Налогообложение доходов нерезидентов

Ндфл с доходов нерезидентов — право на vc.ru

Налогообложение доходов нерезидентов

Артур Дулкарнаев

Само по себе отсутствие или наличие российского гражданства не влияет на обязанность платить НДФЛ. Например, российский гражданин, который уехал из России и уже много лет живет в другой стране не должен платить НДФЛ со своих доходов. А иностранец, который работает в российской компании и постоянно проживает в России – да.

Налоговое резидентство

Налоговые резиденты России – это лица, которые находятся в России 183 и более календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Не обязательно постоянно и не обязательно в течение одного календарного года.

Чтобы определить налоговый статус, резидент или нерезидент, получателя дохода, нужно:

  • Отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев назад. Эти 12 месяцев называются расчетным периодом. Расчетный период может совпадать с календарным годом, а может начинаться в одном году, а заканчиваться в другом. Главное требование – 12 месяцев должны следовать последовательно друг за другом. Например, компания выплатила дивиденды лицу 10 июня 2018 года. Расчетный период с 10 июня 2017 по 9 июня 2018 года включительно.
  • Посчитать сколько дней лицо находилось на территории России в течение расчетного периода. Не обязательно, чтобы дни шли последовательно друг за другом. При расчете в срок нужно включать дни приезда и отъезда.

Доходы, с которых нерезиденты платят НДФЛ

Нерезиденты платят налог с доходов, которые они получают из источников в России. Это, например:

  • Зарплата за исполнение трудовых обязанностей в России.
  • Оплата за оказание услуг или выполнение работ.
  • Доходы от продажи недвижимости, находящейся в России.
  • Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в России.
  • Доходы, полученные от использования в России авторских прав.
  • Дивиденды, полученные от российских компаний.
  • Проценты, полученные по долговым обязательствам.

Освобождение от налогообложения

К нерезидентам применяются общие правила о полном или частичном освобождении отдельных видов доходов от налогообложения. Перечень таких доходов содержится в статье 217 Налогового кодекса РФ.

Основания для освобождения отдельных видов доходов от налогообложения могут быть предусмотрены также международными соглашениями, заключёнными Россией с иностранными государствами.

Например, налоговый резидент Республики Кипр предоставляет российской компании право использования своего литературного произведения на территории России.

Вознаграждение, которое получает резидент Кипра (роялти) по общему правилу облагается НДФЛ в России как доход от источника в России.

Однако между Правительством России и Правительством Республики Кипр заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, согласно которому роялти не облагаются в стране источнике выплат.

Доходы следующих категорий нерезидентов не подлежат обложению НДФЛ:

  1. Дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал дипломатических представительств иностранных государств. При условии отсутствия у таких лиц российского паспорта.
  2. Консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств. Также при условии отсутствия у таких лиц российского паспорта.
  3. Отдельные категории сотрудников международных организаций (МБРР, ЕБРР, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.). Конкретные категории сотрудников определены в уставах этих организаций.

Ставки НДФЛ для нерезидентов

Доходы нерезидентов облагаются по ставкам 13%, 15% и 30%. Ставка зависит от вида дохода и статуса нерезидента. Общее правило – доходы нерезидента облагаются по ставке 30%.

Ставка 15% применяется к полученным от российской компании дивидендам. Ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности следующих категорий нерезидентов:

  • Работающие по патенту.
  • Высококвалифицированные специалисты.
  • Участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом и членов их семей.
  • Члены экипажей судов, плавающих под российским флагом.
  • Беженцы или лица, получившие временное убежище на территории России.

С 1 января 2015 года доходы, которые получают граждане государств-членов ЕАЭС от работы по найму в России, облагаются по ставке 13% независимо от налогового статуса получателей дохода. Государства-члены ЕАЭС: Россия, Беларуссия, Казахстан, Киргизия, Армения.

Соглашениями об избежании двойного налогообложения могут быть предусмотрены особые налоговые ставки. Соглашения имеют больший вес, чем Налоговый кодекс РФ, поэтому в первую очередь нужно руководствоваться ими.

Налоговые вычеты

Налоговый кодекс указывает, что к доходам нерезидентов применять налоговые вычеты нельзя, даже если доход нерезидента облагается по ставке 13%.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает правило: вычеты примеряются только к тем доходам, налоговая ставка по которым установлена п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ. А ставка 13% в отношении нерезидентов установлена п. 3 ст.

224 Налогового кодекса РФ. Чтобы получить вычет, нужно стать налоговым резидентом России.

