Могут ли собственники не платить УК, которая плохо выполняет свои обязательства?

Куда жаловаться на управляющую компанию

Могут ли собственники не платить УК, которая плохо выполняет свои обязательства?

Мне довелось проработать два года в управляющей компании, где узнал систему изнутри. Поэтому даю Вам советы, куда и на что надо жаловаться, когда управляющая компания работает плохо. Учтите, что эффективность тех или иных способов будет меняться от города к городу, но тенденция будет сохраняться. Итак, куда пойти жаловаться?

1. В саму управляющую компанию

Как это не странно звучит, но если ситуация не требует немедленного вмешательства, то лучше всегда начинать с письменного заявления в управляющую компанию. Если диспетчер не хочет делать работу – это не значит, что ее не захочет делать начальник участка или директор. Потом, письменное обращение стимулирует людей лучше устного. По закону УК должна ответить на Ваше обращение не позже 10 рабочих дней. Я бы еще дал дня три на почту. Если ответа не последовало или он вас не устроил – идите жаловаться в госорганы, не забыв приложить свое заявление в УК и ее ответ.

ВАЖНО:все заявления готовите в двух экземплярах – для лица, куда подаете жалобу и для себя, где должна быть поставлена отметка о принятии.

2. В администрацию района / города

Самый малоэффективный госорган. Учитывайте, что высока вероятность того, что администрация района и Ваша управляющая компания находятся в сговоре и вы получите отписку. Тем не менее, есть ряд вопросов, по которым можно пробовать обратиться в администрацию: – Не вывозят ТБО, а мусор не убирают со двора; – Не чистят тротуары и дороги от снега, а с крыши не сбрасывают сосульки; – В доме нет отопления, воды или электричества; – Управляющая компания не предоставляет Вам информацию. Также в администрацию района нужно идти, когда вы хотите чтобы Ваш дом включили в какую-нибудь муниципальную или государственную программу. Но это уже не связано с жалобами.

3. В Государственную Жилищную Инспекцию

В нашем городе это был самый эффективный госорган (после суда). Зачастую, одного их звонка было достаточно для того, чтобы наша УК зашевелилась. Еще бы – ведь если ГЖИ выйдет на проверку, она сначала оштрафует УК, а затем выдаст предписание на устранение недостатков работ, за неисполнение которого может снова оштрафовать УК. ГЖИ занимается всеми вопросами, связанными с качеством технического обслуживания дом,а а также с законностью выбора УК или ТСЖ в вашем доме. А вот с денежными вопросам или вопросами паспортного стола они Вам не помогут.

4. В Прокуратуру района

Прокуратура может проверить вообще все. Но есть один маленький нюанс – у прокуроров очень много работы (ОЧЕНЬ!), поэтому не нужно их лишний раз гонять с осмотром к вашему дому, чтобы проверить как управляющая компания убирает снег. Прокуратуре проще дать Вам отписку, чем потратить час на выезд на место. Единственное исключение – если жалобы в администрацию и ГЖИ не дали результата. Тогда можете смело идти с заявлением в Прокуратуру. Зато все вопросы, которые не требуют выхода из офиса – это их компетенция: – незаконные начисления тарифов; – отказ в прописке, выдаче справок, выписок из домовой книги; – незаконное списание денежных средств со счета дома; И т.д. В некоторых случаях прокуратура даже имеет право обратиться в ваших интересах с иском в суд (например, когда по состоянию здоровья вы не можете это сделать сами).

5. В Суд

Долго, нервно, без юриста еще и сложно. Но получив решения суда – в 90% случаев оно будет исполнено управляющей компанией. Не забудьте к моменту обращения в суд, запостись доказательствами – обращением в УК и ее ответом, заключением госорганов, квитанциями, протоколами и т.д. Вообще, про то, как писать заявление в суд можно делать отдельный длиннопост, но все-таки мой совет – обратитесь за помощью юриста. В спорных ситуациях это может стать решающим аргументом для вынесения решения в суда в вашу пользу.

6. В другую управляющую компанию

Если ничего не помогает – то есть ли смысл продолжать оставаться в прежней УК? Можете пробовать ее поменять. Для этого сначала соберите инициативную группу, поговорите со старшей по дому, и если поймете, что это не только Ваше личное решение – идите в другую УК с просьбой помочь в организации общего собрания. Но тут нужно учитывать два момента: во-первых, между УК может существовать джентльменское соглашение о непереманивании домов, во-вторых, все УК работают «плохо, и ничего не делают». Поэтому меняйте УК только в том случае, если Ваша работает отвратительно. Как вариант – вы можете создать ТСЖ, и тогда жаловаться жильцы уже будут на Вас. Хотя и это не всегда работает.

Куда не нужно жаловаться?

