УК присылает квитанции по оплате отопления, от которого отказался в 2000г. и выиграл суд, что делать?

Суды об оплате теплоэнергии при демонтаже радиаторов отопления

УК присылает квитанции по оплате отопления, от которого отказался в 2000г. и выиграл суд, что делать?

Не первый год суды различных уровней во многих субъектах РФ рассматривают споры по взысканию задолженностей по отоплению с собственников помещений, в которых демонтированы радиаторы отопления, при этом многоквартирные дома, в состав которых входят указанные помещения, оборудованы централизованной системой теплоснабжения.

Собственники таких помещений заявляют, что поскольку радиаторов отопления в их помещениях нет, теплоэнергию на отопление они не потребляют.

Исполнители услуг настаивают на том, что система отопления является общедомовой, обеспечивающей отопление всех помещений дома, и демонтаж радиаторов отопления не освобождает собственников помещений от внесения платы за отопление.

Что такое «отопление»?

Отопление — особый вид коммунальной услуги.

Если, например, водоснабжение потребляется в точках водоразбора (водопроводные краны), электроэнергия в точках подключения электроприборов, то теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления.

Теплоэнергия передается в отапливаемые помещения за счет теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления (трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.).

Тела, предметы, воздух, получив теплоэнергию от теплоносителя, в свою очередь, передают тепло другим телам и предметам, нагретые воздушные массы переносят тепло в другие участки пространства. В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и теплоэнергия, содержащаяся в воздухе, в элементах интерьера помещения, передается в том числе и в соседние помещения через стены.

С учетом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дом (МКД) признается единым теплотехническим объектом, и жилищным законодательством РФ установлено, что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади.

Как и для других коммунальных услуг в случае, если дом оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), общий объем теплоэнергии, потребленной на отопление, определяется по ОПУ, если не оборудован — по нормативам потребления.

Однако, необходимо отметить, что в отличие от других коммунальных услуг, индивидуальные приборы учета (ИПУ) отопления принимаются к учету только в том случае, если МКД оборудован ОПУ, и все 100 % помещений МКД оборудованы ИПУ.

Исходя из отсутствия возможности определения конкретной точки поступления теплоэнергии на отопление в конкретном помещении, ИПУ, определяющие объем потребления теплоэнергии именно на радиаторах отопления, не измеряют энергию, потребленную от стояков отопления, от стен между помещениями, от других источников, являющихся вторичными относительно теплоносителя, поданного в МКД.

Если учитывать показания ИПУ в отдельных помещениях при отсутствии ИПУ хотя бы в одном помещении дома, точный объем теплопотребления каждым помещением измерить будет невозможно.

Предъявление же к оплате всей «нераспределенной» теплоэнергии (показания ОПУ минус сумма показаний ИПУ) жильцам помещений, не оборудованных ИПУ, приведет лишь к тому, что жильцы оборудованных ИПУ помещений будут снижать потребление тепла непосредственно от радиаторов (где, собственно, и установлены приборы), увеличивая «бесконтрольное» потребление тепла от стояков, стен и т.п.

В итоге в противоречие с фактическим объемам потребления теплоэнергии, жильцам оборудованных ИПУ помещений будет выставляться к оплате заниженный объем потребления коммунальной услуги по отоплению, а жильцам необорудованных ИПУ помещений — завышенный.

Альтернативная система отопления

Часто в судебных разбирательствах собственники помещений, демонтирующие радиаторы отопления в своих помещениях, заявляют, что используют другие способы отопления — например, электрические обогревательные приборы, а теплоэнергию из централизованной системы отопления МКД не получают, а следовательно — оплачивать ее не должны.

Необходимо отметить, что внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома.

При проектировании такой системы учитывается множество параметров, и зависимость температуры воздуха (а, следовательно, и количества потребленной на отопление помещения теплоэнергии) от количества радиаторов отопления, установленных в конкретном помещении, далеко не всегда прямо пропорциональна.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 13.08.

20016 № 491 (далее — Правила 491) «В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Таким образом, демонтаж радиаторов отопления, изменение других параметров элементов системы отопления, находящихся в помещении конкретного собственника, являются изменениями общего имущества дома и переустройством помещения.

