Можно ли снизить плату за содержание жилья?

Как уменьшить тариф на содержание многоквартирных домов в Ульяновске

Можно ли снизить плату за содержание жилья?

В конце марта жителей некоторых МКД в городе Ульяновске оповестили о повышении тарифа на содержание общего имущества. Решение было принято местными властями. При этом плата за содержание и ремонт жилья является сегодня единственной услугой, цену которой могут регулировать, но часто не хотят собственники жилья.

А между прочим, за нее ульяновцы отдают в среднем 800 рублей в месяц. Как определяется тариф и можно ли что-то сделать с уже принятым решением? Читайте в материале mosaica.ru. 

Собственники жилья определяют, УК предлагает, а местная власть назначает 

Жилищный кодекс РФ, а конкретно часть 7 статьи 156 регламентирует условия принятия тарифа: «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год». Таким образом, именно собственники утверждают размер платы за содержание жилых помещений, принимая соответствующее решение на общем собрании.

Но из-за того, что многие жильцы игнорируют общие собрания, управляющая организация применяет тарифы, утвержденные местными органами власти.

«Если собственники не приняли решение о размере тарифа, орган местного самоуправления вправе утвердить его своим решением для каждого конкретного дома. Средний процент повышения никто не просчитывал, он стал типовым, например, для пятиэтажек – 19 рублей», – сообщает пресс-служба ульяновской городской администрации. 

Уровень повышения тарифа зависит от индекса потребительских цен. То есть при повышении среднестатистических цен закономерно увеличивается и плата за содержание общего имущества дома. В этом году в часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса внесли некоторые изменения, но схема назначения тарифа осталась практически прежней. 

Михаил Новоселов

Юрист

– Теперь, если собственники не установили размер платы самостоятельно, органы местного самоуправления установят ее на основании методических рекомендаций Минстроя РФ.

Если раньше местная власть решала этот вопрос, как ей угодно, то сейчас есть методические рекомендации, но при этом они не являются обязательными и не содержат конкретики.

В случае если будет установлен незаконный размер платы, необходимо его обжаловать. Вы можете обратится в суд, прокуратуру и региональный Минстрой.

Как провести собрание собственников

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и оформления принятых на нем решений установлен статьями 45-48 ЖК РФ. Инициатор собрания обязан сначала сообщить жителям о проведении ания (не позднее чем за десять дней до назначенной даты).

Обычно такое объявление размещается на самом видном месте в подъезде либо на входной двери. Решение об установлении тарифа на содержание жилого помещения принимается при 51% .

По итогам оформляется протокол, и в течение десяти дней информация доводится до собственников помещений также с помощью объявления. 

«Собрание проходит совместно со специалистами управляющей компании и жителями дома. Они выставляют нам свою цифру и дают предложения, что входит в содержание и ремонт – какие виды работ. На собрании мы обсуждаем каждую позицию, соглашаемся или отказываемся от предложения.

Потом составляем протокол. Обычно полтора рубля мы отыгрываем. Воевать нужно за каждую копеечку. Если в доме нет совета, то даже один инициатор может сам разобраться в предложении УК, а затем рассказать всем жителям дома свою позицию и получить 51% », – рассказывает старшая по дому №26 по ул.

Минаева Раиса Утюж. 

Обжалованию подлежит 

Если собственник квартиры поздно опомнился либо не заметил объявления, но потом все-таки увидел в платежке повышение и не согласился с ним, он может оспорить повышение цены.

«Для этого необходимо устроить собрание собственников, задокументировать принятое решение об изменении размера тарифа, сдать протокол в УК и в управление ЖКХ, и тогда постановление администрации для данного конкретного дома теряет силу», – отвечают в пресс-службе городской администрации. 

Отметим, что тариф, назначенный местной властью, как правило, всегда больше того, который могут установить жители по итогам обсуждения условий с управляющей компанией.

 В результате получается, что самый выгодный вариант – когда собственники сообща принимают решение и сами устанавливают тариф. Все-таки общее имущество – это в любом случае собственность всех жильцов дома, и намного приятнее видеть здание ухоженным и при этом не переплачивать деньги.

Но такое возможно только в том случае, если жители дома не будут лениться и пройдут через нужные бюрократические процедуры.

  pixabay.com

Источник: https://mosaica.ru/ru/ul/news/2018/05/24/kak-umenshit-tarif-na-soderzhanie-mnogokvartirnykh-domov-ulyanovske

Плата за содержание и ремонт жилья – расчет, состав услуги и актуальные тарифы

Можно ли снизить плату за содержание жилья?

Строка с платой за содержание жилого помещения в квитанции регулярно вызывает вопросы у жителей МКД. Что входит в эту расходную статью? Кто и как определяет размер платежа? Как он изменится в 2019 году? Какая ответственность грозит при появлении задолженности? Эти и другие вопросы мы детально изучим в специальном материале.

Ст. 158 ЖК РФ предписывает владельцам квартир в МКД оплачивать содержание принадлежащих им квартир и общедомовой собственности. Плата по этой строке начисляется ежемесячно. Ее размер определяется расходами, которых требует жилье. Сюда входят различные работы, регулярно выполняемые УК.