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: //vc.ru/legal/39807-ndfl-s-dohodov-nerezidentov

Налог на доходы нерезидента — где платить? — PRAVO.UA

Налогообложение доходов нерезидентов

Несмотря на тот факт, что регулированию налогообложения нерезидентов в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (Закон о прибыли) посвящена целая статья 13, устанавливающая ставки налогообложения физических и юридических лиц, получающих доходы с источником их происхождения из Украины, а также невзирая на многочисленные письма Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) относительно налогообложения доходов нерезидентов, на практике споры о правомерности начисления налога не доходы нерезидента не так уж редки.

Настоящий материал посвящен одному из таких споров — между налоговой инспекцией и налоговым агентом нерезидента, интересному обоснованиями противоборствующих сторон и выводом, к которому пришел Верховный Суд Украины по результатам рассмотрения данного спора.

Согласно пункту 13.

2 статьи 13 Закона о прибыли, резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющее в пользу нерезидента какую-либо выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности, обязаны удерживать во время выплаты такого дохода и уплачивать с него налог в размере 15 % от его суммы за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами вступивших в силу международных соглашений. Законом о прибыли установлено, что доходами с источником их происхождения из Украины являются, в частности, любые доходы, полученные резидентами или нерезидентами от любых видов деятельности на территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти.

Таким образом, при заключении договоров с нерезидентами украинская сторона является налоговым агентом нерезидента, на которого возлагается обязанность определить правильность начисленного и удержанного налога на доход нерезидента.

Какже решают проблемы с начислением налога на репатриацию отечественные предприятия, в частности, и банковские учреждения при начислении процентов по депозитным договорам нерезидентам?

В настоящее время мало кто будет руководствоваться статьей 13 Закона о прибыли, не убедившись в том, что между Украиной и государством, резидентом которой является сторона по договору, не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения и предупреждении отклонения от уплаты налогов.

В большинстве случаев резиденты Украины при заключении договоров с нерезидентами указывают в договоре положения о распределении налогового бремени в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения с другой страной, не вступающие в противоречие с самим договором.

В данном случае резидент просит нерезидента предоставить справку об уплате налога с операции из налоговых органов страны нерезидента.

Это не всегда возможно, поскольку не во всех странах налоговые органы могут предоставить такую справку по отдельно взятой операции, так как ведут отчет о совокупном доходе за конкретный период и вычленить из общей суммы дохода по отдельно взятой операции удержанную с такого дохода сумму налога не могут.

Согласно Порядку освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины и международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, утвержденному Кабинетом Министров Украины от 6 мая 2001 года, наличие такой справки не требуется в случае, если нерезидентом является банковское учреждение, статус которого подтверждается извлечением из международного каталога «International Bank Identifier Code».

Однако даже такой маневр не гарантирует налоговому агенту отсутствия проблем с налоговыми органами.

Ярким примером тому является нижеприведенный случай из практики налогового агента­ — банковского учреждения, не удержавшего налог на прибыль с выплаты процентов иностранному юридическому лицу. Следствием таких действий налогового агента стало налоговое уведомление-решение.

Согласно ему, банковское учреждение должно было выполнить налоговое обязательство по уплате налога на прибыль иностранных юридических лиц и штрафные санкции за неудержание такого налога при его выплате.

Банк обосновывал свои действия по неуплате данного налога положением пункта 13.

2 статьи 13 Закона о прибыли, согласно которому положения данного Закона о начислении налоговым агентом налоговых обязательств по налогу на прибыль иностранных юридических лиц применяются только в том случае, если международным договором не установлено иное.

А в случае с нерезидентом-получателем процентов такой договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на имущество между Украиной и страной нерезидента как раз существует.

В соответствии с его положениями проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачивающиеся резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве, то есть государстве получателя процентов.

Налоговые органы с такой аргументацией не согласились и указали, что, согласно этому же договору, проценты могут облагаться налогом в том государстве — участнике договора, в котором возникает такой доход в виде процентов, однако размер удержанного налога не должен превышать 10 % от их общей суммы.

Таким образом, по мнению налоговой инспекции, международным договором не устанавливаются другие правила по налогообложению процентов, полученных нерезидентом из источников их происхождения из Украины, по сравнению с установленными статьей 13 Закона о прибыли. Поскольку тот факт, что банковское учреждение — получатель процентов является нерезидентом, подтверждается извлечением из международного каталога «International Bank Identifier Code», то у резидента есть все основания применять соответствующий международный договор об избежании двойного налогообложения.

Судебная практика судебных инстанций разных уровней сложилась неоднозначная.

Суд первой инстанции полностью согласился с мотивацией банковского учреждения.