Необходимо отметить, что переустройство помещения должно осуществляться в соответствии со статьей 26 ЖК РФ и требует разработки проекта переустройства и его согласования с органом местного самоуправления, а реконструкция системы отопления в виде удаления ее отдельных элементов, фактически влекущая за собой уменьшение размера общего имущества, в соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в данном МКД.

Таким образом, демонтаж системы отопления в отдельном помещении, отказ от потребления коммунальных услуг по отоплению из централизованной системы отопления крайне затруднителен. А самовольное производство таких действий без необходимых согласований противозаконно.

Судебная практика

При рассмотрении споров о взыскании задолженности за коммунальную услугу по отоплению суды в подавляющем большинстве случаев исходят вовсе не из того обстоятельства, имеются ли в рассматриваемом помещении радиаторы отопления.

Обычно суды прежде всего устанавливают, предусмотрено ли в этом помещении предоставление коммунальной услуги по отоплению, вносились ли в установленном законом порядке изменения в проект системы отопления дома в части исключения предоставления коммунальной услуги по отоплению в рассматриваемом помещении, проходят ли через указанные помещения трубопроводы (стояки, лежаки), входящие в состав общедомовой системы отопления. И если фактические обстоятельства указывают на то, что проектом системы предусмотрено отопление указанного помещения, через данное помещение проходят трубопроводы общедомовой системы отопления, что никакой альтернативной системы отопления надлежащим образом оформленными документами не предусмотрено, коммунальная услуга по отоплению подлежит оплате.

Процитируем несколько судебных постановлений, подтверждающих данную позицию.

Решение ВС РФ от 07.07.2015 по делу № АКПИ15-198:

«Частью 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления…».

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.03.2017 № 13АП-1952/2017 по делу № А42-7166/2016 установил:

«Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).

Порядок расчетов, установленный Постановлением Правительства РФ № 354, а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157 пункт 1), в отношении нежилых помещений, предусматривает оплату поставленной в такие помещение тепловой энергии на нужды ТС… Дифференцированный подход к расчету платы по разным нежилым помещениям в одном жилом доме ни указанное Постановление Правительства РФ, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают и не допускают.

Поскольку ответчик не отрицал факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, являющихся общедомовым имуществом, то как правильно указал суд первой инстанции, вне зависимости от того, заизолирован указанный трубопровод или нет, в любом случае по объективным причинам он имеет теплоотдачу.

Доказательств того, что температура в спорных помещениях не соответствует температурному режиму, установленному действующим законодательством (п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354) ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.

В связи с чем вывод суда о предоставлении в спорный период услуги теплоснабжения является правомерным.

Суд также рассмотрел и отклонил довод ответчика о том, что ввиду отсутствия в спорном нежилом подвальном помещении радиаторов отопления (энергопринимающие устройства) факт оказания истцом коммунальной услуги “отопление”, не доказан, а факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с владельца такого помещения в пользу истца платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях. А также то, что транзитные трубопроводы являются составляющей частью системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам, и тот факт, что в связи с наличием изоляции на транзитных трубопроводах, тепловая энергия от потерь не предъявлялась к оплате».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 17АП-14016/2016-ГК по делу № А71-4373/2016 установлено:

«Помещения во встроенной части не имеют приборов отопления, при этом нагрев помещения происходит в результате нагрева пола и стен тепловой энергией (теплоотдача), выделяемой трубопроводами теплоносителя, проходящих в подвале МКД, расположенном под спорным нежилым помещением».

Источник: https://acato.ru/articles/20170828/otoplenie-pri-demontazhe-radiatorov

Долги за коммуналку: угрозы и лайфхаки

УК присылает квитанции по оплате отопления, от которого отказался в 2000г. и выиграл суд, что делать?

Что на самом деле грозит неплательщикам? Реальна ли опасность потерять квартиру за долги? Как можно реструктуризировать долг перед поставщиками услуг? Можно ли реструктуризировать долги перед ОСМД и даже отработать его? 

Эти и масса других важных вопросов о коммунальных долгах год от года становятся все актуальнее.