Перечень мероприятий по содержанию жилья отличается для домов с разным уровнем благоустройства. Например, при наличии лифтового оборудования и мусоропроводов жители МКД платят больше в сравнении с теми, кто живет в домах без них.

Последним поводом для пересмотра размера платы за содержание жилого помещения   с 1 января 2019 года стала готовящаяся мусорная реформа. Во многих МКД вывоз мусора не вносился в квитанцию отдельной строкой. Он включался в содержание жилья, которым занимается УК.

По новым правилам ответственность за вывоз мусора перекладывается на регионального оператора по обращению с ТБО. С управляющей компании эта обязанность снимается и размер платы пересматривается в сторону уменьшения.

Читайте о том, как определить сумму пересчета и в каких случаях его можно не проводить в новой статье журнала «Управление МКД». 

Размер платы за содержание жилого помещения с 1 января 2019 года

По закону плата за содержание жилья устанавливается на один год, и чаще пересматривать ее не допускается. Исключения возможны в особых случаях, как это запланировано на 2019 год в связи с повышением НДС. В условиях увеличения налоговой нагрузки на организации правительство разрешило регионам дважды повысить коммунальные тарифы – в январе и в июле.

В Москве размер платы за содержание жилого помещения с 1 января 2019 года повысится на 1,9 рубля. Конкретная цифра зависит от особенностей здания и уровня его благоустройства. Для МКД со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом плата увеличивается с 27,14 руб. до 29,04 руб. за квадратный метр.

В определении платы за содержание жилья участвуют жители МКД. Для ТСЖ и УК порядок ее назначения различается. В случае с товариществом его руководящий орган определяет и утверждает годовой объем работ, связанных с содержанием дома.

Их стоимость учитывается при подготовке сметы доходов и расходов.

Она помогает высчитать недостающую сумму, которая распределяется между всеми владельцами квартир в зависимости от площади принадлежащих им помещений и доли в общедомовой собственности.

Если дом обслуживается управляющей организацией, то плата за содержание жилых помещений определяется на общедомовом собрании. Собственники квартир не устанавливают ее единолично, здесь учитывается предложение УК.

Плата согласуется двумя сторонами как баланс между перечнем запрашиваемых работ и ежемесячно выплачиваемой суммой. Жильцам и управляющей компании нужно внимательно подходить к этому процессу, чтобы не допустить перекосов.

Они бывают двух типов:

  •  УО завышает тариф и получает необоснованную выгоду;
  •  жильцы вписывают в договор дополнительные работы без повышения оплаты.

Если владельцы квартир не определились со способом управления домом, то платить за содержание и ремонт жилья они все равно будут. Временное отсутствие УК или ТСЖ не отменяет необходимости обслуживать МКД. В таком случае работает ст.

156 ЖК РФ – плата определяется органами местного самоуправления. На основании п. 34 правил из ПП РФ № 491 от 13 августа 2006 года уполномоченный орган проводит открытый конкурс по определению размера платы за содержание и ремонт.

Расчет размера платы и тарифа

Плата за содержание жилых помещений при обслуживании домов УК и ТСЖ считается как сумма расходов на все утвержденные работы, распределенная между собственниками помещений. При такой методике определения оплаты она в каждом МКД будет своя.

Если плата устанавливается на основании тарифа, утвержденного местными органами власти, то она будет единой для всех. Здесь используется следующая формула:

СиР = (Т * Пл) + КР на СОИ, где:

  •  СиР – ежемесячная плата за содержание и ремонт жилья;
  •  Т – тариф на содержание жилья, утвержденный на региональном уровне;
  •  Пл – площадь квартиры.

Расход коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества рассчитывается по отдельной формуле:

КР на СОИ = (Н*ПлО*Пл/ПлН), где:

  •  Н – норматив потребления, утвержденный муниципалитетом;
  •  ПлО – площадь помещений, относящихся к общей собственности;
  •  ПлН – площадь всех помещений в МКД, включая нежилые.

При расчете тарифа учитываются следующие основные моменты:

  •  список и периодичность работ;
  •  технические параметры дома;
  •  заработная плата обслуживающего персонала;
  •  налоговая нагрузка на исполнителя;
  •  стоимость материалов;
  •  транспортные расходы.

Федеральные власти определяют методику расчета тарифа на содержание жилья. Его минимальное значение устанавливают на региональном уровне. Действует тариф в течение года, в завершении срока происходит перерасчет.

Минимальное значение зависит от многих моментов, среди которых и уровень зарплат в конкретном субъекте. В Москве плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2018 год была заметно выше, чем в большинстве регионов.

Расшифровка тарифа

Работы по содержанию и текущему ремонту жилья проводятся в регулярном режиме. Процесс накопления мусора, износа элементов дома и имеющегося оборудования неостановим, что и объясняет необходимость постоянного участия управляющей компании. Любой житель дома имеет право обратиться в УК и получить сведения о проведенных работах и потраченных средствах.

За какие услуги в квитанции ЖКХ берут за содержание жилого помещения:

  •  текущий ремонт;
  •  вывоз мусора (последний раз включался в размер платы за содержание жилого помещения с 1 января 2018 года, с запуском мусорной реформы переходит в обязанности регионального оператора по обращению с ТБО);
  •  содержание придомовой территории;
  •  уборка лестничных площадок;
  •  регулярная очистка мусоропроводов;
  •  содержание и ремонт лифтов;
  •  содержание и ремонт вентиляции.