– В полицию. В 99,9% случаев Вам откажут в возбуждении уголовного дела с припиской о том, что у Вас гражданско-правовой спор. Еще в 0,(9)% случаев расследование закончится на возбуждении дела, да там и помрет. – Прыгать через голову. Не нужно писать жалобу в прокуратуру области пока вы не писали в прокуратуру района. Жалобу спустят вниз, а вы лишь зря потеряете время. Обращайтесь на верх, только если низ не помог. – В администрацию президента, губернатора и т.п. Та же ситуация, что и в предыдущем случае. Идете только если администрация района, прокуратура и ГЖИ не помогли. – Депутатам. Они просто переправляют жалобу в соответствующий орган. Больше ни на что не способны. – Старший по дому. Это человек, который ничего не решает. Он (чаще Она) Вам может помочь, поддержав жалобу или рассказав о ситуации на доме, но она не способна решить Вашу проблему за Вас. На этом, пожалуй, все. Надеюсь, что Вам это пригодится. И помните – нет ничего страшного в жалобах госорганам и в подаче иска в суд. Просто сделайте это и возможно через неделю вы уже увидите результат. P.s. И простите за грамматику, если есть ошибки. Русский язык – не самая сильная моя сторона.

Источник: https://pikabu.ru/story/kuda_zhalovatsya_na_upravlyayushchuyu_kompaniyu_3038199

Прямая оплата услуг ЖКХ: поможет ли сэкономить новая система – МК

Могут ли собственники не платить УК, которая плохо выполняет свои обязательства?

Как отразится на россиянах закон, позволяющий платить за тепло и воду напрямую поставщикам

Завизированный 3 апреля Владимиром Путиным закон позволяет потребителям оплачивать услуги ЖКХ без посредников. В тексте документа сказано: право разорвать отношения с управляющей компанией есть как у организаций, поставляющих ресурсы, так и у самих жильцов.

Впредь жильцы многоквартирных домов решением общего собрания могут перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО), что, по мнению авторов нововведения, приведет к снижению неоправданно высоких тарифов и большей собираемости коммунальных платежей.

Однако у независимых экспертов есть серьезные сомнения на этот счет. По их оценкам, закон призван в первую очередь регулировать напряженные отношения между юридическими лицами: УК и РСО, так как первые задолжали ресурсникам порядка 250 млрд рублей.

Шило на мыло

Исключение недобросовестных управляющих компаний из отработанной схемы отплаты услуг ЖКХ даст возможность сэкономить, заявил глава государства в середине декабря 2017 года в ходе своей ежегодной пресс-конференции.

По словам Владимира Путина, многие УК ведут нечестную игру. «Управляющие компании сначала деньги за все собирают, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями, — отметил он.

— И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объеме, и за этим мало кто смотрит».

Негодование Путина, как водится, тут же заставило вертеться все винтики бюрократического механизма страны.

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень сообщил, что отстранение УК от сборов платежей за коммунальные услуги повысит их качество.

А уже 23 марта 2018 года соответствующий законопроект был принят в окончательном чтении Государственной думой, а спустя пять дней его одобрил и Совет Федерации.

Граждан наделили правом на общедомовом собрании собственников жилья принимать решение о заключении договора напрямую с РСО. При этом сами ресурсоснабжающие организации также могут отказаться от договора на снабжение коммунальными услугами через УК и перейти на прямые договоры с потребителями.

Ресурсники могут расторгнуть отношения с управляющими компаниями при условии накопившейся задолженности по оплате. Эксперты подчеркивают, что случаев, когда УК брали деньги за коммунальные услуги с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций, — предостаточно.

«В 2015 году задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», — рассказал «МК» главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.

По оценкам экспертов, 250 млрд рублей задолженности сформировалось по вине управляющих компаний. «Это и неудивительно: при общей собираемости платежей на уровне 95% УК из своего кармана должны выплачивать недостающие 5% суммы.

Отсюда и завышение тарифов, и преступные схемы хищения денег», — подчеркнул наш собеседник.

Однако даже если отрезать УК от денежного потока, тарифы меньше не станут. Ресурсникам придется расширять штат сотрудников, на чьи плечи упадут новые функции, например выбивание задолженности с неплательщиков, считает заведующий кафедрой Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Богомольный. Поставщикам ресурсов придется поднять тарифы, дабы покрыть эти расходы.

Если говорить о самих УК, у них забот не убавится. Их основные обязанности — содержание жилого фонда, его безопасное состояние, создание нормальных условий жизни собственников квартир. «Под юрисдикцию этих организаций попадают все коммуникации, их обслуживание, а также содержание придомовой территории, уборка общедомовых помещений», — подытожил Богомольный.

Чтобы дом не превратился в барак

А проблем в отношениях между собственниками и управляющими компаниями предостаточно.

