Правомерно ли требование оплаты за содержание и ремонт жилого помещения?

Имеем ли мы право отказаться от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, если по нашему мнению управляющая организация ничего не делает в подъездах

Правомерно ли требование оплаты за содержание и ремонт жилого помещения?

 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?

Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Согласно федеральному законодательству теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобраны через конкурс сроком до 10 лет.

Их обязанность — обеспечивать весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на территории их ответственности, согласно процедуре конкурсного отбора.

Региональный оператор не просто будет собирать и вывозить мусор, но еще обеспечивать их обработку (сортировка отходов), обезвреживание, утилизирование и захоронение. 

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ ПЕРЕХОД НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО?

цель — повысить качество услуги по обращению с ТКО, предотвратить появление свалок, улучшить экологическую ситуацию.

Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких поселков.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился новый пункт — обработка ТКО. Просто захоранивать вторичное сырье – лом и отходы металлов, бумагу, картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя.

Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые не являются коммунальными, но попадают в обычные контейнеры.

Например, те же батарейки, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения об организации обращения с ТКО с уполномоченным органом (на территории Волгоградской области – это областной комитет ЖКХ и ТЭК), в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Волгоградской области.

КАКОВ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЖИТЕЛИ МКД, ЖИТЕЛИ ЧАСТНОГО СЕКТОРА, СОБСТВЕННИКИ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫЕ ЛИЦА)

Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО между региональным оператором и потребителями ТКО заключаются:

– в письменной форме;

– путем совершения потребителем конклюдентных действий (т.е. совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг), в данном случае договор считается заключенным с даты начала предоставления коммунальной услуги.

В многоквартирных домах договоры будут заключаться между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Случаи, при которых собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключают договоры напрямую с региональным оператором:

– непосредственное управление;

– не выбран способ управления домом;

– способ управления выбран, но управляющая организация (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) не приступила к управлению многоквартирным домом;

– при сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и их расчетов (договор с перевозчиками заключался напрямую и организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не выставляла счет в платежных документах);

– при расторжении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

– в случае принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме заключают договор на оказание услуги по обращению ТКО непосредственно с региональным оператором, в независимости от способа управления многоквартирным домом.

С собственниками частных домовладений договор на обращение с ТКО заключается индивидуально.

Бюджетные организации, осуществляющие закупки, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заключают договор с региональным оператором, как с единственным поставщиком.

В отношении помещений (зданий, сооружений), находящихся в аренде, договоры на обращение с ТКО будут заключаться с собственниками соответствующих помещений (зданий, сооружений), исключения составляют случаи, в которых договором аренды предусмотрено, что расходы на оплату услуг по обращению с ТКО несут арендаторы помещений (зданий, сооружений).

ГДЕ ОПУБЛИКОВАН ДОГОВОР ОФЕРТЫ?

Проект договора публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО ООО “Управление отходами – Волгоград” – http://uo34.ru/volgogradskaya-oblast.

КАК БУДЕТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ОПЛАТА ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– нормативы накопления ТКО, лимиты образования отходов;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ПЛАТА ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ТКО ВЫНЕСЕНА В ОТДЕЛЬНУЮ СТРОКУ И ВЗИМАЕТСЯ КАК ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, твердое топливо, при наличии печного отопления, отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, и в квитанции на оплату услуга по обращению с ТКО, являясь с 01 января 2019 г. коммунальной, будет вынесена отдельной строкой. Второй вариант выставления – отдельно сформированная квитанция (АИЕПД).

БУДЕТ ЛИ ВЫЧЕРКНУТА «ПЛАТА ЗА ВЫВОЗ И УТИЛИЗАЦИЮ ТБО» ИЗ СТРОКИ «РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ»?

Да, с 01 января 2019 г., когда начнет работать региональный оператор, нагрузка по расходам за вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно, на эту сумму должно произойти снижение платы за жилищные услуги и население не будет платить за одну и ту же услугу дважды.

КОГДА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР НАЧНЕТ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГУ?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с 01 января 2019 г.