Как видно из списка, содержание жилья заключается в поддержании нормативного состояния его элементов путем своевременного ремонта, а также в обеспечении чистоты и порядка. Установленные тарифы увеличиваются, если в доме имеется:

  •  нестандартное и технически сложное оборудование;
  •  индивидуальное, более нигде не повторяющееся проектное решение.

и текущий ремонт – что это?

Многоквартирный дом остается в нормальном состоянии только если управляющая организация непрерывно занимается его поддержанием. Это и называется содержанием и ремонтом жилого помещения. Сюда входят работы и услуги, направленные на обслуживание МКД, а также относящихся к нему устройств, инженерных сетей и имущества.

В ПП РФ № 491 от 13 августа 2006 года подробно описывается, что включается в содержание и ремонт жилья. Управляющая организация за получаемую ежемесячно оплату выполняет следующие действия:

  •  собирает и утилизирует снежные массы, проводит уборку территории;
  •  разрешает сложившиеся аварийные ситуации, устанавливает потенциальные опасности при осмотре здания;
  •  готовит устройства и оборудование к очередному сезону;
  •  следит за исправностью освещения в общедомовых помещениях и на прилегающей к дому территории;
  •  следит за соблюдением температурного режима в помещениях общего доступа;
  •  выполняет сезонные работы с газонами и другими зелеными насаждениями;
  •  регулярно проводит проверки, чтобы заметить любые изменения в состоянии МКД;
  •  проверяет исправность инженерных сетей и приборов;
  •  проводит текущие ремонтные работы;
  •  выполняет мероприятия по экономии энергоресурсов.

Выполнение основного перечня работ по содержанию жилых помещений – обязанность управляющей организации. Они необходимы для поддержания МКД в должном состоянии. За нарушения УК наказываются, в крайних случаях вплоть до отзыва лицензии. При изменении платы за содержание жилого помещения управляющая организация отчитывается в контролирующие органы.

Собственники квартир могут пополнить перечень задач для УК. Делается это в рамках общедомового собрания, в котором принимают участие представители обслуживающей МКД организации. Изменения считаются правомерными, если решение закреплено в протоколе ОСС. На основании него подготавливается дополнительное соглашение между сторонами.

Перечень работ можно не только пополнить, но и уменьшить. Если жильцы готовы сами мыть полы в подъездах, то при обращении в УО эта услуга убирается из списка. Регулярная плата за содержание жилого помещения становится ниже.

Если управляющая компания некачественно предоставляет услуги, то оплата может быть снижена или отменена полностью. При этом от обязанностей по оплате жильцы не освобождаются. Денежных средств лишается УК, не справляющаяся со своими обязанностями. Плата продолжает взиматься, но направляется более ответственному исполнителю.

Ответственность за задолженность

Если плата за содержание жилья прописана в договоре с управляющей организацией, то жители обязаны вносить ее наравне с остальными коммунальными платежами. При просрочке к владельцам квартир применяются стандартные меры по взысканию, с поправками на особенности расходной статьи.

Со второго месяца просрочки начинается начисление пени. Права управляющей компании на ее начисление закреплены в пункте 14 статьи 155 ЖК РФ. Пеня начисляется каждый день, ее процент меняется в зависимости от того, сколько месяцев не вносится оплата:

  •  1/300 ставки рефинансирования ЦБ – 2-3 месяц просрочки;
  •  1/130 ставки рефинансирования ЦБ – с 4 месяца просрочки.

Отключать коммунальные услуги при неоплате содержания жилья нельзя. Ограничение доступа допускается только напрямую по тем статьям, которые не оплачиваются. Если потребитель целенаправленно не платит именно за содержание жилых помещений, то после начисления пени можно переходить к следующему этапу – направлению досудебных претензий и взысканию через суд.

Неплательщики такие дела обычно проигрывают. Они могут объяснять себе отказ от платежей разными способами, но для суда ситуация очевидна – обязанность вносить средства за содержание жилья бесспорна. При получении судебного решения остается взыскать долг. Это происходит в добровольном или принудительном порядке (с приставами).

Источник: https://www.gkh.ru/article/102069-utverjdenie-razmera-platy-za-soderjanie-jilogo-pomeshcheniya

Недопустимость одностороннего изменения стоимости содержания

Можно ли снизить плату за содержание жилья?

Еще в августе 2017 года на сайте АКАТО была опубликована статья из цикла «Мифы ЖКХ», обосновывающая неправомерность одностороннего изменения размера платы за содержание жилого помещения по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома без согласия управляющей организации. Как и подавляющая часть публикаций цикла «Мифы ЖКХ», статья вызвала определенную реакцию читателей (одобрительную со стороны специалистов и критическую со стороны приверженцев лжетеории). По прошествии двух лет Минстрой России поддержал позицию АКАТО.

Суть вопроса

Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме». Приведенная формулировка создает впечатление о возможности установить любой размер платы за содержание жилья решением общего собрания собственников помещений без учета каких бы то ни было обстоятельств.