Так, по его мнению, Закон о прибыли действительно устанавливает обязанность резидента, осуществляющего в пользу нерезидента выплату дохода из источников его происхождения из Украины, удерживать во время выплаты такого дохода и уплачивать налог на репатриацию доходов в размере 15 % за счет такой выплаты только в случае, если иное не установлено нормами действующих международных договоров. Принял суд также во внимание тот факт, что в заключенном между банковским учреждением-резидентом и банковским учреждением-нерезидентом договором было оговорено, что доход, полученный нерезидентом, будет облагаться налогом в его стране. Исходя из этого, уплата налога с процента является обязанностью нерезидента, а не банковского учреждения — резидента Украины.

С такой мотивацией согласились и две последующие инстанции, однако Верховный Суд Украины пришел к несколько иному выводу.

В своем постановлении он отметил, что при вынесении решения судом первой инстанции были ошибочно истолкованы положения Конвенции об избежании двойного налогообложения.

Так, согласно ее положениям, проценты, возникшие в одном договаривающемся государстве и подлежащие выплате в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом как в первом, так и во втором государстве согласно их законодательству.

Однако, если налоги уплачиваются в государстве, где они возникли, и получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 % от общей суммы процентов. Таким образом, уплата налога в стране нерезидента — получателя процентов не освобождает резидента, начислившего такие проценты, от уплаты налога.

Перечень случаев, когда проценты, начисленные в одном государстве, освобождаются от налогообложения в этом государстве, является исчерпывающим и преду­смотрен этим же договором об избежании двойного налогообложения.

Такой порядок распространяется на проценты, подлежащие выплате непосредственно правительству другой договаривающейся стороны, включая его политико-административные подразделения, местным органам власти, центральному банку, или проценты, начисляемые по ссудам, гарантируемым этим правительством.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что у сторон договора отсутствует право выбирать, в каком государстве облагать налогом полученный доход в виде процентов.

Положения Договора об избежании двойного налогообложения позволяют лишь учитывать максимальный размер ставки налога на доход в виде процентов, по которому будет осуществляться расчет налога на доходы с юридических лиц-нерезидентов, подлежащего уплате на Украине.

Источник: //pravo.ua/articles/nalog-na-dohody-nerezidenta-gde-platit/

Общие принципы налогообложения доходов физлиц-нерезидентов

Налогообложение доходов нерезидентов

Согласно действующему законодательству физ­лица-нерезиденты, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также имеют такие же обязанности, как и граждане Украины. Исключения прямо предусмотрены Конституцией Украины, законами и международными договорами Украины (ст.

 3 Закона № 3773). Следовательно, физлица-нерезиденты, получающие доходы в Украине, обязаны уплачивать налоги с таких доходов (по общепринятому принципу, налог с доходов остается в стране, которая является источником их получения).

О том, как облагаются налогами доходы физлиц-нерезидентов в Украине, расскажем в консультации.

Как определить налоговый статус физлица

Порядок налогообложения доходов физлиц регулируется разд. IV НК. Плательщиками НДФЛ являются физлица-резиденты, получающие доходы в Украине и иностранные доходы, и физлица-нерезиденты, получающие доходы из источника происхождения из Украины (п. 162.1 НК).

Для всех физлиц (и резидентов, и нерезидентов) установлены общие правила налогообложения. Однако налогообложение доходов нерезидентов имеет свои особенности.

Поэтому для правильного применения норм НК вначале следует определить, когда физлицо признается нерезидентом.

Здесь работает правило от обратного, то есть нерезидентом признается лицо, которое не является резидентом (пп. «в» пп. 14.1.122 НК).

А кто же считается резидентом? Согласно НК резиденты – это физлица, имеющие местожительство в Украине (пп. «в» пп. 14.1.213).

А как быть с физлицом, имеющим местожительство не только в Украине, но и за рубежом? Такое лицо имеет статус резидента, если:

  • имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. Условием определения места нахождения центра жизненных интересов физлица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;
  • находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) на протяжении отчетного года, если страну, в которой лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или физлицо не имеет места постоянного проживания ни в одном из государств.

Если с помощью вышеприведенных условий невозможно определить резидентский статус физлица, то такое лицо считается резидентом, если является гражданином Украины. Кроме того, достаточным основанием для признания лица резидентом служит самостоятельное определение им основного местожительства на территории Украины в порядке, установленном НК, или его регистрация как самозанятого лица.

Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, обязаны зарегистрировать новое местожительство в течение 30 календарных дней (далее – к. д.) с момента снятия с регистрации по предыдущему местожительству и прибытия на новое местожительство (ст. 6 Закона № 1382).

Под регистрацией понимается внесение в реестр территориальной громады документов, в которых отражаются сведения о месте жительства/пребывания лица с указанием адреса жилья/места пребывания с последующим включением соответствующей информации в Единый государственный демографический реестр в установленном Кабмином порядке (ст. 3 Закона № 1382).

