Кто является плательщиком за услугу по обслуживанию ливневой канализации?

Модернизация ливневых систем водоотведения: возможности использования концессионной модели

Кто является плательщиком за услугу по обслуживанию ливневой канализации?
26 декабря 2016 г.СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Одной из важнейших проблем городской инфраструктуры является неудовлетворительное состояние ливневых систем водоотведения (в терминологии Свода правил СП 32.13330.

2012 – систем дождевой канализации).

Охват ими городской застройки недостаточен, пропускная способность не рассчитана на максимальные ливни, степень износа высока, а уровень эксплуатации, как правило, не может считаться удовлетворительным.

Все это, в первую очередь, обусловлено отсутствием финансирования, важным фактором также является ведомственная разобщенность таких систем.

В результате во многих городах России существует постоянная угроза подтопления, которое может привести к перекрытию транспортного движения, порче дорожного покрытия, автотранспорта, затоплению переходов, подвалов, жилых и нежилых помещений. Например, в Москве на 2016 год выявлено 228 мест, где может скопиться водах[1].

Решить проблему только за счет бюджетных источников в нынешних условиях невозможно, поэтому существенный интерес представляют возможности привлечения в сферу внебюджетных инвестиций, в том числе, с использованием концессионной модели отношений.

Рассмотрим три вышеназванные основные проблемы ливневых систем водоотведения России: отсутствие единства в эксплуатации, и, следовательно, неэффективность такой эксплуатации, недостаточная мощность систем, отсутствие эффективных моделей финансирования.
 

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИВНЕВЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Если дождевая канализация представляет собой комплекс технологически связанных между собой сооружений, предназначенных для водоотведения, то она является видом централизованной системы водоотведения[2] и должна эксплуатироваться организацией, отвечающей за водоснабжение и водоотведение (например, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») либо специализированной организацией, отвечающей только за отведение поверхностного стока (например, ГУП «Мосводосток»). Однако во многих муниципалитетах дождевая канализация не эксплуатируется таким единым оператором, ее объекты часто находятся на балансе различных ведомств и организаций, даже если они технологически связаны и образуют единую систему.

В большинстве случаев причиной этого служит тот факт, что объекты дождевой канализации не создаются в качестве самостоятельных объектов водоотведения, а включаются в состав других объектов – как правило, автомобильных дорог либо зданий.

Например, большая часть ливнестоков Ростова-на-Дону находится в ведении Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города[3].

Считаем, что такой подход допустим, однако, его использование не всегда оправданно, поскольку объекты дождевой канализации, созданные при строительстве автомобильной дороги или иного объекта, могут обслуживать не только саму дорогу или объект, а быть элементом всей централизованной ливневой системы водоотведения.

В таком случае принадлежность объектов ливневой системы водоотведения непрофильной организации препятствует эффективной эксплуатации всей системы, в частности, блокирует возможность финансировать расходы на ее содержание и ремонт в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении.

Усугубляет проблему большое количество бесхозяйных объектов, которые вообще не обслуживаются[4], есть и сложности, связанные с отсутствием надлежащим образом оформленных прав на объекты (незарегистрированные объекты недвижимости).

Активно ведущееся строительство создает дополнительную нагрузку на уже существующие ливневые системы водоотведения, в основном построенные еще в советские годы.

Незаконные «врезки» в ливневую канализацию от жилых объектов приводят к загрязнению поверхностных стоков бытовыми сточными водами.

Эта проблема является основной критического состояния ливневой канализации, например, в Геленджике[5].

Полагаем, что изменить текущую ситуацию в сфере ливневого водоотведения поможет только последовательная модернизация существующих систем дождевой канализации и их консолидация на едином операторе в рамках муниципального образования.

II. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛИВНЕВЫХ КАНАЛИЗАЦИЙ

Как правило, финансирование работ по содержанию и ремонту дождевых канализаций осуществляется за счет бюджетных средств путем предоставления субсидий.

Например, в бюджете Ростова-на-Дону предусмотрена субсидия муниципальным предприятиям, осуществляющим содержание и ремонт сетей дождевой канализации и их очистных сооружений, подземных пешеходных переходов, в размере более чем 59 млн рублей[6].

Однако бюджетные субсидии не позволяют обеспечить достаточность финансирования, в итоге состояние ливневок ухудшается из года в год. Разобщенность эксплуатации систем также не позволяет надлежащим образом обеспечивать их функционирование.

