случай, когда налоговая служба лично приходит к вам, чтобы проверить, действуете ли вы в рамках закона. Естественно, она не проводится на пустом месте.

Чаще всего причиной бывают какие-нибудь нестыковки в документах, неясные места в декларациях и т.п.

Подозрительным могут показаться слишком маленькие зарплаты сотрудников или тот факт, что в нескольких декларациях подряд ваши расходы превышают доходы.

Такие проверки обычно бывают не чаще, чем раз в 3 года. И проверять вашу деятельность сотрудники ФНС могут только за два последних года и текущий период. Проверка длится обычно не более 2 месяцев. Но если в укрывании налогов заподозрены ваши партнёры, налоговики могут устроить встречную проверку, и тогда всё это может затянуться на 30 месяцев.

При выездной проверке с вас потребуют все документы, проведут инвентаризацию, осмотр помещений и опрос свидетелей.

Если вдруг к вам нагрянули налоговики, а вы точно уверены, что действуете по закону, обязательно попросите у сотрудников их удостоверение и решение о проведении проверки (это решение должно быть соответствующим образом задокументоровано). Без этих документов у вас не имеют право ничего проверять, и никаких штрафов вы платить не должны.

Чем грозит неуплата налогов?

Если налоговая служба выяснила, что вы не платили налоги или платили их на меньшие, чем есть в действительности, суммы, вам сразу насчитают пени за то, что вы не платили. Помимо начисления пени вас заставят платить штраф.

Размер штрафа зависит от уровня правонарушения, может быть от 500 р. до 500000 р.

Второй способ наказания – это принудительные работы. В зависимости от характера преступления и его тяжести предпринимателю могут назначить принудительные работы сроком до 5 лет.

Третий способ наказания предпринимателей, укрывающихся от налогов – уголовная ответственность. Но привлечь вас к уголовной ответственности могут, только если речь идёт об экономических операциях с суммами более 2,5 миллионов рублей.

Выводы

Налоги для малого бизнеса в нашей стране действительно достаточно большие, больше, чем в некоторых других странах. Однако, попав под статью НК РФ, вы потеряете гораздо больше. Поэтому самой верной экономией будет добросовестное соблюдение закона.

Источник: //nebopro.ru/blog/nalogovaya-znaet

Переход из одной ИФНС в другую: подводные камни налоговой «миграции»

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса  для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении  юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса  для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

  1. С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
  2. Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
  3. С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
    • адрес массовой регистрации;
    • адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
    • адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
    • имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
  4. В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. Если не сделать этого в указанные сроки, ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу.

Как правило, это делается при создании фирм «однодневок».

А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

Источник: //1c-wiseadvice.ru/company/blog/perekhod-iz-odnoy-ifns-v-druguyu-pomozhet-li-smena-yuridicheskogo-adresa-izbezhat-nalogovykh-riskov-/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

Налоговый разрыв – это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Понятие “налоговый разрыв” может применяться к конкретному налогоплательщику, налогоплательщикам конкретной отрасли или к налогоплательщикам всей страны.

Кто выявляет налоговые разрывы

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Порядок определения показателей, характеризующих налоговый разрыв

Под суммой фактически уплаченных налогов понимаются суммы, которые были указаны в налоговых декларациях организации и были уплачены налогоплательщиком в бюджет. Чтобы определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены организацией – налогоплательщиком в бюджет используются различные расчетные методики.

Один из возможных подходов заключается в оценке уровня налоговой нагрузки отрасли и в последующем сравнении налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, по сравнению со среднеотраслевой величиной, может свидетельствовать об уклонении предприятия от уплаты налогов в бюджет.

Причины появления налоговых разрывов

Налоговые разрывы могут образовываться в связи со следующими принципами поведения налогоплательщиков:

  • недобросовестное/неосмотрительное делопроизводство и ошибочная подготовка налоговых деклараций;
  • незнание налогового законодательства;
  • умышленное уклонение или занижение налогооблагаемой базы посредством нелегальных схем уклонения;
  • неспособность подать налоговую декларацию;
  • отказ выплачивать начисленную задолженность по налогам (включая неспособность платить).

Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв по НДС в настоящее время налоговые органы могут выявлять в автоматическом режиме после получения от организаций – налогоплательщиков налоговых деклараций по НДС за очередной отчетный период (квартал текущего года). Цель поиска таких налоговых разрывов по НДС заключается в выявлении фирм-однодневок и включения организаций – налогоплательщиков в соответствующие «группы риска»:

  • высокий уровень риска налоговых правонарушений. В этом случае у организаций – налогоплательщиков, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств крайне низок, и потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
  • cредний уровень риска налоговых правонарушений – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие свои налоговые обязательства по начислению и своевременной уплате налога в бюджет;
  • низкий уровень риска налоговых правонарушений. В этом случае организации- налогоплательщики выполняют свои обязательства по начислению и своевременной уплате налога в бюджет.

Разрыв по НДС и отчетность по НДС

Понятие налоговых разрывов по НДС применяется в отношении отчетности по НДС и используется для обозначения суммовых расхождений в налоговых декларациях и в книгах продаж, покупок у контрагентов.

Разрывы в налоговых декларациях по НДС могут быть выявлены при обнаружении расхождений по суммам НДС, указанных в книгах покупок и продаж контрагентов. То есть, если вычет по НДС заявлен, а операция по начислению налога и его уплаты в бюджет по конкретной сделке не отражена в учете.

Приведем примеры ситуаций, когда налоговые органы выявляют ошибку типа «налоговый разрыв по НДС»:

  • субъект предпринимательства, от имени которого выставлен отраженный в декларации счет-фактура, не представил налоговую отчетность за соответствующий период;
  • юридическое или физическое лицо, указанное в декларации по НДС организации – налогоплательщика, не состоит на налоговом учете в налоговой инспекции. О нем нет данных в базе ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  • налоговые разрывы в декларации по НДС могут появляться в ситуации, когда один из контрагентов предоставил в налоговые органы нулевую отчетность по НДС, а второй налогоплательщик указал в своей декларации суммы входящего НДС или исходящего налога по счету-фактуре с этим контрагентом, который выступает по сделке в роли поставщика или покупателя.

Таким образом, налоговые разрывы по НДС появляются в случаях, когда после совершения сделки один из контрагентов показал сумму НДС из счета-фактуры в своей налоговой декларации по НДС, а второй участник совершенной операции не отразил эту сумму НДС в налоговой отчетности за истекший период.

Сложные налоговые разрывы по НДС 

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников.

Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом.

В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями- контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций.

По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Например, налоговики могут потребовать все первичные документы по сделке.

На следующем этапе налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливаю организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС заключается в следующем:

  • фирма-однодневка реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет;
  • транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Таким образом, в налоговом учете все проведено правильно;
  • покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета;
  • между транзитной фирмой и однодневкой возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки.

Способы закрытия налоговых разрывов по НДС

При обнаружении расхождений по НДС налоговые органы направляют в адрес организации – налогоплательщика требование о необходимости представить объяснения.

Если организация – покупатель, которая предъявила к вычету сумму НДС, сможет документально подтвердить свою правоту, то выявленное расхождение аннулируется.

Отметим, что когда выявлен налоговый разрыв по НДС, пояснения подаются в электронном виде (устные показания и бумажные письма не учитываются, так как декларация, по которой возникли вопросы, представляется через ТКС).

Закрытие налоговых разрывов по НДС может осуществляться организацией несколькими способами, а именно:

1) Налогоплательщик представляет налоговым органам пояснения, которые обосновывают причину выявленных расхождений по НДС в отчетном периоде.

2) Налогоплательщик исключает из декларации по НДС данные по счету-фактуре, в отношении которой у налоговых органов появились вопросы, производит перерасчет своих обязательств по НДС и в случае необходимости осуществляет доплату налога в бюджет;

Кроме этого ИФНС вправе назначить проверку организации – налогоплательщика, по результатам которой выявленная ошибка по НДС налоговиками подтверждается или опровергается.

Действия налогоплательщика при выявлении налогового разрыва по НДС

При выявлении налогового разрыва по НДС организация- налогоплательщик следует предпринять следующие действия:

  • Выявить счет-фактуру, по сумме которого у налоговых органов появились вопросы, убедиться в правильном отражении данных сумм НДС в книге покупок и продаж, перепроверить налоговую декларацию по НДС.
  • Если компания после получения требований налоговиков о представлении пояснений проведет внутреннюю проверку декларации и первичных документов и выявит ошибку, необходимо сделать перерасчет НДС и составить уточненную декларацию.
  • Если ИФНС приглашает налогоплательщика на встречу с комиссией по вопросам налоговых расхождений в декларации по НДС, то следует явиться на такую встречу. При этом от организации – налогоплательщика может выступать как руководитель предприятия, так и назначенное им доверенное лицо.
  • Если все данные приведены корректно, то следует составить пояснительную записку и отправить ее в ИФНС вместе с копией счета-фактуры.