Конечно, изучение совокупности норм приводит к ясному пониманию недопустимости одностороннего изменения платы за содержание жилья, но далеко не всем интересно изучать вопросы всесторонне и смотреть на вещи критически.

Гораздо проще оправдывать свои необоснованные требования какой-либо одной фразой, выхваченной из контекста, или одной нормой, вырванной из множества положений какого-либо закона.

И зачем изучать иерархию нормативных актов, порядок определения норм, подлежащих применению, другие юридические аспекты? Кому нужны эти сложности? Раз написано в ч.7 ст.

156 ЖК РФ, что размер платы определяется на общем собрании, значит проводим общее собрание и устанавливаем размер платы, равный, например, нулю. А почему бы и нет? И при этом маловероятно, что кто-либо из собственников будет против бесплатных услуг по содержанию.

А то, что существуют какие-то другие нормы того же ЖК РФ, то, что имеется договор управления, в котором указан размер платы за содержание, то, что управляющая организация (далее – УО) является именно коммерческой организацией и вообще-то управляет домом не в порядке благотворительности, а в рамках предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли – разве это кому-то интересно?

И на основании таких умозаключений проводятся общие собрания, принимаются решения о снижении размера платы, отказы УО от исполнения таких неправомерных решений обжалуются в органы госжилнадзора, в суды.

И что особенно удивительно (или лучше сказать – особенно характеризует уровень компетентности отдельных специалистов), некоторые инспекторы госжилнадзора и судьи признают требования собственников обоснованными, а действия управляющих организаций неправомерными, то есть – утверждают, что УО находится в неком «рабстве» у собственников помещений и обязана исполнять любые их прихоти не в соответствии с договором (которым установлен перечень и стоимость работ), а «потому что».

Косвенно такое заблуждение зачастую поддерживают и многие представители различных государственных органов – например, на различных мероприятиях заявляя, что размер платы за содержание гос.органами не регулируется, а устанавливается самими собственниками помещений на общем собрании, при этом почему-то забывая закончить предложение фразой «по согласованию с управляющей организацией».

Разумеется, на самом деле ситуация обстоит не так, как этого, видимо, хочется некоторым недобросовестным собственникам помещений многоквартирных домов.

Между управляющей организацией и собственниками помещений заключен договор управления, которым и регулируется стоимость услуг. Изменение такого договора (в том числе изменение размера платы за содержание) возможно только по согласованию обеих сторон договора, но никак не в одностороннем порядке.

То есть, как УО не может без согласия собственников повысить размер платы за содержание, так и собственники не могут снизить размер платы за содержание без согласия УО.

Приведенная позиция аргументирована в статьях «Мифы ЖКХ: Кто устанавливает размер платы за содержание жилья?» и «Мифы ЖКХ: Имеет ли право общее собрание изменить стоимость содержания без учета мнения управляющей компании?», опубликованных на сайте АКАТО.

Что сказал Минстрой?

Минстрой России письмом от 12.07.

2019 №25373-ИА/04 разъяснил, что «стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме».

В обоснование своей позиции Минстрой сослался на статьи 156 и 162 ЖК РФ, на пункты 29 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 №491

Источник: https://acato.ru/news/20190820/minstroj-razyasnil-nedopustimost-odnostoronnego-izmeneniya-razmera-platy-za-soderzhanie

Могут ли жители проать за снижение платы за СОИ на ОСС и что с этим делать?

Можно ли снизить плату за содержание жилья?

Когорта людей, называющих себя общественниками, настолько запудрили собственникам голову, что они вправе все решать в своем МКД самостоятельно, что последние вдруг решили, что размер платы за содержание помещения можно устанавливать без согласования с управляющей организацией. Спешим расстроить и горе общественников, которые скорее всего не читают нормативно-правовые акты, и собственников, но в процессе установления размера платы за содержание помещения придется согласовывать все с управляющей организацией.

Большинство продвинутых и не очень собственников помещений в МКД знают, что размер платы за содержание помещения в МКД должен утверждаться на общем собрании собственников помещений, которое может инициировать как управляющая организация (п.7 ст.45 ЖК РФ), так и любой собственник помещения в многоквартирном доме.

Не будем рассматривать вопрос установления размера платы, когда процесс организован управляющей организацией. Рассмотрим ситуацию, когда собственники помещений вдруг внезапно решили, что они слишком много платят управляющей организации.

Некие активисты решают «выкинуть» все, по их мнению, ненужные работы из перечня работ и услуг управляющей организации и установить свой размер платы, не считаясь с тем, насколько такое финансирование будет позволять содержать и ремонтировать  общее имущество собственного МКД. 

Итак по порядку…

Список работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД утверждается в виде перечне работ и услуг, который разрабатывается управляющей организацией и утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД (пп.«в» п.4, п.5, п.8 416 ПП РФ), при этом четких требований к структуре и оформлению перечня работ и услуг законодательство не содержит, поэтому каждая управляющая организация сама решает, как ей оформить перечень.

Действующие нормы гражданского и жилищного законодательства возлагают на собственников помещений в МКД обязанность финансировать его содержание в размере, позволяющем поддерживать его в состоянии, соответствующем действующему законодательству. Такие обязанности закреплены и в ст.210 ГК РФ, в ст.39 ЖК РФ, а также п.10 и п.20 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491. 

