Нужно ли открывать структурное подразделение

Организация деятельности обособленного подразделения

Нужно ли открывать структурное подразделение
В.Э. Поляковаюрисконсульт
Д.И. Парамоновадвокат МКА
А.А. Сусароваюрист
«ФБК Право»
Cтатья из журнала “Финансовые и бухгалтерские консультации”, № 6 (46), 2013 Нередко компании сталкиваются с необходимостью создания обособленного подразделения.

И в этом случае ключевым является вопрос о выборе правовой формы, в которой может функционировать соответствующее подразделение: филиал, представительство, иное. Рассмотрим данную ситуация на конкретном примере.

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение.

Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество.

В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации — филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений.

Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой[1] .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства. 

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО[2] филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 от общего числа участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса[3].
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации[4].
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества[5]. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц[6] (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах[7]). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением. Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ[8], Фонд социального страхования[9].

    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании[10]). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  1. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  2. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  3. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  4. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения.

Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя).

Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества).

Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

Счет обособленного подразделения

Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов[11]).

Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты.

Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке.

В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом.

Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения.

По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

Источник: https://www.cfin.ru/management/practice/legal_form.shtml

Об обособленных и структурных подразделениях юридических лиц

Нужно ли открывать структурное подразделение

Об обособленных и структурных подразделениях юридических лиц

   

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ     РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА         ПИСЬМО         от 19.07.2007 г. N 5292    

    Об обособленных и структурных подразделениях юридических лиц

   Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо относительно регистрации структурных подразделений предприятия и сообщает следующее.         Юридическим лицом, в соответствии с частью первой статьи 80 ГКУ ( 435-15 ), является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке.         Статьей 87 ГКУ ( 435-15 ) определено, что юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.         Юридическое лицо, согласно статье 89 ГКУ ( 435-15 ), подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления.         В единый государственный реестр, в соответствии с частью четвертой этой же статьи, вносятся сведения об организационноправовой форме юридического лица, о его наименовании, местонахождении, органах управления, филиалах и представительствах, цели учреждения, а также другие сведения, установленные законом.         Статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) (далее – ХКУ) установлено понятие субъектов хозяйствования. К перечню субъектов хозяйствования, согласно данной статье, отнесены, в частности, хозяйственные организации – юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины ( 435-15 ), государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с данным Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке. Также, в соответствии с этой же статьей, данные субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица.         Статьей 64 ХКУ ( 436-15 ) установлено, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.         Этой же статьей определена организационная структура предприятия, в соответствии с которой предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.).         Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия (организации, учреждения) определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия (организации, учреждения) или другими учредительными документами.         В то же время данной статьей установлено, что предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием (организацией, учреждением).         Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.         Статьей 95 ГКУ ( 435-15 ) установлены определения филиала и представительства, согласно которым филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.         Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.         Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного им положения.         Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.         Статьей 1 Закона Украины “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей” ( 755-15 ) (далее – Закон о регистрации) установлены определения терминов и их значения, в которых эти термины употребляются в данном Законе.         Так, обособленное подразделение юридического лица – это филиал, другое подразделение юридического лица, находящееся вне его местонахождения и производящее продукцию, выполняющее работы или операции, предоставляющее услуги от имени юридического лица, либо представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.         Кроме того, в соответствии с пп. 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” ( 334/94-ВР ) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога, указанных в пп. 2.1.1 данного пункта, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной, нежели такой плательщик налога, территориальной громады, – являются плательщиками налога.         Обращаем внимание на то, что в перечне плательщиков налогов отсутствуют структурные подразделения юридического лица.         На основании вышеизложенного считаем, что очевидным является то, что между определениями “структурное подразделение” и “обособленное подразделение” есть существенная разница.         То есть структурным подразделением предприятия (организации, учреждения) является такое его звено, которое имеет четко определенные функции в производственном процессе, отличающиеся от функций других звеньев, и в силу этого входит в целое как организационно обособленная от других подразделений часть предприятия (организации, учреждения). То есть структурное подразделение не является обособленным ни организационно, ни территориально от предприятия (организации, учреждения), поскольку руководитель такого подразделения назначается на должность и действует в соответствии со штатным расписанием предприятия (организации, учреждения), а не на основании доверенности от имени юридического лица, как это предусматривается действующим законодательством для обособленных подразделений (филиалов, представительств и т. п.). Другим существенным отличием является то, что обособленное подразделение юридического лица располагается вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций и является плательщиком налога на прибыль.         Относительно порядка государственной регистрации обособленных подразделений сообщаем, что в соответствии со статьей 58 ХКУ ( 436-15 ) открытие субъектом хозяйствования филиалов (отделений), представительств без образования юридического лица не требует их государственной регистрации.         Однако в соответствии с частью пятой статьи 95 ГКУ ( 435-15 ) сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в единый государственный реестр.         Статьей 17 Закона о регистрации ( 755-15 ) также установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Единый государственный реестр) содержатся сведения относительно юридического лица, в частности об обособленных подразделениях юридического лица (а не о структурных подразделениях).         Статьей 28 этого же Закона ( 755-15 ) определено, что сведения об обособленных подразделениях юридического лица прилагаются к его регистрационному делу и включаются в Единый государственный реестр. Этой же статьей установлен порядок представления государственному регистратору сведений об обособленном подразделении юридического лица для включения их в Единый государственный реестр.         Так, в соответствии с частью третьей указанной статьи исполнительный орган юридического лица или уполномоченное им лицо обязаны представить (направить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору по местонахождению юридического лица заполненную регистрационную карточку на создание обособленного подразделения юридического лица ( za447-07 ) ( форма N 5 ) и решение органа управления юридического лица о создании обособленного подразделения или уведомление установленного образца о закрытии обособленного подразделения. Формы регистрационных карточек утверждены приказом Госкомпредпринимательства Украины от 20.04.2007 N 54 ( z0447-07 ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 3 мая 2007 года за N 447/13714.    