Источник: //www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_razryv.html

Новая налоговая служба станет онлайн-сервисом для предпринимателей | БІЗНЕС

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

В эксклюзивном интервью для ЛІГА:ЗАКОН Сергей Верланов, председатель Государственной налоговой службы, ответил на несколько вопросов, которые сегодня больше всего беспокоят бизнес.

Несмотря на постоянные изменения Налогового кодекса, сегодня предприниматели не понимают стратегию государства в этом направлении. Есть ли такая стратегия? Планируете ли вы ее инициировать?

Наша стратегия развития налоговой системы ориентирована на приближение украинского законодательства к законодательству ЕС, в частности, имплементацию Директивы ЕС по НДС.

Кроме того, нашим приоритетом является борьба с размыванием налоговой базы. Для этого нужна имплементация стандартов Плана действий BEPS в украинское законодательство, а также автоматический обмен информацией относительно иностранных компаний и банковских счетов украинцев за рубежом (CRS MCAA, FATCA).

Относительно стратегии развития налоговой службы, то это, прежде всего, развитие сервиса и перевод максимального количества сервисов в онлайн. Во-вторых, развитие человеческого капитала внутри службы, повышение зарплат, профессионального уровня и стандартов борьбы с коррупцией. Отношение налоговиков к бизнесу должно быть партнерским.

По ФЛП, моя позиция – не мешать предпринимателям. Они – наша движущая сила, люди, которые работают, создают рабочие места и не выезжают за границу. Это те люди, для которых будет работать налоговая. Я всегда говорю, что крупный бизнес справится, там работает много профессиональных людей и мы с ними найдем консенсус, а предпринимателей нужно стимулировать.

«Принять меры по обеспечению возможности подачи субъектами хозяйствования, предусмотренной законодательством отчетности в электронной форме». Это прямая цитата из Указа Президента «О некоторых мерах по улучшению доступа физических и юридических лиц к электронным услугам». Как вы видите исполнение этого Указа?

Абсолютно правильная инициатива. Наша ключевая функция – сделать процесс работы с предпринимателями максимально автоматизированным, чтобы предприниматели даже не знали где находится офис налоговой.

Для этого мы продолжаем развивать наш Электронный кабинет, но также нам еще нужны некоторые изменения в законодательные акты относительно частных предпринимателей.

На сегодня уже 90% услуг можно получать онлайн.

Также важно работать над полнотой реестров. Например, иногда возникает налоговый долг по недвижимости, которую человек давно продал, или вы переехали в другой город, а фискалы вас направляют в старую налоговую, чтобы принести оригиналы документов. Я считаю это недопустимой ситуацией, эти вопросы также должны быть переведены в онлайн-общение с налоговой.

На сегодня фактически весь груз ответственности за налоговые ошибки возложен на бизнес. Планируется ли совершенствование процедуры разъяснений, во избежание диаметрально противоположных по смыслу разъяснений? Рассматривается ли введение персональной ответственности налоговиков за неправомерные решения применительно к налогоплательщикам. Какие действия планируются в этом направлении?

В теории нашего законодательства, госслужащие могут быть привлечены к ответственности. То есть нельзя говорить, что груз ответственности возложен только на бизнес. Сейчас мы с командой нового парламента прорабатываем изменения в Налоговый кодекс, которые урегулируют вопросы ответственности работников налоговых и таможенных органов.

Наличие противоположных разъяснений непонятно, как с точки зрения здравого смысла, так и со стороны юриспруденции отрицается принцип предсказуемости. Были и дела в ЕСПЧ («Щекин против Украины») относительно этой ситуации.

С другой стороны, индивидуальная налоговая консультация на то и индивидуальная, потому что предоставляется исходя из всех фактических данных конкретного кейса, то есть налогоплательщики не просто задают вопросы, но и прилагают первичные документы, которых нет в открытом доступе. Поэтому, опираясь на одну норму, фискалы иногда приходят к диаметрально противоположным выводам в связи с фактическими обстоятельствами ситуации. Сейчас вопрос приведения правоприменительной практики налоговых органов в соответствие с действующим законодательством и судебной практикой является самым важным.