«В рейтинге жалоб в сфере ЖКХ первое место занимают обращения граждан относительно расчетов, второе — претензии к управляющим компаниям: порядка 17% от общего числа жалоб по России за год», — отметила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева в разговоре с «МК».

Конфликты возникают из-за того, что управляющие компании, как коммерческие организации, хотят получить от своей деятельности максимальную прибыль и делают для этого все возможное — экономят на выполнении своих прямых обязанностей или завышают тарифы на коммунальные услуги.

«В свою очередь, собственники не хотят остаться без квартиры, если тарифы станут столь неподъемными, а также не желают вместо дома жить в бараке, в который здание превращается по вине плохо работающей управляющей компании, — рассказала «МК» заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. — Там, где возможно найти компромисс между этими противоречащими интересами, конфликтов нет. А там, где невозможно — в основном из-за негибкости, непрофессионализма и жадности УК, — конфликт возникает».

Например, в начале текущего года был громкий конфликт в Москве из-за того, что управляющая компания аномально повысила тарифы, а когда жильцы не смогли покрыть счета, перестала выполнять свои функции. Собственники провели целый месяц без горячей воды, уборки мусора и работающих лифтов. В итоге одну недобросовестную УК сменили на другую.

В Волгограде сейчас разгорается другой конфликт жильцов с управляющей компанией. По обоснованному мнению собственников, УК полностью игнорирует требования пожарной безопасности — и жить в их доме становится рискованно. Крыша здания протекает, а вода течет на электрощиты и проводку.

Особенно актуально эта история смотрится в свете недавней трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где управляющие к пожарной безопасности относились также халатно. Но волгоградский конфликт пока не разрешен, жильцы только написали в жилищную инспекцию и потребовали проверки УК.

Закон поможет «юрикам», а не «физикам»

Собеседники «МК» убеждены, что переход на прямые договоры не поможет жильцам сэкономить. Выходит, изменением для собственников жилья станет только то, что счета за коммунальные услуги теперь будет выставлять не управляющая компания, а соответствующие РСО. Тарифы же от самого принятия такого закона и от изменений в Жилищном кодексе не вырастут и не упадут.

«После вступления закона в силу должны быть законодательно одобрены поправки в Жилищный кодекс, а потом уже, когда они будут приняты, сами жильцы многоквартирных домов на общих собраниях будут принимать решение — воспользоваться этим правом или нет, — отметила Наталья Мильчакова. — Закон предоставляет жильцам только право платить напрямую РСО. Это не обязательное условие.

Решение принимается на общедомовом собрании».

Ресурсники, в свою очередь, имеют право отказаться от прямых договоров и продолжать работать с УК, как и раньше.

«Вообще от услуг УК надо отказываться только тогда, когда УК не выполняет своих функций или завышает тарифы на ЖКХ, при условии что жильцы могут это доказать, — подчеркнула эксперт.

— А если собственники довольны работой управляющих компаний, то переходить на новую систему оплаты нет смысла».

Отказаться от услуг управляющих компаний можно двумя способами. Во-первых, по инициативе ресурсника, если есть задолженность в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний перед РСО, доказанная судом.

Другой вариант: решение общедомового собрания. Но жильцы с трудом выходят на такое обсуждение.

Люди часто бывают недовольны своим коммунальным обслуживанием, но когда приходит время предпринимать какие-то организационные усилия, им недосуг этим заниматься.

«Не думаю, что с принятием закона стоит ожидать массового перехода на прямые договоры с ресурсниками. В большинстве своем те, кто хотел отказаться от посредника в виде УК, уже это сделали, а сейчас подобные отношения будут узаконены», — считает Светлана Разворотнева.

По ее словам, закон имеет большее отношение к расчетам между юридическими лицами: «управляшками» и ресурсниками. «УК собирали деньги с жильцов, но не переводили их ресурсоснабжающим организациям.

Собственники недовольны управляющей компанией не потому, что они задерживает денежные переводы, а потому что она плохо следит за их домом, оказывает некачественные услуги, — продолжает Разворотнева. — В данном случае полный отказ от УК не поможет. Ее следует поменять.

Бывает такое, что за долги УК ресурсники отключают воду в квартирах собственников или канализацию и свет всему дому. Но все эти действия незаконны».

В конечном счете принятый закон позволит регулировать отношения конфликтующих юрлиц: УК и РСО. Что же касается собственников жилья в многоквартирных домах, то надеяться на уменьшение тарифного бремени им не следует.

СПРАВКА «МК»: регионы с наибольшей задолженностью населения по оплате за ЖКХ, 2017 г.