Загрязненность ливневок, принадлежащих непрофильным организациям, ухудшает состояние системы ливневого водоотведения в целом в силу зависимости состояния элементов систем друг от друга.

Законодательство о водоснабжении и водоотведении позволяет решить проблему недостатка финансирования за счет установления тарифа на водоотведение поверхностных сточных вод. Тарифная выручка может обеспечивать расходы не только на эксплуатацию, но и на модернизацию систем.

Плательщиками тарифа должны являться лица, на законном основании владеющие земельными участками, зданиями, сооружениями, расположенными в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, осуществляющие отвод поверхностных вод в централизованную систему водоотведения, и заключившие договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод[7].

Практика установления тарифа на отвод поверхностных сточных вод в настоящее время уже имеется: тариф установлен, например, в Москве и Санкт-Петербурге. Однако такой подход часто критикуется общественностью, так как влечет дополнительную финансовую нагрузку на потребителей.

На практике во многих муниципальных образованиях при установлении тарифа от его уплаты освобождаются граждане, проживающие в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома, а также учреждения и организации, финансируемые за счет бюджетных средств[8]. Действующее законодательство защищает интересы потребителей от существенного увеличения платежей – установление тарифа на отвод поверхностных сточных вод вместе с другими коммунальными услугами не должно приводить к превышению предельных (максимальных) индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.

Полагаем, что установление тарифа целесообразно совмещать с частичным субсидированием расходов организации, эксплуатирующей дождевую канализацию, или предоставлением льгот определенным группам населения.

Однако учитывая критическое состояние систем, полномасштабные мероприятия по модернизации могут быть проведены только с привлечением внебюджетного финансирования, возврат которого будет осуществляться за счет тарифной выручки.

Такое финансирование может быть привлечено в рамках концессионной модели, уже зарекомендовавшей себя в сфере ЖКХ.

III. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ЛИВНЕВОГО ВОДООТВЕДЕНИЯ на ОСНОВЕ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
 

На рынке инвестиционных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения концессионное соглашение является единственной оптимальной моделью отношений сторон по модернизации инфраструктуры на принципах ГЧП в силу нормативных ограничений (заключать соглашения о ГЧП[9] в отношении таких объектов нельзя), инвестиционной привлекательности, а также широкой практики использования.

Концессионная модель отношений является привлекательной для инвестора, который не только модернизирует, но и эксплуатирует имущество, в первую очередь, в связи с законодательно закрепленными гарантиями возврата инвестиций.

Интересы концедента, в свою очередь, гарантированы публичным правом собственности на объект концессионного соглашения и широкими механизмами контроля за исполнением концессионером своих обязательств, а также возможностью применения мер ответственности к концессионеру в случае нарушения последним условий концессионного соглашения.

К основным гарантиям возврата инвестиций можно отнести следующее:

1.

Закрепление в концессионном соглашении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, используемых для расчета тарифа в течение всего срока действия концессионного соглашения (базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности и т. д.

в зависимости от метода регулирования тарифа)[10]. В случае если для установления тарифа будут использоваться долгосрочные параметры, не предусмотренные концессионным соглашением, концессионер вправе требовать изменения условий концессионного соглашения или возмещения недополученных доходов.

2. Концедент обязан принимать меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, изначально определенного концессионным соглашением.

Такая обязанность возникает у концедента в случае изменения нормативного регулирования (на любому уровне), в результате которого увеличивается совокупная налоговая нагрузка на концессионера или его положение ухудшается таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения[11].

3. Тариф для концессионера на протяжении срока действия концессионного соглашения рассчитывается по правилам, действующим на момент заключения концессионного соглашения[12].

Расчет по правилам, действующим на момент установления, изменения и корректировки тарифа, допускается только по соглашению сторон концессии и по согласованию с тарифным органом[13].
4.

Расходы концессионера, которые должны быть компенсированы за счет тарифа, но не были компенсированы на момент окончания срока действия концессионного соглашения (например, экономически обоснованные расходы, которые возникли в последнем году срока действия концессионного соглашения), должны быть компенсированы концессионеру[14].

5. Обязательным условием концессионного соглашения является порядок возмещения расходов концессионера в случае досрочного расторжения концессионного соглашения[15]. Такое условие позволяет компенсировать инвестиции концессионера в случае расторжения соглашения до истечения его срока.

Перечисленные гарантии позволяют существенным образом увеличить инвестиционную привлекательность проектов.

Обеспечить интересы инвесторов призваны и специальные механизмы проектного финансирования.