Я знаю, как решить эту проблему, поскольку годами я был на другой стороне, на стороне бизнеса, и боролся с этим явлением. Эта проблема мне известна, поэтому мы создадим единую систему администрирования налогов, аудита и представительства в суде. Также будем предоставлять периодические разъяснения, например ТОП-5 нарушений в сфере НДС, налога на прибыль, НДФЛ и др.

Для предпринимателя очень важно иметь уверенность в своих решениях, не принимать их вслепую, а затем проходят проверки, налоговые доначисления, представительства в суде, расходы на адвокатов и тому подобное. В конечном итоге, бизнес не занимается бизнесом, не создает добавленную стоимость и не платит налог на прибыль, что наносит ущерб госбюджету и всем гражданам.

«Быть услышанными, понятными и защищенными – основные ожидания бизнеса. Поэтому налоговая должна быть открытой, понимать потребности предпринимателей и решать проблемы бизнеса в рамках своих полномочий.

То есть старая система, которая использовалась ранее как карательный орган, как орган преференций для отдельных лиц – все это должно уйти в прошлое.

Я всю свою карьеру адвоката защищал предпринимателей, мне знакомы двойные стандарты, я знаю как толкование закона может превратить ведение бизнеса в муку, мы должны оставить все это в прошлом», – подытожил Сергей Верланов.

Напомним, 1 августа в ЛІГА:ЗАКОН состоялся пресс-брифинг Председателя Государственной налоговой службы Сергея Верланова: «Становление новой налоговой: начало перевоплощения». Об итогах брифинга читайте по ссылке

Источник: //biz.ligazakon.net/interview/188228_novaya-nalogovaya-sluzhba-stanet-onlayn-servisom-dlya-predprinimateley

Ъ-Конференции – Издательский Дом КоммерсантЪ

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

24 октября 2018 Москва, ул. Неглинная, 4, отель «Арарат Парк Хаятт», зал «Саргсян»

ПОСТРЕЛИЗВ Москве состоялась конференция «Налоги-2018: стратегии, которые работают»

Москва, 24 октября 2018 года.

В конференции «Налоги-2018: стратегии, которые работают» приняли участие представители налоговой службы РФ, юридического сообщества и различных сфер бизнеса.

Обсуждение сосредоточилось на вопросах автоматизации обмена информацией между налоговыми органами разных стран и того, как бизнес может минимизировать свои налоговые риски.

Начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля Федеральной налоговой службы РФ (ФНС) Дмитрий Вольвач рассказал о международном автоматическом обмене информацией, который серьезно расширил возможности налогового администрирования.

Господин Вольвач констатировал, что «мы фактически уже вступили в период, когда информация по двум основным международным стандартам ОСР (CBC и СRS) уже начала свое вот такое взаимное, встречно трансграничное движение».

Обмен информацией в формате CBC, уточнил представитель ФНС, подразумевает обмен агрегированными данными о работе глобальных транснациональных компаний, международных групп компаний, представленных в разных юрисдикциях.

«26 государств на сегодняшний день являются нашими активными партнерами по данному обмену»,— отметил Дмитрий Вольвач.

СRS, по его словам, это более практическая вещь, а данные, получаемые по стандарту обмена информацией о финансовых счетах, являются юридически значимыми и могут служить основанием для принятия тех или иных решений. Партнерами России по CRS являются 83 страны, с частью из них обмен идет пока в тестовом режиме. Он подчеркнул, что покупка сертификатов резидентства для ухода от репортирования по CRS поставлена на контроль, и к таким компаниям будет дополнительное внимание со стороны налоговых органов.

Экс-председатель Высшего арбитражного суда РФ, сейчас заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Высшей школы экономики Антон Иванов рассказал о поиске баланса интересов бизнеса и государства в налоговой сфере с философской точки зрения.

Он напомнил, что, хотя налоговое право является правом публичным, заставляющим подчиняться частных лиц, это подчинение не может быть безграничным.

«Поэтому традиционное понимание публичного права исходит из концепции ограниченного подчинения, которое упрощенно может быть выражено в формуле “обязательно лишь то, что прямо предусмотрено”»,— указал господин Иванов.

Однако в целях пополнения казны государства изобретают доктрины, позволяющие отступать от этой формулы и вменять налоговые обязанности при отсутствии их четкого закрепления в законе.

Антон Иванов отметил, что для того, чтобы население сочло эти обязанности разумными, оно должно видеть, что собранные налоги идут на цели социального развития в интересах всего общества.