Субъект     %

Дагестан – 30%

Ингушетия – 30%

Кабардино-Балкария – 28%

Северная Осетия – 27%

Чечня – 20%

Источник: https://www.mk.ru/economics/2018/04/05/pryamaya-oplata-uslug-zhkkh-pomozhet-li-sekonomit-novaya-sistema.html

Как заставить управляющую компанию дома выполнять свои обязанности

Могут ли собственники не платить УК, которая плохо выполняет свои обязательства?

На практике складывается так, что некоторые жильцы не имеют представления о существовании управляющей компании ровно до тех пор, пока лично не столкнутся с какой-либо проблемой. Например, им надоест каждый вечер спотыкаться на ступеньках в темном подъезде, и они решат выяснить, кто отказывается “включать свет”.

Зачастую перегоревшая лампочка в подъезде представляет собой либо результат невнимательности организаций, либо безразличия жителей дома к собственному комфорту, хотя одно другому не мешает.

В наше время мусор сам по себе не испаряется, и убирают его не добрые пионеры. За эти и другие работы, которые касаются содержания, ремонта общедомовой территории в многоквартирном доме, отвечает выбранная жильцами управляющая компания.

Но прежде чем что-то потребовать, эксперты советуют обратить внимание на два момента. Во-первых, собственник квартиры должен выяснить, какая организация занимается управлением его дома.

Чтобы узнать это, можно спросить у соседей, посмотреть на информационном щите, провести мониторинг сайта “Дома Москвы”, где можно вычислить УК по нужному адресу, рассказывает начальник инспекции жилищного надзора Москвы по Северо-Западному административному округу Виктор Буянов.

Во-вторых, на руках у каждого собственника должен быть договор управления, в котором прописаны все необходимые условия, права и обязанности сторон. 

Раздобыть договор

Управляющие компании призваны обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме в соответствии с договором управления, условия которого подробно описаны в постановлении правительства РФ “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Поэтому следующий шаг перед выяснением отношений с нерадивой УК – постараться раздобыть договор управления. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, договор заключается с каждым владельцем квартиры на основании решения общего собрания собственников в письменной или в электронной форме, поясняет Буянов.

“Договор должен быть у каждого собственника квартиры. К сожалению, многие упускают этот момент, относятся, как говорится, спустя рукава. Если договора нет, это не правильно”, — уточняет собеседник “РИА Недвижимость”, настаивая на том, что если документ у владельца квартиры все-таки отсутствует, то он имеет право прийти в офис своей УК и потребовать выдать экземпляр. 

Как добавляет эксперт, подписать договор управления должны более 50% собственников помещений в многоквартирном доме, являющиеся одной стороной договора (другой стороной является УК). 

Знать обязанности УК

Управляющие организации должны надлежаще содержать и производить ремонт общего имущества, по решению общего собрания собственников заключать договоры пользования им, а также предоставлять коммунальные услуги жильцам дома. 

К примеру, постановление правительства РФ обязывает УК обеспечивать бесперебойное и качественное водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, а также газоснабжение и отопление. 

Собственник вправе требовать устранить неполадки в работе инженерных коммуникаций и оборудования, например, несоответствие температуры горячей воды установленным законодательствам требованиям.

Как подчеркивают в ТСЖ “Кутузовская Ривьера”, законными будет претензии жильцов по уборке дворов и подъездов, содержанию детских площадок, текущему ремонта, вывозу снега, мусору и иных услуг по содержанию придомовых территорий при условии, если земельный участок входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Управляющие компании также обязаны поддерживать архитектурный облик дома, соблюдая все нюансы проектной документации. К примеру, если проектом дома предусмотрен пандус, то он должен быть установлен или отремонтирован.

Кроме того, в Москве действуют так называемые нормативы по эксплуатации жилого фонда. В этом документе можно найти информацию, сколько раз в год должен проводиться осмотр инженерных систем, конструктивных элементов и оборудования. 

Например, состояние крыш необходимо проверять два раза в год в период подготовки к сезонной эксплуатации, а фасадов – один раз в период подготовки к весенне-летней эксплуатации. 

Визуальный осмотр помещения мусоросборной камеры УК должна проводить ежедневно. Впрочем, это касается и шиберного узла с противопожарным клапаном, контейнерного оборудования, спринклерной системы автоматического пожаротушения мусоросборной камеры и другого подобного оборудования.

Минимальный перечень услуг, которые УК должна  оказывать жильцам дома, установлен постановлением правительством РФ.

В договоре управления прописывается перечень, который определяется собственниками и соответствующий размеру платы за содержание и ремонт, также устанавливаемому на общем собрании собственниками помещений в доме.

Кроме того, список работ и их стоимость согласуется собственниками ежегодно на общем собрании. 