Одним из таких механизмов является залог прав требования концессионера по концессионному соглашению (в том числе права требования к кон- цеденту, например, по выплате платы кон- цедента) по обязательствам концессионера перед кредиторами.

Использование такого механизма возможно только в случае заключения между концедентом, концессионером и кредиторами прямого соглашения.

Прямое соглашение определяет права и обязанности сторон, а также ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами. Заключение прямого соглашения позволяет установить порядок замены концессионера без проведения конкурса, перенаправить финансовые потоки, причитающиеся концессионеру от концедента, в пользу кредиторов в случаях дефолта концессионера.

Распространенной формой привлечения финансирования в концессионные проекты является выпуск облигаций. Облигации, выпущенные в рамках концессионного проекта, обладают преференциальными условиями для допуска в котировальные списки в целях обращения на организованных торгах.

Например, для включения облигаций в первый (высший) уровень котировального списка объем выпуска должен быть не менее 1 млрд рублей (для иных облигаций – не менее 2 млрд рублей), а к эмитенту не предъявляется требование о наличии кредитного рейтинга. Такой подход увеличивает инвестиционную привлекательность облигаций и обеспечивает доступ к широкому кругу инвесторов.

В частности, в облигации концессионера в упрощенном порядке могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений и страховых резервов.

Концессионная модель позволяет привлекать в проект не только внебюджетное, но бюджетное финансирование. При этом платежи концедента в рамках концессионного проекта могут направляться на долгосрочной основе (т.е. за пределами лимитов бюджетных обязательств).

Концессионное соглашение может быть заключено не только по итогам конкурса, но и на основе предложения инвестора в рамках «частной инициативы». Механизм «частной инициативы» позволяет в более короткие сроки заключить концессионное соглашение и снять с концедента обязанности по подготовке проекта концессионного соглашения.

На повышение интереса рынка к вложению инвестиций в модернизацию коммунального комплекса с использованием концессионной модели направлены и изменения в Закон о концессиях[16], которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Теперь в концессию может быть передано имущество, в отношении которого не зарегистрированы права собственности кон- цедента. Закон также уточняет порядок передачи концессионеру бесхозяйного имущества.

Нововведением является и привлечение субъекта РФ в качестве самостоятельной стороны соглашения, если полномочия по тарифному регулированию не переданы муниципальному образованию, которое является концедентом.

В случае участия субъекта РФ в проекте в его обязанности входит установление тарифа, утверждение инвестиционной программы и возмещение экономически обоснованных расходов и недополученных доходов. Субъект РФ также вправе предоставить концессионеру государственную гарантию.

Несмотря на существенные плюсы концессионной модели практика заключения концессионных соглашений в отношении дождевых канализаций не развита, однако, отмечается тенденция к рассмотрению концессии в качестве удобного механизма модернизации ливневых систем водоотведения. Например, возможность заключения концессионного соглашения в отношении ливневки рассматривается в Тюмени[17].

Необходимо учитывать, что использование концессионной модели в целях модернизации ливневых канализаций возможно только в случае установления тарифа на отвод поверхностных сточных вод. Полагаем, что переход к тарифному регулированию в данной сфере будет успешным при условии работы с населением и привлечения внимания к необходимости модернизации существующих ливневых систем водоотведения.

[1] http://dorinfo.ru/star_detail.php7ELEMENT_IDs42082 [2] Пункт 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Источник: http://www.lp.ru/modernizacija-livnevih-sistem-vodootvedenija-vozmozhnosti-ispolizovanija-koncessionnoj-modeli

Статья 187. Дата возникновения налоговых обязательств

Кто является плательщиком за услугу по обслуживанию ливневой канализации?

187.1. Датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедшее раньше:

а) дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные — дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;

б) дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

По операциям по выполнению подрядных строительных работ субъекты предпринимательской деятельности могут применять кассовый метод налогового учета в соответствии с подпунктом 14.1.266 пункта 14.1 статьи 14 настоящего Кодекса.

187.2.

При поставке товаров или услуг с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, не предусматривающего наличие кассового аппарата, контролируемого уполномоченным на это физическим лицом, датой возникновения налоговых обязательств считается дата выемки из таких торговых аппаратов или подобного оборудования денежной выручки. Правила инкассации указанной выручки устанавливаются Национальным банком Украины.

187.3. При поставке товаров по договорам товарного кредита (товарного займа, рассрочки), условия которых предусматривают уплату (начисление) процентов, датой увеличения налоговых обязательств в части таких процентов считается дата их начисления согласно условиям соответствующего договора.