    И.О.Председателя

К.Ващенко

Источник: https://buhgalter911.com/normativnaya-baza/pisma/gospredprinimatel-stvo/ob-obosoblennyh-i-808224.html

Обособленное подразделение: создаем и регистрируем

Нужно ли открывать структурное подразделение

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием.

Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна.

Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

Бесплатная консультация по регистрации

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение.

Здесь есть важное условие – критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места, а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения. ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено).

Разумеется, возникает вопрос – как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала.

  А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем.

НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно). 
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала.

Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров).

Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение по форме № С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал заявления о регистрации.

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет – 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет – штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС – 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/obosoblennoe-podrazdelenie

Порядок создания обособленного подразделения ООО в 2019 году

Нужно ли открывать структурное подразделение

Создание обособленного подразделения — это открытие территориально обособленной от головного предприятия структурной единицы. Таким правом наделены все российские субъекты хозяйственной деятельности.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Существующее законодательство дает определение и основные признаки обособленного подразделения (ОП). Но в правовых нормах отсутствует порядок создания обособленного подразделения ООО (2019 год). Рассмотрим подробнее документы, регламентирующие их деятельность.

Законодательные нормы

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, ОП — это любая территориально независимая структурная единица, в которой имеются стационарные рабочие места.

Такими рабочими местами признаются лишь те, которые созданы на срок не менее чем один месяц.

Законодательство признает факт существования подразделения вне зависимости от того, отражено его создание в учредительных и других документах организации или нет, и полномочий, которыми оно наделено.

Статья 55 Гражданского кодекса дает определение понятиям представительство и филиал. Представительство обладает всеми признаками ОП, указанными в статье 11 НК РФ, но кроме этого, оно представляет и защищает интересы юридического лица.

Филиал, по (Гражданский кодекс Статья ГК РФ), осуществляет функции юридического лица и представительства. Но основное отличие филиала и представительства от ОП заключается в том, что сведения о них вносятся в учредительные документы.

ОП, вне зависимости от типа, действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом. Руководители осуществляют деятельность на основании доверенности и назначаются юридическим лицом.

Порядок открытия ОП можно разделить на два крупных этапа: регистрация и организация.

Пошаговая инструкция регистрации обособленного подразделения 2019

Существующее законодательство регламентирует лишь порядок организации филиалов и представительств. Процесс создания других ОП практически не отличается от предписанного в законе.

Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать обособленное подразделение в 2019 году.

Шаг 1. Принять решение о создании ОП.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, общество вправе создавать ОП на основании решения участников общества. Решение принимается путем ания. Для этого «за» должны проать не менее чем две трети участников, если иное не предусмотрено уставом организации. Принятое решение оформляется соответствующим протоколом и приказом.

Шаг 2. Подготовить приказ о создании обособленного подразделения (образец 2019).

Шаг 3. Внести изменения в учредительные документы.

При организации филиала или представительства вносятся изменения в устав и другие учредительные документы организации. Если планируется открытие ОП, то изменения в эти документы вносить не нужно.

Шаг 4. Регистрация обособленного подразделения. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об открытии филиала или представительства необходимо подать в Налоговую службу заявление по форме Р13001. Если сведения о структурной единице не вносились в устав, подается заявление по форме Р14001.

Шаг 5. Заполнить сообщение об открытии обособленного подразделения 2019 по форме №С-09-3-1. Этот документ необходимо предоставить в Налоговую службу в течение одного месяца со дня создания ОП. В течение пяти рабочих дней осуществляется постановка на учет, и предприятие получает соответствующее уведомление.

Датой создания ОП признается дата создания стационарных рабочих мест. Для филиалов и представительств такой датой считают день принятия решения об их создании.

Стоит помнить, что, помимо указанных выше документов, налоговая служба может попросить предоставить и другие бумаги.

Организация ОП

Поскольку Налоговый и Гражданский кодексы предъявляют определенные требования к ОП, руководителю предприятия необходимо, помимо решения вопроса, как открыть обособленное подразделение ООО 2019, провести некоторые организационные мероприятия:

  • организация стационарных рабочих мест, в том числе аренда или покупка помещения и транспортных средств;
  • наделение структурной единицы имуществом основной организации;
  • назначение руководителя ОП, выдача ему доверенности;
  • открытие при необходимости расчетных счетов;
  • подбор и прием на работу сотрудников.

Представленный перечень расширяется в зависимости от потребностей предприятия и других факторов, связанных с организацией его нормальной деятельности. Поэтому пошаговая инструкция открытия обособленного подразделения в 2019 году разрабатывается предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Ответственность за уклонение от постановки на учет

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ, предусмотрена ответственность за нарушение сроков отправки сообщения об открытии ОП.

За такое нарушение полагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный вовремя документ. На должностных лиц накладывается штраф в размере от 300 до 500 рублей.

В случае ведения деятельности без постановки на налоговый учет организация обязана выплатить штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Скачать образец приказа о создании обособленного подразделения 2019

Скачать образец решения о создании обособленного подразделения 2019

Скачать бланк заявления об открытии обособленного подразделения 2019 по форме 13001

Скачать бланк сообщения об открытии ОП по форме № С-09-3-1

Источник: https://ppt.ru/art/obosoblennoe-podrazdelenie/sozdat

Создание филиала представительства всегда ли это нужно

Нужно ли открывать структурное подразделение

Филиал, в понимании большинства населения, нечто вроде еще одного кабинета в другом, городе, регионе или государстве. По большому счету так оно и есть, но коль уж, мы живем в правовых реалиях, вся жизнедеятельность урегулирована законами, деятельность подразделений не исключение.

Структурное подразделение в РК функции полномочия

Структурное подразделение это в первую очередь солидность, статус, показатель стабильности и масштабности организации,  долгосрочности её проектов.

Освещу вкратце, правовую сторону учреждения таких образований, а открыть филиал или воспользоваться альтернативными вариантами, для хозяйствования, решайте сами. Останутся вопросы звоните, пишите.

Филиалы компании это

– обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, осуществляющие все или часть функций предприятия. Имеют права, исполняют обязанности, ключевое все функции. Наделяются имуществом головного, кое   несет ответственность за их действия. Могут действовать от своего имени, во благо создателю конечно.

Представительство

– имеет существенное отличие, ограничивающее его полномочия. Ключевой момент – осуществляет защиту и представление интересов юр лица, совершает от его имени сделки и иные правовые действия.

Отличие от параллельно действующего офиса.