Органом регистрации является исполнительный орган сельского, поселкового или городского совета, сельский голова (если согласно закону исполнительный орган сельсовета не создан), который осуществляет регистрацию, снятие с регистрации местожительства лица на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на которую распространяются полномочия соответствующего сельского, поселкового или городского совета.

В каком документе иностранца указано его местожительство в Украине?

Данные о местожительстве иностранца или лица без гражданства вносятся в следующие документы: временное удостоверение гражданина Украины, вид на постоянное жительство, вид на временное жительство, удостоверение беженца, удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите, удостоверение личности, которой предоставлена временная защита (ст. 3 Закона № 1382).

Итак, если физлицо не подтверждает свой резидентский статус, то его доходы для целей налогообложения признаются доходами нерезидента в Украине.

Общий порядок налогообложения доходов физлиц-нерезидентов

Согласно пп. 170.10.1 НК доходы, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) в пользу нерезидентов в Украине, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов, с учетом особенностей, предусмотренных нормами разд. IV НК для нерезидентов.

Объектами налогообложения нерезидента являются (п. 163.2 НК):

  • общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход из украинского источника;
  • доходы в Украине, которые окончательно облагаются налогом во время их начисления (выплаты, предоставления).
  • В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход включаются (п. 164.2 НК):
  • доходы в виде зарплаты по условиям трудового договора;
  • суммы вознаграждений и других выплат, начисленных по гражданско-правовому договору (далее – ГПД);
  • доходы от продажи объектов имущественных и неимущественных прав, в частности промышленной (интеллектуальной) собственности, и приравненных к ним правам;
  • доходы в виде авторского вознаграждения или иной платы за предоставление другим лицам права на пользование или распоряжение нематериальным активом;
  • объекты права интеллектуальной промышленной собственности и приравненные к ним права (роялти);
  • доходы от предоставления имущества в аренду (лизинг) или субаренду;
  • доходы в виде дополнительного блага, определенные пп. 164.2.17 НК;
  • другие виды доходов.

Налоговые агенты нерезидента и порядок уплаты налога

Если доходы выплачиваются другим нерезидентом:

  • в безналичной форме, то они зачисляются на отдельный текущий счет, открытый физлицом-нерезидентом (налогоплательщиком) в банке-резиденте согласно нормативно-правовым актам НБУ. Такой банк считается налоговым агентом и обязан начислять, удерживать и уплачивать в соответствующий бюджет от имени лица и за его счет налог на доходы во время осуществления любых расходных операций с его счета, в частности при выдаче наличных, перечислении доходов на другой текущий счет, в том числе в случае приобретения им статуса резидента, а также закрытия указанного счета (п. 2 Порядка № 1226);
  • наличными или в неденежной форме, то он самостоятельно начисляет и уплачивает налог на доходы в соответствующий бюджет на счета, открытые в территориальных органах Государственной казначейской службы по месту его пребывания в Украине, на протяжении 20 к. д. после дня получения доходов, но не позднее истечения срока его пребывания в Украине (пп. 170.10.2 НК, п. 3 Порядка № 1226).

Если доходы выплачиваются резидентом – юридическим или самозанятым лицом, то такие лица являются налоговыми агентами нерезидента (пп. 170.10.3 НК).

Если доход в пользу нерезидента начислен налоговым агентом, но не выплачен, то НДФЛ, подлежащий удержанию из такого дохода, должен быть перечислен в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные для месячного налогового периода (пп. 168.1.5 НК), то есть в течение 30 к. д., следующих за отчетным (налоговым) периодом.

Налоговая инспекция по месту нахождения налогоплательщика в Украине (в случае отсутствия его в Украине – по основному месту учета налогового агента) выдает справку об уплаченном налоге на доходы в порядке, установленном налоговыми органами. В случае уплаты налога на доходы непосредственно налогоплательщиком основанием для получения справки является платежный документ, подтверждающий факт уплаты в Украине налога.

Нерезидент должен знать, что из выплачиваемого ему дохода будет удержан НДФЛ и по какой именно ставке. Поэтому согласно НК в договоре с нерезидентом, условия которого предусматривают получение им дохода в Украине, резидент обязан указать ставку налога, которая будет применяться к таким доходам (пп. 170.10.3 НК).

Избежание двойного налогообложения

По общему правилу, если международным договором, согласие на обязательность применения которого предоставлено Верховной Радой, установлены иные, нежели НК, правила, то применяются правила международного договора (п. 3.2 НК).

Правила международных договоров, касающиеся налогообложения доходов нерезидентов, применяются путем (п. 103.1 НК):

  • освобождения дохода от налогообложения;
  • уменьшения ставки налога (по сравнению со ставкой НК);
  • возврата нерезиденту разницы между уплаченной суммой налога и суммой, рассчитанной по международному договору (процедура прописана в п. 103.11–103.14 НК).