187.4. Если поставка товаров/услуг через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей национальной валюты, датой увеличения налоговых обязательств считается дата поставки таких жетонов, карточек или других заменителей национальной валюты.

187.5.

Если поставка товаров/услуг осуществляется с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, именных или других чеков, датой увеличения налоговых обязательств считается дата, удостоверяющая факт поставки плательщиком налога товаров/услуг покупателю, оформленная налоговой накладной, или дата выписки соответствующего счета (товарного чека), в зависимости от того, какое событие произошло раньше.

187.6. Датой возникновения налоговых обязательств арендодателя (лизингодателя) для операций финансовой аренды (лизинга) является дата фактической передачи объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование арендатору (лизингополучателю).

187.7. Датой возникновения налоговых обязательств при поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата зачисления таких средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в какой-либо иной форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом.

187.8. Датой возникновения налоговых обязательств при ввозе товаров на таможенную территорию Украины является дата подачи таможенной декларации для таможенного оформления.

В случаях, предусмотренных статьей 191 настоящего Кодекса, дата возникновения налоговых обязательств определяется с учетом положений статьи 191 настоящего Кодекса.

Датой возникновения налоговых обязательств по операциям по поставке услуг нерезидентами, местом предоставления которых является таможенная территория Украины, является дата списания средств с банковского счета плательщика налога в оплату услуг или дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг нерезидентом, в зависимости от того, какое из событий произошло раньше.

187.9. Датой возникновения налоговых обязательств исполнителя долгосрочных договоров (контрактов) является дата фактической передачи исполнителем результатов работ по таким договорам (контрактам).

Для целей этого пункта долгосрочный договор (контракт) — это любой договор на изготовление товаров, выполнение работ, предоставление услуг с долговременным (более одного года) технологическим циклом производства и если договорами, заключенными на производство таких товаров, выполнение работ, предоставление услуг, не предусмотрена поэтапная их сдача.

187.10.

Плательщики налога, поставляющие тепловую энергию, газ природный (кроме сжиженного), в том числе предоставляющие услуги по его транспортировке и поставке, предоставляющие услуги по водоснабжению, водоотведению или услуги, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным в качестве плательщиков налога, а также жилищно-эксплуатационным конторам, квартирно-эксплуатационным участкам, объединениям совладельцев многоквартирных домов, другим плательщикам налога, осуществляющим сбор средств от указанных покупателей с целью последующего их перечисления продавцам таких товаров (предоставителям услуг) в счет компенсации их стоимости, определяют дату возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по кассовому методу.

Данное правило определения даты возникновения налоговых обязательств распространяется также на операции по поставке указанных товаров/услуг для ЖЭКов и бюджетных учреждений, получающих такие товары/услуги, если они зарегистрированы в качестве плательщиков налога.

Для целей настоящего пункта услугами, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья, считаются услуги по техническому обслуживанию лифтов и диспетчерских систем, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, бытовых электроплит, обслуживанию дымовентиляционных каналов, внутридомовых систем водо- и теплоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, вывозу и утилизации твердого бытового и грубого мусора, уборке домовой и придомовой территории, а также другие услуги, предоставляемые ЖЭКами указанным в настоящем пункте покупателям за их счет.

187.11. Предварительная (авансовая) оплата стоимости товаров, которые вывозятся за пределы таможенной территории Украины или ввозятся на таможенную территорию Украины, не изменяет значения сумм налога, которые относятся в налоговый кредит или налоговые обязательства плательщика налога, такого экспортера или импортера.

Источник: https://i.factor.ua/law-23/section-100/article-370/2014-07-31/

Оценка состояния сети ливневой канализации города Красноярска: проблемы и особенности управления

Кто является плательщиком за услугу по обслуживанию ливневой канализации?

Михайлов А. М. Оценка состояния сети ливневой канализации города Красноярска: проблемы и особенности управления // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/archive/178/46265/ (дата обращения: 13.12.2019).



В статье изучены существующие проблемы предоставления коммунальных услуг на примере городской ливневой канализации в городе Красноярске. Затронуты вопросы обеспеченности сетями города, особенности предоставления услуги и субъекты, осуществляющие обслуживание. Рассмотрены аспекты преимущества естественной монополии в обеспечении муниципального образования коммунальными услугами.