Как разъяснил Верховный суд РФ в п. 16 Постановления Пленума от 27 июня 2017г.

№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ). 

Установление размера платы за содержание жилого помещения – это соглашение сторон, когда управляющая организация после проведенного осмотра общего имущества МКД разрабатывает перечень работ и услуг, а собственники утверждают разработанный перечень на общем собрании собственников. 

Понятно, что жгучее желание собственников помещений установить свой «справедливый» размер платы за содержание жилого помещения не находит одобрения у управляющих организаций в силу следующего:

  1. Собственники помещений не обладают специальными знаниями, которые позволяют им определить перечень необходимых работ и услуг по надлежащему содержанию общего имущества. Странно, но ни у кого не возникает желания учить физика-ядерщика как обслуживать ядерные реакторы, ну а в устройстве МКД разбираются абсолютно все.

  2. Все финансовые риски по управлению МКД возникают не у собственников помещений, что было бы логичным, а у управляющей организации. Логику депутатов, представителей Минстроя и разработчиков ЖК РФ понять можно только под воздействием чего-то явно «бодрящего».

    По мнению вышеупомянутых товарищей, управляющая организация должна выполнить огромный объем работ не на своем имуществе, но зачастую за счет собственных средств и взыскать убытки, возникшие из-за одностороннего уменьшения перечня работ с собственника имущества невозможно. 

Неудивительно, что управляющим организациям пришлось реализовать свое право, закрепленное и в статье 45 Конституции РФ, и в статье 11 Гражданского кодекса РФ, и обращаться в суды для защиты своих нарушенных прав и их восстановлению.

  То есть, в очередной раз в судах доказывать и собственникам и надзорным органам, что невозможно за придуманный собственниками и не обоснованный никакими расчетами размер платы, содержать и обслуживать МКД надлежащим образом и выполнить тот объем работ, который установлен законом. 

Так, например, решением Кировского районного суда города Омска по иску управляющей организации к собственникам – инициаторам общего собрания, оставленному в силе апелляционным определением Омского областного суда по делу № 33-7455/2017 от 08 ноября 2017 года признано незаконным решение общего собрания собственников помещений МКД о принятии экономически необоснованного размера платы, то есть его произвольного снижения собственниками

«Разрешая спор, суд, приняв во внимание приведенные выше положения закона, устанавливающие принципы установления тарифов на обслуживание жилья, пришел к правильному выводу о том, что примененный собственниками принцип расчета не соответствует требованиям закона.

Фактически собственниками в основу расчета экономической обоснованности тарифа заложен меньший объем услуг по сравнению с обязательным перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. №290, и Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г.

№ 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», которое устанавливает периодичность выполнения работ (оказания услуг), связанных с эксплуатацией жилищного фонда, а также строительными, санитарными правилами и нормами.

В то время как перечень работ и услуг, которые фактически выполняются ЗАО «УК «Левобережье» и за которые начислялась плата в размере 25 руб. 06 коп.

(до вынесения Государственной жилищной инспекцией Омской области предписания от 03 марта 2017 г.

об устранении нарушений законодательства), указан истцом в расшифровке структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2017 г. 

При этом, данный тариф является экономически обоснованным (с учетом имеющихся в материалах дела документов о заключении истцом договоров со специализированными организациями, оказывающими услуги и выполняющих работы по уборке подъездов, по дезинфекции и дератизации подвалов, чердаков, мусоросборных камер, по транспортировке твердых бытовых отходов, по обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, по обслуживанию лифтов, по оказанию услуг аварийно-технической службы, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома) и не превышает размер тарифа, который был утвержден в этот период времени органами местного самоуправления г. Омска».

 Аналогичная положительная для управляющих организаций практика содержится в решениях: 

  1. Дело № 33-4725/2017  Нижегородский областной суд апелляционное определение.

  2. Дело № 2-1658/2015 от 05 октября 2015 года Михайловский районный суд Волгоградской области.

  3. Дело № 33-8389/2017 Красноярский краевой суд апелляционное определение от 28 июня 2017 г. 

Стандартная ситуация, когда суд отказывает управляющей организации в рассмотрении иска о признании недействительным общего собрания по уменьшению собственниками размера платы, ссылаясь при этом на п.6 ст.46 ЖК РФ, не основана на нормах действующего законодательства. 

В отношении решений общих собраний, принятых после 01.09.2013, действуют положения гл. 9.1 «Решения собраний» ГК РФ,

Источник: https://burmistr.ru/blog/razmer-platy/mogut-li-zhiteli-progolosovat-za-snizhenie-platy-za-soi-na-oss-i-chto-s-etim-delat/

Как уменьшить плату за услуги ЖКХ

Можно ли снизить плату за содержание жилья?

Некоторое время назад глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что граждане переплачивают за услуги ЖКХ более чем в два раза.

По данным ФАС, тарифы у одних и тех же поставщиков ресурсов в границах региона могут различаться на воду и водоотведение в 54-56 раз, электроэнергию – в 12 раз, тепло – в 8 раз.

Чтобы решить проблему переплаты за услуги ЖКХ, ФАС подготовила законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов), который находится на согласовании в правительстве.

Инициатива, безусловно, хорошая, но с переплатой за услуги ЖКХ можно бороться прямо сегодня, не дожидаясь принятия законопроекта.