Узнать, заключен ли со страной нерезидента договор об избежании двойного налогообложения, можно из Письма ГФС от 02.01.18 г. № 78/7/99-99-01-02-02-17.

Чтобы воспользоваться нормами международного договора, в котором ставки налога по конкретному виду дохода могут быть меньше, чем в Украине, нерезидент должен соответствовать требованиям ст. 103 НК, то есть быть:

  • бенефициарным (фактическим) получателем дохода. При этом бенефициаром не может быть агент, номинальный собственник или посредник по такому доходу;
  • резидентом страны, с которой заключен указанный договор. Этот факт должен быть подтвержден справкой или ее нотариально заверенной копией.

Такую справку выдает компетентный орган страны нерезидента. Справка должна быть легализована в соответствии с законодательством Украины (п. 103.5 НК).

Легализация предусматривает перевод на украинский язык и заверение перевода у нотариуса (с. 79 Закона № 3425). Если справка составлена на территории государств – участников Гаагской конвенции от 05.10.61 г.

, то ее может заверить апостилем уполномоченный орган страны нерезидента.

Отражение доходов нерезидентов в отчетности

Сведения о начисленных (выплаченных) нерезиденту доходах и начисленных, удержанных и уплаченных из них налогах налоговый агент (юрлицо-резидент или самозанятое лицо) обязан отразить в налоговом расчете по форме № 1ДФ. Для этого надо знать регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика-нерезидента.

Учетная карточка физлица, еще не включенного в Государственный реестр физических лиц – налогоплательщиков (далее – Госреестр), подается им лично по форме № 1ДР, утвержденной Приказом № 822.

Физлица-иностранцы и лица без гражданства подают учетную карточку территориальным органам ГФС Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Иностранцы и лица без гражданства, имеющие вид на постоянное проживание или вид на жительство в Украине, могут регистрироваться как налогоплательщики в ГНИ в районах, городах, районах в городах, объединенных ГНИ, соответствующих месту жительства в Украине, указанному в виде на жительство.

Регистрация иностранцев и лиц без гражданства осуществляется после выполнения требований Порядка № 150 (о продлении срока пребывания и продлении или сокращении срока временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины).

Физлицо регистрируется в Госреестре в течение 5 рабочих дней со дня подачи в контролирующий орган учетной карточки.

Выводы

Доходы нерезидентов-физлиц с источником происхождения из Украины подлежат налогообложению по правилам и ставкам, определенным для резидентов, с учетом особенностей, предусмотренных нормами разд.

 IV НК для нерезидентов и нормами других законов. В зависимости от формы выплаты дохода налоговыми агентами физлица могут быть лица, выплачивающие ему доходы, или он сам.

Данные о суммах начисленного, выплаченного дохода и удержанного из него НДФЛ отражаются в общем порядке в форме № 1ДФ.

Источник: //uteka.ua/publication/commerce-12-nalogi-i-otchetnost-10-obshhie-principy-nalogooblozheniya-doxodov-fizlic-nerezidentov

О налогообложении нерезидента | налогово-таможенный департамент

Налогообложение доходов нерезидентов

На странице информация представлена в упрощённом варианте, различия в налогообложении могут быть вызваны различными фактическими обстоятельствами.
 

О резидентстве

Житель зарубежного государства, который получает доход из Эстонии или, находясь в Эстонии, с точки зрения налогообложения считается нерезидентом.

Нерезидентом Эстонии считается также и житель Эстонии, у которого есть место жительства в зарубежном государстве, но на основании налогового договора об избежании двойного налогообложения установлены более тесные связи с иностранным государством (центр жизненных интересов, более длительное время пребывания).

Э-резидент не считается резидентом Эстонии, он является нерезидентом Эстонии, и его доходы облагаются в Эстонии только в части доходов, полученных из находящихся в Эстонии источников доходов.

Э-резидентство не является автоматическим основанием для освобождения от уплаты налогов в других странах.

Доход нерезидента облагается в государстве его резидентства и в других государствах, где возникал доход, при этом в государстве резидентства применяются правила избежания двойного налогообложения.
 

Налогооблагаемый доход

Нерезидент платит в Эстонии подоходный налог только с доходов, полученных из находящихся в Эстонии источников доходов.

С заработной платы, с платы за услугу, с вознаграждения члену правления, с платы за найм или аренду, с платы за лицензию, с пенсии, стипендии, с платы за выступление спортсмену или артисту подоходный налог обязано удерживать лицо, производящее выплату.

Лицо, производящее выплату, при начислении подоходного налога не вычитает из налогооблагаемого дохода физического лица – нерезидента необлагаемый доход, учитывается только удерживаемый платёж по страхованию от безработице при условии, что уплата этого платежа в Эстонии была обязательной.