Структурное образование подразумевает его регистрацию в Юстиции и налоговых органах. Получение печати, юридический адрес, расчетный счет, руководителя, бухгалтерию, баланс и т.п.

Закрыть, официально действующее (или бездействующее) подразделение совсем не то, что еще один офис свернуть, об этом ниже.

Порядок дистанционного оформленияпредставительства нерезидента

чего заметьте не сказать об учетной регистрации филиалов и представительств местных компаний,   весьма муторная процедура. Ни чего экстра сложного, но требуется дважды обмениваться документами через курьерские службы.

  • Получаете БИН, смотрите перейдя по ссыле;
  • Выбираете кандидатуру на должность директора, коим может быть и иностранец, номинал не вариант;
  • Находите помещение под адрес. С арендой поможем;
  • Подписываете Положение о Филиале, Протокол или Решение об учреждении, Генеральную Доверенность на руководителя (все это готовим мы);
  • Отправляете курьерской службой, нотариальные копии учредительных документов, паспортов директоров Общества, выписку из торгового реестра (ЕГРЮЛ), в наш офис в Алматы;
  • Ждете десять рабочих дней (иностранным 10, а не три и не один, как убеждают некоторые наши конкуренты).

Филиал готов ехать, никуда не пришлось. Услуга так же включает получение ЭЦП и печати, для вновь образованного подразделения, так что по её завершении, остаётся только открыть расчетный счет в банке, если нужен опять же.

Вышеизложенное, касается регистрации подразделений компаний всех государств – РФ, Украины, Европы, США, Белоруссии, стран Ближнего Востока, Китая, Израиля и прочих, за небольшой разницей в форме предоставляемых бумаг.

Для сведения, лицензии на лицензируемую деятельность выдаются головному. Филиалы действуют на её основании, а для функционирования представительства она вовсе не нужна.

Филиалы, чьё функционирование связано с концентрацией финансовых ресурсов, страхованием, перестрахованием, банковской сферой, торговлей на фондовой и прочих биржах для ведения деятельности обязаны получать лицензии.

Филиалы и представительства Казахстанских организаций

– со сбором первоначальной документации, будет попроще, сроки всего три дня.

Потребуется:

  • адрес;
  • копии учредительных;
  • удостоверение директора;
  • прочее готовим мы.

Регистрация иностранного филиала, есть ли необходимость?

1) Крупным, межрегиональным и транснациональным компаниям выстраивать управление через структурные подразделения, однозначно удобней. Ввиду необходимости содержания штата иностранных тружеников, и чуткого контроля материнской компании.

2) Юридическим лицам, которым в государствах их резидентства, в странах Евросоюза, например, присваиваются условные бонусы или нечто вроде того, по выполненным за рубежом объемам, но с условием наличия официальной структуры. Что исключается, для самостоятельного юр лица, даже при 100% участии самого не резидента.

3) Тем у кого имеется опыт использования такой схемы инвестирования или партнерства с Казахстаном.

Альтернативы.

На заметку, по сопровождению бухгалтерии чествуемых субъектов, нет достаточного количества опытных специалистов. В большинстве случаев рациональней найти другой способ захода на рынок.

Капиталу, стран ближнего и дальнего зарубежья, для ведения бизнеса в РК не предполагающего большого штата сотрудников, хорошим решением будет создание самостоятельного предприятия, с полным участием нерезидента.

Ликвидация подразделения

Решая, каким образом вести дела вне места своего нахождения, задумайтесь, залезть на дерево вроде как легче чем слазить. Что засунуть в дупло руку или щуп. Настанет день, сматывать удочки. ТОО можно ликвидировать, продать, присоединить. Структурное можно только ликвидировать. Ну или приостановить на 5 лет, а там  всякое может случиться.

При добросовестной работе, особенно уплате налогов, закрытие филиала или представительства не проблема. Разве, что потребуется подождать два месяца. Остальное тоже сделаем мы.

Есть вариант осуществления предпринимательства в РК, без чего либо вообще, даже лицензирование на этот случай предусмотрено, но ответы на вопросы связанные с отчетностью и налогообложением, придется поискать.

Источник: https://vashepravo.kz/sozdaniye_filiala_kompanii_vsegda_li_eto_nuzhno

Юридическое дело
Добавить комментарий