По мнению спикера, если налог не имеет разумной экономической обоснованности, то сами по себе действия лица с мотивом снизить налоговую нагрузку не должны влечь за собой обязательное привлечение его к ответственности, хотя на практике все обстоит иначе. Проблема в том, что, в отличие от США, где налоговое ведомство ежегодно выпускает акты с указанием, какие способы налоговой оптимизации считаются незаконными, в России такого списка нет, а наш Налоговый кодекс содержит дыры, которыми пользуются налогоплательщики. В итоге их действия оцениваются с точки зрения добросовестности, разумности и осмотрительности, но это субъективные критерии и подходы к ним у каждого свои, указал господин Иванов.

Партнер адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры» Валентин Моисеев посвятил свое выступление актуальным вопросам судебной практики по налоговым делам первой половины 2018 года.

Господин Моисеев отметил, что одним из ключевых моментов в судебной практике является как раз вопрос о недобросовестности контрагентов, что может быть признано злоупотреблением правом налогоплательщика или попыткой получить необоснованную налоговую выгоду.

Он указал, что налоговые органы признают контрагента недобросовестным, когда у компании массовые учредитель и директор, отсутствуют основные средства и персонал для выполнения работ по договору.

При этом линия защиты от таких претензий состоит в доказывании реальности операции, что работы действительно были выполнены, услуги оказаны и приняты, и если это так, то суд признает за налогоплательщиком право на налоговые вычеты, подчеркнул господин Моисеев.

В случае если вы продали товар недобросовестному покупателю, который перепродал его дороже и потом исчез, не заплатив налоги, вам могут вменить налог исходя из той выручки, которую получило это лицо, ссылаясь на то, что фактически ваша и его деятельность — это один и тот же бизнес.

Но Верховный суд, отметил спикер, недавно определил, что налоговый орган должен доказать, что недобросовестный покупатель был подконтролен налогоплательщику. Дополнительно Верховный суд сделал такое положительное для бизнеса указание о том, что выводы налогового органа, сделанные при проверке одного лица, не должны противоречить выводам другого налогового органа по другому налогоплательщику, заключил Валентин Моисеев.

Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования МТС, сосредоточился на диджитализации налоговой сферы и возникающих в связи с этим вызовах для бизнеса. Прежде всего это использование ФНС big data для анализа платежных данных, особенно в банковской сфере, уточнил он.

Так, господин Корнев упомянул о возможности начисления налогов за продажу тортов благодаря сведениям из Instagram. При этом, если налогоплательщик приобретает услуги в интернете, может возникнуть проблема подтверждения того, что эти услуги действительно были оказаны. Не всегда такие доказательства можно найти, обратил внимание Дмитрий Корнев.

Например, по «закону Яровой» операторы связи обязаны хранить данные об активности клиентов до полугода, но непонятно, как быть, если эти сведения потребуются при выездной налоговой проверке спустя два-три года. Такая ситуация может возникнуть, например, с договором на рекламное продвижение в интернете.

Другим примером может служить использование виртуальной валюты «ВКонтакте», трансакции с которой происходят мгновенно и ничем не подтверждаются, посетовал спикер.

Руководитель налоговой практики юридической фирмы «КЛИФФ» Наталья Кордюкова затронула вопросы трансграничных налоговых споров. В случае, когда компания зарегистрирована в одной стране, но, например, получает доход в другой, возникает спор, где и как должны платиться налоги.

Проблема в том, что в налоговой сфере нет глобального арбитра,— есть лишь ОСР, выпускающая рекомендации, но нет суда, куда лицо может пожаловаться, отметила госпожа Кордюкова.

Для разрешения спорных ситуаций есть несколько механизмов, включая обмен информацией между налоговыми органами разных государств, налоговые проверки, международное соглашение о трансферной цене, соглашение по резидентству. Впрочем, на практике часто встречается конфликт налоговых резидентств, обратила внимание Наталья Кордюкова.

Например, если физлицо присутствует в Англии 91 день в налоговом периоде, который у них длится с апреля по апрель, а в России оно находилось 183 дня в году. Здесь сложно определить, резидентом какой страны оно является и где его доходы должны облагаться налогами.

В таком случае, продолжила спикер, налогоплательщику предписывается установить центр жизненных интересов, но это очень расплывчатая категория, и лицо зачастую не может однозначно подтвердить это и убедить одну из стран в том, что центр интересов у него в другом государстве. В результате этот вопрос решается очень долго между минфинами стран и заканчивается, как правило, тем, что налогоплательщик платит и там, и там.