В КАКОЙ МОМЕНТ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ЗА ТКО?

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в мусоровоз (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР НА ВЫВОЗ МУСОРА САДОВОДЧЕСКИЕ, ОГОРОДНИЧЕСКИЕ ИЛИ ДАЧНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН, ГАРАЖНЫЕ КООПЕРАТИВЫ?

Договор с региональным оператором обязаны заключить все организации, у которых образуются ТКО, в том числе садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ТКО?

“Твердые коммунальные отходы” (ТКО) это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и схожи по составу с отходами от жилых помещений.

Основное отличие ТКО от “твердых бытовых отходов” (ТБО) в том, что коммунальные отходы – более расширенное понятие. В него входит не только мусор, который ежедневно образуется в любой квартире, но также и аналогичные отходы различных компаний.

К ТКО также относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

Понятие ТБО после внесения изменений в законодательство в официальной документации не применяется.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К КГО? КУДА ВЫБРАСЫВАТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ОТХОДЫ (КГО)?

Крупногабаритные отходы (КГО) это те же ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

К КГО относится мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, коляски, велосипеды и другие крупные предметы, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину. Крупногабаритные отходы должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители.

Места расположения специальных площадок для сбора и накопления КГО определяются в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Волгоградской области и санитарными правилами.

Вывоз крупногабаритных отходов с мест их сбора и накопления производится региональным оператором по графику, а также по заявкам потребителей – собственников КГО.

КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКОМ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ И ОТВЕЧАЕТ ЗА ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ?

Собственниками контейнерных площадок могут быть собственники помещений в многоквартирных домах, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ (ЖСК), собственники земельных участков, в том числе муниципалитеты.

Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация (ТСЖ, ЖСК).

Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЛОЩАДКИ НА ПРЕЖНЕМ МЕСТЕ?

Да, контейнерные площадки для сбора отходов сохранятся на прежних местах. Решение о переносе или оборудовании новых контейнерных площадок, площадок для сбора и накопления КГО согласовывается региональным оператором с местной администрацией.

ЕСЛИ В НАШЕМ ПОСЕЛКЕ НЕТ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ, КАК БУДЕТ ВЫВОЗИТЬСЯ МУСОР?

На территории Волгоградской области накопление ТКО осуществляется тарным и бестарным способами.

При бестарном способе (в случае отсутствия на территории поселка контейнерных площадок) ТКО накапливают в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.

По вопросу о графиках вывоза ТКО необходимо обратиться к региональному оператору (адрес: г. Волгоград, ул. Канунникова, д. 23, оф. 2.14., тел. 8-800-350-43-48).

КАК ЖИТЕЛЯМ БУДЕТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ОПЛАТА ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме и единого тарифа на услугу регионального оператора:

Источник: http://www.gkh-volga.ru/likbez/imeem-li-my-pravo-otkazatsya-ot-oplaty-za-soderzhanie-i-remont-zhilogo-pomeshcheniya-v-mnogok

Информация для потребителей при нарушении их прав при предоставлении услуг ЖКХ и о полномочиях Роспотребнадзора в этой сфере

Правомерно ли требование оплаты за содержание и ремонт жилого помещения?

В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области  систематически поступают обращения граждан о нарушении хозяйствующими субъектами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими отношения, в том числе, с участием граждан потребителей при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг.

Основу правового регулирования жилищных отношений, одним из участников которых являются граждане, определяет Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Так как все вопросы предоставления жилищных и коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов нормами ЖК РФ отнесеныквопросам в области жилищных отношений, регулируемых положениями жилищного законодательства (статья 4 ЖК РФ), а статья 8 ЖК РФ говорит о приоритете норм ЖК РФ по таким вопросам как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги, то проверка соблюдения связанных с этим обязательных требований является компетенцией органов государственного жилищного надзора (статья 20 ЖК РФ ипостановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре»).