Ключевые слова: ливневая канализация, инженерная инфраструктура, субъект естественной монополии, жилищно-коммунальное хозяйство

Удаление поверхностных сточных вод, формирование и развитие сетей ливневой канализации городов является одной из главных экологических и технико-экономических проблем охраны окружающей среды, которой посвящено большое количество работ.

Изучением данного вопроса занимаются такие авторы, как Чупин В. Р., Никитин О. В., Латыпова В. З., Сабанаев Р. Н., Шагидуллина Р. А., Лукоянов Д. Е., Сафиуллин Р. М., Яковлева О. Г., Горшкова А. Т., Дмитриев А. А., Кузнецов И. А., Доронкина И. Г.

, Борисова О. Н. [1–4; 6–8].

Сточные воды ливневой канализации формируются атмосферными осадками, водой от мойки территории, притоком грунтовых вод, периодическим поступлением производственных, а также некоторым количеством хозяйственно-бытовых и близких к ним по составу сточных вод [1, с. 65].

Существующая ливневая сеть города Красноярска состоит из самостоятельных систем, расположенных по отдельным небольшим водосборным бассейнам. Общая протяженность сетей ливневой канализации составляет 124,6 км, а их плотность в среднем по городу составляет 0,33 км/км2.

По различным оценкам, существующая система отведения поверхностного стока частично не справляется с пропуском гидравлического расхода дождевых вод со своих бассейнов.

При этом она обеспечивает отведение поверхностного стока лишь с незначительной территории г. Красноярска.

Поверхностный сток с селитебных территорий и площадок предприятий является одним из интенсивных источников загрязнения окружающей среды различными примесями природного и техногенного происхождения.

Водным законодательством РФ статьей запрещается сбрасывать в водные объекты неочищенные до установленных нормативов дождевые, талые и поливомоечные воды, организованно отводимые с селитебных территорий и площадок предприятий.

На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, которая образуется в период выпадения дождей, таяния снежного покрова и мойки дорожных покрытий, но не менее 70 % годового стока для селитебных территорий и промплощадок предприятий, близких к ним по загрязненности, и всего объема стока для площадок предприятий, территория которых может быть загрязнена специфическими веществами с токсичными свойствами или значительным количеством органических веществ.

В настоящее время в Красноярске отсутствуют очистные сооружения поверхностного стока, загрязненный поверхностный сток сбрасывается из 47 водовыпусков в р. Енисей и её притоки.

Так же неэффективность ливневой канализации обусловлена отсутствием сетей на преобладающей части сложившейся застройки, быстрым ростом города и отсутствием хозяйствующего субъекта, контролирующего техническое присоединение ливневых сетей строящихся районов.

Анализ проблем функционирования ливневой канализации выявляет сопутствующие проблемы: экологические, сложность в эксплуатации дорожной сети и ее неблагоприятный эстетичный вид в периоды дождей и таяния снега.

Помимо необходимости решения вопроса о развитии сети, приведение ее в соответствие с водным кодексом РФ, необходимо создание эффективной управленческой структуры.

В период с 1999 по 2014 года муниципальное предприятие города Красноярска «Красноярское управление по строительству, ремонту и эксплуатации мостов, дорог и инженерных сооружений» осуществляло содержание ливневой канализации.

В видах деятельности значилось строительство гидротехнических сооружений, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность. Предприятие, по результатам отчёта по финансовым результатам [5], показывало отрицательный совокупный финансовый результат.

Убытки ликвидированного предприятия ежегодно компенсировались из городского бюджета, источники внебюджетных доходов отсутствовали. Организация была ликвидирована путем реорганизации в форме присоединения к муниципальному предприятию «Специализированное автотранспортное предприятие».

Правопреемник МП «САТП» в настоящий момент имеет функции сбора и обработки сточных вод, при этом предприятие обладает материальной базой в 5 каналопромывочных машин и 10 водооткачивающих для осуществления указанного вида деятельности.

Необходимо отметить, что основная функция МП САТП — содержание автомобильных дорог, однако имеющиеся технические средства не позволяют должным образом содержать ливневую канализацию, о чем свидетельствует постоянное подтопление основных городских магистралей и проездов. При рассмотрении существующего состояния управления ливневой канализацией города можно сделать вывод, что муниципальное образование не имеет возможности развивать действующую сеть, в том числе ввиду отсутствия эффективного субъекта управления, функции которого выходят за пределы сбора и обработки сточных вод.

Коммунальные предприятия водоснабжения и водоотведения, энерго-, тепло- и газоснабжения в муниципальных образованиях имеют в своем составе инфраструктурные сети, обладающие всеми характеристиками естественной монополии. Услуги, оказываемые данными хозяйствующими субъектами, являются жизненно необходимыми для муниципальных образований.