Алексей Дыков, директор по организационному развитию, «Эталон-Инвест», рассказал о системе управления налоговыми рисками бизнеса.

Спикер подчеркнул, что концептуально работа с налоговыми рисками должна вестись на ежедневной основе квалифицированными специалистами, и чем больше они вовлечены в бизнес-процессы, тем, наверное, лучше.

С другой стороны, проблема заключается в том, что профилактику с точки зрения налоговых рисков обеспечить крайне сложно, что затрудняет вообще саму задачу по построению этой системы.

Дело в том, что спрогнозировать события, которые произойдут через три-четыре года, учитывая постоянно меняющееся налоговое законодательство и подходы ФНС, практически невозможно, указал господин Дыков.

И даже знание трендов в судебной практике не может на 100% уберечь налогоплательщика от претензий с конкретным контрагентом и договором, отметил он. С одной стороны, нужна совместная работа юристов, налоговиков, бухгалтеров по упреждению налоговых претензий, выявлению рисков и затем выработке мер по их снижению.

С другой стороны, если риск выявлен, то прежде, чем с ним бороться, нужно для себя определить, имеет ли это смысл, поскольку бывают случаи, что ничего предпринимать не надо. Так, продолжил Алексей Дыков, случается, что разные налоговые органы принимают противоположные решения по одинаковым обстоятельствам, а иногда у одной и той же инспекции могут быть диаметрально противоположные подходы к двум компаниям с одинаковой деятельностью. В связи с этим, безусловно, системная работа по управлению рисками нужна, но не стоит делать из этого фетиш, резюмировал спикер.

Денис Савин, старший юрист, BGP Litigation, подробно осветил методики налоговой проверки контрагентов и также коснулся вопросов минимизации рисков. Исходя из подходов налоговых органов, он дал несколько практических советов, как избежать налоговых претензий.

Помимо запрашивания учредительных документов контрагента нужно удостовериться, может ли он действительно выполнить те работы и услуги, которые предусмотрены договором.

Кроме того, лучше выбирать контрагента, зарегистрированного хотя бы за девять месяцев до даты заключения договора, иначе он может вызвать подозрения у налоговой инспекции, указал спикер.

Также, добавил господин Савин, важно проверить, что у вашего партнера по сделке есть реальный офис, а штат его сотрудников составляет не менее 30 человек, если эта организация находится в Москве. Причем работники должны иметь необходимую квалификацию для выполнения работ по договору.

Контрагент не должен быть пустышкой, и желательно наличие у него основных средств в размере 5 млн руб., это может быть даже стоимость автомобилей и компьютеров. Еще стоит посмотреть выручку этой компании за предыдущий год, и если она меньше суммы вашего договора с ней, то суды и налоговики могут трактовать это как финансовую подконтрольность, добавил спикер. Приветствуется также наличие у контрагента сайта, рекламы, то есть некоего присутствия в интернете, подытожил Денис Савин.

В заключение главный юридический советник проектного офиса «Инфраструктура России», член генерального совета «Деловой России» Денис Сверчков рассказал об ответственности топ-менеджмента компаний за налоговые нарушения.

Он обратил внимание на то, что для некоторых налоговых правонарушений достаточно наличия неосторожности, а для других обязательно наличие умысла. Кроме того, от формы вины могут зависеть санкции. Так, ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса (неуплата или неполная уплата налогов) устанавливает наказание в виде 20% от неуплаченной суммы, а ч.

3 той же статьи говорит, что при умышленном совершении этих действий санкция составляет уже 40%. Господин Сверчков отметил, что в задачи налоговой проверки наряду с выявлением нарушений часто входит доказывание умысла у должностного лица налогоплательщика. К таким доказательствам помимо прямых улик (наличие черной бухгалтерии, печатей и документов фирм-однодневок и др.

) может относиться согласованность действий группы лиц, нацеленная на минимизацию налоговых обязательств и обналичку; фиктивность хозяйственных операций компании; повторяющийся характер действий компании в рамках налоговой схемы, исключающий их совершение в рамках обычной деятельности.

В целях защиты от привлечения к ответственности, указал спикер, следует подготовить сотрудников компании к взаимодействию с налоговыми органами, заранее выстроить позицию и обязательно обжаловать решения инспекции в суде, если вы хоть с чем-то в них не согласны.