По смыслу положений статей 36 и 44 ЖК РФ объем и содержание услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также определение их конкретных исполнителейосуществляет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое, в частности, осуществляет выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 и часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

Также, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме на основании условий договора управления многоквартирным домом уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг.

В договоре управления многоквартирным домом, причем безотносительно к как таковому способу управления (часть 2 статьи 161 ЖК РФ), перечисляется не только состав общего имущества, но и перечень услуг и работ по его содержанию и ремонту, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно положениям части 4 статьи 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Причем с каждым собственником договор управления заключаетсяна условиях, указанных в решении общего собрания(часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

Также на основании части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об оказываемых услугах и о выполняемых работах в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.

В результате изменений в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), обусловленных принятием Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в силу положений статьи 20 ЖК РФ, полномочия по проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими, в том числе, отношения с участием граждан потребителей (в частности, касающихся принятия соответствующих мер по пресечению нарушений обязательных требований жилищного законодательства), отнесены к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.

С учетом положений статьи 20 ЖК РФ проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями  39, 156, 157, 161 ЖК РФ (включая правила содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг, в т.ч. на общедомовые нужды), должны осуществляться должностными лицами органов государственного жилищного надзора. 

На территории Томской области уполномоченным органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит региональный государственный контроль (надзор) в области жилищных отношений является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41; тел. 905-570).

государственного жилищного надзора раскрывается в части 1 статьи 20 ЖК РФ.

Права должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, перечислены в частях 5 и 6 статьи 20 ЖК РФ.

При этом среди прочего они имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, правомерность установления тарифов на услуги ЖКХ, начисление оплаты за жилищные и коммунальные услуги, наличие задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценку правильности взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.

С 25 июня 2013 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым утверждено   Положение о государственном жилищном надзоре (далее – Положение).

Пунктом 11 данного Положения определен предмет проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора, в числе которых соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к:

– установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

– раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

– предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

– обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и др.

Определяя, в пунктах 1-14 части 1 статьи 4 ЖК РФ исчерпывающий перечень вопросов, регулируемых жилищным законодательством, а в статье 5 ЖК РФ – собственно содержание самого жилищного законодательства, ЖК РФ в статье 20 вполне определенно указывает на пределы компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.   

На основании части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информацииоб оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731. Причем, учитывая содержание пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации, управляющие организации обязаны размещать (опубликовывать) информацию в соответствии со стандартом в течение 2 месяцев с даты вступления его в силу (09.10.2010).

В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

– перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

– тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы.

При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены), а сами сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 стандарта раскрытия информации;

– тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ контроль за соблюдением вышеназванного стандарта раскрытия информации также осуществляется уполномоченным органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации.

Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определяет состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Таким образом, в силу прямого указания закона, именно органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерацииосуществляют проверки, предметом которых среди прочего являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг (включая, в том числе, все вопросы, касающиеся состава и порядка доведения до граждан – потребителей ЖКУ необходимой и достоверной информации о них), т.е. тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ.

Объектом же федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей для Роспотребнадзора и его территориальных органов служат исключительно обязательные требования законодательства в установленной сфере деятельности, а предметом проверок – вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами императивных требований к товарам (работам, услугам), сформулированных в конкретных нормативных правовых актах, регулирующих отношения с участием потребителей (пункт 1 статьи 1 и подпункты 1 и 2 пункта 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Роспотребнадзор и его территориальные органы (в т.ч. Управление Роспотребнадзора по Томской области) в жилищной сфере обеспечивает реализацию своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей, путем:

– привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

– обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (пп.7 п.4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);

– вступлением в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.

В этой связи ни Роспотребнадзор, ни его территориальные органы не вправе предметно рассматривать и выносить в административном порядке обязательные для исполнения решения по обращениям, суть которых, в том числе, сводится к изложению спорных вопросов, связанных с установлением тарифов на услуги ЖКХ, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, наличием задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценивать правильность взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.