Заставить отреагировать

Претензии к управляющим компаниям со стороны собственников могут быть самые разные, но что делать, если реакция заставляет себя ждать? Допустим, проблема выявлена: мусоропровод не убирался вот уже несколько дней. Понятно, что ситуация не из приятных. Владелец квартиры уже звонил в диспетчерскую УК, но никаких действий предпринято не было. 

Буянов рекомендует в первую очередь исходить из порядка предъявления претензий, установленного договором, а если это не помогло, то обратиться с письменной жалобой в жилищную инспекцию. В Москве это Мосжилинспекция, в Подмосковье – Госжилинспекция Московской области. 

При наличии нарушений специалисты проведут соответствующую проверку, после чего УК будут составлены предписание и протокол. Если после этого предписание не будет исполнено, жилинспекция может обратиться в суд. 

Устранение аварийных ситуаций

Важно понимать, что управляющая организация в рамках договора предоставляет услуги, которые касаются только общедомового имущества.

Услуги в отношении внутриквартирного оборудования, являющего личным имуществом собственника,   осуществляются за дополнительную плату.

Поэтому если у жильца сломался унитаз, то он может обратиться в УК, и если найдутся соответствующие специалисты, проблему постараются решить, но за определенную плату. 

Совсем другое дело, если квартира пострадала в результате аварии, связанной с общедомовым имуществом: повреждения трубопроводов, отключения электроэнергии, засора канализации и в других экстренных ситуациях. 

К примеру, был поврежден общедомовой трубопровод, вода поступила в жилые помещения. Собственник квартиры при этом сообщает о проблеме диспетчеру или непосредственно звонит в соответствующую службу, у которой с УК на этот случай должен быть заключен договор, по которому должно осуществляться аварийное обслуживание. Выезд на объект в этом случае — не позднее 30 минут после обращения.

После того, как авария устранена, владелец квартиры обращается в УК с вопросом об устранении последствий в самой квартире. По словам экспертов, компания составляет соответствующий акт. При наличии вины УК должна возместить ущерб. Если же со стороны организации следует отказ или не следует ответа, собственник он вправе подать на нее в суд. 

Возвращение средств

Жильцы многоквартирного дома могут потребовать управляющую компанию снизить плату за содержание и ремонт общего имущества в том случае, если управляющая компания ненадлежащим образом исполнила свои обязанности, к примеру, некачественно покрасила стены в подъезде, добавляют в “Кутузовской Ривьере”. 

По словам экспертов, жильцы сначала должны обратиться в управляющую компанию, а если их законные требования не исполняются, могут подать жалобу в жилищную инспекцию или иск в суд. К примеру, если после проведения строительной экспертизы будет выявлено, что управляющая компания действительно виновата, то будет произведен перерасчет. 

Резюмируя все выше сказанное, эксперты настаивают на том, что важно знать свою управляющую компания “в лицо”, необходимо ознакомиться с договором управления многоквартирным домом, который позволит иметь представление о том, что можно требовать от УК, а за что придется заплатить отдельно. 

Источник: https://realty.ria.ru/20140923/403603245.html

Могут ли договориться жильцы и управляющая компания?

Могут ли собственники не платить УК, которая плохо выполняет свои обязательства?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен, пожалуй, один из самых принципиальных вопросов, неверное понимание которого является фундаментом, системообразующим элементом «Концепции вражды».

Речь идет даже не об отдельных нарушениях порядка реализации тех или иных положений нормативных правовых актов, не о добросовестности участников жилищных отношений, не об их компетентности, речь о принципиальных, заложенных законодательством целях управляющих организаций (УО) и собственников помещений многоквартирных домов, заключающих с этими УО договоры управления. В связи с высокой важностью рассматриваемого вопроса автор статьи предлагает максимально беспристрастно и объективно оценить предложенный материал, исключить подход, выраженный фразой «по закону-то оно так, но по факту всё иначе». В статье рассматриваются именно принципы, установленные законодательством РФ, а также продиктованные законами рынка, актуальные, в первую очередь, для добросовестных участников отношений. И пусть для большинства специалистов жилищной сферы все приведенное покажется очевидным, однако, существует множество граждан, участвующих в жилищных отношениях, но не понимающих их суть, для которых предложенная публикация может прояснить ряд вопросов.

Суть лжетеории

Управляющая организация (УО) является коммерческой организацией и создана с целью получения коммерческой прибыли. Следовательно, единственной целью УО являются деньги, на все остальное УО наплевать. И жильцы дома рассматриваются УО исключительно в качестве источника получения прибыли. Состояние управляемого дома нисколько не волнует УК.

Жильцы дома, напротив, заинтересованы в том, чтобы жить в красивом, ухоженном доме с исправными коммуникациями, чистой и уютной придомовой территорией. При этом собственники помещений дома хотят, чтобы размер платы за содержание был минимальным.