Если подоходный налог в Эстонии был удержан в полном объёме, тогда нерезидент не должен представлять декларацию о доходах.

Если с государством резидентства получателя выплаты у Эстонии заключён налоговый договор, который предусматривает более льготное налогообложение подоходным налогом дохода нерезидента в Эстонии, и получатель выплаты подтверждает свое налоговое резидентство документом, утвержденным налоговым управляющим соответствующего государства (например, форма TM 3 (547.39 КБ, PDF)), или есть справка о резидентстве (на англ. языке certificate of residency), то уменьшение налоговой обязанности в соответствии с налоговым договором можно применить уже при совершении выплаты. Лицо, производящее выплату, представляет Налогово-таможенному департаменту вместе с формой TSD действующую справку о резидентстве, если справка ранее не представлена департаменту (справка действует 12 месяцев для физических лиц и 36 месяцев для юридических лиц). В этом случае на основании налогового договора к выплате будет применена окончательная льготная ставка подоходного налога, и получатель выплаты не должен будет представлять декларацию о доходах в Эстонии в части данного дохода.

В общем случае при налогообложении доходов нерезидента не применяются налоговые льготы (вычеты), предусмотренные для резидентов.

  • Если лицо, делающее выплату, не удержало подоходный налог, но у нерезидента возникает обязанность по подоходному налогу в Эстонии, тогда нерезидент обязан за период налогообложения (календарный год) представить о своих доходах декларацию о доходах (форма А1) не позднее, чем к 31 марта следующего календарного года.
  • Если нерезидент получил прибыль от отчуждения имущества, тогда он обязан на основании установленного в части 4 статьи 4 Закона о подоходном налоге , представить декларацию о доходах (форма V1), лицо, производящее выплату, не должно в данном случае удерживать подоходный налог.При отчуждении недвижимости нерезидент обязан представить декларацию о доходах – форму V1 в течение месяца со дня получения прибыли. В случае получения прибыли при отчуждении прочего имущества (в случае отчуждения ценных бумаг декларируется также и убыток) декларация представляется за период налогообложения (календарный год) не позднее, чем к 31 марта следующего календарного года.

Расходы можно вычесть только на основании подтверждающего документа. Прибыль рассчитывается на основании данных, указанных в декларации. Доход от продажи, стоимость приобретения и расходы, связанные с отчуждением, декларируются в отдельных графах.

  • Если нерезидент получил в Эстонии предпринимательский доход, тогда он обязан в соответствии с установленным в части 5 статьи 44 Закона о подоходном налоге представить декларацию о доходах – форму E1. Предприниматель – физическое лицо, зарегистрированный в коммерческом регистре или регистре страны – участницы договора, может в декларации из облагаемого дохода вычесть им самим произведённые и документально подтверждённые расходы, непосредственно связанные с предпринимательством. Прибыль от предпринимательской деятельности рассчитывается на основании данных, представленных в декларации, доходы и расходы следует отражать отдельно.Форму E1 надо представить в течение шести месяцев, следующих за периодом налогообложения — к 1 июля.

Вычеты, предусмотренные для нерезидента

Физическое лицо – резидент другой страны – участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве для получения льгот, предусмотренных для резидента Эстонии, может представить декларацию о доходах резидента Эстонии 1 раз в год — к 31 марта следующего года.

В декларации о доходах физического лица резидент другой страны – участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве должен в графе «Являетесь ли Вы резидентом другой страны – члена Европейской экономической зоны, который получил доход в Эстонии и желает использовать налоговые льготы в Эстонии на основании условий, установленных в частях 2 или 3 статьи 311 Закона о подоходном налоге ?» указать «ДА». В этом случае нерезидент должен декларировать все свои мировые доходы, потому что, хоть в Эстонии и облагается только в Эстонии полученный доход, налоговые льготы (вычеты) учитываются частично, в зависимости от отношения дохода, полученного в Эстонии, ко всему доходу, полученному нерезидентом в период налогообложения. Нерезидент отражает свои полученные за рубежом доходы только в таблице 8.9, другие таблицы нерезидент не заполняет.
 

Для декларирования необходимы общие данные

Если у лица отсутствует личный код, присвоенный ему в Эстонии, тогда в декларации о доходах указывается регистрационный код, выданный Налогово-таможенным департаментом.

Если к сроку представления декларации у Вас нет регистрационного кода, выданного Налогово-таможенным департаментом, тогда Вы можете заполнить соответствующее ходатайство (см руководство и формы).

Регистрационный код, выданный Налогово-таможенным департаментом можно проконтролировать по электронному запросу «Поиск личного/регистрационного кода нерезидента».