Версия для печатиВерсия для MS WordЗащита прав потребителей

Источник: http://70.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/146585/

Вс рф признал законной индексацию платы по договору управления мкд на инфляцию без решения общего собрания собственников

Правомерно ли требование оплаты за содержание и ремонт жилого помещения?

Новости и аналитика Новости ВС РФ признал законной индексацию платы по договору управления МКД “на инфляцию” без решения общего собрания собственников

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также – ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать указанные постановления (Определение ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 301-КГ18-22044).

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор – собранием же – не менялся.

При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги.

Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, например, определение ВС РФ от 24 декабря 2018 г.

№ 308-КГ18-21774, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2018 г. № Ф01-6500/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. № Ф01-2620/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 3 августа 2018 г. № Ф01-2809/18, постановление АС Северо-Западного округа от 13 сентября 2018 г. № Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы – в рассматриваемом случае – не нарушает требований действующего законодательства:

  • плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;
  • при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться – при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;
  • собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;
  • индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;
  • значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;
  • наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который – в качестве собственника помещений –подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники – приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями – фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления.

Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (определение от 11 января 2019 г. № 309-КГ18-23161).

Напомним, что Минстрой России признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления.

Документы по теме:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1257914/

жилья в квитанции ЖКХ – это: что туда входит и как расчитывается

Правомерно ли требование оплаты за содержание и ремонт жилого помещения?

2 Января 2018 5:00

Ежемесячно получая квитанцию за коммунальные услуги за отчетный период, граждане скрупулезно пересчитывают каждый из показателей. Особого внимания заслуживает строка «содержание жилья».

жилья в квитанции ЖКХ – это показатель, учитывающий расходы, потраченные на обеспечение нормального функционирования общедомового имущества. Начисление производиться на основании ст.154 Жилищного Кодекса РФ.

Организацию работ в данной сфере регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением правительства № 491 в 2006 году.

и текущий ремонт жилых и нежилых помещений выполняется в любом доме и включает в себя:

  • Регулярный осмотр состояния всех помещений и инженерных систем;
  • Обеспечение освещения общедомовых помещений (площадок, лифтовых шахт, чердаков, подвалов) и придомовой территории;
  • Выполнение требований санитарных минимумов в области соблюдение температурного режима в общих помещениях;
  • Уборка площадей в МКД и территории, на которой он расположен;
  • Вывоз твердых и жидких отходов;
  • Выполнение сезонных работ (чистка снега, озеленение участка, покос травы на газонах).

По желанию собственников жилья список может дополняться. Для этого проводят общее собрание с участием представителей организации, занимающейся обслуживанием дома. Для того, чтобы изменения были правомерны, необходимо составить дополнительное соглашение между сторонами на основании протокола.

Как рассчитывается тариф на содержание общедомового имущества

Тарифы по оплате содержания жилья устанавливаются управляющей организацией. Задача собственников заключается в том, чтобы внимательно изучить какие пункты конкретно содержать в их договоре и включены ли они в перечень услуг, которые заложены в тариф.

Помимо этого в данную сумму заложены и прочие затраты организации:

  • Оплата работы сотрудников (как управляющего, так и обслуживающего персонала);
  • Оплата содержания техники, которую используют для выполнения определенных видом работы.

Оплата за капитальный ремонт производиться отдельно. Суммы уплачиваются согласно начислениям в другой квитанции и перечисляются на счет региональных операторов в Фонд капитального ремонта.

В январе 2017 года жителям многоквартирных домов принесли квитанции содержащие новую строку «ОДН на ГВС», «ОДН на ХВС», «ОДН на электроэнергию». Что же это значит?

С этого момента граждане должны уплачивать и суммы за коммунальные ресурсы, потраченные на содержание общедомового имущества.

Насколько, мы знаем, к таковому относятся чердаки, лестничные площадки, лифт и лифтовая шахта, подвалы.

Новшества вносились властями не сразу, подготовительный этап занял более полугода. За это время в нововведениям должны были подготовиться ТСЖ, управляющие компании и сами жильцы.