То есть, у собственников помещений многоквартирного дома (МКД) и у управляющей организации (УО) абсолютно противоположные цели и интересы, а, следовательно, жильцы дома и управляющая этим домом организация принципиально никогда не могут договориться и могут действовать только в своих интересах исключительно в ущерб интересам другой стороны.

Попробуем проанализировать приведенные доводы и понять, насколько они верны.

Суть отношений между УО и жильцами

Прежде всего, необходимо напомнить, что между собственниками помещений МКД и организацией, управляющей этим МКД, должен быть заключен договор управления. То есть — отношения договорные, и стороны договора еще до возникновения отношений должны знать условия такого договора.

И ни одна из сторон договора управления не имеет права в одностороннем порядке устанавливать и/или изменять перечень работ по содержанию и/или стоимость таких работ — указанные перечень и стоимость являются существенными условиями договора управления, по которым в обязательном порядке стороны должны договориться еще до подписания и начала исполнения этого договора.

В соответствии с частью 2 статьи 162 «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность».

То есть, собственники помещений выступают в качестве заказчика работ и услуг, а УО — в качестве их исполнителя, при заключении договора управления у УО возникает обязанность по выполнению работ и услуг, а у собственников помещений — обязанность по оплате таких работ и услуг.

То есть, отношения принципиально не отличаются от отношений наемного работника и работодателя.

В трудовых отношениях собственник/руководитель предприятия нанимает на работу наемного работника, с которым заключает трудовой договор, по которому работник обязуется выполнять определенные работы, а собственник/руководитель предприятия обязуется выплачивать заработную плату.

И точно по такой же схеме в жилищных отношениях — собственники помещений многоквартирного дома нанимают управляющую организацию, с которой заключают договор управления, по которому УО обязуется выполнять определенные работы по содержанию, а собственники обязуются оплачивать стоимость содержания.

Противоположны ли цели работодателя и наемного работника? Еще как противоположны! Работодатель стремится минимизировать зарплату и требовать выполнения максимального количества работы, а наемный работник стремится как можно меньше работать и как можно больше зарабатывать.

Следует ли из этой противоположности целей невозможность достигнуть договоренности между работниками и работодателями? Вовсе не следует.

И все прекрасно знают, что на сотнях тысяч предприятий в России работают наемные работники, и часть из них даже довольны своей работой и своей зарплатой, а часть работодателей довольна качеством работы своих работников и уровнем зарплаты, которую эти работодатели выплачивают своим работникам.

Так как же они все договорились, если их цели прямо противоположны?

Взаимозависимость

Очень важно понимать, что наемные работники не просто от нечего делать пошли работать, а работают для получения заработной платы и, соответственно, обеспечения своей жизнедеятельности за счет получаемых от работодателя средств.

И работодатель приглашает работников не потому, что у него много лишних денег, а вследствие потребности в исполнителях работ.

Вот такой взаимной востребованностью и обеспечивается договоренность между лицами, интересы которых противоположны.

И если работодатель откажется платить за работу, работать у него никто не будет, и предприятие прекратит свое существование. Точно так же если работник откажется выполнять работу, ему перестанут платить зарплату, и жить ему станет не на что.

В жилищных отношениях аналогичная ситуация. Именно за счет средств, оплачиваемых собственниками помещений за услуги и работы по содержанию жилья, финансируется УО.

И если УО руководствуется только своими интересами и не учитывает интересы жильцов, то такая УО попросту не сможет управлять домами (ее услуги не будут востребованы) и прекратит свое существование.

А если собственники не захотят оплачивать услуги и работы по содержанию, то их домом никто не захочет управлять, и такой дом будет ветшать, «зарастать» мусором и постепенно (или достаточно быстро) разваливаться.

Именно указанные обстоятельства вынуждают УО и собственников помещений договариваться, несмотря на разность интересов.

А поскольку собственники имеют право выбрать УО по своему усмотрению, то наличие на некоторой территории нескольких УО (то есть — существование конкуренции) будет фактором, снижающим соотношение цены и качество предлагаемых УО услуг (в условиях конкуренции всегда возникают тенденции к повышению качества работ и снижению их стоимости).

В идеале (который, надо сказать, достижим редко) УО выполняет услуги и работы с качеством, которое устраивает жильцов, и получает за эти услуги и работы оплату, которая позволяет УО работать с прибылью и которую жильцы считают приемлемой, соответствующей качеству работ.

Таким образом, в противоречие с позицией, изложенной в рассматриваемой лжетеории, несмотря на разность интересов, имеются очень весомые причины для достижения договоренности между УО и собственниками помещений МКД.