В первую очередь стоит сказать о самой финансовой формуле взыскания задолженности с пользователей коммунальных услуг: обслуживающая компания, помимо всей суммы просроченного долга, имеет право начислить на нее 3% годовых за весь срок просрочки, а также учесть индекс инфляции, приплюсовать к этому еще судебный и исполнительный сборы. Как вы поняли, окончательную сумму задолженности утверждает суд, но без длительной волокиты, — существует упрощенная процедура, и решение суда в этом случае называется судебным приказом. Такое решение согласно п. 3 ч. 1 ст. 161 Гражданского процессуального кодекса Украины принимается судом в случае, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, телекоммуникационных услуг, услуг телевидения и радиовещания (как мы уже отметили, с учетом индекса инфляции и 3% годовых, начисленных заявителем на сумму задолженности).

Должникам стоит знать о том, что описанное выше решение суда принимается даже без вызова сторон для рассмотрения заявления! Судебный приказ выдается в течение всего лишь пяти дней с момента получения судом информации о зарегистрированном месте жительства (пребывания) физического лица—должника (если должник не физическое лицо—предприниматель). В результате должник получает такой приказ просто по почте. Это что касается прав заявителей — компаний-поставщиков услуг. Закон, как видим, упрощает им жизнь в плане выяснения отношений со злостными неплательщиками: приказное производство является самым быстрым и наименее затратным видом защиты прав поставщиков. Но и у потребителей есть права, о которых очень важно знать каждому из них. Прежде всего, суд откажет в выдаче судебного приказа, если заявитель просит взыскать с должника сумму, насчитанную за пределами срока исковой давности три года. Но ответчики (должники) должны обязательно указывать суду на этот факт!

Итак, суд выдал приказ о взыскании с вас задолженности? У вас есть законные 15 дней на его обжалование. Суд ведь рассматривал заявление поставщика услуг без вашего присутствия и мог не учесть какие-то значимые факторы, — в первую очередь, конечно, основанием для отмены приказа является несоблюдение сроков исковой давности.

Есть и еще масса факторов: в каждом конкретном случае должен разбираться квалифицированный юрист, и оно того стоит! В случае отмены приказа поставщик вынужден будет обращаться в суд уже в порядке общей процедуры взыскания, а классическая судебная тяжба выльется истцу в лишние затраты, как финансовые, так и временные, которые юристы компании потратят на подготовку и участие в процессе. Поэтому практика на сегодняшний день такова: поставщик не обращается в суд в общем порядке для взыскания суммы долга менее 2000 грн (а у некоторых компаний порог еще выше). Все просто: судебные издержки для заявителя в противном случае превысят ту сумму, которую он сможет отсудить, но при этом не факт, что она в итоге будет взыскана в будущем.

Теперь вам совершенно очевидно, что поставщики предпочитают обращаться в суд именно в порядке приказного производства, параллельно рассылая должникам гневные письма с угрозами выселения из квартиры, взыскания судебных издержек и прочими страшилками.

На самом же деле у поставщиков может попросту не быть достаточно денег для оплаты судебного сбора по всем должникам, а это на сегодняшний день очень недешевое удовольствие.

Однако если речь идет об особо злостном неплательщике, долги которого исчисляются пятизначными суммами, то уж в данном случае деньги на судебный сбор, скорее всего, у компании-истца найдутся.

Возвращаясь к вопросу о сроках исковой давности. Это, напомним, три года (именно столько компании-поставщики просят потребителей сохранять квитанции об оплате коммунальных услуг).

Если поставщик подает исковое заявление в общем порядке с требованием взыскать долги за пределами трехлетнего периода, должнику обязательно необходимо заявить о пропуске срока исковой давности по той части долга, которая насчитана вне срока. В этом случае суд сможет удовлетворить иск лишь частично, а в другой части (по долгам старше трех лет) отказать.

Но имейте в виду, вы сами (или ваш адвокат) обязаны позаботиться о том, чтобы отделить старые долги от новых и заявить в суде свои возражения: согласно ч. 3 ст. 267 Гражданского кодекса, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения им решения.

Таким образом, пока судом не установлено, что требования кредитора превышают сроки исковой давности, кредитор имеет право требовать у должника погашения всей суммы задолженности даже за период более трех лет. Потом будет поздно — истец дальше будет обращаться в исполнительную службу, которая обеспечит выполнение решения суда.

Как взыскиваются долги по вступившему в законную силу решению суда? В первую очередь, для уплаты долга используют активы ответчика — деньги (неважно, в какой валюте), хранящиеся в банках.

И наличные средства, обнаруженные у должника, также изымаются и зачисляются на соответствующие счета органов Государственной исполнительной службы (либо же частного исполнителя), о чем составляется соответствующий акт.