Для чего же введены новые графы в квитанциях

Чиновники объясняют необходимость таких введений как средство борьбы с непорядочными УК.

Ранее УК могли списывать свои задолженности за счет собственников квартир. Сегодня уже почти в каждом многоквартирном доме установлены счетчики общедомовых нужд и приписать в квитанции «лишнее» не удастся.

Можно ли отказаться от услуг за содержание дома

Полностью перестать оплачивать суммы по пункту «содержание жилья» невозможно. В соответствии с Жилищным кодексом оплата должна вноситься ежемесячно в полном размере не позднее 26-го числа.

Однако, отказаться от некоторых видов услуг, которые предоставляет управляющая компания возможно.

Если жильцы подъезда решили самостоятельно мыть пол, они могут обратиться в управляющую компанию с отменой им этой услуги и соответственно, исключить плату за неё.

Размер платы может быть отменен или уменьшен в случае непредоставления или некачественного предоставления жильцам дома услуг по содержанию общего имущества.

Сегодня уже оплата за содержание жилья никого не удивляет. Ежемесячно каждый россиянин, проживающий в квартире, отдает деньги за то, чтобы в его подъезде было чисто и горели лампочки.

Бабушки на лавочках продолжают вспоминать советскую систему ЖКХ, где квартплата взималась только на потребление коммунальных ресурсов по нормативу.

Остается надеяться, что управляющие компании теперь будут понимать уровень своей ответственности перед собственниками квартир и следить за качеством предоставляемых работ и услуг.

С вопросами в области в ЖКХ, а чаще с проблемами мы сталкиваемся ежедневно. Наш сайт поможет вам в их решении.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/soderzhanie-zhilya-v-kvitancii-zhkh-ehto/

Какое отношение к жилому помещению имеет «содержание жилого помещения»?

Правомерно ли требование оплаты за содержание и ремонт жилого помещения?

Данная статья является восьмой публикацией цикла «Мифы ЖКХ», посвященного развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о незаконности предъявления к оплате собственникам квартир в многоквартирных домах стоимости услуги «содержание жилого помещения».

Суть лжетеории

Рассматриваемая в данной статье теория о незаконности предъявления к оплате собственникам помещений многоквартирных домов (МКД) стоимости услуги «содержание жилого помещения» основана исключительно на названии этой услуги.

Поскольку указанное название говорит о содержании именно «жилого помещения», при этом ни управляющие организации (УО), ни товарищества собственников жилья (ТСЖ), ни жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) не производят никаких ремонтов, никаких работ непосредственно в принадлежащих собственникам квартирах, делается вывод, что услуга «содержание жилого помещения» на самом деле не оказывается, и, следовательно, требование оплаты за такую услугу незаконно.

Что такое «общее имущество»?

Для понимания сути услуги «содержание жилья» необходимо сначала разъяснить понятие «общее имущество в МКД».

Части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) устанавливают:
«1.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме

».

Статья 290 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) подтверждает приведенную норму:
«Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
1.

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
2.

Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру».

Важно отметить, что право собственности на общее имущество МКД неразрывно связано с правом собственности на помещение в этом МКД. Это следует и из части 2 статьи 290 ГК РФ, и из статьи 37 ЖК РФ, которая устанавливает:
«1.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
2.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.3.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

4.

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение

».

Таким образом, общее имущество (ОИ) в МКД принадлежит собственникам помещений такого МКД на праве общей долевой собственности, при этом доля в праве общей собственности на ОИ в МКД неотделима от права собственности на конкретное помещение в этом МКД.

Более подробно вопрос, кто владеет ОИ в МКД, разъяснен в статьях «Кому принадлежит общее имущество?» и «Кто владеет и распоряжается общим имуществом?», входящих в состав цикла «Мифы ЖКХ» и ранее размещенных на сайте АКАТО.

Источник: https://acato.ru/articles/20170327/mify-zhkh-chto-takoe-soderzhanie-zhilogo-pomesheniya

Юридическое дело
Добавить комментарий