А если дополнительно рассмотреть не только такие «корыстные» мотивы, как желание заработать (для УО) или желание жить в красивом доме с исправными коммуникациями (для собственников), то можно отметить, что подавляющее число добросовестных УО очень хочет гордиться состоянием обслуживаемых домов, а подавляющее число добросовестных собственников помещений не хотят иметь долги за жилищно-коммунальные услуги. При этом и для одной, и для другой стороны (при условии их порядочности и добросовестности) хорошие отношения являются залогом успешного функционирования: для жильцов – систем их дома, для УО — самой организации.

Дополнительные требования

Некоторые собственники помещений в силу тех или иных причин считают ненужным или недопустимым нанимать УО для управления своим домом.

Таким собственникам жилищное законодательство позволяет создать для управления домом ТСЖ (или управлять домом непосредственно, если в доме не более 30 квартир).

Если же собственники никаким образом не хотят содержать свой дом, то во избежание отсутствия какого-либо обслуживания (что может привести к разрушению дома) жилищное законодательство предписывает органу местного самоуправления провести конкурс по отбору управляющей организации.

Собственно, это единственный предусмотренный законом случай «навязывания» собственникам УО, которую они не выбирали — если собственники не проводят общее собрание и не выбирают способ управления и конкретную организацию, которая будет управлять их домом.

Ну, и естественно, именно собственники помещений МКД несут бремя содержания общего имущества, поскольку именно они и владеют этим общим имуществом.

На этом, в общем-то, практически заканчиваются обязанности жильцов дома.

Как бы это ни показалось парадоксальным некоторым собственникам, но нормативные правовые акты, регулирующие отношения между УО и жильцами МКД, управляемых этой УО, направлены, прежде всего, на поддержку именно жильцов. Жилищное законодательство устанавливает множество требований к содержимому и качеству работ по управлению домом.

И одна из причин такой ситуации — распространенные заявления граждан о том, что в отношениях с УО они являются более слабой стороной в части профессионализма в юридических и технических вопросах управления МКД.

Законодатель, фактически признав это заявление истиной, решил не прилагать больших усилий для повышения профессионализма потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а усилисть государственное регулирование сферы ЖКХ, в том числе путем введения лицензирования деятельности по управлению МКД, введения обязанности по раскрытию информации в ГИС ЖКХ, установления Минимального перечня работ по содержанию, введения штрафов за нарушения порядка расчета стоимости таких работ, создания специализированных надзорных инстанций (органы госжилнадзора) с сохранением поднадзорности предоставления ЖКУ прокуратуре и органам Роспотребнадзора. Таким образом, УО (вероятно, как более профессиональный участник жилищных отношений) несет огромное число обязанностей, в то время как жильцы управляемых домов несут только обязанность по оплате потребляемых услуг.

Заключение

В настоящей статье доказано, что УО и собственники помещений не просто могут, а обязаны договариваться между собой, иначе ни одна из сторон не достигнет своей цели — УО не получит прибыли, собственники не получат качественного обслуживания своего дома. И только договоренности по всем вопросам предоставления и оплаты услуг и их соблюдение могут быть залогом эффективного взаимовыгодного, устраивающего обе стороны, взаимодействия.

Поскольку в статье использовано сравнение жилищных отношений с трудовыми, необходимо особо отметить, что именно собственники помещений МКД выступают в роли работодателя, который нанимает УО на работу.

И как и любой работодатель, собственники имеют право «уволить» УО за ненадлежащее качество услуг.

А помимо этого, у собственников большие возможности по привлечению УО к ответственности (или понуждению к выполнению тех или иных обязанностей) путем обращения в прокуратуру, Роспотребнадзор, госжилнадзор, суды и т.д. и т.п.

Однако, наличие огромного числа инструментов для привлечения УО к ответственности вовсе не означает признание УО априори недобросовестными компаниями.

В России существует множество примеров, когда УО настолько эффективно обслуживает МКД, что и жильцы других домов, управляемых другими лицами, просят эти управляющие организации заключить договор с ними, «взять под управление» их дома. И никаких разговоров о некой противоположности интересов в таких случаях не возникает.

Собственники домов выбирают (нанимают на работу) эффективную УО и наслаждаются качеством услуг, а УО исполняет свои обязательства, удовлетворяясь той стоимостью услуг (зарплатой), которую ей оплачивают собственники.

Очевидно, что взаимодействие сторон договора, сумевших договориться по всем вопросам, будет эффективным и гармоничным — и такое утверждение касается как трудовых, так и жилищных отношений.

Источник: https://acato.ru/articles/20180129/mify-zhkh-sovpadayut-li-celi-sobstvennikov-pomeshenij-i-upravlyayushej-kompanii

Управляющие компании и собственники жилья

Могут ли собственники не платить УК, которая плохо выполняет свои обязательства?

ТОС и ТСЖ абсолютно разные направления. Не путайте, пожалуйста!