Источник: //www.kommersant.ru/conference/347

Блог Главбух Ассистент » Допрос сотрудников: 7 правильных ответов на вопросы налоговой

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой?

Сотрудника вызвали на ковер в инспекцию. В 2019 году, когда налоговая стала чаще использовать допросы сотрудников для сбора информации о компании, это может закончиться судом и штрафами до 1 млн рублей. Рассказываем, как руководителю защитить компанию.

Руководитель должен донести до сотрудника, что расчетный листок — это документ, который выдается в день выдачи заработной платы, он содержит персональные данные. Выдавать расчетный листок должен человек, за которым в организации закреплено право работать с персональными данными, а сотрудник должен поставить подпись в ведомости получения расчетного листка.

Если вашего сотрудника вызовут на допрос, он может сказать, что не расписывается за расчетный листок. Это нарушение. Чтобы этого не произошло, руководителю стоит акцентировать внимание сотрудника на том, где и за что он расписывается — вслух произнести название документа и цель, с которой сотрудник ставит подпись.

Сколько у вас в организации работает человек?

Данные об организации есть во всех статистических органах. По КТМО или ИНН можно получить информацию о том, сколько человек работает в компании — эти данные должны совпадать с тем, что скажет ваш сотрудник.

Если расхождения между ответом сотрудника и реальностью будут слишком большими, у налоговой могут возникнуть подозрения, что компания не устраивает сотрудников официально и платит серую зарплату.

В таких случаях налоговая организовывает выездную проверку с запросом всех документов по сотрудникам.

Стоит давать сотруднику ознакомительную информацию при трудоустройстве — например, во время собеседования назвать число человек, которые работают в компании. 

«Главбух Ассистент» помогает компаниям при налоговых проверках.

Какому лицу вы передавали свои документы при трудоустройстве?

Запрашивать документы у сотрудника может только официальное лицо, которое имеет на это право — это может быть сотрудник кадровой службы, бухгалтер или руководитель. 

В идеале при трудоустройстве руководитель должен познакомить новичка с официальным лицом, которое принимает документы — представить и сказать, чем специалист занимается. Так новый сотрудник будет понимать, кому отдает документы и при допросе проблем не возникнет.

В каком размере вам выплачивают заработную плату и когда вы получали последний аванс?

Этот вопрос нацелен на выявление нарушений в учете: неофициальной зарплаты или задержки выплат. Единственный совет руководителям — соблюдать сроки и выплачивать полную белую зарплату.

Заработную плату надо выплачивать в два приема: каждые полмесяца. Дата выплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором и должна четко соблюдаться работодателем. Если задержали зарплату, есть лайфхак: просто добавьте пени следующим платежом после выплаты зарплаты и напишите внутреннее письмо с объяснением задержки.

Проводили ли вам инструктаж при трудоустройстве? Кто его проводил?

Руководитель должен позаботиться не только о том, чтобы инструктаж состоялся, но и о том, что сотрудник подписал документ, подтверждающий прохождение инструктажа. Как и при подписании других документов рекомендация одна — произнести вслух название документа и цель подписания. Так вероятность того, что сотрудник запомнит, что подписывал документ, повышается.

«Главбух Ассистент» инструктирует каждого клиента, как правильно трудоустроить сотрудников, какие документы обязательны, а какие — нет. И дает шаблоны всех необходимых документов. Бесплатную кадровую поддержку сервис оказывает клиентам на всех тарифах.

Есть ли у вас на руках трудовой договор?

Руководитель или кадровик должен проконтролировать, чтобы у сотруднику был выдан второй экземпляр трудового договора, а от сотрудника обязательно получить подпись о получении в личной карточке.

Какую работу вы выполняете?

Этот вопрос в инспекции задают двум сотрудникам: одному на договоре ГПХ и одному на трудовом, затем сравнивают показания. В случае, если обязанности сотрудников на трудовом договоре и договоре ГПХ совпадают, работодателя могут наказать: переквалифицировать договор ГПХ в трудовой с выплатой штрафа и пени.

Руководителю стоит проследить, чтобы у сотрудника на ГПХ обязанности по договору совпадали с реальными занятиями. 

«Главбух Ассистент» помогает закрепить правильным документом каждый шаг в отношении сотрудника — так бизнес останется в безопасности при проверке.

Источник: //blog.gba.guru/7-otvetov-nalogovoj/

Юридическое дело
Добавить комментарий