Предполагается, что плата за услуги ЖКХ должна полностью покрывать расходы коммунальщиков и приносить им прибыль, делая их деятельность экономически целесообразной. И тут можно быть уверенным, что коммунальщики (как бы они ни назывались) своего не упустят.

Еще Маркс писал, что нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы пойти за 300 % прибыли, хотя бы под страхом виселицы.

Услуги ЖКХ с обманом потребителей

На виселицу в наше время за завышение тарифа на услуги ЖКХ никто не отправляет, но могут дисквалифицировать, как это произошло с председателем одного из саратовских ЖСК.

Могут наложить административный штраф за обман потребителей, как в случае с теплоснабжающей компанией в Кирове, выставившей счета за отопление жильцам трех многоквартирных домов на сумму 450 000 рублей, хотя фактически такая услуга не предоставлялась.

Излишне оплаченные потребителями суммы были зачтены при оплате будущих расчетных периодов.

И такие случаи не единичны. Так, пермские коммунальщики предъявили местному жителю счет за оказанные в феврале 2019 года услуги ЖКХ на сумму, превышающую два миллиона рублей, «прописав» по ошибке в его двухкомнатной квартире 4050 человек.

Управляющая организация объяснила это сбоем в компьютерной программе. Похожие случаи зафиксированы и в других регионах.

В Нижнем Тагиле, например, владельцу «двушки» выставили счет за вывоз мусора в сумме 11 000 рублей, насчитав в его квартире 83 проживающих.

Новые правила вывоза мусора

Следует напомнить, что с 1 января 2019 года начали действовать новые правила утилизации твердых коммунальных отходов, а тарифы за услугу по вывозу мусора устанавливаются региональными властями.

Получив в наступившем году квитанции, граждане смогли почувствовать эффект от «мусорной реформы». В ряде регионов зафиксированы массовые злоупотребления со стороны коммунальщиков.

Многие управляющие компании «забыли» исключить плату за вывоз мусора из платы за содержание и ремонт жилья.

Случаи, когда с жильцов брали плату за вывоз мусора, но при этом стоимость услуг за содержание жилья не снижалась, зафиксированы в Кировской, Пензенской, Тульской и других областях.

В некоторых случаях коммунальщики и вовсе взимали деньги за неоказанную услугу, поскольку в населенных пунктах не было оборудовано ни одной мусорной площадки.

Если мусор не вывозят либо нарушается периодичность оказания такой услуги, потребители имеют право требовать уменьшения размера платы.

Известны, как минимум, три схемы взимания с граждан дополнительной платы за вывоз мусора. Во-первых, это двойные платежи, когда требования выставляет и региональный оператор, и управляющая компания.

Во-вторых, это скрытые платежи, если сумма за вывоз мусора не вычитается из общего платежа, соответственно, гражданам не известно, сколько они за это платят. И наконец, увеличение платежей за вывоз мусора, хотя тарифы должны быть фиксированными.

Все эти схемы являются обманом потребителей.

Клондайк для коммунальщиков

Проблема переплаты за услуги ЖКХ не только в тарифах на коммунальные услуги, но и в стремлении коммунальщиков завысить стоимость услуг ЖКХ.

Та сумма, которая в квитанции на оплату коммунальных услуг указывается в графе «Итого», складывается из тарифов и ставок.

Но если тарифы подлежат регулированию, то ставки не регулируются никакими нормативами и устанавливаются управляющими компаниями и товариществами собственников жилья (ТСЖ), обслуживающими жилой фонд.

Другим излюбленным способом увеличить сумму за услуги ЖКХ является завышение объема потребленных услуг. Особенно часто это происходит с платой за отопление.

Поскольку общедомовые счетчики тепла, с помощью которых можно было бы установить реальное количество потребленных гигакалорий, установлены далеко не во всех жилых домах.

Но даже если они установлены, то доступ жителей дома к ним, как правило, ограничен. Схожая проблема возникает и при расчете платы за горячую и холодную воду.

Там, где установлены счетчики, коммунальщики нередко завышают стоимость потребленного тепла и воды.

Где таких счетчиков нет, применяется «усредненный» норматив, плата за который взимается с надбавкой 50 % – по сути, попросту за факт отсутствия счетчиков (и как стимул для жильцов к установке таковых).

И это настоящий Клондайк для коммунальщиков, потому что норматив потребления тепла или воды они могут установить любой, невзирая на то, что нормативы потребления утверждаются в установленном порядке.

Приписки в квитанциях за услуги ЖКХ

Еще одним способом завышения оплаты за услуги ЖКХ являются приписки, когда коммунальщиками включают в квитанции на оплату невыполненные работы, что сказывается на кошельках жильцов.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что граждане платят за услуги ЖКХ значительно больше, чем полагается.

Правда, нельзя однозначно утверждать, что суммы за услуги ЖКХ в результате возрастают вдвое, но переплата за услуги очевидна даже неспециалисту. Однако с каждым таким случаем нужно разбирать отдельно.

Управляющие организации (управляющие компании) не наделены правом на самостоятельное изменение тарифных ставок за услуги ЖКХ.