Товарищество собственников жилья Жилищный Кодекс РФ определяет как один из способов управления многоквартирными домами, т.е. ТСЖ может управлять домом, собственно, с этой целью его и создают.

Суть создания ТСЖ в том, что собственники помещений объединяются для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом у товарищества собственников жилья возникают права: заключения договоров о содержании и ремонте общего имущества, оказании коммунальных услуг, определения сметы расходов и доходов на год на основании которой устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника.

Помимо этого ТСЖ имеет право предоставлять собственникам дополнительные услуги, если возникнет необходимость, пользоваться банковскими кредитами, рассчитываться по договорам с поставщиками услуг и работ, а также продавать, обменивать или сдавать в аренду имущество, принадлежащее товариществу.

Члены ТСЖ имеют право самостоятельно заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также договоры об оказании коммунальных услуг. Соответственно, следить за качеством обслуживания, техническим состоянием дома и работать с ресурсоснабжающими организациями.

Но если среди жильцов не найдется никого, кто мог бы выделить время для работы в ТСЖ, то правление и его председатель могут передать функции по управлению, обслуживанию и эксплуатации дома профессиональной управляющей компании. При этом хозяевами дома остаются его жильцы, а управляющая компания берет на себя функции исполнителя.

По своему желанию Вы можете менять управляющую компанию, если Вас не устраивает качество услуг, сроки их выполнения или квалификация персонала.

Что же касается ТОС.

Согласно 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление учреждается и действует с целью самостоя­тельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.

Задачей ТОС является осуществление жителями собственных инициатив в вопросах содержания и благоустройства территории ТОС, обеспечения общественного порядка, организации досуга жителей, проведения культурных, спортивных и других мероприятий, оказания помощи нуждающимся гражданам и в иных вопросах, связанных с удовлетворением интересов жителей ТОС.

Согласно все того же ФЗ-131 основными направлениями деятельности ТОС являются:

1) улучшение социально-культурной среды на территории ТОС, в том числе:- участие в создании центров (клубов, домов и т.п.

) культуры, творчества и досуга жителей, спортивных секций;- работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;- проведение и содействие в проведении культурных, спортивных, оздоровительных и иных социально-культурных мероприятий;- оказание помощи жителям, относящимся к социально незащищенным категориям граждан (престарелым, инвалидам, малообеспеченным, одиноким, а также многодетным семьям), и иным жителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

– организация акций милосердия и благотворительности, содействие организациям, гражданам и общественным объединениям в проведении таких акций;

2) содействие жилищно-эксплуатационным организациям и органам местного самоуправления в содержании жилищного фонда, в проведении реформ ЖКХ, а также в реализации программ и проектов, направ­ленных на улучшение качества содержания жилищного фонда.

Общественный мониторинг проблем ЖКХ, их кластеризация, определение совместно с управляющими компаниями приоритетов в расходовании средств на ЖКХ.

Общественный контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, выде­ляемых на ремонт и поддержание жилищно-коммунальных систем, благоустройство терри­торий;

3) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам использо­вания земельных участков на территории ТОС под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно-полезных целей, организация жителей для участия в работе по оборудованию этихмест, а также по другим вопросам местного значения, в том числе; – участие в обеспечении чистоты и порядка на территории ТОС, в содержании и развитии объектов благоустройства, – участие в обеспечении сохранности объектов благоустройства;- участие в организации и проведении конкурсов домов, дворов за образцовый поря­док и высокую культуру, а также в организации спортивных соревнований между домами,дворами, учебными заведениями;

– общественная экспертиза проектов и планов, застройки, развития территорий ТОС, про­ведение публичных слушаний по этой проблематике;

4) содействие в профилактике правонарушений, поддержании общественного порядка и безопасности, в профилактике наркомании и токсикомании на территории ТОС, в том числе:- организация акций по профилактике наркомании и токсикомании;- организация обходов территории ТОС;

– организация охраны территории ТОС;

5) подготовка и направление в соответствии с требованиями законодательства предложений в органы государственной власти, органы местного самоуправления города Иркутска, организации и общественные объединения по вопросам, указанным в настоящем статье;

6) проведение профилактической работы с жильцами, нарушающими правила пользо­вания жилыми помещениями, не осуществляющими своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, а также разъяснительной работы среди жильцов по вопросам содержа­ния, ремонта жилищного фонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг;

7) участие в организации общественного контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью на территории ТОС;

8) содействие работе общественных организаций, действующих на территории ТОС, а также в создании товариществ собственников жилья;

9) решение иных вопросов, затрагивающих интересы территории проживания.

10) иная деятельность, не запрещенная законом РФ.

Источник: https://www.irk.ru/news/expert/society/43221/

Юридическое дело
Добавить комментарий