При отсутствии денег и других ценностей взыскание происходит за счет ценного движимого имущества, например, автомобиля, дорогой бытовой техники и т.д.

Должник при этом вправе предложить что-то из своего имущества — какие-то конкретные предметы, которые необходимо реализовать в первую очередь. Но окончательное решение принимает все-таки исполнитель — его интересуют наиболее ликвидные вещи, которые легко будет быстро продать и получить максимум средств.

И главная страшилка — выселение из квартиры. Да, такое возможно, но это вовсе не так легко, как вас пытаются запугать кредиторы.

Действительно, Закон “Об исполнительном производстве” предусматривает обращение взыскания на недвижимое имущество (жилье), но только в исключительных, особо запущенных случаях злостной неуплаты долгов.

А именно: требовать выселения должника из его жилья могут лишь, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, превышает 20 размеров минимальной заработной платы и не иначе. Во всех других случаях исполнитель обязан принять меры для исполнения решения за счет другого имущества должника.

Для справки: по состоянию на 1 января 2018 года минимальная заработная плата установлена в размере 3723,00 грн. Выходит, если сумма долга по исполнительному документу меньше 74 460,00 грн (20х3723,00=74 460,00), то обращение взыскания на недвижимое имущество (проще говоря, отъем жилья для продажи) законом запрещено.

Впрочем, далеко не всегда следует доводить дело до суда. Существует внесудебный порядок решения проблемы долга перед коммунальщиками: можно договориться о реструктуризации долга, заключив соответствующий договор с поставщиком. В нем стороны могут указать все, о чем они договорились, в том числе и график ежемесячного погашения долга за услуги.

Нужно заметить, что какого-либо закона, регулирующего на сегодняшний день условия реструктуризации, в Украине нет. Ранее был принят Закон Украины “О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию” (от 20 февраля 2003 года №554-IV), но он относился лишь к долгам, возникшим по состоянию на 1 июля 2003-го.

Позже в данный закон предлагалось внести изменения, но они, к сожалению, так и не были проаны. В частности, в поправках предлагалось включить в сферу действия закона долги, возникшие по состоянию на 1 января 2017 года.

Но ничто не мешает поставщикам услуг и их должникам пользоваться положениями вышеупомянутого закона как ориентиром при заключении договора о реструктуризации задолженности. Особенно в части граничной суммы ежемесячного погашения задолженности. Главное, чтобы все условия реструктуризации соответствовали действующему законодательству и устраивали обе стороны договора.

Притом не только с компаниями-поставщиками можно заключать такие договоры, но и с объединением совладельцев многоквартирных домов. Тут главные требования те же: соответствие законам и достижение согласия по всем существенным условиям.

Так почему желюди не обращаются к компаниям-поставщикам либо к правлению ОСМД с предложениями о внесудебном решении проблемы долгов? причина в том, что граждане банально не могут получить квалифицированную юридическую консультацию по вопросам реструктуризации долга и даже не знают о такой возможности! Не подкованным юридически должникам сложно даже самостоятельно составить письмо в соответствующую службу со своим проектом графика погашения задолженности, самостоятельно дать оценку договору о реструктуризации, который может быть предложен кредитором-поставщиком. Опытный юрист (адвокат) в каждой конкретной ситуации может оказать неоценимую помощь: добиться отмены судебного приказа, подать мотивированные возражения на предоставленный расчет по сумме долга, а также апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции либо заявление о пересмотре заочного решения суда. Поэтому должникам все же стоит задуматься об обращении к юристу в любом случае: хотят ли они заключить договор о реструктуризации либо же если судебный спор уже идет.

Важный момент: заключив договор о реструктуризации задолженности, потребитель автоматически признает сумму долга, указанную в нем. После этого заявить о своем несогласии с условиями подписанного им же самим документа гражданину будет достаточно сложно.

Ведь без такого договора, в судебном порядке, да при наличии квалифицированной правовой консультации есть возможность поставить под сомнение суммы, заявленные поставщиком как задолженность.

А вот после подписания такого договора и в случае дальнейшей неуплаты долга поставщику будет гораздо легче доказать сумму задолженности в судебном порядке.

Источник: https://zn.ua/social_secutity/dolgi-za-kommunalku-ugrozy-i-layfhaki-296395_.html

Юридическое дело
Добавить комментарий