Даже если издержки по обслуживанию дома увеличились, то решаться этот вопрос должен на общем собрании собственников помещений, которое является органом управления многоквартирным домом, и вправе принимать решения по такому вопросу.

Без проведения общего собрание коммунальщики не вправе увеличивать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В настоящее время в законодательстве содержится норма, в соответствии с которой в случаях завышения платы за услуги ЖКХ, повлекших необоснованное увеличение размера такой платы, управляющая компания обязана уплатить штраф в размере 50 % величины превышения начисленной платы за услуги на той, которая подлежала начислению. Выплата штрафа производится не позднее 2-х месяцев путем снижения размера платы за услуги ЖКХ.

Граждане не всегда способны самостоятельно разобраться в вопросах правильности начисления платы за услуги ЖКХ, найти ошибки в расчетах за оказанные услуги, чтобы снизить плату.

При завышении оплаты нужно обращаться за помощью к юристу, специализирующемуся на жилищных спорах, который поможет составить жалобу в контролирующие и надзорные органы по фактам завышения тарифов, чтобы привлечь управляющую компанию к ответственности и снизить плату за услуги ЖКХ.

Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу. Задать вопрос и получить юридическую консультацию вы можете на сайте и в группе ВКонтакте.

Александр КИРПИКОВ

Центр правовой помощи

Все виды юридических услуг

Тел. 8 (922) 98-98-223, (922) 98-98-224 https://кирпиков.рф

Источник: https://new-variant.ru/archives/147397

Тариф на содержание жилья в Омске можно было снизить на 30%

Можно ли снизить плату за содержание жилья?

Но мэрия этого делать не будет.

Сегодня на заседании комитета Горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта по инициативе депутата Андрея Ткачука рассмотрели вопрос о расчёте тарифа на содержание жилья для муниципальных помещений. Он, в свою очередь, является ориентиром и для тарифов, которые устанавливают омские управляющие компании.

Как рассказала директор департамента городской экономической политики Ольга Парфёнова, структуру тарифа определяют федеральные власти, ни мэрия, ни жильцы домов на собраниях тут повлиять не могут. Есть методические рекомендации расчета тарифа, но они с апреля стали не пожеланием, а обязательными – после изменений в Жилищном кодексе.

«И ещё: согласно нормам законов, основным способом установления платы является решение на общем собрании. Это акцент, на который я хочу обратить внимание.

С учётом предложений управляющей компании и на срок не менее, чем один год. При этом размер платы должен быть соразмерен перечню и объёму работ, который производит компания.

Расчёты тарифа в 2017 и 2018 годах сделаны с учётом минимального перечня», – сообщила она.

С критикой поведения и департамента, и рабочей группы, в очередной раз занимавшейся тарифом, выступил депутат-коммунист Дмитрий Петренко. Он нашёл документ областного минстроя 2008 года, оценивающий обеспеченность квадратными метрами жилья на каждого омича. В муниципальных помещениях это 18 метров. Документ был рассчитан до 2030 года.

«И мы должны высчитывать будущие цифры методом интерполяции. Наверное, шаг интерполяции рассчитывался из указов президента 2006 года. На 2016 год там обспеченность жильём у омича уже 32,4 квадратных метра. В 2017 году данные вышли от Росстата за 2015 год и там обеспеченность в 22,8 метра. Погрешность составляет свыше 30%.

Когда в 2017 году вышел документ федерального минстроя, способность вашей группы как экспертов резко пришла к нулю. В 2018 году вы даже не смогли в минстрое обновить методику, в итоге мы для измерения квадратных метров скатились до базовой нормативной методики Москвы по количеству комнат.

Потому что если бы ваша группа экспертов одобрила данную методику 2017 года, то весь ваш тариф лопнул бы как мыльный пузырь. Тариф бы снизился на 30%.

Но ваши эксперты же этого допускать не хотят? При установлении базового тарифа использовался документ минстроя 2008 года для измерения количества квадратных метров на человека или нет?», – возмутился депутат.

Как ответила Парфёнова, группа рассматривала разные варианты, и тот, о котором сказал Петренко, тоже. Но так как в апреле была издана новая методика расчёта платы за содержание жилья, пришлось использовать именно её.

«Вы собрали рабочую группу из владельцев управляющих компаний. Спасибо, что озвучили, что они отстаивают там свои интересы. И вы этих людей спрашиваете, на сколько поднять плату? А когда была избрана эта группа и когда она будет переизбираться?», – уточнил Петренко.

«Если будет необходимость её избирать. Поскольку законодатель сегодня чётко говорит, как готовить расчёт этого тарифа. Необходимость в работе этой группы на сегодня отпадает», – среагировала чиновница.

Как добавила она, расчёт платы для тех домов, где жильцы сами не определились с тарифом, сделают в первом квартале этого года. На основании фактических данных от ГЖИ.

«Я уверен, что все «уважающие себя» управляющие компании «нарисуют» протоколы, где жители согласны», – продолжил дискуссию депутат.

«Можно я не буду отвечать за управляющие компании?», – ответила Парфёнова вопросом на вопрос.

Далее вопрос Парфёновой задала представительница «Единой России» и организации «Оплот» в Горсовете Инна Гомолко. Она в данном случае выступила как обычный потребитель и рассказала, что с января цифра в коммунальных квитанциях за её трёхкомнатную квартиру выросла суммарно сразу на 1 тыс. рублей.