Для перечисления подоходного налога нужен персональный номер ссылки. Если персонального номера ссылки нет, то после представления декларации персональный номер ссылки выдаётся нерезиденту, и на основании его можно сделать перечисление на расчётный счёт Налогово-таможенного департамента.

Необходимые для уплаты подоходного налога реквизиты (данные о банковских счетах и информацию о персональном номере ссылки) найдёте на странице Налогово-таможенного департамента под рубрикой «Реквизиты для уплаты налогов».

Источник: //www.emta.ee/ru/chastnyy-klient/deklarirovanie-dohodov/o-nalogooblozhenii-nerezidenta

Какие налоги должны платить иностранцы и иностранные компании в Казахстане? | Курсив – деловые новости Казахстана

Налогообложение доходов нерезидентов

Продолжая тематику о правах иностранных лиц в стране, нельзя обойти финансовую составляющую. В данной статье хотелось бы разъяснить порядок налогообложения нерезидентов по одному из основных видов налогов – подоходному налогу (ИПН, КПН), не затрагивая сферу недропользования (в силу своей специфики).

Введенный с начала текущего года новый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – НК) особых изменений в части налогообложения нерезидентов не внес (по сравнению с НК от 2008 года). При этом представляется целесообразным разъяснить нормы нового Налогового Кодекса.

Первоначально определимся в налоговых целях с понятием «нерезидент».

Под нерезидентом признается (ст. 219 НК):

  1. физическое или юридическое лицо, не являющееся резидентом (ст. 217 НК);
  2. иностранец или лицо без гражданства, которое признается нерезидентом в соответствии с положениями международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов (несмотря на положения ст. 217 НК).

В силу отнесения к определениям «работника» иностранцев или лиц без гражданства, предоставленных для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, а также к «налоговым агентам» – юридических лиц-нерезидентов, такие категории нерезидентов подпадают под налогообложение страны (ИПН, КПН). Следовательно, подлежат постановке на регистрационный учет по месту их нахождения/регистрации в течение 30 дней с даты начала осуществления деятельности в РК с последующей выдачей налоговым органом регистрационного свидетельства.

С получаемого дохода из источников в РК нерезидент уплачивает налоги, а также с доходов из источников за пределами РК, связанных с деятельностью постоянного учреждения. Нерезиденты уплачивают и иные налоги, и платежи в бюджет, а также социальные платежи при возникновении таких обязательств.

Физические лица

По доходам физического лица-нерезидента:

  • исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке и сроки, которые установлены гл. 74 НК (порядок налогообложения доходов физических лиц-нерезидентов), по ставкам, предусмотренным ст. 320 и 646 НК (ст. 317 НК);
  • перечень доходов, не подлежащих налогообложению, установлен ст. 654 НК;
  • по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты:
  • доходы физического лица-нерезидента из источников в РК, за исключением доходов, указанных в п. 1 ст. 656 НК, облагаются ИПН по ставкам, указанным в ст. 646 НК, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено ст. 655 НК (ст. 655 НК);
  • несмотря на положения ст. 655 НК, исчисление, удержание и перечисление ИПН в бюджет с доходов физического лица-нерезидента, указанных в п. 1 ст. 650 НК, производятся в определенном порядке ст. 650 НК;
  • исчисление ИПН с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 319 НК, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной п. 1 ст. 320 НК;
  • исчисление и удержание ИПН производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 655 НК;
  • ИПН удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту;
  • при выплате дохода в иностранной валюте размер дохода пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате выплаты дохода;
  • при предоставлении иностранного персонала нерезидентом, деятельность которого не образует постоянного учреждения в РК в соответствии с положениями п. 7 ст. 220 НК, доход такого персонала от деятельности в РК облагается ИПН у источника выплаты. При этом объектом обложения ИПН являются доходы физического лица-нерезидента, в том числе иная материальная выгода, получаемая таким лицом в связи с деятельностью в РК;
  • налоговый агент обязан перечислить суммы ИПН, удержанного у источника выплаты, по месту нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию;
  • декларация по ИПН представляется в порядке ст. 657 и 659 НК;
  • ст. 658 НК предусматривает порядок исчисления и уплаты ИПН с доходов физического лица-нерезидента в отдельных случаях.

В новом НК предусмотрена новация в виде «налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании» (далее – Компания) (ст. 294 НК). Важно отметить, что деятельность Компании и получение прибыли тесны взаимосвязаны с резидентом РК и включаются в его годовой доход и облагаются КПН/ИПН в РК.

Порядок налогообложения прибыли Компании установлен в ст.ст. 297 и 340 НК.

Юридические лица

НК разделяет налогообложение нерезидента в зависимости:

  1. от осуществления деятельности через постоянное учреждение без открытия филиала/представительства (место эффективного управления), через структурное подразделение юридического лица-нерезидента (порядок налогообложения по аналогии с постоянным учреждением, с правом на применение положений международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения, в соответствии со ст.ст. 672, 673 и 674 НК).