Предприятия естественных монополий в ЖКХ являются источником значительных общественных издержек, что обусловливает объективную необходимость регулирования, то есть установления контрактных отношений, одной из сторон которых выступает государство [2, с.38].

При этом возникает система взаимодействия различных экономических субъектов из муниципалитета как номинального собственника имущества предприятия, потребителей коммунальных услуг: населения, бюджетных и коммерческих организаций, поставщиков ресурсов.

Зарубежный опыт Великобритании, Швеции, Греции демонстрирует наличие естественно-монопольных отраслей в собственности государства. Преимуществом создания субъекта естественной монополии становится возможность осуществления закупок без проведения торгов, что предусмотрено законом о контрактной системе.

Данная возможность позволит повысить качество предоставляемой услуги, ввиду возможности долгосрочного планирования деятельности предприятием, привлечения кредитов для пополнения оборотных средств в связи со стабильным заказом на осуществление деятельности.

Так же становится возможным использование внебюджетных источников за счет предоставления технического присоединения заинтересованных лиц к действующим сетям ливневой канализации. Внебюджетные источники необходимы для уплотнения сети, строительства очистных сооружений без осуществления нагрузки на бюджет муниципального предприятия.

Показательным примером является деятельность предприятия города Москвы ГУП «Мосводосток». Обслуживание сетей ливневой канализации происходит за счет сбора платежей в соответствии с установленным тарифом.

Тариф сформирован на основании утвержденного технического регламента обслуживания ливневой сети и составляется в соответствии с отношением общих затрат на эксплуатацию к объему общего сброса, рассчитываемого по нормативным показателям.

В итоге рассчитывается стоимость водоотведения 1м3, далее с администрацией города заключается контракт на водоотведение как с субъектом естественной монополии, с абонентами заключаются дополнительные договоры. Данный подход позволяет привлечь дополнительное финансирование для качественной и своевременной эксплуатации указанной сети.

В связи с тем, что предприятие является единственным держателем сетей ливневой канализации, в соответствии с приказом федеральной антимонопольной службы предприятие признано субъектом естественной монополии, т. е. предприятием, занимающим более 35 % рынка [3].

Это позволяет заключать контракты муниципалитету с ГУП «Мосводосток» без проведения торгов, а также обязывает предприятия и организации заключать договоры на водоотведение. Собираемость платежей составляет порядка 70 % с селитебных территорий, около 30 % с прочих абонентов. Так же предприятиям выдаются технические условия на присоединение к сетям ливневой канализации, что позволяет проводить текущую реконструкцию сетей за счет вновь подключаемых абонентов.

По итогам изучения особенностей предоставления коммунальных услуг (удаление и очистка сточных вод) в Красноярске были выявлены группы проблем:

– материальные: исторически сложившиеся особенности застройки города без строительства сетей ливневой канализации;

– управленческие: отсутствие субъекта управления, способного эффективно управлять городской сетью ливневой канализации;

– финансовые: нагрузка на городской бюджет и отсутствие внебюджетных источников финансирования не позволяют проводить реконструкцию сети и ее уплотнение.

Рассматривая форму создаваемого хозяйствующего субъекта, принадлежащего муниципальному образованию, можно отметить необходимость формирования естественной монополии в контексте упомянутых преимуществ и жизненной важности предоставления данных услуг для развития и управления сетью ливневой канализации в Красноярске. Данный подход позволит своевременно выполнять работы по содержанию и уплотнению сети, формировать долгосрочную программу развития.

Литература:

  1. Галкин Ю. А. Разработка системы очистки сточных вод ливневой и промышленно ливневой канализации крупных городов и промышленных районов // Водоснабжение и водоотведение. Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. — 2012. — № 4 (8). — С. 64–70.
  2. Глухов И. В., Антимонопольное регулирование деятельности локальных естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере // ТЕRRА ECONOMICUS. — 2010. — Том 8 № 2. — С. 36–45.
  3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Государственное Унитарное Предприятие // URL: http://www.mosvodostok.com/ (дата обращения 21.10.2017)
  4. Доронкина И. Г., Борисова О. Н. Эколого-экономическая эффективность технологических процессов очистки сточных вод//Сервис в России и за рубежом.- 2015.- № 4.- С.112–121.

Источник: https://moluch.ru/archive/178/46265/

Юридическое дело
Добавить комментарий