«Складывается впечатление, что вы с вами живём в разных и полярных друг к другу городах. Насколько у вас вырос тариф?», – сказала она.

Парфёнова призналась, что по квитанциям не платила.

Гомолко, в свою очередь, отметила: оспорить и переломить тариф от мэрии невозможно.А лоббистские интересы там видны невооружённым глазом. Управляющая компания в её доме ссылается на невозможность того или иного расчёта и угрожает, что при установлении того тарифа, который хотят жильцы, то «будут жить ровно на столько, на сколько будут жить».

«То есть ни на сколько. У меня конкретное предложение: создать новую рабочую группу, которая провела бы оптимизацию существующих расчётов, где бы рассмотрели и НДС, и хотелось бы увидеть список членов группы, которые присутствовали там ранее.

И не откладывать надолго, буквально на следующем заседании поработали бы над новым составом комиссии, чтобы она плодотворно погрузилась в работу и люди были информированы. К нам люди приходят и спрашивают: что такое ОДН по канализации? Как это возможно? Я тоже не понимаю.

Труба стоит в общем подъезде? За что мы платим?», – добавила депутат.

Тут, впрочем, председатель комитета Виталий Путинцев обратил её внимание на то, что тариф может быть пересчитан только один раз в год. И теперь изменить его получится только в декабре этого года.

Как пояснил вопрос Гомолко про ОДН по канализации тот же Петренко, в документе минстроя совершенно серьёзно говорится, что в подъездах, где нет кранов на батареях и возможности спустить воду, заложены «непредвиденные расходы».

«В переводе на простой русский язык – это воровство. То есть минстрой закладывает воровство в тариф подъезда. Поэтому, по сути, мы можем считать это прямым указанием к действию, так как в тарифе уже это заложено. Когда я читаю документы минстроя, даже не знаю, где смеяться и где плакать», – добавил коммунист.

С точки зрения участников рынка, позицию высказал депутат от «Справедливой России» Владимир Гуселетов. Его управляющая компания входит в число 10 самых прибыльных в Омске – по крайней мере, по итогам 2016 года, согласно информации СПАРК.

«Честно говоря, за последний год мне поступило более десятка заявлений от граждан о том, что они платили-платили управляющей компании, потом она обанкротилась, текущий ремонт не сделала, всё плохо, денег нет. Такие обращения приходят в последнее время вообще часто. Я начал смотреть и выяснил, что в большинстве своём там компании существуют с достаточно низким тарифом.

Зачастую услуга, получается, некачественная. Плюс не выполняют текущий ремонт, который обязаны делать. Так что сейчас депутаты поговорили, сказали, что очень высокий тариф, но я иду по округу и вижу: идёт слесарь. У него нет спецодежды, реакция на аварии – не вовремя. Начинаешь выяснять – оказывается, УК тоже предложила низкий тариф.

Я к чему это всё говорю? Не бывает бесплатного сыра. В любом случае качественная услуга стоит денег. Собрание жильцов может определить тариф, который они хотят. И на рынке компаний множество. Просто пусть депутаты предостерегут своих избирателей – не выбирать компанию с дешёвым тарифом.

Если она через год-полтора обанкротится, то сами будете нести репутационные потери», – отметил главный омский справедливоросс.

Далее с предложением пересмотреть базовый тариф, принятый в 2013 году, выступил инициатор рассмотрения всего вопроса – ещё один «оплотовец» Андрей Ткачук. Он пояснил, что действительно очень много вопросов к тому, как тот тариф был сформирован. И ответов на них нет. Ранее Ткачук негодовал, почему о тарифе в группе департамента спрашивают именно жилищников, а не самих жильцов.

В итоге и предложение Гомолко о создании новой рабочей группы, и предложение Ткачука были приняты – по 11 и 16 «за».

А итоги дискуссии для БК55 подвёл депутат от партии «Коммунисты России» Владимир Казанин.

«В определённой степени тут правы те, кто говорят, что тариф, сейчас устанавливаемый мэрией – это такое пугало. Он максимальный, в нём заложено всё, мало что вычитается, и управляющие компании, пользуясь тем, что он максимальный, всегда говорят: «Мы на него ориентируемся. Но при этом смотрите: мы свой тариф подняли настолько, но он меньше, чем установила мэрия.

А могли поднять и до него. Так что мы молодцы». Что выяснилось в ходе дискуссии? Департамент экономической политики когда-то, и так никто и не понял, на основании чего, посчитал базовый тариф пять или шесть лет назад, и неизвестно, какие там был критерии, сколько закладывалось в НДС.

И теперь индексирует его на инфляцию, и никто даже не вдаётся в подробности, что изменилось и как работают сейчас УК. Они ведь в большинстве сейчас на «упрощёнке» и НДС не платят. А тариф закладывается с НДС. В общем, дискуссия упёрлась в тупик. Я не услышал, что департамент будет как-то меняться.

И моё мнение: пересмотреть базовый тариф реально, но не думаю, что это сделают. Помешает привычка. Они просто привыкли так делать», – заявил он.

Источник: https://bk55.ru/news/article/143282/

Юридическое дело
Добавить комментарий