Исчисление, удержание и перечисление КПН с доходов юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в РК, установленных пп. 2) п. 1 ст. 307 НК, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке, определенном гл. 72 НК (ст. 309 НК).

Если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в РК признается одно из мест деятельности, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РК независимо от сроков осуществления такой деятельности, определенные согласно ст. 220 НК;

  1.  получающие доходы из источников в РК (ст. 222 НК).

Представляется необходимым изначально определиться с объектами обложения КПН:

I Налогооблагаемый доход

Перечень доходов нерезидента из источников в РК установлен ст. 644 НК (исключения определены в п. 2 данной статьи).

II Доход, облагаемый у источника выплаты

Доходы из источников в РК юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в РК, облагаются КПН у источника выплаты (ст. 645 НК):

  • без осуществления вычетов;
  • путем применения ставок, установленных ст. 646 НК, к сумме доходов, указанных в ст. 644 НК (без применения п. 9 ст. 645 НК);
  • исчисление и удержание по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного п. 1 ст. 315 НК для представления декларации по КПН, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты;
  • удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода нерезиденту;
  • налогообложение производится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими доходами в пользу третьих лиц и (или) своих структурных подразделений в других государствах;
  • порядок исчисления и удержания КПН у источника выплаты применяется к каждому виду работ, услуг отдельно;
  • перечень доходов, не подлежащих налогообложению указан в п. 9 ст. 645 НК;
  • подлежат перечислению налоговым агентом в бюджет в сроки, указанные в ст. 647 НК;
  • представляют расчет (налоговую отчетность) за 1 – 3 кварталы – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата дохода нерезиденту, за 4 квартал – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

III Чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

Определение налогооблагаемого дохода, исчисление и уплата КПН с дохода постоянного учреждения юридического лица-нерезидента производятся в соответствии с положениями ст. 651, 224-293, 299-315 НК, если иное не установлено ст. 651, 653 НК:

  • совокупный годовой доход постоянного учреждения юридического лица-нерезидента составляют виды доходов, связанных с деятельностью такого постоянного учреждения, полученных (подлежащих получению) с даты начала осуществления деятельности в РК, перечень которых определен в ст. 651 НК, в данной статье также предусмотрены доходы, подлежащие отнесению на вычеты;
  • чистый доход облагается КПН на чистый доход по ставке 15 % (в отдельных случаях по 20%);
  • чистый доход определяется в порядке, определенном в п. 1 т. 652 НК;
  • производит уплату КПН на чистый доход в бюджет по месту нахождения постоянного учреждения в течение 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по КПН;
  • порядок налогообложения доходов в отдельных случаях установлен в ст. 653 НК.

Ставка налогообложения КПН (ст. 313 НК) по:

  1. доходам, облагаемым у источника выплаты, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 %;
  2. доходам из источников в РК, определяемые пп.1) – 9), 11) – 34) п. 1 ст.644 НК, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов, а также по доходам, указанным в пп. 10) п. 1 ст. 644 НК, облагаются по ставкам, установленным ст. 646 НК;
  3. чистому доходу юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, подлежит обложению по ставке и в порядке, которые установлены ст. 652 НК.

Введенный с текущего года новый НК предусматривает специальные положения по международным договорам, регулирующим вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов (гл. 75 НК).

В настоящее время в стране действуют 53 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, заключенных РК с иностранными государствами, а также утвержден перечень государств с льготным налогообложением, куда вошли 57 стран.

5 декабря 2019

Куанышбек Есекеев

//www.youtube.com/watch?v=sVR8nVUKER0

Дополнительные поступ­ления от цифровизации фискальной сферы, по расчетам министерства финансов, позволят добирать в госказну около 4,5 трлн тенге дополнительно к 2025 году, – но это лишь тот эффект цифровизации, который лежит на поверхности.

«Казахтелеком» привлечен к проектам цифровизации фискальной сферы как оператор, мы выстраиваем всю цепочку обслуживания этого направления и знаем о его преимуществах во всех аспектах.

Уверенно можно констатировать – самым видимым аспектом из всех являются дополнительные сборы в государственный бюджет.

20 ноября 2019

Максим Барышев

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).

14 ноября 2019

Максат Нуриденулы

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия.

Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами.

Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»

12 ноября 2019

Айдын БИКЕБАЕВ

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают.

Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.

11 ноября 2019

Куанышбек Есекеев

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.

Источник: //kursiv.kz/opinions/2018-10/kakie-nalogi-dolzhny-platit-inostrancy-i-inostrannye-kompanii-v-kazakhstane

Юридическое дело
Добавить комментарий